Рис. 2.Уровеньвыполнения заданийдиагностическойработы
Из полученных данных можно сделать вывод: посещение ДОО в целом повышает готовность учащихся к обучению в школе. Среди детей, не готовых и ус-ловноготовых к систематическомуобучениювшколе(4 и 3 группа), доля детей, посещавших ДОО, существенно меньше. Соответственно, доля таких учащихся выше в 1 и 2 группах. С точки зрения организации пропедевтической работы име-етзмаиеыие анализоыяоентым типовныт оайруднениймиольоивов и кочемтио выполнения заданий диагностической работы.
Как ворноизмисунка 2,таобооьшче затмуд нение первоклассники испытывали при выполнении заданий «Дорожка звуков». Данное задание диагностирует уоооенгофочм иуованоойтифонешани ч еско го олуоаы
Таким образом, основываясь на результатах исследования, можно предста-уиоьоОоОщёка ЧочкнпсоВРеоппбликп.Шяытоажыет некоторые характеристики детей, которые должны учитываться уже на первых этапах обучения в школе.
Потопы к обочиниотшколеоЧ7е ()3,5%) пкрыоитасймикон, Эти ыееи кос дят в группу «Высокая возрастная норма». Эти дети обладают высоким уровнем самоконтроля, самоорганизации в различных видах деятельности. У учащихся данной группы развиты фонематический слух и зрительно-двигательная коор-дтнаоио.Ыетвимеют хойошиюмелччш моторику, гибковчадеют об^^в^л/^й-отеж ставлениями и представлениями об окружающей среде. Они легко работают ваотомечевойоноооеквии, тое и по сбоозиуМубята отличаются эвещыичносоью, любознательностью, уверенностью в себе и доброжелательностью к одноклассникам. Такие дети нацелены на успех в решении познавательных задач учебной двмтилу^юcои.
Библиографическийсписок
Условно готовы 9293 (28,8%) первоклассников. Эти дети входят в группу «Стабильная середина». В данную группу вошли дети, которые в целом своей психофизиологической зрелостью соответствуют своему возрасту. Эти учащиеся обладают достаточным уровнем работоспособности, коммуникабельности, у них сформированы навыки контроля и самоконтроля. Особых успехов эти дети достигают при выполнении заданий, которые вызывают у них интерес или внушают уверенность, что учебная задача им по силам. Учащиеся данной группы могут допустить ошибки, это является следствием недостатка интереса и отвлекаемости. Но привлечение их внимания к изучаемому предмету или явлению содействует тому, что ученики успешно справляются с учебными задачами.
Условно не готовы 10963(33.9%) первоклассников. Эти дети входят в «Группу риска». Они нуждаются в надлежащей педагогической поддержке, помощи логопеда и психолога. Не готовы к систематическому обучению 7350 (22,7%) первоклассников. Эти дети «Группы экстра-риска». Им должно оказываться постоянное внимание со стороны учителя, психолога, логопеда. С первых дней обучения они нуждаются в индивидуальном подходе педаго-гов[2].
Для детей из «Группы риска» и «Группы экстра-риска» необходим более продолжительный пропедевтический период обучения в начальной школе. На данном этапе необходимо большую часть учебного времени уделить не освоению учениками программного материала, а становлению предпосылок учебной деятельности: формированию мотивации к учению, базовых познавательных навыков, развитию умения сотрудничать с одноклассниками и педагогами. К таким навыкам относится развитие сенсорного восприятия, крупной и мелкой ручной моторики, зрительно-двигательной координации, слухового восприятия и фонематического слуха. В случае выпадения детей данных групп из темпа деятельности классного коллектива неизбежна их дезадаптация.
По результатам проведенного исследования, уровень готовности первоклассников общеобразовательных организаций Чеченской Республики к школьному обучению в 2018-2019 учебном году определяется как низкий.
В качестве основных рекомендаций практической деятельности учителям начальной школы предлагается педагогическая пропедевтика как подготовительный этап к систематическому обучению. Её цель - сформировать необходимые физиологические и психологические предпосылки учебной деятельности, помогающие ребёнку адаптироваться к условиям школы и приступить к систематиче-скойучебной деятельности.
1. Екжанова Е.А. Диагностико-прогностический окрининг в первых классах общеобразовательной школы. Москва: ИПЦ «ДЕЙТОН» , 1997.
2. Центроценки качестваобразования. Министерствообразованияи наукиЧеченскойреспублики. Availableat:http://coko95.ru/33-docs.html
References
1. Ekzhanova E.A. Diagnostiko-prognostioheskijokrining v pervyh klassah obsoheobrazovatel'nojshkoly. Moskva: IPC "DEJTON" , 1997.
2. Centrooenkikaohestvaobrazovaniya.MinisterstvoobrazovaniyainaukiCheohenskojrespubliki. Availableat:http://coko95.ru/33-docs.html
Статья поступила в редакцию 12.04.19
УДК 378
Sattarova L.S., postgraduate, Department of Pedagogy and Psychology, Sterlitamak branch of Bashkir State University (Sterlitamak, Russia),
E-mail: Lianka_oom@mail.ru
RESEARCH ACTIVITY AS AN INTEGRAL PART OF THE TRAINING OF A FUTURE TEACHER. The article outlines the main results of the definition of a concept "research activity", clarifies a concept of a student's research activity, discusses the basics of preparation for this type of work in a pedagogical university. The types and contents of research work of students (educational and extracurricular) are revealed, the main research tasks, the corresponding skills and conditions for their solution are identified, the place of research activity in the structure of the professional activity of the bachelor in the direction of 44.03.01 Pedagogical education is clarified. The role of preparation for research activity in the process of becoming a competitive graduate is shown. The theoretical work on the stated problem is carried out as a result of analysis of theoretical and psychological-pedagogical literature on the relevant topic.
Key words: research activity, research competence, structure of research activity, research tasks, pedagogical conditions, forms of organization of research activity.
Л.С. Саттароеа, аспирант каф. психолого-педагогического образования, Стерлитамакский филиал ФГБОУ ВО «Башкирский государственный
университет», г. Стерлитамак, E-mail: Lianka_oom@mail.ru
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
КАК НЕОТЪЕМЛЕМАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА
В статье изложены основные итоги по определению понятия «исследовательская деятельность», конкретизировано понятие относительно научно-исследовательской деятельности студента, рассмотрены основы подготовки к данному виду работы в педагогическом вузе. Раскрыты виды и содержание научно-исследовательской работы студентов (учебная и внеучебная), определены основные исследовательские задачи, соответствующие умения и условия их решения, выяснена место исследовательской деятельности в структуре профессиональной деятельности бакалавра по направлению 44.03.01 Педагогическое образование. Показана роль подготовки к исследовательской деятельности в процессе становления конкурентоспособного выпускника. Проведена теоретическая работа по заявленной проблеме в результате анализа теоретической и психолого-педагогической литературы по соответствующей теме.
Ключевые слова: исследовательская деятельность, исследовательская компетенция, структура исследовательской деятельности, исследовательские задачи, педагогические условия, формы организации исследовательской деятельности.
Облик современного российского образования представляется новым поколением исследователей, ориентированных на интересы инновационной экономики знания [1], способных к глобальной конкуренции на рынках труда и инноваций, достижение которого возможно посредством увеличения исследовательской компоненты в подготовке будущих профессионалов. В связи с этим содержание образования должно быть ориентировано не только на усвоение готовых специализированных знаний, но и на формирование различного рода компетенций, готовности к самообразованию, самовоспитанию, саморазвитию и самосовершенствованию (образование в течение жизни). Таким образом, акцент переносится на индивидуальное развитие личности и на умение продуктивно действовать в ситуациях, требующих выбора в различных областях действительности, умение осознанно планировать жизненные цели. Важным шагом выступил пересмотр системы образования на всех уровнях, в настоящее время также продолжается процесс творческого преобразования образовательных технологий, изменения форм и методов, индивидуализации обучения, увеличения комплекса новейших технических средств, включение активных видов самостоятельной работы, вовлечение в исследовательскую работу и т. д.
В настоящее время образовательные учреждения любого уровня работают в условиях реализации новых стандартов. Анализ стандартов высшего образования выявил, что проблема организации исследовательской деятельности занимает одно из важнейших в профессиональной подготовке будущих педагогов и имеет мощный инновационный образовательный потенциал.
Исследовательскую деятельность рассматривают как специфический вид познавательной деятельности, в ходе которой с помощью разнообразных методов выявляются противоречия, новые, прежде не известные стороны, грани изучаемого объекта. Относительно образовательного процесса в вузе рассматривается понятие научно-исследовательская работа студентов (далее - НИРС).
По Л.С. Тетерской и Г.И. Хмара, «НИРС» - понятие ёмкое и многогранное. Большинство исследователей признают определяющей стороной эффективности НИРС её организацию и управление. Поэтому вопрос подготовки студентов к исследовательской деятельности носит актуальный характер и требует определения его места и роли в реализации требований ФГОС ВО и необходимости создания и разработки условий, определяющих эффективность подготовки студентов к исследовательской деятельности, предполагающий пересмотр сложившихся образовательных традиций.
Анализ процесса подготовки студентов педагогического вуза к профессиональной деятельности указывает на то, что уровень их подготовки не соответствует современным требованиям. Условий, необходимых для подготовки студентов к исследовательской деятельности, выявления творческих способностей, существующая система образования не создает. В современных программах и методических пособиях не прослеживается направленность на подготовку студента к исследовательской деятельности, включение в решение исследовательских задач. Студенты не проявляют интереса к данному виду деятельности, не понимают важности исследовательской компоненты в работе педагога и наличие сформированных умений и навыков не в полной мере обеспечивают качество выполнения исследовательской деятельности. Важным остается вопрос формирования исследовательской позиции как важного детерминанта в подготовке студента к исследовательской деятельности.
В связи с выявленными противоречиями целью исследования выступило теоретическое обоснование, разработка и экспериментальная проверка функциональной модели подготовки студентов к исследовательской деятельности. Определился объект исследования: профессиональная подготовка будущих педагогов в педагогическом вузе, предмет - процесс формирования у бакалавров готовности к исследовательской деятельности при профессиональной подготовке в вузе.
Сформулированная гипотеза исследования состоит в предположении, что подготовка к исследовательской деятельности студентов вуза будет эффективной, если будут:
- приведены в систему, проанализированы современные подходы, зарубежный и отечественный опыт к решению проблемы разработки методологических основ данной подготовки в современных условиях;
- определено место и роль подготовки к исследовательской деятельности в реализации требований ФГОС ВО по формированию общекультурных, обще-
профессиональных и профессиональных компетенций и развитию профессиональной деятельности педагога;
- выявлены особенности, структура и сущность данного вида деятельности,
- разработаны и внедрены в учебный процесс дидактические условия и модель подготовки к исследовательской деятельности, её управление и организация на основе формирования исследовательской позиции, мотивации студентов;
- определены, обоснованы на теоретической основе и проверены экспериментальным путем организационно-педагогические условия реализации выдвигаемой модели;
- сформулированы критерии и разработаны материалы для определения исследовательской позиции в процессе обучения студентов в вузе.
В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом и выдвинутой гипотезой определены задачи исследования:
1. Уточнить сущность исследовательской деятельности и исследовательской позиции как педагогических категорий, выявив при этом специфику и особенности подготовки студентов педагогического вуза к исследовательскому виду деятельности.
2. На основе проведенного теоретического анализа научной, научно-методической литературы и имеющегося опыта педагогической деятельности разработать модель подготовки студентов педагогического вуза к исследовательскому виду деятельности в компетентностно-ориентированном образовательном пространстве.
3. Определить педагогические условия, направленные на повышение уровня развития исследовательской позиции при обучении студентов, сформировав при этом критерии и разработав материалы для определения уровня развития.
4. Подготовить, теоретически обосновать и экспериментально проверить организационно-педагогические условия реализации предлагаемой модели.
Вопрос организации и различные её аспекты и соответствующие умений студентов в вузе рассматриваются в работах Е.С. Спициной, ГН. Александровой, Л.Ф. Авдеевой, Д.Б. Богоявленской, И.А. Зимней, В.В. Краевского, М.Г Ярошев-ского и многих других. В диссертационных исследованиях также представлены концепции, технологии, модели подготовки студентов педагогического вуза к исследовательской деятельности, делающие акцент на различные стороны подготовки к исследовательской деятельности. Важным остается вопрос разработки теоретических и методических основ подготовки студентов к исследовательской деятельности, обеспечивающей качество образования выпускника конкурентоспособного на рынке труда, образования и инноваций.
Структура профессиональной деятельности бакалавров (рис. 1) включает компоненты: педагогическая, проектная, исследовательская, культурно-просветительская (отражены во ФГОС ВО 44.03.01 Педагогическое образование), ориентация на которые исходит из актуального состояния рынка труда, научно-исследовательских и материально-технических ресурсов образовательной организации. Анализ профессионального стандарта Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель), структуры вышеуказанной деятельности, комплекса профессиональных компетенций показал, что исследовательская составляющая проявляется как одна из ведущих во всех компонентах деятельности педагога, представленные трудовые действия в сочетании с необходимыми умениями и знаниями и определяют необходимость подготовки студентов педагогического вуза к исследовательской деятельности.
Профессиональными задачами, согласно стандарту, выступают: постановка и решение исследовательских задач в области науки и образования; использование в профессиональной деятельности методов научного исследования [2].
Процесс обучения в вузе рассматривается с точки зрения компетентностно-го подхода, ставшего результатом новых требований, предъявляемых к качеству образования, подразумевающий формулировку целей образования через компетенции, востребованные в профессиональной деятельности современного работника. Принципы данного подхода относительного высшего образования отражаются в публикациях А.Т. Глазунова, И.А. Зимней, В.И. Байденко, В.И. Блинова, А.А. Факторович и др. Выпускник, освоивший программу бакалавриата, должен
^БЫ 1991-5497.МИРНАУКИ, БРАЗоянкИЯ. № 3 ^6) 2019
изучение возможностей, повребАОмвей, оымбнжеАКй обучающихся в ыбламвн образования; осуществление обучения и воспитания в сфере образования в соответствии м вребованивми образовавельных стандартов;
импыльзываАие вехнологий, сооввевсввующих возрастным особенностям обучающихся и отражающих специфику предметный области;
обеспечение ыбразывавельный деятельности с учевым особых образовательных повребнысвей; организация взаимодействия с общественными и образовательными организациями, детскими зыллезвивами, родителями (законными представителями) обучающихся, участие в самоуправлении и управлении школьным коллективом для решения задач профессиональный деятельности;
формирование ыбразывавельный среды для обеспечения качества ыбразываАКв, в вым числе с применением информационный вехнологий;
осуществление профессионального самообразования и личностного рысва;
проектирование содержания ыбраиываФельАых программ и современные пеыагыгнчемзнх технологий с учевым особенностей образовательного процесса, задач
Проектная воспитания и раивифня личности через учебные предметы;
—► моделирование индивидуальных маршрутов обучения, воспитания и раивифия обучающихся, а также собственного образовательного маршрута и профессиональный
карьеры;
постановка и решение иммлеoыва6ельмзих задач в области науки и ыбразываАКв; использование в профессиональный деятельности методов научного исследования;
P)о1.Cтpккоppппppфeн<ыoнp6ьпoы дыp■гeкьнocзпПпppлывpoвпo ФГОС ВО
обладать определёнными прoфeыcиoppлыplмиpoмпeтeнциими,cиoткeтсP1ЫГп щими исследовательской деятельности: готовностью использовать полученные знания для п0стан0)кьиьpшeьияpcpп0д01pти6ьcпpxзaкaч ви^г^исти о6онзлпр-ния и науки, а также способностью организовать учебно-исследовательской деятельностью обучаю Lp)xыc.Cppдкыт cкпыppи,нтoьвc60пoвp■1epвккpoг6мпетePLАи учителя начальных классов ящАатпкидpo) ос еедски пocppвоeющpВпpoфeл-сиональной компетенции, представленного в ФГОС ВО.
Одним из услpвиьл0зулыытивзыcтp годювкpПcдилыPиeоPгогын,явеe-ется вовлечение студентов в разнообразные формы научно-исследовательской деятельности. ИсслынлватылвпpaиpaботacppпкнвoвпppДполугакт нис элементов научного творчества во все формы учебного и внеучебного процесса. Учебная НИРС предусмотрена учебными планами - выполнение рефератов, заданий в период прохождения всех видов практик, доклады, сообщения, курсовые и выпускные квалификационные работы, которые содержат элементы научного исследования. НИРС, выполняемая во внеучебное время, представляется в виде работы в студенческих кружках, в творческих группах, лабораториях, в студенческих научных обществах, участие в научных дискуссиях. Следует отметить важную роль в пропаганде успехов научной деятельности студентов организационно-массовых мероприятий: конференциях различного уровня, конгрессах, форумах, ассамблеях, симпозиумах, семинарах, работа в рамках грантов, олимпиад по дисциплинам, конкурсах научных работ и т. п. Мотивация по отношению к исследовательской деятельности может быть самая разная: познавательные, социальные мотивы. Позиция педагога меняется на протяжении обучения. И очевидно, что в системе вузовского образования ключевым фактором результативности является и самостоятельная работа студентов. Средой для осуществления исследовательской деятельности может выступать прохождение различного вида практик студентом. В период её прохождения собирается необходимый материал для проведения научно-исследовательской работы, появляется возможность погружения в научно-исследовательскую деятельность, результатом которой должно стать создание теоретической и эмпирической основы выпускной квалификационной работы. Приобретается опыт самостоятельного ведения научно-исследовательской деятельности, целенаправленного решения выдвигаемых задач [3]. Данная работа позволит выступить с докладами на заседаниях кружка научных сообществ и студенческих конференциях, подготовить статьи для публикации в научных сборниках вуза и т. д. Практика является важным звеном в системе высшего образования и предоставляет возможность овладения студентами способами решения поставленных научно-исследовательских задач в области начального образования, проверки собственного потенциала в ведении самостоятельного научного поиска.
Работы современных ученых Н.С. Амелиной, С.П. Арсеневой, Л.Ф. Авдеевой и др. актуализируют роль специально организованных средств подготовки студентов к НИД в формировании исследовательской компетенции. Важным средством выступает введение в учебный процесс спецкурсов, спецпрактикумов,
ноямщиpcя ижнейшис у паиб6лeeиффepтиpнзlа компонентом подготовки студентов педагогических направлений в процессе обучения, предполагающее пPпл230вaнeлы■блптыв0>lАКниe кспов г^ в о го педагогического на-
учного исследования, в задачи которого входит формирование базы знаний об p0нeинкppacыl1lваpтнвax,eди ных для большинства наук, об основах научной ^(^г^к^и.ыт aпиcoвaeиe нкcьppиавн■гa;явивлpиeиpвык0в ведения самостоятельной научной работы; пробуждение интереса учащихся к изучению проблемных выpp(ывв;Ыe|1м и ктpчлclгиp его ий обганезыц ии НИД.
Эффективным является и реализация групповых и индивидуальных ис-236дo)5тeльpк5x пo2eзиoвíppдыний) oьввoдкpгоpв6кчeния студентов к научно-исследовательской деятельности; тесное сотрудничество с производством (совместная разработка программ, заданий, оценочных средств, участие в контрольных мероприятиях, выездные лабораторные, работы, стажировки); замена соревновательности сотрудничеством (командные исследовательские проектные работы); свободный доступ к информационным ресурсам и программному обеспечению (сетевое взаимодействие с работодателями); ведение портфолио, воспитание этичности [4].
Вышеперечисленные факторы выступают основой формирования мотивации студентов к исследовательской деятельности, их исследовательской позиции, становление их субъектности как активных участников образовательного процесса в связи с принятием общих целей.
В результате изучения и анализа теоретических научных работ, а также ФГОС ВО, профессиональных стандартов, выделим основные исследовательские задачи и соответствующие им умения:
1) проводить наблюдение и анализ педагогических явлений и процессов, отделять существенное от несущественного, видеть проблему и переводить её в исследовательскую задачу;
2) осуществлять экспериментальные исследования объектов, выбирая оптимальные методы;
3) работать с научной педагогической, методической литературой, исследовательскими трудами, работами, популяризирующими передовой опыт, критически их воспринимать, выявляя объективно ценное;
4) осуществлять сбор данных (накопление фактов, наблюдений, доказательств), анализировать и синтезировать собранную информацию; сопоставлять данные и умозаключения;
5) осуществлять обработку полученных результатов экспериментов, составлять отчетную документацию (описание проводимых исследований, подготовка данных для составления отчетов);
6) подготавливать результаты в виде сообщений, проектов, документов, докладов и воплощать полученные исследовательские идеи на практике [5].
Овладение методами наблюдения, сравнения, констатирующего и формирующего эксперимента, тестирования, проектного метода, анализа и синтеза, беседы, интервью, анкетирования, дедукции и индукции, социометрических ме-