УДК 021.4
В. Л. Бенин
Р. А. Гильмиянова
Н. Н. Смирнова
доктор педагогических наук, профессор
Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, Уфа, Россия
E-mail: benin@lenta.ru
кандидат исторических наук
Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, Уфа, Россия
E-mail: gilm_bspu@mail.ru
Городская юношеская библиотека № 3 МАУКМелеузовская ЦБС, Мелеуз, Россия
E-mail: natanik11@yandex.ru
исследовательская деятельность библиотек
по краеведению как средство
патриотического воспитания молодежи
Обосновано, что актуальность патриотического воспитания молодежи обусловлена отсутствием в общественном сознании ясной и четкой солидарной системы ценностей; существенными потерями в конце XX — начале XXI в. традиций духовно-нравственного воспитания; сложившимся к настоящему времени неоднородным отношением россиян к патриотизму. Осуществлен анализ понятий «патриотизм», «патриотическое воспитание», «краеведение», «библиотечное краеведение». Под патриотизмом понимается ценностное отношение человека к своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность к его защите, а также желание и умение беречь и приумножать ценности, традиции своего народа и своей культуры. Краеведение представляет собой область гуманитарных знаний, основанную на комплексном изучении определенной местности как целостного социокультурного явления в целях сбора и сохранения информации о родном крае, его географии, населении, историческом опыте предков для обеспечения преемственности поколений и дальнейшего развития культуры. Рассмотрены функции краеведения: культуроформирующая, культу-рообъединяющая, воспитательная, просветительская, нравственная. Показан инновационный характер исследовательской деятельности по краеведению, осуществляемой библиотеками. Доказано, что активное развитие исследовательской деятельности библиотек путем непосредственного участия в поиске, сохранении, создании и распространении краеведческой информации выступает действенным средством патриотического воспитания в системе социально-культурного воспроизводства.
Ключевые слова: культурная память, культурная идентичность, библиотечное краеведение, патриотизм, патриотическое воспитание, исследовательская деятельность библиотек, краеведческая информация, социально-культурное воспроизводство
Для цитирования: Бенин, В. Л. Исследовательская деятельность библиотек по краеведению как средство патриотического воспитания молодежи / В. Л. Бенин, Р. А. Гильмиянова, Н. Н. Смирнова//Вестник культуры и искусств. — 2020. № 2 (62). — С. 36—47.
В современной духовной жизни России проблема патриотизма становится крайне важной. Актуальность ее рассмотрения обусловлена рядом обстоятельств, среди которых особо значимо отсутствие в общественном сознании ясной и четкой солидарной системы ценностей. Это можно объяснить существенными потерями традиций духовно-нравственного воспитания, характерными для конца ХХ — начала XXI в. и вызвавшими у значительной части молодежи девальвацию ценности чувства любви к Ро-
дине, чести, долга, социальной ответственности. Отношения россиян к этим понятиям и отраженному в них мировоззрению варьируются в широком диапазоне от абсолютной поддержки до полного неприятия [25].
Согласно опросу Левада-центра, у россиян растут эмиграционные на-строения. «В сентябре 2019 года о желании переехать за границу на постоянное место жительства заявили 54 % молодых людей (18—24 лет), что выше показателя 2014 г. (22 %). Аналогичные ответы дали и представители других
36
возрастных групп. Так, эмигрировать бы хотели 30 % россиян в возрасте 25—39 лет (в 2014 г. — 22 %), 19 % граждан РФ в возрасте 40—54 года (было 14 %) и 7 % россиян старше 55 лет» [10]. Именно поэтому патриотическое воспитание молодежи в реалиях современной России является важным фактором обеспечения национальной безопасности, политической и экономической стабильности, духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей. Характер и темпы развития общества напрямую зависят от гражданской позиции человека, а также его жизненных приоритетов, моральных норм и духовных ценностей, мотивационно-волевой сферы, нравственных убеждений. Воспитание человека, формирование социально позитивных свойств его личности, любви к своей стране, потребности морально и физически самосовершенствоваться — важнейшее условие успешного развития социума. Актуальной проблемой сегодня выступает поиск средств «наполнения патриотизма новым содержанием, возвращения в арсенал патриотического воспитания такого важного педагогического понятия, как "Родина", дальнейшего совершенствования самой системы патриотического воспитания и организации последовательного серьезного научного изучения проблемы патриотизма» [3]. Поэтому сегодня среди направлений деятельности многих социокультурных институтов, в том числе и библиотеки как института культурно-исторической памяти, возрастает значимость работы по воспитанию патриотизма, гражданственности, духовности. Поисково-исследовательская работа библиотек как новое направление их краеведческой деятельности может стать основой патриотического воспитания молодежи библиотечными средствами.
Целью исследования выступило изучение исследовательской деятельности библиотек по краеведению как формы культурно-исторического направления в патриотическом воспитании молодежи.
Методологическую основу составили основные положения о сущности, содержании и функциях культурной памяти [7; 12;
18; 26—27], идеи о формировании культурной идентичности как цели патриотического воспитания [13—14], понимание библиотеки как института культурно-исторической памяти [1].
К настоящему времени издан широкий круг литературы, связанной с проблемами патриотического воспитания молодежи, в том числе через краеведческую деятельность школ и общественных организаций (публикации Г. Я. Гревцевой, А. С. Нефедовой, А. С. Нурмухамбетовой, Н. В. Ипполито-вой [6; 8; 17; 19]. Библиотечное краеведение как относительно самостоятельная область деятельности получило отражение в работах О. И. Талалакиной «Краеведческая работа библиотек» (1973), А. Н. Масловой «Краеведение и библиотека» (2010), Н. Н. Кушна-ренко «Краеведческая деятельность библиотеки» (1973). Л. Г. Тараненко предложила рассматривать библиотечное краеведение как междисциплинарное научное направление в структуре библиотековедения и библи-ографоведения [24]. Методики патриотического воспитания средствами библиотечного краеведения представлены в публикациях И. И. Ганицкой, Р. Геры, И. А. Степановой, Н. Н. Щербы. Однако многие из названных работ были изданы 10, 20, а то и 30 с лишним лет назад, в силу чего далеки от реалий современности. Кроме того, проведенный нами анализ публикационного потока показал отсутствие фундаментальных исследований, посвященных теоретическим и методологическим основам исследовательской деятельности библиотек по краеведению.
Вместе с тем в процессе изучения библиотековедческой и краеведческой литературы обнаружились журнальные публикации, которые содержат примеры практического опыта применения библиотеками краеведческой исследовательской деятельности. Большинство источников представляют собой статьи в профессиональной периодической печати (журналах «Библиополе», «Библиотека»). Соответствующая информация присутствует также на сайтах сети Интернет. Но обобщающих трудов, изучающих исследовательскую деятельность библиотек по
37
краеведению в целях патриотического воспитания молодежи, среди них нет. Данная работа является лишь первым шагом в этом направлении.
Теоретический характер рассматриваемой проблемы предопределил в качестве основного метода исследования системно-деятельностный подход. В ходе решения поставленных задач применялся ряд общенаучных методов, в числе которых сравнительно-сопоставительный анализ, систематизация и классификация.
Базовыми понятийными конструктами нашего исследования выступают понятия патриотизм и патриотическое воспитание. По определению А. Н. Вырщикова, «патриотизм — это одна из фундаментальных составляющих национального самосознания всего народа, выражающаяся в чувстве любви, гордости и преданности своему Отечеству, его культуре, истории, быту, традициям, в осознании нравственного долга перед ним, в готовности к защите его интересов, а также проявления толерантности и великодушия в отношении других народов» [3]. В диссертационном исследовании В. С. Горбунова патриотизм понимается как «стремление к самореализации и социальному поведению граждан на основе любви и служения Отечеству, а также приоритет государственных и общественных начал над индивидуальными интересами и стремлениями, выступающий как высший смысл жизни, деятельности как отдельной личности, так и всех социальных групп, слоев общества» [5].
Н. М. Снопко выделен социокультурный аспект феномена патриотизма, тесно связанный с «трансформацией российского общества, а также со сменой ценностных ориентиров после распада СССР в условиях как центростремительных, так и центробежных тенденций» [22]. Автор констатирует, что «складывается и новое культурное явление — патриотизм российского общества, появление которого представляет собой противоречивый и сложный процесс в результате того, что новый патриотизм — это наследник патриотизма Российской империи и советского патриотизма и вместе с тем
представляет собой новый социокультурный феномен» [22]. Аксиологический подход в рассмотрении понятия патриотизм мы видим у В. Е. Мусиной, характеризующей его как высшую ценность личности, общества и государства [15, с. 18].
В социально-педагогическом плане патриотизм понимается как социально-нравственная ценность, которая выражает отношение личности к Родине и Отечеству, выступающим в качестве объектов ценностного отношения [6]. В психолого-педагогическом аспекте патриотизм трактуется как социально-нравственный императив, составляющий неотъемлемую часть социально-нравственной направленности личности [8]. Вместе с тем патриотизм можно рассматривать и как деятельную способность преобразовывать чувства в необходимые для Отечества дела и поступки [13].
Нам созвучны идеи Т. Е. Вежевич, что «любовь к многонациональной и большой Родине не противоречит, а предполагает любовь к малой родине, ее традициям и обычаям. Патриотические чувства, пройдя через ряд этапов на пути к своей зрелости, пробуждаясь из любви к своей малой Родине, поднимаются до общегосударственного патриотического самосознания, до осознанной любви к своему Отечеству» [2].
Рассмотрение различных подходов к определению понятия патриотизм позволяет утверждать, что патриотизм — это ценностное отношение человека к своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность к его защите, а также желание и умение беречь и приумножать ценности и традиции своего народа и своей культуры.
Патриотизм проявляется в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности. В конечном итоге патриотизм выступает связующей нитью различных поколений, а любовь к Родине, знание ее истории, верность ее героическим традициям — основой системы воспитания любого государственного строя, любого гражданского общества. В России сегодня патриотизм на государственном уровне рассматривается в качестве общенациональ-
38
ной идеи, способной объединить различные слои общества.
Чувство патриотизма не зарождается само по себе. Его развитию способствует длительное, с ранних лет жизни, целенаправленное воспитательное воздействие на личность. В современных условиях граж-данско-патриотическое воспитание является целенаправленным, нравственно обусловленным процессом подготовки молодого поколения к жизнедеятельности в условиях демократического общества, к участию в управлении социально ценными делами, к инициативному труду, к реализации прав и обязанностей, а также укреплению ответственности за свой нравственный, политический и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей для достижения жизненного успеха. Принимая во внимание структуру и содержание понятия патриотизм, мы определяем патриотическое воспитание как процесс взаимодействия воспитателей и воспитанников, направленный на развитие патриотических чувств, формирование патриотических убеждений и проявление устойчивых норм патриотического поведения.
Государство придает важное значение патриотическому воспитанию молодежи. На федеральном уровне оно выделено в качестве приоритетного направления. Стоит отметить, что были подготовлены и реализованы Государственные программы патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2001-2005, 2006-2010, 2011— 2015 гг. Реализуется Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы», обращенная ко всем возрастным группам и социальным слоям, а также к последующему развитию и совершенствованию национальной системы патриотического воспитания [20]. «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г.» в качестве приоритета государственной политики определяет «формирование у детей высокого уровня духовно-нравственного развития, чувства причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России»
[23]. «Национальная доктрина образования в Российской Федерации» ставит «воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности и обладающих высокой нравственностью», в качестве одной из основных целей образования [16].
Однако встает вопрос: как в условиях современного мира с его многополярностью, многоплановостью культуры, отсутствием определенности, разнообразием стратегий и тактик поведения, релятивностью ценностей должно осуществляться патриотическое воспитание? Каким оно должно быть, чтобы, с одной стороны, способствовать формированию устойчивых нравственных ориентиров, а с другой - обеспечить пластичность и толерантность личности в социальных коммуникациях? Что должно выступать основой патриотического воспитания?
Несомненно, в основу патриотизма заложено понимание человеком себя как части культурного целого, которое можно охарактеризовать как культурную идентичность. Соответственно, решение задач духовно-нравственного и патриотического воспитания логично рассматривать как опыт формирования человеком позитивной культурной идентичности, основанной на сложившемся образе личностного я. Путь формирования культурной идентичности, по мнению И. Я. Мурзиной, представляет собой освоение «последовательно раскрывающихся пространств, в ходе которого и происходит процесс идентификации и выбора ориентиров» [13]. К таким пространствам исследователь относит пространство личности (познание себя), домашнее пространство (родные и близкие, друзья человека, отчий дом), пространство Дома (географически — город, село, где человек живет, социально - люди, жившие и живущие в данном населенном пункте). Следующий круг пространства — регион, который может быть продолжен пространством страны и мира. Именно знакомясь с пространствами, информационно осваивая их, наделяя пространства ценными для себя смыслами, человек начинает ощу-
39
щать свою принадлежность к родной культуре. Так происходит процесс формирования его культурной идентичности, если шире — социокультурного воспроизводства, понимаемого как система передачи определенного, выделенного актуальной культурой, необходимого для дальнейшего развития исторического, социального, национального и прочего опыта [1].
Большое значение в процессе обретения человеком культурной идентичности имеет его обращение к культурной памяти той группы, с которой он себя самоотождествляет. Культурная память, — отмечает Г. Е. Гун, — постоянный предмет культурологической рефлексии в силу своей особой значимости для самоидентификации человека и общества [7, с. 47]. Выдающийся исследователь памяти П. Нора объясняет востребованность проблематики культурной памяти резким ускорением хода социального времени как результата стремительного развития всех сфер общества и демократизацией истории [18]. Он пишет, что неопределенность будущего «ставит перед настоящим — которое обладает небывалыми техническими возможностями сохранения — обязательство помнить» [18]. Именно разрывом исторической и временной преемственности объясняет П. Нора интенсификацию актуализации памяти в современном мире, отмечая, что «прошлое перестало быть гарантией будущего, а потому память превратилась в движущую силу, в обещание преемственности» [18].
Известно, что проблемами культурной памяти занимался Ю. М. Лотман — яркий представитель семиотического подхода в культурологии, рассматривавший прошлое как особый текст и считавший его явлением социокультурным. Ученый писал, что «когда мы имеем дело с текстами, сохраняющими культурную активность, они обнаруживают способность накапливать информацию, то есть способность памяти» [12, с. 163]. Характеризуя культуру как пространство памяти, сохраняющее и актуализирующее историю, Ю. М. Лотман отмечал неразрывную связь прошлого и настоящего, способность текстов прошлого, входя в пространство насто-
ящего, при обращении к ним выявлять все новые и новые смыслы.
К настоящему времени разработано достаточно много дефиниций понятия культурная память. В нашем исследовании в качестве рабочего мы будем опираться на определение, сформулированное М. Л. Шуб. Она предлагает рассматривать культурную память как относительно устойчивую систему представлений о прошлом, значимых для группы, которые транслируются в обобщенно-символических и универсально-доступных формах, порождают у членов группы определенные ценностные ориентации модели поведения, проявляющиеся в ритуально-праздничных и коммеморатив-ных практиках [26, с. 73].
Концептуально исследователями выделяются два основных подхода к интерпретации прошлого:
1. Прошлое представляет собой реконструкцию реальности, предшествующей настоящему (признание воссоздаваемой природы прошлого).
2. Прошлое в пространстве актуальности принимает детерминированные ею же очертания (Признание непреодолимой взаимосвязи и взаимообусловленности прошлого и настоящего) [27, с. 49].
Культурная память выполняет ряд функций. Идентификационная функция формирует у группы представления о прошлом, показывает отличительные особенности группы по отношению к другим социальным образованиям, способствуя сплочению членов группы в единый коллектив. Стабилизационная обеспечивает временную непрерывность социального бытия. Объяснительная функция культурной памяти реализует сохранение, актуализацию и трансляцию социально значимых смыслов, выступает средством стабилизации и обновления общества. Легитимизирующая обосновывает право чего-либо или кого-либо на существование в настоящем. Компенсаторная функция культурной памяти предполагает компенсирование несовершенства настоящего реконструкцией «идеального» прошлого [26, с. 57—64].
40
Можно утверждать, что проблема социокультурного воспроизводства сегодня связана с «работой на опережение». Скорость старения информации столь высока, что молодой человек, выходя во «взрослую» жизнь, сталкивается с реальностью, отличной от «родительской». Многовековой дидактический принцип «делай как я» в этих условиях не срабатывает. Нужны более фундаментальные основания («делай как мы»), а это не что иное, как совокупный опыт поколений, т. е. культура. Кроме того, активизация использования ресурсов культурной памяти в современном обществе связана не только со стремлением обеспечить преемственность поколений через актуализацию культурных текстов прошлого, но и с необходимостью упрочить «духовные скрепы» ныне живущих, дать ценностную ориентацию в социокультурном пространстве, способствуя тем самым и патриотическому воспитанию подрастающих поколений.
В силу сказанного в работе патриотической направленности большое воспитательное значение приобретает использование материалов краеведческого характера. Можно согласиться с утверждением Д. Исламо-вой, что «краеведение — сложное социально-культурное явление в жизни общества, в основу которого положено комплексное изучение какой-либо местности для накопления, сохранения и передачи знаний о крае, опыта и памяти о деятельности предков с целью дальнейшего развития цивилизации» [9]. Особый интерес к краеведческой деятельности можно обозначить как тенденцию последних десятилетий. Создан целый ряд организаций (Союз краеведов России, Экспериментальный центр краеведения, этнографии и экскурсий Министерства образования РФ и др.), занимающихся данной сферой деятельности.
Однако методически краеведение представляет собой локальное явление. Это область знания, которая характеризует жизнедеятельность человека на своей земле во времени и пространстве. Можно сказать, что краеведение предполагает взаимодействие поколений, их диалог, а значит оно педагоги-
чески обусловлено, поскольку изменчивость социальной жизни хотя и не ведет к уничтожению исторического наследия, но требует его актуализации, включения в духовную жизнь каждой новой эпохи.
Краеведение имеет еще одно важное проявление. Без него невозможны становление человека и его успешная социализация с точки зрения этнической и социокультурной адаптации. Иными словами, через краеведение успешно осуществляется введение человека в общественное бытие. Краеведением устанавливаются взаимосвязи поколений, умение человека, опираясь на прошлое, строить будущее, нести миссию справедливости, понимать чувство ранга, иметь чувство достоинства. Краеведение помогает новым поколениям реализовать свое призвание, отстаивать культурные и природные ценности, сохранять и передавать традиции. Краеведческой составляющей выступают также воспоминания детства, местный диалект — все то, что можно отнести к проявлению любви и привязанности к своей малой родине, которые остаются с человеком на всю жизнь. Д. С. Лихачев подчеркивал: «Если человек хотя бы изредка не любит смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саду, который они возделывали, в вещах, которые им принадлежали, — значит, он их не любит. Если человек не любит старые улицы, пусть даже и плохонькие, — значит, нет у него любви к своему городу. Если человек к памятникам истории своей страны равнодушен, — он, как правило, равнодушен к своей стране» [11, с. 74].
Мы уже отмечали, что «краеведческая составляющая в той или иной степени, напрямую или опосредованно, присутствует во всех отраслях знания, всех сферах человеческой деятельности, независимо от вида интеллектуального и физического труда человека, придавая им конкретность, близость к человеку читающему и ищущему» [4, с. 37]. Поэтому интерес к краеведению не является случайным. В его основе заложен поиск своих корней и осознание собственной личности в контексте истории, культуры, судьбы края, региона, города и села. Таким образом, краеведение игра-
41
ет важную роль в жизни не только отдельного человека, но и общества в целом. Это убедительно показывают его функции.
Первая функция краеведения — трансляция социального опыта. Индивид становится духовно-нравственным существом по мере обретения того, что А. С. Пушкин определил как «любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам», т. е. исторической памяти. Краеведение решает значимую задачу освоения и сохранения исторической памяти на местном, родном и соответственно более близком человеку уровне. Знания краеведения непосредственно включаются в поток социокультурной трансляции, что обеспечивает передачу накопленного культурного опыта последующим поколениям.
Вторая функция краеведения — социально интегрирующая. Развитое краеведение способствует объединению населения конкретного края (региона, области) в живой социальный организм. Человек, занимающийся краеведением, обретает сформированное трудами предков наследие и одновременно создает духовный кругозор потомков. Как следствие, обогащаются человеческие связи, а краеведение выступает способом характерной общественной самоорганизации людей, проживающих в данной местности.
Третья функция краеведения — воспитательная, развивающая традицию уважительного отношения к прошлому, к опыту предшествующих поколений, к лучшим примерам и образцам жизни соотечественников. Краеведческий материал не только дает возможность разносторонне узнать свою «малую родину», но позволяет уяснить ее связи с другими регионами Отечества, со всей страной и через личное отношение воспринять чувства патриотизма и гражданственности.
Четвертая функция краеведения — просветительская. Связывая просвещение, науку и культуру, оно так или иначе включает популяризаторскую деятельность в самых различных формах. Занятие краеведением предполагает не только научные исследования, но и потребность поделиться выявленной информацией, приобщить к ней как можно больший круг людей.
Пятая функция краеведения — нравственная. Когда человек занимается краеведением и лучше узнает свой край, он по-особому начинает чувствовать связь с жизнью родной земли, а значит и свои обязательства по сохранению и передаче этой исторической памяти.
Разумеется, названные функции краеведения существуют не изолированно, но представляют собой единый комплекс, поскольку краеведческая деятельность — явление системное. Она обладает большим потенциалом для решения стоящих перед обществом социальных задач. Определенное место в ней принадлежит библиотеке.
В настоящее время книга и библиотека рассматриваются исследователями как феномен культуротворчества, под которым понимается система культуры в ее живой бытийственной целостности. При этом последняя видится как единство культурной деятельности социума и индивидуального бытия — бытия в культуре, и в то же время как механизм преемственности, основанный на способности личности объективировать свои сущностные творческие силы, что проявляется как в порождении новых культурных ценностей, так и во введении уже имеющихся — созданных ранее — в свое бытие через их выявление, интерпретацию и оценку. Каждая эпоха вырабатывает свою интерпретацию мира, определяет специфику вхождения человека в социум в целом и в отдельные социальные группы, способы его поведения, взаимоотношения с обществом. Человек стремится определенными адекватными способами создать для себя простую, логичную картину мира, и книга выступает инструментом его познания, конструирования в человеческом сознании модели мира. Необходимость прикладывать интеллектуальные усилия в процессе общения с книгой позволяет человеку не только расширить свои представления о мире, но и является важным инструментом в познании самого себя, развитии самосознания личности, а значит способствует устойчивости последней [1].
Будучи инструментом социокультурного воспроизводства, библиотека выступает
42
институтом культурно-исторической памяти, обеспечивающим актуализацию культурных смыслов прошлого.
Немаловажную роль здесь играет исследовательская деятельность и в первую очередь изучение родного края, которое открывает, фиксирует и систематизирует новые знания о местности. Объектом краеведческого исследования выступает история края в целом или его отдельных населенных пунктов (города, села), фабрик, улиц, различных зданий, сооружений, памятных мест, а также познание личности и судьбы реального лица, генеалогическое древо рода, конкретная родословная. Как подчеркивает Л. Г. Тараненко, «библиотечное краеведение является важной составляющей информационных ресурсов региона, обеспечивающей его своеобразие и уникальность, формирующей его имидж и позицию» [24, с. 23]. Можно выделить следующие цели библиотечного краеведения. Во-первых, такое восстановление культурного окружения, когда у человека появляется возможность, пусть и в опосредованной форме, почувствовать свою сопричастность к культуротворчеству — через своих предков, земляков, культурный ландшафт, в который включается не только измененная природа и искусственные сооружения, но и сам человек как носитель определенного типа культуры. Во-вторых, создание новых культурных смыслов через переосмысление содержания и форм сложившейся культуры. Собирая документы прошлых лет, библиотеки стремятся отразить своеобразие, неповторимость своего селения, этноса, его вклад в культурное развитие страны, сберечь свидетельства прошлого, традиции, язык как составляющие культурного опыта и культурной памяти. Празднование Масленицы, Пасхи, Троицы, Ураза-байрам и Курбан-байрам, проведение праздников улиц, дворов, родословных (шежере) выступает не просто проявлением игровой основы в деятельности библиотек. Игровые формы краеведческой деятельности, основанные на реконструкции прошлого, направлены на передачу культурных традиций, поиск человеком собственных «корней», его самоидентификацию и выпол-
няют тем самым познавательную, компенсаторную и социализирующую функции.
Какнакопители культурно-исторической памяти библиотеки выступают информационными проводниками между поколениями и остаются хранителями патриотических традиций. Вопросы патриотического воспитания охватывают практически все сферы их деятельности — изучение и формирование информационных потребностей определенных категорий пользователей; формирование и использование фондов исторической, художественной и краеведческой литературы; сотрудничество библиотеки с другими учреждениями и организациями; развитие краеведения как составной части историко-патриотического воспитания [21, с. 8].
Весь выявленный и собранный библиотеками материал, сведения краеведческой направленности должны быть понятны и близки молодежи, адаптированы к их возрасту, чтобы вызвать у них развитие познавательного интереса. При работе в патриотическом направлении важной задачей для библиотечного специалиста является показ сложности исторического пути малой родины и демонстрация ее с лучших сторон. Каждый регион нашей Родины имеет характерные черты природы, культуры, исторического развития. Они способны формировать в человеке привязанность к родному краю, заинтересованность в его судьбе. Такое ознакомление с малой родиной, а также помощь в нахождении взаимосвязи с окружающей действительностью и жизнью общества становится главным в работе с юношеством.
Деятельность библиотек, направленная на сохранение исторической памяти и ее трансляцию подрастающему поколению через систему информационно-библиотечных мероприятий, может быть весьма разносторонней. Она включает:
• различные зрелищные мероприятия, направленные на появление глубоких положительных эмоций, способствующих закреплению интереса к теме;
• клубные формирования, которые должны показывать и в дальнейшем закреплять правильный стереотип поведения;
43
• информационно-просветительские мероприятия, заставляющие размышлять об увиденном и услышанном;
• игры и викторины, повышающие интерес к теме, основанные на принципе состязательности;
• дискуссии, формирующие умение обосновывать свою точку зрения, вырабатывать свою позицию;
• флешмобы для привлечения внимания;
Можно выделить следующие направления, по которым реализуется краеведческая исследовательская деятельность библиотек:
• изучение потребителей и потребностей в краеведческой информации;
• изучение фондов документов, включая документы музеев и архивов;
• изучение истории возникновения населенного пункта, предприятий и организаций города и района;
• сбор и изучение родословных жителей города, села;
• сбор творческих работ всех категорий пользователей;
• сбор фактографического, фото- и видеографического материала;
• проведение массовых мероприятий, экскурсий в населенном пункте и за его пределами;
• проведение краеведческих чтений;
• создание телепередач и видеофильмов историко-краеведческого характера;
• создание арт-объектов для привлечения внимания к историко-культурному наследию.
Суммируем сказанное. Патриотическое воспитание является важной составляющей успешного функционирования общества и государства. От того, насколько сильно будет развито патриотическое сознание молодежи, зависит будущее страны. Патриотическое воспитание детей и подростков — неотъемлемая часть работы любой библиотеки России.
Важное место в патриотическом воспитании современной молодежи отводится краеведению. Краеведческая деятельность библиотек рассматривается сегодня как важная компонента предупреждения духовной
деградации личности посредством пробуждения нравственных чувств. Краеведение перспективно по своему содержанию. Ресурсы, которые создаются в процессе краеведческой деятельности, — это стратегические ресурсы. Они не только не устаревают, но со временем приобретают все большую ценность для изучения региона. Создавая, накапливая и продвигая к пользователям краеведческие материалы, сотрудники библиотек тем самым «работают» не только на сегодняшний день, но и на будущее. Оказывая помощь в поиске и закреплении знаний о прошлом семьи, близких, своего города, района, библиотеки восстанавливают утраченную историческую связь поколений, их преемственность. Подобная деятельность становится источником позитивной социально-психологической «подпитки» людей, способом их самоидентификации. Познавая малую родину, юное поколение обогащается уникальными знаниями, постигает жизненный опыт старших поколений. Работа в данном направлении — явление естественное и постоянное, подкрепленное ресурсами документных фондов и эмоциональностью проводимых мероприятий. Активное развитие исследовательской краеведческой деятельности библиотек путем непосредственного участия в поиске, сохранении, и продвижении краеведческой информации выступает действенным средством патриотического воспитания в системе социокультурного воспроизводства.
1. Бенин, В. Л. Библиокультурология: теория и практика / В. Л. Бенин, Р. А. Гиль-миянова, Е. Д. Жукова. — Москва : ФЛИНТА, 2016. - 302 с. - URL: http://e.lanbook.com/book/83775. — Загл. с экрана (дата обращения: 27.11.2019).
2. Вежевич, Т. Е. Моделирование региональных систем патриотического воспитания школьников: автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Т. Е. Вежевич. — Улан-Удэ, 2011. — URL: http://nauka-pedagogika.com/viewer/350402/ (дата обращения: 04.09.2019).
3. Вырщиков, А. Н. Патриотическое воспитание молодежи в современном российском обществе: монография / А. Н. Вырщиков, М. Б. Кусмар-цев. — Волгоград : Авторское перо,
44
2006. - 172 с. - URL: http://os.x-pdf. ru/20mehanika/307997-1- an-virschikov -kusmarcev-patrioticheskoe-vospitanie-molodezhi-sovreme.php (дата обращения: 27.11.2019).
4. Гильмиянова, Р. А. Библиотечное краеведение как один из факторов формирования культурной идентичности личности (на примере Республики Башкортостан) / Р. А. Гильмиянова // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. — 2012. № 2 (30). — 36—40.
5. Горбунов, В. С. Патриотическое воспитание школьников в условиях городской системы образования : автореф. дис. ... канд. пед. наук / В. С. Горбунов. — Кемерово, 2007. — URL: http:// textarchive.ru/c-1101569.html (дата обращения: 24.09.2019).
6. Гревцева, Г. Я. Воспитание гражданственности и патриотизма молодежи: исторический аспект / Г. Я. Гревцева, Н. В. Ипполитова // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. — 2015. — № 6. — С. 27—32.
7. Гун, Г. Е. Процессы мемориализации в современной культуре / Г. Е. Гун // Вестник культуры и искусств. — 2018. — № 2 (54). — С. 46—52.
8. Ипполитова, Н. В. Патриотическое воспитание учащейся молодежи в современных условиях / Н. В. Ип-политова // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогическиенауки». — 2016. — Т. 8, № 4. — С. 9—15.
9. Исламова, Д. Сущность понятия «краеведение» / Д. Исламова // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. — 2010. — № 2 (22). — С. 101—108.
10. «Левада-центр»: 53 % молодых россиян хотят уехать из страны. — URL: https://yandex.ru/news/story/ Bolee_poloviny_molodykh_rossiyan_ zayavili_o_zhelanii_uekhat_za_granicu--cc58ccc8b52055f5aa821d8cf765ad6a? from =newswizard&lang=ru&persistent_ id=80813397&rubric (дата обращения: 27.11.2019).
11. Лихачев, Д. С. Письма о добром / Д. С. Лихачев. — Санкт-Петербург : Нотабене, 1994. —232с.: ил.
12. Лотман, Ю. М. Внутри мыслящих миров / Ю. М. Лотман // Семиосфера. — Санкт-Петербург : Искусство-СПб, 2000. — С. 150—391.
13. Мурзина, И. Я. Гражданско-патриоти-ческое воспитание: к вопросу о формировании куль-турной идентичности на основе национальных идей / И. Я. Мур-
зина // Педагогическое образование в России. - 2017. - № 5. - С. 140-147.
14. Мурзина, И. Я. Перспективные направления патриотического воспитания / И. Я. Мурзина, С. В. Козакова // Образование и наука. - 2019. - Т. 21, № 2. - С. 155-173.
15. Мусина, В. Е. Патриотическое воспитание школьников : учеб.-метод. пособие /
B. Е. Мусина. - Белгород, 2013. - 156 с.
16. Национальная доктрина образования в Российской Федерации // Инновации в образовании: специализированный образовательный портал. -URL: http://sinncom.ru/content/ reforma/index5.htm (дата обращения: 14.05.2020).
17. Нефедова, А. С. Патриотическое воспитание как приоритетное направление образовательной политики / А. С. Нефедова // Ученые записки Заб-ГУ. - 2017. - Т. 12, № 5. - С. 6-12.
18. Нора, П. Всемирное торжество памяти / П. Нора; пер. с фр. М. Сокольской // Неприкосновенный запас: дебаты о политике и культуре. - 2005. -№ 2/3 (40/41). - URL: https:// magazines.gorky.media/nz/2005/2/ vsemirnoe-torzhestvo-pamyati.html (дата обращения: 14.05.2020).
19. Нурмухамбетова, А. С. Формирование патриотизма средствами краеведения / А. С. Нурмухамбетова // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». - 2018. - Т. 10, № 2. -
C. 24-28.
20. Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы: государственная программа утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 г., № 1493. - URL: http ://m .government .ru/docs/21341/ (дата обращения: 30.08.2019).
21. Патриотическое воспитание в библиотеке : метод. рекомендации / сост. Н. В. Аверьянова. - Тамбов : Тамбовская областная универсальная научная библиотека им. А. С. Пушкина, 2016. -23 с.
22. Снопко, Н. М. Психологические механизмы и педагогические основы патриотического вос-питания в системе профессионального образования: ав-тореф. дис. ... д-ра пед. наук / Н. М. Снопко. - Москва, 2007. - URL: http:// nauka-pedagogika.com/viewer/28 5872/ (дата обраще-ния: 05.09.2019).
23. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г.: распо-ряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р // Российская газета. - 2015. - №122. -
45
URL: https://rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html (дата обращения: 14.05.2020).
24. Тараненко, Л. Г. Эволюция содержания понятия «библиотечное краеведение» / Л. Г. Тараненко // Вестник культуры и искусств. — 2017. — № 3 (51). — С. 23—31.
25. Томилина, С. Н. Современный патриотизм: сущность и проблемы / С. Н. Томилина, С. В. Манецкая // Научный журнал КубГАУ: политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. — 2015. — № 6. — URL:
http: //ej.kubagro.ru/archive.asp?y=2015/ (дата обращения: 17.04.2020).
26. Шуб, М. Л. Культурная память: сущностные особенности и социокультурные практики бытования : монография / М. Л. Шуб; Челяб. гос. ин-т культуры. — Челябинск : ЧГИК, 2018. — 303 с.
27. Шуб, М. Л. Феномен прошлого в контексте гуманитарного знания: основания концептуальной интерпретации / М. Л. Шуб, В. С. Цукерман // Вестник культуры и искусств. — 2019. — № 1 (57). — С. 42—51.
Получено 24.04.2020
V. Benin
R. Gilmiyanova
N. Smirnova
Doctor of Pedagogic Sciences, Professor,
Bashkir State Pedagogical University n. a. M. Akmulla, Ufa, Russia
E-mail: benin@lenta.ru
Candidate of Historical Sciences
Bashkir State Pedagogical University n. a. M. Akmulla, Ufa, Russia
E-mail: gilm_bspu@mail.ru
City Youth Library No 3 Meleuz Central Library System, Meleuz, Russia
E-mail: natanik11@yandex.ru
Research Activities of Libraries Local History as Young People Patriotic Education Means
Abstract. The article proves that the relevance of young people's patriotic education is due to the lack of a clear and precise solidary system of values in the public consciousness; significant losses in the late XX - early XXI centuries traditions of spiritual and moral education; the currently formed heterogeneous attitude of Russians to patriotism. The analysis of the concepts of "patriotism", "patriotic education", "local history", "library local history" is carried out. Patriotism is understood as a person's value-based attitude to their homeland, the striving to serve its interests and readiness to protect it, as well as the desire and ability to preserve and increase the values, traditions of their people and their culture. Local history is a field of humanitarian knowledge based on the complex study of a certain area as an integral socio-cultural phenomenon in order to collect and preserve information about the native land, its geography, population, historical experience of ancestors to ensure the continuity of generations and further development of culture. The functions of local history are considered: culture-forming, culture-unifying, educational, enlightening, moral. The innovative nature of research activities in local history carried out by libraries is shown. It is concluded that the active development of research activities of libraries through direct participation in the search, preservation, creation, and dissemination of local history information is an effective means of patriotic education in the system of socio-cultural reproduction.
Keywords: cultural memory, cultural identity, library local history, patriotism, patriotic education, research activities of libraries, local history information, socio-cultural reproduction
For citing: Benin V., Gilmiyanova R., Smirnova N. 2020. Research Activities of Libraries Local History as Young People Patriotic Education Means. Culture and Arts Herald. No 2 (62): 36-47.
References
1. Benin V., Gilmiyanova R., Zhukova E. 2016. Bibliokul'turologiya: teoriya i praktika [Biblioculturology: theory and practice]. Moscow: FLINTA. 302 p. Available from: http://e.lanbook.com/book/83775 (accessed: 27.11.2019). (In Russ.).
46
2. Vezhevich T. 2011. Modelirovanie regional'nykh sistem patrioticheskogo vospitaniya shkol'nikov [Modeling of regional systems of Patriotic education of schoolchildren]. Ulan-Ude. Available from: http://nauka-pedagogika.com/viewer/350402/ (accessed: 04.09.2019). (In Russ.).
3. Vyrshchikov A., Kusmartsev M. 2006. Patrioticheskoe vospitanie molodezhi v sovremennom ros-siyskom obshchestve [Patriotic education of youth in modern Russian society]. Volgograd: Avtorskoe pero. 172 p. Available from: http://os.x-pdf.ru/20mehanika/307997-1-an-virschikov-kusmarcev-patrioticheskoe-vospitanie-molodezhi-sovreme.php (accessed: 27.11.2019). (In Russ.).
4. Gilmiyanova R. 2012. Library local history as one of the factors of formation of cultural identity of a person (on the example of the Republic of Bashkortostan). Herald of the Chelyabinsk State Academy of Culture and Arts. No 2 (30): 36-40. (In Russ.).
5. Gorbunov V. 2007. Patrioticheskoe vospitanie shkol'nikov v usloviyakh gorodskoy sistemy obrazovaniya [Patriotic education of schoolchildren in the conditions of the urban education system]. Kemerovo. Available from: http://textarchive.ru/c-1101569.html (accessed: 24.09.2019). (In Russ.).
6. Grevtseva G., Ippolitova N. 2015. Education of citizenship and patriotism of youth: historical as-pect. Bulletin of Chelyabinsk State Pedagogical University. No 6: 27-32. (In Russ.).
7. Gun G. 2018. Processes of memorialization in modern culture. Culture and Arts Herald. No 2 (54): 4652. (In Russ.).
8. Ippolitova N. 2016. Patriotic education of students in modern conditions. Bulletin of the South Ural State University. Series "Education. Educational Sciences". Vol. 8, No 4: 9-15. (In Russ.).
9. Islamova D. 2010. The Essence of the concept of "local history". Herald of the Chelyabinsk State Academy of Culture and Arts. No 2 (22): 101-108. (In Russ.).
10. "Levada center": 53 % of young Russians want to leave the country. Available from: https://yandex. ru/news/story/Bolee_poloviny_molodykh_rossiyan_ zayavi-li_o_zhelanii_uekhat_za_granicu--cc58ccc8b52055f5aa821d8cf765ad6a? from =newswizard&lang=ru&persistent_id=80813397&rubric (accessed: 27.11.2019). (In Russ.).
11. Likhachev D. 1994. Pis'ma o dobrom [Letters about good]. St. Petersburg: Notabene. 232 p. (In Russ.).
12. Lotman Iu. 2000. Inside the thinking worlds. Semiosfera [Semiosphere]. St. Petersburg: Art-SPb. P. 150-391. (In Russ.).
13. Murzina I. 2017. Civil and Patriotic education: on the issue of forming cultural identity on the basis of national ideas. Pedagogical education in Russia. No 5: 140-147. (In Russ.).
14. Murzina I., Kozakova S. 2019. Perspective directions of Patriotic education. The Education and Science Journal. Vol. 21, No 2: 155-173. (In Russ.).
15. Musina V. 2013. Patrioticheskoe vospitanie shkol'nikov [Patriotic education of schoolchildren]. Belgorod.156 p. (In Russ.).
16. National doctrine of education in the Russian Federation. Innovatsii v obrazovanii [Educational innovation]. Available from: http://sinncom.ru/content/reforma/index5.htm (accessed: 14.05.2020). (In Russ.).
17. Nefedova A. 2017. Patriotic education as a priority direction of educational policy. Scholarly Notes of TransbaikalState University. Vol. 12, No 5: 6-12. (In Russ.).
18. Nora P. 2005. World celebration of memory. Transl. with French M. Sokolskaya. Neprikosnovennyyzapas: debaty o politike i kul'ture [Emergency ration: politics and culture debate]. No 2/3 (40/41). Available from: https://magazines.gorky.media/nz/2005/2/vsemirnoe-torzhestvo-pamyati.html (accessed: 14.05.2020). (In Russ.).
19. Nurmukhambetova A. 2018. Formation of patriotism by means of local history. Bulletin of the South Ural State University. Series "Education. Educational Sciences". Vol. 10, No 2: 24-28. (In Russ.).
20. Patrioticheskoe vospitanie grazhdan Rossiyskoy Federatsii na 2016-2020 gody: gosu-darstvennaya programma utverzhdena postanovleniem Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii ot 30 dekabrya 2015 g., № 1493. [Patriotic education of citizens of the Russian Federation for 2016-2020: the state program was approved by the decree of the Government of the Russian Federation of December 30, 2015, No. 1493]. Available from: http://rn.government.ru/docs/21341/ (accessed: 30.08.2019). (In Russ.).
21. Patrioticheskoe vospitanie v biblioteke [Patriotic education in the library]. 2016. Comp. N. Averyanova. Tambov: Tambov regional universal scientific library named after A. S. Pushkin. 23 p. (In Russ.).
22. Snopko N. 2007. Psikhologicheskie mekhanizmy i pedagogicheskie osnovy patrioticheskogo vospitaniya v sisteme professional'nogo obrazovaniya [Psychological mechanisms and pedagogical bases of Patriotic education in the system of professional education]. Moscow. Available from: http://nauka-pedagogika.com/viewer/285872/ (accessed: 05.09.2019). (In Russ.).
23. Strategy for the development of education in the Russian Federation for the period up to 2025: decree of the Government of the Russian Federation No 996-R of may 29, 2015. 2015. Rossiyskaya gazeta [Russian newspaper]. № 122. Available from: https://rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html (accessed: 14.05.2020). (In Russ.).
24. Taranenko L. 2017. Evolution of the content of the concept "library local history". Culture and Arts Herald. No 3 (51): 23-31. (In Russ.).
25. Tomilina S., Manetskaya S. 2015. Modern patriotism: essence and problems. Scientific Journal of KubSAU. No 6. Available from: http://ej.kubagro.ru/archive.asp?y=2015/ (accessed 17.04.2020). (In Russ.).
26. Shub M. 2018. Kul'turnaya pamyat': sushchnostnye osobennosti i sotsiokul'turnye praktiki bytova-niya [Cultural memory: essential features and socio-cultural practices of existence]. Chelyabinsk: Chelyabinsk State Institute of Culture and Arts. 303 p. (In Russ.).
27. Shub M., Tsukerman V. 2019. The Phenomenon of the past in the context of humanitarian knowledge: the foundations of conceptual interpretation. Culture and Arts Herald. No 1 (57): 42-51. (In Russ.).
Received 24.04.2020
47