Научная статья на тему 'Исследования самореализации личности в России и за рубежом'

Исследования самореализации личности в России и за рубежом Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2640
700
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / МОТИВАЦИЯ / СМЫСЛ ЖИЗНИ / ЛИЧНОСТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ЖИВОЙ ОРГАНИЗМ / ПРОЦЕСС / ПОТРЕБНОСТЬ / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / PERSONALITY / MOTIVATION / MEANING OF LIFE / PERSONALITY POTENTIAL / LIVING ORGANISM / PROCESS / NEED / SELF-ACTUALIZATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Хаммад Суад Мухаммед

В статье представлен анализ истоков понятия самореализации и разные подходы к изучению данного явления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Research of Personality Self-Actualization in Russia and Abroad

The article presents the origins of self-actualization concept and the different approaches to studing this phenomenon.

Текст научной работы на тему «Исследования самореализации личности в России и за рубежом»

ИССЛЕДОВАНИЯ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ

С.М. Хаммад

Кафедра социальной и дифференциальной психологии Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198

В статье представлен анализ истоков понятия самореализации и разные подходы: к изучению данного явления.

Ключевые слова: личность, мотивация, смысл жизни, личностный потенциал, живой организм, процесс, потребность, самореализация.

Проблема эффективного развития и полноценной самореализации человеческих возможностей с давних времен интересует мыслителей разных научных направлений. Первыми попытками познания самореализации и выработки стратегий и путей развития человека можно считать древние религиозно-философские учения, такие как буддизм, йога, даосизм и др.

Одна из буддистских школ — дзен — оказала серьезное влияние на формирование многих современных психологических концепций: гештальт-психологии, гуманистической психологии. Как писал Э. Фромм, «и у психоанализа есть общие цели с дзен-буддизмом» [13].

На Западе учение о самореализации восходит к Аристотелю и отчасти к Платону, «представляя собой не только анализ этого феномена, но и практические рекомендации путей и способов самоосуществления» [1]. Впервые явление, получившее впоследствии название «самореализация» разрабатывал еще Аристотель. Он считал, что цели, к которым человек стремится, бывают двух видов: в одном случае целью является само действие человека как таковое, в другом — его результат. Если во втором случае движущей силой человека являются потребности, то в первом случае таким источником является назначение человека, его силы, качества, способности, реализация которых и составляет счастье, блаженство, высшее благо человека.

В зарубежных психологических теориях понятие самореализации рассматривается преимущественно в аспекте гуманистического познания.

Понятие самореализации начал использовать в своих работах А. Адлер, который в последних трудах наряду с термином «стремление к превосходству» использовал термин «стремление к самосовершенству» как взаимозаменяемые. Адлер не давал собственного определения самореализации, ограничиваясь философским подходом, но признавал, что человек обладает самосознанием и способен планировать свои действия, управлять ими, осознавая значение собственных действий для собственной самореализации. По Адлеру, человек сам творит свою личность. Обладая креативным Я, он сам ставит перед собой цель и определяет пути ее достижения. Именно потребности роста, развития, самосовершенствования лежат в основе самоактуализации [2]. А. Адлер показывает изначальную неполноценность человека и понимает жизнь как борьбу с этой неполноценностью [2].

Принципы гуманизма и индивидуализма получили свое развитие в философии экзистенциализма в XX в., согласно которой человек сам определяет пути и способы самореализации.

Наиболее важная концепция, которую гуманистические психологи извлекли из экзистенциализма, — это концепция становления. К. Гольдштейн был одним из первых, кто ввел в обиход понятия «самоактуализация» (self- actualisation) и «самореализация» (self-realisation), не проводя между ними различий, для обозначения того, что, по его мнению, является главной побудительной силой развития личности. Гольдштейн писал, что «организм управляется тенденцией актуализировать в наибольшей возможной степени свои индивидуальные способности, свою природу в мире» [7].

Особое место занимает подход Э. Фромма, разрабатываемый в русле психоанализа, но и имеющий гуманистические основания. В своей концепции, которая получила название радикально-гуманистического психоанализа, Фромм указывает на двойственность человеческого существования: человек, с одной стороны, принадлежит к животному миру (и в этом смысле ему присуще все, что присуще животному), а с другой — старается перейти в совершенно иной — человеческий — мир, который он с таким трудом пытается создавать [13]. По Фромму, ирония и драматизм человеческой самореализации заключаются в попытке перестать быть животным и стать человеком.

Самая распространенная концепция самоактуализации получила известность после выхода в свет работ А. Маслоу, который, используя представление К. Гольд-штейна о самоактуализации как о потребности, выделил иерархическую структуру основных потребностей, составляющих мотивационную сферу личности, поставив на высшую ступень своей пирамиды потребность в самоактуализации, которую он определяет как полное использование талантов, способностей, возможностей [10]. Человек должен быть тем, чем он может быть. Таким образом, тенденция самоактуализации понимается прежде всего как мотивирующая сила и основа формирования интегральных характеристик личности.

Маслоу использует для обозначения процесса реализации человеком своего потенциала понятие самоактуализации. Это понятие сходно с понятием самореализации, оно понимается Маслоу и как потребность, и как процесс.

Маслоу считает, что развитие — это потребность, присущая людям, но реализуемая только самоактуализирующимися (психологически здоровыми) личностями. «Нормальные больные» люди не реализуют эту потребность, потому что боятся развития. Маслоу говорит о дилемме «безопасность или развитие», которую постоянно приходится разрешать любому человеку. Маслоу называет это «псевдоразвитием посредством обхода неудовлетворенной потребности». Такая потребность неизменно присутствует — как бессознательная сила (повторяющаяся навязчивая идея) [10].

К. Роджерс писал следующее: «Тенденция к самоактуализации присуща любому живому организму. Самоактуализация — это стремление живого существа к росту, развитию, самостоятельности, самовыражению, активизации всех возможностей своего организма» [Цит. по: 5. С. 447].

В отечественной психологической литературе термин «самореализация» начал употребляться сравнительно недавно. Можно говорить скорее об истоках понятия самореализации, чем о существовании стройных теорий. В целом представления о самореализации личности в психологических теориях свидетельствуют о том, что истоки представлений о самореализации как бы присутствовали в контексте других психологических проблем: личности, мотивации, смысла жизни, личностного потенциала и др.

Методологической основой анализа самореализации в российской психологии являются принципы психического развития, сформулированные в культурно-исторической теории происхождения и формирования психики и сознания Л.С. Выготского, психологической теории деятельности А.Н. Леонтьева, концепции личности как активного субъекта жизни и деятельности С.Л. Рубинштейна, К.А. Абульхановой-Славской, Л.И. Анцыферовой и др.

Явление самореализации изучается в психологии в разных аспектах: со стороны ее компонентов — цель (развитие), мотивы (тенденции личности, оптимальные для данного индивида способы деятельности), процесс достижения цели (механизмы самореализации, обучение); как ситуация (переживание ценностей существования); как результат (саморазвивающаяся личность, приобретение индивидуального опыта саморазвития).

Самоопределение предстает как сторона самореализации в работах многих педагогов. Самореализация относится не к отдельным типам, формам самодеятельности, а ко всей ее индивидуально-целостной структуре в связи с предметным жиз-неутверждением сущностных сил личности. Главной функцией самоопределения считается выбор направленности деятельности, на основе которой осуществляется самореализация. Свободотворческим процессом самоопределение является, по мнению В.В. Горбачевой [5].

Отдельно изучает проблему именно личностного самоопределения в своих работах М.Р. Гинзбург [8]. По его представлению, личностное самоопределение — это определение себя в обществе как личности относительно социокультурных ценностей и тем самым — определение смысла своего существования. М.Р. Гинзбург рассматривает личностное самоопределение в единстве трех временных аспектов: психологическое прошлое — воплощение прошлого опыта (в онтогенетическом аспекте итог реализации возрастных задач); психологическое настоящее — саморазвитие (самопознание и самореализация); психологическое будущее — обеспечение смысловой и временной перспективы.

В понятии самоопределения К.А. Абульханова-Славская фиксирует активный, целеполагающий характер отношения человека к собственной жизнедеятельности. Вопрос о самоопределении — всегда вопрос о самоопределении по отношению к чему-либо. Для Абульхановой-Славской это самоопределение по отношению к своей жизни — как определение самим субъектом своего «способа жизни». Таким образом, для К.А. Абульхановой-Славской центральным моментом самоопределения является самодетерминация, собственная активность, осознанное занятие определенной позиции [3].

Соотношение понятий самореализации, реализации и самоутверждения рассмотрено и в работах Н.Л. Кулика [9]. Он считает, что если индивид действует по воле обстоятельств, то это реализация, а если в соответствии с собственной во-

лей, то это самореализация. Таким образом, разница между самореализацией и реализацией состоит в наличии или отсутствии собственной воли в выполнении действия, а самореализация и самоутверждение отличаются по результату деятельности.

Таким образом, очевидно, что для российской (советской) психологии 1970— 1980 гг. характерен подход к рассмотрению самореализации не как самостоятельного явления.

С начала 1990-х гг. прослеживается тенденция выделить самореализацию в качестве самостоятельного предмета изучения.

Р.А. Зобов и В.Н. Келасьев подходят к проблеме изучения самореализации личности в попытке определить факторы, критерии и показатели самореализации. В частности, авторы указывают, что самореализация человека может развертываться одновременно в нескольких направлениях: по линии выполнения требований социальных структур; свободного развертывания способностей; по линии реализации ценностных установок. Это в конечном счете способно привести к возникновению противоречий между этими, весьма различающимися типами самореализации, например, способности могут быть реализованы, в то время как ценностные установки — нет [8. С. 82].

Д.А. Леонтьев понимает самореализацию человека как опредмечивание его сущностных сил, «мотивом которого выступает стремление продолжить свое бытие как личности в других людях, транслируя свою индивидуальность через созидаемые произведения» [Цит. по: 11. С. 25].

С точки зрения Э.В. Галажинского, С.И. Кудинова, Д.А. Леонтьева и др., сложность изучения самореализации состоит еще и в том, что самореализация не может наблюдаться непосредственно и объективно, мы можем наблюдать лишь ее эффекты и результаты, отраженные в психике субъекта. Самореализацию трудно измерить в силу ее высокой субъективности, трудно контролировать в ходе эксперимента в силу влияния огромного количества факторов, что затрудняет применение измерительных и экспериментальных методов исследования.

В настоящее время наиболее активно реализуется системный подход в исследовании данного феномена. Так, например, сформулированная С.И. Кудиновым [7] полисистемная концепция исследования самореализации личности позволяет исследовать не только механизм проявления этого психологического явления, но и подробно изучить формы, виды, условия проявления и структурное своеобразие самореализации в зависимости от половозрастных, национально-этнических и индивидуально-психологических особенностей.

Таким образом, проведенный анализ литературы позволяет увидеть неоднозначность исследования феномена самореализации, различия в определении, структурной организации, условиях и факторов его проявления.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Аристотель. Сочинения в 4-х т. — М.: Мысль, 1981. [Aristotel. Sochineniya v 4-h t. — M.:

Misl, 1981.]

[2] Адлер А. Понять природу человека. — СПб.: Академический проект, 1997. [Adler A. Ponyat

prirodu cheloveka. — SPB.: Akademicheskii proekt,1997.]

[3] Альбуханова-Славская К.А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности // Психология формирования и развития личности. — М., 1981. [Albuhanova-Slavskaya K.A. Razvitie lichnosti v protsesse zhiznideyatelnosti // Psihologiya formirovaniya i razvitiya lichnosti. — M., 1981.]

[4] Горячева Е.И. Концепция самореализации как основа гуманистической педагогики // Гуманизация воспитания в современных условиях. — М., 1995. [Goryacheva E.I. Kon-tseptsiya samorealizatsii kak osnova gumanisticheskoi pedagogiki // Gumanizatsiya vospitaniya v sovremennih usloviyah. — M., 1995.]

[5] Горбачева В.В. Самоопределение личности тренера в структуре профессиональной деятельности: Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. — М., 1993. [Gorbacheva V.V. Samo-opredelenie lichnosti trenera v strukture professionalnoi deyatelnocti: Avtoref. diss. ... kand. psikhol. nauk. — M., 1993.]

[6] Кулюткин Ю.Н., Сухобская Г.С. Личность: внутренний мир и самореализация. Идеи, концепции, взгляды. — СПб.: Тускарора, 1996. [Kulyutkin O.N., Sukhobskaya G.S. Lichnost: vnutrennii mir i samorealizatsiya. Idea, kontseptsii, vzglyadi. — SPB.: Tuskarora, 1996.]

[7] Кудинов С.И. Полисистемный подход исследования самореализации личности // Сибирский педагогический журнал. — 2007. — № 11. — C. 337—346. [Kudinov S.I. Poli-sestemnii podhod issledovaniya samorealizatsii lichosti // Sibirskii pedagogicheskii jurnal. —

2007. — No 11. — S. 337—346.]

[8] Кудинов С.И., Крупнов А.И. Системная модель самореализации личности // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Психология и педагогика». —

2008. — № 1. — С. 28—37. [Kudinov S.I., Krupnov A.I. Sistemnaya model samorealizatsii lichnosti // Vestnik Rossiiskovo universiteta drujbi narodov. Seriya «Psihologiya i pedago-gika». — 2008. — No 1. — S. 28—37.]

[9] Максимова С.В. Творчество: созидание или деструкция? — М.: Академический Проект, 2006. [Maksimova S. V. Tvorchestvo: sozidanie ili destruktsiya? — M.: Akademicheskii Proekt, 2006.]

[10] Маслоу А. Психология бытия. — М.: Рефл-бук; К.: Ваклер, 1997. [Maslow A. Psihologiya bitiya. — M.: Refl. buk; K.: Vakler, 1997.]

[11] Медавар П., Медавар Дж. Наука о живом. — М.: Мир, 1983. [Medavar P., Medavar Dj. Nauka o jivom. — M.: Mir, 1983.]

[12] Фрейджер Р., Фейдимен Д. Личность: теории, эксперименты, упражнения. — СПб.; М.: прайм-ЕВРОЗНАК; ОЛМА-ПРЕСС, 2002. [Freidjer R., Feidimen D. Lichnost: teorii, ekspe-rimenti, uprajneniya. — SPb.; M.: praim-EVROZNAK; OLMA-PRESS, 2002.]

[13] Фромм Э. и др. Дзен-буддизм и психоанализ. — М.: Весь мир, 1997. [Fromm E. i dr. Dzen-buddizm i psihoanaliz: — M.: Ves mir, 1997.]

RESEARCH OF PERSONALITY SELF-ACTUALIZATION IN RUSSIA AND ABROAD

S.M. Hammad

Chair of Social and Differential Psychology Peoples' Friendship University of Russia Miklukho-Maklaya str., 6, Moscow, Russia, 117198

The article presents the origins of self-actualization concept and the different approaches to studing this phenomenon.

Key words: personality, motivation, meaning of life, personality potential, living organism, process, need, self-actualization.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.