УДК 316.614
Н.Н. Самохина
канд. пед. наук, доцент кафедры теории, истории музыки
и инструментальной подготовки, Институт культуры и искусств Луганского национального университета им. Тараса Шевченко, Украина
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ В ВОЗЗРЕНИЯХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ
Аннотация. Содержанием статьи является историко-психологический анализ проблемы самореализации личности. В публикации исследованы особенности зарождения и развития проблемы самореализации личности в отечественной и западной психологии, проанализированы взгляды выдающихся учёных-психологов на данную проблему; представлена современная оценка проблемы самореализации личности.
Ключевые слова: самореализация личности, история психологии, самоактуализация, самопознание, самосознание, деятельность.
N.N. Samokhina, Institute of culture and art Luhansk Taras Shevchenko National University
PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF THE PROBLEM OF SELF-REALIZATION OF A
PERSONALITY ACCORDING TO THE VIEW OF DOMESTIC AND FOREIGN RESEARCHERS
Abstract. The article deals with the historical and pedagogical analysis of the problem of a person's self-realization. The point and contents of the phenomenon self-realization in the article determined: the features of conception and development of self- realization in pedagogy are investigated, the estimation of the problem of a person's self-realization on the contemporary level is given.
Keywords: a person's self-actualization, history of pedagogy, self-realization, self-up-bringing.
Постановка проблемы. Самореализация - одно из основополагающих понятий в современной педагогике. Только самореализующийся педагог способен воспитать зрелую, самодостаточную личность, ориентированную на творческое профессиональное саморазвитие. Как отмечает Э. Галажинский, в стремлении к самореализации отражается диалектика человечества, способности открывать и реализовывать личностный потенциал, обогащать ценностно-смысловое пространство собственной жизни и мира других людей [4, с. 157]. В связи с тем, что изучение проблемы самореализации сконцентрировано на анализе личностных качеств человека, считаем целесообразным исследовать психологический аспект данной проблемы.
Анализ актуальных исследований. Научный подход к решению проблемы самореализации личности - прерогатива психологии второй половины XX - начала XXI вв. (исследования К. Абульхановой-Славской, А. Асмолова, А. Бодалева, И.Беха, А. Деркача, В. Муляра, Л. Овсянецкой, А. Реана). На современном этапе интерес к данной проблеме в кругах научного сообщества возрастает. Так, в исследовании В. Бочелюка и В Зарицкой подчёркивается, что именно посредством реализации человеком собственных потенций, личность становится психологически зрелой, способной к творчеству [3, с. 35]. Как утверждает А. Реан, общая успешность человека достаточно тесно связана с профессиональной самореализацией. Только человек, состоявшийся профессионально, может позиционировать себя, как личность, и чувствовать себя целостным и счастливым [10, с. 88].
Обращение к проблеме самореализации личности характерно как для зарубежной, так и для отечественной психологии. Однако, подход к решению данной проблемы зарубежными и отечественными учёными-психологами имеет ряд отличий. Данное обстоятельство определило цель публикации: исследовать психологический аспект проблемы самореализации личности в воззрениях зарубежных и отечественных учёных.
Изложение основного материала. Идеи самореализации личности в западной психологии впервые были выдвинуты в работах К. Юнга - швейцарского психолога, пси-
хиатра и культуролога. В представлении учёного, в человеке изначально заложено стремление к духовному развитию и реализации своего потенциала. Отвергая понимание человека только как биологического существа, К. Юнг настаивал на способностях личности трансцендировать узкие границы своего «Эго». Великий швейцарский учёный был убеждён, что самореализация осуществляется в два этапа. В первой половине жизни человек отделяется от общества, пытаясь создать собственную идентичность (Я). Во второй половине - он снова воссоединяется с человеческим родом и становится его частью.
К. Юнг предполагал, что конечная цель самореализации - познание духовного опыта. Человек, который не продвигается по пути самопознания и самореализации, может подвергаться депрессиям [15]. Идеи К. Юнга получили дальнейшую разработку в трудах представителей гуманистической психологии - Ш. Бюлера, К. Гольдштейна, А. Маслоу, Дж. Олпорта, Р. Мея, К. Роджерса, Э. Фромма и др. Выстраивая новую методологию познания человека, данные исследователи акцентировали внимание на присущих человеку потенциях к непрерывному развитию, на самоактуализации и самореализации, которые являются частью человеческой природы.
Практически все концепции самореализации, существующие в зарубежной психологии, восходят к идеям А. Адлера, который в последних своих работах термины «стремление к превосходству» и «стремление к самосовершенству» использовал как взаимозаменяемые. По мнению исследователя, стремление к превосходству является для человека врождённым и сопровождает его на протяжении всей жизни, формируя желание к максимальному самовыражению и самореализации. Так как человек включен в общество, его нельзя рассматривать в отрыве от его социального контекста. В связи с этим, самореализация человека не индивидуальна - она может происходить только в группе, где индивид способен реализовать собственный потенциал.
Ограничиваясь философским подходом к пониманию самореализации и не предлагая собственного определения данной дефиниции, учёный указывал на то, что человек обладает самосознанием и способен планировать и осознавать значение собственных действий для самореализации. В своих многочисленных трудах А. Адлер акцентировал внимание на том, что человек является творцом своей личности. Обладая большим творческим потенциалом, он ставит перед собой цели и самостоятельно разрабатывает пути их достижения [1].
Определение самореализации как врождённого качества человека характеризует и взгляды американского психолога К. Роджерса. Именно самореализацию исследователь определяет в качестве основного мотива личностного роста человека. К самореализации способна лишь та личность, у которой актуализирована самость. «Я-концепция», или «Самость» - фундаментальное понятие теории К. Роджерса, определяемое как гештальт, состоящий из восприятия себя и своих взаимоотношений с другими людьми, а также из ценностей «Я». Составляющими «Я-концепции» являются «Я - реальное» и представление о себе таком, каким бы человек хотел быть («Я-идеальное»).
Несмотря на то, что в результате опыта «Я» человека постоянно меняется, оно всегда сохраняет качества целостного гештальта. В связи с этим, представление человека о себе самом остается относительно постоянным. Основополагающим во всех трудах К. Роджерса является утверждение о том, что человек, наблюдая и оценивая свой собственный опыт, познает самого себя. При этом на протяжении всего жизненного пути он испытывает потребность в реализации своего потенциала. Подобную потребность К. Роджерс называет самоактуализацией [11].
Потребность в самоактуализации, как высший уровень потребностей человека, определяет американский психолог, один из основателей гуманистической психологии А. Маслоу. Как отмечает учёный, именно самоактуализация являет собой непрерывную реализацию «потенциальных возможностей, способностей и талантов, как в свершении своей миссии, или призвания, судьбы, как более полное познание и ... принятия
своей собственной изначальной природы, как неустанное стремление к единству, интеграции, или внутренней синергии личности» [8, с. 157].
Следует отметить, что А. Маслоу охарактеризовал самоактуализацию как желание человека стать тем, кем он может быть. Человек, достигший этого высшего уровня, добивается полного использования своих талантов, способностей и потенциала личности. Однако, исследователь акцентирует внимание на том, что самоактуализация осуществляется достаточно редко, поскольку человек не задумывается о своём потенциале и не стремится к самосовершенствованию. Сознательное препятствие человека собственной самоактуализации А. Маслоу назвал «комплексом Ионы». Он характеризуется страхом успеха, который мешает человеку стремиться к величию и самосовершенствованию.
Проблема самореализации личности достаточно широко представлена на страницах исследований Э. Фромма - представителя Франкфуртской школы и одного из основателей неофрейдизма и фрейдомарксизма. В представлениях Э. Фромма, самореализация имеет социально детерминированный характер (близость позиции А. Адлера). В качестве неотъемлемого атрибута самореализации Э. Фромм называет продуктивную самореализацию, то есть стремление человека быть таким, каким он может стать - достижение вершины потенциала. Как утверждает этот учёный, самореализация является экзистенциальной потребностью - психическим состоянием - вечным и неизменным в своей основе [13].
С гуманистической психологией достаточно тесно связано новое течение в западной науке - экзистенциальный анализ, представителем которого является австрийский психиатр и психолог В. Франкл. Согласно разработанной В. Франклом логотера-пии, движущей силой человеческого поведения является стремление найти и реализовать существующий во внешнем мире смысл жизни. Роль смысла выполняют ценности - смысловые универсалии, обобщающие опыт человечества. В. Франкл описывает три класса ценностей: ценности творчества, переживания и отношения. Осуществляя смысл жизни, человек осуществляет тем самым себя. В связи с этим, самоактуализация - это лишь побочный продукт осуществления смысла, считает В. Франкл [14].
Новый импульс в изучении проблемы самореализации задал итальянский психиатр и психолог Р. Ассаджиоли - создатель психосинтеза - теоретико-методологической концепции психотерапии и саморазвития человека. Как утверждает исследователь, процесс самореализации определяет специфику сознания человека, мотивирует его личность к самопознанию и самоосуществлению, активизирует развитие талантов и способностей индивида через взаимодействие его с высшим «Я» [2]. Новаторский подход к решению проблемы самореализации личности представлен в воззрениях представителей трансперсональной психологии. Как утверждает, например, С. Гроф, именно посредством самореализации осуществляется гармонизация хилотропического (фрагментарного) и холотропического (целостного) сознания человека [5].
Проблема самореализации - одна из ключевых проблем А. Менегетти - современного итальянского учёного, основателя школы и Международной ассоциации он-топсихологии. Как утверждает этот исследователь, человек - активный субъект жизни, которым движет Ин-се (априорный порядок, сущность в себе). Именно Ин-се является внутренней стороной любого действия, знания и представления человека. Это ядро заключает в себе всё для полноценной самореализации человека, в том числе и направление её развития. И чем сильнее человек отклоняется от этого направления, тем интенсивнее растет в нём чувство неудовлетворенности. Ин-се является универсальной точкой отсчета для определения степени позитивности любого действия человека. При помощи Ин-се человек в любой момент времени может выбрать единственно правильный вариант самореализации. Как утверждает А. Менегетти, именно «Ин-се способно анализировать как отдельные моменты, так и общую ситуацию вложений человека. Умение использовать этот принцип позволяет контролировать собственную
жизнь в любой области деятельности» [9].
В отличие от зарубежных исследователей, которые рассматривают процесс самореализации, как способность личности установить контакт со своей внутренней сущностью, отечественные исследователи, не отрицая данного факта, акцентируют внимание на социальной среде. Несмотря на то, что ещё в 70-90 гг. XX столетия появился ряд диссертационных работ, посвящённых проблеме самореализации (Л. Антроповой, Н. Шаталовой, Е. Петрова, М. Руткевич и др.), чёткое определение данного понятия в отечественной справочной и научной литературе отсутствует. Представления о самореализации в украинской и российской психологии формировались в контексте таких психологических проблем, как проблемы личности, мотивации, смысла жизни, личностного потенциала и т.д. (исследования Б. Ананьева, В. Бехтерева, Б. Ломова, С. Рубинштейна, Б. Теплова и др.).
В представлении украинских и российских учёных-психологов, самореализация традиционно являет собой высшую стадию процесса формирования человеческой личности, результат её роста и совершенствования, продукт развития человеческого потенциала. Именно в процессе изучения данной проблемы формирования личности формируется представление о самореализации (исследования В. Бехтерева, Б. Ломова, В. Мясищева, С. Рубинштейна и др.). Понимание самореализации в отечественной науке осуществляется в контексте деятельностного подхода. Сторонники этого подхода (А. Асмолов, Л. Выготский, В. Давыдов, А. Леонтьев, Б. Ломов, В. Мясищев, С. Рубинштейн, Д. Фельдштейн и др.) акцентировали внимание на том, что именно в деятельности формируется, развивается и проявляется вся система психических состояний, процессов и свойств индивида; что только в деятельности и возможно осуществление процесса самореализации человека. Самореализация, таким образом, - это один из главных мотивов человеческой деятельности, означающий стремление испытать и выявить свои силы и способности.
Один из известных учёных советского периода, специалист в области чувств и эмоций П. Якобсон, затрагивая проблему самореализации, исходит из понятия зрелой личности. Предлагая собственную концепцию зрелой личности, исследователь определяет возможность самореализации только для уже сформировавшейся (зрелой) личности. По мнению учёного, самореализация - одна из составляющих жизнедеятельности зрелого человека, определяющая её качество и эффективность. Позиция П. Якобсона достаточно близка воззрениям профессора А. Реана, который определял самореализацию показателем не только личностной зрелости человека, но и условием ее достижения. По мнению этого исследователя, стремление к продуктивному самоосуществлению способствуют физическому и психологическому долголетию человека [10]. Схожую точку зрения по проблеме самореализации личности можно обнаружить и в работах известного ученого И. Кона. Учёный определяет самореализацию как «сознательный, целенаправленный процесс раскрытия и опредмечивания сущностных сил личности в её многогранной деятельности». По мнению исследователя, самореализация, как бесконечный процесс, конкретизируется умением человека брать на себя ответственность и отвечать за содеянное [6, с. 323].
Среди современных психологических исследований одной из наиболее разработанных является концепция самореализации личности Л. Коростылёвой. Как она утверждает, «самореализация личности - это осуществление возможностей развития Я посредством собственных усилий, содеятельности, сотворчества с другими людьми (ближним и дальним окружением), социумом и миром в целом» [7, с. 52]. По мнению исследовательницы, самореализация - есть комплексный процесс, предполагающий не только реализацию сущностной природы человека, но и опыта, приобретённого индивидом.
Из работ 90-х гг. прошлого столетия по проблемам самореализации следует упомянуть исследование Э. Галажинского, представляющее собой попытку анализа самореализации человека с точки зрения теории психологических систем, в основе ко-
торой лежит синергетическая парадигма. Как утверждает исследователь, самореализация является интегрирующим фактором, с которым связано решение проблем жизненного самоопределения и выбора жизненных сред, наиболее приемлемых в формировании и самоосуществлении жизненных стратегий. И стремление к творческой самореализации является в этом смысле проявлением истинной природы человека, не оставляющей ему выбора [4].
В современное понимание представления о самореализации существенный вклад внесли также такие учёные, как Р. Зобов и В. Келасьев. Как утверждают данные исследователи, самореализация представляет собой наиболее полное раскрытие способностей, талантов, потенций и возможностей человека, осуществляемое путём включения его в социальные структуры деятельности и выражает глубокую сущностную сторону человека. Именно самореализация синтезирует различные представления о человеке в некое единое целое [12].
Изучение самореализации с позиций психологического времени и психологического возраста личности - суть исследований Е. Головахи и А. Кроник. Самореализация, являющаяся реализацией психологического времени личности, направляется ценностными ориентациями и может определяться степенью их реализованности. Ю. Сычев подвергает анализу такой аспект самореализации, как индивидуализация, отмечая, что она осуществляется в рамках обособления и интеграции. Связующим звеном такой индивидуализации является внутреннее «Я».
Исследовав современные представления о самореализации личности в российской и украинской психологии, мы пришли к заключению о том, что данные воззрения формируются в контексте изучения проблем смысла жизни и ценностных ориентаций. Наиболее же созвучными понятию «эффективная самореализация» являются такие определения, как «оптимальный смысл жизни» В. Чудновского, «дело жизни» А. Ткаченко и др.
Выводы. Таким образом, исследовав воззрения зарубежных и отечественных учёных-психологов на проблему самореализации личности, мы пришли к следующему заключению. Представители различных психологических школ определяют самореализацию как осмысленный процесс и результат осуществления личностью собственных задатков и способностей в определённой сфере жизнедеятельности. И если в работах западных учёных акцентирован экзистенциальный аспект проблемы самореализации личности, то наши отечественные исследователи рассматривают самореализацию личности через призму деятельности индивида, акцентируя внимание на значимости его социального самоосуществления.
Перспектива дальнейших исследований. Представленные в данной публикации результаты не претендуют на полноту исследования изученной проблемы и требуют дальнейшего развития. Целесообразно проанализировать взгляды современной философии и педагогики на проблему самореализации личности.
Список литературы:
1. Адлер А. Индивидуальная психология / А. Адлер // История зарубежной психологии / ред. П.Я. Гальперин, А.Н. Ждан. - М.: Изд-во МГУ, 1986. - С. 131-140.
2. Ассаджоли Р. Психосинтез: теория и практика / Р. Ассаджоли. -М.: РЕР1_Ьоок, 1994. - 314 с.
3. Бочелюк В.Й. Психолопя: вступ до спе^альност / В.Й. Бочелюк, В.В. Зариць-ка. - Киев: Центр учб. л-ри, 2007. - 288 с.
4. Галажинский Э.В. Системная детерминация самореализации личности: дис. .д-ра психол. наук / Галажинский Эдуард Владимирович. - Томск, 2002.
5. Гроф С. Путешествие в поисках себя / С. Гроф. - М.: Изд-во Трансперсон. инта, 1994. - 338 с.
6. Кон И.С. Открытие «Я» / Игорь Семёнович Кон. - М.: Политиздат, 1978. - 367 с.
7. Коростылёва Л.А. Психология самореализации личности: затруднения в профессиональной сфере / Людмила Алексеевна Коростылёва. - СПб. : Речь, 2005. - 222 с.
8. Маслоу А. Психология бытия: пер. с англ. / Абрахам Маслоу. - М.: Рефл-бук; Киев: Ваклер, 1997.
9. Менегетти А. Психология лидера: пер. с итал. / Антонио Менегетти; Славян. ас-соц. онтопсихологии. - Изд. 3-е, испр. и доп. - М.: ННБФ «Онтопсихология», 2001. - 208 с.
10. Реан А.А. Психология личности. Социализация, поведение, общение / А.А. Реан. - М.: ACT; СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. - 407 с.
11. Роджерс К. Становление человека / К. Роджерс. - М.: Прогресс: Универс, 1994. - 478 с.
12. Самореализация человека: введение в человекознание / Р.А. Зобов, В.Н. Келасьев. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2001. - 278 с.
13. Фромм Э. Человек для себя. Исследование психологических проблем этики / Эрик Фромм; пер. с англ. Л.А. Чернышевой. - Минск: Коллегиум, 1992 . - 253 с.
14. Франкл В. Человек в поисках смысла / В. Франкл. - М.: Прогресс, 1990. -
368 с.
15. Юнг К. Г. Конфликты детской души / К. Г. Юнг. - М.: Канон, 2004. - 456 с. List of references:
1. Adler A. Individual Psychology / A. Adler // History of Western psychology / ed. Galperin, A. Zhdanov. - Moscow: Moscow State University Press, 1986. - P. 131-140.
2. Assagioli R. Psychosynthesis: Theory and Practice / R. Assagioli. - M.: REFLbook, 1994. -
314 p.
3. Bochelyuk B.J. Psychology: an introduction to the profession / V.J. Bochelyuk, V. Zarit-skaya. - K.: Center uchb. l-ry, 2007. - 288 p.
4. Galazhinsky E.V. System determination of self-realization: dis. ... dr. psychol. science / Galazhinsky Edward Vladimirowich. - Tomsk, 2002.
5. Grof S. Journey in search of yourself / S. Grof. - Moscow: Publishing House of the Institute of Transpersonal, 1994. - 338 p.
6. Kon I.S. Opening of the «I» / I.S. Kon. - M.: Politizdat, 1978. - 367 p.
7. Korostyleva L.A. Psychology of self-realization: difficulties in the professional field / Lyud-mila Korostyleva. - St. Petersburg: Speech, 2005. -222 p.
8. Maslow A. Psychology of Being: transl. from English / Abraham Maslow. - Moscow: Refl-beech Kiev Vakler, 1997.
9. Meneghetti A. Psychology of a leader: trans. Translated from Italian / Antonio Meneghetti; Slavs. Assoc. ontopsychology. - Izd. 3th, rev. and add. - Moscow: NNBF «Ontopsikhologiya», 2001. -208 p.
10. Rean A.A. Personality Psychology. Socialization, behavior, communication / A.A. Rean. -Moscow: ACT; St. Petersburg: Prime EVROZNAK, 2007. - 407 p.
11. Rogers K. The formation of human / K. Rogers. - M.: Progress: Universe, 1994. - 478 p.
12. Human self-realization: an introduction to anthropology / R.A. Zobov, V.N. Kelasev. - St. Petersburg: Publishing House of the St. Petersburg State University, 2001. - 278 p.
13. Fromm E. Man for himself. The study of psychological problems of ethics / Eric Fromm; trans. from English. L.A. Chernyshevoj. - Minsk: Collegium, 1992. - 253 p.
14. Frankl V. Man's Search for Meaning / V. Frankl. - Moscow: Progress Publishers, 1990. -
368 p.
15. Jung C.G. Conflicts of child's soul / C.G. Jung. - M.: Canon, 2004. - 456 p.