Keywords: cowsheds, cleaning of manure, installation of portion action. УДК 631.3.004.5:636
ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ СЕРВИСУ В ЖИВОТНОВОДСТВЕ
Л.М. Цой, д-р экон. наук, проф., зав. отделом
В статье изложены материалы исследований по техническому сервису в животноводстве, которые проводились в ГНУ ВНИИМЖ, дан анализ существующей системы технического сервиса, достоинства и недостатки этой системы, проблемы, которые необходимо решить в системе технического сервиса машин и оборудования животноводческих ферм в условиях рыночной экономики. Ключевые слова: животноводство, технический сервис, фирменный технический сервис, себестоимость, эффективность, надежность, трудоемкость обслуживания, запасные части, материалы.
Проблема технического сервиса в животноводстве была всегда в центре внимания аграрной науки. С первых дней образования института эта проблема была обозначена Министерством сельского хозяйства РСФСР, в ведении которого находился ВНИИМЖ, и в 1972 году была образована лаборатория эксплуатации машин и оборудования животноводческих ферм.
В течение двух-трех лет коллектив лаборатории пополнился молодыми и энергичными сотрудниками (Муллаянов Р.Г., Цой Л.М., Жирнов В.Н., Залевский Ю.И., Прокин Н.Г., Попик Н.М., Лесников В.А. и др.), которые обеспечивали научными разработками по техническому сервису машин и оборудования животноводческих ферм МСХ РСФСР, Госкомсельхозтехнику, хозяйства, животноводческие фермы и комплексы.
Основным направлением работы лаборатории было научное обоснование рациональных методов поддержания машин и оборудования в работоспособном состоянии.
В связи с началом строительства и ввода в эксплуатацию, начиная с 1972 г., крупных свиноводческих комплексов, лаборатория эксплуатации сосредоточила большие усилия на изучении и обобщении опыта эксплуатации машин и оборудования на комплексах мощностью 12, 24, 54 и 108 тыс. голов в год и разработке на основе этих материалов необходимой нормативно-технической документации.
Большой объем научно-исследовательских работ был выполнен в области организации технического обслуживания машин и оборудования на свиноводческих комплексах (авторы Муллаянов Р.Г., Жирнов В.Н., Цой Л.М., Залевский Ю.И. и др.).
В этом направлении был обобщен опыт эксплуатации техники на крупных свиноводческих комплексах. На его основе в результате выполненных исследований был разработан ряд нормативно-технических документов для обоснования эффективного функционирования технических систем на свиноводческих комплексах мощностью 12, 24, 54 и 108 тыс. голов в год. В частности, были разработаны структура инженерно-технической службы, технологии технического обслуживания машин и оборудования, рекомендации по организации технического обслуживания, рекомендации по созданию обменного фонда, норм расходов материалов на ремонтно-эксплуатационные нужды. Все подготовленные документы были одобрены и утверждены вышестоящими организациями, изданы и направлены на свиноводческие комплексы для практического использования.
Параллельно с исследованиями в области совершенствования эксплуатации техники на крупных свиноводческих комплексах велись
работы по улучшению использования машин и оборудования на рядовых животноводческих фермах.
Актуальность этой работы усилилась в связи с тем, что во многих хозяйствах стали использоваться сложные машины и оборудование для механизации животноводческих ферм. Техническое обслуживание и ремонт оборудования, установленного на животноводческих фермах, характеризовались существенными недостатками организационного плана.
В связи с усложнением средств механизации, используемых для выполнения технологических процессов, настоятельно требовалось внедрение новых эффективных организационных форм их обслуживания и ремонта. Для их разработки, прежде всего, необходимо было определить формы рациональной кооперации хозяйств и Госкомсель-хозтехники в данной области.
В процессе решения этих вопросов, на основе проведения исследований, в 1982 году были разработаны «Рекомендации по организации технического обслуживания машин и оборудования животноводческих ферм» (авторы Цой Л.М., Андреев П.А., Богданов Ю.В., Муллаянов Р.Г. и др.), которые рассмотрены и одобрены Научно-техническим советом МСХ РСФСР и Госкомсельхозтех-ники РСФСР.
В них нашли отражение вопросы материально-технической базы для выполнения ре-монтно-обслуживающих работ, принципы и формы организации технического обслуживания и ремонта, организация труда и расчет численности слесарей и мастеров-наладчиков.
Большое внимание уделялось вопросам исследования ремонтно-обслуживающей базы на различных уровнях (область, район, хозяйство, ферма), рациональному распределению объемов работ между инженерной службой хозяйств и предприятиями Госком-сельхозтехники, определению эффективности форм организации технического обслуживания.
Разработки лаборатории и ряда других НИИ позволили значительно улучшить ис-
пользование техники в животноводстве, повысить его техническую готовность. Полученный значительный научный и практический материал по проблеме технической эксплуатации машин и оборудования в животноводстве требовал создания единой системы ремонтно-обслуживающих работ в отрасли животноводства.
Такая система планово-предупредительного ремонта и обслуживания машин и оборудования животноводства (система ППР-ТОЖ) была разработана в 1988 году, рассмотрена НТС Госагропрома СССР и утверждена. Соавторами этой разработки являлись сотрудники лаборатории Цой Л.М., Филиппов А.В. Под методическим руководством сотрудников лаборатории система ППРТОЖ была внедрена в Подольском районе Московской области и Алексинском районе Тульской области [3].
В последние годы в условиях реформирования АПК России проблема научного обеспечения инженерно-технической инфраструктуры особенно обострилась. Переход к многоукладной экономике накладывает на процесс поддержания техники в работоспособном состоянии дополнительные трудности.
В этих условиях Президиум Россельхоз-академии своим Постановлением от 18 июня 1993 года обязал объединить усилия институтов инженерного профиля для решения комплексных научно-исследовательских работ, обратив особое внимание на экономические и технические вопросы повышения эффективности технического сервиса, разработку теории использования машин при изменении форм собственности, формирование непосредственно у товаропроизводителей системы технического сервиса, оснащение его надежной системой производственных услуг.
С учетом этого в институте был создан отдел технического сервиса, основные усилия которого были направлены на решение концептуальных вопросов технического сервиса в животноводстве, отмеченных в Постановлении Президиума Россельхозакадемии.
Совместно с головным институтом ГОСНИТИ были разработаны: «Концепция эф-
фективного использования сельскохозяйственной техники в рыночных условиях» (авторы Морозов Н.М., Цой Л.М. и др.), «Концепция развития инженерно-технического сервиса фермерских хозяйств» (авторы Морозов Н.М., Цой Л.М. и др.), «Концепция развития технического сервиса животноводства на период до 2005 года» (авторы Жир-нов В Н., Цой Л.М., Морозов Н.М. и др.).
Негативные последствия реформирования АПК обусловили необходимость поиска новых путей повышения эффективности сельскохозяйственного производства. Одним из таких путей является концепция использования высокопроизводительной техники в специальных структурах сервиса. Здесь за счет эффективного использования техники удается удешевить производственную продукцию, быстрее окупить затраты на приобретение машин.
Создание мощной сферы производственно-технического сервиса рассматривается как приоритетное направление аграрной политики государства. Доказано, что машинно-технологические станции (МТС) могут обеспечить выполнение механизированных работ в хозяйствах с недостатком техники. Обоснованность их создания с большой убедительностью показана на конкретных примерах. Но в то же время все положительные моменты в деятельности МТС отмечены в основном на примерах выполнения механизированных работ и услуг в растениеводстве и практически мало позитивных примеров деятельности МТС в отрасли животноводства.
Анализ показывает, что в сложившихся условиях оказание услуг сельским товаропроизводителям в выполнении механизированных работ со стороны МТС обходится дороже, чем выполнение их собственными силами хозяйств. Эта разница определяется более высоким, как правило, уровнем оплаты труда, затрат на доставку техники и механизаторов к месту работы, на обеспечение им жилья и оплату командировочных, относительно более высоким уровнем налогов.
Наделение МТС функциями товаропроизводителей животноводческой продукции в
противовес существующим типам производителей животноводческой продукции вряд ли приведет к возрождению в достаточном объеме производства отечественной конкурентоспособной продукции.
Предварительный анализ и обобщение технологий производства продукции животноводства, технологических процессов и операций, выполняемых при этом, показывает, что МТС окажутся эффективными в вопросах оказания услуг по техническому сервису и в меньшей степени - в выполнении механизированных работ.
Вопрос же эффективности МТС в оказании услуг по техническому сервису в отрасли животноводства подтвержден опытом работы бывших станций по техническому обслуживанию и ремонту машин в животноводстве (СТОЖ) и служб системы Агросна-ба.
Сосредоточение усилий МТС на осуществлении ими функции инженерно-технических центров (по типу предприятий Сельхозтехники) будет способствовать интересам сельхозпроизводителей. Сводится оно к следующему:
- показ наиболее эффективных технологий и комплексов машин;
- организация ремонта и техобслуживания машин;
- осуществление посреднических услуг между машиностроительными и другими предприятиями (фирмами) и сельхозтоваропроизводителями;
- обеспечение и переподготовка кадров для эффективного применения новых технологий, систем машин и оборудования;
- реклама, формирование рынка заказов на новые технологии и технические средства.
Обширные исследования по использованию техники в реальных условиях эксплуатации были проведены на молочных фермах Тамбовской области (Цой Л.М., Конаков А.П.). Они показали, что большинство хозяйств не в состоянии обновить устаревшую технику из-за низкой доходности от реализации молока.
Основное условие успешного функционирования молочных ферм - получение достаточной прибыли от реализации молока -не выполняется из-за низкой эффективности производства и цены реализации молока. Поэтому основная масса машин и оборудования продолжает эксплуатироваться свыше нормативных сроков. Это, в свою очередь, увеличивает затраты на обслуживание и ремонт.
Несвоевременное устранение отказов приводит не только к уменьшению объемов получаемой продукции, но и к потере животных. Так, выход из строя доильного оборудования приводит к массовым заболеваниям маститом и последующей выбраковке коров, некачественное приготовление кормов или нарушение микроклимата - к потере молодняка и др.
Анализ работы фермерского оборудования при сверхнормативных сроках эксплуатации на МТФ на протяжении семи лет показал, что затраты труда ремонтников увеличиваются: на ликвидацию отказов до 2-х раз, на запчасти - почти в 3 раза.
Затраты на запасные части составляют значительную долю в общих издержках на обеспечение работоспособности машин и оборудования молочных ферм. Усугубляется это и еще тем, что интенсивно растет стоимость запасных частей, которая опережает рост закупочных цен на молоко, тем самым ухудшая общие экономические показатели производства молока.
Затраты на поддержание машин и оборудования в работоспособном состоянии состоят из двух составляющих: затраты на проведение профилактических работ и затраты на устранение отказов. Затраты на выполнение профилактических работ связаны, в основном, с трудовыми затратами, а устранение отказов, помимо трудовых затрат, требует расхода запасных частей и материалов.
В процессе возрастания сроков использования техники увеличиваются две составляющие затрат на поддержание машин и оборудования в работоспособном состоянии: затраты на запасные части вследствие роста цены на них и затраты труда на устранение
отказов. Исследование затрат на запасные части и материалы показало, что расход материалов опережает расход запасных частей по темпам роста.
Аналогичная тенденция наблюдается и в других регионах России.
Анализ использования техники, выполненный на макроэкономическом уровне, также показал, что на животноводческих фермах России машины и оборудование эксплуатируются за пределами амортизационного срока. При среднем сроке службы животноводческого оборудования около 7 лет большинство технических средств эксплуатируется 10-11 лет. Ежегодно обновляется не более 2% машин вместо 13-14% по нормативам. Пополнение машин на действующих фермах осуществляется преимущественно за счет неиспользуемой техники из прекративших функционирование объектов.
Использование техники сверх амортизационного периода влечет за собой повышение расхода средств на поддержание их в работоспособном состоянии.
Чтобы поддержать такие технические средства в работоспособном состоянии, товаропроизводители вынуждены приобретать дополнительное количество запасных частей, ремонтных материалов и выполнять возрастающие объемы ремонтно-обслужива-ющих работ.
В то же время из-за неплатежеспособности сельхозтоваропроизводителей, обусловленной диспаритетом цен, более быстрым ростом тарифов на энергоносители, монополизмом переработчиков и торговых организаций, возмещающих не более 60-65% себестоимости продукции, товаропроизводители не в состоянии заменить морально и физически устаревшее оборудование.
В условиях рыночных отношений, после развала плановой системы технического сервиса, дороговизны приобретаемой техники и услуг по поддержанию ее в работоспособном состоянии и неплатежеспособности товаропроизводителей происходит коренная ломка структуры технического обслуживания и ремонта. При этом не только перепрофилируются и закрываются специализированные
предприятия районного, областного и республиканского уровней, но и резко сокращаются объемы выполняемых ими услуг.
В этих условиях центр тяжести по проведению ремонтно-обслуживающих операций переносится непосредственно в хозяйства, где они выполняются силами и средствами товаропроизводителей, нередко в неприспособленных для этих целей помещениях и не в плановом порядке, а по потребности.
Предприятия-изготовители в основном сосредотачивают свою деятельность на выпуске машин, запчастей и в редких случаях -на гарантийном обслуживании выпускаемых технических средств. При таком положении поддержание техники в работоспособном состоянии целиком ложиться на плечи товаропроизводителей, что не обеспечивает необходимого качества работ и эффективного использования техники.
В то же время многие хозяйства стали отказываться от услуг районных ремонтно-тех-нических предприятий на выполнение работ по техническому обслуживанию и ремонту. Основные причины: низкое качество обслуживания, дороговизна проводимых работ, недостаточная оперативность.
Сложившаяся ситуация требует решения проблемы технического сервиса с учетом новых экономических условий как в научном, так и в практическом плане. В настоящее время отсутствует четкая система инженерно-технического обеспечения производства продукции животноводства. Инженерные службы хозяйства, арендаторы, фермеры и районные ремонтно-обслуживающие предприятия работают в условиях административной и функциональной разобщенности, не имеют единых производственных целей, четких оценочных показателей, характеризующих их вклад в дело производства животноводческой продукции.
Переход к рыночным отношениям, появление товаропроизводителей с различными формами собственности, падение платежеспособности хозяйств потребовало усовершенствования и реконструкции ранее существовавшей системы технического сервиса. При этом приоритет при совершенствовании
системы технического сервиса должен быть отдан товаропроизводителю.
В условиях рынка ремонт как технически и экономически целесообразный процесс продления срока службы машин и обеспечения эксплуатационной надежности должен сводиться к операциям разборки и оперативной замены отказавших деталей и узлов с соблюдением технических условий. При этом все более возрастает потребность в обосновании номенклатуры наиболее часто востребованных работ и услуг по замене и ремонту быстроизнашивающихся узлов и деталей и комплектованию их в наборы и ремкомплек-ты.
Такая тенденция развития ремонтно-обс-луживающего производства хорошо прослеживается из опыта работы ведущих зарубежных дилерских центров США, развитых Европейских стран и имеет место в последние годы в работе отечественных предприятий технического сервиса районного уровня.
Во взаимоотношениях производителей животноводческой продукции и служб технического сервиса в современных условиях наиболее сложной проблемой является вопрос ценообразования за выполненные услуги и ответственности за несвоевременные или некачественные услуги. Нам представляется, что в основу цен за ремонтно-обслуживаю-щие услуги должны быть положены нормативы материальных, трудовых, финансовых затрат, объективно отражающих существующую тенденцию развития механизации животноводства.
Существовавшая ранее система оплаты за техническое обслуживание и ремонт машин по годовым лимитам затрат неприемлема в условиях рынка.
Недостатки этой формы взаиморасчетов заключались в отсутствии учета фактических затрат на ремонтно-обслуживающие работы, увязки качества выполняемых работ с их стоимостью. Переход на расчеты по годовым лимитам затрат не устранил бесконечные споры между партнерами технического сервиса. Гарантированная плата за оказание услуг не способствовала соблюдению графика
и объема выполнения ремонтно-обслужива-ющих работ.
Порядок взаиморасчетов службы технического сервиса с товаропроизводителями должен быть различным и зависит от экономического состояния хозяйств, характера выполняемых работ и степени взаимосвязи обслуживающего предприятия с товаропроизводителями.
В современных условиях важно установить влияние различных факторов на величину уровня удельных затрат на технический сервис в расчете на условную голову или центнер продукции.
Взаимодействие различных факторов выразилось следующим уравнением регрессии:
Ух = -5,35 - 3,37Х1 +11,2X2 +1,4Х3,
где Х1 - затраты на оплату труда, руб.;
Х2 - затраты на запасные части, руб.;
Х3 - затраты на услуги технического сервиса.
В результате оценки этих факторов выявилось, что наибольшее влияние на уровень удельных затрат оказывает фактор Х2 - затраты на запасные части, на втором месте стоит фактор Х1 - оплата труда и на последнем Х3 - затраты на услуги технического сервиса.
Требует своего решения также проблема наличия нормативной базы для оценки трудоемкости работ по техническому сервису.
Существовавшие при плановой экономике методы планирования объемов ремонтно-
обслуживающих работ с использованием условной единицы сложности ремонта или расчета укрупненных нормативов с использованием стоимости машин требует проверки их соответствия условиям рынка [2].
Выполненные расчеты трудоемкости ре-монтно-обслуживающих работ с использованием условной единицы сложности ремонта и сравнение их с фактическими трудоем-костями технического обслуживания и ремонта современных машин и оборудования (таблица) показывают, что ошибка не превышает 5-7%, что считается вполне приемлемым.
Метод же расчета укрупненных нормативов, где используется связь между оптовыми ценами на машины и оборудование и трудоемкостью обслуживания, в современных условиях неприемлем, так как цены на машины возросли очень значительно и данный метод не дает объективной оценки трудоемкости ремонтно-обслуживающих работ. Например, доильная установка АДМ-8(200) стоила 3610 руб., а удельные затраты составляли 0,14 чел-ч/руб., что равнялось годовым трудозатратам на ТО и ремонт 510,3 чел-ч. Если же поставить современные цены на доильную установку АДМ-8, мы получим неадекватную трудоемкость. Поэтому необходим поиск новых методов расчета укрупненных нормативов [4].
Таблица. Затраты труда на обслуживание и ремонт машин в животноводстве
Наименование машин и оборудования Масса, кг Мощность привода, кВт Производительность, емкость Затраты на техобслуживание и ремонт, чел-ч в год
фактические расчетные
Агрегат доильный УДМ-100 (молокопровод из нержавеющей стали) "Фемакс" 1500 4,75 50 коров, 2 оператора (6 аппаратов) 332,1 349,1
Доильная установка с АСУ-ТП "Елочка" - УДА-Ф-70 6000 22,4 70 коров, 1 оператор (16 аппаратов) 683,1 682,8
Кормораздатчик прицепной универсальный КТУ-10У, КТУ-10А 2250 тр-т кл. 1,4 (МТЗ-80/82) 80-480 м3/ч, 10 м3 260,0 267,0
Измельчители-смесители
раздатчики кормов: TriioLiet Solomix 10ZK TriioLiet Solomix 12VLSR 3350 4100 тр-р кл. 1,4 70 л.с./55 кВт 70 л.с./55 кВт 4 т/ч, 10 м3 4,5 т/ч, 12 м3 300,0 305,0 291,6 294,3
Транспортеры скребковые
кругового движения:
ТСН-3,0Б, 1890 -
ТСН-160А 2085 4,5-6,5 т 332,0 274,0
В последние годы делаются первые шаги по организации фирменного технического сервиса в животноводстве. По экспертным оценкам удельный вес фирменного технического сервиса в животноводстве не превышает 0,5-0,8% от общего объема работ по техническому сервису.
Несмотря на прогрессивность этого вида технического сервиса, основными сдерживающими факторами его применения являются:
недостаточная эффективность производства животноводческой продукции в большинстве хозяйств;
более высокие издержки на ремонт и техническое обслуживание машин при фирменном их обслуживании.
По прогнозам института экономики Рос-сельхозакадемии уже с 2016 года реализация сельскохозяйственной продукции (без учета субсидий) станет убыточной (рисунок).
Прогноз рентабельности сельскохозяйственных организаций в РФ, %
И в этих условиях говорить о расширении фирменного технического сервиса довольно сложно. Только некоторые животноводчес-
2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019
рентабельность с учетом субсидий, % ■ рентабельность без учета субсидий, %
кие предприятия с рентабельностью 30-40% могут воспользоваться фирменным обслуживанием техники в животноводстве.
Фирменное техническое обслуживание доильных установок и холодильных машин, выполняемое в России зарубежными фирмами, относится к числу высокозатратных работ в животноводстве, на осуществление которых расходуется 570-600 руб. в расчете на корову в год или 12-15 руб/ц [1].
Основными причинами высоких издержек на проведение фирменного обслуживания доильных установок и холодильных машин являются:
- высокий уровень оплаты труда работников дилерских центров;
- высокие цены на запасные части, ремонтные материалы, моющие средства;
- отсутствие конкуренции на проведение ремонтно-обслуживающих операций, позволяющее фирмам устанавливать без всяких ограничений монопольно высокие цены, не учитывать принцип паритетности цен и экономическое состояние производителей животноводческой продукции.
Изучение затрат труда и средств на фирменное техническое обслуживание доильных установок показало, что здесь имеются существенные резервы для их снижения. Укрупнение молочных ферм с 200 до 400 коров снижает затраты труда и издержки на обслуживание и транспортные расходы в 1,7-2,0 раза, а общие издержки за счет отмеченного могут быть уменьшены на 28-30%.
Вместе с тем в России имеются хозяйства, эффективно использующие технику в животноводстве, особенно это имеет место на молочных фермах. На основе анализа сложившейся системы использования техники на молочных фермах и обобщения передового опыта эксплуатации оборудования в 2006 году была подготовлена и издана брошюра «Опыт эффективности использования техники в молочном животноводстве» (Цой Л.М., Морозов Н.М., Морозов И.Ю.).
15,6
Технический сервис предлагает дополнительные производственные связи «производитель-потребитель», основанные на общем интересе и взаимной выгоде. Однако достичь этой взаимности не удается из-за недостаточно высокого качества машин, нестабильного обеспечения животноводческих ферм запчастями, отсутствия действенного механизма материальной заинтересованности и ответственности сторон.
Опыт организации связей производитель-потребитель показывает отсутствие единства целей партнеров, их одностороннюю заинтересованность.
Оторванность производителя техники и посредника от сферы эксплуатации, его экономическая незаинтересованность в конечном результате машиноиспользования не позволяет создать комплекс экономических интересов и правовых норм, определяющих необходимость повышения качества выпускаемой техники.
В этих условиях крайне важно вмешательство Государства в сложившуюся практику отношений производителей сельскохозяйственной техники и потребителей.
На базе усиления Государственного регулирования межотраслевого обмена необходимо, прежде всего, решить проблему паритета цен на услуги технического сервиса.
Конкретно - необходимо установить цены на ремонтно-обслуживающие работы, так как они, в конечном счете, определяют уровень и совершенство достигнутых взаимоотношений. В идеальных условиях ценовые отношения строятся на основе закона спроса и предложения, тогда равновесные цены соответствуют интересам производителей и потребителей.
Однако даже в странах с развитой рыночной экономикой полного равновесия не наблюдается, а действие закона спроса и предложения рассматривается как тенденция. Поэтому действительные цены в значительной степени отражают рыночный дисбаланс экономических интересов потребителя и производителя.
Одним из способов государственного регулирования могло быть установление пре-
дельной цены на новые машины, запчасти, ремонтно-технические материалы, которые явились бы основой для свободного конструирования соответствующих цен в ремонт-но-обслуживающей отрасли. В этом случае принципы формирования цен на новые машины могут распространяться на цены по отремонтированной технике, на работы и услуги ремонтно-обслуживающих предприятий, тем самым будет осуществляться государственное регулирование сферы технического сервиса.
Рынок создается производителями и потребителями. Посредники, какую бы роль они не играли, размещаются посредине между основными рыночными партнерами и выполняют связующую роль, активно воздействуя на процессы продвижения товаров и услуг.
Нельзя признать ситуацию нормальной, когда производители и потребители в большей степени испытывают на себе воздействие кризиса, чем посредники. Да и выход из кризиса все-таки должны обеспечить производители и потребители.
Поэтому основная задача Государства -сделать платежеспособным потребителя сельскохозяйственной техники, обеспечить ему возможность расширить воспроизводство за счет эквивалентного обмена, паритета цен на животноводческую и промышленную продукцию.
Литература:
1. Морозов И.Ю. Экономическая эффективность технического сервиса машин в молочном животноводстве: дис. канд. экон. наук. М., 2008. 175 с.
2. Методические указания по применению единицы сложности для планирования затрат на техническое обслуживание и ремонт машин в животноводстве. Минск, 1986. 104 с.
3. Система планово-предупредительного ремонта и технического обслуживания машин и оборудования животноводства. М., 1988. 114 с.
4. Цой Л.М. Обоснование и обеспечение эффективности функционирования системы машин для животноводства: дис. д-ра экон. наук. М., 1999. 300 с.
Study on technical service in livestock L.M. Choi