Научная статья на тему 'Исследование взаимосвязи между самооценкой и статусным положением личности в подростковом возрасте'

Исследование взаимосвязи между самооценкой и статусным положением личности в подростковом возрасте Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1242
167
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМООЦЕНКА / СТАТУСНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ / ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ САМООЦЕНКИ / ОПТИМИЗАЦИЯ САМООЦЕНКИ ПОДРОСТКОВ / SELF-ESTEEM / STATUS / FACTORS OF SELF-ESTEEM DEVELOPMENT / OPTIMIZATION OF ADOLESCENT SELF-ESTEEM

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Петрова Нина Васильевна, Бгуашева Зара Каплановна, Шхахутова Зарема Зориевна

В статье анонсирован теоретический анализ феноменов «Самооценка» и «Социальный статус». Приведены результаты корреляционного анализа эмпирических данных, подтверждающие наличие положительной зависимости между самооценкой и статусным положением личности в подростковом возрасте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Петрова Нина Васильевна, Бгуашева Зара Каплановна, Шхахутова Зарема Зориевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH OF THE RELATIONSHIP BETWEEN SELF-ASSESSMENT AND STATUS POSITION OF PERSONALITY IN ADOLESCENT AGE

The article announced a theoretical analysis of the phenomena "Self-esteem" and "Social Status". The results of the correlation analysis of empirical data confirming the presence of a positive relationship between self-esteem and the status position of the individual in adolescence are presented.

Текст научной работы на тему «Исследование взаимосвязи между самооценкой и статусным положением личности в подростковом возрасте»

12. Харламенкова Н.Е. Эмоциональное оскорбление и пренебрежение и его психологические последствия для личности в разные периоды взрослости // Психология повседневного и травматического стресса: угрозы, последствия, совладание / Отв.ред. А.Л.Журавлев, Е.А.Сергиенко, Н.В.Тарабрина, Н.Е.Харламенкова. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2016, С. 193-215.

13. Daniel C. Ganster and Christopher C. Rosen (2013) Work Stress and Employee Health: A Multidisciplinary Review Journal of Management Vol 39, Issue 5, pp. 1085 - 1122.

14. Ferguson, E. Personality is of central concern to understand health: Towards a theoretical model for health psychology. Health Psychology Review, 2013. 7(Suppl. 1), S32-S70. http://doi.org/10.1080/174 37199.2010.547985

15. Lazarus, R. S., & Folkman, S. Stress, appraisal and coping. New York, NY: Springer. 1984.

16. O'Connor, D. В., Conner, M., Jones, F., McMillan, В., & Ferguson, E. Exploring the benefits of conscientiousness: An investigation of daily stressors and health behaviors. Annals of Behavioral Medicine, 2009. V. 37, P. 184-196. http://doi.org/10.1007/sl2160-009-9087-6

17. Sapolsky R. M. (2002). Endocrinology of the stress-response. In J. B. Becker, S. M. Breedlove, D. Crews, & M. M. McCarthy (Eds.), Behavioral endocrinology (pp. 409-450).

Психология

УДК 159.9.07

кандидат педагогических наук, доцент Петрова Нина Васильевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Адыгейский государственный университет» (г. Майкоп);

кандидат педагогических наук, доцент Бгуашева Зара Каплановна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Адыгейский государственный университет» (г. Майкоп); доцент Шхахутова Зарема Зориевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Адыгейский государственный университет» (г. Майкоп)

ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ МЕЖДУ САМООЦЕНКОЙ И СТАТУСНЫМ ПОЛОЖЕНИЕМ

ЛИЧНОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

Аннотация. В статье анонсирован теоретический анализ феноменов «Самооценка» и «Социальный статус». Приведены результаты корреляционного анализа эмпирических данных, подтверждающие наличие положительной зависимости между самооценкой и статусным положением личности в подростковом возрасте.

Ключевые слова: самооценка, статусное положение, факторы развития самооценки, оптимизация самооценки подростков.

Annоtation. The article announced a theoretical analysis of the phenomena "Self-esteem" and "Social Status". The results of the correlation analysis of empirical data confirming the presence of a positive relationship between self-esteem and the status position of the individual in adolescence are presented.

Keywords: self-esteem, status, factors of self-esteem development, optimization of adolescent self-esteem.

Введение. Тенденция влечения подростков к неформальным группировкам актуализирует необходимость рассмотрения взаимосвязи самооценки подростка с его социальным статусом. Особую актуальность данной проблемы мы видим в необходимости изучения системы личностных отношений подростков в группе, в повышении заниженной самооценки и уровня притязаний у категории «непопулярных» детей.

Актуальность проблемы определила основной вектор целеполагания нашего исследования: теоретически обосновать и эмпирически проверить механизмы взаимосвязи между самооценкой и статусным положением личности в подростковой группе. Предметом исследования выступила зависимость уровня самооценки подростка от его статусного положения в группе сверстников.

Изложение основного материала статьи. Априори, если заявленная самооценка подростка не находит поддержки в социуме и потребность в статусном признании остается неудовлетворенной, то у него начинает развиваться ощущение психологического дискомфорта. Как следствие, одним из часто встречаемых способов решения данной проблемы выступает переход подростка в референтную группу, где он будет принят окружающими и в которой он сможет занять адекватный своей самооценке социальный статус. Таким образом, имеющая место тенденция подростков к неформальным группировкам актуализирует необходимость рассмотрения взаимосвязи самооценки подростка с его социальным статусом.

Выполняя теоретическую часть исследования, мы ориентировались на теоретические положения Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, И.С. Кона относительно роли самооценки в целостной структуре личности; на исследования Л.Н. Корнеевой и Я.Л. Коломинского, которые позволили определить основное направление проектирования изменений социального статуса подростков в процессе социализации.

Несмотря на довольно высокую активность ученых в области изучения различных аспектов самооценки, мало исследуемой остается проблема взаимосвязи самооценки личности и её социального статуса. К данной области научных изысканий мы можем отнести ряд диссертационных исследований, выполненных в последние годы: «Антропологические особенности и динамика самооценки детей и подростков на примере учащихся гимназий г. Москвы», (К.С. Ступина, 2011г.); «Динамика самооценки личности в подростковом возрасте» (Л.В. Макеева, 2012г.), «Динамика взаимосвязи самооценки и социально-психологических качеств личности студентов педагогического вуза» (И.В. Егоров, 2013г). Не ставя цель предоставить полный перечень диссертационных исследований по проблеме развития самооценки, отметим, что мы не обнаружили работы, в которых бы изучалась взаимосвязь между самооценкой и статусным положением в подростковой группе.

Анализ научных исследований по проблеме взаимосвязи между самооценкой и статусным положением личности в подростковой группе позволил выделить основные положения, составившие теоретический базис нашей работы:

- сущность самооценки заключается в особой форме отражения личностью самой себя как особого субъекта познания, репрезентирующей принятые ею личностные смыслы и ценности, а также меру своей ориентации на социальные требования к поведению и деятельности [4];

- самооценка, как целостная система, является, в свою очередь, подсистемой других психологических явлений, взаимодействие с которыми характеризуется диалектичностью. Будучи ими обусловленной, самооценка в то же время сама выступает важнейшей детерминантой их дальнейшего развития [3];

- самооценка формируется в процессе социализации личности подростка в зависимости от идеалов, эталонов и ценностей референтной группы [2];

- в структурном отношении самооценка содержит два основных компонента, функционирующих в неразрывном единстве: когнитивный (отражает знания субъекта о себе) и эмоциональный (отражает отношение к себе) [4];

- наиболее важными социально-психологическими факторами развития самооценки выступают: а) общением с окружающими; б) собственная деятельность субъекта. Каждый из факторов значим в её формировании и, соответственно, определяет форму проявления самооценки (адекватность или неадекватность) [3];

- самооценка, выступая в роли важнейшего компонента целостного самосознания личности подростка, является необходимым условием его гармоничных отношений с самим собой и с другими людьми, с которыми он вступает во взаимодействие. Таким образом, мы можем утверждать, что самооценка является важным регулятором формирования социального статусного положения подростка;

- под социальным статусом мы рассматриваем положение подростка в системе межличностных взаимодействий и меру его психологического воздействия на членов группы [1];

- из множества социальных статусов подросток имеет возможность отдать предпочтение тому, который позволяет ему оптимально реализовать свои жизненные планы, с наиболее высокой отдачей применять свои способности [1].

В литературных источниках мы находим прямое подтверждение о взаимосвязи самооценки и статусного положения подростков. В ходе нашего исследования эту взаимосвязь мы подтвердили экспериментальным путем. В качестве методического инструментария использовались следующие методики: «Cоциометрия» с целью диагностики межличностных и межгрупповых отношений (автор Морено) и методика изучения самооценки (автор Дембо-Рубинштейн).

Первый этап был посвящен исследованию межличностных взаимоотношений и установлению социального статуса каждого подростка в малой социальной группе. Социометрический эксперимент осуществлялся в групповой форме. Социограмма наглядно проиллюстрировала картину эмоциональных предпочтений подростков внутри группы. Было выявлено преобладание подростков с неблагоприятным статусом (52 %), что свидетельствует о наличии неблагополучия в системе межличностных взаимоотношений, их неудовлетворенности в коммуникативных отношениях, в признании сверстниками. Индекс изолированности в группе составил 20%.

Сопоставление эмпирических данных статусного положения каждого подростка группы и уровня его самооценки позволило получить следующие результаты: из общего количества подростков первого статуса, относящегося к категории «лидеры», около 80 % респондентов имели высокий уровень самооценки и около 20% - средний уровень самооценки. В статусе предпочитаемых все подростки имели средний уровень самооценки. Подростки, принадлежавшие к третьей статусной категории «пренебрегаемых», так же имели средний уровень самооценки. Из общего числа подростков, отнесенных к четвертой статусной категории «отверженных», 80% имели низкий уровень и 20% средний уровень самооценки.

Результаты проведенного социометрического исследования позволили констатировать: в основе мотива выбора взаимодействия чаще всего находятся дружеские отношения между подростками, а также проявление интереса к совместной деятельности.

С целью выявления связи самооценки подростка с его статусным положением в системе межличностных отношений мы выдвинули гипотетическое предположение: самооценка подростка тем ниже, чем ниже его статусное положение в группе. Для подтверждения данной гипотезы нами был использован метод расчета коэффициента корреляции по Пирсону. Абсолютная величина коэффициента корреляции в контрольной группе (гху) составила 0,92 единицы. Сравнение средних показателей величины статусного положения респондентов с их уровнем самооценки позволило нам утверждать следующее: у подростков, имеющих первую и вторую статусные категории, величина коэффициента корреляции гху = 0,54, а у подростков, имеющих третью и четвертую статусные категории гху = 0,92. Следовательно, наша гипотеза подтверждается: подростки с низким статусным положением имеют более низкую самооценку, чем подростки, имеющие высокий статус.

В контексте нашего исследования мы решали проблему оптимизации самооценки подростков. С этой целью была реализована программа, участниками которой являлись подростки и их родители. Программа рассчитана на десять занятий: пять занятий с подростками и пять занятий с родителями. Формами реализации программы выступили лекции, беседы, дискуссии, психотехнические игры. Формами промежуточного и итогового контроля являлись устные отчеты участников в конце занятия и групповые дискуссии, во время которых участники группы имели возможность высказывать свое мнение по обсуждаемой проблеме. Здесь они овладевали навыками рефлексии. Участники делились впечатлениями о том, как они чувствовали себя в той или иной ситуации, как мотивировали свои поступки.

Содержание программы определялось следующей тематикой занятий.

№ п/п Тематика занятий

Занятия с подростками Занятия с родителями

1 1. Лекция «Самосознание личности». 2. Игра «Кто Я». 4. Диагностика самооценки (методика Дембо-Рубинштейна). 1. Родительское собрание «Наши дети». 2. Обсуждение проблемы воспитания детей и общения с ними.

2 1. Упражнение «Настроение» (взято из системы Н. Роджерса «Как снять осадок после неприятного разговора»). 2. Упражнение «Расслабление» 3. Упражнение «Ситуация». 1. Обсуждение проблемы воспитания детей и общения с детьми. 2. Ознакомление родителей с результатами диагностики подростков по самооценке.

3 1. Упражнение «Поставь себя на место другого». 2. Упражнение на доверие «Слепой и поводырь». 1. «Контакт глаз». 2. Беседа «Поставь себя на место другого». 3. Упражнение «Модальность».

4 1. Упражнение «Давление». 2. Изобразительная игра «Эмоциональное состояние». 3. Повторная диагностика по методике Дембо-Рубинштейна «Самооценка» 3. Домашнее задание: «Анонимный список претензий» (выполняют и родители, и подростки). 1. Игра «Воспоминание». 2. Упражнение «Две минуты отдыха» (на быстрый отдых и расслабление). 3. Упражнение «Ритм». 4. Домашнее задание: игра «Анонимный список претензий».

5 1. Совместное осуждение домашнего задания «Анонимный список претензий». 2. Упражнение «Давление» (совместное обсуждение). 3. Чаепитие. Цель: сплочение группы. Высказывание в свободной форме своего отношения к предыдущим событиям.

Выводы. Проведенное исследование связи самооценки подростка с его статусным положением в системе межличностных отношений позволило сделать следующие выводы:

1. Существует положительная зависимость между социальным статусом и уровнем самооценки. По результатам корреляционного анализа данное утверждение имеет статистическое подтверждение. Чем критичнее к себе подросток, тем выше его положительный социометрический статус. Чем выше самооценка и чем выше уровень притязаний, тем ниже положительный социометрический статус. Причину подобной зависимости мы видим в росте критичности подростка к себе. Неадекватное осознание подростком своего положения в группе нередко является одной из главных причин конфликтных ситуаций.

2. К активной ориентации на лидерство в большей степени предрасположены подростки с завышенной и адекватной самооценкой. На позицию исполнителя, «ведомого» в отношениях со сверстниками в большей мере ориентированы подростки с заниженной самооценкой. На конструктивное, гибкое взаимодействие с группой сверстников ориентирована группа подростков с адекватной самооценкой.

3. Отклонения в адекватности осознания подростком своего статусного положения как в сторону переоценки, так и в сторону недооценки могут привести к нежелательным результатам: переоценка детерминирует отрицательное отношение к сверстникам, а недооценка приводит к возникновению у подростков неудовлетворенности и отчужденности.

Литература:

1. Антонова И.Г., Зверева С.В. Социометрический статус подростков в коллективе сверстников в связи с индивидуальными и социально-психологическими свойствами и качествами / И.Г. Антонова, С.В. Зверева // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XXXVIII междунар. науч.-практ. конф. № 3(38). - Новосибирск: СибАК, 2014. С. 202-211.

2. Агафонов, А.Ю. Исследование Я-концепции учащихся подросткового возраста, как средства качественной оценки образовательных систем / А.Ю. Агафонов. - Автореф. дисс. канд. психол. наук. Казань: КГТУ им. А.Н. Туполева, 2013. - 18 с.

3. Аллахвердян, С.Р. Референтное общение как фактор развития адекватной самооценки личности (на материале подросткового возраста) / С.Р.Аллахвердян. - Автореф.дисс. канд. психол. наук. Новосибирск: НГПУ, 2011. - 24 с.

4. Корнеева, Л.Н. Самооценка как фактор саморегуляции / Л.Н. Корнеева - П.: 2010. - 96 с.

Психология

УДК 159.9

кандидат психологических наук, доцент, кафедры психологического сопровождения и клинической психологии Политика Оксана Ивановна

ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет» (г. Уфа); кандидат психологических наук, доцент, кафедры психологического сопровождения и клинической психологии Нагуманова Эльвира Рауфатовна ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет» (г. Уфа); кандидат психологических наук, доцент,

заведующая кафедрой Общей и социальной психологии Валитова Алия Исхаковна

ФГБОУ ВО «Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы» (г. Уфа)

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПСИХОКОРРЕКЦИИ ЛИЦ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА

Аннотация. В статье представлены психологические особенности психотерапевтической работы с лицами пожилого возраста и наиболее эффективные методы психокоррекции. Например, такой метод как -биографический метод. При проведении психокоррекции с лицами пожилого возраста необходимо учитывать, что в структуре потребностей последних большое значение получают потребность в независимости и потребность в проецировании на других своих психических проявлений. Психологические особенности пожилых людей: крайне негативное отношение к попытке руководить ими, давать им советы, к попытке конструировать их жизнь. Они часто бывают амбициозны, обидчивы, поэтому императивный тон общения с ними неприемлем. Все это необходимо учитывать при психотерапевтической работе с лицами пожилого возраста.

Ключевые слова: пожилые люди, психотерапия, биографический метод.

Annotation. The article presents the psychological features of psychotherapeutic work with the elderly and the most effective methods of psychocorrection. For example, such a method as - biographical method. When carrying out psychocorrection with the elderly, it is necessary to take into account that in the structure of the needs of the latter, the need for independence and the need to project on their other mental manifestations are of great importance. Psychological features of older people: extremely negative attitude to the attempt to lead them, to give them advice, to the attempt to design their lives. They are often ambitious, touchy, so the imperative tone of communication with them is unacceptable. All this should be taken into account when psychotherapeutic work with the elderly.

Keywords: elderly people, psychotherapy, biographical method.

Введение. С каждым годом возрастает число пожилых людей, обращающихся за психотерапевтической помощью, даже несмотря на то, что это дело все-таки требует определенных материальных затрат.

В первую очередь это связано с тем, что психотерапия понемногу входит в нашу российскую действительность, становится все более заметной социальной практикой. Также обычная клинико-психиатрическая модель лечения эмоционально-аффективных расстройств устраивает уже не всех пациентов, в том числе и людей старших возрастных групп.

Порой инициаторами обращения пожилых людей к психотерапевту, зачастую, являются их дети, уже имеющие опыт работы с психотерапевтом вообще, или же с этим конкретным психотерапевтом в частности.

В какой-то степени беседы с психотерапевтом могут быть своеобразной формой преодоления экзистенциальной пустоты и одиночества. И множество других частных причин, побуждающих лиц пожилого возраста обратиться за психотерапевтической помощью.

Цель стати - раскрыть психологические особенности оказания психотерапевтичепской помощи лицам пожилого возраста.

Изложение основного материала статьи. В начале психотерапевтической работы с лицами пожилого возраста необходимо проводить детальную и скрупулезную психопатологическую диагностику. Это связано с тем, что психотерапевту нужно обязательно учитывать возможность органических изменений, связанных, прежде всего, с атеросклерозом сосудов головного мозга и приводящих к развитию когнитивных и поведенческих расстройств, а, также, к изменению характера пожилого человека. Вязкость, обидчивость, чрезмерное поучательство — это, к сожалению, почти непременные признаки старения человека.

Помимо этого, у многих пожилых людей есть хронические болезни, а хроническая болезнь всегда сопровождается «невротическим шлейфом».

Наиболее частовстречаеме запросы от лиц пожилого возраста - классические панические атаки, невротическое удушье, навязчивые страхи не удержать физиологические отправления в публичных местах, хроническое болевое расстройство, ситуационный тремор.

Необходимо учитывать, что пожилой человек живет в прошлом и перестает развиваться как личность. В работе с подобными проблемами рекомендуют использовать следующие способы консультирования: сценарий на будущее, усиление ресурсов, позитивное использование ситуации.

В немногочисленной литературе, посвященной психотерапевтическим методам в консультировании пожилых, отмечается, что речь идет главным образом о подходах, разработанных и успешно применяемых в зарубежной практике. Для отечественной геронтопсихологии характерны их заимствование и, по возможности, адаптация к российским условиям. Естественно, что конкретные примеры применения тех или иных методов единичны, и для массовой практики на сегодняшний день не характерны. Ниже представлены некоторые апробированные методы мотивирования жизненной активности пожилых, более подробно описанные в отечественной литературе:

- биографический метод и мемуаротерапию;

- арт-терапию;

- кинотерапию;

- музыкальную психотерапию [8].

Мы хотели бы более подробно остановиться на биографическом методе. На сегодняшний день биографический метод - это один из наиболее эффективных методов индивидуального мотивирования жизненной активности людей, вступивших в период поздней взрослости. Он имеет несомненную

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.