1. В первую очередь прийти к осознании проблемы. Согласиться с тем, что есть пагубная привычка, и избавиться от нее мгновенно не получится. Мы предлагаем вести ежедневные записи, которые указывают на что или кого влияет Ваша вредная привычка.
2. Составить список ситуаций, которые следует избегать. Важно заполнить данное время полезной для себя деятельностью.
3. Определить приоритетные на данный момент жизненные перспективы и понять, каким способом их можно реализовать.
4. Заняться творчеством, саморазвитием, а так же вспомнить свое хобби и заниматься любимым делом.
5. В борьбе с плохой привычкой следует себя награждать. Получилось целый день не курить? Можно отправиться в SPA-салон на сеанс любимого массажа. Главное - избавиться от обид, и взять полную ответственность на себя и осознавать свои действия, держать слово перед самим собой.
Литература:
1. Аршинова В.В. Профилактика зависимого поведения. Системный подход. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2014. 416 с.
2. Войскунский А.Е. Актуальные проблемы психологии зависимости от Интернета. -Психологический журнал. 2004, № 1.С. 90-100.
3. Князева Т.Н., Куимова Н.Н. Концептуальные подходы к организации углублённой (клинической) практики студентов-психологов. - в сборнике: Модернизация педагогического образования в контексте глобальной образовательной повестки сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции по проблемам разработки и апробации новых модулей программ бакалавриата по укрупненной группе специальностей «Образование и педагогика» (направление подготовки - Специальное (дефектологическое) образование), предполагающих академическую мобильность студентов вузов педагогического профиля (непедагогических направлений подготовки) в условиях сетевого взаимодействия. Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина. 2015. С. 322-325.
4. Кручинин В.А., Куимова Н.Н., Иванова И.А. Личностный потенциал развития адаптивности младшего подростка при переходе в основную школу. Вестник Мининского университета. 2016. № 2 (15). с. 29.
5. Левина Л.В. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения личности. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2013. 324 с.
6. Менделевич В.Д. Наркозависимость и коморбидные расстройства поведения (психологические и психопатологические аспекты). М.: МЕДпресс-информ, 2009. 328 с.
7. Мещеряков Б., Зинченко В. Большой психологический словарь. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2009. 672 с.
8. Познышев С.В.. Криминальная психология. Преступные типы. О психологическом исследовании личности как субъекта поведения вообще и об изучении личности преступника в частности. М.: Инфра - М, 2016. 302 с.
9. Розенова М.И. Нарушения личностной целостности в случаях аддиктивно-нарциссической патологии и их проявления в отношениях любви. - Мир психологии. 2006, № 4. С. 239-251.
10. Сэбшин Э. Психоаналитические исследования аддиктивного поведения: обзор. // Психология и лечение зависимого поведения./ Под ред. С. Даулинга. М.: "Класс", 2010. 240 с.
11. Усков А.Ф. Неистребимая аддикция к жизни. - Психология и лечение зависимого поведения. - М.: Класс, 2012. 240 с.
12. Шабалина В.В. Когнитивная структура психической зависимости. - Наркология. 2008, № 9. С. 9-72.
13. Юсупов В.В., В.А. Корзунин. Психологическая диагностика зависимого поведения. Риск развития, методы раннего выявления. СПб.: Речь, 2017. 128 с.
Психология
УДК: 159.9
кандидат психологических наук, доцент Куимова Наталья Николаевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина" (г. Нижний Новгород); старший преподаватель Иванова Ирина Анатольевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина" (г. Нижний Новгород)
РЕФЛЕКСИВНАЯ САМООЦЕНКА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК РЕЗУЛЬТАТ ОВЛАДЕНИЯ РЕГУЛЯТИВНЫМИ УНИВЕРСАЛЬНЫМИ УЧЕБНЫМИ ДЕЙСТВИЯМИ
Аннотация. В статье рассматривается особенность развития рефлексивной самооценки младших школьников в процессе учебной деятельности. Рассматривая рефлексивную самооценку как результат контрольно-оценочной деятельности, авторы предположили, что у детей младшего школьного возраста степень ее сформированности зависит от степени овладения ими регулятивными учебными действиями. Анализ результатов методики «Рефлексивная самооценка учебной деятельности. Хороший ученик» выявил у участников исследования недостаточно сформированную способность к рефлексивной самооценке. Функциональный анализ оценивания ориентировочной, исполнительной и контрольной частей действия по субтесту №8 детского варианта теста Д.Векслера «Последовательные картинки» указал на трудности респондентов данной группы при организации своей деятельности на всех этапах ее становления, что указывает на их объектную позицию в учении. Результаты проведенного корреляционного анализа позволили констатировать взаимосвязь рефлексивной самооценки младших школьниковданной группы и уровнем сформированности у них регулятивных учебных действий.
Ключевые слова: рефлексия, самооценка, рефлексивная самооценка, младший школьный возраст, универсальные учебные действия.
Annotation. The article discusses the peculiarity of the development of reflexive self-assessment of younger schoolchildren in the process of learning activities. Considering reflexive self-esteem as a result of control and appraisal activities, the authors suggested that in primary school children, the degree of its formation depends on the degree of their mastery of regulatory learning activities. Analysis of the results of the technique "Reflective self-assessment of educational activities. A good student "revealed among the research participants an insufficiently formed ability for reflective self-esteem. The functional analysis of the evaluation of the orienting, executive and control parts of the action on subtest No. 8 of the children's version of D. Wexler's "Sequential Pictures" test indicated the difficulties of the respondents of this group in organizing their activities at all stages of their formation, which indicates their objective position in the teaching. The results of the correlation analysis allowed us to state the interrelation of the reflexive self-esteem of younger schoolchildren of the given group and the level of formation of their regulatory educational activities.
Keywords: reflection, self-esteem, reflexive self-esteem, primary school age, universal learning activities.
Введение. Согласно новому Федеральному государственному образовательному стандарту, основной задачей системы образования является формирование универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия - это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания [8].
Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения. Овладение учащимися универсальными учебными действиями происходит в результате учебной деятельности, организованной педагогом. Являясь ведущим видом деятельности в данный возрастной период, именно учебная деятельность определяет основное психическое развитие младшего школьника. Д.Б.Эльконин отмечал, что «учебная деятельность есть, прежде всего, такая деятельность, в результате которой происходят изменения в самом ученике. Это деятельность по самоизменению, и ее продуктом являются те изменения, которые произошли в ходе ее выполнения в самом субъекте» [1, 2].
Организуя контрольно-оценочную деятельность на уроке учитель, тем самым, развивает способность к рефлексии, способность к содержательному и структурному осмыслению личностных характеристик, к осознанию своих потенциальных возможностей, способность выступать автономным саморегулируемым субъектом активности, осуществляя гибкое реагирование на изменения внешней и внутренней ситуации [7]. Результатом такой деятельности выступает рефлексивная самооценка как умение анализировать собственные действия, видеть себя со стороны, допускать существование других точек зрения, как «оценка того, как с точки зрения человека, его деятельность понимают и оценивают другие».
Таким образом, развитие самооценки определяется сформированностью учебной деятельности. Согласно А.В. Захаровой, рефлексивная, осознанная самооценка наблюдается у младших школьников с высоким уровнем сформированности учебной деятельности [4].
Формулировка цели статьи. Целью нашего исследования является: выявление особенностей развития рефлексивной самооценки младших школьников в процессе учебной деятельности.
Предметом исследования: особенности развития самооценки младших школьников в процессе учебной деятельности.
В качестве гипотезы исследования мы предположили, что у детей младшего школьного возраста степень сформированности рефлексивной самооценки, как компонента сознания, зависит от степени овладения ими регулятивными учебными действиями.
Достижение целей исследования предполагает изучение уровня рефлексивной самооценки младших школьников, особенностей овладения ими регулятивными учебными действиями и выявление особенностей взаимосвязи между ними.
Для реализации цели исследования и подтверждения заявленной гипотезы были использованы следующие методы исследования:
- методика «Рефлексивная самооценка учебной деятельности» («Хороший ученик») [5];
- субтест №8 детского варианта теста Д.Векслера «Последовательные картинки» [12].
Для выявления особенностей взаимосвязи между уровнем развития у младших школьников рефлексивной самооценки и степенью овладения ими регулятивнымиучебными действиями был использован метод математической обработки данных - коэффициент корреляции Пирсона [14].
Исследование было организовано на базе муниципального бюджетного образовательного учреждения «Школа № 29» Советского района г. Нижнего Новгорода.
В состав экспериментальной группы вошли учащиеся 10 - 12 лет (4-х классов) в количестве 40 человек: 20 человек - учащиеся 4А класса, и 20 человек - учащиеся 4Б класса.
Изложение основного материала статьи. Рассмотрим результаты определения сформированности рефлексивности самооценки в учебной деятельности, самоопределения в отношении роли «хороший ученик» по методике «Рефлексивная самооценка учебной деятельности «Хороший ученик».
Анализ полученных данных позволяет сделать вывод, что у младших школьников - участников исследования была выявлена недостаточность развития рефлексивной самооценки учебной деятельности. По результатам методики выявлено, что большинство учащихся 4А (50%) и 4Б (45%) классов продемонстрировали средний уровень развития умений адекватно выделять качества хорошего ученика. 35% учащихся 4А и 4Б классов назвали одну сферу, что соответствует низкому уровню развития умений адекватно выделять качества хорошего ученика, и только 15% учащихся 4А и 20% учащихся 4Б классов назвали более двух сфер, что соответствует высокому уровню развития умений адекватно выделять качества хорошего ученика. В виде отличий от «хорошего ученика», «успеваемость» назвали 60% учащихся 4А класса и 65% учащихся 4Б класса, что соответствует низкому уровню сформированности способности адекватно определять Я-отличия от эталона «хорошего ученика». Оставшаяся часть респондентов - это 40% в 4А классе и 35% в 4Б классе продемонстрировали средний уровень развития этой способности - кроме «успеваемости» они смогли назвать еще и «поведение», и никто из участников исследования не выделил отличий от «хорошего ученика» по нескольким сферам.
Таким образом, среди респондентов исследуемых групп высокого уровня развития способности адекватно определять Я-отличия от эталона «хорошего ученика» зарегистрировано не было. При
определении задач саморазвития все респонденты (и 4А, и 4Б класса) продемонстрировали низкий уровень адекватности.
Недостаточность развития рефлексивной самооценки у выпускников начальной школы является неблагоприятным показателем, поскольку это говорит о том, что у детей оказывается несформированным одно из центральных новообразований младшего школьного возраста - рефлексия. Это дает основание предположить, что дети испытывают затруднения при определении своего места среди окружающих, своей роли в сообществе одноклассников, своих успехов или неуспехов в учебной деятельности, то есть у детей оказывается нарушенным процесс самопознания и самоосознания.
Таким образом, проведенный анализ результатов позволил сделать вывод о недостаточно сформированной способности респондентов данной группы к рефлексивной самооценке.
Выявление особенностей овладения младшими школьниками регулятивными учебными действиями проводилось с помощью заданий субтеста № 8 теста Д.Векслера «Последовательные картинки». Процедура оценивания результатов выполнения детьми заданий, предложенных в субтестахД.Векслера, проводилась нами по критериям, выделенные П.Я.Гальпериным, Н.Г.Салминой и О.Г.Филимоновой [9, 10, 11, 131. Таким образом, функциональный анализ был направлен на оценивание ориентировочной, исполнительной и контрольной частей действия. Диагностика проводилась в форме группового обследования.
Кратко рассмотрим результаты исследования. Анализ функциональной части деятельности показал:
- недостаточную сформированность ориентировочных навыков у большинства учащихся 4А (70%) и 4Б (75%) классов (выявлен средний уровень ориентировки крупными блоками, высокий уровень предвосхищения промежуточного и конечного результата;
- высокую степень самостоятельности при выполнении задания - 70 % учащихся 4Аи 4Б классов старались не прибегать к сотрудничеству со взрослым;
- недостаточную степень произвольности - 60% учащихся 4А класса и 75% - 4Б класса, постоянно уточняя последовательность картинок, совершали хаотичные пробы и ошибки без анализа результата.
Анализ сформированности регулятивных действий в контрольной части выполнения задания субтеста № 8 теста Д.Векслера «Последовательные картинки» выявил средний уровень их сформированности: 55% учащихся 4А класса и 60% учащихся 4Б классов в процессе выполнения задания использовали эпизодический контроль правильности выполнения задания в целом, оценивая правильность лишь отдельных операций, только 50% учащихся 4А и 60% учащихся 4Б классов продемонстрировали сформированность способности к исправлению полученного конечного результата, остальные респонденты на правильность конечного результата не обратили внимания. 60% учащихся 4А класса и 75% учащихся 4Б класса смогли оценить только конечный результат выполнения задания, при этом, не указывая на причины каких-либо затруднений или причин ошибок.
Для выявления связи между двумя количественными показателями: уровнем развития у младших школьников рефлексивной самооценки и степенью овладения ими регулятивными учебными действиями использовался критерий корреляции Пирсона. Значение коэффициента корреляции Пирсона составило 0.49, что соответствует умеренной связи между измеряемыми величинами.
Выводы:
1. Эмпирическое исследование показало, что для исследуемой группы младших школьников характерна недостаточность развития рефлексивной самооценки.
2. В выделении качеств хорошего ученика является средний уровень, которому соответствует способность выделить две сферы школьной жизни. Для определения качеств хорошего ученика они основываются на выделении таких сфер школьной жизни, как «хорошая успеваемость» и «соблюдение правил поведения». Определяя отличия себя от хорошего ученика, большая часть респондентов продемонстрировали низкий уровень сформированности способности адекватно определять Я-отличия от эталона «хорошего ученика». В целом, недостаточность сформированности рефлексивной самооценки указывает на трудности в осознании учащимися данной группы сущности учебной деятельности. Им достаточно сложно выделить признаки хорошего ученика и определить задачи саморазвития.
3. Респонденты данной группы испытывают трудности при организации своей деятельности на всех этапах ее становления - ориентировочном, исполнительском и контрольно - оценочном, что указывает на их объектную позицию в учении.
4. По результатам проведенного корреляционного анализа можно констатировать, что уровень развития рефлексивной самооценки у респондентов данной группы зависит от степени овладения ими регулятивными учебными действиями.
Таким образом, проведенное эмпирическое исследование подтвердило выдвинутую гипотезу о взаимосвязи рефлексивной самооценки младших школьниковданной группы и уровнем сформированности у них регулятивных учебных действий.
Литература:
1. Анисимова, О.М. Самооценка в структуре личности. Спб., 2011. 176 с.
2. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: пособие для учителя. М, 2008. 96 с.
3. Горбачева, В.А. К вопросу формирования оценки и самооценки у детей. // Вопросы психологии. 2011. № 4. С.24-32.
4. ЗахароваА.В. Деятельностный подход к изучению самооценки.Психодиагностика и школа. М, 2010. 114 с.
5. Карабанова О.А. Социальная ситуация развития ребенка: структура, динамика, принципы коррекции: дис. ... д-ра психол. наук. М, 2002. 379 с.
6. КовалеваГ.С., Логинова О.Б.Планируемые результаты начального общего образования. М, 2009. 176 с.
7. Кручинин В.А., Куимова Н.Н., Иванова И.А. Личностный потенциал развития адаптивности младшего подростка при переходе в основную школу. Вестник Мининского университета. 2016. № 2 (15). с. 29.
8. Мещеряков Б.Г., ЗинченкоВ.П. Психологический словарь. М., 2008. 672 с.
9. СалминаН.Г., Филимонова О.Г. Психологическая диагностика развития младшего школьника. - М., МГППУ, 2006. 210 с.
10. Савонько, А.П. Возрастные особенности соотношения ориентации школьников на самооценку и на оценку людьми. - Вопросы психологии. 2010. № 2. С. 32-36.
11. Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Генезис рефлексивного сознания в младшем школьном возрасте // Вопросы психологии. 1990, №3. С. 25-36.
12. Тест Д.Векслера Детский вариант. Общие правила проведения тестирования. URL: https://megapredmet.ru/1-13567.html(дата обращения: 03.06.2018).
13. Якобсон С.Н. Формирование Я-потенциального положительного как метод регуляции поведения младших школьников. // Вопросы психологии. 2008. № 2. С. 25-29.
14. Критерий корреляции Пирсона. URL: http://www.medstatistic.ru/theory/pirson.html (дата обращения: 03.07.2018).
Психология
УДК:316.6
кандидат педагогических наук, доцент Манакова Марина Вячеславовна
Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал) Российского государственного профессионально-педагогического университета (г. Нижний Тагил)
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В
ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
Аннотация. В статье раскрывается роль межличностных отношений в формировании личности подростка. На основании анализа психолого-педагогических исследований, автор рассматривает влияние детского коллектива и создание благоприятного психологического микроклимата , взаимодействие учителя и обучающихся в образовательном процессе как важнейшие психолого-педагогические условия формирования межличностных отношений в подростковом возрасте.
Ключевые слова: детский коллектив, благоприятный психологический микроклимат взаимодействие, формирование, социометрия, подростки , межличностные отношения, психолого-педагогические условия.
Annotation. The article reveals the role of interpersonal relations in the formation of a teenager's personality. Based on the analysis of psychological and pedagogical research, the author considers the influence of the children's team and the creation of a favorable psychological microclimate , the interaction of teachers and students in the educational process as the most important psychological and pedagogical conditions for the formation of interpersonal relationships in adolescence.
Keywords: children's collective, favorable psychological microclimate interaction, formation, sociometry, teenagers, interpersonal relations, psychological and pedagogical conditions.
Введение. Согласно Ж. Пиаже, неотъемлемой частью отношений ребенка и взрослого является авторитарный характер воздействий взрослого, ограничивающий свободу личности, соответственно значительно более продуктивным в плане формирования личности является общение со сверстником. В настоящее время важность сверстника в психическом развитии ребенка признается большинством психологов. Особенно велико значение сверстника в становлении основ личности подростка и в его коммуникативном развитии, когда отчетливо проявляется связь общения с системой представлений о себе.
Возникает необходимость определения той роли, которую играют межличностные отношения в формировании личности школьника на различных этапах его жизни, и в частности в подростковом возрасте — наиболее ответственном периоде перехода ребенка в новую социально значимую систему отношений.
Межличностные отношения реализуются, проявляются и формируются в общении и совместной деятельности. Исключительно велика роль общения в формировании личности ребенка. В настоящее время уже не приходится доказывать, что межличностное общение — совершенно необходимое условие жизни людей, без него невозможно полноценное формирование у человека ни одной психической функции или психического процесса и, личности в целом.
Изложение основного материала статьи. В психолого-педагогических исследованиях убедительно показана, ведущая роль общения подростков с взрослыми и сверстниками в формировании основных психических функций, обеспечении эмоциональной устойчивости, интеллектуального и речевого развития (М.Г. Елагина, М.И. Лисина, С.Ю. Мещерякова, А.Г. Рузская, Е.О. Смирнова, Л.М. Шипицына).
В исследованиях М.С. Макарова, говорится о важности в образовательном процессе психического здоровья учащихся, а также создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды. Именно поэтому в современной школе возникает потребность создания психолого-педагогических условий для оптимизации межличностных отношений подростков со сверстниками [2. c. 69].
Поддерживая мнение И.В. Дубровиной, мы говорим о том, что ребенок должен научиться включаться в реальные социальные связи, подчиняться сложившимся нормам и правилам. В то же время очень важно уметь осознавать и сравнивать свою жизненную позицию с нормативными системами общества. Поэтому возникает необходимость организации для детей эталонных ценностных систем и возможности выбора жизненных позиций. Таким образом, мы предъявляем к современной школе жесткие требования по созданию таких условий, при которых ребенок мог бы приобретать социальный опыт, взаимодействуя в группе сверстников. На основании вышесказанного в качестве психолого-педагогических условий, обеспечивающих успешные межличностные отношения подростка и сверстников, необходимо рассматривать следующие [3. c. 130]:
- детский коллектив призван удовлетворять потребность подростков в дружбе, общении и т. д.
Групповая игра и другие виды совместной деятельности вырабатывают необходимые навыки социального взаимодействия, умение подчинятся коллективной дисциплине и в то же время отстаивать свои права, соотносить личные интересы с общественными. Создание групповой принадлежности, солидарности, товарищеской взаимопомощи не только облегчает подростку автономизацию от взрослых, но и дает ему чрезвычайное важное чувство эмоционального благополучия и устойчивости. Вне общества сверстников, где взаимоотношения строятся принципиально на разных началах и статус надо заслужить и уметь поддерживать, ребенок не может выработать необходимых взрослому коммуникативных качеств.