DOI: 10.12731/2218-7405-2015-3-5 УДК 159.9
ИССЛЕДОВАНИЕ ВНУТРЕННЕЙ ПОЗИЦИИ ШКОЛЬНИКА В ПСИХОЛОГИИ
Шипова Л.В.
Целью представленного исследования является изучение содержательной характеристики внутренней позиции школьника в отечественной психологии. В статье представлен обзор исследований, посвященных изучению внутренней позиции школьника в психологии, рассматриваются различные подходы к пониманию внутренней позиции школьника, обсуждаются вопросы динамики и структуры внутренней позиции школьника, ее генезиса и основных факторов становления в процессе онтогенетического развития человека. Прикладной аспект проблемы исследования внутренней позиции школьника может быть реализован при разработке критериев и показателей изучения внутренней позиции у обучающихся разных возрастных групп.
Ключевые слова: внутренняя позиция школьника; личностное новообразование; кризис семи лет; готовность к обучению в школе; социальная ситуация развития.
RESEARCH OF THE INTERNAL POSITION OF THE SCHOOL STUDENT
IN PSYCHOLOGY
Shipova L.V.
The purpose of the presented research is studying of the substantial characteristic of an internal position of the school student in domestic psychology. The review of the researches devoted to studying of an internal position of the school student in psychology is presented in article, various approaches to understanding of an internal position of the school student are considered, questions of dynamics and structure of an internal position of the school student, its genesis and major factors of formation in the course of ontogenetichesky development of the person are discussed. The applied aspect of a problem of research of an internal position of the school student can be realized when developing criteria and indicators of studying of an internal position at the trained different age groups.
Keywords: internal position of the school student; personal new growth; crisis of seven years; readiness for training at school; a social situation of development.
В последние годы в отечественной системе образования произошли изменения, ориентированные на повышение его качества на всех этапах непрерывного образования личности. В данном контексте активно обсуждаются проблемы интеграции дошкольного образования в современное образовательное пространство, вопросы готовности детей к обучению в школе. Появилось много программ подготовки к обучению к школе, однако их многообразие не снимает остроты проблемы готовности к школе. Для большого числа первоклассников характерны низкие показатели адаптации к школе, а также фиксируются проявления школьной дезадаптации на фоне низкого уровня здоровья (И.В. Дубровина, В.Е. Каган, М.В. Максимова, А.А. Северный и др.). Н.И. Гуткина отмечает, что, несмотря на успехи в чтении, письме и счете, многие дети остаются психологически неготовыми к обучению школе, и это связано с особенностями проживания детьми дошкольного детства [1].
Современные дети практически перестали играть в традиционные сюжетно-ролевые игры, которые заместили компьютерные игры и просмотр телепередач. Исследования показывают, что современные дошкольники ориентированы на познание человека и природы, но им все больше не хватает общения с родителями и сверстниками, они теряются в мире объемной информации, им хочется больше разговаривать и совместно действовать, однако формирование общей готовности часто не ориентировано на это. В педагогическом сообществе наблюдается увлечение формированием специальной готовности к школьной жизни, обучение дошкольников уподобляется обучению младших школьников. Попытки сблизить формы и содержание подготовки дошкольников к учебной деятельности со школьными занятиями, а также внести в дошкольное детство школьные атрибуты приводят к тому, что стираются внешние границы между дошкольным и школьным возрастом (О.В. Гударева, Е.Е. Кравцова, Е.О. Смирнова). Данные обстоятельства требуют поиска более эффективных средств формирования предпосылок готовности к школьной жизни в период дошкольного детства, что вызывает необходимость обращения к понятию «внутренняя позиция школьника». Формирование внутренней позиции школьника становится одной из актуальных задач в процессе реализации нового ФГОС.
Изучением понятия внутренней позиции школьника занимались Л.И. Божович, И.И. Гуткина, О.В. Карабанова, Д.В. Лубовский и др. Понятие внутренней позиции школьника было предложено в 50-х годах ХХ века Л.И. Божович, которая трактовала внутреннюю позицию школьника как новообразование, связанное с первым рождением личности ребенка между
шестью и семью годами, выступающее ядром личности ребенка в этом возрастном периоде. Л.И. Божович в своих работах предлагала использовать это понятие в качестве характеристики личности в более широких возрастных границах [2]. Внутренняя позиция возникает в процессе онтогенетического развития ребенка в результате преломления внешних воздействий через структуру ранее сложившихся у ребенка психологических особенностей, таким образом происходит формирование особого центрального личностного новообразования, характеризующего личность ребенка в целом. Это личностное новообразование становится определяющим для поведения и деятельности ребенка, всей системы его отношений к действительности, к самому себе и к окружающим людям [3]. По мнению Л.И. Божович, внутренняя позиция, сформировавшись в качестве личностного новообразования старшего дошкольного возраста, впоследствии не исчезает, а меняет свое содержание. Понятие внутренней позиции, предложенное Л.И. Божович, позволяет рассматривать внутреннюю позицию школьника как вариант внутренней позиции, который характерен для детей 6-7-лет со сформировавшейся личностной готовностью к школе.
Проведение теоретического анализа понятия внутренней позиции школьника в работах Д.В. Лубовского показало, что представления Л.И. Божович о внутренней позиции как личностном новообразовании у детей 6-7-летнего возраста являются развитием взглядов Л.С. Выготского на проблему переживаний, их психологического содержания и на кризис семи лет. Как показали исследования, как внутренняя позиция, так и переживание, могут быть применены в качестве единиц анализа личности [4].
Л.И. Божович под внутренней позицией школьника понимала новое отношение ребенка к среде, которое возникало в результате тесного переплетения двух ведущих ненасыщаемых потребностей - познавательной и потребности в общении со взрослым Впоследствии в исследованиях М.Р. Гинзбург, Н.И. Гуткиной, Д.В. Лубовского, Т.А. Нежновой и др., посвященных психологии младшего школьника, данное понятие применяется в качестве личностной инстанции, выступающей как внутренняя детерминанта учения. В работе Н.И. Гуткиной [1] появление внутренней позиции школьника объясняется не только через появление потребности ребёнка в познании нового, но также и через потребность в новых социальных отношениях со взрослым при реализации познавательной потребности. Это становится возможным для ребёнка посредством включения в учебную деятельность. Достижение успешности в учебной деятельности способствует повышению социального статуса ребёнка и изменению уровня взаимоотношений со взрослым.
«Внутренняя позиция школьника» определяется исследователями в качестве психологического новообразования, возникающего к концу дошкольного возраста. Данное понятие входит в характеристики готовности ребёнка к школе и выражено в осознанном желании принять новую социальную роль школьника, интересе к общению с другими взрослыми, устойчивых познавательных потребностях, готовности содержательно общаться со сверстниками.
Внутренняя позиция школьника дает возможность ребёнку включиться в учебный процесс в качестве субъекта деятельности, при этом происходит сознательное формирование и исполнение намерений и целей, что характерно для произвольного поведения учащегося.
Трудности понимания и операционализации термина «внутренняя позиция» обусловлены тем, что под внутренней позицией Л.И. Божович подразумевает именно внутреннюю, данную человеку в сознании позицию по отношению к значимой для себя реальности (деятельности, взаимоотношениям с окружающими и т.д.). Подобное понимание данного термина привело к тому, что многие авторы давали характеристику внутренней позиции личности в форме краткого позиционного утверждения от первого лица. Так, в работе В.В. Давыдова, В.И. Слобод-чикова и Г. А. Цукерман развитая внутренняя позиция учащегося была раскрыта как «Я сам могу и хочу учиться» [5].
Согласно Л.И. Божович, внутренняя позиция школьника связывает и объединяет личностные структуры; интегрирует все линии предшествующего развития детской личности; выступает в качестве наиболее значимого показателя готовности ребенка к школе. В работах Л.С. Выготского и Л.И. Божович отмечается, что внутренняя позиция определяет способность субъекта обнаруживать мир собственных чувств и переживаний, отделять их от внешней реальности, что структурирует внутреннее и внешнее, придает им целостность и определенность [6]. Л.И. Божович отмечает, что благодаря внутренней позиции у ребенка возникает иное отношение к самому себе, что было невозможно до того, пока не возникло осмысленной ориентировки в собственных переживаниях. В рамках кризиса семи лет происходит интенсивное развитие психики: ребенок, понимая свой внутренний мир, овладевает механизмами регуляции поведения. Внутренняя позиция сохраняется на всех этапах онтогенеза, но обрастает новыми смыслами, постепенно наполняется и новым содержанием.
Таким образом, предложенное Л.И. Божович понятие внутренней позиции означает активное, внутренне детерминированное отношение школьника к учению, при котором поведение ребенка перестает быть ситуативным и наблюдается устойчивое соподчинение мотивов. Ребенок впервые становится способным к осознанию собственного отношения к жизни. Для школьника со сформированной внутренней позицией отмечается позитивный настрой по от-
ношению к школе. Во внутреннюю позицию включены мотивационный, эмоциональный и рефлексивный компоненты, которые выступают в нерасторжимом единстве [7].
В психолого-педагогических исследованиях О.В. Карабановой внутренняя позиция школьника понимается в качестве субъективной составляющей социальной ситуации развития ребенка на этапе перехода от дошкольного к школьному возрасту, отражающейся на развитии личности ребенка в этот период [8]. Позиционное заявление первоклассника «Я-школьник» характеризует развитие самосознания, мотивационно-потребностной сферы. С переживанием нового социального статуса связано рождение новых чувств и эмоций у детей. Внутренняя позиция школьника выражается с помощью определенных форм поведения, соответствующих роли ученика. Такое значимое влияние внутренней позиции школьника на деятельность и поведение ребенка позволяет трактовать ее как центральное личностное новообразование кризиса семи лет.
Выступая в качестве субъективного аспекта социальной ситуации развития, внутренняя позиция школьника обозначает совокупные характеристики системы внутренних факторов, преломляющей и опосредствующей воздействия среды, определяет развитие у ребенка основных психологических новообразований в данном возрастном периоде. Следует отметить, что изменение социальной позиции ребенка представляется недостаточным для изменения направленности и содержания его развития. Необходимым является то, чтобы новая позиция была принятой и осмысленной ребенком и отразилась в обретении новых смыслов в учебной деятельности и новой системе школьных отношений. Это способствует развитию субъектности школьника. Внутренняя позиция выступает в качестве центрального компонента структуры психологической готовности к школе и является определяющей для динамики освоения ребенком действительности жизни [9].
Исследования Т.Ю. Андрущенко, Л.И. Божович, Н.И. Гуткиной, О.В. Карабановой, Т.А. Нежновой, Г.М. Шашловой и др. показывают, что внутренняя позиция школьника позволяет ребенку осуществлять принятие и выполнение учебных задач, построение новых учебных отношений с учителем и одноклассниками, а также формировать новое отношение к себе как к активному и ответственному члену социума. Согласно Т.А. Нежновой, структура внутренней позиции школьника включает общее отношение к школе, отношение к школьным заданиям, к учителю, школьным нормам и правилам [10]. Периодизация развития внутренней позиции школьника, представленная в работах Т.А. Нежновой, вошла в документы нового ФГОС. Основным направлением становления внутренней позиции школьника в период от шести к семи годам является постепенный переход от ориентации на внешнюю, формальную сторону
школьной жизни, к интересу и к содержательному, собственно учебному её компоненту, что осуществляется посредством осознания детьми социальной значимости учения.
Благодаря тому, что у ребенка сформировалась внутренняя позиция школьника накануне поступления в школу, изменяется его психический облик, развивается целеустремленность, у ребенка появляются предпосылки произвольной регуляции деятельности. При сформированной внутренней позиции школьника отмечается устойчивость предпочтения ребенком школьных занятий играм, взаимодействия «учитель-ученики» ситуации индивидуального общения со взрослым. Внутренняя позиция обеспечивает создание мотивационного вектора направленности ребенка на освоение новых форм деятельности и сотрудничества и их присвоение путем самоутверждения в новой социальной роли и статусе [8].
Отношение к школе, учению и поведение в процессе учебной деятельности, отражающие сформированность внутренней позиции школьника исследовались в работах М.Р. Гинзбург, Н.И. Гуткиной, В.В. Давыдова, А.З. Зака, Т.А. Нежновой, К.Н. Поливановой, Д.Б. Эльконина и др. В большинстве исследований была установлена сложная динамика развития внутренней позиции школьника, которая нашла отражение в мотивационно-смысловой сфере и в отношении к школьным предметам. Непринятием нового социального статуса и роли ученика, незрелостью школьной мотивации, двойственным, а в некоторых случаях негативным отношением ребенка к школе обусловлено осложнение хода нормального психического развития школьника и адаптации к обучению в школе [11]. Несформированность внутренней позиции школьника может обусловливать трудности ученика в учебной деятельности. Занятия, связанные с выполнением обязанностей ученика, вызывают положительные эмоциональные реакции при наличии сформированной внутренней позиции школьника. При поступлении в школу ребенок решает собственные определенные задачи, реализует цели индивидуального психического и личностного развития, становления в социуме, удовлетворения познавательных потребностей. Социально-педагогические условия, которые задает ребенку учебная среда, с одной стороны, являются основной гарантией для достижения его целей, но с другой - создают некоторые ограничения, диктуют конкретные пути реализации данных задач [12].
Внутренняя позиция школьника рассматривается в качестве итога саморазвития ребенка в дошкольном детстве и выступает предпосылкой саморазвития в младшем школьном возрасте, так как становится основой для развития субъектности школьника, «превращения ученика в учащегося» [13]. Внутренняя позиция как итоговое новообразование дошкольного возраста определяет систему отношений ребенка к школе. В многочисленных исследованиях школьной адаптации и сформированности внутренней позиции школьника показано, что внутренняя по-
зиция выступает в качестве предпосылки эмоционального благополучия школьника и успешной школьной адаптации в целом [1].
В исследовании Л.Г. Бортниковой внутренняя позиция школьника понимается в качестве целостного психического образования, включающего мотивы деятельности, предпочитаемые типы занятий, содержательное представление о новом виде деятельности, ориентации ребенка в плане организации деятельности (ориентация на коллективные формы занятий или на индивидуальные; на общепринятые нормы поведения или на индивидуально-непосредственные), отношение к авторитетному социальному взрослому [6].
В работе М.С. Гриневой отмечается, что внутренняя позиция школьника может рассматриваться в двух аспектах: в качестве осознанного отношения к школе и связанному с ней образу жизни, так и интегрального личностного образования, включающего в себя уровень развития самосознания, мотивы учения, эмоциональное отношение и специфические формы поведения
[14].
Рассмотрению социально-психологических аспектов внутренней позиции школьника посвящены исследования М.Г. Елагиной и Г.А. Цукерман. М.Г. Елагина определяет внутреннюю позицию школьника как позицию «социального функционера» [15]. Позиция «социального функционера», выступающая в качестве как личностного новообразования критического периода, выражается в способности действовать в рамках роли при осуществлении общественно значимой деятельности и складывается в процессе взаимоотношений ребенка с окружающими, с предметным миром, с самим собой.
Г.А. Цукерман, рассматривая внутреннюю позицию школьника как интегративное личностное образование вслед за Л.И. Божович, отмечает, что новое место в мире, которое определяет деятельность ребенка, его отношение к миру, себе и людям выступает в качестве статуса школьника, а не позиции учащегося [16]. По мнению автора, статусное «Я-школьник» выступает в качестве интерпсихической характеристики места и соответствующего образа жизни ребенка в обществе. Возникновение статуса школьника - одно из важных условий культурного оформления кризиса 7 лет. Становление позиции школьника начинается с построения отношений с самим собой, что в принципе представляется невозможным до 6-7 лет, до тех пор, пока в самосознании ребенка не сложится различение Я-реального и Я-идеального.
Н.Г. Салмина и И.Г. Тиханова, соглашаясь с тем, что внутренняя позиция школьника имеет социально-психологические аспекты, различают внутреннюю позицию школьника в качестве преимущественно мотивационно-аффективного образования и социальной желательности как не только осознанного желания действовать в соответствии с социальными нормами, но и осознанного способа социального действия [17].
Таким образом, большинством авторов признается, что данное новообразование возникает при выполнении новой социальной ролы и предполагает рефлексивное различение Я-реального и Я-идеального. При выполнении социальной роли школьника, длительном пребывании в социальной системе с жёстко фиксированными ролями и четко регламентированным ролевым поведением происходит становление у ребенка функционального органа произвольной регуляции поведения. В качестве необходимого условия такой регуляции выступает рефлексия своего поведения в социуме, протекающая в плане сравнения Я-реального с Я-идеальным. Рефлексивный аспект внутренней позиции школьника, имея социально-психологическое происхождение, выступает в качестве основы для развития рефлексии учебной деятельности на протяжении младшего школьного возраста.
Д.В. Лубовский отмечает, что внутренняя позиция выступает как целостная динамическая система мотивационно-смысловой и волевой регуляции жизнедеятельности человека, определяющая выбор деятельности в ситуации смысловой неопределенности и борьбы мотивов. Внутренняя позиция обеспечивает постоянство предпочтений в ситуации борьбы мотивов. Основой внутренней позиции является развивающаяся в дошкольном детстве осмысленная ориентировка в собственных переживаниях, произвольность поведения и новообразования внеситуативно-личностной коммуникативной деятельности. В процессе внеситуативно-личностного общения, по М.И. Лисиной, у ребенка происходит формирование рефлексии взаимоотношений с окружающими, открытие собственного внутреннего мира, что является условием для осознания своей внутренней позиции [18]. Создание ребенком в игре мнимой ситуации и следование правилу, заданному этой ситуацией, развивает у ребенка произвольность, рефлексию, необходимую для отделения в сознании мнимой ситуации игры от реальной жизненной ситуации, что также выступает в качестве предпосылки развития внутренней позиции.
Внутренняя позиция, возникающая у детей в возрасте 6-7 лет, трактуется большинством исследователей [8; 11] в качестве субъективной составляющей социальной ситуации развития ребенка на этапе перехода от дошкольного к школьному возрасту, накладывающей отпечаток на развитие личности ребенка в этот период. Основным показателем сформированности внутренней позиции школьника исследователями рассматривается устойчивость предпочтения социальной роли школьника и учебной мотивации.
Вышесказанное позволяет заключить, что внутренняя позиция школьника представляет интегрирующее личностное образование, возникающее в 6-7-летнем возрасте в качестве новообразования, которое совмещает в себе линии предыдущего личностного развития ребенка, характеризующееся положительным отношением к школьно-учебно-деятельности. В струк-
туре внутренней позиции школьника выделяют мотивационный, рефлексивный и аффективный компоненты. Сформированная внутренняя позиция школьника создает предпосылки для успешной учебной деятельности, становления субъектности школьника в процессе обучения, содействует адаптации в образовательном пространстве и позитивной социализации в социуме.
Список литературы
1. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. - СПб.: Питер, 2007. 208 с.
2. Божович Л.И. Отношение школьников к учению как психологическая проблема // Известия АПН РСФСР. - М., 1951. Вып. 36. С. 3-28.
3. Божович Л.И. Личность и формирование в детском возрасте. - СПб.: Питер, 2008. 400 с.
4. Лубовский Д.В. Понятие внутренней позиции: культурно-историческая перспектива изучения личности школьника // Культурно-историческая психология. 2008. № 1. С. 2-8.
5. Давыдов В.В., Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Младший школьник как субъект учебной деятельности // Вопросы психологии. 1992. № 3-4. С. 14-19.
6. Бортникова Л.Г. Динамика развития рефлексивности и обоснованности самооценки в зависимости от особенностей внутренней позиции школьника (младший школьный и подростковый возраст): Автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М., 2000. 18 с.
7. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. - М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. 368 с.
8. Карабанова О.А. Социальная ситуация развития ребенка: структура, динамика, принципы коррекции: Дис. ... д-ра психол. наук. - М., 2002. 379 с.
9. Лубовский Д.В. Понятие внутренней позиции и непрерывность развития на протяжении жизненного пути // Мир психологии. 2012. №2. С. 128-138.
10. Нежнова Т.А. «Внутренняя позиция школьника» - понятие и проблема // Формирование личности в онтогенезе: сб. науч. тр. / Под ред. И.В. Дубровиной. - М., 1991. С. 50-61.
11. Гринина Е.С. Интеллектуальная готовность к школьному обучению дошкольников с задержкой психического развития // Научное обозрение: гуманитарные исследования. 2014. №2. С. 15-21.
12. Лубовский В.Д. Понятие «Внутренняя позиция личности» в работах Л.И. Божович: теоретические аспекты и современные исследования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://psychlib.ru/mgppu/periodica/JPP052008/LPV-157.HTM.
13. Эльконин Д.В. Психическое развитие в детских возрастах. - М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. 346 с.
14. Гринева М.С. Внутренняя позиция школьника современного первоклассника (в условиях мегаполиса): Автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М., 2011. 23 с.
15. Елагина М.Г. Кризис 7 лет и подход к его изучению // Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. 1979. № 1. С. 37-42.
16. Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. - Томск: Пеленг, 1993. 268 с.
17. Салмина Н.Г., Тиханова И.Г. Внутренняя позиция школьника и социальная желательность у детей старшего дошкольного и младшего школьного возрастов // Культурно-историческая психология. 2007. №1. С. 56-61.
18. Лубовский Д.В. Феноменология и динамика развития внутренней позиции современных младших школьников // Психологическая наука и образование. 2014. №2. С. 50-67.
References
1. Gutkina N.I. Psihologicheskaja gotovnost' k shkole [Psychological readiness for school]. - SPb.: Piter, 2007. 208 р.
2. Bozhovich L.I. Otnoshenie shkol'nikov k ucheniju kak psihologicheskaja problema [Relation of school students to the doctrine as psychological problem]. Izvestija APNRSFSR. - M., 1951. Vyp. 36, pp. 3-28.
3. Bozhovich L.I. Lichnost' i formirovanie v detskom vozraste [The personality and formation at children's age]. - SPb.: Piter, 2008. 400 р.
4. Lubovskij D.V. Ponjatie vnutrennej pozicii: kul'turno-istoricheskaja perspektiva izuchenija li-chnosti shkol'nika [Concept of an internal position: cultural and historical prospect of studying of the identity of the school student]. Kul'turno-istoricheskajapsihologija. 2008. № 1, pp. 2-8.
5. Davydov V.V., Slobodchikov V.I., Cukerman G.A. Mladshij shkol'nik kak sub'ekt uchebnoj dejatel'nosti [Younger school student as subject of educational activity]. Voprosy psihologii. 1992. № 3-4, pp. 14-19.
6. Bortnikova L.G. Dinamika razvitija refleksivnosti i obosnovannosti samoocenki v zavisimosti ot osobennostej vnutrennej pozicii shkol'nika (mladshij shkol'nyj i podrostkovyj vozrast) [Dynamics of development of reflexivity and validity of a self-assessment depending on features of an internal position of the school student (younger school and teenage age)]: Avtoref. dis. ... kand. psihol. nauk. - M., 2000. 18 р.
7. Bozhovich L.I. Problemy formirovanija lichnosti [Problems of formation of the personality]. -M.: MPSI; Voronezh: NPO «MODJeK», 1995. 368 p.
8. Karabanova O.A. Social'naja situacija razvitija rebenka: struktura, dinamika, principy korrekcii [Social situation of development of the child: structure, dynamics, principles of correction]: Dis. ... d-ra psihol. nauk. - M., 2002. 379 p.
9. Lubovskij D.V. Ponjatie vnutrennej pozicii i nepreryvnost' razvitija na protjazhenii zhiznennogo puti [Concept of an internal position and continuity of development throughout a course of life]. Mirpsihologii. 2012. №2, pp. 128-138.
10. Nezhnova T.A. «Vnutrennjaja pozicija shkol'nika» - ponjatie i problema [«Internal position of the school student» - concept and a problem]. Formirovanie lichnosti v ontogeneze: sb. nauch. tr. / Pod red. I.V. Dubrovinoj. - M., 1991, pp. 50-61.
11. Grinina E.S. Intellektual'naja gotovnost' k shkol'nomu obucheniju doshkol'nikov s zaderzhkoj psihicheskogo razvitija [Intellectual readiness for school training of preschool children with a delay of mental development]. Nauchnoe obozrenie: gumanitarnye issledovanija. 2014. №2, pp. 15-21.
12. Lubovskij V.D. Ponjatie «Vnutrennjaja pozicija lichnosti» v rabotah L.I. Bozhovich: teoreticheskie aspekty i sovremennye issledovanija [Concept «Internal Position of the Personality» of works L.I. Bozovic: theoretical aspects and modern researches]. [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://psychlib.ru/mgppu/periodica/JPP052008/LPV-157.HTM.
13. Jel'konin D.V. Psihicheskoe razvitie v detskih vozrastah [Mental development at children's age]. - M.: MPSI; Voronezh: NPO «MODJeK», 1995. 346 p.
14. Grineva M.S. Vnutrennjaja pozicija shkol'nika sovremennogo pervoklassnika (v uslovijah mega-polisa) [Internal position of the school student of the modern first grader (in the conditions of the megalopolis)]: Avtoref. dis. ... kand. psihol. nauk. - M., 2011. 23 p.
15. Elagina M.G. Krizis 7 let i podhod k ego izucheniju [Crisis of 7 years and approach to its studying]. Novye issledovanija vpsihologii i vozrastnojfiziologii. 1979. № 1, pp. 37-42.
16. Cukerman G.A. Vidy obshhenija v obuchenii [Types of communication in training]. - Tomsk: Peleng, 1993. 268 p.
17. Calmina N.G., Tihanova I.G. Vnutrennjaja pozicija shkol'nika i social'naja zhelatel'nost' u detej starshego doshkol'nogo i mladshego shkol'nogo vozrastov [Internal position of the school student and social desirability at children of the senior preschool and younger school age]. Kul'turno-istoricheskaja psihologija. 2007. №1, pp. 56-61.
18. Lubovskij D.V. Fenomenologija i dinamika razvitija vnutrennej pozicii sovremennyh mladshih shkol'nikov [Phenomenology and dynamics of development of an internal position of modern younger school students]. Psihologicheskaja nauka i obrazovanie. 2014. №2, pp. 50-67.
ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ
Шилова Лариса Валентиновна, зав. кафедрой специальной психологии, кандидат психологических наук, доцент
Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского ул. Астраханская, д. 83, г. Саратов, 410012, Российская Федерация e-mail: [email protected] SPIN-code: 9281-5406
DATA ABOUT THE AUTHOR
Shipova Larisa Valentinovna, Chair of Special Psychology PhD in Psychology, Associate Professor
Saratov State University
83, Astrahanskaya street, Saratov, 410012, Russian Federation e-mail: [email protected]
Рецензент:
Шамионов Раиль Мунирович, зав. кафедрой социальной психологии образования и развития, декан факультета психолого-педагогического и специального образования, доктор психологических наук, профессор, ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского»