DOI: 10.12731/2218-7405-2015-6-30 УДК 159.9
ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ «ВНУТРЕННЯЯ ПОЗИЦИЯ» В ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ
Шипова Л.В.
Целью представленного исследования является изучение содержательной характеристики внутренней позиции в психологических исследованиях. В статье представлен обзор исследований, посвященных изучению внутренней позиции в психологии, рассматриваются различные подходы к пониманию внутренней позиции, анализируются взаимосвязи данного понятия с другими психологическими категориями, обсуждаются структура, динамика и условия освоения внутренней позиции человека. Прикладной аспект проблемы исследования внутренней позиции может быть реализован при проектировании и реализации психологических технологий диагностики и формирования внутренней позиции в процессе обучения и воспитания у детей разных возрастных групп, в том числе с ограниченными возможностями здоровья.
Ключевые слова: внутренняя позиция; переживание; отношение; динамика внутренней позиции; структурные компоненты внутренней позиции.
PHENOMENOLOGICAL ANALYSIS OF THE CONCEPT «INTERNAL POSITION»
OF PSYCHOLOGICAL RESEARCHES
Shipova L.V.
The purpose of the presented research is studying of the substantial characteristic of an internal position in psychological researches. The review of the researches devoted to studying of an internal position in psychology is presented in article, various approaches to understanding of an internal position are considered, interrelations of this concept with other psychological categories are analyzed, the structure, dynamics and conditions of development of an internal position of the person are discussed. The applied aspect of a problem of research
of an internal position can be realized at design and realization ofpsychological technologies of diagnostics andformation of an internal position in the course of training and education at children of different age groups, including with limited opportunities of health.
Keywords: internal position; experience; relation; dynamics of an internal position; structural components of an internal position.
Актуальность изучения феномена внутренней позиции в психологических исследованиях связана с осмыслением теоретико-методологических подходов к анализу психического развития, становления личности в онтогенезе, повышения её активности и развития субъектности в динамично изменяющихся условиях общественного развития.
Исследованию внутренней позиции в психологической науке были посвящены работы Л.И. Божович, Л.С. Выготского, О.А. Карабановой, Д.В. Лубовского, О.А. Щербининой и др. Термин «внутренняя позиция» был впервые предложен Л.И. Божович (1968) в результате исследования феномена переживания в трудах Л.С. Выготского. Феномен переживания в зарубежной психологии рассматривался в качестве процесса трансформации индивидом взаимодействия субъекта и объекта, направленного на реализацию человеком его самости (Ж.-П. Сартр); в виде явления, несущего игровое начало, обособленного от обыденной жизни, существующего по своим внутренним правилам, окруженным тайной (Й. Хейзинг); в качестве явления, имеющего предзаданность или теологическое начало, которое выступает для индивида как культ (Х.-Г. Гадамер) [1]. В отечественной психологии переживание являлось единицей психологического анализа (Л.С. Выготский), «значащие переживания» рассматривались в качестве предмета психологии (Ф.В. Бассин). Для Л.С. Выготского переживание явилось единицей анализа личности и среды, означающей отношения личности к среде, показывающей, чем в данный момент среда представляется для личности [2, с. 994]. Именно понятие «внутренняя позиция», как отмечает Л.И. Божович (1968), позволяет дифференцировать позицию, выступающую в качестве объективного положения ребенка в жизни и его собственного отношения к окружающей действительности, к своему положению, и желаемое для него положение [3].
Понятие «внутренняя позиция» применяется для обозначения психологической структуры, которая отражает активно-действенную позицию человека по отношению к социальной действительности (Л.И. Божович, 1968); позволяет ребенку осуществлять разграничение внешних и внутренних сторон собственного поведения, результатом чего является обдумывание, выступающее в качестве отдельного действия «между импульсом и собственно поступком» [4, с. 374].
В понимании Л.И. Божович, внутренняя позиция представляет систему внутренних факторов, преломляющую и опосредствующую влияние среды, определяющую отношение ребенка к своей позиции в обществе, которую он занимает или хотел бы занимать. Фактическое изменение социальной позиции ребенка недостаточно для изменения направленности и содержания развития, необходимо, что новая позиция была принята и осмыслена самим субъектом. Возникает внутренняя позиция из соотношения между местом, занимаемым ребенком в системе человеческих взаимоотношений и особенностями психики, которые у него были сформированы в результате предшествующего опыта. Позднее в своих работах Л.И. Божович (2001) пишет об особом центральном личностном новообразовании, которое характеризует личность ребенка в целом, определяет его поведение и деятельность, отражается на системе его отношений к действительности, к себе и окружающим. Возникновение такого новообразования связано с преломлением внешних воздействий через структуру ранее сложившихся у ребенка индивидуальных особенностей [5].
Содержательный анализ понятия «внутренняя позиция» был проведен работах Л.Г. Бор-тниковой (2000), В С. Лукиной (2004), Т.А. Нежновой (1991), О.А. Щербининой (2007), Д.В. Лубовского (2008) и др. Большинством авторов внутренняя позиция рассматривается как единица анализа личности. Ряд исследователей предприняли попытку трактовать внутреннюю позицию как единицу анализа сознания (Е.О. Смирнова, А.Е. Лагутина, 1999).
Д.В. Лубовский рассматривает внутреннюю позицию как единицу анализа личности, поскольку функции, выполняемые внутренней позицией, выступают в психологии как личностные [6]. Автор указывает, что Л.И. Божович, основываясь на работах С.Л. Рубинштейна, в качестве единицы анализа личности предложила поступок. Д.В. Лубовский считает правомерным использовать в качестве единицы анализа личности именно внутреннюю позицию, а поступок рассматривать как внешнее проявление внутренней позиции. При этом внутренняя позиция выступает детерминантой поступка или деятельности. К основной функции внутренней позиции следует отнести регуляцию взаимодействия личности и социального окружения, принятие или отвержение воздействий социума, побуждение к поступкам или, наоборот, к сознательному отказу от действия и т.д. Внутренняя позиция выступает в качестве ключевого внутреннего условия, опосредующего внешние воздействия [7].
В функциональном отношении внутренняя позиция играет роль единичного проявления личности в отношении чего-либо. Во внутренней позиции проявляется субъектное отношение к окружающей микро- и макросоциальной реальности и её явлениям, к своей деятельности и т.д., таким образом, внутренняя позиция может выступать в качестве единицы анализа субъ-
ектности. Внутренняя позиция выступает не в качестве навязанного внешним окружением, а принятого человеком выбора собственного места в жизни, мотивированного внутренними побуждениями.
В исследованиях О.А. Карабановой (1997) внутренняя позиция рассматривается в качестве субъективного элемента социальной ситуации развития, одной из разновидностей ориентирующего образа, реализующего в единстве своих когнитивных и аффективных компонентов активно-действенную позицию ребенка в отношении социальной ситуации развития и выполняющего функцию планирования и регуляции различных форм совместной деятельности и сотрудничества [8].
Понятие «внутренняя позиция» используют для определения своеобразия формы и нового уровня самосознания человека на каждом возрастном этапе, претерпевающих изменения на протяжении онтогенеза и определяющих отношение человека к себе и к занимаемой социальной позиции (Л.И. Божович, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.) [13]. При этом отношение индивида к занимаемому социальному положению, по мнению И.С. Кона (1999), - это одна из составляющих процесса интернализации новой социальной роли, наряду с формированием внутреннего определения собственного социального положения и связью с особенностями Я-концепции [10].
Исследование структурных компонентов внутренней позиции проводилось в работах Л.И. Божович, О.А. Карабановой, Д.В. Лубовского и др. Л.И. Божович в качестве компонентов внутренней позиции выделяла потребности и стремления человека, субъективно представленные в соответствующих переживаниях, преломляющие и опосредующие отношения среды [7]. В работе О.А. Карабановой также определены структурные компоненты внутренней позиции: нормативный образ социальной позиции личности и ценностно-смысловая установки личности в межличностных отношениях в виде принятия, отвержения, проявления амбивалентности. На основе нормативного образа социальной позиции личности реализуется активно-действенная позиция ребенка в отношении социальной действительности. Реализация внутренней позиции осуществляется посредством принятия ведущей деятельности, которая определяет задачи развития и обеспечивает формирование основных психологических новообразований возраста.
Внутренняя позиция характеризует процесс формирования личности в онтогенезе, однажды возникнув, внутренняя позиция проявляется у человека на всех этапах его жизненного пути, она определяет его отношение к себе и к занимаемому им положению в жизни. Анализ работ, посвященных динамике внутренней позиции (Л.И. Божович, О.А. Карабанова, Т.А. Нежнова и др.) позволил установить, что возрастная динамика внутренней позиции проявляется в направ-
лении и содержании активности личности на определенном возрастном этапе; широтой «осваиваемого» личностью пространства. Л.И. Божович (2001) отмечает, что возрастная специфика внутренней позиции личности определяется желаемым личностью положением в жизни. В младшем школьном возрасте внутренняя позиция связана с позицией школьника; в среднем - с позицией члена группы сверстников, в которой в условиях принципиального равенства и отношений коллегиальности есть возможность утвердить себя в роли взрослого; в старшем -с профессиональным самоопределением, подготовкой к выбранной профессии, с выбором социальной роли. В период зрелости это стремление к положению, которое представляется человеку наиболее соответствующим его требованиям, в период старости - стремление сохранить ранее занимаемое положение [5].
Внутреннюю позицию рассматривают в качестве единства трех аспектов: рефлексивного, мотивационного и аффективно-смыслового, так как, по мнению Д.А. Леонтьева, все эти аспекты смысла (субъективный образ цели, объективная направленность и эмоциональное переживание включенности и осмысленности) представляются неотделимыми друг от друга [12]. Дальнейшее исследование понятия показало, что внутренняя позиция выступает, как и в качестве нерасторжимой целостности выделенных компонентов, так и в качестве функционального органа свободного поступка или «свободного действия» (В.П. Зинченко) [6].
Исследуя динамику внутренней позиции в процессе психического развития, Д.В. Лубов-ский приходит к заключению, что новая внутренняя позиция возникает во время возрастных кризисов и свидетельствует о переходе от режима присвоения личностью социального опыта к режиму самореализации в процессе саморазвития [13]. Смена режимов с необходимостью предполагает включение рефлексии, хотя бы в виде оценочных действий, и фиксацию достигнутого. Выполняя свои функции, внутренняя позиция включает рефлексию, позволяет зафиксировать итоги постигнутого и продолжить на новом уровне реализацию и осуществление собственных способностей и творческих потенций.
Теоретический анализ понятия внутренней позиции, его соотнесение с психологическими категориями (переживание, отношение, личность) и с понятиями, обозначающими систему отношений человека с миром, позволил Д.В. Лубовскому определить внутреннюю позицию как динамическую систему мотивационной и аффективно-смысловой регуляции жизнедеятельности человека, являющуюся результатом осознанного выбора, базирующегося на рефлексивном анализе собственной жизни [14]. Внутренняя позиция выступает в качестве регуляторной системы высокого уровня, её появление знаменует собой первое рождение личности, придает жизни смысловую насыщенность и устремленность в будущее.
Вышеизложенное позволяет заключить, что применение категории «внутренняя позиция» подчеркивает активность самого субъекта отношений. Внутренняя позиция отражает отношение человека к занимаемому объективному положению в обществе. Наличие внутренней позиции делает человека личностью с присущими чертами индивидуальности, позволяет выработать определенное отношение к себе и к окружающему миру. Внутренняя позиция может рассматриваться в качестве отправной точки всех преобразований в себе, саморазвития, без внутренней позиции человек пассивен по отношению к собственной жизни и деятельности. Внутренняя позиция понимается как механизм саморазвития личности.
Список литературы
1. Зубова Л.В., Щербинина О.А. Психологические особенности внутренней позиции младших школьников с различной направленностью личности. - Оренбург: ГУ РЦРО, 2007. 175 с.
2. Выготский Л.С. Психология. - М.: Изд-во ЭКСМО-пресс, 2000. 1008 с.
3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1968. 464 с.
4. Выготский Л.С. Собрание сочинений В 6-ти т. Т. 4. Детская психология / Под ред. Д.Б. Эль-конина. - М.: Педагогика, 1984. 432 с.
5. Божович Л.И. Психологические закономерности формирования личности в онтогенезе // Психология развития и возрастная психология. Хрестоматия: Ч. 1. Проблемы развития психики / Ред.-сост. Е В. Гурова. - М: Изд-во МНЭПУ, 2001. 316 с.
6. Ермолаева М.В., Лубовский Д.В. Современное развитие понятия внутренней позиции личности в контексте субъектного подхода // Актуальные проблемы психологического знания. 2013. №2. С. 7-16.
7. Лубовский Д.В. Понятие внутренней позиции: культурно-историческая перспектива изучения личности школьника // Культурно-историческая психология. 2008. № 1. С. 2-8.
8. Карабанова О.А. Социальная ситуация развития ребенка: структура, динамика, принципы коррекции: Дисс. ... д-ра психол. наук. - М., 2002. 379 с.
9. Щербинина О.А. Содержательная характеристика внутренней позиции и направленности личности // Вестник ОГУ. 2006. № 9. С. 79-86.
10. Кон И.С. Социологическая психология. - М.- Воронеж: МОДЭК, 1999. 560 с.
11. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. - М.: Просвещение, 1990. 96 с.
12. Леонтьев Д.А. Новые горизонты проблемы смысла в психологии // Проблема смысла в науках о человеке. - М.: Смысл, 2005. С. 36-49.
13. Ермолаева М.В., Лубовский Д.В. Теоретико-методологический анализ развития внутренней позиции личности на протяжении жизненного пути (интеграция возрастно-психологи-ческого и субъектного подходов) // Мир психологии. 2012. №3. С. 104-113.
14. Лубовский Д.В. Внутренняя позиция личности и система отношений человека // Актуальные проблемы психологического знания. 2011. №4. С. 48-54.
References
1. Zubova L.V., Shherbinina O.A. Psihologicheskie osobennosti vnutrennej pozicii mladshih shkol'nikov s razlichnoj napravlennost'ju lichnosti [Psychological features of an internal position of younger school students with various orientation of the personality]. - Orenburg: GU RCRO, 2007. 175 р.
2. Vygotskij L.S. Psihologija [Psychology]. - M.: Izd-vo JeKSMO-press, 2000. 1008 р.
3. Bozhovich L.I. Lichnost' i ee formirovanie v detskom vozraste [The personality and her formation at children's age]. - M.: Prosveshhenie, 1968. 464 р.
4. Vygotskij L.S. Sobranie sochinenij V 6-ti vol. Vol. 4. Detskaja psihologija [Collected works in 6 vol. Vol. 4. Children's psychology] / Pod red. D.B. Jel'konina. - M.: Pedagogika, 1984. 432 р.
5. Bozhovich L.I. Psihologicheskie zakonomernosti formirovanija lichnosti v ontogeneze [Psychological regularities of formation of the personality in ontogenesis]. Psihologija razvitija i vozrast-najapsihologija. Hrestomatija: Ch. 1. Problemy razvitijapsihiki / Red.-sost. E.V. Gurova. - M.: Izd-vo MNJePU, 2001. 316 р.
6. Ermolaeva M.V., Lubovskij D.V. Sovremennoe razvitie ponjatija vnutrennej pozicii lichnosti v kontekste sub'ektnogo podhoda [Modern development of concept of an internal position of the personality in the context of subject approach]. Aktual'nyeproblemy psihologicheskogo znanija. 2013. №2. Pp. 7-16.
7. Lubovskij D.V. Ponjatie vnutrennej pozicii: kul'turno-istoricheskaja perspektiva izuchenija lichnosti shkol'nika [Concept of an internal position: cultural and historical prospect of studying of the identity of the school student]. Kul'turno-istoricheskaja psihologija. 2008. № 1. Pp. 2-8.
8. Karabanova O.A. Social'naja situacija razvitija rebenka: struktura, dinamika, principy korrekcii [Social situation of development of the child: structure, dynamics, principles of correction]: Dis. ... d-ra psihol. nauk. - M., 2002. 379 р.
9. Shherbinina O.A. Soderzhatel'naja harakteristika vnutrennej pozicii i napravlennosti lichnosti [Substantial characteristic of an internal position and orientation of the personality]. Vestnik OGU. 2006. № 9. Pp. 79-86.
10. Kon I.S. Sociologicheskaja psihologija [Sociological psychology]. - M.-Voronezh: MODJeK, 1999. 560 р.
11. Markova A.K. Formirovanie motivacii uchenija v shkol'nom vozraste [Formation of motivation of the doctrine at school age]. - M.: Prosveshhenie, 1990. 96 р.
12. Leont'ev D.A. Novye gorizonty problemy smysla v psihologii [The new horizons of a problem of sense in psychology]. Problema smysla v naukah o cheloveke. - M.: Smysl, 2005. Pp. 36-49.
13. Ermolaeva M.V., Lubovskij D.V. Teoretiko-metodologicheskij analiz razvitija vnutrennej pozicii lichnosti na protjazhenii zhiznennogo puti (integracija vozrastno-psihologicheskogo i sub'ektnogo podhodov) [The teoretiko-metodologichesky analysis of development of an internal position of the personality throughout a course of life (integration of age and psychological and subject approaches)]. Mir psihologii. 2012. №3. Pp. 104-113.
14. Lubovskij D.V. Vnutrennjaja pozicija lichnosti i sistema otnoshenij cheloveka [Internal position of the personality and system of the relations of the person]. Aktual'nye problemy psihologiches-kogo znanija. 2011. №4. Pp. 48-54.
ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ
Шипова Лариса Валентиновна, зав. кафедрой специальной психологии, кандидат психологических наук, доцент
Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского ул. Астраханская, д. 83, г. Саратов, 410012, Российская Федерация e-mail: [email protected] SPIN-code: 9281-5406
DATA ABOUT THE AUTHOR
Shipova Larisa Valentinovna, the Chair of Special Psychology PhD in Psychology, Associate Professor
Saratov State University
83, Astrahanskaya street, Saratov, 410012, Russian Federation e-mail: [email protected]