••• Известия ДГПУ. Т. 12. № 3. 2018
••• DSPU JOURNAL. Vol. 12. No. 3. 2018
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Психологические науки / Psychological Science Оригинальная статья / Original Article УДК 159
DOI: 10.31161/1995-0659-2018-12-4-5-9
Исследование влияния уровня тревожности личности на успешность учебной деятельности школьников
в отечественной психологии
@ 2018 Багандова Г. Х. 1 Ибрагимова Л. А. 1 Шамхалова А. Э. 2
1 Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия; e-mail: [email protected]; [email protected]
2 Северо-Кавказский Институт (филиал), Всероссийский государственный университет юстиции
Российской правовой академии, Махачкала, Россия; e-mail: [email protected]
РЕЗЮМЕ. Цель статьи - изучить литературные источники по проблеме влияния уровня тревожности школьников на успешность учебной деятельности. Методы. Анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение, обобщение. Результат. Теоретический анализ психолого-педагогических исследований выявил влияние уровня тревожности личности на успешность учебной деятельности школьников. У ряда учеников обнаружен высокий уровень ситуативной и личностной тревожности, требующий психологической коррекции. Вывод. Рассмотренная проблема позволила определить влияние уровня тревожности школьников на успешность деятельности. Преодоление тревожности возможно только при тесном сотрудничестве психолога, педагога, родителей и самого школьника. Сформулированы методические рекомендации для школьных учителей, педагогов и родителей по преодолению тревожности у школьников.
Ключевые слова: тревожность, виды тревожности, школьная тревожность, личностные особенности, эмоциональное благополучие школьников, негативные факторы, неблагоприятные отношения, внутриличностный конфликт, психопрофилактика и психокоррекция тревожности.
Формат цитирования: Багандова Г. Х., Ибрагимова Л. А., Шамхалова А. Э. Исследование влияния уровня тревожности личности на успешность учебной деятельности школьников в отечественной психологии // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2018. Т. 12. № 4. С. 5-9. 001: 10.31161/1995-0659-2018-12-4-5-9_
Research of Influence the Anxiety Level of the Personality over the Success of Schoolchildren's Educational Activities
in Russian Psychology
@ 2018 Gulaymat Kh. Bagandova 1, Leila A. Ibragimova 1,
Asiyat E. Shamkhalova 2
1 Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected]; [email protected] 2 North Caucasian Institute (branch), Russian State University of Justice
of the Russian Low Academy, Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected]
ABSTRACT. The aim of the article is to study the literature source on the problem of influence the level of schoolchildren's anxiety over the success of their activities. Methods. Analysis of psychological and pedagogical literature, observation, generalization. Result. The theoretical analysis of psychological and pedagogical researches shows the influence of the level of schoolchildren's anxiety over the success of the activity. Schoolchildren's level of state and trait anxiety is high and involves the psychological correction. Conclusion. The problem addressed allows to identify the influence of level of schoolchildren's anxiety over the success of their activities. Overcoming the anxiety is possible only with the close cooperation of a psychologist, a teacher, parents and the pupil himself. The methodical recommendations for school teachers, pedagogues and parents to overcome the anxiety of schoolchildren are formulated.
Keywords: anxiety, types of anxiety, school anxiety, personal characteristics, emotional well-being of schoolchildren, negative factors, adverse relationships, intrapersonal conflict, psychoprophylaxis and psychocorrection of anxiety.
For citation: Bagandova G. Kh., Ibragimova L. A., Shamkhalova A. E. Research of Influence the Anxiety Level of the Personality over the Success of Schoolchildren's Educational Activities in Russian Psychology. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. 2018. Vol. 12. No. 4. Pp. 5-9. DOI: 10.31161/1995-0659-2018-12-4-5-9 (In Russian)
Введение
Усложнение учебной деятельности школьников, как правило, приводит к повышению уровня их тревожности, неуверенности, эмоциональной
нестабильности.
Анализ психолого-педагогической
литературы показывает недостаточную изученность проблемы тревожности как свойства личности во взаимосвязи с успешностью в учебной деятельности школьников. Повышенная тревожность школьников является причиной их неуспеваемости, приводит к осложнению взаимоотношений со сверстниками, что препятствует полноценному развитию личности.
С усложнением учебной деятельности актуальным становится изучение у подростков такой личностной особенности, как тревожность.
А. М. Прихожан тревожность понимает как переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности [4].
Выделяют несколько видов
тревожности. Ситуативную тревожность обычно вызывают определенные обстоятельства, может появиться при возникновении определенных
неприятностей. Подобное состояние может сыграть и положительную роль. Это когда человек мобилизует себя и основательно готовится решить появляющиеся вопросы. Обратным обнаруживается снижение ситуативной тревожности, при
необходимости решить немаловажные вопросы человек ведет себя безответственно.
Личностная тревожность может подвергаться анализу как личностная черта, которая обнаруживается в устойчивых волнениях во всевозможных ситуациях. Личностную тревожность можно охарактеризовать как состояние неосознанного опасения, предстоящей угрозы, всякое событие воспринимается как неблагоприятное и серьёзное. При личностной тревожности дети
насторожены и удручены, они переживают сложности во взаимоотношениях с окружающими. Это может привести к заниженной самооценке школьников, пессимизму.
Межличностную тревожность может вызвать смена школьного коллектива. Теплые взаимоотношения с
одноклассниками могут дать
положительную мотивацию для посещения школы. В противоположном же случае, когда у школьника не складываются отношения с коллективом класса, он не желает посещать школу, демонстративно грубит учителю, мешает ему вести урок, отказывается общаться [4].
Тревожность могут вызывать ряд причин. Наиболее характерными являются следующие причины:
- личностные конфликты, вызванные оценкой собственной успешности в различных сферах деятельности;
- сложности во внутрисемейных отношениях, а также взаимодействии со сверстниками;
- соматические нарушения.
Иногда неадекватные ожидания со стороны родителей вызывают
внутриличностный конфликт, что
порождает тревожность. Это когда родители чрезмерно ожидают
значительные итоги в учебной деятельности у своих детей. Тревожность в данном случае наиболее выражена. Нередко родители выражают свое отношение к детям по итогам учебной деятельности. Когда дети получают отрицательные оценки родители не выражают им эмоциональной поддержки. Часто и учитель оценкой показывает свое отношение к ученику, отрицательно оценивая его результаты.
Цель исследования - изучение психолого-педагогической литературы по проблеме влияния уровня тревожности школьников на успешность деятельности.
Методы - анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение, обобщение.
Результаты и обсуждение
Анализ психолого-педагогической
литературы, наблюдения, беседа с учителями и родителями показывают появление большого числа эмоционально неустойчивых, тревожных учащихся. Это вызвано рядом причин: занятостью родителей, просмотром телепередач со сценами насилия, нестабильной экономической ситуацией,
нестабильностью и тяжестями современной жизни.
Успехи и неудачи в деятельности, отношения со взрослыми и сверстниками способствуют эмоциональному
благополучию или неблагополучию учащихся. У младших школьников учебная деятельность является ведущей и успешное овладение ею обуславливает их нормальное психическое развитие. Ученики в состоянии постоянного нервно-психического
напряжения проявляют эмоциональную неустойчивость, тревожность,
неуверенность в себе, что отрицательно отражается на успешности в обучении.
Негативное эмоциональное состояние школьников приводит к нарушению психического развития, порождает трудности в усвоении учебной деятельности, содействует социальной дезадаптации.
Изолированность учащегося от своих сверстников, сложности в общении со взрослыми могут привести к фрустрации и повышенной тревожности.
Некоторые исследователи
рассматривают негативные отношения с
педагогами как фактор формирования школьной тревожности. Так,
отечественный психолог М. И. Лисина отмечает: тревожность вызывает стиль взаимоотношений учителя с учениками, при предъявлении чрезмерных требований в соблюдении дисциплины; в случае предъявления учителем завышенных требований к ученикам, не соответствующих возрастным нормам; тревожность может быть вызвана при особенном отношении учителя к определенным детям, нарушающим правила поведения на уроке. Недоброжелательное отношение учителя к таким детям усиливает тревожность и закрепляет у них нежелательные формы поведения [2].
Завышенные требования со стороны родителей и учителей усиливают тревожность школьников. Так, родители, требуя от своего ребенка нереального, вызывают у него волнение, которое перерастает в тревожность. Тревожность у школьников могут вызывать и частые упреки со стороны взрослых, которые порождают у них чувство вины. При усилении тревожности могут возникнуть страхи, а также невротические черты.
С. Е. Давыдова, Т. Ю. Хабарова изучали тревожность у подростков с помощью теста Стилберга. У ряда испытуемых был обнаружен высокий уровень ситуативной и личностной тревожности. Авторы предлагают провести
психопрофилактическую и
психокоррекционную работу по оптимизации тревожности у подростков. Эффективность работы по
психопрофилактике и психокоррекции тревожности у подростков будет зависеть от ее личностно-ориентированного характера [1].
В своем исследовании Т. А. Парфенова изучала взаимосвязь уровня проявления тревожности и успешности в учебной деятельности. Проведенное исследование позволило обнаружить у младших подростков с высоким уровнем тревожности преимущественно низкий уровень успешности в учебной деятельности, а также заниженную самооценку, низкий уровень
коммуникативных умений [3].
У некоторых школьников школьную тревожность, отрицательное самочувствие вызывают ответы на уроках, в частности,
ответы «с места». Она вызвана чрезмерной робостью школьника, желанием быть самым лучшим.
Все больше школьников ощущают тревожность при проведении итоговых испытаний. Основанием возникновения школьной тревожности является нечеткость суждений о результате предстоящей деятельности. Особую тревожность испытывают те школьники, у которых тревожность выступает стабильной личностной характеристикой. Этим школьникам свободнее сдавать итоговые, экзаменационные работы в письменной форме, так как они могут избежать взаимодействия с учителем и публичного ответа.
Иногда тревожность проявляют и те дети, которые не имеют тревожных черт личности. Это вызывается обычно ситуационными факторами, которые неблагоприятно сказываются на деятельности учащихся. Так, ученики на экзамене не всегда могут показать наилучшие результаты, даже при хорошей подготовке.
Выводы
Тревожность, сигнализируя об опасности, предупреждает возможные трудности, которые препятствуют достижению цели, способствует мобилизации силы и достижению лучших результатов.
Тревожные школьники чрезвычайно восприимчивы к личным неудачам,
напряженно реагируют на них, порой отказываются от деятельности, где переживают особые трудности. При высокой тревожности учащиеся испытывают затруднения в общении как с взрослыми, так и со сверстниками. Повышенная тревожность препятствует результативной работе школьников на уроках. Тогда как оптимальный уровень тревожности выступает положительным фактором, действующим на успешность в учебной деятельности школьника.
Необходима и актуальная
психологическая работа с родителями школьника, испытывающего тревожность. При высоком уровне тревожности у школьников необходимо провести психопрофилактическую и
психокоррекционную работу. Так, для снижения тревожности у подростков проводят один из видов коррекционной работы - тренинг.
Анализ психолого-педагогических
источников позволил проследить взаимосвязь успешности учебной деятельности школьников и уровня тревожности. Работу над
совершенствованием средств и методов коррекции тревожности и повышения успешности школьников необходимо продолжать. Методические рекомендации для школьных учителей, педагогов и родителей помогут преодолеть
тревожность у школьников.
Литература
1. Давыдова С. Е., Хабарова Т. Ю. Особенности формирования и коррекции тревожности в подростковом возрасте // Молодой ученый. 2016. № 3. С. 259-261
2. Лисина М. И. Общение, личность и психика ребенка / под ред. А. Г. Рузской. М. : Изд-во ИПП. 1997. 384 с.
3. Парфенова Т. А. Взаимосвязь уровня проявления тревожности и успешности в учебной деятельности младших подростков // Поволжский педагогический вестник. 2015. № 3 (8). С. 76-80.
4. Прихожан А. М. Тревожность у детей и подростков: психология природы и возрастная динамика. М. : Изд-во МПСИ, 2010. 226 с.
References
1. Davydova S. E., Khabarova T. Y. Features of formation and correction of anxiety in adolescence. Molodoj uchenyj [Young scientist]. 2016. No. 3. Pp. 259-261. (In Russian)
2. Lisin M. I. Obshchenie, lichnost' i psihika rebenka [Communication, identity and mentality of the child]. Edited by A. G. Ruzskaya. Moscow, IPP Publ., 1997. 384 p. (In Russian)
3. Parfenova T. A. The relationship between the level of anxiety and success in the educational activities of younger adolescents. Povolzhskij
pedagogicheskij vestnik [Povolzhsky Pedagogical Bulletin]. 2015. No. 3 (8). Pp. 76-80. (In Russian)
4. Prikhozhan A. M. Trevozhnost u detej i podrostkov: psihologiya prirody i vozrastnaya dinamika [Anxiety in children and adolescents: psychology of nature and age dynamics]. Moscow, MPSI Publ., 2010. 226 p. (In Russian)
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ Принадлежность к организации
Багандова Гулаймат Хайруллаевна,
кандидат психологических наук, старший преподаватель, кафедра психологии, Дагестанский государственный
педагогический университет (ДГПУ), Махачкала, Россия; e-mail:
Ибрагимова Лейла Алиевна, кандидат психологических наук, старший преподаватель, кафедра психологии, ДГПУ, Махачкала, Россия; e-mail: [email protected] Шамхалова Асият Эльдаровна, кандидат педагогических наук, преподаватель, кафедра общеобразовательных дисциплин, Северо-Кавказский Институт (филиал), Всероссийский государственный
университет юстиции Российской правовой академии, Махачкала, Россия; e-mail: [email protected]
THE AUTHORS INFORMATION Affiliations
Gulaymat Kh. Bagandova, Ph. D.
(Psychology), senior lecturer, the chair of Psychology, Dagestan State Pedagogical University (DSPU), Makhachkala, Russia; email: [email protected]
Leila A. Ibragimova, Ph. D. (Psychology), senior lecturer, the chair of Psychology, DSPU, Makhachkala, Russia; e-mail:
Asiyat E. Shamkhalova, Ph. D. (Pedagogy), lecturer, the chair of General Subjects, North Caucasian Institute (branch), Russian State University of Justice of the Russian Low Academy, Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected]
Принята в печать 08.11.2018 г.
Received 08.11.2018.