Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЙ ФИНАНСОВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ПОСТАВКАХ НА ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВАРИАНТОВ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕРЕВОЗОК ГРУЗОВ (НА ПРИМЕРЕ ООО "БЮРО ЛОГИСТИКИ")'

ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЙ ФИНАНСОВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ПОСТАВКАХ НА ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВАРИАНТОВ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕРЕВОЗОК ГРУЗОВ (НА ПРИМЕРЕ ООО "БЮРО ЛОГИСТИКИ") Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
34
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА ТРАНСПОРТА / АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ВАРИАНТЫ ДОСТАВКИ / ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ В ОБЛАСТИ ДОСТАВКИ / АНАЛИЗ КАЖДОГО ЭТАПА ДОСТАВКИ / TRANSPORT'S ECONOMIC / ALTERNATIVE TYPES OF DELIVERY / TO TAKE DECISION IN FIELD OF DELIVERY / ANALYSIS OF EACH STEP OF DELIVERY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пономарев Е. В.

В статье рассмотрено влияние изменения условий финансового взаимодействия на организацию доставки грузов по направлению Италия - Россия. Выявлены экономические и временные показатели. В результате исследований предложен адаптивный вариант логистических схем по принятию решений касательно выбора варианта доставки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INVESTIGATION OF THE INFLUENCE OF MODERN CONDITIONS IN INTERNATIONAL FINANCIAL COOPERATION FOR THE SUPPLY OF COST-EFFECTIVE OPTIONS ORGANIZATION OF CARGO TRANSPORTATION (FOR EXAMPLE LTD "LOGISTICS BUREAU")

In present article was considered the influence of changing terms of financial interaction on deliveries’ process on the route Italy - Russia. The economic and time indicators were identified. As a result of present researches was founded adaptive version of logistics schemes regarding taking decisions type of delivery choice.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЙ ФИНАНСОВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ПОСТАВКАХ НА ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВАРИАНТОВ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕРЕВОЗОК ГРУЗОВ (НА ПРИМЕРЕ ООО "БЮРО ЛОГИСТИКИ")»

ON THE POSSIBILITY OF INDUSTRY VALUATION TECHNIQUES EFFICIENCY OF RIVER TRANSPORT

A.Y. Platov, Y.I. Platov, V.N. Molkin

Keywords: rationing of fuel consumption, specific fuel consumtion, energy efficiency index, river transport

The article proposes a branch method of rationing energy efficiency for cargo ships of inland waterway transport. It is shown that MARPOL 's suggested energy efficiency indexes are inapplicable and incorrect for river transport. In addition, the article proposes to use the figure based on the measure of minimum specific fuel consumption instead of MARPOL's indexes

УДК 656.33

Е.В. Пономарев, менеджер по логистике и ВЭД, ООО «Бюро Логистики» г. Нижний Новгород, ул. Марата, 15

ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЙ ФИНАНСОВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ПОСТАВКАХ НА ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВАРИАНТОВ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕРЕВОЗОК ГРУЗОВ (НА ПРИМЕРЕ ООО «БЮРО ЛОГИСТИКИ»)

Ключевые слова: экономика транспорта, альтернативные варианты доставки, принятие решения в области доставки, анализ каждого этапа доставки.

В статье рассмотрено влияние изменения условий финансового взаимодействия на организацию доставки грузов по направлению Италия - Россия. Выявлены экономические и временные показатели. В результате исследований предложен адаптивный вариант логистических схем по принятию решений касательно выбора варианта доставки.

С конца 2014 года экономические условия, в которых осуществляются международные поставки, претерпели существенное изменение. Объективно очевидно, что процесс конфронтации России с Западными цивилизациями вызвал более значительные изменения в национальной экономике, чем планировалось1. Официально объявленная министерством финансов РФ экономическая рецессия на 2015 год2, а также девальвация рубля по отношению в EURO (в среднем на 80%) и USD (в среднем на 100%)3 стали предметом многочисленных обсуждений о дальнейшем существовании логистического сектора коммерческих предприятий, как инструмента управления цепями поставок и рационального распределения затрат в целом. В области международной логистики, где реализация форм и методов управления доставкой напрямую зависит от изменений условий финансового взаимодействия и в частности колебания курса иностранной валюты (оплата таможенных платежей, за товар, иностранным

1 http://itar-tass.com/mezhdunarodnaya-panorama/1055587

2 http://government.ru/docs/16639/

3 http://www.cbr.ru/

перевозчикам), служилась ситуация, требующая корректировки методических подходов при принятии решений по организации доставки грузов.

Актуальность рассматриваемого вопроса обусловлена потребностью предприятий в должном методическом обеспечении процесса управления доставкой, а также в надлежащем анализе перевозок, в рамках утраты эффективности некоторых приемов в организации перевозок грузов при экспортно-импортных операциях в формате турбулентности современных условий финансового взаимодействия.

Основными объектами исследования автор видит следующие приемы:

- условия оплаты;

- выбор варианта доставки между вариантом с низкой стоимостью и медленной доставкой и вариантом высокой стоимостью и быстрой доставкой.

Рассмотрим применение указанных приемов в новых экономических условиях на примере ООО «Бюро Логистики» в отрезок времени (август 2014 - декабрь 2015)

Условия оплаты. Существующие условия оплаты с контрагентами, а именно отсрочка платежа (краткосрочная до 10-30 дней и долгосрочная до 90-180 дней)1, перестали отвечать требованиям рационального распределения средств предприятия между его подразделениями. Причиной таких изменений стало стремительное обесценивание национальной валюты и как следствие этого, снижение эффективности большинства международных долгосрочных сделок по поставкам товаров . Рассмотрим на примере ООО «Бюро Логистики» отрезок времени (август 2014 - декабрь 2014), где принятый порядок финансовых расчетов по поставкам привел к существенным убыткам. Исследование было проведено в рамках трех контрактов купли продажи. Условно назовем их - 1, 2, 3.

По 1-му контракту была произведена предоплата в августе в размере 100% объема.

По 2-му контракту было произведено два платежа по 50% объема в августе и декабре.

По 3-му контракту было произведено три платежа: в сентябре 2014 г. - 20%, в ноябре 2014 г. - 60%, в январе 215 г. - 20%.

Курс евро в период с августа по сентябрь колебался от 50 до 55 рублей

На заводе производителе (Durmazlar, Турция) были размещены заказы на данное оборудование, срок производства 90 календарных дней, условия оплаты 30 - дней после даты отгрузки товара. Доставка на склад грузополучателя была осуществлена в декабре 2014. Оплата за товар поставщику была осуществлена уже по завышенному курсу, 70-75 рублей за 1 ЕВРО, что в свою очередь принесло предприятию значительные потери в денежном эквиваленте, равные разнице курса 50-55 (на август -сентябрь) и 70-75 (на декабрь). Кроме того, оплата таможенных платежей в рамках данных контрактов производилась в ноябре по курсу 68-70 рублей, оплата за перевозку также проводилась в декабре. В результате запланированная прибыль свелась к нулю, что в свою очередь привело к существенному недостатку финансовых ресурсов и отказу компании от некоторых проектов.

В результате в рамках рассмотренных контрактов, затраты выросли:

- по контракту 1 на 10%,

- по контракту 2 на 30%,

- по контракту 3 на 40%.

Выбор варианта доставки. Также существенные изменения произошли в процессе принятия решения по доставке, а именно выборе варианта доставки (согласно Ин-котермс 2010)2. Существующие системы, быстрая доставка - высокая стоимость перевозки и медленная доставка - низкая стоимость перевозки, перестали быть определяющими. Рассмотрим данные варианты выбора типа перевозки подробнее.

1 Контрактная документация ООО «Бюро Логистика»

2 http://incoterms.iccwbo.ru/

Объектом исследования является операция по доставке фуры по маршруту Визано (Италия) - Нижний Новгород (Россия). На рис. 1 представлены 4 варианта доставки:

Пжрншм Л

Рис. 1. Логистическая схема перевозки грузов

Экономические показатели в ЕВРО по каждому из вариантов доставки приведены в табл. 1.

Таблица 1

Экономические показатели по вариантам доставки

Статьи затрат Размер затрат по вариантам доставки, ЕВРО

А B C D

Базовая стоимость перевозки Италия - Россия 6000 5500 5300 5100

Стоимость простоев 150 100 100 100

Стоимость перевозки от терминала до склада получателя 0 0 150 150

Терминальная обработка в России 150 150 400 400

ИТОГО в ЕВРО: 6300 5700 5950 5750

Временные показатели по каждому из вариантов доставки приведены в табл. 2.

Таблица 2

Временные показатели по вариантам доставки

Операции доставки Продолжительность операций по вариантам доставки, сут

А B C D

Время на планирование 2 2 5 5

Время на подбор транспорта в Италии 4 2 2 2

Время на перегрузку в Европе 0 1 0 1

Время на таможенное оформление 3 3 3 3

Время на подбор транспорта в России 0 0 2 2

Операции доставки Продолжительность операций по вариантам доставки, сут

А В С Б

Время на перегрузку в России 0 0 1 1

Время на перевозку 7 6 9 10

Итого 16 14 22 24

В случае быстрой доставки, напрямую без перегрузки на складах консолидации в Прибалтике, предприятие заказчик платит завышенную стоимость перевозки (оплачивается стоимость разрешений на пересечение границы), однако сроки транспортировки сокращаются на 10-20% (на 50% при отдельных видах перевозок). Значительное снижение транзитного времени, в условиях колебания курса, позволяет ускорить таможенные процедуры со стороны контрагента и зафиксировать курс валюты на дату подачи таможенной декларации (согласно таможенному законодательству РФ таможенные платежи взимаются с импортера по курсу валюты на день подачи таможенной декларации). Однако существенно сокращаются временные возможности на поиск предприятием средств, для оплаты импортно-экспортных операций. Данный вариант доставки требует от персонала более высокой квалификации, а также большего системного подхода в процессе рационального распределения ресурсов внутри предприятия. При наличии непродуманных и не квалифицированных решений, система быстрая доставка - высокая стоимость перевозки может привести к значительным потерям в процессе управления доставкой, как временных, так и материальных. Если следовать по пути медленная доставка - низкая стоимость перевозки, а именно Италия - перегрузка в Литве или Латвии или Польше - Россия, временные интервалы на поиск средств, для организации сопутствующих платежей существенно увеличиваются, что в свою очередь позволяет минимизировать потери в виде простоев транспортных средств на таможенных терминалах и пограничных переходах, по причине отсутствия оплаты. Но возрастает риск повреждения товара в процессе перегрузки на складах. Также не стоит забывать, что искусственно увеличенный срок доставки подвергает сделку повышенному риску колебания курса валют, и запланированных средств может оказаться недостаточно.

В условиях текущего состояния экономики и существующей турбулентности будущего, автор считает, что с целью дальнейшего исследования влияния современных условий финансового взаимодействия при международных поставках на экономическую эффективность вариантов организации перевозок грузов предлагаемый автором алгоритм принятия решения по рассматриваемым вариантам перевозок (рис. 2).

Весь алгоритм действий можно разделить на 3 основных этапа: А (выбор варианта перевозки), Б (исполнение выбранного варианта перевозки), В (анализ результатов перевозки).

На этапе А происходит сбор информации, выявление внутренних и внешних факторов, прямо или косвенно влияющих на перевозку, оценка рисков и составление финальной сметы на перевозку (первоначальная смета составляется до размещения заказа), принятие решения по выбору перевозчика и варианта доставки.

На этапе Б осуществляется оперативное управление перевозкой, контроль на каждом этапе, регулирование сроков платежей в рамках сделки, подготовка документов для таможенного оформления, оценка рисков в процессе самой перевозки.

На этапе В, когда товар уже выгружен на складе грузополучателя, выполняется анализ операций, дается объективная оценка выбранного варианта доставки в контексте влияния современных условий финансового взаимодействия при международных поставках на экономическую эффективность вариантов организации перевозок грузов. Объективная оценка каждого варианта перевозки позволяет разрабатывать все более и более эффективные сценарии управления доставкой в целом.

Составленный алгоритм является гибкой динамичной схемой, элементы которой, а также последовательность их исполнения, могут быть изменены в зависимости от текущих или будущих условий финансового взаимодействия.

Таким образом, разработан методический подход к принятию решений по организации доставки при международных поставках с учетом финансового взаимодействия в условиях турбулентности курса валют, позволяющий повысить эффективность деятельности предприятия.

Склил фуммггирипи'пим

I

Рис. 2. Принятие решения по варианту доставки

Список литературы:

[1] Распоряжение правительства РФ от 27 января 2015 года №98-р http://government.ru/docs/ 16639/

[2] Московская биржа, http://moex.com/, результаты валютных торгов (USD, EURO) за период август 2014 - январь 2015.

[3] Центробанк России, http://www.cbr.ru/ курсовая динамика (USD, EURO)

[4] Контрактная документация ООО «Бюро - Логистики» (контракт № DUR-1 N/B от 20.08.2014).

[5] Официальный сайт Инкотермс http://incoterms.iccwbo.ru/

[6] Цверов В.В. О состоянии научно-методического обеспечения принятия решений по доставке продукции в транспорно-логистических цепях Приволжского федерального окру-га // В.В. Цверов, Д.В. Хавин, В.Я. Захаров, Е.Б. Волкова // Вестник СамГУПС. - 2012. - № 2. - с. 74-79.

INVESTIGATION OF THE INFLUENCE OF MODERN CONDITIONS IN INTERNATIONAL FINANCIAL COOPERATION FOR THE SUPPLY OF COST-EFFECTIVE OPTIONS ORGANIZATION OF CARGO TRANSPORTATION (FOR EXAMPLE LTD «LOGISTICS BUREAU»)

E. V. Ponomarev

Key words: transport's economic, alternative types of delivery, to take decision in field of delivery, analysis of each step of delivery.

In present article was considered the influence of changing terms of financial interaction on deliveries' process on the route Italy - Russia. The economic and time indicators were identified. As a result of present researches was founded adaptive version of logistics schemes regarding taking decisions type of delivery choice.

УДК 338.26

М.С. Яковлев, магистрант ФГБОУВО «ВГУВТ» 603950, г. Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5

АКТУАЛЬНОСТЬ И ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТНЫМИ РИСКАМИ В НЕФТЯНОЙ ОТРАСЛИ

Ключевые слова: риск-менеджмент, управление, нефтяная отрасль, оценка риска, анализ риска, оптимизация, экономический механизм

В данной статье рассматриваются основные причины рисков в нефтяной отрасли, определена актуальность управления рисками, приведены сведения о проводившихся исследованиях в области оценки и управления рисками, предложены способы совершенствования системы управления рисками.

Важной составляющей функционирования любой нефтяной компании является риск. Риск можно представить как вероятность наступления либо не наступления какого-либо события или группы связанных событий. В связи с этим возникает необходимость управления рисками - риск-менеджмента в компании.

Проблема риск-менеджмента в нефтяных компаниях с каждым годом не только не теряет своей актуальности, но и возрастает.

К основным причинам рисков в нефтяной отрасли можно отнести: 1. Технические факторы риска (геологические неопределенности, неопределенность темпов научно-технического прогресса (НТП), экологические неопределенности, риск открытия месторождения).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.