Научная статья на тему 'АЛГОРИТМ ФРАГМЕНТАРНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССОМ ТАМОЖЕННОГО ОФОРМЛЕНИЯ ПРИ ДОСТАВКЕ ГРУЗОВ'

АЛГОРИТМ ФРАГМЕНТАРНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССОМ ТАМОЖЕННОГО ОФОРМЛЕНИЯ ПРИ ДОСТАВКЕ ГРУЗОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
59
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОСТАВКА ПРОДУКЦИИ / ТАМОЖЕННОЕ ОФОРМЛЕНИЕ / CUSTOMS CLEARANCE / УПРАВЛЕНИЕ ДОСТАВКОЙ / DELIVERY MANAGEMENT / СРОК ДОСТАВКИ / DELIVERY TIME / DELIVERY OF GOODS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Цверов В. В., Пономарев Е. В.

В статье предложен алгоритм управления продолжительностью таможенных операций для обеспечения доставки грузов в срок в цепях поставок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ALGORITHM OF FRAGMENTARY PROCESS CONTROL CUSTOMS CLEARANCE FOR THE DELIVERY OF GOODS

The article suggests an algorithm for managing the time of customs operations to ensure the delivery of goods on time in supply chains.

Текст научной работы на тему «АЛГОРИТМ ФРАГМЕНТАРНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССОМ ТАМОЖЕННОГО ОФОРМЛЕНИЯ ПРИ ДОСТАВКЕ ГРУЗОВ»

The article considers foreign experience of the use of specialized modes for transportation of heavy trucks or trailers (semi-trailers) on specialized platforms. The advantages and disadvantages of such transportations are described.

Статья поступила в редакцию 09.10.2017 г.

УДК 656.62.064

В.В. Цверов, и.о. профессора, д.э.н., ФГБОУВО «ВГУВТ» 603951, г. Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5

Е.В. Пономарев, ведущий менеджер по ВЭД, ООО «Бюро Логистики» г. Нижний Новгород, ул. Марата, 15

АЛГОРИТМ ФРАГМЕНТАРНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССОМ ТАМОЖЕННОГО ОФОРМЛЕНИЯ ПРИ ДОСТАВКЕ ГРУЗОВ

Ключевые слова: доставка продукции, таможенное оформление, управление доставкой, срок доставки

В статье предложен алгоритм управления продолжительностью таможенных операций для обеспечения доставки грузов в срок в цепях поставок.

Процесс таможенного оформления является существенным временным участком процесса доставки при внешнеэкономической деятельности [1]. В отдельных случаях время, затраченное на выполнение таможенных операций, может превышать время транзита от поставщика до таможни назначения покупателя и даже сроки производства товара. Кроме того, недоучет рисков в данном звене цепи поставки может привести к невозможности дальнейшего экспорта или импорта определенной группы товаров или закупках и продаж товаров и услуг при сдвижении параметров себестоимости в сторону существенного увеличения [2].

К сожалению, в Российской таможенной среде нет единой методологической основы и алгоритмизации (в ее классическом понимании) осуществления операций по таможенному оформлению. Общая концепция таможенных процессов постоянно меняется так же, как и меняются требования к игрокам - участникам внешней экономической деятельности (ВЭД) на этом рынке, в связи с чем работа с таможенными органами носит ярко выраженный турбулентный характер. Данная турбулентность коммуникаций в иерархическом понимании имеет свои последствия на каждом ее уровне:

1-й уровень - местный, в рамках таможенного поста - между таможенным инспектором и декларантом-представителем (принятие декларации, проверка, выпуск в свободное обращение; выявление и решение вопросов при не достоверном декларирование; выявление и решение вопросов при технических ошибках в декларации; предоставление дополнительных документов по запросу инспектора; возбуждение дел об аресте продукции и т.д.);

2-й уровень - региональный или окружной - между региональным таможенным органом и предприятием (возврат КТС, реализация КТС; получение заключение по экспертизе товара; лабораторные испытания; обжалование принятых решений уровня 1 и т.д.);

2-й уровень - федеральный - между органами управления Федеральной таможенной службы и российским бизнесом (решение о запрете или разрешении экспорта

редкоземельных ресурсов и особых групп товаров двойного назначения; введение временных ограничений (эмбарго) или реализация мер нетарифного регулирования; класс решения по товарной номенклатуре ВЭД (ТН ВЭД); обжалование принятых решений уровня 2 и т.д.).

Однако, прежде всего, целесообразно обратить внимание на тот факт, что приведенные ниже результаты наблюдений, а также сделанные выводы имеют место только в рамках компаний участников ВЭД, которые не обладают достаточным административным ресурсом и не обладают фундаментальными инструментами «лоббирования» своих интересов с таможенными органами. Такие крупнейшие участники ВЭД, как, например ОАО «Росатом», ОАО «Газпром», ОАО «Роснефть», ОАО «Уралкалий», металлургические и ресурсодобывающие - перерабатывающие монокорпорации имеют возможность управлять процессом таможенного оформления исключительно с привлечением инструментов государственного регулирования. Другими словами, интересы вышеуказанных компаний лоббируются государственным аппаратом.

Существенное влияние на время выполнения таможенных операций и, как следствие, на продолжительность доставки в целом оказывают следующие факторы.

1. Конфликт интересов: цели представителей таможенных органов и участников ВЭД диаметрально противоположны. Первые заинтересованы в максимальном выполнении плана по наполнению федерального бюджета ресурсами и соблюдения таможенного законодательства в полном объеме. Вторые - в уменьшении суммы таможенных платежей и сокращении сроков таможенного оформления.

2. Отсутствие должного методологического подхода: выражается в отсутствии алгоритмизации процессов таможенной очистки внутри структуры участников ВЭД, выражающееся не в реализации потенциала работы эффективными методами, а «латанием дыр» на каждом этапе процесса ТО, а также предшествующих и последующих процессов.

3. Чрезмерное стремление к рационализации: выражено, в первую очередь, классификацией импортируемого товара в группу с наименьшими таможенными платежами, занижение таможенной стоимости, что во многих случаях, при недостаточной оценке всех рисков, имеет обратный эффект (недостоверное таможенное декларирование, возбуждение дел об аресте продукции, арест товара и т.д.)

4. Квалификация персонала: является базовым фактором успешной организации всей цепочки стадий таможенного оформления. Т.к. человеческий фактор как знание всех норм таможенного, валютного, административного, уголовного и всех других сопутствующих законодательств и способность анализировать сбои системы и выдавать алгоритмизированные решения в кратчайшие сроки, играет решающую роль в процессе ТО.

5. Перекос в сторону лоббирования: выражается как в стремлении многих предприятий обосновывать свои неудачи или финансовые провалы на участке таможенного оформления процессной нецелесообразностью используемых методов работы, так и в выявлении потребности в лоббировании своих интересов при коммуникации с государственными институтами. Данный путь ведет к еще большей дестабилизации бизнес-процессов и, как следствие, неизбежному коллапсу и ликвидации предприятия.

Звено «таможенные операции» цепи доставки имеет серьезный потенциал для методологического обоснования и алгоритмизации принимаемых решений, но рассматривать его нужно ни как систему в целом, а как промежуточное, хоть и немаловажное, звено в глобальной цепи поставки товара по импорту или экспорту. Если ему не уделять должного внимания, то общий срок доставки может существенно сдвинуться в сторону увеличения [3]. Весь процесс таможенных операций можно, в рамках таможенной процедуры (процедура (всего их 17 [4]) - это комплекс таможенный мер, созданных в целях регулирования внешнеторгового товарооборота), разделить на три основных составляющих процесса. Операции всех трех составляющих процесса регу-

лируются положениями действующего таможенного законодательства. Каждая из составляющих делится на две подгруппы операций, а именно: комплекс мероприятий, выполняемых таможенными органами или корреспондирующихся с их деятельностью и комплекс мер, принимаемых предприятиями для оптимизации процессов на своем участке ВЭД.

1-я составляющая процесса таможенного оформления, предшествующая подаче таможенной декларации в таможенные органы. В нее входят:

а) операции, выполняемые таможенными органами:

- получение предварительной информации о грузе,

- проверка состояния лицевого счета,

- принятие декларации,

- составление акта осмотра;

б) операции, выполняемые предприятием:

- выбор таможни оформления,

- подготовка комплекта сопроводительных документов,

- подготовка разрешительной документации,

- организация таможенных платежей,

- предварительно декларирование,

- осмотр груза до подачи,

- декларирование по факту.

2-я составляющая процесса таможенного оформления - с момента подачи таможенной декларации до момента ее выпуска в свободное обращение. По положению действующего таможенного законодательства, время, предоставляемое на операции этой составляющей процесса, имеет фиксированный интервал [5] (не позднее 4-х часов при процедуре экспорта или временного вывоза и не позднее 1-го рабочего дня с даты подачи декларации на остальные виды таможенных процедур). Во 2-ю составляющую процесса входят операции приведенные в табл. 1:

Таблица 1

Операции 2-й составляющей процесса таможенного оформления -с момента подачи таможенной декларации до ее выпуска

№ Наименование операции 1ср в днях [6]

Операции, выполняемые таможенными органами Операции, выполняемые предприятием

1 Принятие и регистрация таможенной декларации 0,08

2 Действия в случае отказа в регистрации 0,02-0,05

3 Контроль правильности определения ТН ВЭД 0,10-0,12

4 Корректировка ТН ВЭД 0,04-0,06

5 Контроль таможенной стоимости и валютный контроль 0,20-0,25

6 Корректировка таможенной стоимости и отработка запросов 0,20-0,40

7 Контроль таможенных платежей 0,04-0,05

8 Управление платежами 0,08-0,09

9 Выпуск таможенной декларации в свободное обращение 0,05-0,07

10 Принятие декларации 0,01-0,02

3-я составляющая процесса таможенного оформления - пост процесс, реализуемый после выпуска таможенной декларации в свободное обращение. В нее входят:

а) операции, выполняемые таможенными органами:

- передача документов перевозчику,

- дополнительная проверка после выпуска,

- камеральная проверка,

- выездная таможенная проверка,

- формирование представления о репутации предприятия;

б) операции, выполняемые предприятием:

- проверка полученных документов,

- направление подвижного состава на место выгрузки,

- предоставление сведений по запросам доп. Проверки,

- отработка камеральной проверки,

- отчетность по проделанной работе,

- анализ таможенных процессов.

Подготовительный этап, предшествующий подаче таможенной декларации, очень важен, именно здесь можно вносить большинство изменений в условия принятия решения о комплекте сопроводительных документов. Потому что от качества его наполнения напрямую зависит срок выпуска товара и, как следствие, срок его доставки. Несмотря на то, что в теории предварительное декларирование дает преимущество по срокам выпуска, на практике нет существенной разницы между предварительным декларированием и декларированием по факту. Более того, при работе с азиатскими поставщиками, особенно актуально осматривать груз до подачи таможенной декларации, т.к. велик риск несоответствия фактического груза документальному сопровождению (особенно Китайский компании).

Соблюдение временных интервалов, приведенных в табл. 1, возможно только при выполнении всех условий, предписанных нормативно-правовой документации в области таможенного оформления. Кроме того, в процессе таможенного оформления, на основании таможенной системы рисков в отношении той или иной группы товаров, таможенная программа, посредством генератора случайных событий может сама инициировать возникновение дополнительной операции (например, таможенного досмотра, экспертизы, отбора проб и образцов и т.д.). Это увеличит срок таможенного оформления и, как следствие, доставки в цепи поставки. С другой стороны, законодательством предписаны такие ситуации по ускоренному выпуску товаров, как условный выпуск товаров и выпуск до подачи (по отдельным категориям товаров или использовании институтов уполномоченных экономических операторов).

Пост-процессы оказывают решающее значение для новых операций по доставке продукции, т.к. на этом этапе происходит анализ понесенных затрат (временных и стоимостных), планирование будущих процессов, оценка рациональности принятых решений, использованной методологии и квалификации персонала. Практический опыт показывает, что большинство участников ВЭД не придают должного значения «работе над ошибками» и по аналогии «эффекта хлыста» в терминологии системы управления цепями поставок количество просчетов из фрагментарного превращается в систематизированный сбой процесса управления доставкой. Устранить данные проблемы на поздних этапах практически невозможно.

В целях сохранения контроля над временем доставки, минимизации случаев возникновения турбулентных ситуаций, а также сокращением финансовых потерь и, исходя из анализа рассмотренных выше процессов, предлагается использовать алгоритм фрагментарного управления процессом таможенного оформления грузов при доставке грузов (табл. 2) учитывающий выше приведенные соображения.

Таблица2

Алгоритма фрагментарного управления процессом таможенного оформления грузов при доставке грузов

№ Операция Исполнитель

1 1-й этап - процесс до подачи таможенной декларации

1.1 Оценка финансового состояния сделки - оценка оперативных финансовых возможностей предприятия на решение проблем связных с отклонениями в процессе таможенного обслуживании от прогнозируемых (плановых) параметров. Логист

1.2 Выбор таможни оформления (таможенного поста, СВХ или таможенного склада). Декларант, логист

1.3 Оценка стоимости товара с таможенными коэффициентами с учетом оценка стоимостных рисков. Декларант

1.4 Надлежащая классификация товара по ТН ВЭД с учетом оценка идентификационных рисков Декларант

1.5 Выбор пути следования с учетом таможенных рисков. Рассмотрение и анализ возможных маршрутов перемещения подвижного состава и пограничных таможенных постов на предмет возможных рисков задержки товаров Декларант, логист

1.6 Получение предварительной информации о грузе. Таможенный пост

№ Операция Исполнитель

1.7 Получение разрешительной документации. Оформление деклараций соответствия, сертификатов, разрешений и т.д. Декларант

1.8 Организация таможенных платежей Предприятие

1.9 Проверка состояния лицевого счета Таможенный пост

1.10 Сюрвеирование груза до отправки. Осмотр груза, до момента его упаковки, на предмет соответствия сведениями указанным в отгрузочных документах Декларант

1.11 Оценка наполнения комплекта документов по таможенному оформлению. Проверка правильности всех документов подлежащих предоставлению в таможенные органы в рамках таможенной декларации Декларант

1.12 Оценка правильности заполнения таможенной декларации: проверка заполнения таможенной декларации на предмет технических ошибок, которые могу привести к увеличению срока выпуска товаров Декларант

1.13 Оценка потенциальных рисков при предварительном декларировании и декларировании по факту. Принятие решения по предварительному декларированию или декларированию по факту исходя из потребностей компании Декларант

1.14 Предварительно декларирование Декларант

1.15 Принятие декларации Таможенный пост

1.16 Осмотр груза до подачи Декларант

1.17 Составление акта осмотра Таможенный инспектор

1.18 Декларирование по факту Декларант

2 2-й этап - процесс с момента подачи таможенной декларации до ее выпуска [7]

2.1 Принятие и регистрация таможенной декларации Таможенный инспектор

2.2 Действия в случае отказа в регистрации Декларант

№ Операция Исполнитель

2.3 Контроль правильности определения ТН ВЭД Таможенный инспектор

2.4 Корректировка ТН ВЭД Декларант

2.5 Контроль таможенной стоимости и валютный контроль Таможенный инспектор

2.6 Корректировка таможенной стоимости и отработка запросов Декларант

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2.7 Контроль таможенных платежей Таможенный инспектор

2.8 Управление платежами Декларант

2.9 Выпуск таможенной декларации в свободное обращение Таможенный инспектор

2.10 Принятие декларации Декларант

3 3-й этап - процесс после выпуска таможенной декларации

3.1 Передача документов перевозчику Таможенный инспектор

3.2 Проверка полученных документов Декларант

3.3 Направление подвижного состава на место выгрузки Предприятие

3.4 Дополнительная проверка после выпуска Таможенные органы

3.5 Предоставление сведений по запросам дополнительной проверки Декларант

3.6 Камеральная проверка Таможенные органы

3.7 Отработка камеральной проверки Декларант

3.8 Выездная таможенная проверка Таможенные органы

3.9 Отчетность по проделанной работе Декларант

3.10 Формирование представления о репутации предприятия Таможенные органы

4 4-й этап - анализ таможенных процессов для планирования последующих сделок

4.1 Анализ срока выпуска таможенной декларации. Фрагментирова-ние проблем связанных с увеличением срока выпуска и принятие решения по их устранению Декларант, логист

4.2 Оценка затраченного времени на принятие решений в процессе таможенного оформления: оперативности обработки запросов таможни в процесс проверки декларации таможенными органами Декларант, логист

4.3 Анализ времени на корректировку комплекта отгрузочных документов: на предоставление дополнительных документов и принятие мер по дальнейшему сокращению сроков. Декларант, логист

4.4 Анализ ситуаций по минимизации таможенных досмотров. Оценка возможностей минимизации рисков таможенных досмотров (т.е. соответствие фактического груза его документальному сопровождению) Декларант, логист

4.5 Анализ ситуаций по назначению экспертиз, лабораторных испытаний, отбора проб. Декларант, логист

4.6 Анализ технических возможностей подвижного состава в процессе досмотра. Оценка возможностей фуры расчехляться, подъезжать на весы, снимать борта, возможности выгрузки товара и его загрузки послед осмотра в полном объеме и т.д. Декларант, логист

4.7 Оценка квалификации перевозчика (по связанным с ним таможенным операциям). Оценка квалификации водителя и в процессе досмотра или опроса его таможенными органа, а также самого перевозчика в случае прямого запроса к нему из таможни Декларант, логист

4.8 Оценка квалификации персонала СВХ в процессе таможенного Декларант, логист

№ Операция Исполнитель

оформления. От квалификации персонала СВХ в процессе досмотра зависит очень многое, особенно при досмотрах сложных грузов, по этому его оценка и императивное воздействие крайне важны.

4.9 Оценка квалификации персонала предприятия в процессе таможенного обслуживания. Оценка возможностей собственного персонала, его возможности и потенциал на участке ВЭД Декларант, логист

4.10 Отработка дополнительных проверок после выпуска. Реализация мер по документальному обеспечению проверок таможенных органов после выпуска декларации. Декларант, логист

4.11 Отработка камеральных и выездных таможенных проверок. Выявление их причин. Декларант, логист

4.12 Планирование процессов по следующей сделке. Принятие решения о следующей сделке или отказ от нее Декларант, логист

Приведенный выше алгоритм был апробирован в рамках участка ВЭД группы компаний ООО «ИНВЕНТ», ООО «Дурма Русия», ООО «Бюро Логистики» как один из способов управления доставкой по системе точно в срок. Результаты показали, что фрагментированный анализ каждого звена цепи доставки и выработка рекомендаций и конкретных решений по каждому элементу сокращает временные и финансовые издержки всей системы в целом. В процессе апробации исследования показали, что очень многое зависит от человеческого фактора всех участников цепи поставки (поставщик, перевозчик, покупатель, таможенный орган и т.д.), от квалификации и способности интегрироваться в общий процесс.

Процесс в рамках определенного внешнеторгового контракта 2016 год 2017 год

Простои в днях 2-5 дней 2-3 дня

Время нахождения на СВХ 2-6 дней 2-4 дня

Время таможенного оформления 1-4 дня 0,5-2 дня

Время на обработку таможенных проверок 50-60 дней 30-40 дней

Количество скорректированных ДТ по стоимости 1-5 0

Количество возвратов таможенных обеспечений 95 % 100 %

Количество сделок с нарушенным сроком поставки 30 из 100 15 из 100

В заключение следует отметить, что предлагаемый метод управления таможенным оформлением в цепях поставок на основе «Алгоритма фрагментарного управления процессом таможенного оформления грузов при доставке грузов»:

во-первых, применим в практике предприятий, осуществляющих ВЭД, для обеспечения доставки в срок;

во-вторых, его применение:

- сокращает риски сбоя в сроках доставки в цепях поставок;

- сокращает продолжительность операций, связанных с таможенным оформлением, и в целом сроков доставки в цепях поставок;

- сокращает издержки, связанные с таможенным оформлением грузов.

Список литературы:

[1] Пономарев Е. (2015), «Таможенные операции (автотранспорт) как фактор продолжительности доставки (на примере ООО «Бюро Логистики»)», «Труды 18-го международного научно-промышленного форума «Великие реки - 2015». Материалы научно-методической конференции профессорско-преподавательского состава, аспирантов, специалистов и студентов «Про-

блемы использования инновационного развития внутренних водных путей в бассейнах великих рек». Изд-во ФГБОУ ВО «ВГУВТ» № 4 http://вф-река-море.рф/

[2] Межгосударственный Совет Евразийского экономического сообщества (2015), Таможенный кодекс таможенного союза, URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_94890, раздел 3 (дата обращения 17.04.17)

[3] Морита А. (2016) «Sony. Сделано в Японии», Альпиша Паблишер, Москва, Россия 239 с.

[4] Межгосударственный Совет Евразийского экономического сообщества (2015), Таможенный кодекс таможенного союза, URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_94890, статья 202, виды таможенных процедур (дата обращения 20.04.17)

[5] Межгосударственный Совет Евразийского экономического сообщества (2015), Таможенный кодекс таможенного союза, URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_94890, статья 196, сроки выпуска товаров (дата обращения 16.04.17)

[6] Межгосударственный Совет Евразийского экономического сообщества (2015), Таможенный кодекс таможенного союза, URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_94890, статья 190, подача и регистрация таможенной декларации (дата обращения 05.05.17)

[7] URL: http://www.tks.ru/ (дата обращения 20.05.17)

THE ALGORITHM OF FRAGMENTARY PROCESS CONTROL CUSTOMS CLEARANCE FOR THE DELIVERY OF GOODS

V. V. Tsverov, E. V. Ponomarev

Key words: delivery of goods, customs clearance, delivery management, delivery time

The article suggests an algorithm for managing the time of customs operations to ensure the delivery of goods on time in supply chains.

Статья поступила в редакцию 12.10.2017 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.