Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ГРУППОВОГО ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ФОРМИРОВАНИЕ ГРУППОВОГО ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
193
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРУППОВОЕ ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / МЕТОД ПРОЕКТОВ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / УЧАЩИЕСЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зимина Евгения Константиновна, Демашкова Яна Юрьевна, Наумова Надежда Алексеевна

В статье рассмотрена проблема формирования группового творческого мышления, как основы создания условий для раскрытия творческого потенциала учащегося. Практика совместного проектного творчества активизирует групповое творческое мышление. Групповое творческое мышление повышает оперативность в нахождении оригинальных и прогрессивных направлений действий. Выявлены принципы, при которых групповое творческое мышление в процессе проектной деятельности будет формироваться более эффективно. Метод проектов способствует решению творческих задач с большей степенью неопределенности. Включенность в проектную деятельность содействует становлению творческой личности с инновационным, творческим мышлением. Все это свидетельствует о значимости формирования группового творческого мышления учащихся в условиях проектной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зимина Евгения Константиновна, Демашкова Яна Юрьевна, Наумова Надежда Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF GROUP CREATIVE THINKING OF STUDENTS IN THE PROCESS OF PROJECT ACTIVITY

The article considers the problem of the formation of group creative thinking as the basis for creating conditions for the disclosure of the student's creative potential. The practice of joint project creativity activates group creative thinking. Group creative thinking increases efficiency in finding original and progressive directions of action. The principles under which group creative thinking in the process of project activity will be formed more effectively are revealed. The project method contributes to solving creative tasks with a greater degree of uncertainty. Involvement in project activities contributes to the formation of a creative personality with innovative, creative thinking. All this testifies to the importance of the formation of group creative thinking of students in the conditions of project activity.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ГРУППОВОГО ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

13. Сивова, И.С. Развитие целеполагания младших школьников в учебной деятельности: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 [Текст] / И.С. Сивова. - Волгоград, 1999. - 207 с.

14. Хуторской, А.В. Проблемы и технологии образовательного целеполагания / А.В. Хуторской // Интернет-журнал «Эйдос». - 2006. - 22 авг. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.eidos.ru/journal/2006/0822-1.htm.

Педагогика

УДК 373.1

кандидат педагогических наук, доцент Зимина Евгения Константиновна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); магистрант Демашкова Яна Юрьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); магистрант Наумова Надежда Алексеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ФОРМИРОВАНИЕ ГРУППОВОГО ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ПРОЕКТНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. В статье рассмотрена проблема формирования группового творческого мышления, как основы создания условий для раскрытия творческого потенциала учащегося. Практика совместного проектного творчества активизирует групповое творческое мышление. Групповое творческое мышление повышает оперативность в нахождении оригинальных и прогрессивных направлений действий. Выявлены принципы, при которых групповое творческое мышление в процессе проектной деятельности будет формироваться более эффективно. Метод проектов способствует решению творческих задач с большей степенью неопределенности. Включенность в проектную деятельность содействует становлению творческой личности с инновационным, творческим мышлением. Все это свидетельствует о значимости формирования группового творческого мышления учащихся в условиях проектной деятельности.

Ключевые слова: групповое творческое мышление, метод проектов, проектная деятельность, учащиеся.

Annоtation. The article considers the problem of the formation of group creative thinking as the basis for creating conditions for the disclosure of the student's creative potential. The practice of joint project creativity activates group creative thinking. Group creative thinking increases efficiency in finding original and progressive directions of action. The principles under which group creative thinking in the process of project activity will be formed more effectively are revealed. The project method contributes to solving creative tasks with a greater degree of uncertainty. Involvement in project activities contributes to the formation of a creative personality with innovative, creative thinking. All this testifies to the importance of the formation of group creative thinking of students in the conditions of project activity.

Key words: group creative thinking, project method, project activity, students.

Введение. Постиндустриальный этап развития современного общества предъявляет определенные требования к новому поколению: востребована творческая личность, способная нестандартно и качественно решать поставленные задачи. Именно поэтому, в области образования наблюдается постоянное обновление, переосмысление целевых установок, содержания и организации процесса обучения.

Одна из первостепенных задач, стоящих перед образованием: сформировать у обучающихся потенциал, позволяющий быстро социализироваться в стремительно развивающемся мире: иметь инновационное, творческое мышление, уметь ориентироваться в сложных жизненных ситуациях, оперативно находить оригинальные и прогрессивные направления действий.

Все это актуализирует усовершенствование учебного процесса с учетом психологических закономерностей всей системы творческой деятельности и, в частности, исследования формирования творческого группового мышления в процессе проектной деятельности.

Изложение основного материала статьи. Актуальность изучения, развития и внедрения возможностей группового творческого мышления, подчеркивают отечественные и зарубежные психологи, что обусловлено:

- ускоряющимся информационным потоком;

- внедрением роботизации и цифровых технологий, способных выполнять относительно простые повторяющиеся действия автоматически.

Все это в совокупности требует от современного человека расширения профессиональных компетенций, которыми он должен обладать для конкурирования с искусственным интеллектом машин за рабочие места.

Современное общество требует от образования подготовки личности, обладающей:

- умением критического мышления;

- способностью решения задач с высокой степенью неопределенности;

- потенциалом предлагать нетривиальные решения в нестандартных ситуациях;

- опытом видеть в обычных предметах необычные возможности преобразования и создания нового.

Развитие творческого мышления человека волнует, как ученых-исследователей, так и педагогов, занимающихся практической работой с обучающимися. Автор Я.А. Пономарев рассматривает творчество, как творческий процесс создания чего-то нового [5].

И если мышление рассматривается как высший познавательный процесс, который можно понимать, как творческое преобразование имеющихся представлений, умственная и практическая деятельность, ориентированная на исследования и преобразования, то результатом творческого мышления является новизна создаваемого, своеобразие процесса получения идей, влияние на уровень развития, а также движение к новым знаниям.

Отсюда следуют, по меньшей мере, два положения, необходимых и важных для формирования творческого мышления.

1. Обучение и тренировка в решении нестандартных, запутанных, остроумных задач, заданий [6].

2. Знакомство, с максимально широким спектром, знаний и умений в самых различных областях техники, науки, искусства.

Из первого положения видно, что формирование творческого мышления требует постоянного тренинга способности видеть вещи в новом необычном свете и находить уникальные решения проблем.

Именно поэтому одной из интенсивно изучаемых проблем отечественной и зарубежной психологии стало групповое творческое мышление, которое рассматривается как сложный психический процесс с позиции активизации и развития творческого мышления каждого участника группы.

Групповое творческое мышление, в зависимости от задачи может идти по двум направлениям:

- раскрытие потенциала группы: решается проблема, которая поставлена перед участниками;

- создание условий раскрытия потенциала каждого участника группы: стимулируется творческое решение каждого члена группы, его индивидуальной проблемы в отдельности.

И. Лерер отмечает следующие факторы, оказывающие на продуктивность группового творческого мышления:

- наличие благоприятной атмосферы;

- личностное разнообразие участников;

- полный запрет на обсуждение любых предлагаемых идей, чтобы избежать негатива по отношению к предложению и его автору. Вследствие чего, субъект не захочет огласить свою идею, которая впоследствии может оказаться интересной и продуктивной;

- дружелюбная и сплоченная атмосфера [4].

Автор отмечает, что решение проблемы происходит в процессе объединение ассоциативности мышления на основе столкновения различных мнений: личного ассоциативного мышления с внешним, то есть с ассоциативным мышлением других участников группы.

Справиться с проблемой, найти возможные пути решения для определения, переопределения и изменения ее в свете того решения, которое принято необходимо учиться и этому наиболее соответствует проектная деятельность. Изменение проблемы для того, чтобы найти решение, относится к самому ответственному и трудному моменту проектирования деятельности, реализация решения проблемы в проекте, с последующим воплощением в действительности и является основой всех видов деятельности.

Именно поэтому, чтобы учащийся мог полноценно реализоваться в современном мире, требуется воспитание «проектно - мыслящего человека в какой бы сфере социальной практики он ни действовал: образовании, науке, культуре, производстве, бытовой сфере и т.д.» [3].

Основоположником метода проектов в России считается П.П. Блонский, теоретические идеи которого реализовывали на практике С.Т. Шацкий, А.С. Макаренко и другие педагоги новаторы. С. Т. Шацкий считал, что в основе становления личности лежит воспитание самостоятельности в процессе творческой деятельности. Е.Г. Каганов, В.В. Игнатьева, М.В. Крупенина и другие не только продолжили дело Шацкого и Макаренко, но и активно разрабатывали собственные методики, но с 1931 года метод проектов перестал активно использоваться в школах. В 1991 году педагоги- исследователи Ю.Л. Хотунцов и В.Д. Симоненко метод-проектов вернули в образовательный процесс [1].

Метод проектов - это направленность учебно-познавательной деятельности учащихся на результат, который основан на решение важной для них проблемы. Внешний результат можно применить на практике, а внутренний результат, это бесценный опыт, который заключает в себе знания и умения.

С позиций педагогики метод проектов подразумевает:

- активную позицию учащихся в работе;

- развитие познавательного интереса;

- формирование умения и навыков, которые основаны на опыте их применения в жизни.

Выполняя проект, учащиеся могут проявить свою индивидуальность и собственное видение ситуации, выдвигать гипотезы, выбирать способы достижения цели, благодаря гибкой модели организации учебного процесса.

Важно отметить, что в проектной деятельности значимым является тот общекультурный уровень, который сформирован именно в школьном возрасте, именно он станет основой для дальнейшего развития личности, что делает проблему раннего обучения проектной деятельности актуальной. А подростковый возраст - это как раз период наиболее значимых изменений в развитии творческого мышления, затрагивающих обе стороны этого процесса: и качественную, и количественную.

Практика совместного проектного творчества - это вид групповой целенаправленной деятельности, в процессе которой происходит активное взаимодействие друг с другом, на основе заинтересованности в создании творческого продукта. Совместная творческая деятельность по выполнению проекта заданной тематики, наиболее активно способствует формированию группового творческого мышления.

Метод проектов имеет большую область применения в образовательной среде, так как его реализация помогает сформировать у участников проекта умения и навыки, необходимые в жизни, это самостоятельность, творчество, активность, способность достигать желаемого результата, плодотворное взаимодействие с командой, открытость для восприятия нового опыта. В процессе проектной деятельности происходит получение учащимся собственных знаний и умений, а не переданных учителем. Наиболее эффективное влияние на обучающегося оказывается, когда он сам предлагает свои идеи и принимает активное участие в их реализации в проекте.

Данный метод развивает способность к критическому мышлению. Критический подход, приучает к проверке достоверности информации, отбрасывает сомнительные данные, способствует самообучению.

Групповая творческая деятельность по реализации проекта помогает сформировать коммуникативные навыки, способствует повышению активности учащихся в условиях конкурентной среды.

Проектное творчество расширяет диапазон возможностей традиционных способов организации учебной деятельности. Благодаря осуществлению проектной деятельности можно ускорить развитие и формирование большинства видов универсальных учебных действий, прописанных в ФГОСе.

Современная педагогическая наука уделяет большое внимание процессу формирования творческого потенциала учащихся, и рассматривает это как основную ценность современного образования.

Проектно-творческая деятельность, стимулирует осознанный, творческий выбор, сделанный учащимися в поиске целесообразных способов преобразовательной деятельности на создание полезных и прекрасных вещей.

Авторы Г.А. Игнатьева, Э.К. Самерханова и др. отмечают, что все это требует подготовки педагогов, ориентированных на способы решения проблем в условиях меняющейся жизненной среды, способных «на формирование и развитие у обучающихся особых гибких универсальных компетенций, обеспечивающих готовность к освоению профессиональных сфер» [2, С. 19].

Проектно-творческая деятельность способствует самореализация личности на основе удовлетворения его интересов. В проектно-творческой деятельности основным звеном должны быть сами учащиеся, поэтому поставленные задачи должны быть им по силам и должны носить творческий, учебно-познавательный и исследовательский характер.

Формирование группового творческого мышления обучающихся в процессе проектной деятельности будет более эффективным если она будет основана на следующих принципах:

- принцип мотивированности к проектной деятельности, понимание поставленной задачи, стимулирование творческой деятельности;

- принцип субъектности: в процессе работы над проектом рассматривать каждого участника как активного субъекта, учитывать его опыт, особенности, запросы, интересы;

- принцип направленности деятельности- приближение всех видов теоретической и практической подготовки к специфике деятельности учащихся;

- принцип эвристичности образовательной среды: гармоничная подготовка к творчеству, создание творческой ситуации, поступательным движением и периодом завершения;

- принцип позитивности: концентрация на позитивном опыте деятельности, группа с положительным психологическим климатом является не только средой комфортного существования для членов группы, но и условием ее высокой творческой эффективности;

- принцип рефлексии деятельности: объективность оценки и самооценки школьника, гарантируя состояние внутренней устойчивости деятельности, творческой активности.

Постоянное, поэтапное использование этих принципов развивает творческое и познавательное мышление учащихся, «происходит подсознательное конструирование образа, который наиболее важен в данный момент» отмечают в своей работе авторы Н.В. Сырова, М.А. Абдуллина, А.В. Шаповал [7].

Благодаря этим действиям учащиеся увереннее принимают правильные решения, и самореализуются в обществе сверстников.

Важно, чтобы работа с творческими проектами была традиционной и включала в себя обязанности и роли участников. Благодаря этому можно выделить ведущий вид деятельности учащихся - это общение. Педагог в этой модели обучения является вдохновителем, учителем и консультантом. Метод творческого проектирования проходит в условиях максимальной неопределённости и без образца готового решения поставленной задачи, требует подключения всех качеств личности обучающегося в интенсивную преобразовательную деятельность для решения поставленной задачи.

Творческое проектирование помогает обучающимся, раскрыть все свои скрытые возможности, позволяет сформировать самостоятельность и личностное самосовершенствование благодаря активизации всех внутренних потенциалов:

- художественно-эстетический потенциал - позволяет разработать проект с позиции эстетической значимости;

- духовно-нравственный потенциал - помогает понять решение проблем условий проекта и правильно его оценить, учащийся обдумывает, как справиться с поставленной задачей;

- физически-операционный потенциал - нужен при работе с материалом, помогает оценить правильность действий;

- личностный потенциал - благодаря внутренним ресурсам учащийся может использовать многообразие направлений для самореализации.

Так же в работе с подростками очень эффективно используется метод группового творческого проекта. Этот метод позволяет развить учащемуся такие качества, как коммуникабельность, лидерство, навыки работы в команде и активную жизненную позицию.

Участие в групповом творческом проекте подразумевает понимание подростками коллаборацию различных видов деятельности, формирует практический потенциал командной работы. Методами для группового обучения могут быть: работа над коллективной проектной деятельностью, дискуссия, мозговой штурм, совместные выходы на природу, групповые встречи. Работу над проектом учащиеся, начинают с простейших видов деятельности, постепенно приступая к выполнению более сложных задач.

Комплексный подход в разработке творческих групповых проектов помогает обеспечить учащимся высокоэффективное освоение разных видов деятельности. Осуществление творческого группового проекта предполагает под собой следующие этапы деятельности учащихся:

- ценностно-ориентационный этап позволяет изучить, понять проблему и выбрать оптимальный путь для её решения, услышать собеседника и прийти к единому решению;

- планировочный этап помогает найти общее решение поставленной задачи, распределение обязанностей между участниками группы;

- конструктивный этап подразумевает под собой реализацию намеченной творческой деятельности, с выполнением своих обязанностей и помощи участникам проекта, приобретения нового опыта, становлению ответственности перед учащимися и наставником;

- презентационный этап это возможность продемонстрировать свои способности: творческие, ораторские, актёрские во время презентации проекта;

- оценочно-рефлексивный этап позволяет оценить работы других команд и проанализировать свою деятельность на фоне других работ.

Решение творческих задач, происходит продуктивнее, если над ними работает целая группа единомышленников, создание которой требует от педагога поиска оптимального плана действий для создания атмосферы эффективного творческого процесса.

Участие в групповом творческом проекте позволяет приобрести уникальный опыт, который нельзя получить при других формах обучения. Учащийся учится свободно общаться со сверстниками, чувствовать себя комфортно в коллективе, получает возможность высказать своё мнение и быть услышанным, что повышает результативность творческого процесса.

Выводы. Подводя итоги, проведенного исследования еще раз подчеркнем, что формирование группового творческого мышления наиболее эффективно происходит в процессе проектной деятельности. Постижения основ проектной культуры, которая связывает все сферы человеческого творчества, способствует гармоничному взаимодействию человека с природой, обществом и технологической средой, представляет особую актуальность в школьном возрасте, способствует возможности успешной самореализации в различных сферах жизнедеятельности: предметно-преобразующей, коммуникативной, познавательной.

Литература:

1. Гилёва, Е.А. История развития метода проектов в Российской школе / Е.А. Гилёва // Наука и школа. - 2007. - №4. -URL: https://cyberleninka.rU/article/n/istoriya-razvitiya-metoda-proektov-v-rossiyskoy-shkole (дата обращения: 19.10.2022).

2. Игнатьева, Г.А. Педагогическая инженерия: методологический абрис проекта Мининского университета / Г.А Игнатьева., Э.К. Самерханова, В.В. Сдобняков, О.В. Тулупова // Вестник Мининского университета. - 2022. - Т. 10, №2. - URL: https://doi.org/10.26795/2307-1281-2022-10-2-8

3. Кожуховская, С.М. Дизайн-образование. Структура. Содержание и методы реализации / С. М. Кожуховская. -Нальчик: Изд-во Каб.-Балк. гос.ун-т, 2011. - 411 с.

4. Лерер, Йона. Групповое мышление. Миф о мозговом штурме. - URL: http://www.newyorker.com reporting/2012/01/30/120130fa_factlehrer?current Page=al (дата обращения: 19.10.2022).

5. Пономарёв, Я.А. Психология творчества/ Я.А. Пономарев. - М.: Политиздат, 1976. - 218 с.

6. Тарасенко, Ф.Н. Прикладной системный анализ: учебное пособие / Ф.Н. Тарасенко. - М.: КНОРУС, 2010. - 224 с.

7. Evgeniya K. Zimina, b. Nadezhda V. Syrova, c. Nina S. Petrova, d. Marina A. Abdullina, e. Irina S. Aboimova, Anna A. Dolmatova, g Alexsander V. Shapoval. Aesnthetik learning space and its influence on value orientations of studendents.- URL: Журнал "Ad Alta" - содержание выпуска Т.11 № 1 S19 за 2021 год (elibrary.ru) Aesthetic learning space and its influence on value orientations of students (elibrary.ru) (дата обращения 16.10.2022).

Педагогика

УДК 374

кандидат педагогических наук, доцент Зимина Евгения Константиновна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); магистрант Масленова Анастасия Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); магистрант Лысова Екатерина Сергеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ СКЕТЧИНГА НА РАЗВИТИЕ ГРАФИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. Статья посвящена проблеме развития графических способностей обучающихся, которые являются основой художественной деятельности. Рассмотрены современные тенденции графического рисования, ставшие ответом на новые технологии и наш современный образ жизни. Выявлено, что недостаточно изучены возможности новых техник графического творчества для обучения рисованию. Обосновано, что мотивировать ускорение развития графических способностей возможно при включении в процесс художественного обучения такого направления в рисование как скетчинг. Скетчинг - техника быстрого рисования. В процессе данного исследования выявлено, что скетчинг способствует активизации развития графических способностей обучающихся. Рассмотрены специфические функции дополнительного образования. Определено, что в учреждение дополнительного образования наиболее оптимизируется развитие графических способностей обучающихся.

Ключевые слова: художественное творчество, графические способности, скетчинг, обучающиеся, дополнительное образование, метод проектов, проектная деятельность.

Annоtation. The article is devoted to the problem of developing the graphic abilities of students, which are the basis of artistic activity. The current trends in graphic drawing, which have become a response to new technologies and our modern lifestyle, are considered. It was revealed that the new possibilities of graphic creativity techniques for teaching drawing have not been sufficiently studied. It is substantiated that it is possible to stimulate the acceleration of the development of graphic abilities by including such a direction in drawing as sketching in the process of artistic education. Sketching is a quick drawing technique. In the process of this study, it was revealed that sketching contributes to the activation of the development of students' graphic abilities. The specific functions of additional education are considered. It has been determined that the development of students' graphic abilities is the most optimal in an institution of additional education.

Key words: artistic creativity, graphic abilities, sketching, students, additional education, project method, project activity.

Введение. Актуальность данного исследования обусловлена требованиями предъявляемыми обществом к воспитанию личности способной к самореализации в инновационно-созидательной деятельности, что требует от образования сконцентрировать внимание на стратегии развития творческого потенциала будущего члена общества, его творческих способностей.

Вопрос формирования графических способностей обучающихся волновал педагогов и психологов на протяжении всего периода истории, а также в современном мире. Педагогическая деятельность каждый день подтверждает, что процесс творчества протекает намного успешнее, если сам учащийся заинтересован в выполнении задания [6].

Обеспечение условий формирования графических способностей является важнейшей задачей художественного образования.

В.С. Кузин и Ю.М. Тютюнова рассматривают основы выполнения любого подготовительного этапа на основе академических законов. Академические виды рисования помогают усвоить необходимые каноны, которые в дальнейшем могут служить опорой для реализации дальнейшей творческой деятельности [3, 9]. Однако необходимо отметить, что одним из главных качеств эффективного развития графических способностей является многообразие приемов обучения обучающихся на занятиях.

Так в зарубежной педагогике скетчинг уже активно используется в учебном процессе, например Koos Eissen является доцентом в Технологическом университете Делфта и преподает занятия по рисованию на факультете промышленного проектирования с акцентом на скетче. Существует много зарубежных учебников на тему скетча, например, Sarah Simblet "Sketchbook for artists", Jeff Mellem "Sketching People: Life Drawing Basicsи мное другие [12, 13].

Таким образом, имеется объективная необходимость исследовать влияние скетчинга на развитие графических способностей обучающихся.

Включение занятий по выполнению скетчей в программу художественно-изобразительного творчества и дизайна в системе дополнительного образования способно ускорить процесс овладения графическими способностями.

Изложение основного материала статьи. Творческая деятельность порождает новые ценности, новые идеи. Занимаясь творческой деятельностью, человек не только механически выполняет свою работу, но и вносит свой вклад, улучшает результат своей работы, решаются поисково-творческие задачи, формируется общая способность искать и находить новые решения. Такие решения имеют необычные способы достижения требуемого результата, необычные подходы к рассмотрению данной ситуации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.