ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ СЕМЕЙНЫХ КОНФЛИКТОВ НА ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЕ РАЗВИТИЕ ПОДРОСТКОВ
Е. А. Дубицкая, М. С. Москаленко
Аннотация. В статье уточнено понятие «эмоционально-волевое развитие подростков», описано пилотное экспериментальное исследование влияния семейных конфликтов на эмоционально-волевое развитие подростков, на основе полученных результатов сделаны соответствующие выводы.
Ключевые слова: эмоционально-волевое развитие подростков, семейные конфликты, агрессия, враждебность, воля, детско-родительские отношения.
Summary. This article specifies the concept of emotional and volitional development of teenagers; describes the pilot experimental research of the influence of family conflicts on emotional and volitional development of teenagers; and presents the conclusions drawn on the basis of the study.
Keywords: emotional and volitional development of teenagers, family conflicts, aggression, animosity, will, child-parent relations.
164
Подростковый возраст характеризуется повышенной конфликтностью. Как утверждают многие ученые, в том числе Л. С. Выготский, Э. Г. Эй-демиллер, В. В. Юстицкис, Л. Б. Шней-дер, В. М. Целуйко, О. В. Хухлаева, В. А. Сысенко и др., подростковый возраст - один из самых трудных возрастов, так как он представляет собой период становления личности. Именно в этом возрасте формируются социальные установки, закладываются основы нравственности, отношение к обществу, к людям и к себе. Основные моти-вационные линии данного возрастного периода связаны с активным стремлением к самосовершенствованию. В этот период у подростков появляется новая личностная черта - это более высокий уровень самосознания.
Л. С. Выготский отмечал, что самосознание есть последняя и самая верхняя из всех перестроек, которым подвергается психология подростка [1-3].
Вместе с тем отмечается, что подростковый возраст является одним из самых критических в развитии детско-родительских отношений - они перестраиваются в направлении признания родителями взрослости и самостоятельности подростка. Первостепенной задачей на этом этапе является эмоциональная дифференциация подростка в семье, его автономизация, то есть отделение от родителей. Как показывает практика, процесс отделения во многих семьях проходит достаточно болезненно, что вызывает возникновение семейных конфликтов. Успешное прохождение данного возрастного эта-
ф
па напрямую зависит как от родителей, так и от подростков. С одной стороны, отделение от родителей влияет на эмоционально-волевое развитие подростка. С другой стороны, этот процесс необходим для достижения зрелости подростком, умения принимать на себя ответственность за совершаемые поступки и свою деятельность [4].
Эмоционально-волевое развитие подростка рассматривается нами как особая сфера развития, характеризующаяся особенностью индивида в содержании, качестве и динамике эмоций и чувств. Как подчеркивает О. А. Караба-нова, психологическая сепарация подростков от родителей должна достигаться в четырех важных областях: в поведении - функциональная независимость как способность подростка самостоятельно решать свои личные и практические дела с минимальной помощью родителей; в установках и ценностях; в эмоциональной сфере - независимость как свобода от чрезмерной зависимости от родительского одобрения, интимности и эмоциональной поддержки; в конфликтах - как свобода от чрезмерной захваченности эмоциями (гневом, тревогой, чувством вины и ответственности) в отношениях с родителями. Эмоциональная автономия в этом ряду рассматривается как истинная и в то же время наиболее трудно достигаемая в подростковом возрасте [5].
Если происходит нарушение процесса отделения подростка от семьи, возможно два варианта развития отношений: либо подросток эмоционально полностью отделяется от семьи, либо происходит установление амбивалентной связи, то есть при отделении подросток чувствует вину и снова присоединяется. Таким образом, подросток попадает в замкнутый круг.
Безусловно, эмоционально-волевая сфера в подростковом возрасте претерпевает существенные изменения. Эмоциональные состояния, способы реагирования на те или иные ситуации у подростков сильно отличаются от таковых у представителей других возрастных групп. Такое поведение подростков можно объяснить физиологическими изменениями, которые происходят в организме в этом периоде развития.
Особенности подросткового развития проявляются в эмоциональной неуравновешенности подростка. Возможен быстрый переход от возбуждения и хорошего настроения к апатии и депрессивному состоянию. В данном периоде возрастает эмоциональная чувствительность. Даже самый слабый раздражитель может вызвать появление сильных аффектов, то есть реакций взрывного характера, когда подросток плохо контролирует себя и свое поведение.
Пилотное экспериментальное исследование влияния семейных конфликтов на эмоционально-волевое развитие подростка мы проводили на базе Дороховской средней общеобразовательной школы Московской области. В эксперименте приняли участие 132 человека, из них 36 родителей и 96 подростков в возрасте от 12 до 14 лет.
В нашем исследовании влияния семейных конфликтов на эмоционально-волевое развитие подростка мы выделили компоненты эмоционально-волевой сферы (базовые эмоции (агрессивность, тревожность) и волевой компонент) и выяснили, каким образом они видоизменяются.
В ходе эмпирического исследования мы диагностировали детско-родитель-ские отношения при помощи методики «Взаимодействие родитель - ребенок» (И. М. Марковская) с целью выявления
166
особенностей взаимодействия родителей и подростков. Данная методика позволяет выяснить оценку не только одной стороны - родителей, но и видение этого взаимодействия с другой стороны - со стороны подростка.
Методика «Взаимодействие родитель - ребенок» является «зеркальной» и содержит две параллельные формы: для родителей и для подростков. Текст опросника включает 10 шкал - критериев для оценки взаимодействия родителей с детьми. На каждую шкалу варианта опросника для подростков приходится равное количество вопросов, кроме двух, которые выделяет большинство исследователей и которые могут считаться базовыми в детско-родительских отношениях. Это шкалы «автономия-контроль» и «отвержение-принятие». В них вошло по 10, а в остальные шкалы - по 5 утверждений.
Данный опросник позволяет выяснить оценку взаимодействия не только со стороны подростков, но и со стороны родителей. С помощью этой методики мы выявляем уровень требовательности родителя, который проявляется во взаимодействии родителя с ребенком, и выясняем, насколько строги и суровы меры, применяемые к подростку в процессе семейных взаимоотношений. Анализ результатов покажет нам, в какой степени выражено контролирующее поведение по отношению к ребенку и какова эмоциональная дистанция между ними. На основе полученных данных мы оценим, каково базовое отношение родителя к ребенку (принятие или отвержение), существует ли равенство и партнерство в отношениях подростков и родителей, насколько последователен и постоянен родитель в своих требованиях, в своем отношении к ребенку, в применении наказаний и поощрений. Нако-
нец, мы определим общую степень удовлетворенности отношениями между родителями и детьми - как с той, так и с другой стороны, возможных конфликтах или об обеспокоенности сложившейся семейной ситуацией [6].
Для диагностики волевого компонента мы использовали методику исследования волевой организации личности. Методика направлена на выяснение особенностей личности и характера подростков. С ее помощью мы смогли выявить уровни ценностно-смысловой организации личности, решительности, настойчивости, организации деятельности, самообладания, самостоятельности и волевую организацию личности.
Для диагностики тревожности и агрессивности мы применили шкалу реактивной и личностной тревожности Ч. Спилбергера (адаптация Ю. Л. Ханин) и опросник агрессивности Басса-Дарки. Целью первой методики было измерение тревожности как личностного свойства и как состояния субъекта в настоящий момент. Вторая методика направлена на исследование уровня проявления агрессии и враждебности у подростков.
В ходе проведенного исследования мы получили следующие результаты. При анализе методики исследования волевой организации личности общий показатель, характеризующий волевую организацию личности, показывает, что волевые качества подростков развиты в достаточной мере (В = 78). Что касается уровня показателей отдельных компонентов волевой активности подростков, перед нами предстает следующая картина. Мы исследовали шесть компонентов: самостоятельность, самообладание, настойчивость, решительность, уровень организации деятельности и ценностно-смысловую организа-
Таблица
Уровень волевой организации личности
Ценностно-смысловая организация личности Организация деятельности Решительность Настойчивость Самообладание Самостоятельность
Показатель 11 14 8 13 14 18
цию личности. Анализ результатов показал, что большинство волевых компонентов развито в достаточной мере. Решительность, как показали результаты исследования, нуждается в развитии и тренировке, ее неразвитость мешает подростку в достижении поставленных целей. А вот уровень самостоятельности развит в сильной мере, превышая показатели остальных компонентов волевой активности.
На основе полученных данных мы делаем вывод о том, что волевая активность развита на достаточном уровне, хотя некоторые показатели (решительность и самостоятельность) выходят за рамки среднего показателя (табл.). На наш взгляд, полученные данные можно объяснить тем, что подростки стараются подражать взрослым и таким образом стать более самостоятельными, но, с другой стороны, уровень решительности еще не достаточно развит.
При анализе шкалы реактивной и личностной тревожности Ч. Спилбер-гера мы выявили следующее. Уровень ситуативной и личностной тревожности высокий. Причем уровень личностной тревожности выше, чем уровень ситуативной тревожности. Это свидетельствует о том, что подросткам не хватает чувства уверенности в себе, не достаточно часто переживается ситуация успеха, которая может придать подростку чувство значимости и уверенности в собственных силах.
В свою очередь, анализ опросника агрессивности Басса-Дарки выявил, что
уровень враждебности у 62,1% респондентов повышен, у 32,4% подростков -нормальный и низкий - у 5,5% из всех опрашиваемых подростков (диаграмма 1). Что касается уровня агрессивных реакций, то мы получили следующие результаты. У 52,1% подростков уровень агрессивности повышен, 32,6% опрашиваемых имеют нормальный уровень и у 16,2% - уровень агрессивности низкий (диаграмма 2). Из полученных результатов следует, что в подростковом возрасте повышенный уровень агрессии - явление достаточно часто встречающееся. Причиной такого явления могут быть как возможные инциденты, происходящие дома, семейные конфликты, так и переход от детской жизни к взрослости, период полового созревания. Для подросткового периода характерны психоэмоциональные сдвиги, ведь именно в данных возрастных рамках происходит становление эмоциональной сферы, ее формирование и развитие. Поэтому в подростковом возрасте возможен повышенный уровень агрессивности и враждебности.
Для того чтобы выяснить характер взаимоотношений между подростками и родителями, мы применили методику «Взаимодействие родитель - ребенок». Результаты отражены в диаграмме 3.
Как видно из представленной выше диаграммы, родители и подростки по-разному видят и описывают свои взаимоотношения. По шкале № 1 (нетребовательность - требовательность родителя) подростки и родители имеют общую
167
62,1%
168
точку зрения. Показатель этой шкалы не очень высок. Это говорит о том, что уровень требовательности родителя находится в пределах нормы. Такую же кар тину мы видим по шкале № 2 (мягкость - строгость родителя). Здесь следует отметить, что родители не применяют суровых мер и наказаний по отношению к подростку, на ребенка не оказывается чрезмерное давление. А вот шкала № 3 (автономность - контроль по отношению к ребенку) показывает нам, что в отношениях между родителями и подростком присутствует ярко выраженное контролирующее поведение за ребенком. Причем, показатели ответов родителей на порядок выше, чем у подростков. Это можно объяснить тем, что родители стремятся участвовать во всех сферах жизнедеятельности подростка, контролировать его поведение и поступки. Подростки склонны преувеличивать степень опеки, что и можно наблюдать именно в данном возрастном периоде. По оценке шкалы № 4 (эмоциональная дистанция - эмоциональная близость) мы можем говорить о том, что во взаимоотношениях подростков и родителей присутствует эмоциональная близость. Ответы родителей и подростков практически совпадают. Это свидетельствует об эмоциональной близости, подростки делятся со своими родителями самым
Уровень агрессивности
Уровень враждебности
5,5%
\32,4%
□ низкий
□ нормальный
□ повышен
16,2%
Рис. 2. Диаграмма уровня агрессивности
Рис. 1. Диаграмма уровня враждебности
сокровенным, доверяют им. Шкала № 5 (отвержение - принятие ребенка родителем) показывает нам, насколько уровень принятия родителей выше, чем судят об этом подростки. Это говорит о том, что подростки чувствуют некоторое негативное отношение со стороны родителей к их личностным качествам и поведенческим проявлениям. Из шкалы № 6 (отсутствие сотрудничества - сотрудничество) мы можем сделать следующий вывод: уровень сотрудничества между родителями и подростками находится на достаточно высоком уровне, хотя подростки его несколько занижают. Шкала № 7 (несогласие - согласие между ребенком и родителем) показывает нам, что в семье между родителями и подростками существуют некоторые разногласия. Причем мы видим расхождение в ответах родителей и подростков. Это свидетельствует о существующих различиях во взглядах родителей и подростков на воспитательную ситуацию в семье. Из шкалы № 8 (последовательность - непоследовательность родителя) мы видим, насколько подростки считают поступки и действия родителей непоследовательными. Причиной может быть то, что родитель непостоянен в своих требованиях и в своем отношении к подростку. Именно эта противоречивость в отношении к ребен-
52,1%
□ повышен
□ низкий
□ нормальный
ф
Взаимодействие родитель-ребенок
Рис. 3. Диаграмма взаимодействия родитель-ребенок
ку может быть следствием семейных конфликтов, которые происходят между родителями и подростками. Из шкал №№ 9 и 10 (авторитетность родителя и удовлетворенность отношениями ребенка с родителем) мы можем видеть следующие результаты: подростки менее удовлетворены взаимоотношениями в семье, чем родители. Но, несмотря на это, подростки признают авторитет родителя, позитивно относятся к нему.
На основе полученных результатов, мы можем заключить, что существует межличностное недопонимание во взаимоотношениях подростков и родителей. Это можно объяснить тем, что подростковый возраст характеризуется неустойчивостью, самоутверждением и самовыражением. Иногда родители не понимают реакций подростка, не знают некоторых закономерностей его развития. В совокупности с неустойчивым эмоциональным состоянием подростков это недопонимание приводит к возникновению семейных конфликтов. В свою очередь, семейные конфликты влияют на эмоционально-волевое развитие подростка. Уровень агрессивности и враждебности у таких детей повышен. Таким образом они пы-
таются защитить целостность своего «Я» и право на собственные поступки и действия. Повышенная тревожность приводит к психической травматизации. Безусловно, при этом страдает волевая сфера подростка. Поскольку подростковый период является важным этапом формирования и развития воли, необходимы благоприятные условия для укрепления волевой активности ребенка. Конфликты в семье подростка препятствуют успешному развитию волевого компонента личности подростка. В результате, в обстановке постоянных семейных конфликтов у подростков возникают нарушения в развитии эмоционально-волевой сферы.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Выготский Л. С. Психология. - М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000.
2. Хухлаева О. В. Психология подростка: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - 2-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2005.
3. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. В. Психология и психотерапия семьи. - СПб.: Питер, 2001.
4. Целуйко В. М. Психологические проблемы современной семьи. - Екатеринбург: У-Фактория, 2007.
5. Карабанова О. А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: учеб. пособие. - М.: Гардари-ки, 2008.
6. Марковская И. М. Опросник для изучения взаимодействия родителей с детьми // Семейная психология и семейная терапия. - 1999. - № 2. - С. 94-108. ■
169