Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ ВОСПРИЯТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ ОБРАЗОВ У УЧАЩИХСЯ КОЛЛЕДЖЕЙ ИСКУССТВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ НА ДОМРЕ'

ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ ВОСПРИЯТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ ОБРАЗОВ У УЧАЩИХСЯ КОЛЛЕДЖЕЙ ИСКУССТВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ НА ДОМРЕ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
3
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
восприятие / культура восприятия / музыкальный образ / домра / обучение / структура / исследование / критерии / показатели / perception / culture of perception / musical image / domra / learning / structure / research / criteria / indicators

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Шарафетдинова Эльвира Рашитовна

В статье уточняется сущность понятия «развитие культуры восприятия музыкальных образов»; рассматривается структура культуры восприятия музыкальных образов у учащихся в процессе их обучения исполнению на домре, определяются ее критерии и показатели. Также приводится перечень диагностических средств для исследования данного процесса и пример организации деятельности в виде описания фрагмента занятия

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Шарафетдинова Эльвира Рашитовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article specifies the essence of the concept of «development of the culture of perception of musical images»; examines the structure of the culture of perception of musical images in students in the process of their learning to perform on the domra, defines its criteria and indicators. Also, a list of diagnostic tools for studying this process and an example of organizing activities in the form of a description of a fragment of a lesson are given

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ ВОСПРИЯТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ ОБРАЗОВ У УЧАЩИХСЯ КОЛЛЕДЖЕЙ ИСКУССТВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ НА ДОМРЕ»

3. Панина, С.В. Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся: учеб.и практ. для вузов / С.В. Панина, Т.А. Макаренко. - 4-е изд., перераб. и доп. - Москва: Юрайт, 2024. - 363 с.

4. Пряжников, Н.С. Проофориентология: учеб. и прак. для вузов / Н.С. Пряжников. - Москва: Юрайт. - 2024. - 405 с.

5. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн, К.А. Альбуханова. - Москва: АСТ, 2020. - 238 с.

6. Рубцова, Т.В. Особенности мотивации учебной деятельности подростков / Т.В. Рубцова, Ю.В. Клепач // Научно-педагогическое обозрение. - 2019. - №. 6(28). - С. 63-72

7. Сотникова, С.И. Профессиональная ориентация в контексте концепции непрерывного образования / С.И. Сотникова, О.А. Прокудина // Экономика труда. - 2019. - № 3. - С. 1053-1078

8. Толстых, Н.Н. Психология подросткового возраста: учеб. и практ. для вузов / Н.Н. Толстых, А.М. Прихожан. -Москва: Юрайт, 2024. - 446 с.

9. Холостова, Н.Б. Психологические факторы готовности к профессиональному самоопределению подростков / Н.Б. Холостова, Э.Н. Гилемханова // Казанский педагогический журнал, 2019. - №. 1(132). - С. 188-192

10. Чвякин, В.А. К вопросу о профессиональном самоопределении подростков и старших школьников: монография / В.А. Чвякин, А.С. Филонова, Н.Ю. Григорьев. - Москва: Мир Науки. - 2019. - 99 с.

Педагогика

УДК 377. 6

доцент Шарафетдинова Эльвира Рашитовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Казанский государственный институт культуры» (г. Казань)

ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ ВОСПРИЯТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ ОБРАЗОВ У УЧАЩИХСЯ КОЛЛЕДЖЕЙ ИСКУССТВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ НА ДОМРЕ

Аннотация. В статье уточняется сущность понятия «развитие культуры восприятия музыкальных образов»; рассматривается структура культуры восприятия музыкальных образов у учащихся в процессе их обучения исполнению на домре, определяются ее критерии и показатели. Также приводится перечень диагностических средств для исследования данного процесса и пример организации деятельности в виде описания фрагмента занятия.

Ключевые слова: восприятие, культура восприятия, музыкальный образ, домра, обучение, структура, исследование, критерии, показатели.

Annotation. The article specifies the essence of the concept of «development of the culture of perception of musical images»; examines the structure of the culture of perception of musical images in students in the process of their learning to perform on the domra, defines its criteria and indicators. Also, a list of diagnostic tools for studying this process and an example of organizing activities in the form of a description of a fragment of a lesson are given.

Key words: perception, culture of perception, musical image, domra, learning, structure, research, criteria, indicators.

Введение. Требования Федеральных государственных образовательных стандартов в области среднего профессионального образования (специальность 53.02.03 «Инструментальное исполнительство») определяют важность обращения к основным результатам подготовки специалистов, направленных на целостное, грамотное восприятие и исполнение музыкальных произведений [5]. Актуальной на данный момент является проблема, направленная на разрешение противоречия между значительным ростом профессионального уровня игры домристов, их технических навыков, виртуозности, и снижением качества художественно-образного исполнения, и передачи содержания музыкальных сочинений. Отсюда страдают как музыкальность, так и художественно-интонационный (целостный) компонент исполнительства.

Цель исследования: определить и описать структуру развития культуры восприятия музыкальных образов у учащихся колледжей искусств в процессе обучения игре на домре в совокупности выделенных критериев и показателей.

Для достижения указанной цели необходимо: 1) уточнить сущность понятия «развитие культуры восприятия музыкальных образов»; 2) выделить критерии и показатели ее развития у учащихся колледжей искусств; 3) отобрать диагностические средства для исследования уровня развития культуры восприятия музыкальных образов у учащихся колледжей искусств.

Основу исследования составили анализ трудов, раскрывающих методологические и концептуальные вопросы развития культуры восприятия (Г. Гельмгольц, И. Моллер, В. Вундт, М. Вертхаймер, В. Келлер, К. Коффка, Д. Гибсон, Ж. Пиаже и др.); музыкального восприятия (Б.В. Асафьев, Л.А. Мазель, В.А. Цуккерман, В.В. Медушевский, Е.В. Назайкинский и др.). Важное значение в развитии культуры восприятия музыкальных образов играет активность субъекта (учащегося) в деятельности с музыкальным объектом (произведением), что основано на выводах, сделанных ведущими отечественными психологами (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Л.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов и др.).

В качестве эмпирической базы послужили результаты практической деятельности в ходе обучения учащихся в профессиональных учебных заведениях высшего и среднего музыкального образования (класс домры). Опыт педагогов вышеуказанных учебных заведений лёг в основу опытно-экспериментального исследования, где ведущими методами были педагогический эксперимент, наблюдение, анализ, сравнение данных и др.

Изложение основного материала статьи. Анализ психолого-педагогической литературы позволил нам уточнить сущность такого многоаспектного понятия как «развитие культуры восприятия музыкальных образов», для чего важно обратиться определениям, составляющим его основу. Определяя развитие как качественный переход из одного состояния в другое, понимаем, что развитие культуры связано с деятельностью человека по созданию духовных и материальных ценностей; «высокий уровень чего-н., высокое развитие, умение» [3].

Исследуя понятие «восприятие», находим, что оно представляет собой чувственное отражение действительности в сознании [3]. Это сложный психофизиологический процесс, направленный на знакомство с объектом исследования, который воздействует на органы чувств, то есть это чувственная аналитическая деятельность [1]. В педагогической науке восприятие представлено как процесс познания информации, с последующим её преобразованием, отражающим объективную реальность окружающей действительности. Процесс познания характеризует восприятие как мыслительный акт [4].

Понятие «образ» связан с феноменом, порождающим и описывающим реальность отражения окружающего мира на различных уровнях психической организации человека. Это - «интегральный продукт взаимодействия человека с реальным миром» [2].

Говоря о музыкальном образе, который является разновидностью художественного образа, можно выделить его составляющие: разнообразие эмоций - от радости, счастья, до горестных, душевных переживаний, что рисует образ счастья, любви или страданий; разнообразие музыкальных жанров также определяет лиризм, драматизм, сказочность, героизм образа; разнообразие житейских, исторических сюжетов накладывает на музыкальный образ судьбоносный, мужественный, народный характер.

Во многом музыкальный образ формируется исходя из наличия у человека определенного жизненного опыта, психологических установок, системы ценностей, мировоззренческих основ, в целом, культуры человека.

Исходя из вышесказанного, можно определить культуру восприятия музыкальных образов как интегративное качество личности, выраженное в умении различать музыкально-языковые, жанровые, стилистические и духовно-ценностные особенности музыкальных произведений, их эмоциональном переживании, интерпретации и творческом выражении. Таким образом, исходя из сущности данного понятия, были разработаны критерии и уровневые показатели развития культуры восприятия музыкальных образов (Таблица 1).

Таблица 1

Критерии и уровневые показатели развития культуры восприятия музыкальных образов

Критерии Показатели Уровневые показатели

Высокий Средний Низкий

Когнитивный Знание музыкально- языковых, жанровых, стилистических и духовно-ценностных особенностей музыкальных произведений. Владеет системными прочными знаниями. Применяет знания для характеристики музыкальных произведений. Воспроизводит знания на профессиональном исполнительском уровне. Воспроизводит знания на уровне понимания. Не осознанно применяет знания для характеристики музыкальных произведений. Воспроизводит знания на исполнительском уровне не регулярно. Владеет ограниченными теоретическими знаниями. Преобладает механическое, неосознанное воспроизводство знаний на исполнительском уровне.

Эмоционально-ценностный Эмоционально-ценностное отношение к музыкальному образу произведений: глубокие ценностные смыслы, переживаемые эмоции в ходе их восприятия. Понимает и раскрывает глубокие ценностные смыслы, заложенные в произведении, испытывает яркие эмоции. Понимает, но недостаточно раскрывает ценностные смыслы, заложенные в произведении, испытывает эмоции ситуативно. Не понимает, не раскрывает ценностные смыслы, заложенные в произведении,безэмоцион альное исполнение и восприятие.

Деятельностно-творческий Интерпретация и творческое выражение воспроизведения образа музыкального произведения. Способен предложить собственный вариант прочтения музыкального образа, соблюдая жанрово-стилистические особенности произведения. Способен предложить совместный с педагогом вариант прочтения музыкального образа, соблюдая жанрово-стилистические особенности произведения. Не может предложить вариант прочтения музыкального образа, соблюдая жанрово-стилистические особенности произведения.

Таблица 2

Формы и методы диагностики уровня развития культуры восприятия музыкальных образов у учащихся колледжей искусств в процессе обучения игре на домре

Критерии Формы и методы диагностики

Когнитивный Устный опрос, творческое задание, методика «Партитурная транскрипция» (В.Г. Ражников), тест «Средства музыкальной выразительности» (Э.Р. Шарафетдинова), методика «Психологическая диагностика музыкального слуха» (Р.Ф. Сулейманов).

Знание музыкально-языковых, жанровых, стилистических и духовно-ценностных особенностей музыкальных произведений. Контроль на семинарских и практических занятиях, проверка выполнения индивидуальных заданий и восприятия произведений и образов в процессе слушания.

Эмоционально-ценностный. Беседа в ходе слушания и восприятия музыки, наблюдение.

Эмоционально-ценностное отношение к музыкальному образу произведений: глубокие ценностные смыслы, переживаемые эмоции в ходе их восприятия. Контроль на семинарских, практических занятиях, в том числе на самостоятельный подбор произведений.

Деятельностно-творческий. Творческое задание, тест на изучение творческого мышления Дж. Гилфорда (модификация Е.Е. Туник).

Интерпретация и творческое выражение воспроизведения образа музыкального произведения. Контроль на семинарских, практических занятиях, в том числе на самостоятельный подбор произведений.

В исследовании представлено описание сущностной характеристики понятия «развитие культуры восприятия музыкальных образов», дано его определение, описана структура в совокупности критериев (когнитивный, эмоционально-

ценностный, деятельностно-творческий), а также уровневые показатели, что определяет программу диагностического исследования, выбор его методов и форм.

Нами было проведено исследование учащихся (всего 70 человек) из колледжей искусств Республики Татарстан и Приволжского федерального округа на выявление уровня развития культуры восприятия музыкальных образов (в классах домры). В результате исследования были апробированы методики диагностики, представленные в Таблице 1, которые затем были взяты за основу диагностической программы нашего исследования. Охарактеризуем некоторые из них.

Для изучения уровня развития когнитивного критерия культуры восприятия музыкальных образов была выбрана методика «Партитурная транскрипция» В.Г. Ражникова [4]. Целью методики являлось определение аффективного содержания музыкального образа, используя прилагательные или наречия с эмоционально-оценочной характеристикой.

Для этого учащимся предъявляли бланки, где был напечатан фрагмент музыкального произведения (ноты), в строках таблицы которого указываются вербализованные признаки оцениваемого содержания. Затем включался аудиоформат записи (например, И. А. Тамарин «Концерт для домры с оркестром русских народных инструментов. 1 часть. Toccata» (фрагмент), и учащиеся выявляли из перечня характеристик те, которые сочетались в их сознании и эмоциях с предложенной композицией. Затем им нужно было указать часть композиции с выбранными ими признаками и выделить степень выраженности признаков на каждом из отрезков.

Высокий уровень выполнения задания демонстрирует гармоничное сочетание эмоционально-смыслового наполнения, «переживания» различных эмоций в структуре настроений музыкальных произведений, указания признаков, передающих все нюансы настроений.

Средний уровень выполнения задания представляет те же показатели, что и на предыдущем уровне, но характеризуется отсутствием гармоничности отношений между признаками (один из них не обладает полнотой свойств), и образ становится не целым.

Низкий уровень выражает отсутствие или слабую выраженность иерархии в эмоционально-смысловом единении; выбранные признаки имели близкие значения, что уравнивало образ, лишало его четкости.

Для изучения уровня усвоения средств музыкальной выразительности культуры восприятия музыкальных образов был разработан и апробирован тест «Средства музыкальной выразительности» (Э.Р. Шарафетдинова), всего в нём 20 заданий, в которых нужно было выбрать один правильный вариант ответа из предложенных трёх. Время проведения - 30 минут.

Для определения уровня развития музыкального слуха, как основы восприятия музыкального образа и различных форм музыкального исполнения, проводилась психологическая диагностика музыкального слуха по методике Р.Ф. Сулейманова [6].

Целью стало фиксирование быстроты и точности слухового восприятия музыкального произведения, а именно: ритмического рисунка, метрической пульсации и темповых соотношений. В процессе выполнения этого задания учащимся предложили различить одноголосную музыкальную фразу, ее лад, гармонию, динамические нюансы, атаку звучания, штриховые особенности. В ходе проведения предлагались 20 тестовых заданий, состоящие из музыкальных фрагментов (ноты), по 3 ритмических рисунка в каждом, обозначенные буквами А, Б, В. Прослушав один из фрагментов, нужно было выявить сходство с нотным рисунком, выделить правильный вариант, обозначив его на бланке той или иной буквой, например, 2Б.

Уровень выполнения теста связан с определенным количеством правильно сделанных заданий. Например, за 15 заданий с полным развёрнутым ответом, учащийся получает 15 баллов. И так по всем видам восприятий (мелодии, штриховых и динамических черт, интервалов и аккордов). Максимально можно набрать по тестам 100 баллов.

Одним из показателей деятельностно-творческого критерия является способность к интерпретации и творческому выражению музыкального образа, что невозможно без сформированных творческих способностей (вербальное и невербальное творческое мышление и воображение, ассоциативность мышления). Для исследования всех этих показателей был применен тест Дж. Гилфорда в модификации Е.Е. Туник [7].

Задания теста были поделены на части (субтесты), которые предваряли зачитываемые вслух инструкции. Творческое мышление характеризуется беглостью (легкостью, продуктивностью), определяемых общим числом ответов; гибкостью (способностью к быстрому переключению), определяемую числом групп данных ответов; оригинальностью (необычностью подхода к проблеме), определяемую числом оригинальных ответов, нестандартным использованием признаков, уникальностью структуры ответов.

Результаты оценивались в баллах - за каждый ответ - по 1 баллу.

Рассмотрим в виде примера эпизод занятия по предмету «Специальный инструмент» в Казанском музыкальном колледже имени И.В. Аухадеева. Тема занятия: Работа над произведением виртуозного характера «Плясовые наигрыши» А. Цыганкова.

Для погружения учащегося на восприятие музыкального произведения А. Цыганкова необходимо было прослушать качественный вариант исполнения на домре и фортепиано. Прослушивание и детальный разбор нотного текста данной пьесы на домре помогло установить экспонирование основных музыкальных тем, которые представлены многообразием красочных возможностей домры. Исполнение произведения требует от домриста владение виртуозными техническими навыками, различными приемами игры, штрихами и их комбинациями, детальной работы над интонацией. Краткое фортепианное вступление побуждает появлению основной темы, которая проводится в партии домры красочным приемом pizzicato vibrato. Колоритное и выразительное звучание возводит импровизационный эффект, в виде музыкального введения к задиристой, весёлой плясовой теме.

Тема во втором музыкальном предложении звучит сочным приемом игры pizzicato в левой руке домриста и представляет вариационный характер интонационного развития. Создается впечатление эха, в виде отголоска предыдущей мелодии в наиболее приглушённом звучании. При восприятии и анализе образа с учащимся на основе ощущений, эмоций, ассоциаций сформировались характерные особенности музыкальной темы, обозначенные наречиями «душевно», «мягко», «добродушно», «беззаботно», «шутливо», «манерно», «тонко», «изящно». Мелодическая линия исполняется певческой интонацией с соблюдением движения и настроения музыки. Завершение темы включает разнообразие штриховых комбинаций и красочных приёмов игры на домре. Музыкальная тема изложена натуральными флажолетами, придающие дополнительную ярчайшую тембровую краску в данном разделе.

Музыкальное произведение требует сыгранного и складного дуэта между домристом и концертмейстером. Дальнейшее развитие темы от домры переходит в партию фортепиано, где у домриста возникает лиричная мелодия на legato в виде подголоска основной теме. Возвращение варьированной темы к домре в двухголосном проведении в терцию требует особого внимания к работе над смысловыми, эмоциональными оттенками интонаций музыкальной фразы.

Следующий раздел произведения отличается виртуозным характером исполнения. Появление задорного и игривого наигрыша в аккордовом изложении с использованием открытых струн домры направляет внимание исполнителя к достижению чёткой артикуляции, яркости звучания и т.д. Создается образ истинно традиционной русской народной пляски.

В работе с обучающимся преподавателю следует обратить внимание на следующие аспекты, усиливающие восприятие и воспроизведение им музыкального образа произведения. Особый подход в работе над интонированием требует исполнения блистательных пассажей, которые складываются из варьирования мелодической линии. Следует также проработать фрагменты с частыми темповыми изменениями в «Плясовых наигрышах»: для соблюдения интонационной линии в указанных темпах на протяжении всей пьесы следует работать над правильным, эффективным распределением мышечной силы игрового аппарата домриста. Педагог акцентирует внимание студента, что при исполнении на домре важно уделить детальное внимание качеству туше, атаке звука, средствам музыкальной выразительности. Все вышеперечисленные приёмы работы в классе над конкретным произведением усилят восприятие и воспроизведение музыкального образа выбранного произведения.

Выводы. В статье представлены результаты исследования по проблеме развития культуры восприятия музыкальных образов у учащихся колледжей искусств по классу домры, которые способствовали уточнению сущности понятия «развитие культуры восприятия музыкальных образов». Оно определено как интегративное качество личности, выраженное в умении различать музыкально-языковые, жанровые, стилистические и духовно-ценностные особенности музыкальных произведений, их эмоциональном переживании, интерпретации и творческом выражении. На основе структурной характеристики этого определения были выделены критерии культуры восприятия музыкальных образов у учащихся колледжей искусств (когнитивный, эмоционально-ценностный, деятельностно-творческий), а также их уровневые показатели. С учётом данных критериев и показателей нами разработана программа диагностического исследования, которая включала выбор методов, форм его проведения, их апробацию. По итогам были определены основные методики, которые станут основой для дальнейшего нашего исследования, где определение эффективных механизмов и содержания деятельности по развитию культуры восприятия музыкальных образов у учащихся колледжей искусств по классу домры приведет ещё к более положительной динамике. Подбор методических приемов, проведение диагностических процедур оказали влияние усилению интонационно-аналитических компетенций, содействовали правильному восприятию образа, что определило динамику развития культуры восприятия музыкальных образов у учащихся колледжей искусств в процессе обучения игре на домре.

Литература:

1. Большой психологический словарь / [Б.Г. Мещеряков и др.]; под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. - Москва: АСТ; - Санкт-Петербург: Прайм-Еврознак, 2008. - 811 с. // Словари онлайн. - URL: https://psychological.slovaronline.com/ (дата обращения: 20.07.2021)

2. Курышева, О.В. Категория образа в традиции современной психологии / О.В. Курышева // Философская теория и социальная практика. - Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2005. - С. 221-241

3. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова // Российская академия наук. Институт русского языка имени В.В. Виноградова. - Москва: Азбуковник, 1999. - 944 с.

4. Ражников, В.Г. Партитура транскрипции / В.Г. Ражников. - Текст: электронный // Вопросы психологии. - 1980. -№ 1. - С. 137-142. - URL: http:// voppsy.ru>issues/1980/801/801137.htm (дата обращения: 25.12.2023)

5. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т.; гл. ред. Г.В. Панов. - Москва: Большая российская энциклопедия, 1993-1999. Т. 1: А - М; гл. ред. В.В. Давыдов. - 1993. - 607 с. // Словари онлайн. - URL: https://rus-pedagog-enc.slovaronline.com/310 (дата обращения: 12.06.2021)

6. Сулейманов, Р.Ф. Взаимосвязь слуховой чувствительности с интеллектом и личностными качествами / Р.Ф. Сулейманов // Общество: социология, психология, педагогика. - 2022. - № 12. - С. 147-155

7. Туник, Е.Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты / Е.Е. Туник. - СПб.: Дидактика Плюс, 2002. - 48 с.

8. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 53.02.03 Инструментальное исполнительство (по видам инструментов). Приказ Минобрнауки России от 23.12.2014 N 1608 // ФГОС. [Электронный ресурс]. - URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-53-02-03-instrumentalnoe-ispolnitelstvo-po-vidam-instrumentov-1608/(дата обращения: 22.11.2022)

Педагогика

УДК 372.881.161.1

кандидат филологических наук, доцент Шевелева Татьяна Николаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет» (г. Нижний Новгород); кандидат филологических наук Тарасова Ольга Михайловна Нижегородский институт управления - филиал РАНХиГС (г. Нижний Новгород); кандидат филологических наук Петрищева Наталья Сергеевна Нижегородский институт управления - филиал РАНХиГС (г. Нижний Новгород)

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ИНОФОНА КАК АСПЕКТ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ (НА ПРИМЕРЕ ПРАЗДНИЧНОЙ КУЛЬТУРЫ РОССИИ)

Аннотация. Актуальность данного исследования связана с доказательством необходимости использования лингвострановедческого материала с целью формирования лингвокультурологической и межкультурной коммуникативной компетенции в контексте диалога культур на уроках русского языка в иностранной аудитории. В статье представлена разработка методической системы заданий по русскому языку как иностранному с лингвострановедческим материалом по изучению праздничных русских традиций в иностранной аудитории на первом сертификационном уровне владения русским языком.

Ключевые слова: русский язык как иностранный, культура, традиция, праздник, социокультурная компетенция, лексико-грамматические задания, педагогическое мастерство.

Annotation. The relevance of this study is related to the proof of the necessity of using linguistic and cultural material for the purpose of forming linguistic and cultural and intercultural communicative competence in the context of the dialogue of cultures in Russian language lessons in a foreign audience. The article presents the development of a methodological system of assignments in Russian as a foreign language with linguistic and cultural material for studying Russian festive traditions in a foreign audience at the first certification level of Russian language proficiency.

Key words: Russian as a foreign language, culture, tradition, holiday, socio-cultural competence, lexical and grammatical tasks, pedagogical skills.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.