https://cyberleninka.ru/article/n/pervyy-tatarskiy-kompozitor-cultan-gabashi-k-130-letiyu-so-dnya-rozhdeniya (data obrashheniya: 23.01.2023).
8. Fajzraxmanova L.T. Kazanskoe muzy'kaFnoe obrazovanie perioda «Voennogo kommunizma» i «Novoj e'konomicheskoj politiki» // Kazanskij pedagogicheskij zhurnal. - 2013. - №6 (101). - [E'lektronny'j resurs]. -Rezhim dostupa: https://cyberleninka.ru/article/n/kazanskoe-muzykalnoe-obrazovanie-perioda-voennogo-kommunizma-i-novoy-ekonomicheskoey-politiki (data obrashheniya: 29.01.2023).
УДК 377. 6
Э.Р. Шарафетдинова
ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ КОЛЛЕДЖЕЙ ИСКУССТВ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РАЗВИТИЮ КУЛЬТУРЫ ВОСПРИЯТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ ОБРАЗОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИГРЕ НА ДОМРЕ
В статье рассматривается структура готовности педагогов колледжей искусств к деятельности по развитию культуры восприятия музыкальных образов у студентов в процессе обучения домровому исполнительству, определяются ее компоненты. В связи с этим осуществляется анализ понятий «готовность к профессиональной деятельности», «профессиональная компетентность» и формулируются цели и задачи педагога-домриста.
Ключевые слова: готовность к деятельности, структура, компетентность, культура восприятия, музыкальный образ, обучение, домра
Elvira R. Sharafetdinova PREPARATION OF TEACHERS OF ART COLLEGES FOR ACTIVITIES ON THE DEVELOPMENT OF THE CULTURE OF PERCEPTION OF MUSICAL IMAGES WHEN LEARNING TO PLAY THE DOMRA
The article examines the structure of the readiness of teachers of art colleges to work on the development of the culture of perception of musical images among students while learning to play the domra, and also determines its components. In this regard, the analysis of the concepts of "readiness for professional activity" and "professional competence" is carried out and the tasks of the domrist teacher are established.
Key words: readiness for activity, structure, competence, culture of perception, musical image, training, domra
Введение
Актуальность исследования определяется требованиями ФГОС среднего профессионального образования по специальности 53.02.03 «Инструментальное исполнительство» к результатам освоения программы подготовки специалистов - целостно и грамотно воспринимать и исполнять музыкальные произведения [11]. Необходимость исследования связана также с тем, что, несмотря на значительный рост исполнительского мастерства домристов в настоящее время, утрачивается их внимание к художественно-образной стороне произведения. В профессиональной подготовке музыкантов-домристов существует «проблема преодоления чрезмерного внимания к внешней атрибутике исполнения музыки в ущерб собственно музыкальности, <....> изучения музыкальных произведений на грамматическом (аналитическом) уровне над художественно-интонационным (целостным) и т.п.» [9, с. 150].
Цель исследования - описать структуру готовности педагогов колледжей искусств к деятельности по развитию культуры восприятия музыкальных образов у студентов при
обучении игре на домре в инструментальном классе.
Достижение поставленной цели требует: 1) изучения понятий готовности педагога к профессиональной деятельности, профессиональной компетентности, их связи; 2) определения конкретных задач формирования у студентов-домристов грамотного восприятия музыкальных образов; 3) описания компонентов готовности к музыкально-исполнительской деятельности, реализация которых обеспечивает культуру восприятия музыкальных образов.
Материалы и методы
Исходными материалами по теме исследования послужили: процесс обучения игре на домре в Казанском государственном институте культуры, Казанском музыкальном колледже им. И.В. Аухадеева, Набережночелнин-ском колледже искусств; исследовательские проекты, в которых нашли отражение: понятие структуры педагогической деятельности; анализ структуры деятельности педагога-домриста; анализ культуры восприятия музыкального образа.
В статье использованы следующие методы:
анализ, сравнение, обобщение.
Литературный обзор
В психолого-педагогической литературе готовность к деятельности трактуется как сложное многоаспектное понятие, оно достаточно исследовано, однако единое его определение не выработано. Готовность к деятельности как обязательное условие профессиональной деятельности
рассматривалась, начиная с 50-х гг. XX века, в значительном количестве работ с учетом разных подходов - личностного, личностно-деятельностного, функционального (В.Д. Шадриков, М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, А.К. Маркова, И.А. Зимняя и др.). Готовность к деятельности определялась в них как проявление качеств личности, которые обусловлены характером деятельности, достижениями в ней, опытом, обучением, социальными отношениями, и как ее психологическое состояние, склонность к виду деятельности, профессии. Структура готовности к педагогической деятельности составлялась из основных компонентов: познавательных, фиксирующих наличие знаний у педагога в профессиональной области; мотивационных - его потребностей, мотивов и ценностей деятельности; операциональных - умений и навыков; волевых - способности к самоконтролю и мобилизации сил; оценочных - способности оценивать свою деятельность.
В современных исследованиях структура готовности к деятельности рассматривается часто на уровне отдельных аспектов и применительно к представителям различных профессий: педагогов, военных, работников МВД, инженеров и др. Авторы, исходя из личност-но-деятельностного подхода к обучению, дают истолкование готовности к профессиональной деятельности. Так, О.С. Богинская называет готовностью «интегративное качество личности, обеспечивающее эффективное выполнение профессиональной деятельности», делая акцент на том, что на его формирование влияет «в особенности организация профессионального обучения и мотивация обучающихся» [1, с. 9], и выделяет в структуре готовности к педагогической деятельности формирующие именно ее компоненты (моти-вационный, когнитивный, конструктивный, коммуникативный, организаторский и оценочно-рефлексивный). П.М. Кущев представляет структуру готовности к профессиональной деятельности сотрудников МВД [5]. М.Б. Бондаренко подвергает анализу компоненты
готовности к профессиональной деятельности представителей военной профессии [2] и т.д.
Готовность к профессиональной деятельности специалиста рассматривается в педагогической науке также сквозь призму профессиональной компетентности в связи с утверждением компетентностного подхода в современном образовании. Понятие «компетентность» становилось предметом изучения многих российских и зарубежных исследователей. Данная категория имела длительную историю развития с момента ее появления в науке (1960-70-е гг.). В вопросах разграничения компетентности, компетенций, профессиональной компетентности мы основываемся на исследованиях А.К. Марковой, Н.В. Кузьминой, И.А. Зимней, Э.Ф. Зеера, Э.Э. Сыманюк, В.Д. Шадрикова, В.А. Сластёнина и др. Фиксируются различные подходы к пониманию профессиональной компетентности [8]. Существует достаточно много определений профессиональной компетентности, такого же многомерного понятия, как и готовность к профессиональной деятельности. Тем не менее, его смысл, обнаруживаемый в работах исследователей, заключается в том, что это качество личности специалиста, включающее в себя систему знаний, умений и навыков, способов решения типовых задач в конкретной области профессиональной деятельности, а также ценностные ориентации личности, ее интересы, волю, самостоятельность, рефлексивность и другие свойства.
Анализ работ, посвященных
профессиональной компетентности педагога, показывает, что ее характеризуют: осуществление им на должном уровне педагогической деятельности; применение педагогических (организация учебного процесса, подготовка предметная и методическая, способность решать профессиональные задачи) и
психологических (знание психологических процессов, использование их в педагогическом общении) знаний и умений; реализация его личностных качеств, в комплексе позволяющих достигать результатов в обучении и воспитании учащихся [3, 4, 10] и т.д.
Вместе с тем И.И. Соколова подчеркивает, что в последние годы актуализируются требования к педагогам в плане их культурной просвещенности,
мультиграмотности и т.д. Совокупность «когнитивной, функциональной и
личностной компетенций, являющихся «сквозными» в структуре универсальных и профессиональных компетенций, заявленных в ФГОС ВПО» [10, с. 359], рассматривается ею как готовность педагога к профессиональной деятельности, подтверждая тождество данных понятий.
Профессиональная компетентность
педагога-музыканта имеет дополнительное и значительное по объему содержание. Так, обращаясь к профессиональной
компетентности педагога-музыканта в XXI веке, К.С. Дегтерева выделяет его музыкальную осведомленность (от прочтения нотного текста до раскрытия художественных образов) и умение обучить ученика новым для него видам деятельности - исполнительству на инструменте и самостоятельной работе над музыкальным произведением - при обязательной самоактуализации личности педагога [3, с. 100].
По мнению Т.А. Рыжковой-Дудоновой, формирование профессиональной компетентности педагога-музыканта является длительным и многогранным процессом. Это и приобретение знаний в области музыкального искусства и методов его преподавания, музыкальных и педагогических умений и навыков, овладение навыками игры на инструментах, и воспитание музыкального вкуса, актерского мастерства, умения руководить коллективом. В основе формирования компетентности педагога-музыканта лежит «музыкально-исполнительская, музыкально-теоретическая и музыкально-педагогическая подготовка» [6]. О.А. Сизова представляет профессиональную компетентность педагога-музыканта как многокомпонентное качество личности и включает в ее структуру профессионально-педагогическую и исполнительскую составляющие, дополняя их компетентностью применения средств цифровых технологий в профессиональной деятельности [7]. Е.Н. Шумилова связывает развитие профессиональной компетентности преподавателя музыки со значимостью просветительства в его деятельности и выделяет просветительский компонент в составе «профессионально-личностных, когнитивных, социально-коммуникативных, музыкально-
деятельностных аспектов» [12, с. 5].
Как видим, структура профессиональной компетентности педагога-музыканта достаточно сложна, многообразна, но она представляет собой целостность теоретической и
практической готовности к осуществлению музыкально-педагогической деятельности и предполагает наличие у него творческих, интеллектуальных и психологических ресурсов и склонности к саморазвитию.
Результаты
В работе предпринята попытка дать характеристику структуры готовности педагогов колледжей к деятельности по развитию культуры восприятия музыкальных образов при обучении игре на домре.
Определены конкретные (художественно-творческие и педагогические) задачи, которые ставились перед педагогом и актуализировались в умениях:
1) проектировать образовательный процесс с учетом необходимости сформировать у студентов культуру восприятия музыкальных образов;
2) диагностировать личность студента для обнаружения необходимости формировать культуру восприятия музыкальных образов;
3) осуществлять художественно-творческую деятельность в процессе обучения студентов игре на домре с целью развития у них культуры восприятия музыкальных образов;
4) использовать потенциал домры как академического музыкального инструмента в развитии культуры восприятия музыкальных образов у студентов колледжа.
В соответствии с компетенциями, отмеченными в рабочей программе дисциплины МДК.01.01 «Специальный инструмент» (домра), нами проводилась соответствующая работа по их формированию. Ее содержание раскрыто в научно-методическом обеспечении преподавания данной дисциплины, в пособиях, включающих учебные материалы, которые позволяют педагогам овладеть знаниями и умениями по формированию культуры восприятия музыкальных образов у студентов, расширить знания в области музыкальной психологии, образования, домрового искусства, усовершенствовать их методологическую подготовку.
Предложенная нами структура, состоящая из нескольких компонентов, прошла апробацию. Полученные результаты по формированию компетенций педагогов, составляющих их готовность к деятельности, свидетельствуют о её эффективности.
Обсуждение
С целью изучить структуру готовности к деятельности по развитию культуры восприятия музыкальных образов со стороны педа-
гогов-музыкантов, работающих в колледжах искусств, внимание было обращено на подготовку специалистов на факультете высшей школы музыкального искусства в Казанском государственном институте культуры по направлению подготовки 53.03.02 Музыкально-инструментальное искусство (профиль «Баян, аккордеон и струнные щипковые инструменты»). Областью профессиональной деятельности выпускников являются музыкальное исполнительство, музыкально-педагогический процесс в образовательных организациях и др.
В результате освоения программы бакалавриата у выпускника вуза вырабатываются универсальные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции, связанные с художественно-творческими и педагогическими задачами их профессиональной деятельности: создание и/или восприятие ими произведения искусства, развитие творческих способностей, воспитание, обучение, образование. Интеграция художественно-творческих и педагогических задач в подготовке студента вуза обусловливает формирование различных видов компетенций и специфику музыкально-педагогической деятельности, представляющей собой синтез педагогической и художественно-творческой (исполнительской) деятельности.
Педагогическая направленность деятельности педагога определяет выбор методов обучения студентов на занятиях, освоение им педагогической и научной литературы, музыкального репертуара, выработку им самостоятельности и творческой активности. Специфические черты его деятельности обусловлены музыкальным искусством, требующим своей системы преподавания, ведущей к
овладению его средствами выразительности, восприятию его содержания. Исполнительская направленность деятельности преподавателя проявляется, прежде всего, в раскрытии духовно-нравственного содержания произведений искусства и развитии у студентов музыкального мышления, эмоциональной и слуховой сферы, и в освоении ими ведущего музыкального инструмента (домры) и сопутствующего ему инструмента (фортепиано).
У педагога, обучающего молодых людей инструментальному исполнительству в колледже искусств, столь же интенсивно, как и в вузе, продолжает развиваться компетентность в области исполнительства (восприятие музыкального произведения, анализ и интерпретация, воспроизведение).
Можно говорить, что профессиональная компетентность/готовность преподавателя музыки определяется уникальностью музыкально-педагогической деятельности, в которой превалирует художественно-творческая работа, и в связи с этим задачи и методы обучения нестандартны.
Своеобразие деятельности педагога-инструменталиста и задачи, стоящие перед ним, позволяют рассмотреть следующие компоненты его готовности к ней: когнитивный, операционно-деятельностный, мотивацион-но-ценностный, оценочно-рефлексивный, личностно-творческий.
Готовность педагога к деятельности по формированию культуры восприятия музыкальных образов в инструментальном классе у студентов имеет структуру, компоненты которой одновременно являются критериями сформированной профессиональной компетентности педагога в его работе в колледже (Таблица 1).
Таблица 1.
Структура готовности педагогов колледжей искусств к деятельности по развитию культуры восприятия музыкальных образов в процессе обучения игре на домре_
Компонент Содержание
Когнитивный Знания в области музыкальной педагогики, психологии, музыковедения, знания закономерностей осуществления восприятия музыкального произведения и образов, форм проведения урока в инструментальном классе, способов решения учебных задач, педагогических технологий.
Операционно-деятельностный Музыкально-исполнительские умения и навыки для раскрытия музыкального образа и осуществления процесса его восприятия при игре на домре. Умения выстраивать учебно-воспитательный процесс, осуществлять подготовку к репетициям и выступлениям.
Мотивационно-ценностный Мотивация к осуществлению художественно-творческой деятельности. Ценностное отношение к музыкальному произведению и развитию грамотного восприятия музыкального образа.
Оценочно-рефлексивный Оценивание педагогом уровня своей подготовленности к деятельности по обучению игре на домре и формированию культуры восприятия музыкального образа. Потребность в саморазвитии.
Личностно-творческий Совокупность знаний, умений, навыков, личностных качеств, способностей к осуществлению видов творческой деятельности для создания музыкально-интонационного образа и эффективного его восприятия студентами.
Взаимосвязь компонентов готовности педагога-исполнителя к деятельности по формированию культуры восприятия музыкальных образов помогает целостности овладения набором компетенций, способностями контролировать чувства, эмоции, устремления в процессе педагогической деятельности. Это действует как в отношении студента - субъекта музыкально-образовательного процесса, так и саморазвития профессионального мастерства педагога, одним из компонентов которого является формирование культуры восприятия музыкальных образов у студентов колледжей искусств.
Приведем в качестве примера фрагмент занятия на 1 курсе отделения инструментов народного оркестра в Казанском музыкальном колледже по дисциплине «Специальный инструмент». Тема занятия «Работа над произведениями малой формы. Ф. Лист. «Как дух Лауры» (переложение для домры)». Виды деятельности студентов - слушание, восприятие, исполнение.
Так, для наведения учащихся на восприятие инструментального произведения Ф. Листа было уместно применено прочтение стихотворения В. Гюго «Как дух Лауры», показан портрет прекрасной Лауры (рисунок XV в.), возлюбленной Петрарки, и прослушан романс (вокал), что дало возможность впоследствии сравнить интерпретацию вокального и инструментального исполнения. Прослушивание пьесы, исполненного на домре в сопровождении фортепьяно, позволило осуществить постижение мелодии любви великого Петрарки к «лучу света» - Лауре. Интонационная линия звучит сдержанно на протяжении всего произведения и создается тональной неустойчивостью, сопоставлением мажора и минора, контрастной динамикой, гармоническими и ритмическими фигурациями. Развившиеся у молодых людей на основе ассоциативных цепочек впечатления вызвали характеристики оттенков чувства к Лауре:
Литература:
1. Богинская О.С. Педагогические предикторы становления профессионально-педагогической деятельности: автореферат дис. . проф.-пед. ун-т] - Екатеринбург, 2017. - 24 с.
наречия «нежно», «тихо», «светло», «чисто», «лирично», «красиво», «торжественно», «спокойно», «мечтательно», сравнения любви с высотой неба, яркостью солнца, позволившие ощутить возвышенность любви и одновременно с замиранием мелодии после стаккато - ее несбыточность. Подбор наречий или прилагательных с позитивной семантикой при разборе образа позволял учащимся дать характеристику его интонации, с ее изменениями, различными вариациями, и формировал их интонационно-аналитические умения, способствовал его адекватному восприятию. Затем эта же пьеса звучала в исполнении на фаготе, обладающем низким регистром. После прослушивания отмечалось, что в зависимости от тембра инструмента в одном случае интонация любовного чувства имеет низкое и сильное звучание, в другом - серебристое, тонкое кантиленное, несмотря на то, что пьеса исполняется одинаково - в неторопливом темпе и мажорно-минорной тональности. Далее восприятие проявлялось через игровые движения на инструменте.
Заключение
В статье обобщены и раскрыты понятия готовности к профессиональной деятельности, профессиональной компетентности, смысловое наполнение которых связано с ин-тегративным качеством личности специалиста, прежде всего, педагога-музыканта, реализуемым им в профессиональной деятельности. Уточнены задачи педагога в процессе формирования культуры восприятия музыкальных образов при обучении студентов игре на домре. Определена структура готовности педагога к деятельности по развитию культуры восприятия музыкальных образов у студентов-домристов как системы в единстве когнитивного, операционно-деятельностного, мотивационно-ценностного, оценочно-
рефлексивного и личностно-творческого компонентов, и отмечено ее содержание.
готовности студентов вуза к канд. пед. наук [Российский гос.
2. Бондаренко М.Б. Психологическая готовность к профессиональной деятельности (на примере военных профессий); автореферат дис. ... канд. психол. наук [Ярославский гос. ун-т им. П.Г. Демидова] -Ярославль, 2020. - 24 с.
3. Дегтерева К.С. Профессиональная компетентность педагога-музыканта в XXI веке // Азимут научных исследований: педагогика и психология - 2019. - Т. 8, № 1(26). - С. 98-101.
4. Казакова Т.В. Теоретические подходы к определению профессиональной компетентности педагога // Проблемы современного педагогического образования - 2018. - № 60-1. - C. 437-440.
5. Кущев П.М. Психологическое сопровождение формирования профессиональной готовности сотрудников МВД России // Проблемы современного педагогического образования - 2019. - № 65-2. - С. 338-341.
6. Рыжкова-Дудонова Т.А. Теоретические аспекты формирования профессиональной компетенции педагогов-музыкантов в процессе обучения // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки - 2022. - № 3/3. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.nauteh-journal.ru/index.php/2/2022/6aaee5fe-7add-4e8a-a9aa-c1fe45d17d0f (дата обращения: 14.01.2023).
7. Сизова О.А. Формирование профессиональной компетентности бакалавров профиля «Музыка» педагогического вуза в области применения цифровых технологий: диссертация . канд. пед. наук [Нижегородский гос. ун-т им. Н.И. Лобачевского] - Нижний Новгород, 2022. [Электронный ресурс] -Режим доступа: https://diss.unn.ru/files/2022/1259/diss-Sizova-1259.pdf (дата обращения: 23.01.2023).
8. Симонов Н.В. Сущность и структура профессиональной компетентности: анализ подходов и определение понятий // Вестник Северо-Кавказского федерального университета - 2018. - № 1(64) [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://dspace.ncfu.ru/bitstream/20.500.12258/10101/1/186-192.pdf (дата обращения: 16.01.2023).
9. Скрябина Е.Г. Искусство игры на домре: к вопросу о сущности штрихов, их классификации и обучении штриховому арсеналу // Музыкальное исполнительство и образование / Musical Art and Education - 2021. -Т. 9. № 4. - С. 147-162.
10. Соколова И.И. Готовность молодых педагогов к профессиональной деятельности в контексте современных исследований // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. - 2018. - № 3(80). - С. 359-364.
11. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 53.02.03 Инструментальное исполнительство (по видам инструментов). Приказ Минобрнауки России от 23.12.2014 N 1608 // ФГОС. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://fgos.ru/fgos/fgos-53-02-03-instrumentalnoe-ispolnitelstvo-po-vidam-instrumentov-1608/(дата обращения: 22.11.2022).
12. Шумилова Е.Н. Просветительский компонент инструментальной подготовки педагогов-музыкантов в заочной форме высшего образования: автореферат дис. ... канд. пед. наук [Российский гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена] - Санкт-Петербург, 2021. - 23 с.
References:
1. Boginskaya O.S. Pedagogicheskie prediktory' stanovleniya gotovnosti studentov vuza k professional'no-pedagogicheskoj deyatel'nosti: avtoreferat dis. ... kand. ped. nauk [Rossijskij gos. prof.-ped. un-t] - Ekaterinburg, 2017. -24 s.
2. Bondarenko M.B. Psixologicheskaya gotovnost' k professional'noj deyatel'nosti (na primere voenny'x professij); avtoreferat dis. ... kand. psixol. nauk [Yaroslavskij gos. un-t im. P.G. Demidova] - Yaroslavl', 2020. - 24 s.
3. Degtereva K.S. Professional'naya kompetentnost' pedagoga-muzy'kanta v XXI veke // Azimut nauchny'x issledovanij: pedagogika i psixologiya - 2019. - T. 8, № 1(26). - S. 98-101.
4. Kazakova T.V. Teoreticheskie podxody' k opredeleniyu professional'noj kompetentnosti pedagoga // Problemy' sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya - 2018. - № 60-1. - S. 437-440.
5. Kushhev P.M. Psixologicheskoe soprovozhdenie formirovaniya professional'noj gotovnosti sotrudnikov MVD Rossii // Problemy' sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya - 2019. - № 65-2. - S. 338-341.
6. Ry'zhkova-Dudonova T.A. Teoreticheskie aspekty' formirovaniya professional'noj kompetencii pedagogov-muzy'kantov v processe obucheniya // Sovremennaya nauka: aktual'ny'e problemy' teorii i praktiki. Seriya: Gumanitarny'e nauki - 2022. - № 3/3. [E'lektronny'j resurs] - Rezhim dostupa: http://www.nauteh-journal.ru/index.php/2/2022/6aaee5fe-7add-4e8a-a9aa-c1fe45d17d0f (data obrashheniya: 14.01.2023).
7. Sizova O.A. Formirovanie professional'noj kompetentnosti bakalavrov profilya «Muzy'ka» pedagogicheskogo vuza v oblasti primeneniya cifrovy'x texnologij: dissertaciya ... kand. ped. nauk [Nizhegorodskij gos. un-t im. N.I. Lobachevskogo] - Nizhnij Novgorod, 2022. [E'lektronny'j resurs] - Rezhim dostupa: https://diss.unn.ru/files/2022/1259/diss-Sizova-1259.pdf (data obrashheniya: 23.01.2023).
8. Simonov N.V. Sushhnost' i struktura professional'noj kompetentnosti: analiz podxodov i opredelenie ponyatij // Vestnik Severo-Kavkazskogo federal'nogo universiteta - 2018. - № 1(64) [E'lektronny'j resurs] -Rezhim dostupa: https://dspace.ncfu.ru/bitstream/20.500.12258/10101/1/186-192.pdf (data obrashheniya: 16.01.2023).
9. Skryabina E.G. Iskusstvo igry' na domre: k voprosu o sushhnosti shtrixov, ix klassifikacii i obuchenii shtrixovomu arsenalu // Muzy'kaFnoe ispolnitePstvo i obrazovanie / Musical Art and Education - 2021. -T. 9. № 4. - S. 147-162.
10.Sokolova I.I. Gotovnosf molody'x pedagogov k professionaPnoj deyateFnosti v kontekste sovremenny'x issledovanij // Ucheny'e zapiski Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Gumanitarny'e i sociaFny'e nauki. - 2018. - № 3(80). - S. 359-364.
11.FederaFny'j gosudarstvenny'j obrazovatePny'j standart srednego professionaFnogo obrazovaniya po speciaFnosti 53.02.03 InstrumentaFnoe ispolnitePstvo (po vidam instrumentov). Prikaz Minobrnauki Rossii ot 23.12.2014 N 1608 // FGOS. [E^lektronny^j resurs] - Rezhim dostupa: https://fgos.ru/fgos/fgos-53-02-03-instrumentalnoe-ispolnitelstvo-po-vidam-instrumentov-1608/ (data obrashheniya: 22.11.2022).
12.Shumilova E.N. ProsvetitePskij komponent instrumentaFnoj podgotovki pedagogov-muzy'kantov v zaochnoj forme vy'sshego obrazovaniya: avtoreferat dis. ... kand. ped. nauk [Rossijskij gos. ped. un-t im. A.I. Gercena] - Sankt-Peterburg, 2021. - 23 s.
УДК 37.03/.04; 376(07); 364:376.1
А.Р.Зинатуллина
ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-БЫТОВЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ В ПРОЦЕССЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ
Описаны организационно-развивающие основы работы с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития. Это сделано на основании опыта автора и анализа литературы по формированию бытовых навыков, которые направлены на организацию планомерного и системного выполнения конкретных действий.
Ключевые слова: коррекционно-развивающая работа, ТМНР, формирование бытовых навыков, сенсорное развитие, предметно-практическое действие
Alla R. Zinatullina FORMATION OF SOCIAL AND HOUSEHOLD SKILLS OF CHILDREN WITH INTELLECTUAL DISABILITIES IN THE PROCESS OF CORRECTIONAL AND DEVELOPMENTAL WORK
The organizational and developmental foundations of working with children with severe multiple developmental disorders are described. This is done on the basis of the author's experience and analysis of the literature on the formation of household skills, which are aimed at organizing the systematic and systematic implementation of specific actions.
Key words: correctional and developmental work, TMNR, the formation of household skills, sensory development, subject-practical action
Введение
В настоящее время в системе образования фиксируется объективная тенденция к увеличению количества детей с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР). Дети данной категории с выраженными нарушениями интеллектуального развития с умеренной, тяжелой и глубокой степенью умственной отсталостью. Интеллектуальные нарушения комбинируются с другими нарушениями развития: слуха, зрения, опорного аппарата и интеллектуально-волевой сферы. Совокупность этих нарушений создаёт качественно новую структуру дефектов, которая отличается от структуры каждого из этих дефектов в отдельности. Дети этими нарушениями занимают особое место среди детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). На законодательном уровне образовательный стандарт закрепил право детей с ТМНР получать образование. Из-за
большой вариативности нарушений объединение детей в группы затруднено, поэтому (в соответствии с ФГОС) дети с тяжелыми множественными нарушениями обучаются на основе специальной индивидуальной программы развития (СИПР) [7], которая направлена на развитие самостоятельности и расширение жизненного опыта детей с различной степенью умственной отсталости: умеренной, тяжелой, глубокой.
Проблема, решаемая в исследовательской работе: существующие программы и диагностические методики, которые были разработаны без учета особенностей обучения детей с сочетанными нарушениями, недостаточно результативны и имеют только отчасти совпадающие понятийные аппараты, что может приводить к неоднозначной интерпретации наблюдаемых результатов обучения.
Литературный обзор
Теоретическим и практическим фундамен-