Тувинский государственный университет _
ИССЛЕДОВАНИЕ УМСТВЕННОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ СТУДЕНТОВ ТУВИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
Куулар А.С.
Тувинский государственный университет, Кызыл STUDY OF STUDENTS' MENTAL HEALTH IN THE TUVAN STATE UNIVERSITY
Kuular A.S.
Tuvan state university, Kyzyl
В статье представлены исследования результатов работоспособности студентов Тувинского государственного университета. Анализ результатов показывает, что причинами сильного утомления и переутомления студентов являются чрезмерные умственные нагрузки, неэффективная организация учебно-воспитательного процесса, не соответствующий гигиеническим требованиям домашний режим (сокращение продолжительности сна, недостаточное пребывание на воздухе, увеличение времени приготовления домашних заданий, злоупотребление просмотром телевизионных передач и пр.).
Ключевые слова: утомление, режим дня, умственная деятельность, умственный труд, умственная работоспособность.
The article presents the results of the mental capacity of the students in the Tuvan state University. The analysis of the results shows that the reasons for the strong fatigue and overwork students are excessive training and a work load, improper organization of the educational process, home routines that does not meet hygienic requirements (reduction of sleep duration, lack or short staying outdoors in the fresh, increasing time of homework preparation, excessive television watching, etc.).
Key words: fatigue, the mode of the day, mental activity, mental work, mental capacity.
Модернизация российского образования требует активного поиска новых форм, методов и средств обучения, направленных на совершенствование учебного процесса и его интенсификацию, подготовки подрастающего поколения к жизни и труду в условиях рыночной экономики. В современных условиях учебно-воспитательный процесс студентов должен быть направлен на выполнение нового социального заказа - на формирование самостоятельной, инициативной, творческой и здоровой личности. Одним из путей решения этой важной социальной задачи является изучение адаптации студентов к учебному процессу, что является реальной основой целенаправленной активизации резервных возможностей обучаемых в преодолении трудностей и психологических барьеров.
Причинами сильного утомления и переутомления студентов являются чрезмерные учебные нагрузки, неправильная организация учебно-воспитательного процесса, не соответствующий гигиеническим требованиям домашний режим (сокращение продолжительности сна, недостаточное пребывание на воздухе, увеличение времени приготовления домашних заданий, злоупотребление просмотром телевизионных передач и пр.) [2].
Учебная работа студентов представляет собой умственный труд, связанный главным образом с деятельностью центральной нервной системы, в первую очередь коры головного мозга. Корковые клетки имеют определенный предел работоспособности, нагрузка сверх этого предела вызывает их функциональное истощение и утомление.
Для поддержания высокого уровня работоспособности большое значение имеет рациональная организация учебной деятельности и правильное построение суточного режима. При не соблюдении режима жизнедеятельности развивается утомление [1].
Утомление - это возникающие вследствие работы временное ухудшение функционального состояния организма человека, выражающееся в снижении работоспособности, в неспецифических
изменениях физиологических функций и в ряде субъективных ощущений, объединяющихся чувством усталости [2].
При умственном утомлении отмечаются снижение функциональной подвижности нервных процессов и развитие охранительного торможения. Это выражается в дефиците внутреннего координационного торможения в коре головного мозга, нарушении дифференцировок, в уменьшении способности к образованию сложных доминант.
При выраженном утомлении наблюдается снижение памяти, внимания и качества ассоциаций [4].
Изменение умственной работоспособности можно охарактеризовать на основании исследования показателей умственной работоспособности человека (продуктивность, точность, скорость работы или точность и скорость выполнения определенных операций в уме).
В процессе рабочего дня можно выделить следующие периоды работы: период врабатываемости, оптимальной работоспособности, полной компенсации, прогрессивного снижения работоспособности.
Период врабатываемости, может длиться от нескольких минут до часа. Выражается он в постепенном повышении работоспособности с определенными колебаниями продуктивности работы. Это колебание продуктивности работы обусловлено поисками адекватного способа действия. Психофизиологическое содержание периода врабатываемости сводится к формированию рабочей доминанты, которая характеризуется констелляцией (объединением в целостную функциональную систему) нервных центров, регулирующих те функции, которые обеспечивают выполнение работы, к выработке и усвоению оптимального ритма (темпа) работы. В связи с этим в период врабатываемости наблюдаются выраженные колебания производительности или продуктивности, точности и качества работы, учащение пульса, повышение кровяного давления, учащение дыхания и т.д.
Период оптимальной работоспособности характеризуется стабильной умственной работоспособностью. Функциональное состояние человека определяется как устойчивое рабочее состояние. Все изменения показателей функций организма адекватны той нагрузке, которую испытывает человек, и лежат в пределах физиологических норм. Для получения наиболее истинных данных о реакциях организма на конкретную умственную работу целесообразнее всего исследование проводить в этот период. Период оптимальной работоспособности незаметно и постепенно переходит в период полной компенсации.
Период полной компенсации. Отличительной чертой этого периода является, во-первых, возникновение начальных признаков утомления, которое, компенсируется волевым усилием человека и положительной мотивацией его к работе. Поэтому внешне не наблюдается снижение работоспособности (продуктивности, качества и других показателей работы), которое является главным признаком утомления. В этот период объективные признаки утомления проявляются у работающего в виде субъективного чувства усталости.
Во-вторых, волевое усилие, компенсирующее утомление, реализуется через физиологические механизмы усиления деятельности вегетативных функций и неспецифических сдвигов нейрогормональной системы, обеспечивающих умственную работу и активационные процессы человека. Это усиление функций организма при работе направлено на компенсацию и предотвращение снижения работоспособности человека, также связано с нервно-психическим напряжением. Поэтому в этот период работы в отличие от предыдущего, наблюдаются большие сдвиги со стороны вегетативных функций.
Продолжительность периодов оптимальной работоспособности и полной компенсации не длительная по сравнению с другими периодами. Она определяется интенсивностью и нервно-психической напряженностью умственной работы, гигиеническими условиями окружающей обстановки, в которой она осуществляется, и объемом компенсаторных реакций, резервных возможностей организма.
Тувинский государственный университет _
Период прогрессивного снижения работоспособности характеризуется быстрым нарастанием утомления, которое выражается в снижении продуктивности, эффективности умственной работы и в функциональных сдвигах, неадекватных выполняемой работе. В этот период человек обычно не в состоянии волевым усилием компенсировать снижение работоспособности.
Перед окончанием работы можно наблюдать так называемый «конечный порыв», который выражается в кратковременном повышении эффективности работы. «Конечный порыв» есть мобилизация организма, осуществляемая по механизму сложнорефлекторных реакций на комплекс условных раздражителей, сигнализирующих предстоящее окончание работы [4].
В том случае, когда продолжительность отдыха после умственного утомления недостаточна для полного восстановления работоспособности человека и функционального состояния его организма, возникает переутомление. Основной причиной переутомления является нарушение режима труда и отдыха, т. е. напряженная умственная деятельность при недостаточном или неполноценном отдыхе [2].
Актуальная проблема адаптации студентов к образовательному процессу в российских вузах полностью не решена. Студенты, в особенности первокурсники, испытывают сильное нервное напряжение, что сказывается на продуктивности и качестве работоспособности [3].
В связи с этим целью данной работы явилось исследование умственной работоспособности студентов в процессе обучения.
Методы и контингент исследования: Основным методом работы является использование корректурной пробы В.Я.Анфимова. Данная проба дает возможность объективно оценить работоспособность в процессе обучения.
Исследование проводилось на базе ФГБОУ ВПО «Тувинский государственный университет» в декабре 2014 года. Всего исследовано 68 студентов филологического факультета.
Умственная работоспособность студентов напрямую связана с уровнем развития восприятия, внимания, памяти и мышления. В связи с этим, в рамках проведенного исследования, изучению подверглись именно эти показатели.
Для определения коэффициента подвижности и коэффициента продуктивности определялись вызванные учебной нагрузкой изменения умственной работоспособности. Полученные результаты исследования оценивались с помощью таблицы (табл. 1).
Таблица 1
Показатели изменения работоспособности
Коэффициент продуктивности Объем выполненной работы Число ошибок Изменение работоспособности
Увеличивается Увеличивается Увеличивается Без изменений Снижается без изменений Снижается Постепенное повышение умственной работоспособности
Незначительно снижается Уменьшается Без изменений Уменьшается Уменьшается Увеличивается Без изменений Постепенное снижение умственной работоспособности
Снижается Увеличивается Увеличивается Фаза утомления (за счет преобразования процессов возбуждения)
Снижается Увеличивается Увеличивается 2 фаза утомления (за счет охранительного торможения)
Результаты исследования и их обсуждение
Результаты проведенного исследования показали, что у студентов показатели умственной работоспособности в целом одинаковые. По сравнению с утренними показателями к концу учебного дня умственная работоспособность значительно снижается. Это отражается в снижении подвижности нервных процессов и продуктивности работы. Если снижение продуктивности работы
к концу учебного дня закономерно, то уменьшение подвижности характеризует развитие второй стадии утомления, которое развивается за счет охранительного торможения. Данная стадия утомления является характерной для студентов и может свидетельствовать о несоответствии социальных, образовательных и функциональных программ развития. Возможно, это связано с тем, что требования современного инновационного учебного процесса очень часто выходят за пределы адаптационных и функциональных возможностей студентов.
В течение учебной недели также происходят закономерные изменения активности физиологических систем организма и работоспособности студентов. В понедельник работоспособность студентов относительно невелика: в это время происходит врабатывание после воскресного отдыха. Ко вторнику состояние врабатывания переходит в устойчивое рабочее состояние. Работоспособность за всю неделю наиболее высокой оказывается во вторник и среду. В четверг, в связи с нарастающим утомлением работоспособность начинает снижаться и достигает минимума в пятницу и субботу. У некоторых студентов в субботу наблюдается некоторое повышение работоспособности. Возможно, это связано с предстоящим воскресным отдыхом, планированием его проведения и.т.п.
Анализ полученных результатов позволяет сделать следующий вывод: соблюдение гигиенических требований к учебному процессу и правильного режима дня студентами способствует сохранению работоспособности на высоком уровне, предупреждает раннее утомление, делает их более внимательными и сосредоточенными.
Рационально организованный учебно-воспитательный процесс является обязательным условием для сохранения сил и здоровья студентов.
Для успешного формирования культуры умственного труда студентов необходимо создание ряда условий: формирование устойчивых мотивов обучения, познавательных интересов; акцентирование внимания на использовании продуктивных приемов и навыков учебной работы; раскрытие индивидуальных особенностей и способностей студентов; совершенствование навыков самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции; коррекция самооценки, развитие критического отношения к себе и окружающим.
Библиографический список
1. Гетманцева, С.М. Латеральная организация как важнейший фактор межиндивидуальных различий в показателях успешности обучения студентов вуза // Ученые записки института СХПР НовГУ. 2006. Т. 14. В. III. С. 58-64.
2. Байгужин, Г.А. Гигиеническая оценка напряженности умственного труда студентов в ситуации тестирования теоретической подготовленности // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование, здравоохранение, физическая культура. № 39 (256). 2011. С. 16-18.
3. Беликова, Е.А. Зависимость влияния учебных нагрузок на здоровье студентов от уровня физического развития /Е.А. Беликова //Здоровье и образование в XXI веке: материалы III международной науч.-практ.конф.-М., 2002-С. 102-103.
4. Суховеркова, Г.В. Индивидуальные особенности адаптации студентов алтайской национальности к процессу обучения в вузе. автореф. дис. канд. биол. наук. Горно-Алтайск. 2002. - 28 с.
Bibliografichecki spisok
1. Getmanova, S. M. Lateral organization as an Important factor inter-individual differences in the success rate of training of University students // scientific notes of the Institute SHPR Here. 2006. 14. V. 3. P. 58-64.
2. Baiguzin, G. A. Hygienic assessment of intensive mental activity of students in a testing situation theoretical preparation // Bulletin of the South Ural state University. Series: Education, health care, physical culture. No. 39 (256). 2011. P. 16-18.
3. Belikova, E. A. The dependence of the influence of training loads on the health of the students from the level of physical development /E. A. Belikova //Health and education in the XXI century: materials of the III rd Intern.nauch.-practical use.Conf.-M., 2002-P. 102-103.
4. Sukhoverkhovа, G.V. Individual peculiarities of adaptation of students of the Altai nationality to the learning process in the University. author. dis. Cand. Biol. Sciences. Gorno-Altaisk. 2002. - 28 p.
Куулар Айланмаа Сергеевна - старший преподаватель кафедры анатомии, физиологии и
безопасности жизнедеятельности, г. Кызыл, E-mail: [email protected]
Kuular Ailanmaa - Senior lecturer, the Anatomy, Physiology and Health Safety Department, the
Tuvan State University, Kyzyl, E-mail: [email protected]
УДК 612.17