Научная статья на тему 'Физическая культура как средство стимуляции интеллектуальной деятельности студентов'

Физическая культура как средство стимуляции интеллектуальной деятельности студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3852
257
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАРАМЕТР УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / УМСТВЕННАЯ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ / MENTAL WORKABILITY / УМСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / MENTAL ACTIVITY / УМСТВЕННАЯ АКТИВНОСТЬ / MENTAL STRESS / УМСТВЕННОЕ НАПРЯЖЕНИЕ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / INTELLECTUAL ACTIVITY / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / PHYSICAL CULTURE / ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ / PHYSICAL EXERCISES / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / AND PHYSICAL EDUCATION / STUDY ACTIVITY PARAMETERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ионов А. А.

Важную роль в создании благоприятных условий для осуществления психической деятельности человека играет двигательная активность. Она выступает как средство снятия отрицательных эмоциональных воздействий и умственного утомления, и в силу этого, как фактор стимуляции интеллектуальной деятельности. В результате занятий физическими упражнениями улучшается мозговое кровообращение, активизируются психические процессы, обеспечивающие восприятие, переработку и воспроизведение информации. Под влиянием физических упражнений увеличивается объем памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение элементарных интеллектуальных задач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHYSICAL CULTURE AS A MEAN OF STUDENTS INTELLECTUAL ACTIVITY STIMULATION

The main part of men psycho activity forming plays the motor activity. It is like a mean of negative emotion sand mental tiredness out and as a factor of intellectual activity stimulation. During the PC classes brains blood circling is improved, psycho processes are activated, which provides perception, accepting and introducing information. Under PC training the volume of memory, attention competence, solving elementary intellectual aims is increased.

Текст научной работы на тему «Физическая культура как средство стимуляции интеллектуальной деятельности студентов»

«ПЕДАГОГИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЗИЧЕСКОИ КУЛЬТУРЫ II СПОРТА» Электронный журнал Камской государственной академии физической культуры, спорта и туризма

Per. № Эл №ФС77-27б59 от 26 марта 2007 г. '

№8 (3/2008)

УДК 796.011.1:378

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК СРЕДСТВО СТИМУЛЯЦИИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

Кандидат педагогических наук, доцент Ионов А. А.

Камская государственная академия физической культуры, спорта и

туризма Набережные Челны

PHYSICAL CULTURE AS A MEAN OF STUDENTS INTELLECTUAL

ACTIVITY STIMULATION

A.A. Ionov, Ph.D., associate professor Kama State Academy of Physical Culture, Sport and Tourism

Naberezhnye Chelny

e-mail: [email protected]

Ключевые слова: параметр учебной деятельности, умственная работоспособность, умственная деятельность, умственная активность, умственное напряжение, интеллектуальная деятельность, физическая культура, физические упражнения, физическое воспитание.

Аннотация. Важную роль в создании благоприятных условий для осуществления психической деятельности человека играет двигательная активность. Она выступает как средство снятия отрицательных эмоциональных воздействий и умственного утомления, и в силу этого, как фактор стимуляции интеллектуальной деятельности. В результате занятий физическими упражнениями улучшается мозговое кровообращение, активизируются психические процессы, обеспечивающие восприятие, переработку и воспроизведение информации. Под влиянием физических упражнений увеличивается объем памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение элементарных интеллектуальных задач.

Key words: study activity parameters, mental workability, mental activity, mental stress, intellectual activity, physical culture, physical exercises, and physical education.

Summary: The main part of men psycho activity forming plays the motor activity. It is like a mean of negative emotion sand mental tiredness out and as a factor of intellectual activity stimulation. During the PC classes brains blood circling is improved, psycho processes are activated, which provides perception, accepting and introducing information. Under PC training the volume of memory, attention competence, solving elementary intellectual aims is increased.

Образование, профессионализм и здоровый образ жизни в XXI вв. будут доминировать в числе важнейших факторов обеспечения достижений: в социально значимых видах деятельности в жизни каждого человека; его положения в обществе, коллективе, семье; прогрессивных преобразований в обществе. По этому случаю, необходимо особое внимание уделить периоду обучаемости, т.е. студенчеству. Так как студенческий возраст является наиболее благоприятным для формирования личностных качеств, выработкой у каждого человека своего стиля жизни, в этот период будет наиболее целесообразно решать проблему внутренней мотивации, осознания необходимости ведения студентами здорового образа жизни. Годы обучения в вузе - это время поисков молодыми людьми ответов на разнообразные нравственно-этические, научные, общекультурные, экономические и политические вопросы. Время обучения студентов в вузе сложный период, который характеризуется повышенной нагрузкой на все органы и системы организма студентов. Сегодняшний студент - завтрашний специалист - не имеет права обладать низким уровнем здоровья, плохой работоспособностью, невозможностью организовать и управлять своей деятельностью.

Ведущий параметр учебной деятельности - это умственная работоспособность, составляющими которой являются следующие факторы:

- физиологические (состояние здоровья, режим труда и отдыха, рациональное питание, и другие);

- физические (воздействие на организм через органы чувств шума, температуры воздуха, освещения, экологии);

- психологические (мотивация, настроение, самочувствие);

- типологических личностных качеств (усидчивость, аккуратность, сдержанность).

В нашей работе рассматривается первый тип - физиологические факторы, а точнее воздействие физической культуры на организм, в частности, как средство стимуляции интеллектуальной деятельности студентов.

Физическая культура, являясь частью общей культуры, представлена в вузах как учебная дисциплина, которая обязательна для всех специальностей. Кроме того, она служит одним из средств формирования всесторонне развитой гармоничной личности, фактором укрепления здоровья, оптимизации физического и психофизиологического состояния студентов в процессе профессиональной подготовки. Физическая культура представляет собой сложное общественное явление, которое не ограничено решением задач физического развития, она выполняет социальные функции общества в области морали, воспитания, этики.

Физическая культура включает в себя воздействие на физиологические системы организма, на нервно-эмоциональную и умственную сферы занимающихся, а также совершенствование физических, морально-волевых качеств и психологической устойчивости.

Цель физической культуры в вузе - содействие формированию человека с гармоническим развитием физических и духовных сил (способностей) на основе всестороннего совершенствования его личностных способностей в процессе физкультурной деятельности, что необходимо для полноценной индивидуальной жизнедеятельности и прогресса общества в целом.

Учебные занятия по физической культуры в вузе часто воспринимаются, как нечто второстепенное, имеющее подчиненное значение по отношению к другим предметам. Традиционно считается, что цель физического воспитания состоит в развитии физических качеств студентов и в укреплении их здоровья. Это совершенно справедливо с педагогической и медицинской точек зрения. Ни в коей мере не отрицая этого, хотелось бы взглянуть на предмет «Физическая культура» с точки зрения влияния на интеллектуальное развитие студентов. Такой подход позволяет обогатить общепринятое представление о назначении уроков физического воспитания. С этой точки зрения оказывается, что развитие физических качеств - это внешний результат физического воспитания. Однако существует еще и не менее важный внутренний - психологический - результат, существование которого в практике

физического воспитания еще не полностью осознано, а потому целенаправленная педагогическая деятельность на его достижение в подавляющем большинстве случаев отсутствует.

Общепринятое представление о том, что физическая культура в основном должна быть направлена на развитие физических качеств студентов (силы, быстроты, выносливости, прыгучести и др.) и достижение оздоровительного эффекта, в значительной мере обедняет само содержание этого понятия. При этом на второй план отходит ряд компонентов, без которых невозможна подлинная культура физического воспитания. К ним относятся: воспитание эстетического отношения к занятиям физической культурой, знание и соблюдение гигиенических правил, умение контролировать свое физиологическое состояние и т.д.

Хорошо известно, какую важную роль играет двигательная активность в создании благоприятных условий для осуществления психической деятельности человека. Она выступает как средство снятия отрицательных эмоциональных воздействий и умственного утомления, и в силу этого, как фактор стимуляции интеллектуальной деятельности. В результате занятий физическими упражнениями улучшается мозговое кровообращение, активизируются психические процессы, обеспечивающие восприятие, переработку и воспроизведение информации. Так, имеются многочисленные данные о том, что под влиянием физических упражнений увеличивается объем памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение элементарных интеллектуальных задач, убыстряются зрительно-двигательные реакции. Надо отметить, что, несмотря на свое большое самостоятельное значение, активизация психических процессов не входит в число задач, которые выдвигаются различными теориями физического воспитания. А ведь она особенно важна для уроков физкультуры в вузах, где часто у учащихся наблюдается умственное переутомление. Поэтому активизация психических процессов и подготовка нервной системы студентов к активному функционированию на последующих уроках

является, безусловно, первоочередной задачей.

Такова общая закономерность влияния занятий физическими упражнениями на активизацию умственной деятельности студентов. Однако имеется ряд данных, свидетельствующих о том, что достижение такого положительного влияния требует дифференцированного использования физических упражнений, различающихся по виду и длительности выполнения, а также учета индивидуально-типологических особенностей степени физической подготовленности. Так экспериментально установлено, что длительность осложненного бега (со скачками) прямо связана с объемом кратковременной памяти: чем длительное бег (в пределах 1,5 мин), тем больше объем памяти. При выполнении прыжков через скамейку наблюдается обратное: прыжки в течение 15-45с оказывают сильное отрицательное влияние на процессы кратковременного запоминания. Кроме того, один и тот же вид упражнений, выполняемых в течение разных периодов времени, может оказать разное влияние на процессы памяти. Например, упражнения по перетягиванию каната в течение 30с положительно сказываются на увеличении объема кратковременной памяти, однако, через 45с после начала этого упражнения, показатели памяти ухудшаются и становятся ниже исходных. В отношении процессов внимания отмечается, что их показатели заметно снижаются в результате выполнения прыжков или простого бега перед самым началом занятий по другим предметам. Упражнение же по перетягиванию или подтягиванию, выполняемое в течение не более чем 30с, или непродолжительные вольные упражнения (в течение 1,5 мин) могут способствовать активизации внимания.

Конкретные результаты получены и при изучении динамики процессов внимания под воздействием уроков физкультуры различного характера и интенсивности. Оказалось, что наиболее благоприятное влияние на активизацию процессов внимания оказали уроки физкультуры со средним объемом двигательной активности (подвижные игры, парные упражнения),

самое неблагоприятное - интенсивные (бег в полную силу на 500 и 1000 м). Промежуточное положение заняли уроки с низкой интенсивностью и эмоциональностью упражнений (выполнение строевых упражнений, разучивание элементов техники прыжка в высоту, бросание мяча, занятия на гимнастических снарядах). В течение таких уроков учащиеся некоторое время находились без действия, ожидая своей очереди. Аналогичные данные, свидетельствующие о дифференцированном воздействии физической нагрузки на умственную работоспособность, внимание, оперативное мышление, объем переработанной информации, получены на студентах и спортсменах.

Таким образом, задача активизации психических процессов и повышения умственной работоспособности средствами физического воспитания, в частности с помощью физических упражнений, с нашей точки зрения, является одной из психологических задач вузовских уроков физкультуры.

Основоположник научной системы физического воспитания в России П.Ф. Лесгафт считал, что, для того чтобы быть физически образованным, еще недостаточно всю жизнь заниматься физическим трудом. Совершенно необходимо иметь достаточно развитую систему психических процессов, позволяющую не только тонко контролировать свои движения и управлять ими, но и дающую возможность творческого проявления в двигательной деятельности. А это возможно тогда, когда субъект овладел приемами анализа своих мышечных ощущений и контроля за выполнением двигательных действий. Принципиально важное значение имеет представление П.Ф. Лесгафта о том, что для развития двигательной деятельности необходимо использовать те же приемы, что и для умственного развития, а именно приемы дифференцирования ощущений по времени и степени проявления и сравнения их. Таким образом, двигательное развитие в его психологическом аспекте тесно связано с определенным уровнем умственного развития, проявляющимся в степени развития процессов анализа и сравнения.

Умственная активность, которая сопровождает выполнение движений

различной сложности, направлена на сравнение, как самих выполняемых движений, так и возникающих при их осуществлении мышечных ощущений.

Наконец, психомоторное развитие студентов тесно связано с развитием их познавательных процессов, в первую очередь с развитием таких мыслительных операций, как анализ, обобщение, сравнение, дифференцирование. В самом деле, качественное исполнение того или иного двигательного действия с заданными параметрами требует, прежде всего, четкого, дифференцированного отражения его в сознании и в формировании на этой основе адекватного образа движения. Это возможно тогда, когда процессы анализа и синтеза имеют такой уровень развития, благодаря которому становится возможной необходимая степень расчлененности восприятия. Процесс анализа усваиваемой двигательной структуры заключается во все большем мысленном ее расчленении на отдельные элементы, в установлении взаимосвязей и переходов между ними и интегрировании результатов этого анализа в виде целого, но внутренне расчлененного. При изучении, какого либо двигательного действия его структура в сознании первоначально выступает в виде малодифференцированного целого. Качественное воспроизведение такого действия в целом или отдельных его составляющих в этом случае затруднено. Лишь по мере осуществления анализа составляющих это движение, его элементы будут выступать все более отчетливо, будут устанавливаться связи между элементами целой структуры и с работой отдельных групп мышц.

В связи с этим физкультура в не меньшей степени, чем другие предметы, предоставляет возможности для развития познавательных процессов студентов посредством совершенствования выполнения и усвоения новых моторных действий. Поэтому включение в программу по физическому воспитанию специальных упражнений, способствующих осознанному, отчетливому осуществлению изолированных движений, сложно-координированных движений, т.е. движений, выполнение которых требует высокой степени дифференциации отдельных мышечных ощущений,

сопровождение выполнения этих движений их вербальным описанием должно, в конечном счете, привести к формированию у студентов способности к четкому, дифференцированному восприятию отдельных элементов любой двигательной структуры. Мы полагаем, что эта способность, тесно связанная с уровнем развития аналитико-синтетической деятельности мозга, непременно проявится и при овладении студентом материалом других дисциплин, что положительно скажется на общей успеваемости и умственном развитии в целом.

Физическое воспитание тесно взаимосвязано с другими сторонами воспитания: умственным, нравственным, трудовым, эстетическим и, следовательно, оказывает большое влияние на развитие человека, им занимающегося, в обществе. Это объясняется целым рядом причин. Во-первых, единством цели всех видов воспитания; во-вторых, диалектикой самого воспитательного процесса, в ходе которого затрагиваются не отдельные стороны человеческой личности, а вся личность в целом; в-третьих, наличием общей основы, на которой развертывается воспитание, а именно деятельности.

В физическом воспитании представлены практически все виды человеческой деятельности: познавательная, ценностно-ориентационная, общение и т.д. Поэтому в процессе физического воспитания можно активно формировать сознание и поведение людей в нужном направлении.

В процессе занятий физическими упражнениями осуществляется умственное воспитание участников. Каким же образом это происходит? Здесь имеют быть место две связи: непосредственная и опосредованная.

Непосредственная связь заключается в том, что в ходе физического воспитания осуществляется прямое воздействие на развитие интеллектуальных качеств занимающихся. В процессе занятия физическими упражнениями непрерывно возникают двигательные познавательные ситуации, решение которых требует значительного умственного напряжения. Уже простое решение двигательных задач: как сделать движение быстрее, точнее,

что надо предпринять, представляет собой цепь мыслительных операций, включающих наблюдение, обобщение, принятие решения. Специфичность умственной деятельности в процессе занятий физическими упражнениями заключается в тесном взаимодействии между движениями тела и умственными операциями: занимающиеся непрерывно сверяют программу движений с ее фактическим выполнением. В результате закрепляются осознанные связи между мышечными ощущениями, двигательной задачей и способом ее решения. Движения становятся способом познания и освоения окружающего мира. Опосредованная связь физического воспитания с умственным развитием личности состоит в том, что занятия физическими упражнениями создают необходимый фундамент в виде крепкого здоровья, которое позволяет человеку полноценно выполнять умственную деятельность.

Занятия физическими упражнениями зачастую используется как средство для снятия умственного напряжения и стимуляции интеллектуальной деятельности, в частности используется феномен отдыха. Различают отдых пассивный и активный, связанный с двигательной деятельностью. Физиологическое обследование активного отдыха связано с именем И.М Сеченова, впервые показавшего, что смена работы одних мышц работой других лучше способствует восстановлению сил, чем полное бездействие. Этот принцип стал основой организации отдыха и в сфере умственной деятельности, где подобранные соответствующим образом физические нагрузки до начала умственного труда, в процессе и по его окончании оказывают высокий эффект в сохранении и повышении умственной работоспособности. Не менее эффективны ежедневные самостоятельные занятия физическими упражнениями в общем режиме жизни. В процессе их выполнения в коре больших полушарий мозга возникает доминанта движения, которая оказывает благоприятное влияние на состояние мышечной, дыхательной и сердечно-сосудистой систем, активизирует сенсомоторную зону коры, поднимает тонус всего организма, Во время активного отдыха эта доминанта способствует активному протеканию восстановительных процессов.

Эффективная подготовка специалистов в вузе требует создания условий для интенсивного и напряженного творческого учебного труда без перегрузки и переутомления, в сочетании с активным отдыхом и физическим совершенствованием. Этому требованию должно отвечать такое использование средств физической культуры и спорта, которое способствует поддержанию достаточно высокой и устойчивой учебно-трудовой активности и работоспособности студентов.

В цикле исследований проверялась целесообразность проведения занятий физическими упражнениями и спортом в такие периоде учебного труда студентов, когда наблюдается снижение работоспособности, ухудшение самочувствия в конце учебного дня, в конце недели (пятница, суббота) на протяжении всего учебного года.

Динамика работоспособности в течение рабочего дня характеризуется тремя периодами врабатывание, стабилизация и снижение в результате наступившего утомления.

Динамика учебного процесса с его неравномерностью распределения нагрузок и интенсификацией во время экзаменационной сессии является своего рода испытанием организма студентов. Происходит снижение функциональной устойчивости к физическим и психоэмоциональным нагрузкам, возрастает негативное влияние гиподинамии, нарушений режимов труда и отдыха, сна и питания, интоксикации организма из-за вредных привычек возникает состояние общего утомления, переходящее в переутомление. Позитивный характер изменений умственной работоспособности достигается во многом при адекватном для каждого индивида использовании средств физической культуры, методов и режимов воздействия. Обобщенными характеристиками эффективного внедрения средств физической культуры в учебный процесс, обеспечивающих состояние высокой работоспособности студентов в учебно-трудовой деятельности, являются длительное сохранение работоспособности в учебном труде малая вариабельность функций, несущих основную нагрузку в различных видах

учебного труда эмоциональная и волевая устойчивость к сбивающим факторам, средняя выраженность эмоционального фона снижение физиологической стоимости учебного труда на единицу работы.

Физическая культура представляет собой сложное общественное явление, которое не ограничено решением задач физического развития, она выполняет социальные функции общества в области морали, воспитания, этики.

Следовательно, это есть деятельность, которая служит интересам общества, реализуя воспитательную, подготовительную и коммуникативную функции, но не является постоянной специальностью (профессией) человека.

Неоспорима и роль физической культуры в развитии умственной деятельности студентов. Непосредственная связь заключается в том, что в ходе физического воспитания осуществляется прямое воздействие на развитие интеллектуальных качеств занимающихся. Специфичность умственной деятельности в процессе занятий физическими упражнениями заключается в тесном взаимодействии между движениями тела и умственными операциями: занимающиеся непрерывно сверяют программу движений с ее фактическим выполнением.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.