УДК 159.9.07 © Леонов Г.А., 2015 ИССЛЕДОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТОВ РЯЗГМУ
© Leonov G.A., 2015 THE STUDY OF VALUE ORIENTATIONS OF STUDENTS
RYAZSMU
Аннотация: проведено исследование 32 студентов - медиков по методике «ценностные ориентации» М. Рокича. В целом, у студентов-медиков Ряз-ГМУ сложилась система профессиональных ценностей. В то же время более половины ценностей находятся в состоянии внутреннего конфликта. Полученные данные свидетельствуют о необходимости уделять большее внимание профессиональной этике в образовательном процессе.
Abstract: a study of 32 medical students on the methodology of "value orientations" by M. Ro-kich. In General, the medical students Ryazgmu developed a system of professional values. At the same time more Polo-fault values are in a state of internal conflict. The data indicate the need to pay more attention to professional ethics in the educational process.
Keywords: terminal and instrumental values, medical students.
Ключевые слова: терминальные и инструментальные ценности, студенты-медики.
Актуальность исследования. В РязГМУ исследовались физиологические и психологические детерминанты успешности обучения студентов [1]. На сегодня противостояние между современными социальными условиями, предъявляющими особые требования к формированию системы ценностных ориен-таций личности, и недостаточной изученностью психологических факторов и механизмов ее развития определяет актуальность проведенного исследования.
Цель исследования - оценить современные особенности ценностных ориентаций у студентов медицинского ВУЗа.
Исследование проводилось на базе кафедры неврологии, нейрохирургии и медицинской генетики. В исследовании приняли участие 32 студента (11 мужчин и 21 женщина) различных факультетов (лечебного, стоматологического и клинической психологии), давших информированное согласие на анонимное анкетирование и последующую обработку и интерпретацию количественного и качественного анализа полученных результатов (пола, курса и факультета). Возраст испытуемых студентов составлял от 18 до 22 лет.
М. Рокич различает два класса ценностей:
- терминальные - убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться;
- инструментальные - убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации [2].
Это деление соответствует традиционному делению на ценности-цели и ценности-средства.
Респондентам предъявлялись два списка ценностей по 18 в каждом. В списках испытуемый присваивал каждой ценности ранговый номер. Вначале предъявлялся набор терминальных, а затем набор инструментальных ценностей.
Результаты исследования. Результаты диагностики по методике «Ценностные ориентации» М. Рокича представлены в табл. 1,2.
Таблица 1
Результаты исследования ценностных ориентаций у респондентов по методике «Ценностные ориентации» М. Рокича
(терминальные ценности)
Номер п/п Список А (терминальные ценности): Ранговое место (%)
1 - активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни); 8 (18,8) 13 (12,5) 7 (9,4)
2 - жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом); 7 (15,6> 8 и 10 (по 9,4)
3 - здоровье (физическое и психическое); 1 (40,6) 3 (15,6) б (9,4)
4 - интересная работа; 5 (18,8> 3 и 9 (по 12,5) 7,12 и 14 (по 9,4)
5 - красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве); 17 (18,8) 15 и 16 (по 12,5) 12 (9,4)
6 - любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком); 1 и 4 (по 9,4)
7 - материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений); 8 (18,8) 4 (12,5) 6, 9 и 15 (по 9,4)
8 - наличие хороших и верных друзей; 6 (21,9) 11 (12,5) 3,4,7,16 (по 9,4)
9 - общественное призвание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе); 16 (18,8) 7,15,18 (по 12,5)
10 - познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие); 9 (15,6) 11,13 (по 12,5) 2,4,6,14 (по 9,4)
11 - продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей); 10 (15,6) 8,11 (по 12,5) 7,14 (по 9,4)
12 - развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование); 10 (15,6) 9 (12,5) 1,3,18 (по 9,4)
13 - развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей); 15 (21,9) 18 (15,6)
11 и 14 (по 12,5) 10 (9,4)
14 - свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках); 5 (18,8) 12 (15,6) 13 (12,5)
15 - счастливая семейная жизнь; 3 (18,8) 4 (15,6) 2 (12,5) 1 (9,4)
16 - счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом); 18 (21,9) 17 (18,8) 16 (15,6) 15 (12,5)
17 - творчество (возможность творческой деятельности); 14 (21,9) 17 (15,6) 13 (12,5) 16 и 18 (по 9,4)
18 - уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений). 4 (12,5) 7,9,11 (по 9,4)
Таблица 2
Результаты исследования ценностных ориентаций у респондентов по методике «Ценностные ориентации» М. Рокича (инструментальные ценности)
Номер п/п Список Б (инструментальные ценности): Ранговое место (%)
1 - аккуратность (чистоплотность), умение содержать в 17 (12,5)
порядке вещи, порядок в делах; 6,14 (9,4)
2 - воспитанность (хорошие манеры); 5 (15,6) 2,3 (по 12,5) 6,12 (по 9,4)
3 - высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания); 17 (28,1) 13 (12,5) 8 (9,4)
4 - жизнерадостность (чувство юмора); 4 (18,8) 1,5,6,15 (по 9,4)
5 - исполнительность (дисциплинированность); 7 (25)
14 (15,6) 3,6,12 (по 9,4)
6 - независимость (способность действовать самостоятельно, решительно); 1 (15,6) 6,10,14,16 по (9,4)
7 - непримиримость к недостаткам в себе и других; 18 (53,1;
8 - образованность (широта знаний, высокая общая культура); 1 и 2 (по 12,5) 5,7,11,13 (по 9,4)
9 - ответственность (чувство долга, умение держать свое слово); 3 (15,6) 8 (12,5)
10 - рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения); 9 (18,8) 15 (15,6)
11 - самоконтроль (сдержанность, самодисциплина); 7 (12,5)
12 - смелость в отстаиваниях своего мнения, взглядов; 3 и 10 (по 12,5)
13 - твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями); 4 и 14 (по 15,6)
14 - терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения); 18 (40,6)
15 - широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки); 18 (12,5)
16 - честность (правдивость, искренность); 1 и 5 (по 15,6)
17 - эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе); 7,14 (по12,5)
18 - чуткость (заботливость). 1,9,15,16,17 (по 12,5)
Как видно из табл. 1, из иерархии терминальных ценностей респонденты поставили: на первое место здоровье (40,6%); на третье - счастливую семейную жизнь (18,8%). Потребность в счастливой семейной жизни у испытуемых объясняется тем, что большую часть респондентов составляют девушки -будущие хранительницы семейного очага, у некоторых из них есть свои семьи и дети, а другие только собираются создать свою семью и, соответственно, это для них является наиболее важным в жизни); на четвёртое - уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений
(12,5%); на пятое - свободу (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках) и интересную работу (по 18,8%); на шестое - наличие хороших и верных друзей (21,9%); на седьмое место - жизненную мудрость (15,6%); на восьмое - материально обеспеченную жизнь (отсутствие материальных затруднений) (18,8%); на девятое - познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие) (15,6%); на 10 - продуктивную жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей); и развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование) (по 15,6%); на 14 -творчество (возможность творческой деятельности) (21,9%); на 15 - развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей) (21,9%); на 16 место - общественное призвание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе) (18,8%); на 17 - красоту природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве) (18,8%); на 18 место - счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом) (21,9%). Остальные, предложенные в списке ценности оказались для испытуемых студентов в равной степени менее значимыми.
Как видно из табл. 2, из иерархии инструментальных ценностей, респонденты поставили: на первое место независимость (способность действовать самостоятельно, решительно) (15,6%); на второе - образованность (широта знаний, высокая общая культура) (12,5%); на третье - ответственность (чувство долга, умение держать свое слово) (15,6%); на четвертое - жизнерадостность (чувство юмора) (18,8%); на пятое - воспитанность (хорошие манеры) и честность (правдивость, искренность) (по 15,6%); на седьмое - исполнительность (дисциплинированность) (25%); на девятое место - рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения) (18,8%); на 10 - смелость в отстаиваниях своего мнения, взглядов (12,5%); на 14 - твердую волю (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями)
(15,6%); на 16 - чуткость (заботливость) (12,5%); на 17 - высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания) (28,1%); на 18 место - непримиримость к недостаткам в себе и других (53,1%). Остальные, предложенные в списке ценности оказались для испытуемых студентов в равной степени менее значимыми.
Выводы.
1. Сравнительный анализ результатов исследования показал, что такие ценности как потребность в независимости (способность действовать самостоятельно, решительно), образованность (широта знаний, высокая общая культура); ответственность (чувство долга, умение держать свое слово), жизнерадостность (чувство юмора), воспитанность (хорошие манеры) и честность (правдивость, искренность) занимают важное место в становлении будущих медиков, так как актуализация этих потребностей составляет основную базу медицинской профессии.
2. Однако, определенная доля незрелости в профессиональном поведении наших респондентов, обусловлена психологически, что порождает среди них социальный и профессиональный инфантилизм. Отметим, что, такие ценности как «развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование)», чуткость (заботливость), высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания) непримиримость к недостаткам в себе и других, активная деятельная жизнь; наличие хороших и верных друзей; а также познание - оказались для испытуемых студентов менее значимыми.
3. В целом, у студентов-медиков РязГМУ сложилась система профессиональных ценностей. В то же время более половины ценностей находятся в состоянии внутреннего конфликта.
4. Полученные данные свидетельствуют о необходимости уделять большее внимание профессиональной этике в образовательном процессе.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Лапкин М.М. Исследование психологических и физиологических детерминант успешности обучения студентов в медицинском вузе [Электронный ресурс] / М.М. Лапкин, Н.В. Яковлева, В.Д. Прошляков // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие: сетевой журн. 2014. № 1 (4). Режим доступа: http: //humj ournal. rz gmu. ru/ art&id=6 9. (дата обращения 5.05.2015)
2. Психологические тесты / под ред. А.А. Карелина. - Т.1. - М., 2000.-С. 25 - 29.