Научная статья на тему 'Теоретическая модель формирования этических ценностей школьников в условиях применения информационно-коммуникационных технологий в учреждении дополнительного образования'

Теоретическая модель формирования этических ценностей школьников в условиях применения информационно-коммуникационных технологий в учреждении дополнительного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
267
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
теоретическая модель / этические ценности / формирование / theoretical model / ethical values / formation

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Федорова С. В.

В статье рассматривается теоретическая модель формирования этических ценностей школьников в учреждении дополнительного образования. Описаны основные этапы, задачи, функции, критерии модели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theoretical model of formation of ethical values of pupils in the institution of supplementary education is examined. Basic levels, functions, criteria of model are described.

Текст научной работы на тему «Теоретическая модель формирования этических ценностей школьников в условиях применения информационно-коммуникационных технологий в учреждении дополнительного образования»

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Работа представлена кафедрой методики преподавания иностранных языков Якутского государственного университета.

Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор М. М. Фомин

В статье рассматривается теоретическая модель формирования этических ценностей школьников в учреждении дополнительного образования. Описаны основные этапы, задачи, функции, критерии модели.

Ключевые слова: теоретическая модель, этические ценности, формирование.

Theoretical model of formation of ethical values of pupils in the institution of supplementary education is examined. Basic levels, functions, criteria of model are described.

Key words: theoretical model, ethical values, formation.

В условиях модернизации российского образования особую значимость приобретает проблема воспитания школьников как формирование этически развитой личнос-

ти. В этих условиях особенно остро встает необходимость формирования этических ценностей у подрастающего поколения, основой которых является гуманное отно-

шение человека не только к себе, но и к другим людям, обществу, природе. Приоритет воспитания этических ценностей определяется тем, что они включаются в общенациональные ценности, ценности семьи, образования, общества. Этические ценности носят общечеловеческий характер, они не существуют в отрыве от других ценностных отношений. Они накладываются на все виды ценностей, облагораживая их, придавая человеческой деятельности гуманистический смысл, эмоциональную насыщенность.

Моделирование позволяет определить структуру теоретической модели формирования этических ценностей школьников в условиях применения информационно-коммуникационных технологий.

Анализируя понятие «модели», В. А. Штофф рассматривает это значение как «мысленно представляемую или материально реализованную систему, которая, отображая или воспроизводя объект исследования, способна замещать его так, что ее изучение дает нам новую информацию об этом объекте»'. Академик В. Г. Афанасьев дает следующую трактовку: «Модель представляет собой упрощенное, определенным образом схематизированное отражение объекта или явления»2.

Теоретическая модель для нашего исследования состоит из совокупности следующих компонентов, где общей целью является формирование этических ценностей школьников в условиях применения информационно-коммуникационных технологий, частные цели включают в себя: обучающие -ознакомление с различными культурами, приобщение к инокультуре, через свою национальную; воспитательные - обеспечение усвоения школьниками этических, общечеловеческих ценностей; развивающие - создание условий для самопознания и самораскрытия, самореализации,оказание пси-холого-педагогической поддержки формирования «образа Я», установки на нравственные ценностные ориентации.

При разработке теоретической модели формирования этических ценностей школьников в условиях применения информационно-коммуникационных технологий мы руководствовались следующими принципами: активизация самостоятельной познавательной деятельности; реализация межкуль-турного подхода и этнопедагогики; индивидуализация; интерактивность; обеспечение наглядности; гибкости; обеспечение новейших педагогических технологий; обеспечение прочности усвоения результатов обучения. Для реализации целей и обозначенных принципов необходимо реализовать следующие задачи:

1. Обеспечить формирование этических ценностей школьников посредством культуры, освоение растущим человеком материальной и духовной культуры, интерио-ризацию этических и общечеловеческих ценностей.

2. Организовать психолого-педагоги-ческое сопровождение формирования этических ценностей школьников с учетом их индивидуальных особенностей, а также поэтапности его развития на каждом возрастном этапе.

3. Обеспечить поиск и осознание школьниками этических ценностей, развитие у них ценностных ориентации.

Изучение методологических основ дополнительного образования, изложенных в

3 4

работах А. К. Бруднова , В. А. Горского ,

Е. Б. Евладовой5 и др., позволяет выделить следующие функции системы дополнительного образования:

Диагностическая - определение воспитательных возможностей учреждения дополнительного образования; выявление ценностного потенциала данного учреждения и семьи;диагностика индивидуально-психологических особенностей школьников, изучение динамики процесса инте-риоризации этических ценностей; мониторинг качества применяемых содержания, форм и методов педагогической деятельности.

Организаторская - выбор и обоснование целей, общей мотивации деятельности, отбор способов достижения целей (содержание работы, формирование системы этических ценностей), создание условий для эффективного приобщения учеников к этическим ценностям.

Обучающая - ознакомление с различными культурами изучаемых стран, приобщение к мировой, отечественной и национальной культуре.

Воспитывающая - использование воспитательного потенциала среды учреждения дополнительного образования, обеспечение условий для усвоения личностью этических ценностей, интериоризация ценностей культуры, становления личности посредством культуры, этнокультурной идентификации.

Оценочно-корректирующая - отслеживание качества осуществляемой педагогической деятельности субъектов формирования этических ценностей школьников, управление процессом ценностного самоопределения.

Содержание педагогической деятельности направлено на формирование этических ценностей школьников в условиях применения информационно-коммуникационных технологий. При этом особое внимание обращается на актуализацию стремления школьника к реализации ценностных ориентации, выбор личностных и жизненных ценностно-смысловых позиций, определяемых личными потребностями и соотносимых с требованиями общества.

Формирование этических ценностей школьников в учреждении дополнительного образования осуществляется на следующих этапах:

Мотивационно-побудительный этап:

создание благоприятных условий для формирования этических ценностей посредством учета и использования в педагогической деятельности возможностей субъектов учреждения системы дополнительного образования.

Аналитико-синтетический этап: орга-

низация деятельности всех субъектов формирования этических ценностей учреждения дополнительного образования. По ходу аналитико-синтетического этапа деятельность учреждения дополнительного образования осуществляется в следующих направлениях:

• ориентация педагогического процесса на нравственность как необходимый компонент гуманизации и гуманитаризации образования;

• популяризации культуры народов мира, России и республики, использование учреждением этических и общечеловеческих ценностей, национальных традиций, обычаев, народного творчества, традиционных видов деятельности;

• осуществление психолого-педагоги-ческой поддержки формирования этических ценностей школьников с учетом возрастных и индивидуально-психологических особенностей учащихся.

Реализующе-контрольный этап: оценка

и самооценка результатов сформированно-сти этических ценностей школьников. Деятельность субъектов этической среды включает мониторинг развития учащихся, оценку педагогами уровней и показателей сформированное™ этических ценностей школьников, самооценка личностью своей этической сформированное™.

На данном этапе субъекты этического созревания осуществляют оценочно-результативную деятельность при помощи психо-лого-педагогического анализа, методов рефлексивной диагностики.

В процессе педагогической деятельности последовательно осуществляется поэтапное формирование этических ценностей школьников, начиная с момента выдвижения целей, поиска и выбора единой мотивации до оценки качества проведенной работы.

Важным элементом организационнопрактического компонента являются прак-тико-ориентированные формы и методы педагогической деятельности, применяе-

мые комплексно с учетом возрастных и индивидуальных особенностей школьников. При этом они группируются по основным целям деятельности: организационные (группы и клубы общения, межкультурные объединения); дидактические (урок-лекция, беседы, игры, интеллектуальные викторины, анализ ситуаций и др.); развивающие (анкетирование, опрос, тестирование, улучшение психологического самочувствования и др.); воспитательные (праздники, конкурсы лин-гвокультуроведческого содержания, викторины, поощрения и др.).

Основополагающим элементом теоретической модели являются педагогические условия, обеспечивающие эффективность формирования этических ценностей школьников, в качестве которых представлены следующие:

• обеспечение усиления личностноориентированной направленности учебно-воспитательного процесса в учреждении дополнительного образования путем психо-лого-педагогического сопровождения личностного развития школьников, включающее диагностику индивидуальных возможностей обучающихся;

• применение активных практико-ори-ентированные форм и методов, способствующих формированию этических ценностей школьников в условиях применения информационно-коммуникационных технологий.

Данная модель включает также оценочно-критериальный компонент - показатели, уровни и критерии сформированности этических ценностей.

Под критерием оценки воспитания мы понимаем «признак, на основании которого проводится оценка чего-либо, мерило, условно принятую меру, позволяющую произвести измерение предмета и на основании этого дать ему оценку»; показателем - то, что «показывает наличность чего-либо» .

И. А. Зимняя отмечает, что формирование общей для всего процесса образования модели воспитания предполагает общие критерии определения эффективности воспита-

тельного воздействия. Вслед за Б. Т. Лихачевым, определившим подход к критериям воспитанности, она пишет, что могут быть выделены следующие группы критериев:

1) когнитивные: знать, понимать, принимать, рефлексировать и т. д.;

2) эмоциональные: чувствовать, сострадать, любить;

3) практические: уметь трудиться, сотрудничать, согласовывать, управлять;

4) бытийные: быть свободным в выборе, в действии, в мысли.

В качестве главных критериев и показателей результативности воспитательного процесса сегодня выступает либо воспитанность детей, либо сформированность жизненно важных потенциалов личности учащихся, либо их интеллектуальная, нравственная и физическая развитость; сформированность коллектива, удовлетворенность учащихся, педагогов и родителей жизнедеятельностью

в учебном заведении; благоприятный нрав-

„ 7

ственно-психологический климат .

В нашем исследовании выбор критериев сформированности этических ценностей был обусловлен проявлением результатов сформированности этических ценностей во внешней форме - суждениях, оценках, действиях личности и с явлениями, скрытыми от глаз учителя, - мотивами, убеждениями, планами,ориентациями.

В соответствии с избранными критериями и показателями нами подобран комплекс приемов и методов для изучения результативности воспитательной деятельности. В этот комплекс входят как традиционные методы, так и методики психологопедагогической диагностики.

Выполненный анализ состояния современной теории воспитания убеждает, что существуют реальные возможности выхода из кризиса, охватившего в конце XX столетия воспитательные системы. В новых политических, социально-экономических условиях можно успешно вести воспитательную работу. Но для этого «целесообразно перейти от инвариантного к вариативному,

от социоцентристского к личностно ориентированному, от моноидеологического к поликонцептуальному, от аспектного к системному построению воспитательной

8

практики» .

Анализ психологической литературы позволил прийти к выводу, что сформиро-ванность этических ценностей школьников может быть «измерена» традиционными критериями: мотивационно-потребност-ным, когнитивным, эмоционально-волевым, деятельностно-результативны м.

Мотивационно-потребностный критерий раскрывает личностно-активное ценностное отношение школьника к деятельности, к работе в коллективе, понимание собственных потребностей, целей, интересов, готовность к саморазвитию.

Когнитивный критерий показывает сформированность знания и понимания участниками смысла этических и общечеловеческих ценностей, ориентацию на этические ценности.

Эмоционально-волевой критерий характеризует атмосферу, созданную сопереживанием, взаимопомощью, терпимостью, добротворчеством, сознательным регулированием поведения, деятельности в процессе проектирования.

Деятельностно-результативный критерий предполагает практическую включенность школьника в социально значимую деятельность, наращивание интеллектуального и духовного потенциала занятий по выбору, интересам, осознание смысла своей жизни.

Для определения результативности сформированности этических ценностей мы использовали как количественные определители, так и качественные - уровни сформированности этических ценностей школьников - низкий, средний, высокий. Низкому уровню характерны пассивность, отсутствие цели в жизни, высокий уровень тревожности, отсутствие уважения к личности другого, направленность интересов на себя, эгоизм, низкая (либо завышенная) са-

мооценка, конфликтность, низкий уровень сформированности эмпатии, сочувствия, доброты, гуманности, долга, ответственности. Среднему уровню характерны стремление принести пользу по ситуации, активность средняя, потребность в нравственной деятельности ситуативная, осознание потребности уважительного отношения к окружающим, несколько завышенная самооценка, приспособленческая реакция во взаимодействии, доброе отношение к другим, высокому уровню свойственна высокая дисциплинированность, умение сдерживать себя, чуткость, чувство долга, умение отвечать за свои поступки, требовательность к себе и к окружающим, уважительное отношение к окружающим, активная жизненная позиция, высокая активность участия в коллективных творческих делах, проявление гуманности, милосердия по велению души и сердца, низкий уровень тревожности, адекватная самооценка, высокие организаторские умения, чувство благородства.

В опытно-экспериментальной работе мы вовлекали учащихся в повседневную педагогическую инструментированную методику «Этического заряда» и специализированный этический курс занятий с детьми с 1-го по 11-й класс «Основы этической культуры», разработанный А. И. Шемшу-риной, мы применили многофакторный опросник Р. Б. Кэттелла (интеллектуальные и эмоционально-волевые особенности, коммуникативные свойства и особенности межличностного взаимодействия). Одним из методов исследования мы явился направленности личности Б. Басса (тест ориентирован на выявление направленности школьника по трем направлениям на себя «Я», на «Дело», на «Общение»). Мы использовали методику «Незаконченные предложения», анкетирование по разработанным вопросам, методику М. Рокича «Ценностные ориентации». Представляем результаты методики «Ценностные ориентации» (табл. 1).

Таблица 1

Результаты диагностики терминальных ценностей школьников (ценности-цели)

Экспериментальная группа

Терминальные ценности Начало Конец

Активная деятельная жизнь 43 44

Жизненная мудрость 39 41

Крепкое здоровье 57 55

Интересная работа 37 43

Ценность красоты, природы и искусства 13 35

Любовь 17 46

Материально обеспеченная жизнь 54 33

Наличие хороших и верных друзей 47 48

Уважение окружающих и коллектива 46 40

Возможность расширения образования 30 42

Полное использование возможностей и талантов 25 30

Развитие (совершенствование) 14 28

Развлечение и отсутствие обязанностей 49 10

Свобода и независимость 29 39

Счастливая семейная жизнь 36 45

Счастье народа, человечества в целом 25 36

Возможность творческой деятельности 38 38

Уверенность в себе (внутренняя гармония) 56 53

Из табл. 1 видно, что на констатирующем этапе на первое место школьники поставили такие ценности-цели, как материально обеспеченная жизнь, уверенность в себе, развлечение и отсутствие обязанностей, крепкое здоровье и наличие верных друзей. Незначительный приоритет имеют такие ценности-цели, как развитие (самосовершенствование), любовь, красота, природа, искусство, возможность расширения образования.

Анализ проведенного анкетирования школьников с использованием методики «Ценностные ориентации» М. Рокича свидетельствуют о том, что ценностные ориентации школьников противоречивы. При ранжировании карточек с ценностями, отвечая на вопросы: «В каком порядке и в какой степени реализованы данные ценности в вашей жизни?», «Объясните причину выбора той или иной ценности» - школьники затруднялись отвечать на вопросы, не могли мотивировать свой выбор, затруднялись в выборе карточек.

Анализируя иерархию ценностей-средств школьников (табл. 2) можно ска-

зать, что испытуемые особо выделяют такие ценности, как честность и справедливость, высокое требование к жизни, образованность, смелость в отстаивании своих взглядов, жизнерадостность и чувство юмора. Неоцененными остались такие ценности, как терпимость к другим, исполнительность, непримиримость к недостаткам к себе и другим, а также аккуратность и воспитанность.

На формирующем этапе, проанализировав результаты анкетирования «Ценностные ориентации» М. Рокича, можно констатировать, что мы имеем отличные от констатирующего этапа результаты двух групп. Приоритетными ценностями школьники экспериментальных групп выделили: крепкое здоровье, счастливую семейную жизнь, любовь, наличие хороших друзей, активную деятельную жизнь, возможность творческой деятельности, свободу и независимость. Школьники экспериментальных групп понизили в важности такие ценности, как материальное благосостояние, развлечение и отсутствие обязанностей.

Таблица 2

Результаты диагностики инструментальных ценностей школьников (ценности-средства)

Экспериментальная группа

Инструментальные ценности Начало Конец

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Аккуратность 8 15

Воспитанность 27 38

Высокие требования к жизни 32 27

Жизнерадостность чувство юмора 45 47

Исполнительность (дисциплинированность) 17 23

Независимость 34 37

Непримиримость к недостаткам в себе и других 13 26

Образованность 40 57

Ответственность (чувство долга, умение держать слово) 12 31

Рационализм (умение здраво и логично мыслить 41 46

Самоконтроль, сдержанность 27 30

Смелость в отстаивании своих взглядов 42 45

Твердая воля 16 29

Терпимость к другим 14 38

Широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать чужие обычаи) 28 32

Честность, правдивость 42 45

Эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе) 37 41 '

Чуткость, заботливость 15 40

Обзор инструментальных ценностей особенно важен для нас, поскольку они могут группироваться в этические ценности, ценности общения, дела; индивидуалистические и конформистские ценности, альтруистические ценности; ценности самоутверждения и ценности принятия других.

Анализируя иерархию ценностей-средств школьников в конце эксперимента, можно сказать, что респонденты отдали наибольшее предпочтение таким ценностям, как образованность, жизнерадостность, рационализм, умение здраво и логично мыслить, смелость в отстаивании своих взглядов, честность/ правдивость, чуткость/заботливость, про-

дуктивность в работе. Сравнивая результаты диагностики на начало и конец эксперимента мы видим повышение в значимости таких ценностей как: аккуратность, воспитанность, непримиримость к недостаткам в себе и других, терпимость к другим, а также чуткость и заботливость.

Повышение значимости инструментальных ценностей, а также разница в выборе на начало и конец эксперимента позволили выявить индивидуальную закономерность и предположить сформированность системы ценностей школьников не только по методике М. Рокича, но и по всем проведенным нами методикам.

ПРИМЕЧАНИЯ

' Штофф В. А. Моделирование и философия. М.; Л.: Наука, 1966. С. 19.

Афанасьев В. Г. Общество: системность, познание, управление. М.: Политиздат, 1981. С. 196-198.

Бруднов А. К. Современные ориентиры дополнительного образования детей //Организация опытно-экспериментальной работы по проблемам развития системы дополнительного образования детей: Сб. ст. М., 1997. С. 3-5.

4

Горский В. А. Методологические основы содержания, форм и методов деятельности педагога дополнительного образования //Дополнительное образование. 2003. С. 29-34.

Евладова Е. Б. Образование основное и дополнительное: проблема взаимосвязи // Внешкольник. 2000. № 3. С. 14-16.

6 Педагогика: Учеб. пособие для студентов педагогических учебных заведений / Под ред. П. И. Пидкасистого. 3-е изд., доп. и перераб. М.: Педагогическое общество России, 1998. С. 397, 399.

Зимняя И. А. Воспитание - проблема современного образования в России: состояние пути решения / И. А. Зимняя, Б. Н. Боденко, Н. А. Морозова; Исследоват. центр проблем качества подготовки специалистов. М., 1998. С. 13.

8

8Там же. С. 14.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.