УДК 159.9
ИССЛЕДОВАНИЕ ТРУДОВОЙ ЗАНЯТОСТИ В БИОГРАФИЧЕСКОЙ РЕФЛЕКСИИ ПРОФЕССИОНАЛА
Марина Владимировна Клементьева, кандидат психологических наук, доцент Тульского государственного университета (ТулГУ); пр. Ленина, д. 92, Тула, Россия, 300012; е-шаД: [email protected]
АННОТАЦИЯ
В статье рассматриваются психологические особенности биографической рефлексии мужчин и женщин в возрасте 22-26 и 55-70 лет. Структурное моделирование корреляций показало, что субшкалы теста биографической рефлексии по-разному сформированы для работающих и безработных пожилых людей, и подтвердило влияние трудовой занятости, опосредованное биографической рефлексией, на адаптацию в поздней взрослости.
Ключевые слова: биографическая рефлексия, адаптация, трудоустройство, взрослость, жизненный путь
ВВЕДЕНИЕ
Актуальная проблема психологической теории и практики - обнаружение ресурсов развития взрослого человека в его профессиональной занятости на этапах ранней и поздней взрослости.
К числу наиболее востребованных единиц психологического анализа, которые адекватно отображают представление о механизме личностно-профессионального развития на всех этапах взрослости, относится рефлексия.
Современные исследователи выделяют рефлексию как компонент профессиональных видов деятельности [2, 4, 9, 16], профессиональной компетентности [13], профессионального сознания [20]. Функции рефлексии связываются с саморазвитием профессионала, саморегуляцией и самоорганизацией его профессиональной деятельности. В учебно-профессиональной деятельности рефлексия стимулирует самообразование, освоение знаний, формирование профессиональных умений и навыков, а в профессиональной деятельности обуславливает появление нового знания, опыта, действия в отсутствии культурных ресурсов и наличии неэффективных профессиональных стереотипов [2-4, 7-11, 16, 18-20, 22].
Профессиональная рефлексия обусловлена спецификой профессиональной деятельности [8, 10, 16, 19]. Чрезмерное выделение профессиональной рефлексии из структуры жизненного пути игнорирует механизмы интеграции различных сфер жизни взрослого [7, 9, 11, 22]. Как справедливо замечает А.А.Деркач, «личностно-профессиональное развитие предполагает не только освоение технологий профессиональной деятельности, но и, прежде всего, освоение способов познания мира и себя для формирования собственных траекторий жизненного пути и индивидуальных стратегий саморазвития» [9, с. 9].
Перспективными представляются попытки обнаружить «онтологические» аспекты рефлексии в исследованиях экзистенциальной [1, 18], саногенной [17], герменевтической [20], биографической [15] рефлексии, метарефлексии [2 и др.] в профессиональной жизни. Мы разделяем мнение авторов о том, что развитие взрослого обусловлено не только профессиональной рефлексией, но и самоанализом жизненного пути [1, 5-9, 11, 12, 18, 22].
Опираясь на положения системного подхода, в соответствии с которым рефлексия рассматривается как механизм саморазвития системы, в биографической рефлексии мы обнаруживаем феномены и закономерности саморазвития и адаптации человека в контексте жизненного пути.
Биографическая рефлексия - предметная форма рефлексии, направленная на осмысление субъектом своей жизни [14]. Биографическая рефлексия предполагает самоанализ событий жизни, например, выбора профессии, трудоустройства, выхода на пенсию, определяющих жизненный путь. Структурные и содержательные характеристики биографической рефлексии не обусловлены профессиональной принадлежностью субъекта[15].
Теоретический анализ психобиографических исследований обращает внимание на амбивалентность рефлексии. В одних исследованиях дезадаптация, ухудшение психологического благополучия, снижение осмысленности жизни и удовлетворенности, деф-рагментация будущего связываются с повышением рефлексии [5, 8, 23], а в других - с понижением рефлексии [7, 11, 12]. Ряд авторов повышение рефлексии в кризисы жизни интерпретируют как условие стимуляции адаптивных ресурсов человека, формирования новых смыслов [1, 3, 18, 22 и др.].
Амбивалентность биографической рефлексии мы объясняем функционированием двух типов явления - рефлексии жизненного опыта и рефлексиии жизненного пути. Предметом первой является бытийный опыт жизни, а продуктом - жизненный путь, который становится предметом рефлексии жизненного пути. Субъект рефлексии жизненного опыта дезадаптирован, склонен к «самокопанию», неудовлетворен жизнью, но стремится к изменению, открыт новому опыту. Субъект рефлексии жизненного пути хорошо адаптирован к социальным условиям, рассматривает себя как автора жизни, одобряет свою жизнь. Была обнаружена тенденция обращения взрослых к рефлексии жизненного опыта в кризисных ситуациях [15].
Осталась нерешенной задача выявления роли биографической рефлексии в событиях профессиональной жизни. Это определило цель дальнейших исследований.
В представленном ниже эмпирическом исследовании нас интересовал вопрос о различиях в структуре биографической рефлексии у молодых и пожилых людей в условиях трудовой занятости и безработицы, а также о влиянии биографической рефлексии на адаптацию.
Гипотезой исследования было предположение о том, что с целью социально-психологической адаптации в периоды начала и завершения профессиональной жизни взрослые обращаются к разным типам биографической рефлексии.
Объект исследования - биографическая рефлексия, а предмет исследования - тип биографической рефлексии.
МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ
Исследование проводилось на выборке в 124 человека. Выборка была ранжирована на четыре группы. Первая группа - трудоустроенные выпускники (N = 32). Вторая группа - безработные выпускники (N = 32). Третья группа - трудоустроенные взрослые, достигшие пенсионного возраста (N = 30). Четвертая группа - взрослые, вышедшие на пенсию (N = 30). Возраст участников, входящих в первую и вторую группы, - 22-26 лет; в третью и четвертую - 55-70 лет. Группы были уравнены по полу и профессиональной принадлежности. Все участники имели законченное высшее образование.
Исследование проводилось с использованием авторской методики оценки биографической рефлексии [14] и методики диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда [22]. Бланки методик заполнялись письменно.
Статистическая обработка данных включала проверку нормальности распределения по критерию Колмогорова-Смирнова и однородности распределения по F-тесту, а также оценку достоверности межгрупповых различий по U-критерию Манна-Уитни, корреляционный анализ по критерию Спирмена, регрессионный анализ и конфир-маторный факторный анализ в пакете статистических программ SPSSv.21 с модулем AMOS.
ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ
Распределение показателей биографической рефлексии и социально-психологической адаптации не отличается от нормального по критерию Колмогорова-Смирнова (р > 0.34 и р > 0.49, соответственно). Все показатели демонстрируют однородное распределение (р > 0.05).
Были обнаружены значимые различия в показателях биографической рефлексии между возрастными группами; молодые люди более склонны к самоанализу жизни (р < 0.02), чем пожилые.
Корреляционный анализ выявил положительную зависимость биографической рефлексии и адаптации в группах трудоустроенных пожилых людей (р < 0.02) и безработных выпускников (р < 0.03). То есть трудовая занятость влияет на взаимосвязь самоанализа жизни и адаптации.
Конфирматорный факторный анализ был проведен с целью проверки зависимости биографической рефлексии от трудовой занятости. Актуальные переменные - шкалы методики оценки биографической рефлексии. Мы проверяли пригодность двух моделей биографической рефлексии.
На рисунке 1 показаны две модели. «Прогрессивная» модель соответствует структуре рефлексии жизненного пути, «регрессивная» модель - структуре рефлексии жизненного опыта.
«Прогрессивная» модель структуры «Регрессивная» модель структуры
биографической рефлексии биографической рефлексии
Рис. Структурные модели биографической рефлексии [цит. по: 15]
Как мы видим из данных, представленных в табл. 1, «прогрессивная» модель наиболее пригодна для интерпретации биографической рефлексии в группах выпускников и в группе взрослых, вышедших на пенсию. В группе трудоустроенных пожилых людей значения В1С и А1С для «регрессивной» модели являются ниже, что указывает на сравнительно большую пригодность рефлексии жизненного опыта.
То есть трудовая занятость влияет на тип биографической рефлексии в поздней взрослости. Отсроченное начало профессиональной жизни в молодости и выход на пенсию осмысляются людьми как кризисные, но ожидаемые события, стимулируя адаптацию и рефлексию жизненного пути. Трудоустройство в молодости формирует новую сферу жизни - профессиональную; адаптация опосредуется механизмами, не связанными с биографической рефлексией. Трудовая занятость в поздней взрослости нарушает нормативную последовательность событий жизни; события профессиональной жизни становятся событиями жизненного пути, а профессиональная деятельность - источником смыслов жизни.
Таблица 1
Результаты проверки пригодностей структурных моделей
CMIN DF P CMIN/DF RMSEA CFI BIC AIC
Трудоустроенные выпускники
«Прогрессивная» модель 1.35 2 0.51 0.68 0.000 1.00 28.8 17.4
«Регрессивная» модель 15.59 3 0.001 5.19 0.38 0.50 39.4 29.6
Безработные выпускники
«Прогрессивная» модель 0.50 2 0.77 0.25 0.000 1.00 28.3 24.5
«Регрессивная» модель 8.7 3 0.03 2.9 0.22 0.74 48.1 30.7
Трудоустроенные пожилые люди
«Прогрессивная» модель 1.16 2 0.55 0.58 0.000 1.00 22.8 17.2
«Регрессивная» модель 1.01 3 0.33 0.79 0.000 1.00 19.9 15.0
Безработные пожилые люди
«Прогрессивная» модель 3.7 2 0.15 1.85 0.25 0.94 24.8 19.7
«Регрессивная» модель 7.6 3 0.04 2.5 0.33 0.84 26.6 22.6
Регрессионный анализ выявил показатели биографической рефлексии, которые являются предикторами адаптации в ранней и поздней взрослости (в качестве зависимой переменной вступал общий показатель адаптации).
Таблица 2
Показатели регрессионной модели адаптации
Коэффициенты Показатели
Трудоустроенные пожилые люди Безработные молодые люди
Личностная составляющая биографической рефлексии Социально-перцептивная составляющая биографической рефлексии
й 0.74 3.73
^критерий 4.27 2.38
уровень значимости 0.001 0.02
R-квадрат 0.47 0.45
Скорректированный R-квадрат 0.42 0.17
F-критерий 9.15 5.67
уровень значимости 0.001 0.02
Исходя из данных, представленных в таблице 2, вероятность успешной адаптации пожилых работников определяется личностной составляющей биографической рефлексии - наличием осознанных смыслов событий жизни и жизненных задач, признанием собственного влияния на ход жизни, обнаружением аутентичности своей жизни. Данная характеристика является значимой, объясняя 42% общей дисперсии. Вероятность успешной адаптации безработных выпускников определяется соцально-перцептивной составляющей биографической рефлексии - способностью сравнивать свою жизнь с жизнью других людей, осознанием вариативности жизненного пути, возможностью открыть
смысл жизни в со-бытии с Другим. Данная характеристика значима, объясняя 17% общей дисперсии. Значимых влияний биографической рефлексии на адаптацию трудоустроенных молодых и безработных пожилых людей не обнаружено.
Таким образом, влияние биографической рефлексии на адаптацию взрослых обнаруживается в жизненных ситуациях, связанных с нарушением нормативной последовательности профессиональной жизни. Безработица молодых и трудовая занятость пожилых людей - анормативные события, которые актуализируют рефлексивные механизмы адаптации субъекта. Эти механизмы различны в ранней и поздней взрослости.
Позитивное влияние трудовой занятости пожилых людей на их адаптацию опосредовано биографической рефлексией. Выход на пенсию не снижает адаптационные ресурсы личности, но актуализирует иные механизмы (не связанные с биографической рефлексии). Различие в механизмах адаптации трудоустроенных и безработных пожилых людей связано с изменением типа биографической рефлексии. Рефлексия жизненного опыта детерминирует адаптацию пожилых работников, характеризуя внимание субъекта к экзистенциальному опыту. Рефлексия жизненного пути не опосредует адаптацию безработных пожилых людей, характеризуя анализ субъектом нормативной последовательности событий жизни.
В ранней взрослости влияние рефлексии жизненного пути на адаптацию обнаруживается у безработных людей. Безработица стимулирует обнаружение и анализ возможных проектов жизненного пути. Оптимальная адаптация выпускников вуза в ситуации поиска работы зависит от принятия ими вариативности начала профессиональной жизни. Использование коррекционно-развивающих программ, стимулирующих выработку вариативных «моделей» жизни в ранней взрослости, может способствовать оптимизации личностно-профессионального развития. Адаптация трудоустроенных выпускников не обусловлена биографической рефлексией.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, трудовая занятость сравнительно больше влияет на самоанализ жизни и социально-психологическую адаптацию человека в поздней взрослости, чем в молодости. Качественные различия в механизмах адаптации у безработных и трудоустроенных взрослых обусловлены типом биографической рефлексии. Позитивное влияние трудовой занятости пожилых людей на адаптацию опосредовано степенью осознанности жизненных задач и обнаружением аутентичности своей жизни. Повышение адаптации безработных молодых людей возможно в условиях формирования у них представления о различных вариантах развития жизненного пути. В нашем исследовании мы не рассматривали различия в степени трудовой занятости и возможности сохранения работы в поздней взрослости. Изучение влияния данных условий на осмысленность жизненного пути взрослого может составить задачи будущих исследований.
ЛИТЕРАТУРА
[1]. Аникина В.Г. Экзистенциальная рефлексия личности в проблемно-конфликтных ситуациях. Автореф. дис. ... канд. психол. наук. М, 2000.
[2]. Барышева Т.Д. Рефлексивное обучение как ресурс матарефлексивного развития профессионала // Акмеология. 2013. № 4. С. 25-28.
[3]. Бехтер А.А. Рефлексивное оценивание трудных жизненных ситуаций в выборе копинг-стратегий будущими специалистами // Акмеология. 2012. № 2. С. 114-118
[4]. Булимова Е.А. О сущности рефлексивной самоорганизации // Акмеология. 2013. № 1. С. 108-113.
[5]. Василенко Т.Д. Ситуация бесплодия как фактор трансформации жизненного пути личности // Российский научный журнал. 2011. № 24. С. 118-123.
[6]. Геронимус И.А. Акмеологический подход к проблеме планирования карьеры в контексте личности как субъекта жизненного пути// Акмеология. 2010. № 1. С.40-44.
[7]. Головей Л.А., Манукян В.Р., Петраш М.Д. Соотношение возрастных и профессиональных кризисов в развитии взрослого человека // Акмеология. 2009. № 4. С. 31-39.
[8]. Демин А.Н. Особенности переживания личностью кризисов своей занятости // Вопросы психологии. 2006. № 3. С. 87-96.
[9]. Деркач А.А. Психолого-акмеологические основания и средства оптимизации личностно-профессионального развития конкурентноспособного специалиста // Акмеология. 2013. № 2. С. 9-18.
[10]. Джига Н.Д. Интегративно-рефлексивный подход к развитию и саморазвитию студента // Акмеология. 2011. № 1. С. 39-58.
[11]. Ермолаева М.В. Психолого-педагогическое сопровождение пожилого человека: Авто-реф. дис. ... докт. психол. наук. М., 2010.
[12]. Жедунова Л.Г. Психология личностного кризиса. Автореф. дис. ... докт. психол. наук. Ярославль, 2010.
[13]. Зимняя И.А., Земцова Е.В. Интегративный подход к оценке единой социально-профессиональной компетентности выпускников вузов // Высшее образование сегодня. 2008. № 5. С. 14-19.
[14]. Клементьева М.В. Разработка методики оценки биографической рефлексии // Известия ТулГУ, Гуманитарные науки. Вып. 1. Тула: Изд-во ТулГУ, 2013. С. 176-184.
[15]. Клементьева М.В. Биографическая рефлексия как предмет исследования психологии // Человек, субъект, личность в современной психологии. Матер. Международной конференции, посвященной 80-летию А.В. Брушлинского. Т. 1. М.: Институт психологии РАН, 2013. С. 411-414.
[16]. Марголис А., РубцовВ.В. Психолого-педагогическая подготовка учителя для новой школы // Образовательная политика. 2010. № 5-6. С. 125-137.
[17]. Морозюк Ю.В., Морозюк С.Н. Саногенная рефлексия как фактор стрессоустойчивости персонала организации // Вестник Финансового университета. 2012. № 4. С. 99-101.
[18]. Семенов И.Н. Психолого-акмеологические аспекты экзистенциальной рефлексии творческой индивидуальности писателя М.М.Зощенко // Акмеология. 2009. № 4. С. 92-101.
[19]. Степанов С.Ю., Кремер Е.З. Рефлексивная диагностика в управлении развитием организации (на примере семинара-тренинга по стратегии развития компании) // Акмеология. 2011. С. 77-92.
[20]. Тексты в образовательном пространстве современной высшей школы / Под общ. ред. Е.П. Александрова. Таганрог: Изд-во Таганрогского государственного педагогического института им. А.П. Чехова, 2007.
[21]. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002.
[22]. Helson R., Soto J. Up and Down in Middle Age: Monotonic and Nonmonotonic Changes in Roles, Status, and Personality and Christopher // Journal of Personality and Social Psychology. 2005. Vol. 89. № 2. P. 194-204.
[23]. Nolen-Hoeksema S., Wisco B.E., Lyubomirsky S. Rethinking Rumination // Perspectives on Psychological Science. 2008. Vol. 3.№ 5. P. 400-424.
THE EXAMINATION OF EMPLOYMENT IN THE BIOGRAPHICAL REFLECTION OF PROFESSIONAL
Marina V. Klementyeva, PhD (Psychology), Associate Professor, Tula State University; 92 pr. Lenina, Tula, 300012, Russia; е-mail: [email protected]
ABSTRACT
We examined psychological circumstances of biographical reflection of men and women at the age of 22-26 and 55-70. Correlation structure modeling indicated that the subscales of the «Biographical Reflection Test» were modeled with different solutions for employed and unemployed older ad have ults and supported the influence of employment. The effect of continuing employment has an effect on adaptation of older workers mainly via biographical reflection - the more reflective older adults are the higher level of adaptation they have. Key words: biographical reflection, adaptation, employment, adulthood, life course.
REFERENCES
[1]. Anikina V.G. Jekzistencial'naja refleksija lichnosti v problemno-konfliktnyh situacijah: Avtoref. dis. ... kand. psihol. nauk. M., 2000.
[2]. Barysheva T.D. Refleksivnoe obuchenie kak resurs matarefleksivnogo razvitija professionala // Akmeologija. 2013. № 4. S. 25-28.
[3]. Behter A.A. Refleksivnoe ocenivanie trudnyh zhiznennyh situacij v vybore koping-strategij budushhimi specialistami // Akmeologija. 2012. № 2. S. 114-118.
[4]. BulimovaE.A. O sushhnosti refleksivnoj samoorganizacii // Akmeologija. 2013. № 1. S. 108-113.
[5]. Vasilenko T.D. Situacija besplodija kak faktor transformacii zhiznennogo puti lichnosti // Rossijskij nauchnyj zhurnal. 2011. № 24. S. 118-123.
[6]. Geronimus I.A. Akmeologicheskij podhod k probleme planirovanija kar'ery v kontekste lichnosti kak subekta zhiznennogo puti // Akmeologija. 2010. № 1. S.40-44.
[7]. GolovejL.A., Manukjan V.R., Petrash M.D. Sootnoshenie vozrastnyh i professional'nyh krizisov v razvitii vzroslogo cheloveka // Akmeologija. 2009. № 4. S. 31-39.
[8]. Demin A.N. Osobennosti perezhivanija lichnost'ju krizisov svoej zanjatosti // Voprosy psihologii. 2006. № 3. S. 87-96.
[9]. Derkach A.A. Psihologo-akmeologicheskie osnovanija i sredstva optimizacii lichnostno-professional'nogo razvitija konkurentnosposobnogo specialista // Akmeologija. 2013. № 2. S. 9-18.
[10]. Dzhiga N.D. Integrativno-refleksivnyj podhod k razvitiju i samoraz-vitiju studenta // Akmeologija. №1. 2011. S. 39-58.
[11]. Ermolaeva M.V. Psihologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie pozhilogo cheloveka. Avtoref. diss. na soisk. uch. stepeni doktora psihol. nauk. M., 2010.
[12]. ZhedunovaL.G. Psihologija lichnostnogo krizisa. Avtoref. diss. na soisk. uch. stepeni doktora psihol. nauk. Jaroslavl', 2010.
[13]. ZimnjajaI.A., ZemcovaE.V. Integrativnyj podhod k ocenke edinoj so-cial'no-professional'noj kompetentnosti vypusknikov vuzov // Vysshee obrazovanie segodnja. № 5. 2008. S.14.-19.
[14]. Klement'eva M.V. Razrabotka metodiki ocenki biograficheskoj ref-leksii // Izvestija TulGU, Gumanitarnye nauki. Vypusk 1. - Tula: Izd-vo TulGU, 2013.
[15]. Klement'eva M.V. Biograficheskaja refleksija kak predmet issledova-nija psihologii // Chelovek, subekt, lichnost' v sovre-mennoj psihologii. Materialy Mezhdunarodnoj konferencii, posvjashhennoj 80Cletiju A.V. Brushlinskogo. T. 1. M.: Institut psihologii RAN, 2013. S. 411-414.
[16]. MargolisA., Rubcov V.V. Psihologo-pedagogicheskaja podgotovka uchitelja dlja novoj shkoly // Obrazovatel'naja politika. 2010. № 5-6. S. 125-137.
[17]. MorozjukJu.V., MorozjukS.N. Sanogennaja refleksija kak faktor stres-soustojchivosti personala organizacii // Vestnik Finansovogo universiteta. 2012. № 4. S. 99-101.
[18]. Semenov I.N. Psihologo-akmeologicheskie aspekty jekzistencial'noj refleksii tvorcheskoj individual'nosti pisatelja M.M.Zoshhenko // Akmeologija. 2009. № 4. S. 92-101.
[19]. Stepanov S.Ju., Kremer E.Z. Refleksivnaja diagnostika v upravlenii razvitiem organizacii (na primere seminara-treninga po strategii razvitija kompanii)// Akmeologija. 2011. S. 77-92.
[20]. Teksty v obrazovatel'nom prostranstve sovremennoj vysshej shkoly / Pod obshh. red. E.P. Aleksandrova. Taganrog: Izd-vo Taganrogskogo gosu-darstvennogo pedagogicheskogo instituta im. A.P. Chehova, 2007.
[21]. Fetiskin N.P., Kozlov V.V., Manujlov G.M. Social'no-psihologicheskaja diagnostika razvitija lichnosti i malyh grupp. M.: Izd-vo Instituta Psihoterapii, 2002.
[22]. Helson R., Soto J. Up and Down in Middle Age: Monotonic and Nonmonotonic Changes in Roles, Status, and Personality and Christopher // Journ. of Personality and Social Psychology. 2005. Vol. 89. № 2. P. 194-204.
[22]. Nolen-Hoeksema S., Wisco B.E., Lyubomirsky S. Rethinking Rumination // Perspectives on Psychological Science. 2008. Vol. 3. № 5. P. 400-424.