ПСИХОЛОГИЯ
УДК 159.9
ИССЛЕДОВАНИЕ БИОГРАФИЧЕСКОЙ РЕФЛЕКСИИ В СИТУАЦИИ ЖИЗНЕННОГО КРИЗИСА
М.В. Клементьева
Рассматриваются психологические особенности биографической рефлексии взрослых мужчин, переживающих жизненный кризис. Структурное моделирование корреляций показало, что субшкалы теста биографической рефлексии по-разному сформированы для переживания жизненного кризиса и для субъективного благополучия, и подтвердило влияние жизненного кризиса на тип биографической рефлексии.
Ключевые слова: биографическая рефлексия, жизненный путь, жизненный кризис, конфирматорный анализ
Предпосылки исследования биографической рефлексии сформированы богатой общегуманитарной традицией анализа феноменов человеческой жизни в текстах «личного» содержания.
Наряду с этим в некоторых разделах психологии (психологии развития, психологии жизненного пути, экзистенциальной психологии, психологии рефлексии и др.) накоплен значительный теоретический и фактический материал, который обращает внимание на биографическую рефлексию как специальный предмет психологии.
Обоснование биографической рефлексии как предмета исследования опирается на теоретико-методологические положения:
1) «онтологическую» линию понимания в психологии подлинно человеческой жизни как рефлексии субъектом собственного бытия, заданную в работах С.Л.Рубинштейна, А.В.Брушлинского и их последователей;
2) понимание рефлексии как компонента того целого, которое ре-флексируется (субъективной картины жизненного пути, жизненного нарратива, автобиографической памяти, смысла жизни и пр.);
3) понимание «онтологической» рефлексии как системы феноменологически разных форм и уровней в психологии рефлексии;
4) положение о ведущей роли рефлексии биографического опыта в развитии взрослого человека в современной психологии развития и других областях психологического знания (экзистенциальной психологии, психо-
логии личности, нарративной психологии, психологии жизненного пути, медицинской психологии, юридической психологии и пр.);
5) попытки развести рефлексию как предмет научного анализа и рефлексию как метод исследования жизненного пути посредством введения новых терминологических конструкций рефлексии биографического опыта, типа, «рефлексия событий жизни», «рефлексия жизненного опыта», «событийно-рефлексивный уровень кризиса», «рефлексия смысла жизни» «рефлексия проблемной ситуации в контексте жизненного пути» и пр.;
6) изучение прагматической и продуктивной функции биографической рефлексии, а также рефлексивных действий и знаковых средств рефлексии жизненного опыта заданные в работах [1; 2; 3; 4; 5; 6; 7; 8; 11; 12; 13; 14; 15; 20].
Исходя из вышеизложенного, мы рассматриваем биографическую рефлексию как предметную форму рефлексии, непосредственно направленную на осмысление индивидуальной жизни субъекта. Биографическая рефлексия обнаруживается в механизмах самопознания личности, саморегуляции жизненного пути, в процессах порождения смыслов жизни и взаимовлияния жизненного пути личности и социокультурной действительности.
Теоретический анализ исследований, посвященных анализу феноменов и механизмов рефлексии биографического опыта обращает внимание на амбивалентность рефлексии. С одной стороны фиксируется снижение «потока» опыта [15], осмысленности жизни [6], психологического благополучия [5], инициативности [19], деформация жизненного пути [3] и негативное отношение к прошлому и будущему [20]. С другой - отмечается повышение удовлетворенности жизнью [7], расширение временной перспективы [11], обогащение ценностно-смыслового рельефа жизненного пространства [12], формирование новоообразований взрослости [4; 13], преодоление жизненных кризисов [19; 22]. Вероятно, что биографическая рефлексия, вовлеченная в процесс самоисследования, будет качественно различаться у субъектов, демонстрирующих разные типы изучаемого явления, а также у субъектов, переживающих жизненный кризис, и социально благополучных субъектов.
Так, негативные эффекты рефлексии отмечаются, преимущественно, в ситуации переживания негативных жизненных событий, у лиц, склонных к депрессивным тенденциям, у тревожных, агрессивных людей, у лиц, потерявших социальную поддержку, склонных к пьянству, самовредительству, алкоголизму, булимии, пессимизму, перфекционизму и пр. [19], в условиях социальной изоляции [1]. Люди, склонные к «самокопанию», «зацикливаются на проблеме и своих переживаниях по ее поводу, не принимая никаких мер» [19, Р.400]. Но, как замечает Б. Ко1еп-ИоекБеша и др. исследователи, рефлексия не является причиной дезадаптивных тенденций и психопатологии [10; 19; 20; 22].
Позитивные тенденции рефлексии связывают с самоанализом. P.D. Trapnell и др. исследователи дифференцируют рефлексию как «интеллектуальный интерес к себе» (самоанализ) и «самокопание» как навязчивое размышление о негативных событиях и переживаниях [21]. Шкалы самоанализа демонстрируют улучшение адаптации и продуктивное решение проблем в долгосрочной перспективе [22]. N.J. Ciarocco и др. замечают, что «рефлексивный процесс, направленный на анализ и исправление проблемы, способствует повышению продуктивности» поведения человека [17, Р.1061]. Д.А.Леонтьев и А.Ж.Аверина выделяют системную рефлексию, основанную на одновременном самодистанцировании и взгляде на себя со стороны, определяя ее как подлинную, высшую форму рефлексии [10].
Таким образом, «амбивалентность» рефлексии есть следствие актуализации разных типов отношения субъекта к объекту в акте рефлексии. Чтобы рефлексия не стала бесцельным навязчивым размышлением человека о своих проблемах («умственной жвачкой»), субъект должен децентри-роваться от объекта.
Преодоление «амбивалентного эффекта» биографической рефлексии может быть осуществлено посредством выделения качественно своеобразных типов исследуемого явления.
Качественное своеобразие типов проявления биографической рефлексии - рефлексии жизненного опыта или рефлексии жизненного пути - мы рассматриваем как различие в содержании и системе связей четырех составляющих: личностной, когнитивной, социально-перцептивной и кон-фигуративной. Когнитивная составляющая - выделение и анализ действий и средств рефлексии, связанной с осмыслением и упорядочиванием событий жизни. Личностная составляющая - наделение смыслами поступков и событий жизни, осознании личностных свойств, проявляющихся в событиях жизни. Социально-перцептивная составляющая - осознание жизненного пути других людей через объяснение причин их поступков и событий. Конфигуративная составляющая - формирование нарратива, выполняющего функцию «конфигуратора» контекстов жизненного пути. Содержание типов биографической рефлексии представлено в таблице 1.
В исследованиях [7; 8] было показано, что типы биографической рефлексии отличает не только своеобразие содержания составляющих, но и структура связей между ними. Для рефлексии жизненного пути характерна линейная положительная взаимосвязь между составляющими, наличие детерминации структуры со стороны общего фактора биографической рефлексии. Структура рефлексии жизненного опыта отличается детерминацией личностной составляющей относительно других составляющих в сочетании с отрицательной регрессии общего фактора биографической рефлексии (рисунок ).
Таблица 1
Содержание типов биографической рефлексии____________
Функциональные составляющие Рефлексия жизненного опыта Рефлексия жизненного пути
Личностная - характер различения исходных задач «на смысл» Жизненный опыт как текущее размышление о событиях жизни, фиксация собственного переживания события Жизненный путь как цепочка событий, которые имеют смысл в рамках конкретной социокультурной системы и приводят к изменению жизненных стратегий, смыслов жизни и пр.
Когнитивная - характер выбора средств и действий Выбор действия, знания опосредован их соответствием ситуации Выбор действия, знания опосредован знанием принципов их использования
Функциональные составляющие Рефлексия жизненного опыта Рефлексия жизненного пути
Конфигуративная - характер выделения событий, их интерпретация (в нарративе) Жизнь описывается исходя из конкретных переживаний Представление жизненного пути как этапов становления и развития «Я»
Социальноперцептивная - характер соотнесения с социальным контекстом (Я-Другой) Отсутствие желания предъявлять свой жизненный опыт слушателям и воспринимать чужой опыт Предъявление жизненного пути слушателям, вызванное стремлением оказать на них воздействие. Трансляция той части своего знания о жизни, которая может быть интересна воспринимающему. Стремление обнаружить смыслы жизни в опыте межличностных отношений.
Указанные структуры определяют в качестве предмета рефлексии жизненного опыта бытийно-экзистенциальное содержание опыта жизни, а предмета рефлексии жизненного пути - жизненный путь. Было обнаружено, что биографическая рефлексия линейно положительно связана с адаптивностью, саморуководством, самоуверенностью, независимостью, осознанием личной ответственности, осмысленностью жизни и рефлексивность, что подтверждает роль ее в реализации самодеятельностной позиции человека в своей жизни. Отмечается, что именно рефлексия жизненного пути демонстрирует социализирующую направленность рефлексии, связанную с успешной социально-психологической адаптацией. В то время как рефлексия жизненного опыта, положительно связанная не только с осмысленностью жизни, доминированием и отраженным самоотношением, демонстрирует положительную связь с замкнутостью и самоуверенностью, и отрицательную - с удовлетворенностью жизнью, характеризует склон-
ность индивидуума к осмыслению уникального экзистенциального опыта жизни и стремление к поиску нового смысла жизни [7].
Таким образом, отмечается связь между биографической рефлексией и процессами осмысления жизни, адаптации, преодоления жизненных кризисов. Механизмом, опосредующим эту связь, мы рассматриваем смену типа биографической рефлексии.
В представленном ниже эмпирическом исследовании нас интересовал вопрос о различиях в структуре биографической рефлексии у взрослых людей, переживающих жизненный кризис, и людей, оценивающих себя как субъективно благополучных.
Гипотезой эмпирического исследования было предположение о наличии разных типов биографической рефлексии у взрослых людей, переживающих жизненный кризис, и людей, оценивающих себя в настоящем как субъективно благополучных.
Объект исследования - биографическая рефлексия, а предмет исследования - тип биографической рефлексии.
Метод
Участники. Исследование проводилась на выборке в 80 мужчин (русские) в возрасте от 32 до 50 лет. Выборка была ранжирована по критерию «жизненный кризис» на 2 группы. Первую группу составили мужчины, пережившие в недавнем прошлом опыт социальной изоляции (30 человек). Вторую группу - мужчины, не имевшие в прошлом и в настоящем опыта социальной изоляции (50 человек). Группы были уравнены по возрасту.
Методики. Исследование проводилось в 2 этапа. На перовом этапе было осуществлено первичное интервью индивидуально с каждым участников, где предлагалось оценить степень «жизненных затруднений» и «субъективного благополучия». На втором этапе проводилось исследование с использованием второй версии методики оценки биографической рефлексии, разработанной нами ранее [8] и теста СЖО [9]. Бланки методик заполнялись письменно.
Статистическую обработку данных мы проводили с помощью пакета статистических программ SPSSv.21 с модулем AMOS, а также с использованием пакета расширения «SPSSING RASCH».
Нормальность статистики распределения показателей определялась с помощью одновыборочного теста Колмогорова-Смирнова приp > 0.05.
Статистику различий дисперсий показателей между группами мы рассчитывали с помощью F-теста. Значение статистики при p > 0.05 отмечалось как однородное распределение.
Сравнение средних при условии подчинения выборок нормальному распределению и различии выборок по степени однородности показателей осуществлялось с использованием метода Монте-Карло [18]. При значении статистикиp < 0.05 отмечалось различием между выборками.
Выявление связей между показателями биографической рефлексии и смысложизненными ориентациями осуществлялась с использованием корреляционного анализа (с использованием рангового коэффициента Спирмена). При р < 0.05 отмечалась линейная связь между показателями.
Степень соответствия теоретической модели биографической рефлексии экспериментальным данным в конфирматорном факторном анализе мы оценивали по критериям согласия: уровень значимости СМШ при р > 0.05; CMIN/DF < 2.0, RMSEA < 0.05, CFI > 0.95. При сравнении нескольких моделей мы использовали критерий информации А1С и В1С, где низкие значения указывают на сравнительно более хорошее соответствие [16].
Результаты и их обсуждение
На основании данных первичного интервьюирования из второй группы были исключены участники, давшие высокие оценки по показателю «жизненных затруднений» и низкие - по «субъективному благополучию». В итоге, на втором этапе исследования участвовали 35 мужчин второй группы (лица, не имевшие в прошлом и в настоящем опыта социальной изоляции) и 30 мужчин первой группы (лица, пережившие в недавнем прошлом опыт социальной изоляции). Первая группа участников отличается более высоким показателем «жизненных затруднений» (при р=0.02) и более низким «субъективным благополучием» (при р=0.03).
Распределение показателей биографической рефлексии не отличается от нормального по критерию Колмогорова-Смирнова (р > 0.45). Распределение показателей СЖО не отличается от нормального по критерию Колмогорова-Смирнова (р > 0.66).
Статистика Б-теста показала, что все показатели имеют значения ниже критического (р < 0.05). Принимая во внимание тот факт, что показатели биографической рефлексии и смысложизненных ориентаций отличаются неоднородностью распределения, мы рассчитали статистику различий между группами, используя метод Монте-Карло.
Было обнаружено, что мужчины, переживающие жизненный кризис, отличаются значимо более высоким уровнем анализа рефлексивных действий и средств рефлексии, связанной с осмыслением и упорядочиванием событий жизни (когнитивная составляющая биографической рефлексии; р < 0.001), а также более выраженным стремления ставить «задачу на смысл» (личностная составляющая; р < 0.01); для них характерна большая осмысленность жизни (общий показатель СЖО; р < 0.001), ее результативности (результат жизни; р < 0.001), чем для субъективно благополучных мужчин.
Повышение показателей когнитивных функций в ситуации переживания жизненного кризиса отмечается и в ряде других работ [например, 1; 7; 14; 19].
Корреляционный анализ показателей биографической рефлексии и теста СЖО выявил связи между показателями. Значимую положительную связь в группе субъективно благополучных мужчин обнаруживают показатели конфигуративной (при р=0.04) и личностной (при р=0.02) составляющих биографической рефлексии с общим показателем осмысленности жизни, а также результативность жизни и личностная (при р=0.01) и когнитивная (при р=0.04) составляющие биографической рефлексии. В группе мужчин, переживающих жизненный кризис, значимая положительная линейная связь обнаружена между показателями результативности жизни и личностной составляющей биографической рефлексии (р=0.03).
На основании данных можно предположить, что влияние биографической рефлексии в процессах осмысления жизни в ситуации переживания жизненного кризиса блокируется; поиск смыслов жизни осуществляется посредством иных (не связанных с биографической рефлексией) механизмов. Актуализация личностной составляющей биографической, сопряженной с размышлениями о смыслах событий собственной жизни, является значимой в процессах переживания онтологической значимости прожитой жизни, как в ситуации переживания кризиса, так и в условиях субъективного благополучия.
Конфирматорный факторный анализ. С целью проверки зависимости биографической рефлексии от условий жизненной ситуации (переживание жизненного кризиса) было проведено структурное моделирование. В качестве актуальных переменных мы применяли парселы - шкалы методики оценки биографической рефлексии. Мы проверяли пригодность двух моделей биографической рефлексии для показателей участников двух групп.
"Прогрессивная" модель "Регрессивная" модель
структуры биографической рефлексии структуры биографической рефлексии
Прогрессивная и регрессивная модели биографической рефлексии [цит по: 7, С. 180]
На рисунке показаны две модели, соответствующие двум типам биографической рефлексии: «прогрессивная» модель соответствует структуре рефлексии жизненного пути, «регрессивная» модель - структуре рефлексии жизненного опыта.
Результаты проверки пригодности моделей демонстрируют высокую степень согласованности теоретической модели и эмпирических данных.
Таблица 2
Результаты проверки пригодностей структурных моделей
Субъективно благополучные
смш Р СМШ/ББ ЯМБЕЛ СБІ ВІС ЛІС
«Прогрессивная» модель 1.39 1 0.24 1.39 0.06 0.97 31.0 19.4
«Регрессивная» модель 7.4 3 0.05 2.46 0.22 0.71 31.2 21.4
П ереживающие жизненный кризис
«Прогрессивная» модель 6.1 2 0.05 3.05 0.22 0.74 33.3 22.1
«Регрессивная» модель 2.5 3 0.47 0.84 0.000 1.0 17.1 16.5
Как мы видим из данных, представленных в табл. 2, «прогрессивная» модель рефлексии жизненного пути наиболее пригодна для интерпретации биографической рефлексии в группе субъективно благополучных лиц. «Регрессивная» модель рефлексии жизненного опыта более адекватна для интерпретации биографической рефлексии в группе лиц, переживающих жизненный кризис. Полученные данные указывают на влияние события -ситуации, связанной с переживанием жизненного кризиса на структуру биографической рефлексии, ее тип.
Анализируя полученные данные, мы предполагаем, что поскольку переживание жизненного кризиса сопряжено с актуализацией рефлексией жизненного опыта (дефицитарной, «регрессивной» моделью биографической рефлексии), то его преодоление, а в конечном итоге, повышение субъективного благополучия взрослого, может быть достигнуто средствами развития сбалансированной («прогрессивной») структуры биографической рефлексии. Речь идет о повышении в ходе коррекционноразвивающей работы тех составляющих биографической рефлексии, которые имеют низкие показатели. Изучение продуктивной функции биографической рефлексии в практике коррекционно-развивающей деятельности психолога составляет задачу будущих исследований.
Выводы
1. В ситуации переживания жизненного кризиса отдельные составляющие биографической рефлексии (когнитивная и личностная) и смыс-
ложизненных ориентаций (общая осмысленность жизни и удовлетворенность ее результативностью) хотя и повышаются, но роль биографической рефлексии в процессах осмысления жизни блокируется. То есть, поиск и открытие смыслов жизни осуществляется посредством иных механизмов (не связанных с биографической рефлексией). Выявление и анализ этих механизмов выходит за рамки настоящего исследования.
2. Для взрослых, переживающих жизненный кризис, наиболее характерной является рефлексия жизненного опыта, сопряженная со стремлением осмыслить собственный уникальный опыт прожитой (не приносящей удовлетворение) жизни, обнаружить новый смысл жизни. В группе взрослых, оценивающих себя как субъективно благополучных, обнаруживается рефлексия жизненного пути с выраженной социализирующей направленностью, связанной с социально-психологической адаптацией субъекта.
Список литературы
1.Бербаева И.Д. Психологические детерминанты дезадаптации личности в условиях изоляции: автореф. дис.... канд. психол. наук. Хабаровск, 2007. 26с.
2. Бородачева О.В. Мотивационная составляющая речевой компетентности в рассказах о себе как акмеологическая предпосылка // Изв. ТулГУ. Гуманитарные науки. Вып.2. Тула: Изд-во ТулГУ, 2012. С.311-325.
3. Василенко Т.Д. Телесность и субъективная картина жизненного пути: автореф.... д-ра психол. наук. СПб, 2012. 48 с.
4. Ермолаева М.В. Психолого-педагогическое сопровождение пожилого человека: субъектный подход: автореф. ... д-ра психол. наук. М., 2010. 52 с.
5. Заманаева Ю.В. Переживание утраты близкого как процесс изменения во внутреннем мире личности: автореф. ... канд. психол. наук. СПб,2004. 18 с.
6. Карпинский К.В. Неконгруэнтность смысла жизни и противодействие значимых других: факторы кризисного развития личности // Психология жизненного пути личности: методологические, теоретические, методические и прикладные проблемы: сб. науч. ст. Гродно: ГрГУ, 2012. С.131-183
7. Клементьева М.В. Биографическая рефлексия субъекта жизни // Идеи О.К.Тихомирова и А.В.Брушлинского и фундаментальные прблемы психологии (к 80-летию со дня рождения): материалы Всероссийской научной конференции (с иностранным участием). М.: Изд-во МГУ им. М.В.Ломоносова, 2013. С.178-182.
8. Клементьева М.В. Разработки методики оценки биографической рефлексии // Изв. ТулГУ. Гуманитарные науки. Вып. 1. Тула: Изд-во ТулГУ, 2013. С. 176-185.
9. Леонтьев, Д.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО) / Д.А.Леонтьев. М.: Смысл, 2000. 18 с.
10. Леонтьев Д.А., Аверина А.Ж. Рефлексивность как составляющая личностного потенциала // Личностный потенциал: структура и диагностика / под ред. Д.А.Леонтьева. М., 2011.
11. Мариясова Н.В. Духовность в контексте психологического анализа: личностный аспект: автореф. ... канд. психол. наук. Хабаровск, 2004. 26с.
12. Салихова Н.Р. Ценностно-смысловая организация жизненного пространства личности. Казань: Казан.ун-т, 2010. 452 с.
13. Сапогова Е.Е. Автобиографирование как процесс самодетерми-нации // Культурно-историческая психология. 2011. № 2. С.37-51.
14. Фомина Ю.И. Специфика этнических представлений иностранных студентов, проживающих на территории РФ // Изв. ТулГУ. Сер. Гуманитарные науки. Вып. 1. Тула: Изд-во ТулГУ, 2013. С. 207-215.
15. Чиксентмихайи М. Поток: психология оптимального переживания. М.: Смысл, 2011. 461 с.
16. Brown T.A. Confirmatory Factor Analysis for Applied Research. N.Y.: The Guilford Press, 2006. 493 р.
17. Ciarocco N.J., Vohs K.D., Baumeister R.F. Some good news about rumination: Task-focused thinking after failure facilitates performance improvement // Journal of Social and Clinical Psychology. 2010, Vol. 29. P. 10571073.
18. Krishnamoorthy К., Yu J. Modifed Nel and Van der Merwe test for the multivariate Behrens—Fisher problem // Statistics & Probability Letters. 2004. Vol. 66. P. 161-169.
19. Nolen-Hoeksema S., Wisco B.E., Lyubomirsky S. Rethinking Rumination // Perspectives on Psychological Science. 2008. Vol. 3. No. 5. P. 400-424
20. Raes F., Hermans D., Williams J. M. G., Eelen P. Reduced autobiographical memory specificity and affect regulation // Cognition and Emotion. 2006, Vol. 20.
21. Trapnell P.D., Campbell J.D. Private self-consciousness and the five-factor model of personality: Distinguishing rumination from reflection // Journal of Personality and Social Psychology. 1999, Vol. 76.
22. Treynor W., Gonzalez R., Nolen-Hoeksema S. Rumination reconsidered: A psychometric analysis // Cognitive Therapy and Research. 2003,
Vol. 27. P. 247-259.
Клементьева Марина Владимировна, канд. психол. наук, доц., [email protected], Россия, Тула, Тульский государственный университет.
EXAMINATION OF BIOGRAPHICAL REFLECTION IN LIFE CRISIS
M. V. Klementyeva
The author examined psychological circumstances of biographical reflection of adult men in the period of “midlife crisis”. The correlation structure modeling indicated that the subscales of the “Biographical Reflection Test” were modeled with different solutions for the “midlife crisis” and “subjective well-being”, and proved the influence of a crisis life event on a type of biographical reflection.
Key words: biographical reflection, life crisis, confirmatory factor analyses
Klementyeva Marina Vladimirovna, candidate of psychological science, docent, [email protected], Russia, Tula, Tula State University.
УДК 159.9
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТНОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОПОЗНАНИЯ У СТУДЕНТОВ -ПСИХОЛОГОВ
И.Л. Фельдман
Дается обоснование понятий « личностное самопознание» и «профессиональное самопознание», проводится анализ развития самопознания у студентов-психологов. Автором приводятся сравнительные результаты эмпирического исследования личностного и профессионального самопознания студентов-психологов 2-4 курсов ТулГУ.
Ключевые слова: личностное самопознание; профессиональное самопознание; функции самопознания, структура и закономерности самопознания, эмпирическое исследование личностного самопознания.
Личностное самопознание - это процесс познания себя, своих потенциальных и актуальных свойств, личностных и интеллектуальных особенностей, отношений с другими, поведенческих характеристик, осуществляемый как во внешнем, так и во внутреннем мире.
Многие авторы выделяют следующие моменты: отражательную и социальную природу самопознания, познание человеком собственных качеств как субъекта деятельности и общения, наполнения содержанием самосознания, слияние субъекта и объекта познания. Е.М. Боброва (1989) в своей диссертационной работе дает определение самопознания, учитывающее все эти аспекты: «Самопознание— сложный, многоуровневый процесс познания себя как субъекта деятельности и общения, построение и коррекция образа Я, наполнение содержанием самосознания личности» [8, с.23].
Изучение самопознания идет в двух направлениях — изучение результативного и процессуального аспектов самопознания. Результативныйподход связан с анализом итоговых продуктов самопознания, которые выражаются в построении представления о себе (образ «Я», Я- концепция). Большинство