современной России/ под ред. В.С. Магун. М.: Изд-во Института социологии РАН. 2006. С. 30-57.
Безгина Наталья Вячеславовна, аспирант, bezginanatasha@,mail.ru, Россия, Тула, Тульский Государственный Университет.
"CIVIL IDENTITY" AS A COMPONENT OF SOCIAL FORMATION OF AN INDIVIDUAL
N.V. Bezgina
The author considers the basic concepts related to "civil identity": "state identity", "Russian identity," "national identity", "legal identity" and "ethnic identity", and highlights the basic differentiating and consolidating features of civil identity. The author analyzes the development of civil identity as a component of social formation of an individual in the society.
Key words: civil identity, social formation, legal identity, differentiating and consolidating features.
Bezgina Natalia Vyacheslavovna, post-graduate student, bezginanatasha@,mail.ru, Russia, Tula, Tula State University.
УДК 159.9
ВЛИЯНИЕ БИОГРАФИЧЕСКОЙ РЕФЛЕКСИИ НА ОСМЫСЛЕННОСТЬ ЖИЗНИ ВЗРОСЛЫХ ЛЮДЕЙ
М.В. Клементьева
Рассматриваются психологические особенности биографической рефлексии взрослых людей. Структурное моделирование корреляций показало, что субшкалы теста биографической рефлексии по-разному сформированы для молодых и пожилых людей, и подтвердило влияние биографической рефлексии, опосредованное возрастом, на осмысленность жизни взрослых.
Ключевые слова: биографическая рефлексия, осмысленность жизни, взрослость, жизненный путь, жизненный опыт
Поиск смысла занимает центральное место в жизни человека. Не удивительно, что жизненный путь и экзистенциальный опыт являются актуальными темами психологических исследований.
В качестве источников смысла жизни исследователи рассматривают рефлексивные механизмы и бессознательные показатели [1; 2; 3; 6; 7; 9; 10; 13; 15; 16; 18; 20; 21; 22]. Утверждается, что рефлексивные механизмы могут воплощать различные функции и, следовательно, демонстрировать различные эффекты в зависимости от событийного контекста жизни, в который они встраиваются [4; 9; 21; 22].
Мы рассматриваем биографическую рефлексию как самоанализ субъектом индивидуальной жизни и выделяем ее два типа: рефлексию
жизненного пути и рефлексию жизненного опыта. Первый тип связан с самоанализом, саморазвитием, хорошей адаптацией, личностным ростом и целеполаганием, а второй - с навязчивыми размышлениями, тревожностью, внимательностью к переживаниям. Субъект рефлексии жизненного пути стремится осмыслить события жизни, интериоризируя символическую «модель жизни» - культурно детерминированную структуру, образованную последовательностью событий жизни, жизненных целей, смыслов жизни, показателей насыщенности жизни и так далее. Нарушение нормативной последовательности событий жизни снижает биографическую рефлексию, детерминируя обращение человека к рефлексии жизненного опыта. Так, люди, которые рефлексируют опыт переживания «жизненного кризиса», отличаются меньшим психологическим благополучием, расплывчатыми жизненными целями и беспокойством [4]. Это означает, что уникальные (анормативные) события жизни нарушают осознание «Я» в жизненном пути и смыслы жизни человека.
Не удивительно, что авторы отмечают возрастающую роль рефлексии прожитого опыта жизни и самоанализа возможностей будущего в развитии взрослого человека, его адаптации к изменениям, связанным с физическими, социальными, личностными потерями [7; 9; 16; 19; 22]. Культура не предоставляет моделей для развития взрослого человека. Не имея возможности использовать те культурные ресурсы, которые стимулировали развитие на ранних этапах онтогенеза, взрослый человек обнаруживает новые источники смысла жизни в биографической рефлексии. Так, ресурсы развития взрослого в ситуациях, нарушающих нормативную последовательность событий жизненного цикла, связываются с рефлексией [2; 4; 7; 16; 19]; субъект «высваивает» знания о жизни из своего уникального жизненного опыта. Мы разделяем мнение авторов о том, что развитие взрослого обусловлено рефлексией, совершаемой в отношении собственной жизни, и рассматриваем перспективными попытки обнаружить закономерности развития взрослого в рефлексии явлений и феноменов жизненного пути.
В наших исследованиях была обнаружена тенденция обращения взрослых к рефлексии жизненного опыта в ситуациях, связанных с нарушением нормативной последовательности событий жизненного цикла. Готовность субъекта к самоизменению в сочетании с рефлексивностью и стремлением к поиску смысла жизни стимулирует обращение к жизненному опыту, порождению нового знания [4].
В настоящем исследовании у нас была возможность изучить влияние биографической рефлексии на осмысленность жизни на разных этапах взрослости. В частности, целью данного исследования было сравнение параметров биографической рефлексии в их возможностях прогнозировать поиск смыслов жизни на этапах ранней и средней взрослости.
Ранняя взрослость - это период (17-19-25 лет), когда человек становится субъектом рефлексии, а рефлексия становится условием формирова-
ния целостности самосознания и идентичности, становления смыслов жизни и жизненной перспективы. В этот период происходит осознанное формирование жизненной перспективы, определение жизненных целей, личностная (экзистенциальная) эмансипация от взрослых, осознание когерентности и связности жизненного пути. Согласно современным моделям развития [9; 11; 12; 14; 18], возраст 17-25 лет - переход «формирующейся взрослости», связанный с готовностью к самоопределению, решением жизненных задач, период исследования, поиска («пробы пера», а не окончательного жизненного решения). Для решения жизненных задач молодые люди начинают целенаправленно использовать биографический опыт в интерпретации событий своей жизни и жизни другого человека [18], рефлексия приобретает «биографическую» направленность - «умение анализировать собственный жизненный опыт», обращенность на будущее, воплощение Я в жизненном пути [1; 11].
В средней и поздней взрослости повышается роль биографической рефлексии в развитии человека. Основные задачи взрослого в современных теориях развития связываются с сознательной реконструкцией жизненного пути, его рефлексией. Самосознание и рефлексия рассматриваются как ресурс оптимизации физического, социального, личностного развития, адаптации к изменениям, связанным с физическими и социальными потерями, балансировании жизненных сфер, потерь и приобретений [7; 10; 13; 15; 16; 19; 20; 22]. Подчеркивается, что повышение рефлексии в среднем возрасте сочетается с уменьшением стремления к личностному росту и увеличением духовности [13]. В условиях коррекции жизненных перспектив интенсификация рефлексии способствует изменению жизненной ситуации, вызывающей тревогу и стресс, в сторону относительной стабильности в развитии. В поздней взрослости влияние биографической рефлексии связывается с преодолением наиболее частых дефицитов развития [20], развитием мудрости, собственной «философии жизни» и формированием новых смыслов жизни [7; 15; 16; 19] , способствуя «успешному старению». Значимая роль рефлексии в поздней взрослости обнаруживается в научном поиске характерной для поздней взрослости формы рефлексии, проявляющемся в спонтанном уменьшении зависимости самопонимания пожилых людей от социального самоопределения в сторону увеличения роли в этом процессе внутреннего переживания «себя», связанности своего прошлого и будущего [21; 22].
В представленном ниже эмпирическом исследовании нас интересовал вопрос о различиях влияния биографической рефлексии у молодых и взрослых людей на осмысленность их жизни.
Гипотезой исследования было предположение о том, что с целью поиска смысла жизни на этапах ранней и средней взрослости люди обращаются к разным типам биографической рефлексии.
Объект исследования - биографическая рефлексия, а предмет исследования - тип биографической рефлексии.
Методика
Исследование проводилась на выборке в 225 человек в возрасте от 17 до 60 лет. Выборка была ранжирована на 4 группы по критерию возрастного этапа: участники в возрасте 17-25 лет (N=72), 26-45 лет (N=90), 46-60 лет (N=63).
Исследование проводилось с использованием авторской методики оценки биографической рефлексии [2; 5] и теста смысложизненных ориен-таций [6]. Бланки методик заполнялись письменно.
Авторская методика оценки биографической рефлексии представляет шкалу самоотчета из 30 пунктов, образующих четыре субшкалы, соответствующие четырем составляющим биографической рефлексии (когнитивной, личностной, социально-перцептивной и конфигуративной). Когнитивная составляющая характеризует выраженность анализа действий и средств биографической рефлексии. Личностная составляющая отражает степень осознанности смыслов событий жизни. Социально-перцептивная составляющая указывает на склонность субъекта к интерпретации жизни других людей. Конфигуративная составляющая указывает на сформиро-ванность жизненного нарратива. После подсчета баллов для каждой из субшкал определялся тип биографической рефлексии - рефлексия жизненного пути или рефлексия жизненного опыта.
Статистическую обработку данных мы проводили с помощью пакета статистических программ SPSSv.21 с модулем AMOS.
Нормальность статистики распределения показателей определялась с помощью одновыборочного теста Колмогорова-Смирнова приp > 0.05.
Оценка степени влияния показателей биографической рефлексии на смысложизненные ориентации осуществлялась с помощью линейной регрессии. Значимость регрессионной модели мы рассчитывали с помощью F-теста, а значимость предикторов в регрессионной модели - с помощью t-критерия. При значении р < 0.05 отмечалась значимость влияния. Выявление связей между показателями осуществлялась с использованием корреляционного анализа (коэффициент Спирмена). При значении статистики p< 0.05 отмечалась линейная связь между показателями [8].
Степень соответствия теоретической модели биографической рефлексии экспериментальным данным в конфирматорном факторном анализе мы оценивали по критериям согласия: уровень значимости CMIN при р > 0.05; CMIN/DF < 2.0, RMSEA < 0.05, CFI > 0.95. При сравнении нескольких моделей мы использовали критерий информации AIC, где низкие значения указывают на сравнительно более хорошее соответствие [17].
Результаты и их обсуждение
Распределение показателей биографической рефлексии и смысложиз-ненных ориентаций не отличается от нормального по критерию Колмогорова-Смирнова (р > 0.06 и р > 0.19 соответственно).
В соответствии с ключом методики оценки биографической рефлексии для каждого испытуемого мы определили тип биографической рефлексии. На рисунке показана статистика распределения частоты встречаемости типов биографической рефлексии (рефлексии жизненного опыта и рефлексии жизненного пути) в трех возрастных группах.
Частота встречаемости типов биографической рефлексии в трех возрастных группах
Данные диаграмм, представленные на рисунке, демонстрируют тенденцию обращения к рефлексии жизненного пути в возрастном диапазоне от 17 до 45 лет и к рефлексии жизненного опыта - после 45 лет. Поскольку процентное соотношение типов биографической рефлексии в представленных группах является лишь иллюстративным, с целью проверки зависимости типа биографической рефлексии от возраста было проведено структурное моделирование.
Конфирматорный факторный анализ. В качестве актуальных переменных мы применяли шкалы методики оценки биографической рефлексии. Проверялась пригодность двух моделей биографической рефлексии [5] для показателей участников трех возрастных групп.
Как мы видим из данных, представленных в табл., модель рефлексии жизненного пути пригодна для интерпретации биографической рефлексии в группе участников от 17 до 45 лет. В группе взрослых старше 45 лет значения для модели рефлексии жизненного опыта являются сравнительно лучшими, что указывает на большее соответствие эмпирических данных структурной модели рефлексии жизненного опыта. То есть возраст влияет на тип биографической рефлексии.
Жизненный путь на этапе средней взрослости отличается индивидуальностью, включая помимо нормативной последовательности событий жизненного цикла уникальные события, актуализируя рефлексию жизненного опыта. Переживание уникальных событий осмысляется взрослыми как жизненное изменение, для адаптации к которым часто отсутствуют культурные ресурсы; рефлексия жизненного опыта выступает в роли ресурса развития. Если проживание событий жизни сопряжено с усвоенными культурными сценариями жизни, задающими такую последовательность событий жизни, субъект актуализирует рефлексию жизненного пути.
Таблица 1
Результаты проверки пригодностей структурных моделей
17-25 лет
Модель смш Р СМШ/ББ ЯМБЕЛ СБ1 Л1С
Модель рефлексии жиз- 1.45 1 0.23 1.45 0.05 0.99 27.5
ненного пути
Модель рефлексии жиз- 29.7 2 0.00 14.87 0.45 0.27 53.7
ненного опыта
26-45 лет
Модель рефлексии жиз- 0.03 1 0.87 0.03 0.000 1.00 18.0
ненного пути
Модель рефлексии жиз- 25.9 2 0.00 12.96 0.35 0.52 49.9
ненного опыта
46-60 лет
Модель рефлексии жиз- 6.41 2 0.04 3.21 0.24 0.89 30.4
ненного пути
Модель рефлексии жиз- 3.98 2 0.06 1.99 0.06 0.90 28.2
ненного опыта
Корреляционный анализ показателей биографической рефлексии и смысложизненных ориентаций выявил следующие особенности.
В старшей группе взрослых (45-60 лет) были обнаружены положительные связи между смысложизненными ориентациями и показателями биографической рефлексии (при р < 0.04), за исключением ее социально-перцептивной составляющей. В группе взрослых 25-45 лет значимые положительные связи со смысложизненными ориентациями обнаружили лишь общий показатель биографической рефлексии и ее личностная составляющая (при р < 0.05). В группе молодых показатели биографической рефлексии, за исключением ее конфигуративной составляющией, демонстрировали
значимые положительные линейные связи со смысложизненными ориента-циями (при р < 0.05).
Различия в структуре линейных связей между показателями указывают на то, что взаимосвязь биографической рефлексии с осмысленностью жизни субъекта опосредуется возрастом. Очевидно возрастание роли биографической рефлексии как механизма осмысленности жизни в старшей возрастной группе (после 45 лет) по сравнению с более ранними этапами взрослости. Взрослый погружается в рефлексию жизненного опыта, испытывая необходимость поиска смысла жизни. Примечательным представляется отсутствие линейных связей между смысложизненными ориентациями и социально-перцептивной составляющей в данной группе участников. Взрослость - период актуализации рефлексии жизненного опыта, когда личностная составляющая выступает доминантой в осмыслении экзистенциального опыта жизни, самодостаточного относительно независимого от социальных факторов. Направляя рефлексию на свой уникальный опыт жизни, взрослый человек в рефлексии формирует жизненные смыслы (цели), а через них - свой жизненный путь. Отсутствие прецедентов затрудняет трансляция знаний о жизни в системе социкультурных связей с другими людей. В группе молодых взрослых биографическая рефлексия направлена на продуктивный самоанализ событий жизни, а также связана со способностью субъекта сравнивать свою жизнь с жизнью других людей, осознавать вариативность жизненного пути, открывать смысл жизни в со-бытии с Другим.
Регрессионный анализ. Обнаруженные корреляционные связи между биографической рефлексией и осмысленностью жизни обусловили необходимость проведения регрессионного анализа, который позволяет выявить каузальные связи между исследуемыми явлениями. В нашем исследовании задача стояла в выявлении тех показателей биографической рефлексии, которые являются предикторами осмысленности жизни взрослых людей. В качестве зависимой переменной вступал общий показатель осмысленности жизни.
Результаты анализа, представленные в табл. 2, демонстрируют, что вероятность обнаружения смысла жизни во взрослых возрастах определяется, преимущественно, личностной составляющей биографической рефлексии - осознанностью жизненных задач и событий жизни, обнаружением аутентичности своей жизни. Социально-перцептивная составляющая имеет значимое влияние лишь в молодости; сравнение своей жизни с жизнью другого человека повышает осмысленность жизни в ранней взрослости. Осознание подлинности своей жизни, углубленный самоанализ событий жизни значимо повышают осмысленность жизни взрослых (после 45 лет); в своей жизни взрослый обнаруживает образец, меру жизни. Из данных, представленных в табл. 2, видно, что влияние биографической рефлексии на осмысленность жизни является значимым, объясняя около 20
% общей дисперсии в группах участников моложе 45 лет, а в группе взрослых старше 45 лет - около 41 % общей дисперсии.
Таблица 2
Регрессия общей осмысленности жизни к составляющим биографической рефлексии
Показатели биографической рефлексии Возраст
17-25 лет (N=72) 26-45 лет (N=90) > 45 лет (N=63)
Личностная составляющая В = 0.33; 1=2.7 (р=0.008) В = 0.37; 1=3.01 (р=0.004) В = 0.56; 1=2.8 (р=0.008)
Социально-перцептивная составляющая В = 0.41; 1= 3.23 (р=0.002) В = 0.09; 1= 0.68 (р=0.49) В = - 0.12; 1= - 0.66 (р=0.51)
Когнитивная составляющая В = 0.06; 1= 0.49 (р=0.63) В = 0.13; 1= 1.04 (р=0.30) В = 0.20; 1=1.1 (р=0.24)
Конфигуративная составляющая В = -0.22; 1= - 1.63 (р=0.11) В = 0.05; 1= 0.41 (р=0.68) В = 0.16; 1= 0.97 (р=0.34)
Сводка для модели аёЯ =0.196; Б=5.08 (р=0.001) 2 аёЯ =0.214; Б=5.6 (р=0.001) 2 аёЯ =0.41; Б=5.9 (р=0.002)
Таким образом, влияние биографической рефлексии на осмысленность жизни взрослых опосредовано возрастом субъекта рефлексии. С возрастом наблюдается повышение влияния рефлексивного ресурса на осмысленность жизни. Стимуляция биографической рефлексии, прежде всего продуктивный самоанализ событий жизни и жизненных задач, обнаружение подлинности жизненного опыта, способствует повышению осмысленности и удовлетворенности во взрослом возрасте. Открытие в своем жизненном опыте подлинности, уникальности переживания событий жизни актуализирует рефлексивные механизмы осмысления жизни, стимулирует взрослого к осознанию своей жизни как индивидуального жизненного пути. В условиях обнаружения прецедентов «модели жизни» взрослые актуализируют арефлексивные механизмы обнаружения смысла жизни.
Выводы
Биографическая рефлексия сравнительно больше влияет на осмысленность жизни взрослых после 45-летнего возраста. Различия в рефлексивных механизмах осмысленности жизни связаны с типом биографической рефлексии. С целью поиска смысла жизни молодые люди преимущественно обращаются к рефлексии жизненного пути, а взрослые старше 45 лет - к рефлексии жизненного опыта. Повышение осмысленности жизни взрослых людей возможно в рамках коррекционно-развивающей работы, направленной на стимуляцию биографической рефлексии, осознание
193
смыслов событий жизни и жизненных задач, признание собственного влияния на ход жизни, обнаружение аутентичности своей жизни.
Список литературы
1. Выготский Л.С. Психология развития человека. M.: Смысл, 2004.
2. Клементьева М.В. Биографическая рефлексия в контексте психологического анализа. Тула: Изд-во ТулГУ, 2013. 156 с.
3. Клементьева М.В. Исследование взаимосвязи смысложизненных ориентаций и биографической рефлексии // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. Вып. 2. Тула: Изд-во ТулГУ, 2013. С. 276-283.
4. Клементьева М.В. Исследование биографической рефлексии в ситуации жизненного кризиса // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. Вып. 4. Тула: Изд-во ТулГУ, 2013. С. 341-350.
5. Клементьева М.В. Разработка методики оценки биографической рефлексии // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. Вып. 1. Тула: Изд-во ТулГУ, 2013. С.176-184.
6. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). М.: Смысл, 2000. 18 с.
7. Сапогова Е.Е.Экзистенциальная психология взрослости. М.: Смысл, 2013. 767с.
8. Сидоренко Е. В. Методы математической обработки в психологии. СПб.: Речь, 2010. 350 с.
9. Слободчиков В. И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: развитие субъективной реальности в онтогенезе. М.: Школьная пресса, 2000. 416 с.
10. Фельдман И. Л. Копинг-стратегии и защитные механизмы в развитии личностного самопознания медицинских работников // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. Вып. 1. Тула: Изд-во ТулГУ, 2013. С. 200-206.
11. Формирование личности старшеклассника / под. ред. И.В. Дубровиной. М.: Педагогика, 1989. 168 с.
12. Чадаева К.Д. Образ будущего в разных возрастах // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. Вып. 2. Тула: Изд-во ТулГУ, 2013. С. 294-305.
13. Эммонс Р. Психология высших устремлений: мотивация и духовность личности. М.:Смысл, 2004. 416 с.
14. Arnett J. J. Emerging adulthood: A theory of development from the late teens through the twenties // American Psychologist, 2000. 55. P.469-480.
15. Baltes P. B., Lindenberger U., Staudinger U.M. Life Span Theory in Developmental Psychology // Handbook of Child Psychology. Volume 1: Theoretical Models of Human Development. NJ.: John Wiley & Sons, 2006. P. 569-664.
16. Birren J.E., Cochran K. Telling the Stories of Life through Guided Autobiography Groups. Baltimore, MD: Johns Hopkins University Press, 2001. 208 р.
17. Brown T.A. Confirmatory Factor Analysis for Applied Research. N.Y.: The Guilford Press, 2006. 493 р.
18. Habermas T., Paha C. The development of coherence in adolescents' life narratives // Narrative Inquiry. 2001. Р. 11.
19. Lachman М.Е. Development in Midlife // Annual Review of Psychology. 2004 Vol. 55. P. 305-331.
20. Newbern V. B., Krowchuk H. V. Failure to thrive in elderly people: A conceptual analysis // Journal of Advanced Nursing, 1994. 19(5). Р. 840-849.
21. Nolen-Hoeksema S., Wisco B.E., Lyubomirsky S. Rethinking Rumination // Perspectives on Psychological Science. 2008. 3 (5). Р. 400-424.
22. Tornstam L. Gero-transcendence: A theoretical and empirical exploration. // In L. E. Thomas & S. A. Eisenhandler (Eds.), Aging and the religious dimension. London: Auburn House, 1994. Р. 203-225.
Клементьева Марина Владимировна, канд. психол. наук, доц., доц. тф., [email protected], Россия, Тула, Тульский государственный университет.
IMPACT OF BIOGRAPHICAL REFLECTION ON THE MEANINGFULNESS OF LIFE OF ADULTS
M.V. Klementyeva
We examined the psychological circumstances of biographical reflection in adults. The correlations structure modeling indicated that the subscales of the "Biographical Reflection Test" were modeled with different solutions for young people and adults. The biographical reflection has an impact on the meaningfulness of life mainly via age - the more reflective adult people have higher level of meaning in life.
Key words: biographical reflection, meaningfulness of life, adult, life course, life experience
Klementyeva Marina Vladimirovna, PhD (Psychology), Associate Professor, [email protected], Russia, Tula, Tula State University.