Вестник Омского университета. Серия «Экономика». 2014. № 1. С. 145-151.
УДК 330.85+330.46
ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕОРИИ К. МАРКСА НА ОСНОВЕ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА.
ЧАСТЬ II. ТЕОРИЯ КОММУНИЗМА
THE STUDY OF K. MARX’S THEORY ON THE BASIS OF SYSTEMS APPROACH.
PART II. THEORY OF COMMUNISM
Ю.А. Фомина Yu.A. Fomina
Омский государственный университет путей сообщения
На основе системного подхода рассматривается теория коммунизма К. Маркса, выделяются основные положения и следствия из них. Используя структурно-функциональный подход, рассматриваются модели коммунистического общества на стадии диктатуры пролетариата и на высшей стадии развития общества, выделяются противоречия коммунизма с позиций системного подхода.
The theory of communism of Karl Marx is considered in this paper on the basis of the systems approach. The main positions and their consequences are highlighted. The models of communist society on the stage of the dictatorship of the proletariat and at the highest stage of social development are considered on the basis of the structural-functional approach. Some contradictions of communism are shown in terms of the systems approach.
Ключевые слова: К. Маркс, системный подход, коммунизм, кибернетика, самоорганизация.
Keywords: K. Marx, systems approach, communism, cybernetics, self-organization.
Данное исследование, состоящее из двух частей, посвящено анализу теории К. Маркса на основе общего системного подхода. В части первой приведено исследование теории капитализма К. Маркса [1]. Вторая часть исследования, приведенная в данной статье, представляет анализ теории коммунизма К. Маркса, в том числе первой и высшей фаз коммунистического общества.
Методологией данного исследования является общий системный подход, представляющий собой результат синтеза таких направлений системного подхода, как общая теория систем, кибернетика, гомеостатика, синергетика, системно-мыследеятельностная методология [2]. На основе общего системного подхода в теории коммунизма К. Маркса выделены соответствующие предпосылки, основные положения и следствия.
Используя структурно-функциональный метод, описаны модели коммунистического общества К. Маркса в переходный период и на высшей стадии развития общества, выделены противоречия соответственно для каждой модели.
Теория коммунизма К. Маркса
Согласно теории коммунизма К. Маркса, можно выделить коммунистическое и переходное (от буржуазного к коммунистическому) об-
щества. Переходное общество соответствует «первой фазе коммунистического общества», идеалом является «высшая фаза коммунистического общества».
Маркс пишет: «Между капиталистическим и коммунистическим обществом лежит период революционного превращения первого во второе. Этому периоду соответствует и политический переходный период» [3, с. 27].
Теория переходного периода Маркса (первая фаза коммунистического общества)
В результате исследования теории переходного периода К. Маркса на основе системного подхода определены предпосылка, основные положения и следствия из них.
Предпосылка: бытие определяет сознание, или «общественное бытие определяет сознание людей».
Для Маркса то, что «общественное бытие определяет сознание людей», является аксиомой как в теории капитализма, так и в теории коммунизма.
Как отмечалось в первой части исследования, с позиций общего системного подхода не достаточно использовать только предпосылку «бытие определяет сознание» для разработки непротиворечивой теории [1]. Точно также, как не достаточно использовать только предпосылку «сознание определяет бытие». Системный
© Ю.А. Фомина, 2014
подход предполагает использование этих двух предпосылок в комплексе и во взаимосвязи.
Основные положения
Положение 1. Уничтожение капиталистической частной собственности и, соответственно, класса буржуазии и капиталистических производственных отношений, т. е. уничтожение кибернетически организованных капиталистических производств.
Согласно системному подходу, положение об уничтожении капиталистической частной собственности и, соответственно, класса капиталистов представляет собой попытку разрешения противоречия капиталистической системы - противоречия между кибернетическим характером организации экономического (производственного) субъекта и самоорганизующейся природой индивида. Причем предполагается не естественное - в результате конкуренции с иными формами собственности, -снижение доли или полное исчезновение капиталистической частной собственности, а ее преднамеренное уничтожение.
Маркс пишет: «В этом смысле коммунисты могут выразить свою теорию одним положением: уничтожение частной собственности» [4, с. 21].
Другими словами, уничтожение частной собственности есть борьба с противоречием капиталистической системы, на которое указывает Маркс, - это противоречие между капиталистической частной собственностью на средства производства, капиталистическим способом присвоения, с одной стороны, и общественным характером производства - с другой.
Таким образом, К. Маркс призывает к уничтожению кибернетических отношений внутри экономического субъекта - капиталистического предприятия - путем уничтожения самого субъекта и соответствующих ему отношений.
Маркс пишет: «Действительно, речь идет об упразднении буржуазной личности, буржуазной самостоятельности и буржуазной свободы» [4, с. 23].
Но тезис об уничтожении капиталистической частной собственности и самих капиталистов ставит вопрос об организации производства нового типа, соответствующего теории коммунизма, вопрос о собственности на средства производства. Решение этого вопроса отражено в положении 2.
Положение 2. Государство как революционная диктатура пролетариата становится центральным органом управления экономикой, обществом.
Государство отождествляется Марксом с пролетариатом, организованным как господствующий класс. На время переходного периода К. Маркс предлагает сконцентрировать и централизовать все орудия производства в руках государства. С точки зрения системного подхода, это позволяет вывести тезис об утверждении государства в качестве главного субъекта экономики переходного периода и одновременно центрального органа управления экономикой, обществом.
По нашему мнению, этот тезис есть логическое продолжение из следствия, выделенного нами в капиталистической теории Маркса,
- тенденции к концентрации и централизации капитала, т. е. тенденции к кибернетизации национальной экономики.
Итак, по Марксу, государство на время переходного периода становится органом управления экономикой, представляющим интересы пролетариата. С позиции общего системного подхода, это положение содержит противоречие, так как если государство становится органом управления, то оно уже реализует свои интересы, а не интересы управляемого объекта.
По словам Маркса, государство переходного периода не может быть ничем иным, кроме как революционной диктатурой пролетариата [3, с. 27].
В «Манифесте коммунистической партии» Маркс пишет: «Пролетариат использует свое политическое господство для того, чтобы вырвать у буржуазии шаг за шагом весь капитал, централизовать все орудия производства в руках государства, т. е. пролетариата, организованного как господствующий класс, и возможно более быстро увеличить сумму производительных сил» [4, с. 27].
Таким образом, исследуя теорию Маркса с позиций системного подхода, мы можем утверждать, что в теории Маркса предлагается уничтожить множество кибернетически организованных производств, принадлежащих буржуазии, и централизовать собственность на все средства производства в руках государства. Вместо множества кибернетических капиталистических предприятий предлагается создать единую вертикальную, жесткую кибернетическую систему управления, где орган управления и обратная связь - государство, а отдельные производители - рабочие. То есть на время переходного периода усиливается власть и могущество государства.
Следствие 1 (из положения 2): организация производства и распределения как кибер-
нетической системы управления в масштабах государства.
В «Критике Готской программы» Маркс достаточно подробно описывает организацию производства, распределения и потребления в первой фазе коммунистического общества. Уже в первой фазе коммунистического общества, согласно теории Маркса, должен отсутствовать обмен и, соответственно, денежный капитал.
Если государство - владелец всех средств производства, следовательно, государство и организует производство во всем обществе. Маркс описывает организацию производства и распределения как единого механизма на уровне общества.
С точки зрения общего системного подхода, такая система производства и распределения соответствует кибернетической системе управления. Рабочие (производители) производят предметы потребления и средства производства, а государство распределяет предметы потребления между индивидами; средства производства принадлежат государству. Распределение предметов потребления на первоначальном этапе предполагается равным, т. е. «по труду»: равная оплата за равный труд.
Во втором томе «Капитала» Маркс пишет: «При общественном производстве денежный капитал отпадает. Общество распределяет рабочую силу и средства производства между
различными отраслями производства. Производители могут, пожалуй, получать бумажные удостоверения, по которым они извлекают из общественных запасов предметов потребления то количество продуктов, которое соответствует времени их труда» [5, с. 402].
В «Критике Готской программы» Маркс пишет о системе производства, распределения и потребления в первой фазе коммунистического общества. Маркс доказывает, что распределение в коммунистическом обществе должно стать неравным, чтобы не было различий в богатстве между индивидами, но для этого общество еще должно преодолеть недостатки переходного периода.
С приближением к коммунизму высшей фазы Маркс предлагает установить в одной и той же системе управления различные нормы для людей (исполнительных механизмов экономики) с различным уровнем одаренности (способности осуществлять рефлексию), что, по нашему мнению, снижает мотивацию осуществлять рефлексию, поскольку при различии норм человеку выгоднее осуществлять рутинный труд и получать за него столько же.
Модель коммунистического общества переходного периода
На рис. 1 изображена модель коммунистического общества на стадии диктатуры пролетариата с точки зрения системного подхода.
Рис. 1. Модель коммунистического общества на стадии диктатуры пролетариата с позиций системного подхода
Функции органа управления и обратной связи выполняет государство. Государство является единственным владельцем всех средств производства и организует производство в национальном масштабе. Государство устанавливает пропорции производства предметов потребления и средств производства.
Государство осуществляет распределение предметов потребления между членами обще-
ства. Задачей государства является максимально равномерное распределение предметов потребления и быстрого увеличения производительных сил и общественного богатства.
Индивиды («отдельные производители») выполняют функцию исполнительных механизмов и участвуют в производственном процессе. Из общественных (государственных) фондов индивиды получают предметы потреб-
ления. Соответственно, каждый индивид осуществляет функцию потребления предметов потребления (индивидуальное потребление рабочего и членов его семьи). Производственное потребление осуществляется индивидами как производителями в ходе производственного процесса. Индивиды осуществляют в подавляющем большинстве рутинный труд, функцию рефлексии замыкает на себя орган управления.
Объектом является производственный процесс - воздействие исполнительных механизмов (отдельных производителей, индивидов) на предмет труда с помощью средств труда. На выходе - новые средства производства и предметы потребления. На входе - ресурсы, информация. Экономика строится как большое производство.
С позиций системного подхода, модель коммунистического общества на стадии диктатуры пролетариата соответствует кибернетической системе управления. Можно выделить следующие признаки кибернетической системы: государство выполняет функции не только обратной связи, но и органа управления; отдельные производители выполняют функции исполнительных механизмов, а не самостоятельных элементов; объект - не обмен, а производственный процесс, на который воздействуют исполнительные механизмы.
Модель коммунистического общества на стадии диктатуры пролетариата по сравнению с моделью капитализма является более простой кибернетической моделью с единственной текущей отрицательной обратной связью. Если модель капитализма имеет определенные признаки самоорганизации, то модель диктатуры пролетариата - кибернетическая система управления, которая не способна к самостоятельному развитию.
Таким образом, мы можем выделить следующие противоречия модели коммунизма на стадии диктатуры пролетариата:
1. Противоречие между стремлением индивида как самоорганизующейся системы к осуществлению рефлексии и стремлением государства как органа управления управлять процессами осуществления рефлексии индивидами (исполнительными механизмами), ограничивать или подавлять рефлексию.
2. Противоречие между кибернетическим (вертикальным) характером организации национальной экономики, общества и самоорганизующейся природой индивида.
3. Противоречие между государственной собственностью на средства производства и общественным характером производства. Теория
коммунизма Маркса в идеале предполагает общественную собственность на средства производства, и лишь на переходном периоде общественная собственность подменяется государственной. Но общественная собственность и государственная настолько далеки друг от друга, что создается противоречие не меньшее, чем между капиталистической частной собственностью на средства производства и общественным характером производства при капитализме.
В отличие от капиталистической модели, в модели переходного периода К. Маркс предпочитает не замечать указанные противоречия, говоря о них лишь как о неизбежных недостатках первой фазы коммунистического общества. Эти противоречия разрешаются сами собой в высшей фазе коммунистического общества.
Теория коммунизма как высшей фазы коммунистического общества
Прежде чем перейти к анализу теории коммунизма как высшей фазы коммунистического общества, нужно отметить, что эта теория дана у Маркса очень кратко.
В коммунистическом обществе сохраняется предпосылка, что «общественное бытие определяет сознание людей».
Для коммунистического общества можно выделить следующие основные положения.
Положение 1. Общественная (коллективная) собственность на средства производства.
На высшей фазе коммунистического общества собственность на средства производства становится общественной, принадлежащей всем членам общества, а не государству. То есть если в переходный период речь идет об общественной собственности как о государственной, то на высшей фазе - об общественной собственности как о собственности коллективной.
По Марксу, это общество, основанное на началах коллективизма, на общем владении средствами производства [3, с. 18].
Маркс пишет: «Капитал будет превращен в коллективную, всем членам общества принадлежащую, собственность» [4, с. 22].
Согласно данному положению, в коммунистическом обществе все средства производства принадлежат всем членам общества, т. е. общественный характер производства соответствует общественной собственности на средства производства. Тогда общество нужно рассматривать как единый огромный производственный механизм. С точки зрения системного подхода, это движение по пути упрощения системы.
На наш взгляд, Маркс в данном положении рассматривает коллективную собственность в пределе, в ее абсолюте, т. е. как общественную собственность. Противоположным пределом является концентрация всей собственности на средства производства в руках одного человека. И тот, и другой предел являются теоретическими идеалами, противоречащими условиям самоорганизации системы. Любая самоорганизующаяся система состоит из подсистем и элементов, которые относительно самостоятельны, обособлены и взаимодействуют друг с другом, включая принципы конкуренции, кооперации, контроля и конфликта. Абсолютизация любого из этих принципов приводит к вырождению, упрощению или разрушению системы.
Положение 2. Государство станет выполнять функции обратной связи, но не органа управления.
В истинно коммунистическом обществе государство подчинено обществу, отсутствует политическая власть и классовая структура общества, а следовательно, отсутствует орган управления обществом в лице государства.
Маркс пишет: «Свобода состоит в том, чтобы превратить государство из органа, стояще -го над обществом, в орган, этому обществу всецело подчиненный; да и в наше время большая или меньшая свобода государственных форм определяется тем, в какой мере они ограничивают "свободу государства"» [3, с. 26].
Маркс пишет, что нужно «рассматривать существующее общество (а это сохраняет силу и для всякого будущего общества) как "основу" существующего государства (или будущее общество как основу будущего государства)» [3, с. 27].
Говоря языком системного подхода, в «будущем обществе» - в коммунистическом обществе - государство должно выполнять функции обратной связи, а не органа управления. Это положение соответствует принципам самоорганизации, но в то же время не является достаточным условием самоорганизации общества, экономики.
Положение 3. Общество осуществляет организацию производства в соответствии со способностями индивидов, а распределения
- по потребностям.
К. Маркс предполагал, что развитие производительных сил общества достигнет больших высот, труд станет естественной и первой потребностью жизни.
Для коммунистического общества, начиная с переходного периода, отрицаются обмен
и товарно-денежные отношения, поэтому вопросы производства и распределения решает свободная ассоциация индивидов.
Маркс пишет: «На высшей фазе коммунистического общества, после того как исчезнет порабощающее человека подчинение его разделению труда... общество сможет написать на своем знамени: Каждый по способностям, каждому по потребностям!» [3, с. 20].
По нашему мнению, данное положение также носит характер абсолютизации и идеализации, как и положение об общественной собственности на средства производства, поскольку с позиций общего системного подхода оба этих положения предполагают отмену принципов конкуренции и конфликта для развития общественной системы. Остаются принципы кооперации и контроля. Все индивиды находятся в кооперации, участвуя в общественном производстве, контроль производства и распределения остается за ассоциацией индивидов или новым государством. Но главным условием здесь является преодоление ограниченности ресурсов (материальных, временных, пространственных и т. д.), что также есть абсолют, не достижимый в природе.
Следствие 1 (из положений 1-3): возможность осуществления рефлексии открывается для каждого индивида.
Согласно Марксу, в коммунистическом обществе на первый план выходит «свободное развитие» человека. То есть общество достигает таких высот развития, что у каждого человека есть возможность осуществления рефлексии. Рефлексия не подавляется обществом, наоборот всесторонне развиваются творческие способности человека.
Маркс пишет: «По ту сторону его (царства необходимости - Ю. Ф.) начинается развитие человеческих сил, которое является самоцелью, истинное царство свободы, которое, однако, может расцвести лишь на этом царстве необходимости, как на своем базисе. Сокращение рабочего дня - основное условие»
[6, с. 893].
На месте старого буржуазного общества с его классами и классовыми противоположностями приходит ассоциация, в которой свободное развитие каждого является условием свободного развития всех [4, с. 28].
С точки зрения системного подхода, возможность осуществления рефлексии является одним из условий самоорганизации общественной системы. Но, как и в других положениях Маркса о коммунизме, здесь содержится элемент абсолютизации. Предполагается переход
человечества на иную ступень нравственного, умственного и физического развития.
Модель коммунизма на высшей фазе развития общества
На рис. 2 изображена модель коммунизма на высшей стадии с точки зрения системного подхода.
На наш взгляд, модель коммунистического общества на высшей стадии представляет собой упрощенную модель общества, наподобие общины или семьи. Все общество рассматривается как единое производство, без обмена и конкуренции, без органа управления.
То есть модель коммунизма основана на принципах кооперации и контроля. Тогда как с позиций общего системного подхода для обеспечения самоорганизации, адаптации и развития естественной системы необходимо действие еще и принципов конкуренции и конфликта (противоречия). А ведь противоречие является и основным принципом развития в диалектике Маркса. Таким образом, в модели коммунизма развитие экономики (общества) останавливается. Достижение общественно-экономической формацией высшей стадии означает окончание развития.
Рис. 2. Модель коммунизма на высшей стадии развития общества с позиций системного подхода
Но с позиций общего системного подхода, теория коммунизма поднимает несколько важнейших вопросов, на которые общество до сих пор ищет ответ и решение которых обеспечит самоорганизацию общества:
1. Необходимость превращения государства из органа управления в орган обратной связи, служащий интересам общества и подчиненный обществу. Отсутствие органа управления - условие самоорганизации системы. Соответственно, переход государства на службу общества - важнейшая задача современного общества.
2. У каждого человека в обществе должна быть возможность осуществлять рефлексию, возможность саморазвития и осуществления инноваций.
3. Необходимость формирования производств, которые соответствуют самоорганизующейся природе индивида, так как и капиталистическая частная собственность, и государственная собственность на средства производства формируют кибернетическую (вертикальную) систему производства.
Анализируя теорию Маркса с позиций системного подхода, можно сказать, что именно коллективная собственность на средства
производства позволяет свести к минимуму эксплуатацию человека человеком, открывает широкие возможности осуществления рефлексии индивидами, позволяет организовать производство без органа управления. То есть коллективная собственность может обеспечить самоорганизацию в производстве.
Но есть ли другой путь к коллективной собственности кроме революционной диктатуры пролетариата? Согласно Марксу, это кооперативное движение.
В «Учредительном манифесте международного товарищества рабочих» Маркс пишет: «Но предстояла еще более значительная победа политической экономии труда над политической экономией собственности. Мы говорим о кооперативном движении, в частности, о кооперативных фабриках, основанных без всякой поддержки усилиями немногих смелых "рук"» [7, с. 341].
Почему же К. Маркс предпочитает революционную диктатуру пролетариата эволюционному кооперативному движению? Маркс так отвечает на этот вопрос: «Как бы кооперативный труд ни был превосходен в принципе и полезен на практике, он никогда не будет в состоянии ни задержать происходящего в гео-
метрической прогрессии роста монополии, ни освободить массы, ни даже заметно облегчить бремя их нищеты, пока он не выходит за узкий круг случайных усилий отдельных рабочих» [7, с. 341-342].
Чтобы освободить трудящиеся массы, кооперативный труд должен развиваться в общенациональном масштабе и, следовательно, на средства всей нации. Но магнаты земли, магнаты капитала всегда будут пользоваться своими политическими привилегиями для защиты и увековечения своих экономических монополий [7, с. 342].
То есть Маркс, признавая эволюционным и перспективным путь развития кооперативного движения как соответствующего природе человека способа экономической деятельности - от отдельных производств к общенациональным подсистемам экономики и общества, -делает выбор в пользу немедленных революционных преобразований через более простую кибернетическую систему управления экономикой пролетарского государства. Что, наоборот, с позиций общего системного подхода приводит к откату социально-экономической системы на более низкий уровень развития.
Теория капитализма // Вестн. Омск. ун-та. Серия «Экономика». - 2013. - № 4. - С. 22-27.
2. Фомин Э. В., Фомина Ю. А. Электронный товарный рынок. - Омск : Русь, 2008. -248 с.
3. Маркс К. Критика Готской программы // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. - М. : Гос-политиздат, 1961. - Т. 19. - С. 9-32.
4. Маркс К., Энгельс Ф. Манифест коммунистической партии // Маркс К., Энгельс Ф. Избранные произведения : в 2 т. - М. : Госпо-литиздат, 1948. - Т. I. - С. 1-39.
5. Маркс К. Капитал. Критика политической экономии. Т. 2. Кн. II. Процесс обращения капитала / под ред. Ф. Энгельса. - М. : Политиздат, 1984. - 650 с.
6. Маркс К. Капитал. Критика политической экономии. Т. 3. Кн. III. Ч. 2. Процесс капиталистического производства, взятый в целом / под ред. Ф. Энгельса. - М. : Политиздат, 1986. - 1080 с.
7. Маркс К. Учредительный манифест международного товарищества рабочих // Маркс К. , Энгельс Ф. Избранные произведения : в 2 т. - М. : Госполитиздат, 1948. - Т. I. -С. 335-343.
1. Фомина Ю. А. Исследование теории К. Маркса на основе системного подхода. Ч. I.