УДК 159.947
К ВОПРОСУ О СТИЛЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ
СУБЪЕКТА
Т. А. Гусева
ГОУ ВПО «Бийский педагогический государственный университет
им. В. М. Шукшина» (г. Бийск)
В статье поднимается проблема стилевого изучения познавательной активности: рассматривается структура феномена с точки зрения современных психологопедагогических исследований, выделяются основные стилевые характеристики познавательной активности, представлена типология стилей.
Ключевые слова: познавательная активность, стили активности, системно-стилевой подход
Гусева Татьяна Артуровна, кандидат психологических наук, доцент, заведующая кафедрой теоретической и прикладной психологии, профессор ГОУ ВПО «Бийский педагогический государственный университет им. В. М. Шукшина», e-mail: ta guseva @mail.ru
Современное научно-образовательное пространство пронизано идеями субъектности, личностной ориентации, индивидуализации процессов обучения и воспитания, что не может не отражаться на научноисследовательских проектах. Все больше исследователей разных школ и направлений берутся за изучение человеческой индивидуальности, то раскладывая ее на составляющие, то выбирая обобщающие характеристики. Системный интегративный подход к изучению индивидуальности осуществил В. С. Мерлин, разработав теорию интегральной индивидуальности [5]. В рамках этой теории рассматриваются индивидуально-стилевые характеристики личности: стили деятельности и активности, когнитивные стили и стили индивидуальности. В современных стилевых исследованиях отмечается постепенное смещение акцента с изучения стилей деятельности к стилям активности, что характеризует новый виток стилевой проблематики. Так, исследователи психологической школы В. С. Мерлина - Б. А. Вяткина при характеристике развития интегральной индивидуальности все чаще говорят о стиле ведущей активности, рассматривая учебную активность младшего школьника, коммуникативную активность подростка, ценностные ориентации в структуре социальной активности старшеклассников [2]. Стиль активности определяется Б. А. Вяткиным как системное образование, многоуровневое и многокомпонентное, обусловленное определенным симптомокомплексом разноуровневых свойств интегральной индивидуальности. А исследования стилей активности позволяют реализовывать «...более интенсивное и глубокое изучение условий развития интегральной индивидуальности» [2, с. 98]. При этом индивидуальный стиль активности будет выполнять не только системообразующую функцию, но и функцию гармонизации разноуровневых связей интегральной индивидуальности.
При анализе исследовательских работ по проблеме стиля активности было обнаружено, что познавательная активность оказывается за пределами стилевых изысканий. Основной интерес ученых и практиков вызывала активность в онтогенетическом аспекте (учебная активность младшего школьника, коммуникативная активность подростка, социальная активность старшеклассников) и в специфических видах деятельности (спортивной, в условиях заключения и др.). А феномен познавательной активности не подчиняется жесткой линии соответствия специфическому либо ведущему виду деятельности. Она пронизывает все виды деятельности, начиная от младенческого непосредственно-эмоционального общения и заканчивая профессиональной деятельностью зрелого человека. Линия интеллектуально -познавательного развития периодически выступает как ведущая, обусловливая развитие предметно-орудийной деятельности ребенка в раннем детстве, учебной деятельности младшего школьника, учебнопрофессиональной деятельности в юношеском возрасте. Именно к юношескому возрасту «выкристаллизовываются» индивидуальносвоеобразные, специфичные для конкретного субъекта способы проявления активности, реализации деятельности, составляющие симптомокомплекс индивидуального стиля. В этой связи выявление стилей познавательной активности в юношеском возрасте представляется в качестве самостоятельной задачи, достаточно глобальной и важной для психологической науки и практики довузовского и вузовского образования.
Результаты исследования. Предлагаемое стилевое решение проблемы исследования познавательной активности базируется на принятии основных положений теории интегральной индивидуальности В. С. Мерлина, концепции стиля ведущей активности Б. А. Вяткина, концепции целостной учебной активности А. А. Волочкова, концепции многомернофункциональной организации свойств личности и активности А. И. Крупнова [1, 2, 4, 5].
Познавательная активность является особым качеством субъекта познания, характеризующим меру взаимодействия с объектами окружающего предметного мира, мира социальных отношений и внутреннего мира индивидуальности (макро- и микромиров). Познавательная активность проявляется в стремлении к освоению новой информации и реализации конкретных актов познавательного поведения, стремлении быть активным и может выступать в качестве потенциальной (внутренней) и актуальной (внешней) формы [3]. Кроме того, познавательной активности свойственна цикличность форм, выражающаяся в так называемом развертывании поведения, которое начинается с мотивационной инициации и завершается каким-либо результатом. Таким образом, представляем познавательную активность как динамическую систему, состоящую из следующих блоков: мотивационно-потребностного, регуляторного, динамического,
результативного, рефлексивно-оценочного. Данная структурная модель позволяет рассматривать познавательную активность как самодвижение от мотивационного потенциала посредством регуляции к динамическим
показателям, затем к результату, который рефлексивно оценивается, что создает новый потенциал, и так далее по спирали саморазвития. Указанные структурные компоненты находятся в тесной взаимосвязи, взаимодействии, взаимосодействии, что оказывается немаловажным при характеристике системности изучаемого феномена.
Реализация системно-динамического подхода к исследованию познавательной активности предполагает наличие системообразующего фактора, в роли которого выступают индивидуально-стилевые характеристики субъекта, в частности, стиль познавательной активности. В соответствии с теорией интегральной индивидуальности В. С. Мерлина именно эти системообразующие звенья - индивидуальные стили - и обеспечивают уникальные варианты развития личности [5].
Понятие стиля познавательной активности (СПА) определяем в соответствии с положениями теории интегральной индивидуальности В. С. Мерлина, исходя из следующих допущений: СПА является системным, многоуровневым, многокомпонентным образованием, обусловленным определенным симптомокомплексом разноуровневых свойств интегральной индивидуальности; состав СПА предполагает наличие индивидуальных особенностей взаимодействия компонентов в психологической структуре познавательной активности, что характеризует специфику ее содержания, проявления и реализации в динамике; СПА выполняет компенсаторную и системообразующую функции, поскольку направлен, с одной стороны, на достижение успеха в познавательной деятельности, а с другой, на развитие, видоизменение самой деятельности и ее субъекта в ходе этого процесса; СПА, способствуя гармонизации взаимосвязей разноуровневых свойств интегральной индивидуальности, является одним из основных условий ее развития.
Описание СПА (состав и структура) определяется особенностями становления и взаимодействия структурных компонентов познавательной активности, которые представлены блоками в составе различных компонентов, и характеризующих их параметров. Кроме указанных аспектов в структуру СПА включены разноуровневые свойства, представляющие уровень индивидуальных свойств организма (свойства нервной системы, особенности типа ВНД и др.), уровень индивидуальных психических свойств (психодинамические свойства, базовые личностные свойства, личностные факторы и др.), уровень социально-психологических свойств (социальный статус).
Вектор исследования стилей познавательной активности, по нашему мнению, является сквозным, пронизывающим все блоки познавательной активности, включая разные уровни интегральной индивидуальности. Доминирующая позиция определенного блока в структуре познавательной активности свидетельствует о проявлении индивидуального стиля. Таким образом, вышесказанное позволяет обосновать наличие стилей познавательной активности в зависимости от выраженности ее структурных компонентов (потенциального, регуляторного, динамического,
результативного, рефлексивного). Стилевой симптомокомплекс будет состоять из особенностей сформированности признаков, входящих в указанные блоки. Причем специфику стиля могут определять как гармоничные, так и агармоничные признаки. Выраженность гармоничных признаков всех блоков трактуется нами как интегративный гармоничный стиль, а представленность агармоничных признаков рассматривается как отсутствие стиля, своеобразная дисгармония познавательной активности субъекта.
Обсуждение результатов исследования. Представим типологию стилей познавательной активности и их психолого-педагогическую характеристику.
1. Специфика стиля «позитивной» активности заключается в том, что
значимыми являются, в основном, гармоничные признаки блоков структуры познавательной активности. Субъекты с этим СПА стремятся быть активными в познавательной деятельности: они любознательны и
инициативны, а их любознательно-инициативные проявления регулируются настойчиво-волевым поведением и подкрепляются ответственными решениями. Такое сочетание гармонических переменных способно обеспечить большую успешность обучающихся в учебно-познавательной деятельности. Это самый эффективный стиль активности, развертывающийся от мотивационного потенциала до рефлексивной оценки, имеющий высокую адаптивную сущность.
2. Стиль потенциальной активности предполагает наличие скрытых потенциальных познавательных возможностей и высокую познавательную потребность субъекта, его готовность к осуществлению деятельности. Это своеобразная «дремлющая» активность. При выраженной мотивации избегания неудач субъект с этим стилем может отказываться от реализации познавательных намерений, демонстрируя неадаптивные характеристики познавательной деятельности, а при доминировании мотивации достижения успеха он способен к активным действиям. Можно сравнить такого человека с типом «айсберга».
3. У субъектов со стилем эмоционально-волевой регуляции преобладают характеристики волевого, настойчивого поведения, доминирует стремление довести дело до конца, несмотря на наличие разного рода препятствий и затруднений. Человек с регуляторным стилем познавательной активности не просто преодолевает трудности, он оказывается эмоционально «завязанным» на ожидаемом результате и стремится к достижению цели, переживая различные эмоциональные состояния. Данный стиль обеспечивает достижение результата, что репрезентирует своеобразный тип «деятеля-победителя». К недостаткам стиля можно отнести слабую когнитивную компетентность, которая компенсируется самоуверенностью субъекта.
4. Динамический стиль содержит выраженные психодинамические признаки, проявляющиеся во внешней поведенческой форме. Эти субъекты смелы и решительны в выборе объектов познания. Способности к разнообразной интеллектуальной деятельности, а также к деятельности в
сфере познавательного общения основываются на благодатной психофизиологической почве. Однако в отличие от позитивного стиля субъектам с динамическим стилем активности может не хватать ответственности и волевых усилий, поэтому дальше инициаций в познавательной деятельности дело не идет. В связи с чем эти достаточно компетентные и способные на выдумку люди, презентуют себя за счет генерации идей, на реализацию которых у них часто не хватает сил и возможностей.
5. Продуктивный стиль обеспечивается доминированием результативных признаков познавательной активности, в качестве которых выступает интеллектуальная продуктивность, выражающаяся как в успешности освоения деятельности, так и в достижении личностно значимых результатов, связанных с самореализацией. Определяющим в этом стиле является ориентация субъекта на цель, результат, которыми могут являться как внешние показатели, например академическая успеваемость, так и внутренние признаки, круг когнитивных компетенций (информированности, знаний, умений, навыков, способностей и др.). Субъект-носитель данного стиля является, как правило, целеустремленным, реалистичным, выполняющим действия осознанно, и всегда знающим, ради чего выполняется то или иное дело - своеобразный тип «целевика».
6. Метакогнитивный стиль характеризуется выраженными рефлексивно-оценочными показателями личности с отрицательной эмоциональной окраской. Субъекты с этим стилем испытывают серьезные затруднения при проявлении и реализации познавательных намерений вследствие слабо сформированного умения анализировать ситуацию и часто преобладающей низкой самооценки. В связи с этим отмечается низкая потребность в инициативном поведении, доминирование внешнего локуса контроля, преобладающие негативные эмоции при необходимости проявления ответственности. Это тип осторожного, рефлексирующего человека, склонного к самоанализу, переходящему в «самокопание».
Вывод. Таким образом, в результате системно-стилевого исследования познавательной активности были обозначены ключевые характеристики и определены стили, в целом соответствующие динамической структуре познавательной активности. Гипотетически определенные СПА свидетельствуют об индивидуальных характеристиках познавательной активности, в результате чего становится возможным выделить гармоничные и дисгармоничные признаки познавательной активности. В частности, стиль позитивной активности сочетает в себе гармоничные показатели пяти основных блоков: мотивационного, регуляторного, динамического,
продуктивного, результативного и рефлексивного. Остальные СПА свидетельствуют об особенностях субъекта познания и позволяют говорить о компенсирующем эффекте или о возможности гармонизации.
Список литературы
1. Волочков А. А. Учебная активность в интегральном исследовании индивидуальности [Текст] / Дис. ... д-ра психол. наук / А. А. Волочков. - Пермь, 2002. - 416 с.
2. Вяткин Б. А. Лекции по психологии интегральной индивидуальности человека / Б. А. Вяткин ; Перм. гос. пед. ун-т. - Пермь, 2000. - 179 с.
3. Гусева Т. А. Психология познавательной активности: системностилевое исследование: монография / Т. А. Гусева. - Бийск : БПГУ им. В. М. Шукшина, 2006. - 212 с.
4. Крупнов А. И. Целостно-функциональный подход к изучению свойств личности [Текст] / А. И. Крупнов // Системные исследования свойств личности. - М. : УДН, 1994. - С. 9-23.
5. Мерлин В. С. Очерк интегрального исследования индивидуальности / В. С. Мерлин. - М. : Педагогика, 1986. - 256 с.