Научная статья на тему 'Исследование степени влияния комплексов аэробных упражнений на физическую работоспособность по самообороне с девушками вузов'

Исследование степени влияния комплексов аэробных упражнений на физическую работоспособность по самообороне с девушками вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
44
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАЖНЕНИЯ АЭРОБНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ / САМООБОРОНА / ДЕВУШКИ / ФИЗИЧЕСКАЯ РАБОТОСПОСБНОСТЬ / EXERCISES OF AEROBIC ORIENTATION / SELF-DEFENSE / PHYSICAL EFFICIENCY / FEMALE STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сизова Н. Н., Ревва С. А.

В работе приводятся результаты воздействия разработанной методики, основанной на использовании комплексов упражнений аэробной направленности, при обучении приёмам самообороны, на физическую работоспособность девушек. Положительные сдвиги, полученные по окончании исследования, указывают на позитивное влияние предлагаемой методики на показатели физической работоспособности девушек на занятиях по самообороне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH OF EXTENT OF AEROBIC EXERCISES COMPLEXES INFLUENCE ON PHYSICAL EFFICIENCY OF FEMALE STUDENTS IN SELF-DEFENSE EXERCISES

The paper describes the results of the developed technique influence based on use of aerobic orientation exercises complexes on physical efficiency of female students when training in self-defense receptions. Favorable changes achieved at the end of a research indicate the positive influence of an offered technique on indicators of female studentsphysical efficiency on self-defense lessons.

Текст научной работы на тему «Исследование степени влияния комплексов аэробных упражнений на физическую работоспособность по самообороне с девушками вузов»

учебной деятельности, целью которой является получение за короткий промежуток времени практического опыта, умений и знаний, применительно к специфике деятельности и конечной цели.

Таким образом, отличительной чертой тренинга является не концептуальность, а интерактивность и технологичность. Тренинг как специфическая форма обучения опирается на реальное знание и призвана на помощь молодому специалисту адаптироваться к изменениям в социально-экономической среде и конструктивно реагировать на них.

Среди известных инновационных тренинговых форм обучения, по нашему мнению, можно выделить коучинг, метод кейсов, мозговой штурм, web-квесты, storytelling. Рассмотрим их в контексте профессиональной подготовки квалифицированных рабочих.

Развитие креативности путем генерации и обсуждения большого количества творческих идей за короткий промежуток времени [3, с. 138] - главные задачи мозгового штурма (Brainstorming). Будучи свободной формой дискуссии, этот вид тренинга предусматривает генерирование понятий, вызванных ассоциативными связями с определенной учебной темой, независимо от того, насколько далекими они кажутся на первый взгляд. Это позволяет преодолеть учащимся внутренние барьеры (психологические, социальные, профессиональные) развития своей креативности, найти оригинальные, нестандартные решения обозначенной преподавателем проблемы. Применяя Brainstorming в процессе профессиональной подготовки, можно привлечь к обсуждению учебных, производственных, корпоративных вопросов всю учебную группу, мотивировать учащихся самостоятельно изучать те или иные актуальные технологии и улучшить коммуникацию, стимулируя потребность в обсуждении результатов своих исследований.

Метод кейсов как интерактивная технология обучения широко используется в современной педагогической практике. Отличительной чертой этого метода является создание определенной ситуации (кейса) на основе фактов из жизни. Для актуализации комплекса знаний, кейс должен содержать завуалированную проблему, которая имеет множество альтернативных путей решения. Использование кейс-метода в профессиональной подготовке будущих рабочих способствует развитию познавательного интереса, коммуникативных, исследовательских навыков, формирует самостоятельность мышления.

Если мозговой штурм и метод кейсов в современной педагогической практике применяется повсеместно и считается полноценной педагогической технологией, то такие виды тренинга как коучинг и storytelling являются менее востребованными в образовании, однако нельзя недооценивать значение этих интерактивов для процесса профессиональной подготовки молодежи в условиях учебного заведения системы ПТО.

Для конкурентоспособного специалиста все большего значения приобретает его способность к саморазвитию. Раскрыть потенциал личности с целью повышения ее эффективности позволяет использование в процессе профессиональной подготовки коуч-технологий. Коучинг, как отмечает исследовательница Е. Цыбина, создает условия для формирования субъекта деятельности, способного к реализации своих потенциальных возможностей, самостоятельному принятию ответственных решений в различных ситуациях жизненного выбора, прогнозируя их возможные последствия [2, с. 11]. Имея в своей основе принцип обучения через действие, такой вид тренинговой работы в системе профессионально-технического образования - это инструмент развития личности учащихся, мотиватор постоянного саморазвития в профессии и жизни.

Еще одним специфическим видом тренинга, который способен повысить эффективность профессиональной подготовки является storytelling. В основе метода - правдивые истории из жизни и профессиональной деятельности руководителей успешных организаций, примеры взаимодействия сотрудников, биографии известных людей, любые ситуации и события, связанные со специализацией конкретной учебной группы. Storytelling как разновидность тренинговой работы и вариант неформального обучения в профессионально-технической школе способствует развитию и укреплению социального партнерства, помогает учащимся приобрести практический опыт, мотивировать на свершения профессиональных и социальных планов.

Для подготовки современного специалиста важным является использование информационных технологий, в частности сети Интернет. Web-квесты - это поисковые мини-проекты, направленные по одному или нескольким маршрутам и выполняющие обучающую функцию. Путь к конечной цели должен быть разбит на несколько этапов, переходы по которым основываются на совокупности собранной информации. Использование в профессиональной подготовке квалифицированных рабочих технологии web-квестов не только способствует развитию творческих способностей, мотивирует учащихся на получение профессии, но и укрепляет межпредметные связи с другими дисциплинами определенной специальности.

Подытоживая вышесказанное, можно утверждать, что для того, чтобы достичь успеха и самоутвердиться в профессии, специалист должен уметь своевременно и гибко реагировать на социальные, технологические, экономические и политические изменения в государстве и мире. Устойчивость и положительная динамика саморазвития личности и ее профессионализма зависят от способности индивида соответствовать новым внешним и внутренним требованиям, возникающим в результате этих изменений: постоянно расширять круг своих знаний и умений, уточнять свои жизненные установки и виды на будущее и т. д. Внедрение инновационных тренинговых технологий в процесс профессиональной подготовки будущих квалифицированных рабочих облегчает работу в этом направлении. В условиях, максимально приближенных к реальным, у учащихся ПТУЗ формируются исследовательские навыки и критическое мышление, разрабатываются собственные стили поведения, приобретается первый практический опыт, развивается творческий и личностный потенциал.

Таким образом, перспективными считаем дальнейшие исследования и разработки инновационных тренинговых технологий обучения, что поспособствует повышению эффективности профессиональной подготовки высококвалифицированных специалистов в условиях профессионально-технических учебных заведений.

Литература

1. Сидоренко Е. В. Технологии создания тренинга. От замысла к результату / Е. В. Сидоренко - Спб.: Издательство «Речь»; ООО «Сидоренко и Ко», 2008. - 336 с.

2. Цыбина Е. А. Коучинг в обучении студентов старших курсов английскому языку: учебное пособие / Е. А. Цыбина. — Ульяновск: УлГТУ, 2007. — 75 с.

3. Чошанов М. А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения : метод. пособие / М. А. Чошанов - М.: Народное образование, 1996. - 160 с.

Сизова НН1, Ревва С.А.2

1,2Ст. преподаватель, Владивостокский филиал Российской таможенной академии ИССЛЕДОВАНИЕ СТЕПЕНИ ВЛИЯНИЯ КОМПЛЕКСОВ АЭРОБНЫХ УПРАЖНЕНИЙ НА ФИЗИЧЕСКУЮ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ ПО САМООБОРОНЕ С ДЕВУШКАМИ ВУЗОВ

Аннотация

В работе приводятся результаты воздействия разработанной методики, основанной на использовании комплексов упражнений аэробной направленности, при обучении приёмам самообороны, на физическую работоспособность девушек. Положительные сдвиги, полученные по окончании исследования, указывают на позитивное влияние предлагаемой методики на показатели физической работоспособности девушек на занятиях по самообороне.

Ключевые слова: упражнения аэробной направленности, самооборона, девушки, физическая работоспосбность. 27

27

Sizova N.N.1, Revva S.A.2

1,2Senior teacher, Vladivostok Branch of Russian Customs Academy RESEARCH OF EXTENT OF AEROBIC EXERCISES COMPLEXES INFLUENCE ON PHYSICAL EFFICIENCY OF

FEMALE STUDENTS IN SELF-DEFENSE EXERCISES

Abstract

The paper describes the results of the developed technique influence based on use of aerobic orientation exercises complexes on physical efficiency of female students when training in self-defense receptions.

Favorable changes achieved at the end of a research indicate the positive influence of an offered technique on indicators of female students’ physical efficiency on self-defense lessons.

Keywords: exercises of aerobic orientation, self-defense, female students, physical efficiency.

С целью определения эффективности воздействия комплексов аэробных упражнений на физическую работоспособность девушек был проведён педагогический эксперимент, который был организован на базе Владивостокского филиала Российской таможенной академии и проводился в течение 2011-2012 учебного года. В исследовании приняло участие 44 студентки 2 курса факультета таможенного дела. Была определена экспериментальная и контрольная группы. Со студентками контрольной группы учебные занятия проводились с использованием традиционных методов обучения, где в основу была положена современная модель занятий по боевым единоборствам. В экспериментальной группе наряду с общепринятыми средствами и методами применялись комплексы упражнений преимущественно аэробной направленности.

Физическая работоспособность является комплексным признаком состояния функциональных систем организма и его функциональной подготовленности. Она является фундаментом для формирования физических качеств, основной способностью организма выдерживать высокие специфические нагрузки, возможностью осуществлять функциональные сдвиги к скорейшему восстановлению организма при всех видах физической деятельности. Физическая работоспособность является одним из самых основных прогностических признаков тестирования. О величине физической работоспособности мы судили по тесту PWC170. Контрольные замеры осуществлялись во время занятий самообороной, и проводились на основе общепринятых методик [1,2,3,5].

При выполнении теста PWC170 по Карпману (1969) студенткам предлагалось выполнить последовательно 2 нагрузки на велоэргометре по 5 минут с паузой отдыха между ними 3 минуты. Мощность 1-й нагрузки составляла 400кгм/мин, мощность 2-й -600 кгм/мин. На последней минуте каждой нагрузки измерялись и фиксировались показатели ЧСС. PWC170 высчитывался по формуле:

PWS170 =N1 + (N2 - no*±P=£

J2 J 1

где,

N1 - мощность первой нагрузки,

N2 - мощность первой нагрузки, pi - ЧСС в конце первой нагрузки р2 - ЧСС в конце первой нагрузки

Далее, при определении МПК пользовались формулой:

МПК=2,2х PWS170+1070

Для сравнения работоспособности девушек мы использовали не только абсолютную величину МПК мл/мин, а и относительную величину МПК мл/мин/кг. Последнюю величину определяли разделив МПК мл/мин на вес тела участника в кг.

Результаты сопоставительного анализа студенток исследуемых групп (табл.1) выявили, что в начале эксперимента между испытуемыми подконтрольных групп статистически достоверных различий не обнаружено (p>0,05). Данный факт свидетельствует об однородности показателей физической работоспособности у девушек экспериментальной и контрольной групп. Результаты анализа МПК в конце эксперимента обнаружили положительное воздействие экспериментальной методики на исследуемые показатели. Межгрупповое сравнение показало преимущество девушек экспериментальной группы (p<0,05).

Таблица 1. Межгрупповые показатели физической работоспособности студенток испытуемых групп в процессе исследования

Показатели теста ЭГ КГ Разница Р

х+m х+m Ед. I %

Первоначальное тестирование (ноябрь 2010г.)

PWC 170 кгм/мин 754,38+9,86 748,18+10,04 6,2 0,8 >0,05

МПК мл/мин 2729,22+21,71 2716,03+25,90 13,19 0,4 >0,05

МПК мл/мин/кг 42,36+0,33 41,86+0,16 0,5 1,2 >0,05

Итоговое тестирование (апрель 2012г.)

PWC 170 кгм/мин 843,55+17,91 791,29+17,25 52,26 6,6 <0,05

МПК мл/мин 2925,87+33,08 2810,87+37,97 115,0 4,1 <0,05

МПК мл/мин/кг 44,94+0,39 42,75+0,42 2,19 5,1 <0,05

Так, показатель максимального значения МПК у девушек экспериментальной группы по сравнению с девушками контрольной группы достоверно (p<0,05) увеличился в 4,1% и составил 2925,8 мл/мин, что на 7,2% лучше, чем было в начале исследования (табл.2). Зафиксированное значение относительного МПК у студенток экспериментальной группы, в сопоставлении с испытуемыми контрольной группы, также, достоверно (p<0,05) возросло на 5,1% и составило 44,9 мл/мин/кг.

Таблица 2. Сравнительный анализ внутригрупповых показателей физической работоспособности студенток экспериментальной группы в процессе исследования 28

Показатели теста Первоначальное тестирование ноябрь 2010г. Итоговое тестирование апрель 2012г. Разница Р

х+m х+m Ед. %

PWC 170 кгм/мин 754,38+9,86 843,55+17,91 89,18 11,82 <0,01

МПК мл/мин 2729,22+21,71 2925,87+33,08 196,65 7,21 <0,01

МПК мл/мин/кг 42,36+0,33 44,94+0,39 2,58 6,10 <0,01

Итоговые показатели абсолютного и относительного значения МПК, у студенток контрольной группы также увеличились, но достоверно значимых различий (p>0,05) между ними не зафиксировано (табл.3).

28

Таблица 3. Сравнительный анализ внутригрупповых показателей физической работоспособности студенток контрольной

группы в процессе исследования

Показатели теста Первоначальное тестирование ноябрь 2010г. Итоговое тестирование апрель 2012г. Разница Р

х+m х+m Ед. %

PWC 170 кгм/мин 748,18+10,04 791,29+17,25 43,11 5,76 <0,05

МПК мл/мин 2716,03+25,90 2810,87+37,97 94,84 3,49 >0,05

МПК мл/мин/кг 41,86+0,16 42,75+0,42 0,89 2,12 >0,05

Следует отметить, что полученные результаты вполне закономерны. В экспериментальные комплексы включались упражнения аэробной направленности (ЧСС 130-170 уд/мин), где энергообеспечение работы происходило с преобладанием окислительных (с присутствием кислорода) процессов, способствующих улучшению функционирования системы дыхания и кровообращения [1,2,3].

Исследование проводилось с небольшим контингентом занимающихся, но полученные данные и разница между ними свидетельствуют о положительном влиянии комплексов упражнений аэробной направленности на физическую работоспособность девушек при обучении основам самообороны.

Литература

1. Карпман, В.Л. Тестирование в спортивной медицине [Текст] /В.Л. Карпан, З.Б. Белоцерковский, И.А. Гудков. - М.: Физкультура и спорт, 1988. - 208с., ил. - (Наука - спорту: Спортивная медицина.

2. Коц, Я.М. Спортивная физиология [Текст]: учеб. для ин-тов физ.культ. / Я.М. Коц. - М.: ФиС, 1986. - 240с.

3. Макарова, Г.А. Спортивная медицина: Учебник.-М: Советский спорт, 2003.-480с

4. Нестеров В.А., Физический статус человека. Механизмы формирования, методы исследования [Текст]: Учебное пособие.-3-е изд. / В.А. Нестеров.- Хабаровск: изд-во ДВГАФК, 2009.-81с.

5..Смирнов, В.М. Физиология физического воспитания и спорта [Текст]: Учеб.для студ. Сред. И высш. Учебных заведений /В.М. Смирнов, В.И. Дубровский. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002.-608с.

Смирнова О.В.

Кандидат педагогических наук, Нижегородский государственный педагогический университет им. К Минина ПРИРОДНОЕ И КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ В ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ НАУКЕ XVHI - СЕРЕДИНЫ XX ВЕКОВ

Аннотация

В статье рассматриваются и анализируются этапы становления представлений о природном и культурном наследии в географической науке XVIII-середины XX веков, которые послужили основой научно-географического изучения наследия на современном этапе.

Ключевые слова: географическая наука, природное наследие, культурное наследие, заповедное дело, уникальные объекты, памятники природы и культуры.

Smirnova O.V.

Candidate of pedagogical Sciences, Nizhny Novgorod state pedagogical University. K. M NATURAL AND CULTURAL HERITAGE IN GEOGRAPHICAL SCIENCE 18 - MID 20TH CENTURY

Abstract

The article considers and analyses the stages of formation of the formation of ideas about the natural and cultural heritage in geographical science of the XVIII-XX centuries, which is the basis of scientific-geographic study of the heritage at the present stage.

Keywords: geography, natural heritage, cultural heritage, nature conservation, unique objects, monuments of nature and culture.

Географическая наука на протяжении нескольких столетий закладывает теоретические и практические основы изучения природного и культурного наследия. Природное и культурное наследие (ПКН) как объект окружающей среды и сложное междисциплинарное понятие, выражается в таких категориях как достояние, традиции, общественная и личностно-значимая ценность, диалог культур и имеет большую педагогическую значимость в развитии современного географического образования. Отечественными географами отмечается высокий культурно-экологический потенциал ПКН познавательного, духовнонравственного и праксиологического характера (Ю.А. Веденин, Ал.А. Григорьев, В.Н. Калуцков, Е.Ю. Колбовский, В.П. Максаковский, Н.В. Максаковский, В.В. Морозова, В.Д. Сухоруков, Д.П. Финаров, П.М. Шульгин).

На современном этапе развития географической науки изучение культурного наследия (КН) связано с новым направлением географических исследований - культурной географией, которое отражает развитие научной географии в русле культурологических идей. Природное наследие (ПН), представленное особо охраняемыми природными территориями, изучается геоэкологией и отражает идеи экологизации географии. Методологическим основанием рационально-логического и образноассоциативного познания наследия является культурно-экологический подход. Существенная база для подобного подхода к изучению наследия закладывалась в отечественной географической науке еще с XVIII века - с самого начала ее становления в качестве самостоятельной дисциплины. В ходе научно-исторического анализа выявлены основные этапы эволюции представлений о ПКН и особенностях его изучения в отечественной географии XVIII - середины XX веков.

Начальный этап (XVIII в. - начало XIX в.) связан с зарождением идеи о природном и культурном наследии в отечественной географической науке. Первые попытки рассмотрения вопросов изучения и сохранения наследия связаны с Указами Петра I о выявлении «диковинных редкостей» (природных, археологических, исторических), находящихся на поверхности земли, в ее недрах или в водной среде. Согласно Указам следовало собирать и сдавать «все, что зело старо и необыкновенно» [7]. Такая деятельность Петра I трактуется в наши дни с разных точек зрения. Одни исследователи видят в ней начало целенаправленного государственного подхода к изучению и сохранению наследия. Другие связывают ее с проявлением интересов и амбиций Петра как незаурядной личности [6]. По отношению к природным уникальным объектам деятельность Петра строилась на основе природоохранных идей. Указы Петра I впервые в России направлялись на действенную охрану растений и животных, почв и вод. Именно при Петре I появляются первые публикации, в которых содержатся мысли о бережном отношении к природе [8]. Однако, в петровское время изучению природы придавалось прикладное значение. Создавая Академию наук, Петр, прежде всего, преследовал цель изучения природных богатств России для решения общегосударственных задач во благо России.

Во второй половине XVIII века географы стали уделять особое внимание объектам наследия. Прежде всего, следует упомянуть имя великого ученого-энциклопедиста М. В. Ломоносова, который по сути дела стал предвестником научного интереса к изучению ПКН в России. По предложению М. В. Ломоносова, Канцелярии Академии наук для исправления Российского атласа было предписано собирать исторические и географические сведения о монастырях и выполнять их описания. В частности, предписывалось «требовать... от Святейшего Синода списка всем синодальным строениям во всем Российском государстве, соборным и приходским церквам, также и всем монастырям по всем городам и селам, и где каменные ли строения и ограды или деревянные, и монастыри стоят при каких реках и при каких городах.» [7]. Примечательно и то, что во второй половине XVIII 29

29

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.