УДК 796.015.84
Г. Д. БАБУШКИН А. П. ШУМИЛИН С. Н. ГОРБАЧЁВ
Сибирский государственный университет физической культуры и спорта,
г. Омск
Сибирский федеральный университет, г. Красноярск
ИССЛЕДОВАНИЕ РЕШИТЕЛЬНОСТИ ДЗЮДОИСТОВ РАЗЛИЧНОЙ КВАЛИФИКАЦИИ
В статье представлены результаты исследования качества решительности у дзюдоистов различной квалификации. Показано влияние решительности на поведение спортсмена в соревнованиях и результаты соревновательной деятельности.
Ключевые слова: анализ, принятие решений, решительность, психические процессы, качества, деятельность.
Актуальность. Успешность выступления дзюдоистов на соревнованиях требует высокого уровня развития профессионально важных качеств, обусловливающих быстрое и правильное принятие решений. Данные действия могут быть выполнены на основе адекватного прогнозирования предполагаемых действий (приемов) соперника. При этом важную роль играет психологический фактор (уровень развития познавательных психических процессов и психомоторных способностей), развитие и совершенствование которых должно осуществляться в рамках психологического обеспечения подготовки дзюдоистов к соревнованиям. Однако при анализе специальной литературы основное внимание при подготовке дзюдоистов уделяется обучению техническим приемам и психологической подготовке [ 1, 2,3, 4 и др. ]. Развитию качества решительности у дзюдоистов не уделяется внимания, вероятно, в силу отсутствия методик ее диагностики и развития.
Спортивное соревнование в дзюдо характеризуется повышенным нервно-психическим напряжением, активными действиями соперника, быстротечностью поединка, что существенно влияет на состояние спортсмена, его поведение и результативность соревновательной деятельности [5, 4, 6, 7 и др.]. Поскольку исследователями в области дзюдо не уделяется должного внимания совершенствованию соревновательной деятельности дзюдоистов и поиску для этого средств и методов, то не случайно при анализе соревновательной деятельности дзюдоистов различной квалификации обнаруживается не высокий коэффициент соревновательной деятельное™ (в пределах 0,5). Это показано в исследованиях [1, 6, 7].
Таким образом, актуальность данного исследования обусловлена следующим: быстротечностью спортивного поединка в дзюдо; необходимостью отражать в своем сознании предполагаемые действия соперника с целью опережения и выполнения своих действий; высокой значимостью психологического фактора в быстроте и правильности принятия реше-
ний для проведения приемов; отсутствием научнообоснованных методик обучения дзюдоистов принятию решений в соревновательной деятельности.
Цель исследования — выявление сформирован-ности качества решительности и процессов ее обусловливающих у дзюдоистов различной квалификации.
Предположим, что отсутствие методик развития и совершенствования профессионально важных качеств дзюдоистов и развития решительности в методической литературе не позволяет тренерам развивать у дзюдоистов решительность и совершенствовать на этой основе соревновательную деятельность».
С целыо проверки данного предположения и разработки методики развития профессионально важных качеств, обусловливающих принятие решения в борьбе дзюдо, нами было проведено исследование уровня развития решительности у дзюдоистов. В исследовании участвовало 50 юных дзюдоистов (12—13 лет) юношеских разрядов и 40 взрослых дзюдоистов (18 —25 лет) — к.м.с. и м.с. Для выявления уровня развития решительности у дзюдоистов был проведен опрос с помощью разработанного нами опросника. Мы ограничились только этой методикой, так как в предварительном исследовании была выявлена высокая взаимосвязь между результатами диагностики решительности методом опроса и двигательными тестами на татами.
Результаты исследования. Среди юных дзюдоистов выявлено: 16% с высоким уровнем развития решительности; 32% со средним; 52% с низким уровнем развития решительности. Полученные данные позволяют говорить о том, что у юных дзюдоистов преобладают лица с низким и средним уровнем развития решительности. В группе дзюдоистов высокой квалификации выявлено: 20% с высоким уровнем развития решительности; 60% со средним; 20% с низким.
Деятельность борца-дзюдоиста проходит в условиях высокой опасности получения травмы при падении, после броска противника или после приема,
Результаты двигательного теста «Серия кувырков и падений» (х±й)
Показатели теста Уровень развития решительности
высокий средний низкий
Время, с 4,2 ±0,9 4,8 ±1,2 5,6 ±1,3
Качество,баллы 1,8± 0,7 2,2± 0,9 3,4 ±1,0
Полнота, баллы 1,4 ±0,5 2,8 ±1,1 3,0± 1,0
Таблица 2
Результаты двигательного теста «Выбор» (х±с)
Показатели теста Уровень развития решительности
высокий средний низкий
Время, с 5,5 ±2,2 5,5 ±2,2 5,6 ±2,3
Качество,баллы 2,2± 1,0 2,2± 1,0 2,6 ±1,2
Полнота, баллы 2,2 ±0,3 2,2 ±0,3 2,4± 0,8
проведенного самим спортсменом. Также следует учитывать, что тренировочная деятельность юных спортсменов содержит большое количество как простых, так и сложных акробатических элементов (кувырки и различные варианты падений при освоении самостраховки и т.п.).
В связи с этим нами было проведено исследование способности юных дзюдоистов проявлять решительность и действовать в условиях опасности получения травмы. Для решения данной задачи использовались тесты, предложенные А.Н. Мартыненко [8] для самбистов. Первый тест «Серия кувырков и падений», второй тест «Выбор». При тестировании по первому тесту борцы выполняли комплекс заданий, включающий кувырки и падения сначала на татами, а затем на деревянном полу. Учитывались следующие показатели: полнота, правильность и время выполнения на первом и на втором покрытии. Оценка показателей решительности производилась на основании вычисления разницы между результатом выполнения комплекса на татами и на полу (табл. 1).
Среднее время, показанное исследуемыми спортсменами, при выполнении кувырков и падений находится в пределах 4 — 5 секунд, имеется большое количество технических ошибок, а также пропуски одного или нескольких более сложных элементов и даже отказы продолжать выполнение серии до конца.
При этом следует отметить, что данные результаты характерны, прежде всего, для спортсменов со средним и низким уровнем развития решительности. Как видно из таблиц 1 и 2, борцы с высоким уровнем развития решительности показывают хорошее время и качество выполнения действий. У них практически не было технических ошибок, пропусков элементов и отказов продолжать выполнение задания до конца. По результатам тестирования можно констатировать наличие незначительного количества спортсменов, способных действовать решительно в условиях опасности.
С помощью второго теста «Выбор» нами было
проведено исследование способности дзюдоистов принимать решение в условиях, приближенных к соревновательной деятельности, и наличии ответственности перед коллективом. Спортсмен, находясь в стойке спиной к другому спортсмену, после поворота к нему лицом должен был быстро оценить положение другого спортсмена и выбрать наиболее соответствующий для данной ситуации прием и провести его. Оценка показателей решительности производилась таким же образом, как и в тесте «Серия кувырков и падений» (табл. 2).
Среднегрупповое время по отдельным показателям решительности свидетельствует о неспособности большинства исследуемых спортсменов быстро и точно осуществлять выбор в условиях наличия риска и ответственности. Только спортсмены с высоким уровнем развития решительности чаще других, быстрее и точнее действовали в предлагаемых тестом условиях.
Следующей задачей настоящего исследования было выявить уровень развития психических процессов, обусловливающих принятие решений в спортивном поединке дзюдоистов. Выявлялся уровень развития следующих психических процессов: восприятие времени, кратковременная и оперативная память, воображение, быстрота и точность мыслительных реакций, распределение и переключение внимания, простая двигательная реакция и реакция на движущийся объект, саморегуляция, мотивация, рефлексия, интуиция. Для этого использовались методики общепринятые [9]. Выявление уровня развития психических процессов, обусловливающих принятие решения, позволило определить пробелы в развитии этих психических процессов у спортсменов с различным уровнем развития решительности (табл. 3).
Испытуемые дзюдоисты с высоким уровнем развития решительности имеют более высокий уровень развития психических процессов по сравнению с дзюдоистами, имеющими средний и низкий уровень развития решительности, что, как мы полагаем, обес-
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (86) 2010 ФИЗКУЛЬТУРА И СПОРТ
ФИЗКУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (86) 2010
Уровень развития психических процессов у юных дзюдоистов (х±о)
№ п/п Психические процессы Уровни развития решительности
Ед. измерения высокий средний низкий
1 Восприятие времени сек 12,3 ± 1,7 13,84± 2,1 15,6 ± 2,5
2 Память:
- кратковременная балл 4,7 ± 0,7 3,9 ± 1,0 3,3 ± 0,6
- оперативная память 7,4 ± 1,6 6,5 ± 2,1 5,9 ± 1,7
3 Мотивация : балл
- на достижение успеха 8,1 ± 1,3 6,9 ± 1,5 6,3 ± 1,9
- на избегание неудачи 4,1 ± 1,1 4,7 ± 1,0 5,2 ± 2,2
4 Воображение балл 17,1 ± 2,1 14,0 ± 2,2 10,7 ± 2,9
5 Мышление:
- быстрота сек 11,1 ± 1,0 13,5 ± 1,6 15,6 ± 1,7
- точность балл 13,3 ± 1,5 13,9 ± 1,9 14,4 ± 1,6
6 Саморегуляция чсс 12,9 ± 4,6 17,0 ± 4,1 23,2 ± 5,9
7 Распределение внимания балл 7,1 ± 1,5 6,5 ± 2,1 5,7 ± 2,0
8 Переключение внимания балл 17,3 ±1,9 26,2 ±1,6 35,3 ±2,8
9 Простая двигательная реакция млск 171,3± 12,3 188,7±14,1 196,1±15,1
10 Реакция на движущийся объект см 4,5± 0,34 9,8± 0,5 10,1± 0,7
11 Интуиция баллы 35,5 ±3,2 30,2± 3,6 25,5± 2,2
12 Рефлексия баллы 76,5± 8,3 72,4 ±7,8 71,5 ±7,2
печивает быстрое принятие решений и более успешную деятельность спортсмена в борьбе.
У спортсменов со средним уровнем развития решительности психические процессы развиты недостаточно высоко - ниже, чем в группе с высоким уровнем развития решительности. Так, например, имеются пробелы в развитии ведущих для решительности психических процессов: быстроты и точности мышления, оперативной памяти, саморегуляции эмоций, соревновательной мотивации на достижение успеха, распределения и переключения внимания.
Именно отсутствие достаточного уровня развития процессов мышления, по всей видимости, приводит этих спортсменов к попытке компенсировать неправильность выбора приема скоростью выполнения заданий. Такой подход, как показывает практика, в отдельные моменты соревновательной деятельности юных спортсменов может быть весьма результативным, поскольку квалификация таких дзюдоистов невысокая. Но в дальнейшем на этапе спортивного совершенствования это будет серьезным пробелом в психологической подготовке спортсмена. Несдержанность спортсменов этой группы определяется неумением использовать хранящуюся в памяти информацию для проведения всестороннего, критического анализа предстоящих событий. Об этом
свидетельствует недостаточное развитие у них оперативной памяти.
Недостаточное развитие распределения и переключения внимания препятствуют быстрому переходу от одного атакующего действия к другому. Недостатки в развитии ведущих для решительности психических процессов могут формировать в дальнейшем отрицательное отношение к деятельности в борьбе дзюдо. Неспособность управлять своим эмоциональным состоянием вызывает у них (по их само-отчетам) неуверенность и боязнь, которые заставляют спортсмена выполнять действие не ради достижения результата, а ради выполнения действия.
Недостаточное для спортивного противоборства развитие психических процессов, обусловливающих принятие решений, имеют спортсмены с низким уровнем развития решительности (табл. 3). Такие спортсмены имеют пробелы в развитии следующих процессов: восприятия времени, воображения, распределения и переключения внимания, кратковременной памяти, скорости простой двигательной реакции, реакции на движущийся объект, быстроты мышления, интуиции, рефлексии и др.
Исследование психических процессов у дзюдоистов высокой квалификации показало следующее (табл. 4). Разница между группами дзюдоистов с раз-
Уровень развития психических процессов у дзюдоистов
высокой квалификации (х±<?)
№ п/п Психические процессы Уровни развития решительности
Ед. измерения высокий средний низкий
1 Восприятие времени сек 8,0 ± 0,7 8,8 ± 2,1 10,1 ± 1,7
2 Память:
- кратковременная баллы 4,3 ± 0,4 3,6 ± 0,3 3,1 ± 0,3
- оперативная память 8,4 ± 0,6 6,2 ± 0,5 4,9 ± 0,7
3 Мотивация:
- на достижение успеха баллы 8,8 ± 0,9 7,9 ± 1,2 6,7 ± 1,1
- на избегание неудачи 3,7 ± 0,4 4,1 ± 0,5 5,2 ± 0,5
4 Воображение баллы 19,1 ± 2,1 12,0 ± 1,4 9,8 ± 1,1
5 Мышление:
- быстрота сек 10,1 ± 1,0 11,3 ± 0,7 12,6 ± 1,1
- точность баллы 14,8 ± 1,5 13,5 ± 1,2 14,8 ± 1,2
6 Саморегуляция чсс 11,9 ± 1,6 18,0 ± 2,1 21,2 ± 2,5
7 Распределение внимания баллы 8,2 ± 1,2 7,7 ± 1,1 6,1 ± 1,0
8 Переключение внимания баллы 16,5± 1,3 22,3 ±2,1 25,2 ±2,3
9 Простая двигательная реакция млск 111,3± 10,3 118,7±12,1 121,1±13,2
10 Реакция на движущийся объект см ,5 1+ 0, 5, 8 1+ 0, 5 8,1± 0,8
11 Интуиция баллы 55,1 ±5,4 50,3± 4,8 42,3± 4,6
12 Рефлексия баллы 85,3 ±7,4 81,4 ±7,1 75,2 ±7,1
личным уровнем развития решительности в развитии психических процессов значительно меньше, чем у юных дзюдоистов. В то же время можно видеть резервы для совершенствования соревновательной деятельности дзюдоистов высокой квалификации за счет повышения уровня развития ведущих для решительности психических процессов. К ним относятся: быстрота мыслительных реакций, рефлексивность, реакция на движущийся объект, оперативная память, внимание.
Заключение. Согласно полученным экспериментальным данным по изучению уровня развития решительности и психических процессов, обусловливающих принятие решения у дзюдоистов, становится возможным сделать следующие выводы:
1) уровень развития решительности у большей части юных дзюдоистов низкий и средний, что является существенным недостатком для борцов - дзюдоистов;
2) спортсмены, обладающие высоким уровнем развития решительности, имеют более высокий уровень развития психических процессов, обусловливающих развитие и проявление решительности;
3) дзюдоисты со средним и низким уровнями развития решительности, обладают недостаточным развитием ряда психических процессов: восприятия вре-
мени, воображения, саморегуляции эмоций, распределения и переключения внимания, кратковременной памяти и скорости простой двигательной реакции;
4) для развития высокого уровня решительности необходима целенаправленная работа по развитию конкретных (профессионально важных) качеств, лежащих в основе принятия решений и проявления решительности;
5) для развития высокого уровня решительности необходимо развивать психические процессы, обусловливающие принятие решений в спортивном поединке дзюдоистов и проявление решительности;
6) основное внимание при развитии решительности должно уделяться развитию ведущих для этого качества психических процессов.
Полученные результаты будут полезными для тренеров по спортивным единоборствам при психологической подготовке спортсменов, а также при профессиональной подготовке тренеров в физкультурных вузах.
Библиографический список
1. Еганов, А. В. Управление тренировочным процессом высококвалифицированных дзюдоистов / А. В. Еганов. — Челябинск : УралГАФК, 1998. — 146 с.
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (86) 2010 ФИЗКУЛЬТУРА И СПОРТ
ФИЗКУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК N* 2 (86) 2010
2. Кабанов, С. А. Программирование тренировочного процесса дзюдоистов высших разрядов: дис.... канд. пед. наук /С. А. Кабанов. — Челябинск, 1996. — 172 с.
3. Сиротин, О. А. Психолого-педагогические основы индивидуализации спортивной тренировки дзюдоистов: дис. ...д-ра пед. наук / О. А. Сиротин. — М., 1996. — 315 с.
4. Шумилин, А. П. Формирование мотивации результативности соревновательной деятельности юных дзюдоистов: дис.... канд. пед. наук / А. П. Шумилин. — Красноярск, 2003. — 150 с.
5. Бобровский, А. В. Управление спортивной мотивацией борцов высокой квалификации на этапе непосредственной подготовки к соревнованиям (на примере дзюдо) : автореф. дис.... канд. пед. наук / А. В. Бобровский. — Омск, 2005. — 24 с.
6. Мартыненко, А. Н. Развитие решительности у юных бор-цов-самбистов на этапе начальной спортивной специализации : дис. ...канд. пед. наук /А. Н. Мартыненко. — Омск, 2003. — 154 с.
7. Научно-исследовательская работа студентов: учеб. пособие / под ред. Г. Д. Бабушкина. — Омск [б.и.], 2005. — 370 с.
8. Бектурганов, О. Е. Совершенствование устойчивости соревновательной деятельности борца к сбивающему фактору утомления : автореф. дис. ...канд. пед. наук / О. Е. Бектурганов. —
Алматы, 1999. — 26 с.
9. Чикуров, А. И. Управление психологической подготовкой высококвалифицированных дзюдоистов на основе результатов текущего контроля состояния готовности / А. И. Чикуров: дис.... канд. пед. наук. — Красноярск, 2008. — 193 с.
БАБУШКИН Геннадий Дмитриевич, доктор педагогических наук, профессор кафедры психологии Сибирского государственного университета физической культуры и спорта.
ШУМИЛИН Александр Петрович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории физического воспитания Сибирского федерального университета.
ГОРБАЧЁВ Сергей Николаевич, соискатель, преподаватель кафедры физического воспитания Сибирского федерального университета.
Адрес для переписки: e-mail: Gena41@mail.ru
Статья поступила в редакцию 11.09.2009 г.
© Г. Д. Бабушкин, А. П. Шумилин, С. Н. Горбачёв
уД« 796 814 А. М. КОНДАКОВ
Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, г. Омск
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНИКОТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ САМБИСТОВ 11-12 ЛЕТ СРЕДСТВАМИ СПЕЦИАЛЬНЫХ КООРДИНАЦИОННЫХ УПРАЖНЕНИЙ С УЧЕТОМ ВЕСОВЫХ КАТЕГОРИЙ_____________________________________________
В статье представлены материалы исследования технико-тактической подготовленности, а так же особенности уровня развития координационных способностей квалифицированных и начинающих самбистов различных весовых категорий. Изложены основные положения методики совершенствования технико-тактической подготовки самбистов 11 — 12 лет средствами специальных координационных упражнений с учётом весовых категорий.
Ключевые слова: технико-тактическая подготовка, координационные способности, весовые категории.
Введение. Достижение юными спортсменами в будущем высоких спортивных результатов рассматривается всегда, как перспективная цель работы каждого тренера. При этом главное условие успешности реализации желаемого — оптимизация построения многолетнего учебно-тренировочного процесса уже на ранних этапах спортивной специализации. По мнению многих специалистов по спортивной борьбе
[1,2], технико-тактическая подготовка является системообразующей в формировании и совершенствовании арсенала эффективного ведения противоборства в соревновательных поединках. Авторы отмечают особую важность организации технико-такти-
ческой подготовки на начальных этапах занятий борьбой, т.к. в этот период происходит формирование основ будущего спортивного мастерства борцов
[1,3]. Правильно организованный процесс обучения основам техники и тактики спортивной борьбы в большей степени рбеспечит возможность реализовать потенциал спортсмена-единоборца в совершенствовании данного компонента подготовленности.
Технико-тактическая подготовленность (ТТП) самбиста является интегральным показателем единства проявлений психических, функциональных и физических способностей спортсмена. Однако степень влияния того или иного компонента на эффек-