количества подчиненных; высокая ответственность за вырабатываемые цели, средства и результаты; меньшая возможность для гибкого целеполагания и др.
Таким образом, рассмотренные типы и особенности механизма социального целеполагания превращают целеполагание студента в условиях профессио-
нальной деятельности в сложный и противоречивый процесс ориентации в социальном пространстве. Его сложность и противоречивость особым образом проявляются в современных условиях осуществления процесса социализации студента в вузе.
Список использованной литературы
1. Арестова О.Н. Влияние мотивации на структуру целеполагания // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. 1998. №4
2. Гавеля В.Л. Целеполагание в структуре социальной деятельности человека. - Волгоград, 1998.
3. Меркурьева Ю.В. Социальное целеполагание в образовании. - СПб., 1999.
УДК 364.02
Исследование региональных особенностей системы государственных минимальных социальных стандартов
Н.А. Вавилкина,
соискатель ГОУВПО «Московский государственный университет
сервиса», г. Москва
Реформа бюджетной сферы, фактически начатая в России в середине 90-х гг, затронула достаточно серьезные вопросы, связанные с социально-экономической стандартизацией. Социально-экономическая стандартизация - это процесс формирования и практического использования системы государственных социальноэкономических стандартов. Под системой государственных минимальных социальных стандартов нами понимается комплекс законодательно установленных государственных минимальных социальных стандартов в отраслях социальной сферы (здравоохранение, образование, социальная защита населения и культура в части библиотечного обслуживания населения) и методических рекомендаций по их формированию.
Анализ законодательной базы в субъектах РФ, регулирующей вопросы социально-экономической стандартизации, показал, что единого подхода к формированию системы государственных минимальных социальных стандартов на данный момент не существует. Во многих регионах отсутствуют нормативноправовые акты в области социально-экономической стандартизации. Наиболее полно они представлены в законодательстве только нескольких регионов, к которым относятся: Республика Карелия, Татарстан, Самарская обл. и Ямало-Ненецкий автономный округ. На примере этих регионов можно говорить о сложившейся системе государственных минимальных социальных стандартов и ее региональных особенностях.
Анализ существующих систем государственных ми-
нимальных социальных стандартов в сфере здравоохранения был проведен в разрезе следующих субъектов РФ: Республики Карелия, Самарской области, ЯмалоНенецкого автономного округа.
В Республике Карелия в качестве государственных минимальных социальных стандартов, социальных и финансовых нормативов устанавливаются следующие:
1) набор общедоступных и бесплатных услуг по оказанию амбулаторно-поликлинической, стационарной, скорой медицинской помощи, предупреждению эпидемий, по перечню заболеваний, видов и объемов оказания медицинской и профилактической помощи, определяемых программами государственных гарантий и обязательного медицинского страхования по обеспечению жителей Республики Карелия медицинской помощью;
2) социальные нормативы обеспечения услугами учреждений здравоохранения различных видов и типов:
• стационарная медицинская помощь - обеспеченность больничными учреждениями, объем стационарной медицинской помощи;
• амбулаторно-поликлиническая помощь - обеспеченность амбулаторно-поликлиническими учреждениями различных видов, нормативы посещений в смену и площади учреждений;
• скорая медицинская помощь - количество вызовов населением скорой медицинской помощи;
3) минимальные финансовые нормативы.
В законодательстве Ямало-Ненецкого автономного округа система государственных минимальных социальных стандартов в сфере здравохранения представлена следующими показателями:
1) норматив финансовых затрат - денежное выражение единицы предоставляемых государственных или муниципальных услуг, используемое при расчете минимальных затрат на их оказание;
2) социальная норма (норматив) - показатель учреждений здравоохранения по категориям услуг и пользователей или в расчете на 1 человека, 1 место, 1 посещение, 1000 жителей, 10000 жителей.
По законодательству Самарской области в сфере здравоохранения устанавливаются следующие минимальные социальные стандарты:
• набор бесплатных и общедоступных услуг по оказанию стационарной, амбулаторно-поликлинической и скорой медицинской помощи, санаторной помощи больным туберкулезом и детям, а также услуг санитарно-профилактического характера, финансируемых за счет средств консолидированного бюджета области и государственных территориальных внебюджетных фондов;
• нормы и нормативы обеспеченности населения медицинскими и санитарно-профилактическими услугами;
• нормы и нормативы материально-технического и кадрового обеспечения учреждений здравоохранения различных типов и видов;
• система льготного обеспечения лекарственными препаратами, перевязочными средствами и предметами медицинского назначения, слуховыми аппаратами, глазными и зубными протезами.
Социальные стандарты в области здравоохранения используются для определения: норматива минимальной бюджетной обеспеченности здравоохранения в расчете на одного жителя в год; нормативов финансового обеспечения различных видов бесплатных и общедоступных медицинских услуг, услуг санитарнопрофилактического характера, услуг по протезированию, услуг по льготному лекарственному обеспечению в год.
Региональный анализ минимальных социальных стандартов в сфере образования был проведен на примере Республики Карелия, Самарской области, Ямало-Ненецкого автономного округа, а также городов
- Волгоград и Нижневартовск.
В анализируемых регионах, кроме Ямало-Ненецкого автономного округа и Московской области, для системы дошкольного и школьного образования предусмотрены нормативы наполняемости, дифференцированные для классов (групп) общего назначения и коррекционных, а также интернатов и детей (подростков) с девиантным поведением. В Карелии удобным инструментом для целей формирования бюджета расходов на дошкольное образование является процент охвата детей услугами дошкольного образования. В Самарской области в законе прописаны дополнитель-
ные натуральные нормы и нормативы по нагрузке в неделю, а также нормы и нормативы материально-технического и кадрового обеспечения. В Нижневартовске в законе приведены только нормативы стоимости питания на 1 воспитанника в день.
Для системы профессионального образования нормы и нормативы на региональном уровне почти не формируются, кроме наполняемости групп в учреждениях начального и среднего профессионального образования. Во многом это объясняется тем, что значительная часть профессионального образования - высшая школа - как правило, находится вне компетенции региональных органов управления, то есть на федеральном уровне, а государственные минимальные социальные стандарты федерального уровня в образовании до настоящего времени не определены.
Региональный анализ государственных минимальных социальных стандартов в сфере культуры был проведен в разрезе Самарской области, Ямало-Ненецкого автономного округа, Татарстана, Республики Карелия.
Сравнительный анализ существующих норм и нормативов в сфере культуры в региональном разрезе показал, что в региональных законах отражены в основном нормы и нормативы обеспеченности населения учреждениями культуры, за основу составления которых взяты нормативы обеспеченности по Российской Федерации в целом.
Важно отметить, что наиболее полно нормативы обеспеченности населения учреждениями культуры прописаны в законодательстве Ямало-Ненецкого автономного округа. При разработке нормативов учитывались не только нормативы по Российской Федерации, но и специфика развития региона. Поэтому некоторые показатели превышают действующие в РФ нормативы обеспеченности населения учреждениями культуры. В дальнейшем при разработке нормативов обеспеченности и отраслевых стандартов (натуральных нормативов) необходимо учитывать позитивный опыт данного региона.
Региональный анализ государственных минимальных социальных стандартов в сфере жилищно-коммунального хозяйства был проведен в разрезе Самарской, Ростовской, Мурманской и Вологодской областей.
Законодательные акты регионов Российской Федерации определяют перечень, величину региональных стандартов оплаты жилья и коммунальных услуг и порядок их применения на территории регионов. Региональные стандарты оплаты жилищно-коммунальных услуг устанавливаются в целях социальной защиты граждан при оплате жилья и коммунальных услуг, осуществления экономически обоснованной ценовой политики в жилищно-коммунальном хозяйстве регионов, а также для расчета объема финансовой помощи, передаваемой из областного бюджета местным бюджетам в межбюджетных отношениях.
Таким образом, можно отметить, что региональный стандарт уровня платежей граждан во всех регионах
- субъектах РФ - установлен в размере 100 процентов экономически обоснованных затрат на содержание и
ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг.
Региональный стандарт максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи устанавливается в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг, определяется в процентах от совокупного дохода семьи только в Самарской области. Основная масса регионов устанавливает норматив максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи в размере, установленном Федеральным стандартом, - 22%, отельные регионы снижают данный показатель до 18%, исходя из уровня социально-экономического развития регионов и уровня доходов населения.
В Московской области система государственных минимальных социальных стандартов в настоящее время только начинает формироваться. Предпосылки этого процесса заложены в существующих нормах и нормативах социальной сферы Московской области. Наиболее полно система социальных норм и нормативов представлена в следующих отраслях: здравоохранении, образовании, ЖКХ.
В Московской области объемы медицинской помощи населению определяются ежегодно исходя из следующих нормативов: скорая медицинская помощь; амбулаторно-поликлиническая помощь, в том числе медицинская помощь, предоставляемая в дневных стационарах всех типов; стационарная помощь.
Показатель объема скорой медицинской помощи выражается в количестве вызовов в расчете на одного человека в год. Показатель объема амбулаторно-поликлинической помощи выражается в количестве посещений в расчете на одного человека в год. Показатель объема медицинской помощи, предоставляемой в дневных стационарах всех типов, выражается в количестве пациенто-дней в расчете на одного человека в год. Показатель объема стационарной помощи выражается в количестве койко-дней в расчете на одного человека в год.
С 2000 года оказание медицинской помощи населению Московской области осуществляется в рамках Московской областной программы государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью. Программой государственных гарантий в сфере здравоохранения определены виды, объемы, условия оказания и требования к качеству лечебно-профилактической помощи населению за счет средств ОМС и бюджетов всех уровней, обеспечена адекватность финансовых ресурсов государственным гарантиям в сфере здравоохранения. После принятия Правительством Московской области в 2000 году решения об осуществлении из областного бюджета платежей на обязательное медицинское страхование неработающего населения финансирование Программы ОМС существенно изменилось. Рост
законодательно установленной величины платежа на одного неработающего жителя Московской области в расчете на год увеличился более чем в 7 раз (в 2000 г
- 212,6 руб., в 2006 г. - 1541,3 руб.). Предпринятые усилия позволили выровнять имевшуюся диспропорцию в соотношении источников финансирования Программы госгарантий из бюджета и средств обязательного медицинского страхования.
В 2005 г. суммарные расходы на здравоохранение (с учетом платежей на обязательное медицинское страхование неработающего населения) в консолидированном бюджете Московской области составили 17,8 млрд. руб. Указанные средства являются основным источником финансирования Московской областной Программы государственных гарантий и составляют около 70,0% общего объема ее финансирования. Последовательное увеличение финансирования Программы из средств бюджетов всех уровней связано, в первую очередь, с изменением подходов к формированию показателей расходов областного и муниципальных бюджетов здравоохранения.
В 2005 г. был принят Закон Московской области «О нормативах расходов бюджета, применяемых при составлении прогноза консолидированного бюджета Московской области, и региональном стандарте предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг»1 . В соответствии с этим законом нормативы в системе здравоохранения Московской области
- расчетные показатели финансового обеспечения за счет средств бюджета материальных расходов государственных и муниципальных учреждений здравоохранения Московской области и отдельных мероприятий в системе здравоохранения Московской области. К ним относятся:
на областном уровне:
• норматив материальных затрат государственных учреждений здравоохранения на оказание амбулаторно-поликлинической специализированной медицинской помощи, в рублях на одно посещение в год;
• норматив материальных затрат государственных учреждений здравоохранения на оказание стационарной специализированной медицинской помощи, в рублях на один койко-день в год;
• норматив материальных затрат на содержание прочих государственных учреждений здравоохранения, в рублях на одного жителя Московской области в год;
на уровне муниципальных образований:
• норматив материальных затрат муниципальных учреждений здравоохранения на оказание скорой медицинской помощи и первичной медико-санитарной помощи, в рублях на одного жителя Московской области в год;
• норматив материальных затрат на содержание прочих муниципальных учреждений и подразделений учреждений здравоохранения и финансирование отдельных мероприятий, дифференцированный по группам муниципальных образований, в рублях на одного
1 В настоящее время действует в редакции Закона Московской области от 11.05.2006 № 72/2006-03.
жителя муниципального образования в год.
Однако эти нормативы не отражают всех затрат, которые несут учреждения здравоохранения по оказанию медицинской помощи населению, поэтому должны быть уточнены.
Нормативы в системе образования Московской области - расчетные показатели минимально необходимой потребности в бюджетных средствах на содержание детей в дошкольных образовательных учреждениях, учащихся в общеобразовательных и специализированных школах, детских домах и школах-интернатах, в системе профессионального образования. Они являются основными расчетными показателями, обеспечивающими прогнозирование расходов на финансирование материальных затрат образовательных учреждений, прочих учреждений и мероприятий в системе образования.
Нормативы для образовательных учреждений в системе образования отражают сложившийся в целом уровень расходов бюджетов муниципальных образований на материальные затраты образовательных учреждений в расчете на одного обучающегося (воспитанника) в год по типам и видам образовательных учреждений.
Нормативы для прочих учреждений в системе образования отражают сложившийся в целом уровень расходов бюджетов муниципальных образований на материальные затраты указанных учреждений в расчете на одно обслуживаемое ими учреждение в год; норматив на проведение мероприятий по организации отдыха детей в каникулярное время - прогнозный уровень расходов бюджетов муниципальных образований на организацию отдыха детей в каникулярное время в расчете на одного ребенка в год.
Недостатками указанных нормативов являются их базирование на расходах прошлых периодов, что ориентирует развитие на возможности бюджета, а не на потребности населения. Также необходимо отметить отсутствие норм финансирования расходов, обеспечивающих жизнедеятельность образовательных учреждений (питание, медикаменты, хозяйственное обслуживание, материальное обеспечение и др.), а также отсутствие отраслевых (профессиональных) стандартов, в которых предусматривается набор требований к объему и качеству предоставления образовательных услуг.
Подходы к формированию системы минимальных социальных стандартов в сфере жилищно-коммунального хозяйства Московской области разработаны в соответствии с основами Жилищного кодекса Российской Федерации. Общероссийским классификатором информации по социальной защите населения (раздел V Классификация государственных минимальных социальных стандартов 6957 Государственные минимальные социальные стандарты в жилищно-коммунальной сфере).
Для определения основных параметров функционирования сферы жилищно-коммунального хозяйства Правительством Московской области приняты следу-
ющие постановления: «О проекте закона Московской области «О нормативах стоимости предоставления бюджетных услуг, оказываемых за счет средств бюджета Московской области и средств бюджетов муниципальных образований Московской области на 2007 год»; «О Комплексной программе социально-экономического развития Московской области на 2007 год»; «О проекте закона Московской области «О региональном стандарте предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг и стандарте стоимости капитального ремонта муниципального жилищного фонда на 2007 год».
Первый документ устанавливает нормативы стоимости предоставления бюджетных услуг, оказываемых за счет областного и местных бюджетов в 2007 году в социальной сфере, жилищно-коммунальном хозяйстве, а также стоимости содержания органов местного самоуправления. Второй документ вносит изменения в части финансирования мероприятий. В 2007 году размер финансирования предполагается в сумме 57 млн. руб., в том числе предоставления бюджетных кредитов из средств областного бюджета - в сумме 10 млн. руб. Третий документ устанавливает региональный стандарт предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг - 55,86 руб. и стандарт стоимости капитального ремонта муниципального жилищного фонда - 83 коп. в месяц.
Размер норматива ЖКУ дифференцирован по муниципальным образованиям области и зависит от состояния теплоэнергетики и жилищно-коммунального хозяйства городов и районов Подмосковья. Например, в Можайске он составляет 49,61 руб., в Железнодорожном - 57,02 руб., в Красноармейске - 47,09 руб. и т.д.
Для дальнейшего развития нормативной базы социальной сферы и создания основы для формирования действенной системы государственных минимальных социальных стандартов в Московской области можно предложить:
• разработать (уточнить) отраслевые нормативы в сферах образования, здравоохранения, социальной защиты населения, культуры, физической культуры и спорта;
• разработать и утвердить перечни социальных нормативов в сферах образования, здравоохранения, социальной защиты населения, культуры, физической культуры и спорта и методические рекомендации по их расчету;
• разработать и утвердить методические рекомендации по расчету нормативов финансовых затрат (финансовых нормативов) на основе социальных нормативов;
• рекомендовать муниципальным образованиям разработать и принять минимальные социальные стандарты на предоставление услуг в сферах образования, здравоохранения, социальной защиты населения; обеспечивать конституционные социальные гарантии в рамках полномочий, возложенных на исполнительные органы местного самоуправления.