Научная статья на тему 'Исследование психолого-акмеологических особенностей развития прогностического потенциала у студентов вузов'

Исследование психолого-акмеологических особенностей развития прогностического потенциала у студентов вузов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
342
144
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОГНОСТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / АНТИЦИПАЦИЯ / РАЗВИТИЕ / ПСИХОЛОГО-АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ / СТУДЕНТЫ ВУЗОВ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Николаева Ирина Александровна

В данной статье дано определение понятию «прогностический потенциал», рассмотрена структура прогностического потенциала, представлены основные выводы проведенного научного исследования. Выявлены особенности развития прогностического потенциала студентов вузов и описана программа по активизации прогностического потенциала в условиях учебно-профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Николаева Ирина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование психолого-акмеологических особенностей развития прогностического потенциала у студентов вузов»

УДК 159.922

Николаева Ирина Александровна

Ульяновский государственный университет I. [email protected]

ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГО-АКМЕОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ПРОГНОСТИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА У СТУДЕНТОВ ВУЗОВ

В данной статье дано определение понятию «прогностический потенциал», рассмотрена структура прогностического потенциала, представлены основные выводы проведенного научного исследования. Выявлены особенности развития прогностического потенциала студентов вузов и описана программа по активизации прогностического потенциала в условиях учебно-профессиональной деятельности.

Ключевые слова: прогностический потенциал, антиципация, развитие, психолого-акмеологические особенности, студенты вузов.

Развитие прогностических способностей у студентов вузов - серьёзная и актуальная проблема системы высшего профессионального образования. В психологической науке существует достаточно большое количество отечественных и зарубежных работ, посвященных проблеме развития способностей человека, но исследований в области способности человека к прогнозированию не так много. Наиболее известные и фундаментальные работы в этой области принадлежат таким авторам, как Б.Ф. Ломов, Е.Н. Сурков, В.М. Водлозеров, Д.Н. Завалишина, К.А. Абульханова-Славская, А.В. Брушлинский, Л.А. Регуш, В.Д. Менделевич, П.К. Анохин, Н.А. Бернштейн, Т.Ф. Базылевич, И.В. Бестужев-Лада, Н.И. Калаков, И.А. Липский,

A.M. Матюшкин и др.

Теоретический анализ философской, психологической, методологической литературы доказывает, что существуют разные взгляды на прогностические способности. Прогнозирование рассматривают как детерминанту самых различных процессов, как одну из характеристик творческого процесса, как составляющую мотивационной сферы, как характеристику деятельности и т.п. Таким образом, актуальность данной научной работы заключается в необходимости прак-тико-ориентированного исследования, направленного на описание основных составляющих способности к прогнозированию и поиска способов её продуктивного развития.

В ряду психологических процессов, связанных с прогнозированием будущего, выделяют три основных: вероятностное прогнозирование, нацеленное на построение беспристрастной математической модели будущего; экспектация -ожидание, эмоционально окрашенное и мотивационно подкрепленное представление о будущем

с привлечением характеристик желанное - нежеланное, а также антиципация как способность действовать и принимать те или иные решения с определенным временно-пространственным упреждением в отношении ожидаемых, будущих событий [4, с. 15]. Все эти процессы невозможны без наличия у индивида прогностического потенциала. Понятие «потенциал» введено нами в рамках исследования, так как это более широкое понятие, чем способности. Такие категории, как развитие и активация, предполагают, что речь идет о возможностях личности. По мнению А.А. Бодалева, потенциал нужно рассматривать как внутреннюю структуру человека, в которой интегрируются его общие способности как индивида и специальные способности как субъекта деятельности [1, с. 20]. То есть потенциал - это система способностей как актуализированных, так и резервных.

Прогностический потенциал - это целостная комплексная, интегрированная и дифференцированная система сознательных и бессознательных социально-биологических ресурсов личности, которые могут быть реализованы в прогностической деятельности, возникающей на основе наследственно закрепленных анатомо-физиоло-гических особенностей мозга, нервной системы с учетом индивидуальных особенностей человека [3, с. 29].

Объектом данного исследования является прогностический потенциал студентов вузов. Предметом исследования - структура и способы активации прогностического потенциала у студентов вузов. Цель исследования - изучить структуру прогностического потенциала, психолого-акмеологические особенности развития прогностического потенциала и разработать на основе полученных результатов программу сопровож-

© Николаева И.А., 2010

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 4, 2010

219

дения развития прогностического потенциала студентов вузов. Основная гипотеза исследования заключается в предположении о том, что прогностический потенциал представляет собой системно-структурное образование, состоящее из психофизиологического, когнитивного, эмоционально-волевого, коммуникативного и перцептивного компонентов. Прогностический потенциал может быть развит более успешно, если принять во внимание следующие особенности: имеются определенные взаимосвязи между прогностическим потенциалом и учебно-профессиональными мотивами, а также выбранной специальностью.

Рассматривать проблему развития прогностического потенциала только в связи с развитием интеллекта и познавательными процессами - значит учитывать только один из аспектов проблемы. Б.Ф. Ломов, говоря в целом об антиципации, утверждал, что именно антиципация обеспечивает формирование цели, планирование и программирование поведения и деятельности, она включается в процессы принятия решения, текущего контроля и коммуникативные акты [4, с. 35]. Однако любая деятельность по прогнозированию начинается с восприятия, поэтому необходимо учитывать и перцептивную составляющую при анализе структуры прогностического потенциала.

На основе этих научных изысканий было выдвинуто предположение, что прогностический потенциал включает следующие компоненты: психофизиологический, когнитивный, эмоциональноволевой, коммуникативный и перцептивный.

Психофизиологический компонент - это физиологические основы прогностического потенциала. Для понимания механизмов антиципации важнейшее значение имеют: теория функциональных систем П.К. Анохина, принцип биологической активности и управления движениями, разработанный Н.А. Бернштейном, работы Р.М. Грановской о связи деятельности по прогнозированию с функциональной асимметрией головного мозга и исследования Т.Ф. Базылевич, посвященные исследованию процесса прогнозирования.

Когнитивный компонент в структуре прогностического потенциала представлен особенностями мышления. Согласно Л.А. Регуш, основой прогностических способностей являются такие качества мышления, как аналитичность, глубина, осознанность, гибкость, перспективность и дока-

зательность [6, с. 171]. Для определения уровня развития этих качеств Л.А. Регуш были разработаны специальные методики. В данном исследовании для определения уровня развития прогностических способностей используется методика «Способность к прогнозированию».

Эмоционально-волевой компонент в структуре прогностического потенциала представлен, прежде всего, такой характеристикой, как саморегуляция. Саморегуляция рассматривается исходя из теории В.И. Моросановой. В данной теории осознанная саморегуляция понимается как системно организованный процесс внутренней психической активности человека по инициации, построению, поддержанию и управлению разными видами и формами произвольной активности, непосредственно реализующей достижение принимаемых человеком целей [5, с. 16]. Стиль саморегуляции поведения можно описать через такие показатели, как планирование, моделирование, программирование, оценка результатов, самостоятельность и гибкость. Для диагностики саморегуляции в данном исследовании используется методика «Стиль саморегуляции поведения-98» В.И. Моросановой, Е.М. Коноз. Кроме этого, для изучения личностных особенностей, характеризующих эмоционально-волевую сферу человека, анализируются такие факторы, как эмоциональная устойчивость, степень тревожности, уровень развития самоконтроля, степень организованности человека.

Коммуникативный компонент в структуре прогностического потенциала представлен такими личностными особенностями, как общительность, смелость, доверчивость в отношении к людям, степень доминантности, конформизм, прямолинейность. Данные особенности выделены Р. Кэттелом в его 16-факторной теории личности и составляют коммуникативный блок личностных черт. Для диагностики коммуникативного компонента использовался тест Кеттела (16PF-Form С).

Перцептивный компонент в структуре прогностического потенциала представлен такими характеристиками, как степень яркости-четкости представлений и зависимость-независимость от перцептивного поля. Согласно некоторым теориям, в частности теории С.В. Забегалиной, более яркие, четкие представления имеют люди с большими прогностическими способностями, так как это помогает им качественно анализировать ситуацию мысленно, находясь вне ее, оценивать

и прогнозировать ее развитие. Полезависимость означает доминирование целого, недостаточное дифференцирование частей в образе восприятия, неспособность преодолевать контекст и выделять отдельные раздражители от фона. Поленезависи-мость соответствует способности воспринимать целое как структурированное, вычленять стимулы из контекста [3, с. 67]. Яркость-четкость представлений в данном исследовании определяется с помощью опросника Д. Маркса по методу са-моранжирования, а полезависимость изучается с помощью теста включенных фигур Готшильда.

Кроме вышеперечисленных методик в исследовании используются: методика диагностики учебной мотивации студентов А.А. Реана,

В.Я. Якунина в модификации Н.Ц. Бадмаевой, опросник для личной оценки своего прогностического потенциала и сбора биографических данных, методика по изучению широты ассоциаций относительно будущего и проективная методика «линия жизни». Выбор данной батареи психологических тестов обусловлен тем, что в ней представлены методики диагностики основных компонентов прогностического потенциала и факторов, которые могут способствовать его развитию.

Выборка исследования составила 150 студентов вузов, обучающихся на 3 курсе. Студенты были разделены на две большие группы: студенты-математики и студенты-гуманитарии. Студенческий возраст выбран, так как он является началом акмеологического периода становления личности человека. В ходе диагностики было установлено, что из общей выборки студентов, прошедших тестирование, лишь у 37% прогностические способности развиты на высоком уровне, у 50% они развиты на среднем уровне и у 13% они низкие. При исследовании различий между группами студентов-математиков и студентов-гу-манитариев с помощью критерия Манна Уитни по данному показателю были выявлены различия на 0,05 уровне значимости. Было установлено, что у студентов-гуманитариев когнитивная составляющая прогностического потенциала, выраженная в общей способности к прогнозированию, развита выше, чем у студентов-математи-ков. Кроме этого, были выявлены различия между этими двумя группами и по такому показателю, как планирование в деятельности. У студен-тов-гуманитариев преобладание планирования как стиля саморегуляции поведения выражено больше, чем у математиков.

Корреляционный анализ, проведенный с помощью ранговой корреляции Спирмена, показал наличие значимых взаимосвязей между уровнем развития способности к прогнозированию и такими параметрами, как моделирование (К=0,259), гибкость (К=0,196), общий уровень саморегуляции (К=0,281), общительность (К=0,281), коммуникативные (К=0,26) и профессиональные (К=0,256) мотивы обучения в вузе. Таким образом, существуют значимые взаимосвязи между когнитивной, эмоционально-волевой и личностной составляющей прогностического потенциала, а также взаимосвязи между прогностическим потенциалом и особенностями мотивации. У студентов с преобладанием коммуникативных и профессиональных мотивов обучения в вузе выше способность к прогнозированию. Значимых взаимосвязей между когнитивной составляющей прогностического потенциала и такими особенностями перцептивной сферы студентов, как яркость-четкость представлений и поле независимость, не выявлено. Проведенный факторный анализ с использованием Варимакс-вращения показал наличие двух факторов, отражающих структуру прогностического потенциала. Первый фактор можно условно обозначить «особенности прогностического потенциала». Наибольшую факторную нагрузку в нем имеют следующие переменные: общая способность к прогнозированию (0,642), настороженность при общении с людьми (0,790) и регулятивная самостоятельность (0,457). Второй фактор можно условно назвать «личностные особенности студентов», наибольшую факторную нагрузку в нем имеют такие переменные, как общительность (0,773), яркость и четкость представлений (0,727), регуляторная гибкость (0,550) и эмоциональная устойчивость (0,557).

Таким образом, проведенное исследование частично подтвердило основную гипотезу научной работы о том, что прогностический потенциал имеет сложную структуру, основными составляющими которой являются когнитивный, эмоционально-волевой и коммуникативный компоненты. Значимых взаимосвязей между данными тремя компонентами и особенностями перцептивной сферы студентов не установлено.

Для выявления условий и факторов, способствующих развитию прогностического потенциала, необходимо определить, каковы критерии проявления его в деятельности. В исследовании

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 4, 2010

221

анализируется два основных вида деятельности, связанных с активизацией прогностического потенциала: деятельность по прогнозированию личностного развития и профессиональное прогнозирование.

Деятельность по прогнозированию личностно-профессионального развития связана особенностями временных аспектов самосознания, осознанием своего «Я» во времени, осознанием своей ответственности за последствия своих решений и действий. Критерием для оценки прогностического потенциала в этом виде деятельности является временной отрезок личностного развития, на который распространяется прогнозирование индивида. Прогноз личностного развития может быть краткосрочным, то есть охватывать период до 1 года, среднесрочным - до 5 лет и долгосрочным - свыше 5 лет.

В результате исследования особенностей прогнозирования личностного развития с помощью проективной методики «линия жизни» было установлено, что студентам сложно определить траекторию своего развития, у большинства из них временной отрезок, на который распространяется прогнозирование своего личностного развития, не превышает 5 лет. Большинство студентов может спрогнозировать траекторию своего развития в диапазоне от 1 года до 5 лет.

Анализ ассоциаций относительно будущего показал, что все ассоциации можно разделить на несколько категорий: ассоциации, связанные с семьей, с работой или учебой, с развлечениями или недифференцированные чувства и переживания.

Второй вид деятельности, связанный с построением прогнозов, - это деятельность по прогнозированию в учёбе. Данный вид деятельности связан с особенностями выдвижения гипотез и построения различного рода моделей в рамках научно-исследовательских работ студентов. Согласно теории Б.Ф. Ломова [4, с. 103], в рамках этого вида деятельности можно выделить несколько уровней, которые будут отражать качественные характеристики выдвигаемых прогнозов. Первый уровень: построение прогноза на основе отношения, переживания. Второй уровень: построение прогноза на основе знания, позна-

ния. Третий уровень: построение прогноза в ходе исполнения деятельности, обратная связь о результатах деятельности, коррекция прогнозов. Достигнутый студентом уровень развития прогностического потенциала в этом виде деятельности можно определить с помощью анализа квалификационных работ, таких как курсовые и дипломные проекты.

Результаты данного исследования послужили основой для создания программы развития прогностического потенциала у студентов вузов. Данная программа носит психолого-акмеологичес-кий характер, так как ее основная цель - это развитие прогностического потенциала студентов вузов в условиях учебно-профессиональной деятельности. Она содержит несколько блоков: информационный (лекционная часть посвящена раскрытию сущности метода прогнозирования); диагностический (определение исходного уровня развития прогностического потенциала); развивающий (развитие потенциала в рамках специально разработанного тренинга); обобщающий (подведение итогов, закрепление навыков, итоговая диагностика).

Данная программа является практическим воплощением проведенного исследования и будет внедрена в рамках учебно-профессиональной деятельности студентов Ульяновского государственного университета.

Библиографический список

1. БодалевА.А. Вершина в развитии взрослого человека. - М.: Наука, 1998. - 168 с.

2. Брушлинский А.В. Мышление и прогнозирование. - М.: Мысль, - 1979. - 230 с.

3. Калаков Н.И. Глобалистическая прогностика как междисциплинарная наука: Методологические основы: Монография. - Ульяновск: Изд. Вектор-С, 2008. - 100 с.

4. Ломов Б.Ф., Сурков Е.Н. Антиципация в структуре деятельности. - М.: Наука, - 1980. -280 с.

5. Моросанова В.И. Индивидуальный стиль саморегуляции. - М.: Наука, 2001. - 192 с.

6. Регуш Л.А. Психология прогнозирования: успехи в познании будущего. - СПб.: Речь, 2003. -352 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.