DOI: 10.12731/2218-7405-2016-7-129-140 УДК 159.923
ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ПРОГНОСТИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТОВ ВУЗОВ В УСЛОВИЯХ ПОЛУЧЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Николаева И.А., Сафукова Н.Н., Болтунова С.В., Шпак М.М.
Статья посвящена актуальной теме - эмпирическому исследованию особенностей проявления прогностического потенциала студентов в образовательном процессе вуза. Способность к прогнозированию является одной из компетенций некоторых стандартов высшего образования. Авторами поставлена цель - дать определение понятию прогностический потенциал и исследовать его динамику развития на примере студентов 1 и 3 курсов. Авторами применяются стандартизированные и надежные методики для проведения психолого-педагогических исследований и методы математический статистки для обработки данных. Основной результат исследования - это вывод о необходимости внедрения новых программ по развитию прогностического потенциала студентов. Результаты исследования могут быть основной базой для разработки новых учебных программ вуза.
Ключевые слова: прогностический потенциал; учебно-профессиональная деятельность; когнитивный компонент прогностического потенциала; прогнозирование.
FEATURES OF PROGNOSTIC POTENTIAL
OF HIGH SCHOOL STUDENTS IN THE CONDITIONS OF GETTING HIGHER EDUCATION
Nikolaeva I.A., Safykova N.N., Boltynova S.K, Shpak M.M.
The article deals with empirical research offeatures of prognostic students potential in the educational process of high school. The ability to
predict is one of the competences of some standards of higher education. The authors have set the goal to define the term 'prognostic potential' and to explore its dynamic development on the example of the first-and third-year students. The authors use standardized and reliable methods to carry out psycho-pedagogical research and methods of Mathematical Statistics for data processing. The main result of the research is the conclusion about the necessity of new programs for prognostic students potential development introduction. The results of the study can become the main basis for the new high school curricula development.
Keywords: prognostic potential; teaching and professional activities; cognitive component of prognostic potential; forecasting.
Современное высшее образование России переживает на данном этапе своего развития переход на новые стандарты образования. В данных стандартах описаны те компетенции, которыми должен область студент, выпускающийся по той или ной специальности. На наш взгляд, одной из важнейших компетенций студента, вне зависимости от направления его подготовки, является его умение прогнозировать, данное умение обусловлено актуализацией прогностического потенциала студентов.
В отечественной психологии проблемам психологии личности посвящены труды таких авторов, как: Б.Г. Ананьев (психологическая структура личности и ее становление в процессе индивидуального развития человека), Л.И. Божович (этапы формирования личности в онтогенезе), Л.С. Выготский (личность и воспитание, личность ребенка), А.Н. Леонтьев (деятельность и личность), В.Н. Мясищев (структура личности и отношение человека к действительности), С.Л. Рубинштейн (проблема личности, ее самосознание и жизненный путь), К.А. Абульханова-Славская (личность как субъект деятельности), А.Г. Асмолов (движущие силы и условия развития личности), Б.С. Братусь (пространство личности), В.А. Петровский (личность как субъект активности), А.Г. Ковалев (трехуровневая структура личности), К.К. Платонов (концепция динамической структуры личности) и др.[5].
Анализируя степень разработанности проблемы развития прогностического потенциала личности, мы пришли к выводу, что она недостаточно изучена, но постоянно находиться в поле зрения ученых.
Прогностический потенциал личности - это достаточно новое понятие. В психологической науке существуют понятия близкие по смыслу и тематике, такие, как антиципация (Б.Ф.Ломова, Е.Н. Суркова, И.М. Фейгенберг и др.), способность к прогнозированию (Л.А. Регуш, С.Л.Рубинштейн, А.В.Брушлинский и др.). Однако, они отличны от понятия прогностический потенциал личности [1].
Личности как субъекту деятельности свойственны такие особые индивидуальные способности, как способность к организации времени, способность программировать будущую деятельность, предвидеть ее события, устанавливать оптимальные для себя режимы активности и ритмы деятельности [4].
В представленном исследовании рабочее определение прогностического потенциала личности, данное Николаевой И.А., следующее:
Прогностический потенциал личности - это интегративное личностное образование, определяющее возможности личности как субъекта прогностической деятельности, его компоненты: когнитивный, аффективный, мотивационный и поведенческий.
Когнитивный компонент прогностического потенциала личности включает, наряду с прогностическими знаниями, такие две взаимосвязанные характеристики, как индивидуальные особенности мышления (способность человека выявлять причины и следствия ситуаций, устанавливать причинно-следственные связи между событиями, способность делать обобщенные и доказательные выводы, обосновать прогноз, умение выдвигать и доказывать гипотезы относительно будущего, проявлять гибкость в их изменении) и особенности перцептивных процессов (содержательные характеристики возникающих представлений - яркость, четкость, пластичность) [2]. Таким образом, в когнитивном компоненте прогностического потенциала личности можно выделить - особенности прогностического мышления (мыслительный компонент) и
особенности протекания перцептивных процессов (перцептивный компонент).
Аффективный компонент прогностического потенциала представлен теми эмоциями, которые испытывает субъект прогностической деятельности по отношению к прогнозируемым событиям и явлениям. Субъективное эмоциональное отношение человека к объекту прогноза во многом определяет его точности и проработанность. В зависимости от настроения и текущей ситуации, человек определяет прогноз согласно категориям «желаемое» - «не желаемое». В контексте проблемы прогностической деятельности особую роль приобретает понятие «прогностической оценки». Прогностическая оценка объективно представляет собой прогноз успешности деятельности личности, а субъективно - общее впечатление личности об объекте прогноза, эмоционально окрашенное ожидание определенного результата.
Мотивационный компонент прогностического потенциала определяет направленность человека на получение определенного прогноза. Прогностическая деятельность начинается с постановки цели. Цель - это заранее мыслимый, прогнозируемый результат. Процесс формирования и выдвижения целей субъектом начинается на уровне потребностей и переходит на уровень мотивов, как осознанного стремления к удовлетворению потребностей, и затем определяется в цели.
Поведенческий компонент прогностического потенциала личности - это реализация данного потенциала в деятельности по прогнозированию. Деятельность по прогнозированию имеет ряд этапов. Первый этап - сбор текущей информации об объекте прогноза, ее изучение, восприятие, запоминание. На втором этапе происходит сличения прошлого опыта и текущей информации об объекте прогноза, на основании этого сравнения стоится гипотеза о предстоящих событиях, им приписывается та или иная вероятность, что приводит к уменьшению ошибок прогноза. Особый род информации - это информация, необходимая для психологических прогнозов, прогнозов развития личности или социума. Основания-
ми психологических прогнозов являются известные психологические закономерности, знания об особенностях развития человека, анализ индивидуального своеобразия и т.п. Для прогнозирования личностного развития основаниями являются результаты самонаблюдений.
Третий этап - информационно-аналитический, то есть этап обработки информации. В ходе анализа информации устанавливаются причинно-следственные связи межу событиями. Существующие знания преобразуются, так как человек моделирует образы будущего, конструирует и проектирует их. В целом, данный процесс схож с действиями преобразования представлений, которые составляет содержание процесса воображения. В результате данного преобразования рождается гипотеза. Гипотеза это своеобразная форма познания будущего, которая отражает его специфику, учитывая относительную достоверность, вероятностный характер и перспективность будущего, факт возникновения у человека гипотезы часто им плохо осознается.
На четвертом этапе происходит принятия решения в виде гипотезы-предположения, плана, модели будущего, выводах о последствиях, то есть определенного прогноза.
Пятый этап - это организация проверки точности прогноза и его оценка. Данный этап необходим для последующей корректировки прогноза. Оценка человеком последствий принимаемых им решений обусловлена степенью его убежденности в том, что выдвинутые гипотезы окажутся верными. Проверка точности прогноза крайне субъективна, особенно если это касается прогноза личностного развития. Коррекция прогнозов возможна, если на этапе проверки были выявлены ошибки, неточности прогноза, или возникли новые обстоятельства, влияющие на результат прогнозирования. Если такие ошибки прогнозирования установлены, то цикл построения прогноза начинается с этапа сбора новой информации и последующего анализа [4].
Несомненно, прогностический потенциал личности находит свое отражение в я-концепции человека, в его представлении о
том, кто он есть на данный момент жизни и куда он будет двигаться в своем развитии. Сафукова Н.Н. в своих исследованиях ссылается на то, что представления человека о своем прогностическом потенциале включено в общую я-концепцию личности [7].
Некоторые компоненты прогностического потенциала личности сложно диагностировать существующими на данный момент методами и методиками психодиагностики. Нами были выделены два критерия по которым можно судить о некоторых аспектах проявления прогностического потенциал личности - внешний и внутренний критерий. Внешний критерий - это оценка поведенческого компонента прогностического потенциала личности, практическая реализация процесса прогнозирования, качество и разработанность прогнозов, которые выдвигает человек. Внутренний критерий - это уровень развития прогностического мышления и способности к построению образов в рамках когнитивного компонента прогностического потенциала личности. Для оценки когнитивного компонента прогностического потенциала личности студентов было проведено исследование.
Цель данного исследования - определить, каковы различия в уровне развития прогностического мышления и перцептивных процессов как показателей когнитивного компонента прогностического потенциала у студентов 1 и 3 курсов, обучающихся на различных специальностях.
Эмпирической база и выборка исследования
Эмпирической базой исследования стал Ульяновский государственный университет. В исследовании приняли участие 100 человек (61 девушка и 39 юношей) в возрасте 18-22 лет, обучающиеся на различных направлениях подготовки.
Организация исследования
Исследование проходило в 2 этапа. Первый этап - первичная диагностика студентов на 1 курсе и второй этап - диагностика этих же студентов через 2,5 года на 3 курсе.
Гипотезой исследование явилось предположение о том, что развитие когнитивного компонента прогностического потенциала личности происходит в учебно-профессиональной деятельности по мере ее усложнения от курса к курсу.
Методики исследования
Были выбраны 2 методики для диагностики составляющих когнитивного компонента прогностического потенциала личности. Для диагностики уровня развития прогностического мышления использовалась методика «Способность к прогнозированию» автора Л.А. Регуш [6]. Перцептивный компонент оценивался с помощью методики Д. Маркса «Определения степени яркости представлений». Все выбранные методики исследования соответствуют заявленным целям исследования, надежны и валидны [3].
Полученные результаты исследования позволяют нам говорить о том, что среди студентов 1 курсов высокий уровень развития прогностических качеств мышления был диагностирован у 25%, а яркости представлений у 20% испытуемых, средний уровень развития прогностических качеств мышления у 62%, а яркости представлений у 35% испытуемых, низкий уровень развития прогностических качеств мышления у 13%, а яркости представлений у 45% испытуемых. Среди студентов 3 курса высокий уровень развития прогностических качеств мышления отмечен у 50%, а яркости представлений у 20% испытуемых, средний уровень развития прогностических качеств мышления у 39%, а яркости представлений у 25% испытуемых, низкий уровень развития прогностических качеств мышления у 11%, а яркости представлений у 50% испытуемых.
Подводя итог проведенному анализу различий, стоит отметить, что у большинства испытуемых основные характеристики прогностического мышления диагностированы на уровне средних значений. Не выявлено четкой тенденции к совершенствованию образной сферы у испытуемых в процессе учебно-профессиональной деятельности.
Для установления взаимосвязи составляющих когнитивного компонента прогностического потенциала личности с курсом обучения был проведен корреляционный анализ. В результате проведения корреляционного анализа (с помощью коэффициента Спирмена) было установлено, что между годом обучения и уровнем выраженности прогностического мышления существует прямая значимая взаимосвязь (г=0,256; р=0,05). Между годом обучения и уровнем выраженности яркости представлений существует прямая взаимосвязь, но она статистически не значима (г =0,123; р = 0,184).
Сравнение показателей испытуемых на первом году их обучения с их результатами на третьем году обучения (с помощью Т-критерия Вилкоксона) показали, что произошли изменения в уровне выраженности прогностических качеств мышления и перцептивных процессов. Результаты сравнения показателей испытуемых на первом и третьем году обучения представлены в таблице 1.
Таблица 1.
Сравнение испытуемых на первом и третьем году обучения
Показатели Сумма положительных рангов Сумма отрицательных рангов Значение критерия Уровень значимости
прогностическое мышление 630,5 404,5 1,356 0,176
перцептивные процессы 457,5 322,5 0,947 0,344
Исходя из анализа полученных данных, можно сделать вывод о том, что прогностические качества мышления развиваются в ходе учебно-профессиональной деятельности студентов. Сумма положительных рангов в группе испытуемых выше суммы отрицательных рангов, но различия между показателями прогностического мышления на первом и третьем курсах статистически не значимы, так как уровень значимости выше 0,05. Субъективная оцен-
ка степени яркости и четкости возникающих образов будущего у испытуемых возрастает к третьему курсу (сумма положительных рангов выше суммы отрицательных рангов). Возникает необходимость внедрять эффективные методы развития прогностического потенциала личности в образовательный процесс вуза. Основные выводы исследования:
1. В статье представлена авторская интерпретация понятия «прогностический потенциал личности».
2. Раскрыты основные компоненты прогностического потенциала личности: когнитивный (прогностическое мышление и особенности протекания перцептивных процессов), аффективный, мотивационный, поведенческий.
3. Представлены результаты эмпирического исследования, которые доказывают, что развитие основных составляющих когнитивного компонента (прогностического мышления и перцептивных процессов) прогностического потенциала идет не синхронно, динамика развития прогностического мышления выше, чем динамика развития способности к созданию ярких и четких образов.
Список литературы
1. Калаков Н.И. Глобалистическая прогностика как междисциплинарная наука: методологические основы: монография / Н.И. Калаков. Ульяновск, 2008. 100 с.
2. Николаева И.А. Исследование взаимосвязи прогностического потенциала личности с особенностями учебно-профессиональной деятельности: автореф. дисс. на соиск. канд. псих. наук (19.00.01) / Николаева Ирина Александровна, РГУФКСМиТ. Москва, 2013. 24 с.
3. Николаева И.А. Прогностический потенциал как интегративное качество личности и его взаимосвязь с особенностями учебно-профессиональной деятельности // Российский научный журнал. 2013. № 3 (34). С. 260-266.
4. Николаева И.А. Прогностический потенциал как проблема психологической науки // Проблемы системного развития ци-
вилизованного интегрированного общества: монография / Под ред. Н.Д. Никандрова, Н.И. Калакова. Ульяновск: УлГУ, 2011. С. 185-240.
5. Психология личности. Том 2. Отечественная психология. Хрестоматия / Ред.-сост. Д.Я. Райгородский. Самара, 2013. 544 с.
6. Регуш Л.А. Психология прогнозирования: успехи в познании будущего / Л.А. Регуш. СПб.: Речь, 2003. 352 с.
7. Сафукова Н.Н. Психолого-акмеологические особенности формирования личностно-профессиональной Я-концепции студентов государственных и негосударственных вузов// Проблемы системного развития цивилизованного интегрированного общества: монография / Под ред. Н.Д. Никандрова, Н.И. Калакова. Ульяновск: УлГУ, 2011. С. 240-312.
8. Сафукова Н.Н. Структурный анализ личностно-профессиональной Я-концепции студентов государственных и негосударственных вузов // Человеческий капитал. 2011. №1. С. 16-19.
References
1. Kalakov N.I. Globalisticheskajaprognostika kak mechdusciplinarnaja nauka: metodologicheskie osnovy [Globalist prognostics as an interdisciplinary science: methodological bases]. Ulyanovsk, 2008. 100 p.
2. Nikolaeva I.A. Issledovanie prognosticheskogo potenciala lichnosti s osobennostyami uchebno-professionalnoj deyatelnosti [Study of the interrelationship of prognostic potential of the person with the peculiarities of educational and professional activities]. Moscow, 2013. 24 p.
3. Nikolaeva I.A. Rossiskij nauchnij zurnal. 2013. №3 (34), pp. 260-266.
4. Nikolaeva I.A. Problemi sistemnogo razvitiya civilizovannogo in-tegrirovannogo obchestva [Development problems of the civilized system integrated society] / N.D. Nikandrov (ed.). Ulyanovsk, 2011, pp. 185-240.
5. Raigorodsky D.Y. Psychology lichnosti. Tom 2. Otechestvenaya psychology. Chestomatya [Personality Psychology. Volume 2. Domestic psychology. Reader]. Samara, 2013. 544 p.
6. Psychologyprognozirovaniya: yspechi vpoznanii bydychego [Psychology prediction: progress in the knowledge of the future]. SPB.: Rech, 2003.352 p.
7. Safykova N.N. Problemi sistemnogo razvitiya civilizovannogo integriro-vannogo obchestva [Problems of development of the system of civilized integrated society] / N.D. Nikandrov (ed.). Ulyanovsk, 2011, pp. 240-312.
8. Safykova N.N. Chelovechesky capital. 2011. №1, pp. 16-19.
ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ Николаева Ирина Александровна, старший преподаватель кафедры психологии, кандидат психологических наук
Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова
пл. 100-летия со дня рождения В.И. Ленина, 4, г. Ульяновск, Ульяновская область, Российская Федерация [email protected]
Сафукова Надежда Николаевна, доцент кафедры психологии, кандидат психологических наук
Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова
пл. 100-летия со дня рождения В.И. Ленина, 4, г. Ульяновск, Ульяновская область, Российская Федерация [email protected]
Болтунова Светлана Владимировна, старший преподаватель кафедры права, педагогики и психологии
Ульяновская государственная сельскохозяйственная академия им. П.А. Столыпина
бульвар Новый Венец, 1, г. Ульяновск, Ульяновская область,
432017, Российская Федерация
Шпак Марина Михайловна, старший преподаватель кафедры права, педагогики и психологии
Ульяновская государственная сельскохозяйственная академия им. П.А. Столыпина
бульвар Новый Венец, 1, г. Ульяновск, Ульяновская область,
432017, Российская Федерация
DATA ABOUT THE AUTHORS Nikolaeva Irina Aleksandrovna, Senior Lecturer, Department of Psychology, Ph.D. in Psychology
Ulyanovsk State Pedagogical University named after I.N. Ulyanov 4, Sq. 100th anniversary of Lenin's birth, Ulyanovsk, Ulyanovsk region, Russian Federation [email protected]
Safykova Nadezda Nikolaevna, Associate Professor at the Department of Psychology
Ulyanovsk State Pedagogical University named after I.N. Ulyanov 4, Sq. 100th anniversary of Lenin's birth, Ulyanovsk, Ulyanovsk region, Russian Federation [email protected]
Boltynova Svetlana Vladimirovna Senior Lecturer, Department of Law, Pedagogy and Psychology
Ulyanovsk State Agricultural Academy
1, Novyy Venets Boulevard, Ulyanovsk, Ulyanovsk region,
432017, Russian Federation
Spak Marina Mihalovna Senior Lecturer, Department of Law, Pedagogy and Psychology
Ulyanovsk State Agricultural Academy
1, Novyy Venets Boulevard, Ulyanovsk, Ulyanovsk region,
432017, Russian Federation