УДК 159.956.3
АНТИЦИПАЦИЯ В СТРУКТУРЕ СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА
Бехтер Анна Александровна, кандидат психологических наук, доцент, кафедра психологии, Педагогический институт, Тихоокеанский государственный университет, ул. К. Маркса, 68, Хабаровск, Россия, 680000; e-mail: [email protected]
РЕЗЮМЕ
В статье отражены результаты эмпирического исследования феномена антиципации в совладаю-щем поведении будущего специалиста. Основная цель исследования — выявить соотношения параметров антиципации с ресурсами совладающего поведения, таких как рефлексивность, саморегуляция, прогнозирование, рефлексия прошлого опыта, гипнабельность. Представлена уровневая модель антиципации в совладающем поведении личности в русле системно-психологического подхода. Предлагается диагностический пакет методик для исследования основных параметров антиципации в совладающем поведении. Показаны и объяснены положительные и отрицательные корреляционные связи антиципации с различными стратегиями совладающего поведения и личностными характеристиками испытуемых. Результаты доказывают, что уровень антиципации связан с рефлексией прошлого опыта, самостоятельностью и бдительностью личности. Данные результаты позволят в будущем разработать программу развития антиципации в профессиональной подготовке будущих специалистов.
Ключевые слова: антиципация, модель антиципации, прогнозирование, онтогенетическая рефлексия, исследование антиципации, гипнабельность, прокрастинация, бдительность, совладающее поведение, будущий специалист.
ВВЕДЕНИЕ
Совладающее поведение человека является в большинстве случаев осознанным процессом (исключая случаи его слияния с психологической защитой у некоторых субъектов), который включает в себя несколько этапов. Среди личностных ресурсов, обеспечивающих успешность совладания, выделяют уровень интеллекта, рефлексивность, мотивацию, саморегуляцию, коммуникативную компетентность, ответственность, целенаправленность и многие другие [2; 3; 9; 11]. Профессиональное развитие идёт по пути присвоения личностью теоретических знаний и практического опыта [5]. Наряду с этим происходят те жизненные
и профессиональные ситуации, в которых подобные знания и навыки оказываются бесполезными. Стресс социальной среды может оказывать тормозящее влияние на психические функции [7]. Поэтому начинающий специалист старается преодолевать проблемы «интуитивным способом», используя антиципацию [1]. Вопрос о механизмах антиципации, о её роли в совла-дающем поведении и проявлениях остаётся малоизученным. Наше исследование актуально и может внести свой вклад в развитие теоретических представлений о таком феномене, как антиципация личности.
Антиципацию в совладающем поведении мы определяем как свойство личности, которое заключается в опережающем отражении действительности, базируется на различных уровнях и проявляется в различных стратегиях совладания. Теоретическую базу нашей работы составили следующие подходы: системно-психологический [8;10], личностный [1; 10], акмеологический [1; 4; 5; 6]. На основе теоретико-методологического анализа мы разработали уровневую модель антиципации в совладающем поведении личности (см. табл. 1). Мы предположили, что антиципация имеет несколько уровней, что позволяет ей по-разному проявляться в поведении (табл. 1).
В русле системно-психологического подхода мы описали следующие три уровня антиципации, которые обеспечиваются шестью параметрами психической организации:
1. Рациональный. Связан с использованием антиципации в решении задач проблемного типа. В его основе, вероятно, лежит рефлексивный анализ прошлого и настоящего опыта. В проблемной ситуации это проявляется как планирование решения проблемы, переоценка результатов собственных действий, понимание временного контекста происходящих событий. Обеспечивается речемыслительным и перцептивным параметрами.
2. Конативный. Затрагивает энергетическую сторону психики — эмоциональную, отражает триаду поведения намерение — желание — попытка. В таких стратегиях, как конфронтация, дистанцирование, аффективные реакции ухода от проблемы, сверхбдительность (как импульсивная реакция эмоционального сверхконтроля), проявляется именно уровень эмоционально-волевой и мотивационный. Здесь также нали-
Уровневая модель антиципации в совладающем поведении личности
Уровни антиципации Параметры Основные проявления антиципации в совладающем поведении Методы исследования
2 н ь Перцептивный «Панорамное видение», координированность действий в пространстве и времени; своевременное переключение на движение или задачу, точность воспроизведения временнмх интервалов, оценка происходящего в пространстве, ориентировка в месте и времени, чувство времени, чувство происходящего, ощущение движения деятельности Методика Л.А. Регуш «Способность к прогнозированию»; методика Н.П. Фетискина исследования онтогенетической рефлексии; методика А.В. Карпова «Уровень рефлексивности»
на о и ц а 0- Речемыслительный Решение задач проблемного типа, рефлексивный самоконтроль, эффект прогностического понимания решения проблемной задачи, планирование и прогнозирование этапов собственных действий, переоценка результатов собственных действий как основа дальнейшего прогнозирования Методика Л.А. Регуш «Способность к прогнозированию; тест Т.И. Крюковой на копинг-поведе-ние; опросник В.И. Моросановой «Стиль саморегуляции поведения»
й о в е
Конативный л о в - о н л на о и ц о м m Конфронтация, дистанцирование, аффективные реакции ухода от проблемы, сверхбдительность (как импульсивная реакция), вариации эмоциональных реакций, глубина выражения эмоций, степень эмоционального самоконтроля Тест Т. И. Крюковой на ко-пинг-поведение; Мельбурнский опросник принятия решений
Мотивационный Интерпсихические параметры мотивации и саморегуляции в триаде желание — намерение —попытка; прокрастинация, активность, самостоятельность, использование интуиции, параметры саморегуляции, самостоятельность, гибкость, мобильность, Опросник интуитивного стиля Эпстайна; опросник В.И. Моросановой «Стиль саморегуляции поведения»; Мельбурнский опросник принятия решений
S н ти Субсенсорный Степень внушаемости обстоятельствами или признаками благополучного/неблагополучного исхода ситуации: идеомоторные акты, равновесие, формирование навыка; состояния особого кинестетического предчувствия Опросник интуитивного стиля Эпстайна; «Методика оценки уровня интуитивности» Е.А. На-уменко
с е -- Сенсомоторный Степень внушаемости обстоятельствами или признаками благополучного/неблагополучного исхода ситуации: простые сенсо-моторные реакции, зрительно-моторное слежение; «магический настрой» индивида; гипнабельность Опросник интуитивного стиля Эпстайна; «Методика оценки уровня интуитивности» Е.А. На-уменко
Коэффициенты корреляции проявлений связи антиципации и адаптивных стратегий испытуемых (п=62, *р< 0,05; ** р<0,01: — связи не обнаружено)
Параметр Решение задач Планирование решения Принятие ответственности Положительная переоценка Самоконтроль
Прогнозирование -0,305* - - 0,043**
Интуитивная способность - - - 0,284* -,053**
Использование интуиции - - - - --0,52**
Бдительность 0,278 - - - -
Сверхбдительность -0,270* - -0,284* - -
Прокрастинация -0,513* -0,273* -
Гипнабельно сть - - 0,287* 0,274* -
чествуют прокрастинация (постоянное стремление откладывать важные дела на «потом», испытывая при этом предвосхищающую тревогу), интуиция (получение знания без этапа логического вывода).
3. Суггестивный. Связан с филогенетически древними реакциями ориентировки (условный рефлекс) и чувством опасности, которое внушается окружающей средой посредством неосознаваемых стимулов. Этот уровень обеспечивается субсенсорным и сенсомоторными процессами, которые связаны с регуляцией психической деятельности в коре больших полушарий (первичные, вторичные зоны обработки поступающей информации) и регистрируются субъектом с помощью наблюдения [6]. Антиципация может выступать в виде гипнабельности как способности субъекта подвергаться гипнотическому воздействию, достигать гипнотического состояния той или иной глубины; неосознанного верования в те или иные приметы, признаки, «сигналы».
МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ
В эмпирическом пилотажном исследовании приняли участие 62 бакалавра 1-4-х курсов очного отделения специальностей «Психология и педагогика», «Дефектология», «Психология» Педагогического института Тихоокеанского государственного университета г. Хабаровска. Исследование проводилось в сентябре 2015 года. Для исследования антиципации использовались следующие инструменты: методика Л.А. Регуш «Способность к прогнозированию»; методика Н. П. Фетискина исследования онтогенетической рефлексии; методика А.В. Карпова «Уровень рефлексивности»; опросник интуитивного стиля Эпстайна; методика Е.А. Науменко «Оценка уровня интуитивности»; опросник В.И. Моросановой «Стиль саморегуляции поведения»; Мельбурнский опросник принятия решений. По результатам обработки была применена программа STATISTIKA 10.RU, ранговая корреляция Спирмена, кластерный анализ (метод дендрограммы).
Цель исследования — описать проявления антиципации в структуре совладающего поведения будущего
специалиста. Предмет исследования — особенности проявлений антиципаций в структуре совладающего поведения будущего специалиста. Задачи: теоретически обосновать проблему исследования; представить модель антиципации в совладающем поведении личности; подобрать методы исследования антиципации личности; провести эмпирическое исследование антиципации в структуре совладающего поведения будущего специалиста; обработать результаты и сделать выводы.
Гипотеза исследования: антиципация может проявляться по-разному в различных стратегиях совлада-ющего поведения.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Полученные нами результаты были первично обработаны и подвергнуты корреляционному анализу по Спирмену (с диаграммой рассеяния нескольких переменных) и кластерному анализу (метод дендро-граммы). Все результаты мы разделили по таблицам со следующей логикой: связи с адаптивными стратегиями, связи с неадаптивными стратегиями и внутренние связи антиципации.
По результатам исследования были обнаружены стойкие связи параметров антиципации с различными стратегиями совладающего поведения испытуемых (табл. 2 и 3). «Прогнозирование» положительно коррелирует со стратегиями эмоционального копинга и социального отвлечения. Так как эмоции несут в себе функцию предвосхищения, их полярность (положительность или отрицательность), направленность (положительная связь со стратегией «Самоконтроль») могут быть базой для прогностических эффектов. Социальное отвлечение скорее выступает как некоторая проекция: эмоции других людей на трудную ситуацию могут быть ориентиром для самого индивида в отношении окончательного принятия решения.
С этой позиции отрицательная связь с «Конфронтацией» как стратегией поведения может быть объяснена следующим образом: конфронтирующие отношения включают сильные непринятия другого человека (например, гнев), что является само по себе
Коэффициенты корреляции проявлений связи антиципации и неадаптивных стратегий испытуемых
(п=62, *р< 0,05; ** р<0,01: — связи не обнаружено)
Параметр Эмоциональный копинг Конфронтация Отвлечение Социальное отвлечение Дистанцирование Избегание
Прогнозирование 0,02** -0,058* - 0,05** 0,379* 0,379**
Интуитивная способность -0,338* - 0,47* - -
Гипнабельность - - - 0,03** -
Бдительность - - - - 0,02**
Сверхбдительность -0,462* - - - - 0,545*
Прокрастинация 0,287* 0,603*
разновидностью аффективного состояния с приглушением мышления и сознания. Если человек выстраивает конфронтирующие отношения, прогнозирование на основе сильных аффектов невозможно (табл. 2).
Удивительным результатом оказалась отрицательная связь «Прогнозирования» и «Решения задач»: чем выше прогностичность, тем хуже решается задача. На наш взгляд, речь идёт о тех задачах, которые человек вынужден решать мгновенно или немедленно. Как показано в наших прошлых работах [1; 2; 3], рефлексивность также лучше себя проявляет, когда человек дистанцирован от проблемы или долго её обдумывает. Рефлексия прошлого опыта частично служит основой прогнозирования [6; 8; 10], что подтверждается положительной связью параметра «Онтогенетическая рефлексия» с «Прогнозированием» (табл. 3). Возможно, именно такие связи являются отражением антиципа-
ции как частично осознанного процесса в виде осознанной деятельности прогнозирования.
Для прогнозирования необходимо время на рефлексирование событий вдали от источника проблемы. Следовательно, положительные связи «Прогнозирования» с «Дистанцированием» и «Бегством» также могут быть вполне допустимы. Диаграмма рассеяния подтверждает нашу мысль: разброс данных от доверительного интервала в параметрах «Дистанцирование» и «Прогнозирование» намного меньше (то есть большая концентрация и связанность), чем у «Решение задач» и «Прогнозирование» (рис. 1,2).
Интересны отрицательные связи «Интуитивная способность» и «Использование интуиции» с «Самостоятельностью» как параметром саморегуляции. Мы объясняем это тем, что эмоционально-волевой уровень антиципации нуждается в своеобразном «разрешении»
Диаграмма рассеяния для параметров «Прогнозирование» и «Решение задач» Прогнозирование = 14,0662-0,0919*х; 0,95 Дов.Инт.
50 55 60
Решение задач
65 70
Рис. 1. Диаграмма рассеяния параметров «Прогнозирование» и «Решение задач»
Коэффициенты корреляции проявлений связи между параметрами антиципации испытуемых (п=62, *р< 0,05; ** р<0,01: — связи не обнаружено)
Параметр Бдительность Сверхбдительность Гипнабельность Прокрастинаця Использование интуиции Онтогенетическая рефлексия Интуитивная способность
Прогнозирование -0,304* 0,258* - - - 0,43* -0,403*
Онтогенетическая рефлексия - 0,273* - - -0,34* -
Интуитивная способность - -0,367* 0,323* -0,272* - -0,41*
Использование интуиции - - 0,361** - - -0,34*
Сверхбдительность - - - - -0,271*
сознания субъекта действовать «нелогично», «нерационально». Высокий самоконтроль приостанавливает интуитивные позывы и перекрывает их логическими запретами, призывами к рациональности. Отсюда и объясняются высокая связь параметров интуиции с гипнабельностью и отрицательные связи со всеми параметрами, которые базируются на анализе информации: онтогенетической рефлексией, сверхбдительностью, прокрастинацией (табл. 3 и 4).
Проявления сверхбдительности, бдительности и прокрастинации (стремления откладывать на «потом») мы считаем своеобразными «помехами» в реализации антиципации. По сути вышеперечисленные феномены — отголоски психологических защит, которые интуитивно направлены на защиту «Я» в трудной ситуации больше, на чем на её интуитивное решение. Это заставляет субъекта бежать от самого себя (поло-
жительная связь с «Избеганием», отрицательные связи с «Решением задачи», «Планированием решения»), проявлять сверхбдительность (отрицательная связь с «Интуитивной способностью» и с «Принятием ответственности в ситуации»), усиливать прокрастинации (отрицательные связи с «Решением задачи», «Планирование решения») (табл. 2,3,4).
Неоднозначна роль такого параметра антиципации на суггестивном уровне, как гипнабельность. С одной стороны, она положительно коррелирует с параметрами интуиции (интуитивная способность, использование интуиции), и одновременно проявляется в положительных связях в «Социальном отвлечении», «Принятии ответственности» и «Положительной переоценке событий». Внушаемый человек, на наш взгляд, очень социабельный (то есть ориентируется на мнение других людей), легко принимает ответственность
Диаграмма рассеяния для параметров «Прогнозирование» и «дистанцирование» Таблица данных1 31 у*62с Прогнозирование = 5,5089+0,3549*х; 0,95 Дов.Инт.
16
8 10 12 Дистанцирование
Рис. 2. Диаграмма рассеяния параметров «Прогнозирование» и «Дистанцирование»
Дендрограмма для 12 переменных Метод одиночной связи Евклидово расстояние
Рис 3. Дендрограмма для параметров антиципации и стратегий совладающего поведения (n=62)
(даже со слов других людей) и легче других признаёт положительное влияние трудностей вопреки их вредности. Этот факт частично подтверждает кластеризация методом дендрограммы (рис. 3.). Дендрограмма показала два объединяющихся кластера: в первый вошли показатели «бдительность», «избегание», «прогнозирование», «сверхбдительность», «прокрастина-ция» и «дистанцирование»; во второй — «интуитивная способность», «использование интуиции», «эмоциональный копинг», «гипнабельность», «общая интуиция» и «решение задач».
Мы полагаем, что наши испытуемые относятся к двум типам личности, условно названным «внушаемые» и «избегающие». Для избегающего типа личности будущего специалиста характерны больше прогнозирование как проявление антиципации, невысокая рефлексивность действий и одновременно медлительность в принятии решения (учитывая дистанцирование и прокрастинацию). Для внушаемого склада субъекта сначала имеют значение в ситуации суггестивные сигналы и эмоциональные предвестники, которые впоследствии могут влиять на решение задач. Для полной кластеризации другими методами необходимо большее количество испытуемых, чем в нашем пилотажном исследовании. Но в перспективе этот вопрос будет исследован более детально.
Итак, проведённое нами исследование позволило сделать следующие выводы:
1. Антиципация представляет собой интегратив-ное свойство, степень, глубина и проявление которого зависят от её уровня. Нами была предложена трёхуровневая модель антиципации с шестью параметрами её организации.
2. Эмпирическое исследование показало важнейшие связи параметров антиципации и стратегий совладающего поведения. В целом рациональные уровни антиципации проявляются в основном в стратегиях дистанцирования, избегания, социального отвлечения. Суггестивные и конативные уровни больше работают в ситуациях, связанных с переоценкой событий, принятием ответственности и решением задачи с отложен-
ным действием. Связи внутри параметров антиципации доказывают, что многие её проявления происходят на основе прошлого опыта, зависят от эмоциональных свойств личности и степени самоконтроля.
3. Выделенные два типа личности — избегающий и внушаемый — отражают реальную картину профессионального развития студентов: низкая профессиональная идентичность, руководство импульсивными соображениями, низкая рефлексивность, множество психологических защит. На основе этих данных будут разрабатываться специальные программы по оптимизации совладания, развития профессиональной антиципации, рефлексии. В этом направлении исследование будет продолжено.
Для будущего специалиста (особенно педагога, психолога, врача) важно развивать антиципацию всех уровней, так как их синтез приводит к формированию профессиональной интуиции, умению успешно решать проблемы, сокращению количества ошибок на почве бытовой интуиции. Данное исследование может быть полезным в вопросах оптимизации совладающего поведения личности путём развития различных уровней антиципации.
ССЫЛКИ
[1]. Бехтер А.А., ГончароваЕ.В. Феномен антиципации в контексте акмеологического развития специалиста // Акмеология. 2015. № 1. С. 32-38.
[2]. Гагарин А. В. Образовательная рефлексия в профессиональной подготовке бакалавров психологии // Акмеология. 2013. № 3. С. 54-59.
[3]. ДеркачА.А. Методологические составляющие состояния психической готовности к деятельности // Акмео-логия. 2012. № 3 (43). С. 10-20.
[4]. Зазыкин В.Г. Акмеология карьеры // Акмеология. 2010. № 3 (35). С. 32-34.
[5]. Ковалёв В.В. Эмпирический подход к исследованию сенсорного компонента наблюдательности / Ог-нивов В.В., Ковалёв В.В. // Акмеология. 2012. № 1 (41). С. 69-76.
[6]. Кочеткова Т.Н. Социально-образовательная среда как фасилитатор или ингибитор для формирования субъект-ности подрастающего поколения // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2012. № 12. С. 20.
[7]. Ломов Б. Ф., Сурков Е.Н. Антиципация в структуре деятельности. М.: Наука, 1980. 279с.
[8]. Нозикова Н. В. Проблема изучения социально-психологической целенаправленности личности как системообразующего фактора интегральных качеств семьи // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология. 2014. Т. 7. № 1. С. 48-57.
[9]. Регуш Л. А. Психология прогнозирования: успехи в познании будущего. СПб.: Речь, 2003. 352 с.
[10]. Ткач Е.Н. Проблемы и возможности развития коммуникативной компетентности будущих психологов в процессе профессиональной подготовки // Проблемы высшего образования. 2012. № 1. С. 108-110.
ANTITSIPATION IN STRUCTURE OF COPING-BEHAVIOUR OF FUTURE SPECIALIST
Anna A. Bekhter, Cand.Ps, Associate Professor, Chair of Psychology, Institute of Education, Pacific National University; 68, K. Marks Street, Khabarovsk, Russia; e-mail: [email protected]
ABSTRACT
Article reflects results of empirical research of an-titsipation phenomenon in coping behavior of a future expert. The main objective of the research is identification of correlation between parameters of antitsipation and coping behavior resources, such as reflexivity, self-control, forecasting, reflection of previous experience, hypnotizability. The level model of an antitsipation in coping-behavior of a personality in line with system and psychological approach is presented in the article. The author offers a diagnostic package of techniques for research of key parameters of antitsipation in coping behavior. As a result positive and negative correlation relationships of antitsipation and various strategies of coping behavior and personal characteristics of examinees are shown and explained. Results prove that the level of antitsipation is connected with the reflection of previous experience, independence and vigilance of the personality. These results will allow in prospect establishing of antitsi-pation development program in vocational training of future experts.
Keywords: antitsipation, antitsipation model, forecasting, ontogenetically reflection, research of an antitsipation, hypnotizability, procrastination, vigilance,
coping behavior, future specialist.
REFERENCES
[1]. Behter A.A., GoncharovaE. V. Fenomen anticipacii v kontekste akmeologicheskogo razvitija specialist [Antitsipation phenomenon in the context of akmeological development of the expert. Akmeologija [Akmeology]. 2015, no 1, pp. 32-38.
[2]. Gagarin A. V. Obrazovatel'naja refleksija v profes-sional'noj podgotovke bakalavrov psihologii [An educational reflection in vocational training of bachelors of psychology]. Akmeologija [Akmeology]. 2013, no. 3, pp. 54-59.
[3]. Derkach A.A. Metodologicheskie sostavljajushhie sostojanija psihicheskoj gotovnosti k dejatel'nosti [The methodological making fortune of mental readiness for activity/]. Akmeologija [Akmeology]. 2012, no. 3(43), pp. 10-20.
[4]. Zazykin V G. Akmeologija kar'ery [Akmeology of career]. Akmeologija [Akmeology]. 2010, no. 3(35), pp. 32-34.
[5]. Kovalev V. V. Jempiricheskij podhod k issledovan-iju sensornogo komponenta nabljudatel'nosti [Empirichesky approach to research of a touch component Observation]/ Og-nivov V. V., Kovalev V. V. Akmeologija [Akmeology]. 2012, no. 1(41), pp. 69-76.
[6]. KochetkovaT.N. Social'no-obrazovatel'naja sreda kak fasilitator ili ingibitor dlja formirovanija sub#ektnosti podrasta-jushhego pokolenija [The social and educational environment as a fasilitator or inhibitor for formation of subjectivity of younger generation]. Sovremennye issledovanija social'nyh problem (jel-ektronnyj nauchnyj zhurnal) [Modern researches of social problems (the electronic scientific magazine).]. 2012, no. 12, pp. 20.
[7]. Lomov B.F., Surkov E.N. Anticipacija v strukture de-jatel'nosti.[Antitsipation in structure of activity.]. M.: [Moscow] Nauka, 1980. 279 s.
[8]. NozikovaN. V. Problema izuchenija social'no-psiho-logicheskoj celenapravlennosti lichnosti kak sistemoobrazu-jushhego faktora integral'nyh kachestv sem'I [Problem of studying of social and psychological focus of the personality as backbone factor of integrated qualities of a family/].Vestnik Juzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta. Serija: Psi-hologija [Bulletin of the Southern Ural state university]. 2014. T. 7, no 1, pp. 48-57
[9]. Regush L.A. Psihologija prognozirovanija: uspehi v poznanii budushhego [Psychology of forecasting: achievements in knowledge of the future]. SPb., [Sankt Peterburg] Rech', 2003. 352 s ill.
[10]. Tkach E.N. Problemy i vozmozhnosti razvitija kom-munikativnoj kompetentnosti budushhih psihologov v processe professional'noj podgotovki [Problems and possibilities of development of communicative competence of future psychologists in the course of vocational training]. Problemy vysshego obrazovanija [Problem of the higher education]. 2012, no 1, pp. 108-110.