Возможности (50%) 1
Результаты (50%)
Процессы(8%)
Удовлетворение потребителей (20%)
Руководство (12%)
1
Управление персоналом(10%)
I
Ресурсы (8%)
Г"
Деловые результаты (15%)
Удовлетворенность персонала (10%)
Влияние на общество (5%)
политика и стратегия (12%)
Структура модели EFQM, адаптированной к управленческим процессам в организации
Общий вид авторской модели представлен на рисунке.
Исходя из логики модели, все критерии можно условно разбить на оценку возможности организации и результаты ее бизнеса. Таким образом, можно внести уточнение в понятие эффективности управленческих процессов как оценки степени удовлетворения ожиданий и потребностей всех заинтересованных сторон в результатах деятельности организации.
1. Горинов П.Е. Оценка эффективности управления: предмет, методы, инструменты. URL: http://audit.emd.ru/material/ estimation_management_efficiency.doc
2. Гугелев A.B. Стандартизация, метрология и сертификация: учеб. пособие. М., 2008.
3. Гугелев A.B.. Семченко A.A. Реорганизация и моделирование процессов в современной экономике // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2016. № 3 (62). С. 15-19.
4. Роббинз С., Коултер М. Менеджмент. 8-е изд. / пер. с англ. М.: Вильяме, 2007.
5. Управление организацией. Энциклопедический словарь / под ред. А.Г. Поршнева, А.Я. Кибанова, В.Н. Гунина. М.: ИНФРА-М, 2001.
6. Эмерсон Г. Двенадцать принципов эффективности // ФайольА. и др. Управление-это наука и искусство. М., 1993. С. 96-220.
[email protected] Евгения Сергеевна Дыкман,
аспирантка кафедры менеджмента, Саратовский социально-экономический институт (филиал)
РЭУ им. Г. В. Плеханова
РОЛЬ КАЧЕСТВА В ПОВЫШЕНИИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
В статье рассматривается категория качества как основополагающий фактор конкурентоспособности предприятия. Проанализирован понятийный аппарат, приведены мнения наиболее авторитетных ученых.
Цель работы - исследование приоритетных показателей качества продукции и разработка путей повышения конкурентоспособности товаров и достижения устойчивого развития экономики в целом.
На основе анализа материала по заявленной теме делается вывод о том, что предпочтительным условием оценки качества продукции должна быть ориентации на вкусы конкретного потребителя, удовлетворение его потребностей. Проблема обеспечения качества в настоящее время представляет собой одну из наиболее значимых социально-экономических проблем современного мира. Основу обеспечения качества на предприятии составляет система менеджмента качества. Каждому отдельному предприятию нужно выбрать наиболее подходящую ему СМК, тщательно проанализировав миссию, политику и приоритетные цели в области качества.
Ключевые слова: качество продукции, предприятие, конкурентоспособность продукции, повышение производительности, показатели качества.
УДК 658
Ye.S. Dykman
ROLE OF QUALITY IN INCREASING BUSINESS COMPETITIVENESS
The paper considers the category of quality as a fundamental factor of competitiveness of an enterprise. The author analyzes the conceptual apparatus of the problem and gives an overview of the opinions of the most respected academics.
The aim of the research is to study priority indicators of product quality, identify ways to improve competitiveness of products and achieve sustainable development of the economy as a whole.
Having analyzed the subject material, the author concludes that assessment of product quality should take into account individual consumer needs and consumer satisfaction. The problem of quality management at the moment is one of the most important socio-economic problems. The basis for ensuring product quality at an enterprise is quality management system. Each company needs to choose the most suitable QMS having carefully analyzed the mission, policies and priorities in the field of quality.
Keywords: product quality, enterprise, product competitiveness, increased productivity, quality indicators.
В настоящее время проблема повышения качества становится основополагающим критерием улучшения качества жизни, социально-экономической, внешнеэкономической, политической, экологической безопасности. Понятие качества продукции сопоставляется с конкурентоспособностью, имея общую сферу формирования и проявления. Если не повышать конкурентоспособность предприятий, то невозможно и развитие как экономики государства в целом, так и ее отдельных регионов. Сейчас в конкурентной борьбе побеждают те предприятия, которые преследуют и показывают более высокую производительность труда, лучшее качество продукта. Первоочередным условием в повышении конкурентоспособности является улучшение качества продукции. На данный момент при перенасыщенности рынка повышение качества продукции обеспечивает главный фактор конкурентоспособности на отечественных и мировых рынках. Именно конкурентоспособность предприятия предопределяет успехи и престиж страны, а также является важным свойством преумножения ее национального богатства.
Основу обеспечения качества на предприятии составляет СМ К (система менеджмента качества). Каждое предприятие должно выбрать максимально выгодную для себя СМК с целью успешного функционирования на внешних и внутренних рынках и повышения конкурентоспособности своей продукции.
Проблема обеспечения качества представляет собой одну из наиболее значимых социально-экономических проблем современного мира. С экономической точки зрения качество рассматривается как результат удовлетворения потребностей, а менеджмент качества можно представить как скоординированную деятельность по управлению предприятием относительно качества [8, с. 95].
В настоящее время механизмы функционирования менеджмента качества закреплены в международных стандартах ISO (ИСО) серии 9000, содержащих требования к СМК на предприятиях. МС ИСО серии 9000 разработаны и утверждены в 1987 г. международной организацией по стандартизации ИСО. Последняя версия легла в основу российского стандарта ГОСТ Р ИСО 9001-2015, который утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техниче-
скому регулированию и метрологии от 28 сентября 2015 г. № 1391-ст. В соответствии с терминологией МС ИСО СМК можно охарактеризовать как систему менеджмента для руководства и управления организацией относительно качества.
Новая версия стандарта 9001 существенно изменилась по сравнению с предыдущей. Стандарт ISO 9001:2015 разработан в соответствии с приложением к директиве ISO Annex SL, которая определяет требования к нормативным документам на системы управления. Теперь она закрепляет новый, единый стандарт для структуры систем управления.
Соответствие требованиям ISO 9001 указывает на степень надежности поставщика и порядочности его компании. В настоящее время для развитых и современных компаний соответствие требованиям ISO 9001 -это тот минимум, который дает преимущества для быстрого вхождения в рынок. Главной целью серии стандартов ISO 9000 является стабильное функционирование документированной системы менеджмента качества продукции предприятия-поставщика. Изначально стандарты серии ISO 9000 были направлены на отношения между компаниями в форме «потребитель- поставщик» [9, с. 50].
Признание необходимости СМК является одним из главных решений организации, которое улучшает ее деятельность и обеспечивает достойную основу для инициатив по устойчивому развитию.
Возможные преимущества организации от внедрения СМК на основе ГОСТ Р ИСО 9001-2015:
- поставка продуктов и услуг, которые соответствуют требованиям потребителя, законодательным и иным нормативным требованиям;
-облегчение реализации возможностей повысить удовлетворенность потребителей;
- обработка рисков и реализация возможностей, связанных с контекстом организации и ее задачами;
-демонстрация соответствия установленным требованиям к системе менеджмента качества.
Постоянное соответствие требованиям и выявление будущих потребностей и ожиданий создает вызовы для организаций во все более динамичной и сложной среде. Чтобы добиться этих целей, организация может использовать различные формы совер-
шенствования в дополнение к коррекции и постоянному улучшению, такие как кардинальные изменения, инновации и реорганизация.
Данный стандарт ориентирован на применение процессного подхода для разработки, внедрения и улучшения результативности системы менеджмента качества, а также на рост удовлетворенности потребителя посредством выполнения его требований.
Область применения ГОСТ Р ИСО 9001-2015 определяет требования к системе менеджмента качества в тех случаях, когда организация:
- нуждается в демонстрации своих способностей непрерывно поставлять продукты и услуги, отвечающих предпочтениям покупателей;
- ориентирована на рост удовлетворенности покупателя благодаря результативному применению системы, включая процессы для постоянного улучшения системы и гарантию соответствия требованиям потребителя и действующим по законодательным и нормативным требованиям.
Можно сделать вывод, что применение российскими предприятиями МС ИСО серии 9000, с одной стороны, обеспечивает фундамент для формирования систем управления качеством на предприятии, а с другой - является важнейшим фактором, подтверждающим потенциальные возможности предприятия в производстве продукции или оказании услуг высокого качества.
Именно использование СМК на предприятии позволяет значительно снизить претензии и жалобы покупателей и повысить конкурентоспособность производимого товара. «Скрытое производство», а именно исправление брака, которое на большинстве предприятиях составляет от 30 до 40% трудозатрат производства, при функционировании СМК на предприятии значительно сокращается. Применение СМК на предприятии предполагает вовлеченность всех работников коллектива в реализации качества на всех этапах производства продукции [4, с. 73].
Под понятием «конкурентоспособность продукции» понимают способность продукции соответствовать требованиям современного рынка в настоящий или рассматриваемый период по сравнению с аналогами-конкурентами. Понятие «конкурентоспособность продукции» носит более динамичный и быстроменяющийся характер, чем качество. Конкурентоспособность может очень быстро меняться, реагируя на изменения рынка, успехи или неудачи конкурентов, производящие товары-аналоги, изменения уровня цен, а также на влияние других внешних факторов.
Категорию «конкурентоспособностьтовара» можно охарактеризовать посредством следующих показателей [1, с. 32]:
- полезность;
-затраты покупателя при удовлетворении его потребностей благодаря данному товару;
- конкурентоспособность предложения.
В настоящее время существуют три главных способа обеспечения и повышения конкурентоспособности продукции:
1. Инновационный. Состоит в увеличении потребительских свойств продукции и ее улучшении с целью снижения производственных расходов, усовершен-
ствования производства для улучшения качества товара и уменьшения ее себестоимости.
2. Ценовой. Предполагает снижение уровня цен на товар.
3. Формирование базы послепродажных услуг. Заключается в обеспечении покупателей запасными частями, проведении технического обслуживания для поддержания работоспособности продукции на протяжении всей ее эксплуатации [2, с. 40].
В соответствии с современной рыночной экономикой, чем выше конкурентоспособность товара, т.е. наиболее привлекателен и предпочтителен для покупателя, тем выше объем реализации и объем производства, что способствует снижению производственных затрат, а в дальнейшем помогает повысить конкурентоспособность продукции.
Основополагающим фактором конкурентоспособности товара является качество. Категория «качество продукции» в современных условиях представляет собой совокупность потребительских свойств товара, предоставляющих возможность в какой-либо мере удовлетворять обусловленные потребности [3, с. 32].
На данный момент в рыночной экономике качество продукции является главным фактором повышения конкурентоспособности, реализации продукции и успешности работы предприятия. Качество обеспечивает выживаемость предприятия в условиях быстро меняющегося рынка, позволяет увеличить темпы научно-технического прогресса и эффективности производства. Практика показывает, что страны, где значительная роль отводится развитию конкурентоспособности предприятий, что способствует высокому качеству товаров при результативном использовании ресурсов, становятся лидерами мировой экономики.
На данный момент благодаря повышению качества продукции происходит следующее [5, с. 58]:
1) значительно повышается удовлетворенность населения в производимых товарах;
2) увеличивается эффективность производства;
3) осуществляется экономия ресурсов при более полном удовлетворении человеческих потребностей.
Благодаря повышению качества продукции решаются следующие задачи:
- экономическая эффективность производства за счет увеличения цен на качественныйтовар;
- обеспеченный сбыт за счет улучшенных потребительских свойств;
- экспортная эффективность;
- наиболее материально выгодная реализация товара;
- безопасная для здоровья населения реализация продукции.
Первоочередным и главным шагом в создании конкурентоспособной продукции является анализ посредством маркетингового исследования вкусов покупателей, определение приоритетныхтехнико-эконо-мических показателей, необходимых для удовлетворения потребностей и значимых для потребителя преимуществ по сравнению с аналогичной продукцией иных поставщиков. В процессе проведения системного исследования рынка и оценки собственных возможностей важнейшее место отводится анализу конкурентоспособности своей и продукции предприятий конку-
рентов. Перед тем как реализовывать свой товар, продавец должен понимать, по каким показателям качества его товар хуже или лучше своих конкурентов, на какие из них следует обратить внимание и сконцентрировать все свои силы, чтобы найти своего покупателя.
Предпочтительным условием оценки качества продукции должна быть ориентация на вкусы конкретного потребителя, на степень удовлетворения его потребностей. Философия направленности на конкретного покупателя состоит в том, что предприятие направляет все свои усилия на наиболее перспективную и платежеспособную группу потребителей своей продукции.
В настоящее время деятельность по созданию системы менеджмента качества продукции благодаря реализации международных стандартов и принципов всеобщего управления качеством направлено на повышение качества и конкурентоспособности продукции компании, значит, все процессы необходимо начинать с анализа вкусов и ожиданий покупателей этой продукции. Предприятие в первую очередь должно определить маркетинговую политику, соответствующую предпочтениям и особенностям покупателей и характеру конкурентных преимуществ его товара, за счет которых оно надеется добиться успеха [6, с. 40].
В условиях современного рынка качество продукции и ее конкурентоспособность в большинстве своем зависят от качества и временного промежутка поставок материалов, следовательно, необходима взаимовыгодная стратегия предприятия в отношениях с поставщиками.
Формирование и внедрение системы менеджмента качества продукции на предприятии зависит от работников организации, их образования, квалификации, мотивации и способности регулярно самосовершенствоваться в своей работе. Это приводит к необходимости стратегии эффективного управления персоналом.
Главная функция, с которой связано качество продукции, - ее способность отвечать установленным и требуемым потребностям и предпочтениям покупателей гораздо лучше и эффективнее других объектов, т.е. обладать конкурентоспособностью. Понятие «качество продукции» преимущественно связано с реализацией на рынке и может меняться без изменения внутренних свойств продукции, поэтому качество можно рассматривать как интенсивность свойств, составляющих ее потребительную стоимость, степень или меру ее полезности в определенной экономической рыночной ситуации. В улучшении показателей качества выпускаемой продукции заинтересован как покупатель, так и производитель данного товара.
Для покупателя наиболее важным является:
• пригодность к применению и гарантия работы изделия в обещанный поставщиком срок;
• качественный и своевременный технический сервис;
• соотношение «цена - качество» [7, с. 59].
Для общества в целом важны:
• защита окружающей среды, отсутствие вредных выбросов и загрязнений:
• экономия энергоресурсов;
• обеспечение и реализация социальных вопросов.
В современных условиях интересы изготовителя в повышении качества продукции заключаются в следующем:
• продвижение своих товаров и услуг на новые рынки, расширение доли рынка, увеличение объемов продаж;
• повышение производительности труда за счет устранения недостатков технологических процессов, минимум дефектов;
• минимизация потерь в период гарантийного обслуживания;
• получение максимально высокой прибыли [10, с. 196].
Для производителя качество товара является определяющим во всей производственно-хозяйственной деятельности, но при этом процесс повышения качества должен быть направлен на покупателя. Для решения данной задачи производителю необходимо реализовать следующее:
• определить категорию потребителей и их предпочтения к производимой продукции;
• преобразовать предпочтения потребителя в технические условия;
• сформировать этапы технологического процесса изготовления продукции, выработать критерии процесса;
• оценить результаты и степень удовлетворенности потребителя.
Практически всегда может быть сформирована прямая зависимость между уровнем качества продукции и ее конкурентоспособностью. Но иногда улучшение уровня качества не приводит к росту конкурентоспособности товара. Например, превышение норм, стандартов и правил не только не повышает конкурентоспособность товара, но и нередко снижает ее, так как ведет к росту цены, не увеличивая с точки зрения потребителя покупательской ценности, в силу чего представляется ему бесполезным.
Помимо этого, продукция с более высоким уровнем качества может быть менее конкурентоспособна, если заметно повысилась ее цена за счет придания товару таких свойств, которые не представляют существенного интереса для основного сегмента рынка и отдельного потребителя. И главное, высококачественная продукция может не найти покупателя, оказаться неконкурентоспособной, несмотря на все вышеуказанные условия, если она не соответствует условиям потребления.
Поводя итоги, следует отметить, что качество является главной составной частью конкурентоспособности продукции. Соответствие уровня качества заданным целям лежит в основе успеха предприятия. Но необходимо также ориентировать продукцию на конкретный рынок, благодаря чему продукция будет пользоваться спросом, а при хорошем качестве - удовлетворять все предпочтения потребителей и иметь высокую конкурентоспособность среди конкурентов. Особо актуальным в современной экономической ситуации, на наш взгляд, представляется обеспечение своевременного объективного анализа состояния и перспектив рыночной среды с целью обеспечения устойчивого и сбалансированного роста. Одной из важнейших структурных составляющих обеспечения
конкурентоспособности является преодоление негативных последствий мирового экономического и финансового кризиса, которые не способствуют улучшению условий на рынке труда. С точки зрения экономики страны важными, на наш взгляд, являются активизация трудовой деятельности уязвимых групп населения, а также непрерывный мониторинг развития данного сегмента рынка. В современных условиях повышение качества продукции не линейно влияет на рост ее конкурентоспособности, на этот процесс влияют также вкусы конкретного потребителя, степень удовлетворения его потребностей, способность отвечать установленным и требуемым предпочтениям покупателей гораздо лучше и эффективнее других конкурентов.
1. Андреева Т.А. Интеграция менеджмента качества в систему стратегического управления организации // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2014. № 2 (51). С. 29-34.
2. Андреева Т.А., Яшин Н.С. Управление конкурентоспособностью на макроэкономическом уровне // Поволжский торгово-экономический журнал. 2010. № 1. С. 33-43.
3. Глаголев С.Н., Гугелев A.B. Эволюция стандартов в области менеджмента качества // Вестник Саратовского го-
сударственного социально-экономического университета. 2009. № 1 (25). С. 30-32.
4. Гугелев A.B. Система терминов для системы менеджмента качества // Стандарты и качество. 2005. № 8. С. 70-73.
5. Гугелев A.B.. Терехин В.А. Сравнение требований к системам менеджмента качества, установленных стандартами России // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2012. № 2 (41). С. 58-61.
6. Гугелев A.B.. Яшин Н.С. Конкурентоспособность субъектов хозяйствования: проблемы обеспечения и методы регулирования // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2004. № 7. С. 36-41.
7. Дыкман Е.С. Причины низкой эффективности внедрения системы менеджмента качества и пути их преодоления // Россия и Европа: связь культуры и экономики: мат. XIII между-нар. науч.-практ. конф. Прага, 2015. С. 478-482.
8. Жданов С.А. Теоретические основы региональной конкурентоспособности // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2015. № 5 (59). С. 91-95.
9. Степанова И.П. Конкурентоспособность менеджмента организации // Наука и общество. Серия «Менеджмент, учет и анализ». 2015. № 2 (21). С. 48-50.
10. Яшина М.Н. Экономика счастья: Будущее или реальность // Наука и общество. Серия «Общественные науки». 2015. № 1 (20). С. 192-197.
#а> [email protected] Александр Алексеевич Касьянов,
аспирант кафедры маркетинга, экономики предприятий и организаций, Саратовский социально-экономический институт (филиал) УДК 338.43:339 РЭУ им. Г.В. Плеханова
РОЛЬ ТОРГОВЛИ В РАЗВИТИИ ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ СИСТЕМ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
На протяжении нескольких десятилетий торговля сельскохозяйственной продукцией продолжает развиваться под воздействием высокого уровня спроса. Роль торговли в развитии продовольственных систем и достижении продовольственной безопасности огромна и весьма противоречива. В статье исследованы потенциальные последствия международной торговли сельскохозяйственной продукцией для продовольственной системы и продовольственной безопасности. Построена модель влияния торговли на основные аспекты продовольственной безопасности и элементы продовольственной системы. Рассмотрены концепции внешней торговли в контексте продовольственной безопасности и предложена авторская концепция.
Ключевые слова: международная торговля, международный обмен, продовольственная система, продовольственная безопасность.
А.А. Kasyanov
THE ROLE OF TRADE IN DEVELOPMENT OF FOOD SYSTEMS:
THEORETICAL ASPECT
For several decades, agricultural trade continues to evolve under the influence of the high level of demand, especially in emerging economies. The role of trade in development of food systems, and achieving food security is huge and very controversial. We studied the potential effects of international trade in agricultural products in the food system and food security. A general model of the impact of trade on the major aspects of food safety. The analysis of the impact of international trade on all elements ofthe food system. We considerthe concept of foreign trade in the context of food security. The author's concept model.
Keywords: international trade, international exchange, food system, food security