УДК 316.62; ББК 88.50
DOI 10.24411/2658-63 8Х-2020-10001
© Батхаев В.В., Сураева Е.А. 2020
STUDY OF THE PROBLEMS OF PROVIDING PSYCHOLOGICAL ASSISTANCE TO POLICE OFFICERS PERFORMING OFFICIAL TASKS IN EMERGENCY SITUATIONS
ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМ ОКАЗАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ СОТРУДНИКАМ ОВД, ВЫПОЛНЯЮЩИМ СЛУЖЕБНЫЕ ЗАДАЧИ ПРИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ
Vyacheslav Vasilyevich Batkhaev,
senior lecturer of the Department of internal Affairs in special conditions of UNK SP Moscow University of the Ministry of internal Affairs of Russia named after V. Ya. Kikot
Ekaterina Andreevna Suraeva,
cadet of the faculty of training employees for economic security and anti-corruption departments Moscow University of the Ministry of internal Affairs of Russia named after V. Ya. Kikotya
Вячеслав Васильевич Батхаев,
старший преподаватель кафедры деятельности органов внутренних дел в особых условиях УНК СП Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя
Екатерина Андреевна Сураева,
курсант факультета подготовки сотрудников для подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя
Для цитирования: Батхаев В.В., Сураева Е.А. Исследование проблем оказания психологической помощи сотрудникам ОВД, выполняющим служебные задачи при чрезвычайных обстоятельствах. Психология и педагогика служебной деятельности. 1/2020. С. 7-11.
Abstract. Reveals the role of providing psychological assistance to police officers performing official tasks in emergency situations. The necessary conditions for creating a stable psychological climate in the divisions of the police Department employees are listed.
Keywords: emergency circumstances, professional training, psychological training, special conditions.
Аннотация. Раскрыта роль оказания психологической помощи сотрудникам ОВД, выполняющим служебные задачи при чрезвычайных ситуациях. Перечислены необходимые условия для создания стабильного психологического климата в подразделениях сотрудников ОВД.
Ключевые слова: чрезвычайные обстоятельства, профессиональная подготовка, психологическая подготовка, особые условия.
Современное общество с течением времени все чаще и чаще сталкивается лицом к лицу с различного рода чрезвычайными обстоятельствами, ввиду того, что оно наделено мощным потенциалом промышленного, научно-технического и иного прогресса, что, с одной стороны, улучшает уровень жизни общества в целом, а с другой - повышает риск наступления общественно опасных последствий, таких как: гибель людей, масштабные катастрофы различного характера, аварии, бедствия, а также причинение значительного имущественного и морально-психологического ущерба.
Ввиду вышеизложенных причин возрастания угрозы образования новых чрезвычайных обстоя-
тельств особое значение приобретает профессиональная подготовка сотрудников ОВД Российской Федерации к готовности производить эффективные действия, направленные на предупреждение, пресечение и участие в ликвидации возможных последствий чрезвычайных ситуаций1.
Профессионально-психологическая подготовка личного состава является необходимым условием повышения готовности сотрудников органов внутренних дел к выполнению ряда задач2, которые связаны с выполнением действий в особых условиях, а также способствует минимизации проблем, которые связаны с оказанием психологической помощи сотрудникам ОВД, выполняющим
служебные задачи при чрезвычайных обстоятельствах3.
Психологической подготовкой является комплекс мероприятий, который взаимосвязан и направлен на формирование и развитие психологических качеств и состояний сотрудника ОВД Российской Федерации, которые обеспечивают эффективное решение профессиональных задач.
Во время решения задач, которые связаны с чрезвычайными ситуациями, органы внутрен-
них дел наделены достаточно ограниченной компетенцией, которая определяется федеральными законами Российской Федерации. Изучение опыта деятельности ОВД показывает, что наряду с обычными, повседневными функциями при чрезвычайных ситуациях они выполняют дополнительные, качественно иные обязанности по охране общественного порядка и обеспечению безопасности4.
Данные функции изложены на рис. 1.
Функции Министерства внутренних дел по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций: ^ спасение людей и имущества, их защита от возникшей опасности; ^ оказание необходимой помощи пострадавшим, предупреждение кризисных и конфликтных ситуаций, слухов, чреватых паникой среди населения;
^ эвакуация населения из прилегающих зданий и сооружений; ^ идентификация личности погибших граждан и их персональный учет; ^ проведение оперативно-розыскных мероприятий и установление круга
подозреваемых лиц; ^ осуществление надзора за соблюдением режима допуска должностных
лиц, населения и транспортных средств в зону разрушений; ^ недопущение случаев использования преступниками резко
осложнившейся оперативной обстановки; ^ охрана оставшегося без присмотра государственного, общественного и личного имущества и др.
Рис 1. Функции Министерства внутренних дел по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
Вследствие возникновения задач, являющихся несвойственными в повседневной оперативно-служебной деятельности, введение в действие специальных оперативных планов и режима усиления, резко возрастают физические и психофизиологические нагрузки на сотрудников ОВД.
Однако, следует отметить специфику психологической подготовки сотрудников правоохранительных органов при выполнении ими задач в условиях чрезвычайной ситуации:
- изучение и анализ психологических особенностей сотрудника.
Данный этап представляет собой сбор объективной информации о личностных и социально -
психологических качествах, а также ценностных ориентирах и сфере мотивации. Важнейшими сведениями являются: сведения об особенностях и динамике развития высших психологических функциях (восприятие, мышление, внимание, память), данные о коммуникативных навыках5 (например, с целью ведения переговорного процесса с преступниками)6, а также сведения об уровне этих показателей7.
К методам сбора вышеуказанной информации относятся тесты, которые проводят сотрудники психологических подразделений (психологи). Тесты могут быть как стандартизованные, так и проективные. Также к методам относятся данные со-
8
№ 1 / 2020
циометрических исследований, индивидуальные беседы с психологом или психологические консультации, наблюдения психологов, групповые тренинги8.
Особое внимание заслуживает возможное возникновение внутренних конфликтов/противоречий, характер социальных конфликтов и использование механизмов психологической защиты. Зачастую именно эти показатели затормаживают
профессиональный и психологический рост начинающего сотрудника9.
- Формирование индивидуального стиля профессиональной деятельности.
В основе формирования индивидуального стиля профессиональной деятельности находят отражение основные аспекты индивидуального стиля профессиональной деятельности полицейского:
- профессиональное образование (правовая грамотность, владение в достаточной мере основами личной безопасности, освоение психологических тактик поведения в различных служебных ситуациях и др.);
- знание и умение анализировать сотрудником свои психологические особенности и проблемы;
- навыки в отношении разрешения конфликтных ситуаций, а также неблагоприятных состояний (стресс, страх, раздражение и тд.).
Рис. 2. Аспекты основ формирования индивидуального стиля профессиональной деятельности сотрудника
Достаточная моральная и профессионально-психологическая подготовка выступает необходимым предварительным условием повышения готовности сотрудников органов внутренних дел к выполнению ряда задач10, связанных с действиями в особых условиях, а также способствует минимизации проблем, связанных с оказанием
психологической помощи сотрудникам ОВД, выполняющим служебные задачи при чрезвычайных обстоятельствах.
Исходя из изучения проблемы можно сделать вывод о необходимости решения существенных проблем, возникающих в ходе действий личного состава в особых условиях:
необходимо учитывать факт того, что не все сотрудники, привлекаемые к решению задач в экстремальных условиях, имеют необходимые морально-психологические качества и достаточную профессиональную подготовленность; переход к действиям в экстремальных условиях требует внутреннего перелома, перестройки и культивирования боевого настроя, что тоже в интересах недопущения промахов требует к себе внимания
руководителей;
никакая подготовка не может предвидеть все, что может случиться в экстремальных условиях, и нужна помощь людям уже в ходе
действий;
даже хороший боевой настрой не может быть постоянным из-за усталости и других причин, и нужны специальные меры по его поддержанию в течение необходимого времени.
Рис. 3. Проблемы, возникающих в ходе действий личного состава в особых условиях
Поэтому психологическое обеспечение решения правоохранительных задач в экстремальных условиях осуществляется в виде:
непосредственной подготовки личного состава перед самым началом
действий;
обеспечения действий в ходе решения задач; обеспечения восстановления сил после завершения действий.
Рис. 4. Виды решения задач правоохранительных органов. Основные задачи морально-психологического обеспечения:
• доведение до личного состава политической, социально-экономической и криминогенной обстановки в районах действий, а также решений органов государственной власти и задач, возлагаемых
на правоохранительные органы;
• формирование у участников действий чувства высокой ответственности за соблюдение Конституции и законов, выполнение служебного долга и поставленных служебных задач;
• выработка и реализация мер по укреплению служебной дисциплины, законности и правопорядка, обеспечению безопасных условий;
• морально-психологическая и профессионально-психологическая
подготовка в ходе специальных занятий, направленная на восстановление натренированности и специальную подготовку к
_предвидимым условиям;_
• формирование и поддержание здорового и устойчивого морально-
психологического климата в группах, отрадах, подразделениях, глубокого понимания всеми участниками действий государственной значимости восстановления и поддержания конституционного и правового порядка, необходимости высокой организованности, дисциплины, мужества, стойкости, самоотверженности и взаимной
выручки;
• проведение мероприятий по ослаблению влияния психотравмируюдцих факторов служебно-боевой деятельности;
• организация психологической помощи находящимся на самых
трудных участках работы.
Рис. 5. Основные задачи морально-психологического обеспечения № 1 / 2020
Таким образом, психологическая подготовка занимает одно из ведущих мест в системе профессиональной готовности сотрудников правоохранительных органов к выполнению профессиональных задач в особых условиях.
1 Качурина И. Б. О профессиональной готовности сотрудников полиции к дяеятельности в особых условиях // в сб.: Тактико-специальная подготовка сотрудников ОВД : сборник научных трудов сотрудников кафедры ; сборник научных статей 11-й Всероссийской конференции. 2020. С. 127-130.
2 Дорошенко О. М. Исторические аспекты борьбы с беспризорностью и безнадзорностью в период Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.). М. : Право. Экономика. Безопасность. 2017. № 1-2 (10). С. 7-11.
3 Смык Е. И., Батхаев В. В., Черненок А. А. Психологические аспекты профессиональной подготовки сотрудников правоохранительных органов к действиям в особых условиях // в сб. : Тактико-специальная подготовка сотрудников ОВД : сборник научных трудов сотрудников кафедры ; сборник научных статей 11-й Всероссийской конференции. 2019. С. 270-273.
4 Кувшинов А. В., Мещанинов А. И., Бессонова Ю. В. К вопросу об участии ОВД при возникновении чрезвычайных ситуаций // в сб. : Деятельность правоохранительных органов в системе противодействия современным угрозам : сборник
научных трудов вузовского семинара. М. : Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя. 2017. С. 31-37.
5 Кужевская Е. Б. Межкультурное общение как объект культурологического анализа // в сб. : Актуальные проблемы управления - 2008 : материалы 13-й Всероссийской научно-практической конференции. М., 2008. С. 68-72.
6 Кужевская Е. Б., Смык Е. И. К вопросу о подготовке сотрудников полиции к ведению переговоров с преступниками в особых условиях // в сб. : Тактико-специальная подготовка сотрудников ОВД : сборник научных трудов сотрудников кафедры ; сборник научных статей 11-й Всероссийской конференции. 2019. С. 180-184.
7 Приказ МВД России от 2 сентября 2013 г. № 660 «Об утверждении Положения об основах организации психологической работы в органах внутренних дел Российской Федерации».
8 Организация медико-психологического обеспечения сотрудников органов внутренних дел Республики Татарстан, выполняющих задачи в особых условиях : методические рекомендации / сост. Динниулов Д. Р., Сафиуллин Ф. Н., Гари-фулина Е. М., Шакирова Т. Г., Батюшкова О. В. Казань : УРЛС МВД по РТ, 2015.
9 Александровский Ю. А., Лобастов О. С., Спивак Л. И. Психогении в экстремальных условиях. М., 1991. 96 с.
10 Дорошенко О. М. Административная деликтность несовершеннолетних и роль полиции в ее противодействии. М. : Административное и муниципальное право. 2013. № 1 (61). С. 43-48.
Андрогогические основы педагогики и психологии в системе высшего образования России : учебник / В. Д. Самойлов. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2020. 295 с. Гриф УМЦ "Профессиональный учебник". Гриф НИИ образования и науки.
Применительно В учебнике отражены основы преподавания учебных дисциплин "Андрогогика", "Педагогика", "Психология" и "Педагогическая психология".
Предназначен для содействия в подготовке студентов (курсантов) и адъюнктов (аспирантов) к выполнению профессиональных обязанностей в качестве научных работников (исследователей) и педагогических работников (исследователь-преподаватель) в системе высшего образования России, овладению систематизированными представлениями, знаниями, умениями и навыками; формированию групп общекультурных и профессиональных, а также универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций.
По своему содержанию учебник ориентирован на усвоение обучающимися профессиональной квалификации "Исследователь. Преподаватель-исследователь" и может быть полезен начинающим педагогическим работникам образовательных организаций, специалистам в системе высшего образования и соискателям ученых степеней (ученых званий).
АНДРОГОГИЧеСКЙЕ основы ГЕМголдочпдацтш в системе высшего образовании
РОССМ
У-ич. II,