Научная статья на тему 'Апробация программы психологического сопровождения профессионального взаимодействия участников уголовного процесса'

Апробация программы психологического сопровождения профессионального взаимодействия участников уголовного процесса Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
143
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ТРЕНИНГ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РАБОТА / УЧАСТНИКИ УГОЛОВНОГО ПРОЦЕССА / МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / PSYCHOLOGICAL SUPPORT / TRAINING / PSYCHOLOGICAL WORK / PARTICIPANTS IN CRIMINAL PROCEEDINGS / MORAL AND PSYCHOLOGICAL SUPPORT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шашкова Ирина Алексеевна

В статье рассматриваются вопросы психологической работы с личным составом ОВД, в рамках морально-оперативно-служебной деятельности. Показана роль психологического сопровождения в оптимизации процесса профессионального взаимодействия участников уголовного процесса. Представлены результаты экспериментального исследования положительного влияния психологических тренингов на профессионально-личностное развитие сотрудников ОВД.The article deals with the issues of psychological work with the personnel of the police Department, within the framework of moral, operational and service activities. The role of psychological support in optimizing the process of professional interaction of participants in criminal proceedings is shown. The results of an experimental study of the positive impact of psychological training on the professional and personal development of police officers are presented.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Шашкова Ирина Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Апробация программы психологического сопровождения профессионального взаимодействия участников уголовного процесса»

УДК 159.95; ББК 88.8

DOI 10.24411/2658-63 8Х-2020-10019

© Шашкова И.А. 2020

TESTING OF THE PROGRAM OF PSYCHOLOGICAL SUPPORT OF PROFESSIONAL INTERACTION OF PARTICIPANTS IN CRIMINAL PROCEEDINGS

АПРОБАЦИЯ ПРОГРАММЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧАСТНИКОВ УГОЛОВНОГО ПРОЦЕССА

Irina Alekseyevna Shashkova,

teacher of the Department of legal psychology educational and scientific complex of service psychology Moscow University of the Ministry of internal Affairs of Russia named after V. Ya. Kikot Е-mail: [email protected]

Ирина Алексеевна Шашкова,

преподаватель кафедры юридической психологии учебно-научного комплекса психологии служебной деятельности Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя Е-mail: [email protected]

Для цитирования: Шашкова И.А. Апробация программы психологического сопровождения профессионального взаимодействия участников уголовного процесса. Психология и педагогика служебной деятельности. 1/2020. С. 78-84.

Abstract. The article deals with the issues of psychological work with the personnel of the police Department, within the framework of moral, operational and service activities. The role of psychological support in optimizing the process of professional interaction of participants in criminal proceedings is shown. The results of an experimental study of the positive impact of psychological training on the professional and personal development of police officers are presented.

Keywords: psychological support, training, psychological work, participants in criminal proceedings, moral and psychological support.

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы психологической работы с личным составом ОВД, в рамках морально-оперативно-служебной деятельности. Показана роль психологического сопровождения в оптимизации процесса профессионального взаимодействия участников уголовного процесса. Представлены результаты экспериментального исследования положительного влияния психологических тренингов на профессионально-личностное развитие сотрудников ОВД.

Ключевые слова: психологическое сопровождение, тренинг, психологическая работа, участники уголовного процесса, морально-психологическое обеспечение.

В рамках системы морально-психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности сотрудников МВД России, актуальными и приоритетными остаются вопросы совершенствования психологической работы с личным составом, как способа повышения эффективности оперативно-служебной деятельности (своевременная профилактика преступлений и правонарушений, качественное раскрытие преступлений, повышение имиджа сотрудника полиции и др.).

По мнению А. Г. Камасовой и Ю. В. Чуманова «.. .психолог должен быть помощником руководителям, подразделениям собственной безопасности, кадровым подразделениям, он должен в ходе своей работы снизить вероятность поступления на службу в органы внутренних дел потенциальных преступников, а также, используя психологи-

ческие средства и методы, выявить склонных к де-виантному поведению сотрудников» [1].

В рамках психологической работы в органах внутренних дел одним из активных и эффективных способов является психологическое сопровождение личностно-профессионального развития сотрудников полиции. Под психологическим сопровождением понимается «непрерывный целостный процесс изучения, анализа, развития и коррекции психологического состояния (и иных психических объектов, предметов и явлений, сопровождающих жизнедеятельность человека) субъектов профессиональной деятельности специалистами-психологами, в рамках оптимизации труда» [2].

Проанализировав научные труды, в которых отражена проблема и структура психологического сопровождения, была предпринята попытка на-

глядно отразить данный процесс (рис. 1).

В рамках психологии управления, в том числе в органах внутренних дел, можно наблюдать тенденцию перехода от традиционного административного управления к более психологизированному менед-

жменту профессиональной деятельности работников. В своих исследованиях Л. Тобиас отмечает «... основная цель психологов-консультантов-помочь сотрудникам трудиться продуктивнее» [3].

В последние годы в рамках психологического

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

Выбор стратегии, тактики и психодиагностического

интсрументария

Изучение конкретных психофизических и психических профессионально-личностных характеристик

Выбор форм и меТОДОВ формирования, развития и коррекции^ для составления Программы психологического соппопожттения

Промежуточные диагностические срезы

Реализация программы психологического сопровождении с применением методов психологической коррекции

Мониторинг и анализ полученных данных

Составление практических рекомендаций, для применения полученных результат» и последующей психологической работе с персоналом, с целью поддержания нормальное психическое еостоятгис л реальных жизненных условиях и и профессиональной деятельности

Рис. 1. Структура психологического сопровождения профессиональной деятельности

сопровождения наиболее продуктивно себя зарекомендовало акмеологическое направление. В нем приоритетной задачей выступает оптимизация

подготовки к профессиональной деятельности. Содержательно в нее включаются:

- диагностика, анализ и прогнозирование со-

циально-психологических процессов, морально-психологического состояния;

- построение оптимальной модели, алгоритма и технологии реализации профессиональных функций и продуктивной коммуникации в процессе жизнедеятельности;

- гармонизация целей и задач труда с интересами и потребностями социальных субъектов;

- осуществление психологической помощи (психодиагностика, психотерапия и коррекция психологических характеристик и поведения) для оптимального овладения профессиональным стилем деятельности, высокой культурой общения;

- планирование и отработка программ профессионального совершенствования в практическом решении социально-психологических проблем.

Также в основу программы психологического сопровождения профессио-нального взаимодействия участников уголовного процесса была заложена концепция амбивалентных подходов к изучению межгрупповой адаптации, разработанная А. В. Булгаковым [4]. Важной составляющей является алгоритм межгрупповой адаптации. Он представляет собой последовательность применения психологических средств и технологических способов. Технологические способы - это правила, в соответствии с которыми осуществляется весь комплекс аналитических, диагностических, профилактических, коррекционных мероприятий, профессиональные и этические нормы, обусловленные спецификой объекта. Средства как компонент психологической работы представляют собой комплексные или частные психодиагностические, психокоррекционные, психопрофилактические и иные методики и психотехники, позволяющие изменять параметры (групповой адаптационный, мотивационный, организационно-субкультурный потенциалы) профессионального взаимодействия в соответствии с особенностями морально-психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности сотрудников ОВД.

Программа психологического сопровождения, направленная на оптимизацию профессионального взаимодействия участников уголовного процесса включает в себя проектирование и коррекцию. Суть проектирования заключается в том, что участникам программы предлагается смоделировать ситуацию (например, выезд следственно-оперативной группы на место происшествия), предложить алгоритм действий с учетом уже имеющихся знаниях о психологических механизмах профессионального взаимодействия и спрогнозировать возможный результат при различных ситуа-

циях (свидетели есть или нет, очевидцы легко идут на контакт или отстраняются, выявлен ли возможный подозреваемый или раскрыть преступление по «горячим» следам не представляется возможным и др.) и поведении отдельных членов следственно-оперативной группы (эксперт-криминалист тщательно осматривает место преступления и ищет следы, руководитель следственно-оперативной группы ставит неординарные задачи и др.). Коррекция предполагает развитие способностей у частников программы выявления и изменения психологических условий профессиональной ситуации. То есть участники программы в тренинге прорабатывают роли психолога, руководителя следственно-оперативной группы, специалиста-криминалиста, потерпевшего, подозреваемого, дознавателя.

Психологическое сопровождение направлено на оказание психологической помощи сотрудникам ОВД и осуществляется в рамках морально-психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности. В соответствие с нормативными правовыми актами регламентирующими психологическую работу в органах внутренних дел, психологическую помощь оказывают руководитель ОВД, заместитель руководителя по воспитательной работе, психологи отдела организации психологической работы УРЛС.

В этой связи в рамках программы психологического сопровождения психологическая помощь участникам уголовного процесса направлена на выявление психологических проблем у сотрудников ОВД, разработку тренинговых упражнений в которых моделируются различные трудности у членов следственно-оперативной группы на этапе «Осмотр места происшествия» и направленных на развитие профессиональной компетентности сотрудников ОВД. Психологическая помощь заключается в комплексе мероприятий, направленных на профилактику возможных последствий разрушающих и негативных факторов профессионального взаимодействия путем социально-опосредованной регуляции психических групповых состояний, а также направлена на непосредственное преодоление сотрудниками следственно-оперативной группы (посредством социально-психологических тренингов и психологического консультирования) психологических барьеров мешающих профессиональному взаимодействию (неспособность налаживать социальный контакт, низкая коммуникативная компетентность, слабо развитая эмпатия, боязнь самостоятельно принять решение, низкая или средняя эмоционально-волевая устойчивость и др.). В рамках психологическо-

го сопровождения психолог также должен довести информацию сотрудникам о психологических механизмах, способствующих оптимизации процесса профессионального взаимодействия.

По мнению Д. В. Русецкой «психологическая помощь сотрудникам ОВД в рамках морально-психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности заключается в психологической разгрузке сотрудников от воздействия на них, негативных факторов, возникающих в процессе выполнения служебных задач (критика руководства, негативное общение с подозреваемыми и потерпевшими и пр.) и психологической коррекции негативных психических состояний, дезорганизующих профессиональную деятельность сотрудника полиции» [5].

Таким образом, оптимизация профессионального взаимодействия участников уголовного посредством психологического сопровождения профессионального взаимодействия будет способствовать повышению эффективности профессиональной деятельности сотрудников следственно-оперативных групп, участвующих в конкретном расследовании преступления. А внедрение полученных результатов формирующего эксперимента может способствовать повышению управленческого потенциала руководителя подразделения ОВД.

Манипулирование такими переменными, как психологическая помощь и организационно-управленческие мероприятия по усилению среды профессионального взаимодействия, позволяет оптимизировать психологическое сопровождение, выбрать наиболее доступные и результативные алгоритмы действий.

В рамках программы психологического сопровождения профессионального взаимодействия участников уголовного процесса целесообразно применять психологические тренинги, так как они позволяют моделировать ситуации служебной деятельности и каждый участник (сотрудник ОВД) может отработать проблемную ситуацию в наиболее свободной и игровой форме. В тренинге можно достаточно легко моделировать процесс профессионального взаимодействия, отрабатывать различные его ситуации, в зависимости от вида профессиональной деятельности участников групп (сотрудников различных подразделений).

«Под тренингом понимается способ перепрограммирования имеющейся у человека модели управления своим поведением и деятельностью. Он определяется как процесс создания новых функциональных образований (или развитие уже

существующих), управляющих поведением, либо как «группа методов развития способностей деятельности» [6].

Тренинг состоит из ряда этапов, рассмотрим каждый из них.

1. Мотивационный - на данном этапе психолог мотивирует участников на совместную работу, рассказывает о полезности проводимых занятий и о возможности использования полученных в тренинге знаний, умений и навыков в своей профессиональной деятельности.

2. Психоконсультационный - на данном этапе проводится двустороннее целенаправленное общение психолога и участников в форме доверительной индивидуальной и (или) групповой беседы.

3. Активный этап - на данном этапе психолог моделирует выявленную проблему и совместно с группой отрабатывает ее посредством ролевой игры, дискуссии, мозгового штурма и пр. Каждый участник тренинга рассказывает о своей профессиональной ситуации, которая, по его мнению, была наиболее сложной, и группа коллективно пытается решить данную проблему.

4. Заключительный этап - психолог подводит итоги, группа дает обратную связь, определяются перспективы для дальнейшей психологической работы.

В целях повышения статуса дознаватели в ходе психологического сопровождения нами были использованы как методики, направленные на самораскрытие личности, так и тренинговые упражнения, служащие повышению профессиональной приверженности. Надо отметить, что сам факт совместной деятельности в ходе тренинга будет способствовать укреплению сплоченности и повышению уровню довериявнутри профессиональной группы.

Во время проведения тренинга психологу необходимо моделировать сюжеты (кейс-стади) по следующим направлениям: психологические правила и приемы установления и поддержания психологического контакта с правонарушителем; приемы профилактики и разрушения барьеров общения и технологии управления конфликтами; методы психологической профилактики конфликтов между сотрудниками органов внутренних дел. Также для более достоверной оценки проводимого тренинга, целесообразно приглашать независимых экспертов, например, непосредственного руководителя, начальника подразделения, психолога из другого подразделения. Их присутствие необходимо для лучшего понимания вариантов разрешений спорных моментов при отработке производствен-

ных задач подразделения. Важно записывать ключевые моменты тренинга и анализировать результаты с консультацией у экспертов.

Для эмпирического обоснования возможностей оптимизации профессионального взаимодействия, с использованием знания о ее психологических механизмах, был спланирован и проведен формирующий эксперимент. Было выдвинуто предположение о том, что если в условиях расследования конкретного уголовного преступления организовать комплексное психологическое сопровождение, включающее осуществление психологической помощи со стороны психолога и организационно-управленческие мероприятия по совершенствованию среды профессионального взаимодействия, проводимые руководством ОВД, основанные на знании психологических механизмов профессионального взаимодействия, то процесс раскрытия преступления значительно оптимизируется. Если психологическое сопровождение будет частичным - раздельное оказание психологической помощи со стороны психологов или только осуществление организационно-управленческих мероприятий, -то показатели профессионального взаимодействия существенно не изменятся. Независимыми переменными выступали: психологическое сопровождение (в комплексе мероприятий), психологическая помощь, организационно-управленческие мероприятия по развитию среды профессионального взаимодействия. Зависимыми переменными являлись показатели профессионального взаимодействия, применяемые в исследовании.

Для проведения формирующего эксперимента из всего многообразия 90 преступлений была взята ситуация дознавателей и специалистов-криминалистов, расследовавших угрозу убийством, кражи, хулиганство и ДТП. В качестве экспериментальных групп: группы участников расследования краж (экспериментальная группа № 1) и хулиганства (экспериментальная группа № 2), процесс профессионального взаимодействия которых сопровождался. При этом экспериментальной группе № 1 проводился весь комплекс психологического сопровождения, а экспериментальной группе № 2 оказывалась только психологическая помощь со стороны психологов. Контрольные группы ДТП-группы, в которых профессиональное взаимодействие проходило стихийно. Таким образом, в формирующем эксперименте участвовали 180 сотрудников полиции: 90 дознавателей и 90 специалистов-криминалистов.

Для получения результатов был использован следующий алгоритм анализа: сопоставлялись

параметры профессионального взаимодействия групп, где были проведены организационно-управленческие мероприятия в совокупности с психологической помощью или оказана психологическая помощь, с параметрами групп, где такая помощь оказана не была. Помимо информации, полученной непосредственно в ходе проведения формирующего эксперимента, мы использовали данные из констатирующего эксперимента. Для обработки результатов возможны несколько вариантов экспериментальных планов формирующего эксперимента. Наиболее простой и валидный план построения квазиэксперимента можно представить в виде «латинского квадрата» [7].

Таким образом, суммы результатов измерений по (Х) сравнимы друг с другом, так как в каждой сумме представлены все группы (Д и все серии экспериментов (?). Различия между этими суммами нельзя считать свидетельствами первоначальных межгрупповых различий, эффекта научения, фона и т. д. Таким же образом можно сравнивать суммы по строкам, отражающим различие между группами, а также суммы по столбцам данных первого предъявления в различных ситуациях (табл. 1).

Таблица 1

«Латинский квадрат» построения

формирующего эксперимента

Зависимые переменные

Группы Х1 - показатели профессионального взаимодействия Х2 (ПС) Х3 (ПП) Х4 (ОУМ)

ЭГ № 1 П О t2 О t3 O t4 O

ЭГ № 2 и О t2 О t3 O t4 O

КГ и О О О О

Примечание: ЭГ № 1 - экспериментальная группа № 1; ЭГ № 2 - экспериментальная группа № 2; КГ - контрольная группа; ПС - психологическое сопровождение; ПП - психологическая помощь; ОУМ - организационно-управленческие мероприятия

После проведения эксперимента в выбранном сбалансированном плане явление типа особой реакции одной из групп на действие факторов фона или естественное развитие может имитировать эффект (Х2)-психологическое сопровождение должно было бы наблюдаться в различных ситуациях в каждой группе. Мы не рассматривали главный эффект (Х2) как значимый, если изучение таблицы результатов покажет, что статистически значимый эффект имеет место, в первую очередь, за счет сильного эффекта в единственной группе. Следует сразу обозначить, что результаты формирующего эксперимента в целом полностью подтвердили выдвинутые предположения. В ситуации уголовного

процесса «кража» комплексное психологическое сопровождение (ПС = 1111 + ОУМ) профессионального взаимодействия оказало статистически значимое влияние на ее показатели (уровень до-

стоверности не менее р<0,05). Данные представлены на рис. 2 и табл. 2.

Рис. 1. Рис. 2. Изменение показателей профессионального взаимодействия дознавателей (разница экспертных оценок(п=42) между 1 и 3 возрастными группами): кража (♦) (применялся комплекс ПС = ПП + ОУМ), хулиганство (■) (оказывалась ПП),

ДТП (▲) (контрольная группа)

Таблица 2

Результаты сравнения показателей профессионального взаимодействия после воздействия различных форм психологического сопровождения (по х2 - критерию, п=46, в средних дескрипторах по каждой группе потенциалов)

Группы (воздействие) Адаптационный потенциал Мотиваци-онный потенциал Организационный потенциал

ЭГ-1 (ПС) значимо, р<0,01 значимо, р<0,05 значимо, р<0,05

ЭГ-2 (ПП) значимо, р<0,05 нет отличий нет отличий

Примечание: ЭГ№1-экспериментальная группа №1; ЭГ№2-экспериментальная группа №2; ПС - психологическое сопровождение; ПП - психологическая помощь.

Проведенные тренинги в рамках психологического сопровождения участников уголовного процесса способствовали положительной динамике развития таких психологических качеств дознавателей, как самоотношение и самоуважение, а также изменился и расширился репертуар приемле-

мых стилей выхода из конфликта. Необходимо отметить, что в тренинге использовались элементы переживания (психодраммы) для внесения оттенка драматизации в разработку плана действий индивидуальной самореализации и самоосуществления по отношению к этой важной сфере человеческого существования. Несомненно, для снижения общего состояния тревожности (фрустрации), сложно обойтись без технологий саморегуляции и занятия ресурсного места. Однако, важно добиться эффективного и плавного соединения и вхождения человека в реальную ценностно-нормативную среду, которая является главенствующим лейтмотивом в смысловом содержании его социальной и профессиональной деятельности. Развернутые ответы также показывают достаточно высокую релевантность тренинга по гармонизации внутреннего мира личности сотрудника ОВД, повышение внутренней психологической устойчивости и адаптационного потенциала.

Для результатов психологической помощи важны личностные оценки сотрудников ОВД -участников тренинга. Несмотря на различия в их индивидуально-психологических характеристи-

ках и особенностях профессиональной деятельности, большинство из них дали высокую оценку тренингу как форме занятий, его возможностям по направленных на решение внутриличностных проблем.

Подводя итог, можно отметить, что посредством психологического сопровождения профессионального взаимодействия участников уголовного процесса можно: реконструировать среду общения, смещать фокус профессионального взаимодействия между сотрудниками на позитивные ценностные представления, помогать молодым сотрудникам сделать в жизни первые самостоятельные шаги в профессии, обеспечить их успешность и запас позитивного опыта, вести работу по преодолению профессиональных деструкций.

Библиографический список

1. Камасова, А. Г. Правовое регулирование морально-психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности ОВД как направление кадровой работы в органах внутренних дел / А. Г. Камасова, Ю. В. Чуманов // Вестник Московского университета МВД России. - 2017. - № 5. -С. 51-53.

2. Ребер, А. Большой толковый психологический словарь. Т. I / А. Ребер ; пер. Е. Ю. Чеботарева. - М. : Вече, 2000. - 592 с.

3. Тобиас, Л. Психологическое консультирование и менеджмент: Взгляд клинициста / Л. Тоби-

ас ; пер. с англ. А. И. Сотова. - М. : Независимая фирма «Класс», 1 997. - 148 с.

4. Булгаков, А. В. Психологическая теория и практика межгрупповой адаптации (по результатам экспериментального исследования на кораблях Военно-морского флота России) : монография. - М. : МГОУ, 2006. - 228 с.

5. Русецкая, Д. В. Организация психокор-рекционной работы в рамках морально-психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел / Д. В. Русецкая, А. С. Ким // Вопросы совершенствования правоохранительной деятельности: взаимодействие науки, нормотворчества и практики : материалы I Ежегодной Всероссийской научно-практической конференции. - 2018. - С. 388391.

6. Чуманов, Ю. В. Психофизический тренинг как способ развития способностей принимать решения сотрудниками полиции в ситуациях неопределенности ориентиров поиска / Ю. В. Чуманов // Вопросы совершенствования правоохранительной деятельности: взаимодействие науки, нормотворчества и практики : материалы I Ежегодной Всероссийской научно-практической конференции. -2018.- С. 380-383.

7. Кэмпбелл, Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях / Д. Кэмпбелл [Сб. работ : Перевод]. - СПб. : Соц.-психол. центр, 1996. - 391 с.

Социальная психология организованной преступности : монография / А. Н. Сухов. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2020. 159 с. Гриф НИИ образования и науки.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Монография посвящена изложению социально-психологических аспектов организованной преступности. Раскрыта социально-психологическая природа организованной преступности.

Книга содержит не только основы социально-психологических теорий организованной преступности, но и конкретную ее характеристику на транснациональном, национальном, региональном, корпоративном, групповом и личностном уровнях.

Для психологов, социологов, юристов, преподавателей, студентов, сотрудников правоохранительных органов и государственных служащих.

Социальная психология организованной преступности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.