Научная статья на тему 'Роль государства в развитии автомобильной отрасли современной России'

Роль государства в развитии автомобильной отрасли современной России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1108
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВО / РЕГУЛИРОВАНИЕ / АВТОМОБИЛЬ / ОТРАСЛЬ / КРИЗИС / ПОДДЕРЖКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чайковская О. А.

Долгие годы в экономически развитых странах считалось, что вмешательство государства в экономику должно быть минимальным, поскольку рыночные механизмы саморегулируемы и вся рыночная система тяготеет к равновесию. Но начавшийся в 2008 г. мировой финансовый кризис, обрушив фондовые, кредитные, а затем и сырьевые рынки, положил начало обратному процессу огосударствлению мировой экономики. Однако здесь таится опасность чрезмерного вмешательства государства в экономическую жизнь страны. В статье рассматривается ситуация, сложившаяся с началом кризиса в автомобильной отрасли России и оценивается эффективность принимаемых правительством мер.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль государства в развитии автомобильной отрасли современной России»

РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В РАЗВИТИИ АВТОМОБИЛЬНОЙ ОТРАСЛИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

О. А. ЧАЙКОВСКАЯ,

соискатель ученой степени кандидата наук Волго-Вятская академия государственной службы

Долгие годы в экономически развитых странах считалось, что вмешательство государства в экономику должно быть минимальным, поскольку рыночные механизмы саморегулируемы и вся рыночная система тяготеет к равновесию. Но начавшийся в 2008 г. мировой финансовый кризис, обрушив фондовые, кредитные, а затем и сырьевые рынки, положил начало обратному процессу - огосударствлению мировой экономики. Однако здесь таится опасность чрезмерного вмешательства государства в экономическую жизнь страны. В статье рассматривается ситуация, сложившаяся с началом кризиса в автомобильной отрасли России, и оценивается эффективность принимаемых правительством мер.

Ключевые слова: государство, регулирование, а вто-мобиль, отрасль, кризис, поддержка.

Если вспомнить прошлое столетие, то наиболее активное вмешательство государства в экономику происходило как раз в самые сложные исторические периоды. Не вызывает сомнения необходимость усиления роли государства в хозяйственной жизни во время первой мировой войны, мирового экономического кризиса 1929—1933 гг. Именно в тот период выдающийся английский экономист Д. Кейнс дал научное обоснование особой роли государства в развитии экономики. Концепция Кейнса сменила господствующую с конца XIX в. неоклассическую теорию, сторонники которой призывали ограничить или даже полностью отказаться от вмешательства государства в экономику. Они полагали, что рыночная система является саморегулируемой и тяготеет к равновесию. Однако начавшаяся великая депрессия сильно дискредитировала данную концепцию, и широкую поддержку получила новая теория Кейнса. Автор считал, что государственные расходы увеличивают совокупный спрос и приводят к мультипликативному росту национального продукта, а следовательно, занятости. Согласно данной теории регулирующее воздействие государства может осуществляться

через изменение направлений расходования государственных средств, увеличение государственных инвестиций, организацию общественных работ и т. п. Перераспределяя средства между отраслями или регионами, государство сглаживает неравномерности их развития и обеспечивает финансирование стратегических секторов экономической и социальной сфер (таких как военно-промышленный комплекс, правоохранительные органы, учреждения социально-культурной сферы и др.).

В 1930 — 1960 гг. кейнсианская теория стала общепризнанной, но с наступлением эпохи научно-технической революции в 1970-х гг. произошло возрождение неоклассики. Современные экономисты-неоклассики критиковали кейнсианскую модель, указывая, что государственное регулирование приводит к появлению новых, более опасных явлений, таких как, например инфляция, и в то же время не устраняет некоторые недостатки рыночной модели. Теория об особой роли государства стала непопулярной.

Однако спустя десятилетия под давлением мирового финансового кризиса сторонники либеральных идей были вынуждены уступить позиции. В условиях роста массовой безработицы, череды банкротств мировых финансовых институтов, рецессии экономики все ожидания общество стало связывать с активными действиями правительства. К помощи государства начали взывать как крупнейшие частные бизнес-структуры, так и госкорпорации.

И правительства разных стран стали разрабатывать масштабные государственные программы помощи финансовому сектору и системообразующим предприятиям своих экономик. В России в число системообразующих было включено 295 предприятий. Главной задачей работы с такими компаниями ставилось поддержание их устойчивости, используя различные инструменты государс-

твенного регулирования. Наряду с предприятиями энергетики, нефти и газа, угольной, металлургической, добывающей промышленности в список вошли и сильно пострадавшие от мирового финансового кризиса предприятия автопрома.

Развитие автомобильной промышленности всегда являлось стратегически важной задачей государственной политики России, поскольку служило источником миллионов рабочих мест для населения страны и составляло важный компонент системы обеспечения национальной безопасности государства. И правительство предоставляло необходимую поддержку, понимая, что автомобильная промышленность оказывает мультипликационный эффект на развитие многих смежных отраслей экономики страны, обеспечивая таким образом занятость более чем 5 млн чел. Кроме того, автомобильная промышленность стимулирует развитие сферы услуг: торговли, страхования, потребительского кредитования, рекламы. Численность работающих в ней составляет 4,6 % от всех занятых в промышленности в целом и 13 % — от работников машиностроения. Автопром дает 3,8 % от всего объема промышленного производства и 23 % от объемов машиностроения1. Снижение объемов производимой продукции предприятиями автомобильной отрасли цепной реакцией повлечет падение показателей целого ряда отраслей экономики.

Еще в 2002 г. правительство одобрило Концепцию развития автомобильной промышленности на период до 2010 г. (одобрена Правительством РФ от 16.07.2002 № 978р.), в которой были предусмотрены меры господдержки автомобильной отрасли: снижение ставок таможенных пошлин на технологическое оборудование, компоненты, агрегаты, узлы, детали и комплектующие изделия, производство которых не осуществляется в РФ; выравнивание таможенных пошлин для юридических и физических лиц при ввозе на таможенную территорию России подержанных легковых автомобилей иностранного производства и пр. Принятые меры способствовали активному расширению российских производств по сборке иностранных автомобилей, что в сочетании с доступностью автокредитов и ростом доходов населения привело к бурному развитию автомобильной отрасли, пусть и не за счет отечественного автопрома. Так, только по итогам 2006 г. объем продаж новых иномарок в три раза превысил уровень реализации подержанных машин, и таким образом,

1 Автомобильная промышленность России — настоящее и будущее, 2007. URL: http://www. kamaz. ru/ru/media/articles (дата обращения 15.02.2009).

прирост продаж новых иностранных автомобилей достиг 66 % (в то время как по итогам 2005 г. этот показатель составлял 51 %) 2. В 2007 г. российский автомобильный рынок вырос до 2 млн единиц и вышел на пятое место в Европе и восьмое в мире. По результатам продаж автомобилей аналитики уже начали прогнозировать России в 2008 г. лидерство в Европе, но мировой финансовый кризис нарушил все планы.

В целом 2008 г. оказался довольно удачным для российского автомобильного рынка. Согласно данным крупнейшего аналитического агентства PricewaterhouseCoopers (PwC) 3, было продано 3,175 млн автомобилей, что на 14 % больше, чем в 2007 г. При этом продажи ввезенных иномарок выросли на 24 %, до 1,5 млн шт., а собранных в России — на 32 %, до 580 тыс. шт. Число реализованных автомобилей отечественного производства при этом сократилось с 765 тыс. в 2007 г. до 700 тыс. в 2008 г. Однако такие высокие годовые показатели стали возможны только благодаря продажам первого полугодия. Уже в октябре продажи авто упали на 3 %, в ноябре — на 15 %, в декабре — на 10 % по сравнению с теми же месяцами 2007 г. 4. В 2009 г., по прогнозам PwC, падение может достигнуть 50 %, поскольку значительное сокращение уровня доходов, увеличение безработицы, девальвация рубля и выросшие ставки по автокредитам существенно снизят потребительскую активность населения. Новый автомобиль является второй по величине покупкой после приобретения недвижимости, а в условиях неуверенности в своем финансовом будущем потребители обычно сокращают крупные расходы.

Снижение объемов продаж автомобилей в сочетании с сокращением притока заемного капитала, девальвация рубля стали причиной значительных финансовых сложностей для предприятий автомобильной отрасли. Реакцией большинства автопроизводителей на нехватку оборотных средств, задолженность перед поставщиками металла и комплектующих и падением сбыта стало сокращение производства (вплоть до полной его остановки). Почти месяц не работали крупнейший производитель «Автофрамос», завод General Motors под Санкт-Петербургом, из-за затоваривания дилер-

2 Сейранян Т. Праздник иномарки // SmartMoney. 2007. № 12 (53).

3 Влияние кризиса на российский автомобильный рынок, 2009. URL: http: //www. pwc. com/extweb/challenges. nsf/docid/ 038B1C34DEB530B380257543002EF413/$file/pwc_automotive_ market_crisis. pdf (Дата обращения: 10.03.2009).

4 Долгих А. Не шикарный выезд// Новые известия. 2009.

ских площадок и заводского склада с 15.12.2008 г. остановил свой конвейер СП «GM-АвтоВАЗ», а с 22 декабря — российский завод концерна Volkswagen в Калуге. С 24.12.2008 г. по 21.01.2009 г. не работал завод Ford во Всеволожске. Что касается АвтоВАЗа, чьи продажи в декабре рухнули на 40 %, главный конвейер также остановился и работу завод возобновил только 02.02.2009 г. Горьковский автозавод из-за кризиса перешел на трехдневный режим рабочей недели5.

Не меньше автопроизводителей пострадали от кризиса автодилеры. В 2009 г. наступило сложное время и для них. Борьба за потребителя значительно ужесточилась. Нехватка ликвидности, дорогие кредиты, резкое падение объемов продаж автомобилей, большие товарные остатки, снижение работ сервиса и допоборудования начали приводить к банкротству дилеров. В данных обстоятельствах поддержка начала исходить уже от автопроизводителей, поскольку появилось понимание, что без налаженной системы сбыта встанет производство. Ситуация с компаниями «Инком-Авто» и «Элекс-Полюс», проблемы которых отразились на реализации ВАЗовской продукции, стала достаточно показательной. И большинство автоконцернов начало предоставлять дилерам отсрочку платежа по поставкам на срок от 60 до 160 дней, взяло на себя расходы на доставку товара до дилерских центров, снизило требования по объему инвестиций в инфраструктуру6. Однако подобные расходы увеличили и без того огромную финансовую нагрузку самих автоконцернов. Заводы и так остро нуждались в пополнении оборотного капитала. Например, «группе ГАЗ» на рефинансирование долга и обеспечение текущей деятельности требовалось 36 млрд руб., АвтоВАЗу в конце 2008 г. только на операционные расходы было необходимо около 26 млрд руб.

И правительство оперативно отреагировало на сложившуюся ситуацию. В список системообразующих предприятий, о котором писали ранее, было включено большинство крупнейших российских автопроизводителей: ОАО «АвтоВАЗ», ОАО «Сол-лерс», АМО «ЗИЛ», ОАО «КамАЗ», а также холдинг «Русские машины» (в том числе ОАО «ГАЗ»). Им была обещана поддержка на общую сумму 6,7 млрд долл. путем проведения госзакупок, предоставления кредитов банков и субсидирования лизинга.

5 Сафронычева О. Тенденции: каникулы автопрома // Биржа плюс авто. 2008. № 49.

6 Виноградова Е, Романова Т. Придержанные иномарки // Ведомости. 2009. №11 (2281).

Основная часть суммы, 3,26 млрд долл. должна быть направлена на поддержку продаж автомобилей в лизинг и по госзаказу. На лизинг в 2009 г. государство планировало выделить 1,55 млрд. долл. в виде кредитов Внешэкономбанка, которые лизинговые компании при автозаводах (например, «КамАЗ-Лизинг») получат по ставке рефинансирования ЦБ или ниже. Правительство намерено увеличить объем госзакупок автомобилей, а также увеличить размер выплачиваемых авансов с 30 до 50 % от суммы контракта. Госзаказ в 2009 г. сложится из закупки техники региональными (около 1,08 млрд долл., из них 722 млн долл. выделит федеральный бюджет) и федеральными властями (451 млн долл. - для МЧС, МВД, Минобороны).

Вторая по размеру затрат статья расходов на поддержку автомобильной отрасли: выкуп государством облигаций российских автозаводов. Правительство в 2009 г. намерено выделить на эти цели до 2,17 млрд долл. Для покупателей облигаций «будет открыто рефинансирование со стороны Центробанка», т. е. бумаги заводов могут быть включены в ломбардный список ЦБ. Выкупив займы, государство поможет автопроизводителям профинансировать уже запущенные инвестиционные проекты (строительство ГАЗом завода двигателей в Ярославле, разработка КамАЗом новых семейств грузовиков).

Третья по размеру стоимости мера — госгарантии по кредитам, взятым автозаводами на пополнение оборотных средств.

Кроме того, для того чтобы поддержать отечественных производителей, в том числе и иностранных автоконцернов, построивших свои заводы в России, с 12.01.2009 г. на территории России стали действовать новые ставки таможенных пошлин на иномарки. Согласно постановлению правительства от 05.12.2008 № 903 «О внесении изменений в Таможенный тариф Российской Федерации в отношении некоторых моторных транспортных средств», таможенная пошлина на новые легковые автомобили и подержанные в возрасте до трех лет была увеличена с 25 до 30 %, на автомобили от трех до пяти лет — с 25 до 35 %. Теперь запретительными пошлинами облагаются все иномарки старше пяти лет, а не старше семи, как было раньше. На машины данной категории процентная ставка не устанавливается, пошлина составит от 2,5 до 5,8 евро за 1 куб. см в зависимости от объема двигателя. Правительство повысило пошлины на 9 месяцев, но если мера окажется эффективной, действие постановления будет продлено.

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: теория и практика

25

Для восстановления покупательской активности населения правительство решило ввести механизм субсидирования процентных ставок по кредитам на приобретение автомобилей стоимостью до 350 тыс. руб. (12,6 тыс. долл.) По плану льготный кредит должен быть трехлетним, а размер субсидии — 2/3 ставки рефинансирования ЦБ. Получить льготный кредит можно будет в «системообразующих банках»: в Сбербанке, ВТБ или Газпромбанке. И хотя список автомобилей стоимостью до 350 тыс. руб. в России невелик — все модели «АвтоВАЗа», УАЗ Hunter и некоторые иномарки российского производства: Renault Logan, Kia Spectra, Hyundai Accent, Skoda Fabia, Fiat Albea, Ford Focus, тем не менее, по подсчетам Минпромторга, льготами смогут воспользоваться около 150 тыс. россиян7.

Предложенный правительством комплекс мер получил неоднозначную оценку. С одной стороны, полную поддержку российских и тех иностранных автопроизводителей, которые имеют сборочное производство в России. Правда, было высказано пожелание о включении в перечень всех моделей, выпускаемых в России. Но в то же время представители Еврокомиссии выразили неодобрение повышением пошлин на ввоз иномарок на территорию РФ, сочтя его противоречащим двустороннему соглашению о вступлении России во Всемирную торговую организацию (ВТО). Правительство Японии даже официально обратилось с просьбой не повышать пошлины, потому что поток идущих через Дальний Восток японских машин очень помогал японскому автопрому. Не поддержали данную меру и российские автомобилисты. Особенно негативно отреагировало население Дальнего Востока, поскольку в бизнесе по перегону японских иномарок там работают десятки, а возможно, и сотни тысяч людей. Чтобы успокоить волнения на Дальнем Востоке, правительство решило примерно на два года обнулить железнодорожный тариф на перевозку автомобилей российского производства из центральной части страны в этот регион. Однако это не решит вопрос массовых увольнений и миграции населения Дальнего Востока в результате потери источника заработка в центральную часть России.

Но все же оценивая принятые меры, следует помнить, что государство любой страны обязано прежде всего думать о национальном производителе, особенно в период кризиса. И Россия не исключение. Для поддержки автомобильной отрасли

7 Беликов Д. Премьер посигналил автопрому // Коммерсантъ. 2008. № 233/П (4050).

российское правительство использовало богатый инструментарий госрегулирования, сочетающий как прямую помощь крупнейшим предприятиям отрасли через предоставление финансирования, госгарантий, кредитов лизинговым компаниям, увеличение госзакупок, так и косвенное воздействие на покупательский спрос через льготные кредитные программы для покупателей. Все меры поддержки автопроизводителей, без сомнения, являются необходимыми, но особенно важным в условиях падения спроса представляется стимулирование конечного потребителя. Россия делает в данном направлении лишь первые шаги, хотя другие страны давно и эффективно применяют эту меру. Поэтому, возможно, стоит использовать опыт европейских соседей: Германии, например, где государство предоставляет 2,5 тыс. евро на покупку нового автомобиля при условии утилизации старого авто, которому не меньше 9 лет, а новоприобретенные машины на один-два года освобождаются от автомобильного налога.

Кроме того, надо признать своевременность принятых шагов. Теперь вопрос в сроках и схеме реализации данной инициативы, и не только. Уже сейчас понятно, что принимаемые меры служат скорее своеобразным щитом для национального производителя во время кризиса, оставляя решение множества внутренних проблем (устаревшее оборудование, отсутствие производственных мощностей, современных технологий, кадровый дефицит) самим автозаводам. И это хорошо. Необходимо заметить, что государство всегда играло значительную роль в развитии отечественного ав-топрома, а конкурентоспособность производимой продукции низкая, и, возможно, сейчас пришло время менять подход к организации отечественного автомобильного бизнеса. Тем более девальвация национальной валюты, принятые заградительные меры дают возможность вернуть потерянные позиции. Возможно, для этого стоит учесть опыт китайских производителей, которые за 15 лет сумели поднять свою автомобильную промышленность на достойный уровень. И прежде всего за счет создания совместных производств, стимулирования иностранных инвестиций в НИОКР и производство комплектующих, а также конкуренции между национальными производителями. Видимо, понимание ситуации у российского правительства есть, поскольку начало в форме организации совместных предприятий с иностранными производителями положено. Локализация иностранных производств комплектующих ожидается. Что

касается конкуренции, то именно об этом говорил председатель Правительства РФ В. В. Путин на открытии Всемирного экономического форума в Давосе 28.01.2009 г., когда предостерег от чрезмерного вмешательства в экономическую жизнь со стороны государства и призвал совершенствовать рыночные механизмы. Ведь известно, что государство никогда не было эффективным собственником. Таким

Список литературы

образом, осталось освоить современные технологии, оптимизировать производство и повысить, наконец, не в ущерб цене качество выпускаемой продукции. Возможно, именно сейчас, в период кризиса при поддержке государства у предприятий отечественного автопрома будет шанс преломить ситуацию в свою пользу. И обязательно нужно им воспользоваться...

1. Автомобильная промышленность России — настоящее и будущее, 2007. URL: http://www.kamaz. ru/ru/media/articles (Дата обращения 15.02.2009).

2. Беликов Д. Премьер посигналил автопрому // Коммерсантъ. 2008. № 233/П (4050).

3. Виноградова Е, Романова Т. Придержанные иномарки // Ведомости. 2009. №11 (2281).

4. Влияние кризиса на российский автомобильный рынок, 2009. URL: http: // www.pwc.com/extweb/ challenges.nsf/docid/038B1C34DEB530B380257543002EF413/$file/pwc_automotive_market_crisis.pdf (Дата обращения: 10.03.2009).

5. Долгих А. Не шикарный выезд// Новые известия. 2009.

6. Сафронычева О. Тенденции: каникулы автопрома // Биржа плюс авто. 2008. № 49.

7. Сейранян Т. Праздник иномарки/ZSmartMoney. 2007. № 12 (53).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.