Научная статья УДК 338.2
doi: 10.47576/2949-1894.2024.6.6.006
ИССЛЕДОВАНИЕ ПОНЯТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА
Кулдуев Усбалав Магомедович
Управление Федерального казначейства по Республике Дагестан, Махачкала, Россия, [email protected]
Столярова Алла Николаевна
Государственный социально-гуманитарного университет, Коломна, Россия Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова, Москва, Россия, [email protected]
Аннотация. В статье показана роль институциональных структур и органов власти в реализации политики обеспечения экономической безопасности на региональном уровне. Рассматривается понятие «экономическая безопасность региона». Установлено, что экономическая безопасность региона находится в тесной взаимосвязи с его социально-экономическим развитием. Успешная реализация экономической безопасности требует эффективного управления ресурсами, а также активного участия институциональных структур и органов власти. Акцентируется внимание на необходимости учета комплекса факторов для обеспечения экономической безопасности регионов. Результаты исследования могут быть полезны для разработки региональных стратегий, направленных на повышение устойчивости и преодоление угроз экономической безопасности.
Ключевые слова: экономическая безопасность; регион; угрозы; социально-экономическое развитие.
Для цитирования: Кулдуев У. М., Столярова А. Н. Исследование понятия экономической безопасности региона // Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы. - 2024. - № 6. - С. 43-50. https://doi.Org/10.47576/2949-1894.2024.6.6.006.
Original article
THE STUDY OF THE CONCEPT OF ECONOMIC SECURITY OF THE REGION
Kulduev Usbalav M.
Federal Treasury Department for the Republic of Dagestan, Makhachkala, Russia, kulduev88@mail. ru
Stolyarova Alla N.
State University of Social Sciences and Humanities, Kolomna, Russia
Plekhanov Russian University of Economics, Moscow, Russia, [email protected]
Abstract. The article shows the role of institutional structures and authorities in the implementation of economic security policy at the regional level. The concept of "economic security of the region" is considered. It has been established that the economic security of the region is closely interrelated with its socio-economic development. The successful implementation of economic security requires effective resource management, as well as the active participation of institutional structures and authorities. Attention is focused on the need to take into account a set of factors to ensure the economic security of the regions. The results of the study can be useful for the development of regional strategies aimed at increasing sustainability and overcoming threats to economic security.
Keywords: economic security; region; threats; socio-economic development.
For citation: Kulduev U. M., Stolyarova A. N. The study of the concept of economic security of the region. Innovative economy: information, analysis, prognoses, 2024, no. 6, pp. 43-50. https://doi.org/10.47576/2949-1894.2024.6.6.006.
Для начала изучения темы, нам необходимо дать определение понятия экономической безопасности не только с точки зрения общего подхода, но и по уровням управления национальной экономикой, применительно к мега-, макро-, мезоуровням (территория, корпорация), микро-, миниуровням (структурное подразделение), а также нано уровням, опираясь на литературные источники.
В общем и целом, пониманием экономической безопасности любой социально-экономической системы следует считать совокупность определенных факторов и условий, обеспечивающих независимость данной системы, а также высокий уровень стабильности и устойчивости системы. Совокупность данных факторов может гарантировать способность системы к эффективной реализации процессов постоянного обновления и самосовершенствования [2].
Если рассматривать понятие экономической безопасности на мега уровне, то можно определить как сбалансированное состояние, которое характеризует высокий уровень защищенности процессов, происходящих в мировой экономике, а также процессов, происходящих в рамках различных интеграционных объединений, например две и более экономик отдельных стран, от комплекса внешних и внутренних факторов, условий, процессов, которые в свою очередь могли бы в среднесрочной и долгосрочной перспективах поставить под угрозу возможности устойчивого развития и экономической независимости как мировой экономики, так и рассматриваемых интеграционных объединений [7, с. 26]. С целью обеспечения экономической безопасности на мега уровне формируется так называемая система обеспечения экономической глобальной безопасности, которая имеет функцию ограждать различные государства от потенциальных угроз как стихийного, так и рукотворного ухудшения всего комплекса условий экономического мирового развития, а помимо и от комплекса нежелательных последствий
в рамках экономических решений, которые были разработаны без согласования смежных государств.
Что касается понимания экономической безопасности на макроуровне, можно сказать что это комплекс факторов и условий, которые обеспечивают необходимые высокие уровни следующих экономических областей: независимости национальной экономики, стабильности и устойчивости национальной экономики, гармонизации экономических интересов большей части хозяйствующих субъектов в национальной экономике, в том числе и общенациональные интересы, которые не сводятся к сумме возможных интересов конкретных хозяйствующих субъектов [11, с. 41]. Также к пониманию экономическое безопасности на макроуровне можно отнести и качество состояния производства, в рамках которого обеспечивается необходимый устойчивый рост национальной экономики, высокий уровень социально-экономической стабильности общества.
Рассматривая понятие экономической безопасности на мезоуровне получается понимается качественного состояния процессов по обеспечению защищенности и рациональности функционирования региональных экономических систем в стране, включая и обеспечение сбалансированности экономических отношений между регионами, что будет в свою очередь приводить к устойчивому социально-экономическому развитию регионов применительно к современным условиям негативного влияния на регион множества внешних угроз и внутрисистемных деформационных воздействий [4].
В отношении микроуровня следует отметить, что экономическая безопасность применительно к микроуровню является определенным состоянием, в рамках которого более эффективно и рационально применяются корпоративные ресурсы различных организаций, а также обеспечивается наивысший уровень защищенности материально-технических, финансово-инвестиционных, инфо-
коммуникационных процессов организаций применительно системы внешних и внутренних угроз [6; 1, с. 54]. Важным инструментом по обеспечению экономической безопасности применительно на микроуровне выступает контроль внутренних процессов, задачами которого являются: предупреждение возможных угроз; проведение анализа материально-технического и финансового состояния; мониторинг конкурентов, обеспечение высокого уровня легитимности всех социально-экономических операций организации.
К миниуровню обеспечения экономической безопасности следует отнести более детальный аспект микроуровня к уровню конкретного подразделения организации в части обеспечения наиболее эффективного и рационального применения ресурсов, а также в части обеспечения наиболее высокого уровня защиты материально-технических, финансово-инвестиционных, инфокоммуни-кационных процессов подразделения от системы внешних и внутренних угроз.
Экономическая безопасность на нано-уровне охватывает защиту интересов конкретных людей. Это включает в себя обеспечение безопасности процессов, связанных с формированием и использованием кадрового потенциала в организации, а также защиту коммерческих тайн [9]. Среди ключевых угроз для экономической безопасности на данном уровне можно выделить несколько факторов: недостаточное внимание к развитию человеческого потенциала внутри организаций, низкий уровень осознания руководителями важности обучения сотрудников, повышения их квалификации, а также внедрения постоянных изменений в кадровую политику и процессы управления персоналом.
Необходимо отметить, что наиболее важным и актуальным на сегодняшний день является обеспечение экономической безопасности на мезоуровне, имеется в виду на уровне отдельных регионов. Это может быть связано с тем, что для российской экономики на данный период времени характерны следующие риски: риск ассимиляции, риск автономизации, риск отставания в развитии, риск деформации экономических отношений в регионах. Данные аспекты обуславливают важность рассмотрения мезоуровня обеспечения экономической безопасности.
Далее рассмотрим особенности обеспечения экономической безопасности на мезо-уровне субъекта Российской Федерации. А в частности, должным будет указать на следующие особенности и процессы [8, с. 86]:
- процессы непосредственного обеспечения экономической безопасности создаются сразу для двух систем, производственной и социальной систем региона;
- процессы обеспечения экономической безопасности имеют ограниченный уровень управляемости применительно к местному уровню;
- передовым результатом в реализации процессов обеспечения экономической безопасности должно быть стремление хозяйствующих субъектов региона на производство различных материальных благ, с целью удовлетворения потребностей устойчивого развития региона;
- процессы, которые участвуют в обеспечении экономической безопасности должны иметь сопровождение в части обязательных мероприятий по созданию объектов социальной, производственной, институциональной инфраструктуры, иначе многие мероприятия по обеспечению экономической безопасности на региональном уровне станут неэффективны;
- процессы обеспечения экономической безопасности на уровне региона должны предусматривать возможность их интеграции в систему обеспечения экономической безопасности всей национальной экономики;
- часто случается, что реализация процессов по обеспечению экономической безопасности на мезоуровне имеет весьма ограниченный потенциал ресурсного сопровождения, что создает дополнительные барьеры в проведении плановых мероприятий;
- результаты обеспечения экономической безопасности на мезоуровне наиболее эффективно оцениваются на примере создание системы экономических и социальных эффектов, которые взаимосвязаны между собой, а также с программами улучшения качества жизни в данном регионе;
- все имеющиеся ресурсы и результаты процессов обеспечения экономической безопасности на мезоуровне необходимо распределить должным образом с точки зрения рационального управления всеми процесса-
ми максимально приближенными и понятными участникам регионального хозяйства.
В аспекте всех рассмотренных рисков и особенностей обеспечения экономической безопасности на мезоуровне необходимо представить обоснование предложенной разновидности ресурсного подхода к исследованию экономической безопасности региона. Это и является взаимосвязью ресурсного подхода с учетом приведенных рисков, в результате чего может формироваться так называемый ресурсный риск-ориентированный подход. С нашей точки зрения риск-ориентированный подход будет представлять собой один из важнейших принципов реализации реформы контрольной или надзорной деятельности. Такой подход может полагать, что уровень интенсивности государственного контроля и уровень интенсивности муниципального контроля в отношении деятельности всех контролируемых лиц, формы подобного контроля будут в прямой степени зависеть от наличия рисков по нанесению ущерба для всех охраняемым законом ценностей.
Далее представим основные объекты обеспечения экономической безопасности субъекта через описание важнейших ресурсов региона - минерально-сырьевых, кадровых, финансово-инвестиционных, инновационных, энергетических, транспортных, информационных, экологических ресурсов, в случае достаточного их наличия, доступности, надлежащего качества и эффективности использования, влияют на качество обеспечения экономической безопасности региона. Рассмотрим виды ресурсов более подробней.
Минерально-сырьевые ресурсы региона. Природные невозобновляемые ресурсы, а также полезные ископаемые, которые были извлечены из Земли. Такие ресурсы используются для получения материалов, сырья и энергии. Рассматривая обеспечение экономической безопасности региона материально-сырьевые ресурсы можно разделять следующим образом:
- топливные ресурсы;
- различные виды металлов;
- минеральное неметаллическое сырье;
- агрономическое и химическое сырье;
- техническое сырье (асбест, алмазы и пр.);
- огнеупоры и флюсы;
- различные вилы цементного сырья;
- различные виды строительных материалов.
Отметим, что всего может применяться порядка 250 видов минерально-сырьевых ресурсов.
Кадровые ресурсы региона. Кадровые ресурсы региона могут быть представлены основным квалифицированным составом различных категорий работников применимо ко всей системе производства, сферы услуг, сферы управления самим регионом. С целью обеспечения экономической безопасности региона необходимо планирование и формирование кадровых ресурсов региона - обеспечение производственной и управленческой систем региона достаточно квалифицированными работниками, необходимо максимально эффективно их использовать, создавать требуемые условия применительно к сохранению и развитию кадрового потенциала региона в рамках соблюдения действующего законодательства опираясь на основные положения стратегического развития региона.
Финансово-инвестиционные ресурсы региона. Финансово-инвестиционные ресурсы региона представим как совокупность финансовых, инвестиционных и налоговых ресурсов, которые могут привлекаться в сам регион с целью инвестирования в разные проекты, целями по поддержке сферы обращения в регионе, целями по обеспечению устойчивого развития экономики, по стимулированию различных инициатив отдельных организаций и граждан. Необходимо отметить, что инвестиционные ресурсы на региональном уровне представлены в различных формах, что обуславливает реализацию на федеральном и региональном уровнях финансовую и инвестиционную политику.
Инновационные ресурсы региона. Инновационные ресурсы региона представляют собой средства, которые требуются для стандартного протекания процессов по производству инновационных товаров, услуг, с точки зрения последующего обеспечения процессов инновационного развития региональной экономики. В результате использования инновационных ресурсов региона может быть получен положительный эффект в виде различных экономических, социальных,
экологических благ, обеспечивающих повышение уровня конкурентоспособности регионального хозяйства, что в свою очередь повлияет на повышение качества жизни населения, социально-экономическую политику, а также повысит производство качественных и востребованных товаров и услуг.
Энергетические ресурсы региона. К различным энергетическим ресурсам региона следует относить природные ресурсы, которые используются как:
- топливо (торф, нефть, уголь, древесина, природный газ);
- продукция, созданная организациями угольной, газовой, нефтедобывающей промышленности (дизельное топливо, бензин, керосин, мазут)
- носители энергии, используемые для передачи энергии между различными участниками социальной и экономической системы региона например жилищно-коммунального хозяйства (пар, горячая и холодная вода в рамках теплоснабжения, водоснабжения).
Транспортные ресурсы региона. Транспортные ресурсы региона представляют собой потенциал, учитывая грузовые и пассажирские перевозки. Следует рассмотреть виды транспортных ресурсов современного региона такие как:
- объекты транспортной инфраструктуры, транспортные узлы или терминалы, где осуществляются процессы перегрузки грузов или пересадки пассажиров;
- различные транспортные средства, к которым относятся подвижной железнодорожный состав, воздушные суда, а также суда, подвижной состав электрического и автомобильного наземного городского пассажирского транспорта.
Информационные ресурсы региона. Информационные ресурсы на региональном уровне — это базы готовых документов, на различных носителях, которые содержат важную, а порой и конфиденциальную информацию, к примеру: распорядительную, фактографическую, аналитическую, нормативную, справочную и прочую информацию о различных направлениях региональной жизни и развития региона.
Экологические ресурсы региона. Необходимо отметить, что экологические ресурсы региона — это элементы природной среды региона, от которых зависит возможность
осуществления человеческой деятельности на данной территории. В этом контексте экологические ресурсы можно рассматривать как составные части землепользования и земельных ресурсов, обладающие значимой внутренней ценностью для обеспечения долгосрочной устойчивости процессов землепользования.
Справедливо теперь перейти к описанию субъектов, обеспечивающих экономическую безопасности рассматриваемого субъекта, а конкретно органов государственного управления, предприятий, включая общественные организации, физические лица.
Субъектами обеспечения экономической безопасности региона являются различные государственные институты, наделенные необходимыми полномочиями, а также определенные службы, организации и сами жители данного региона. Все перечисленные стейк-холдеры обладают соответствующими правами для выполнения реализации мероприятий в области экономической безопасности [10, с. 51]. Основными субъектами экономической безопасности региона принято считать региональное управление экономическими процессами, которое в свою очередь отвечает за обеспечение и сохранение требуемого уровня благосостояния населения региона. Данные показатели достигаются через эффективное использование и развитие ключевых составляющих ресурсного потенциала региона и организацию продуктивных связей выстроенных между участниками хозяйственной деятельности в рамках обособленного региона [3; 1].
Если рассматривать микроуровень субъектов обеспечения экономической безопасности, то применительно данной позиции являются различные категории оперативных работников, работники служб безопасности организаций, частные детективы. Кроме того, население региона играет ключевую роль в определении основных направлений для улучшения процессов обеспечения экономической безопасности на уровне субъекта Российской Федерации через такие показатели, как численность, структура и плотность расселения, а также другие качественные и количественные характеристики.
Важно также отметить, что на макроуровне субъектами обеспечения экономической безопасности определяются рядом норма-
тивных документов и актов, которые утверждаются на самом высоком уровне, а конкретно Правительства Российской Федерации и Президента. Далее необходимо более подробно рассмотреть различные виды государственных институтов региона как субъектов обеспечения экономической безопасности на уровне субъекта.
Укажем на тот факт, что субъекты в системе государственного управления регионом, отвечающие за вопросы обеспечения экономической безопасности, включают в свой состав разнообразные институты, органы и учреждения. Каждый из приведенных элементов выполняет определенные относительно своей специфики функции и задачи, касающиеся судебной, исполнительной и законодательной власти. Кроме того, в структуре государственного аппарата управления регионом выполняют определенные действия органы, осуществляющие законодательную власть, не зависящие от других органов власти и являющиеся основой для функционирования других государственных структур, обеспечивающих экономическую безопасность. В таком контексте судебная власть будет являться противовесом исполнительной и законодательной властям на региональном уровне. Она должна в полной мере обеспечить гарантии соблюдения всех принятых законов законодательной и исполнительной властями, а также их исполнения гражданами данного региона. Ключевая цель судебной власти применимо к обеспечению экономической безопасности субъекта - это обеспечение гарантий для защиты прав и свобод всех граждан в рамках рассматриваемого региона [5].
Перейдем далее к рассмотрению того факта, что органы исполнительной власти занимаются оперативной деятельностью по обеспечению экономической безопасности в рамках государственного управления экономическими процессами региона, в обязательном порядке при этом должны быть учтены интересы общества. С этой позиции, скажем, что органы исполнительной власти включают комплекс исполнительных и распорядительных структур региона, а также важно отметить, что эти органы имеют в своем распоряжении систему вспомогательных государственных учреждений и действующий управленческий ап-
парат, объединяющий в себе структуры и учреждения.
Иными словами, органы, работающие в сфере исполнительной власти фактически наделены ресурсами, в рамках которых происходит обеспечение деятельности организационного и материального аппарата подготовки в части принятия, реализации актов по обеспечению экономической безопасности. В рамках выполнения повседневной работы по критерию обеспечения экономической безопасности региона важную роль будут выполнять как раз органы исполнительной власти, особенно те, которые осуществляют контрольные функции.
На основании проведенного анализа и обобщения информации, приведенной в статье, можно отметить актуальность данной темы, так как в статье подчеркивается значимость корректного определения сущности экономической безопасности региона. Это понятие является отправной точкой для анализа и разработки стратегий, направленных на устойчивое развитие и предотвращение угроз экономической стабильности. В статье рассмотрены ключевые аспекты экономической безопасности региона с точки зрения рассмотрения по уровням управления национальной экономикой, касаемо мега, макро, мезо, микро, мини, нано уровней. Рассматривается экономическая безопасность как многосоставная категорию, включающую в себя: устойчивость региональной экономики к внешним и внутренним вызовам; ключевые элементы, влияющие на стабильность региона; роль экономической безопасности как части национальной безопасности в условиях глобализации.
Установлено, что экономическая безопасность региона находится в тесной взаимосвязи с его социально-экономическим развитием. Успешная реализация экономической безопасности требует эффективного управления ресурсами, а также активного участия институциональных структур и органов власти. Акцентируется внимание на необходимости учета комплекса факторов для обеспечения экономической безопасности регионов. Результаты исследования могут быть полезны для разработки региональных стратегий, направленных на повышение устойчивости и преодоление угроз экономической безопасности.
Список источников
1. Актуальные проблемы комплексного обеспечения экономической безопасности в современной России: сборник научных статей / под ред. В. Л. Шульца. М.: ЦИПБ РАН; РУДН, 2016. 205 с.
2. Василенко О. А. Вопросы экономической безопасности и государственного управления в контексте стратегии экономической безопасности России // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2020. Т. 16, № 1. С. 60-79.
3. Волобуева Д. В. Актуальные вопросы экономической безопасности // Молодой ученый. 2016. № 9.2. С. 16-18.
4. Ворона-Сливинская Л. Г Экономический потенциал и экономическая безопасность на примере региона // Евразийский союз ученых. 2018. № 4-6. С. 36-39.
5. Караваева И. В., Лев М. Ю. Экономическая безопасность: технологический суверенитет в системе экономической безопасности в современной России // Экономическая безопасность. 2023. Т. 6. № 3. С. 905-924.
6. Караваева И. В., Лев М. Ю. Государственное управления в сфере национальной безопасности: актуальные проблемы экономической безопасности современной России (по итогам проведения Международной научно-практической конференции «VI Сенчаговские чтения: Экономическая безопасность России в новой реальности») // Экономическая безопасность. 2022. Т. 5. № 3. С. 1109-1143.
7. Кормишкин Е. Д., Саушева О. С. Глобальная экономическая безопасность: учеб. пособие. Саранск: Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева, 2017. 124 с.
8. Кислая Т. Н. Теоретико-методологические подходы к управлению экономической безопасностью региона: монография / под ред. В. Н. Тисуновой. Чебоксары: Среда, 2021. 152 с.
9. Лихолетов В. В. Экономическая безопасность инновационной политики : учебное пособие для вузов. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2024. 196 с.
10. Меньшикова Е. А. Экономическая безопасность : учеб. пособие. Хабаровск : ТГУ, 2015. 327 с.
11. Трошин Д. В. Экономическая безопасность России: количественный макроанализ: монография. М.: Научные технологии, 2018. 195 с.
References
1. Current problems of comprehensive economic security in modern Russia: collection of scientific articles / edited by V. L. Shultz. M.: CIPB RAS; RUDN, 2016. 205 p.
2. Vasilenko O. A. Issues of economic security and public administration in the context of Russia's economic security strategy. National interests: priorities and security. 2020. Vol. 16, No. 1. Рр. 60-79.
3. Volobueva D. V. Topical issues of economic security. Young Scientist. 2016. No. 9.2. Рр. 16-18.
4. Vorona-Slivinskaya L. G. Economic potential and economic security on the example of the region. Eurasian Union of Scientists. 2018. No. 4-6. Рp. 36-39.
5. Karavaeva I. V., Lev M. Yu. Economic security: technological sovereignty in the system of economic security in modern Russia. Economic security. 2023. Vol. 6. No. 3. Рp. 905-924.
6. Karavaeva I. V., Lev M. Yu. Public administration in the field of national security: actual problems of economic security in modern Russia (following the results of the International scientific and practical conference "VI Senchag readings: Economic security of Russia in a new reality"). Economic security. 2022. Vol. 5. No. 3. Рp. 1109-1143.
7. Kormishkin E. D., Sausheva O. S. Global economic security: studies. stipend. Saransk: N.P. Ogarev National Research Mordovian State University, 2017. 124 p.
8. Kislaya T. N. Theoretical and methodological approaches to managing the economic security of the region: monograph /edited by V. N. Tisunova. Cheboksary: Wednesday, 2021. 152 p.
9. Likholetov V. V. Economic security of innovation policy : a textbook for universities. 3rd ed., reprint. and additional M.: Yurait, 2024. 196 p.
10. Menshikova E. A. Economic security : studies. stipend. Khabarovsk : TSU, 2015. 327 p.
11. Troshin D. V. Economic security of Russia: quantitative macroanalysis: monograph. M.: Scientific technologies, 2018. 195 p.
Сведения об авторах
КУЛДУЕВ УСБАЛАВ МАГОМЕДОВИЧ - начальник отдела казначейского сопровождения, Управление Федерального казначейства по Республике Дагестан, Махачкала, Россия, [email protected]
СТОЛЯРОВА АЛЛА НИКОЛАЕВНА - доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры менеджмента и экономики, Государственный социально-гуманитарного университет, Коломна, Россия; профессор базовой кафедры торговой политики, Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова, Москва, Россия, [email protected]
Information about the authors
KuLDuEV uSBALAV M. -Head of the Treasury Support Department, Federal Treasury Department for the Republic of Dagestan, Makhachkala, Russia, [email protected]
SToLYARoVA alla N. - Doctor of Economics, Professor, Professor of the Department of Management and Economics, State University of Social Sciences and Humanities, Kolomna, Russia; Professor of the Basic Department of Trade Policy, Plekhanov Russian University of Economics, Moscow, Russia, [email protected]