УДК 338.2
doi: 10.47576/2949-1886.2025.1.1.007
Кулдуев Усбалав Магомедович,
преподаватель Северо-Кавказского института (филиала в г. Махачкале), Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России), Махачкала, Россия, [email protected]
ПОКАЗАТЕЛИ ОЦЕНКИ СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА КОНТРОЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В статье представлен анализ существующих методов оценки экономической безопасности региона, включая деятельность контрольных органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, рассмотрены и классифицированы современные методики оценки системы экономической безопасности региона, подробно описаны принципы оценки системы экономической безопасности региона контрольными органами. Также рассматривается структура показателей оценки экономической безопасности региона. По итогам представлены авторские показатели оценки уровня экономической безопасности региона, осуществляемой контрольными органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации в зависимости от категории риска.
Ключевые слова: экономическая безопасность; система обеспечения; безопасность региона; контрольные органы; исполнительная власть; субъект.
Kulduev Usbalav M.,
Lecturer at the North Caucasus Institute (Makhachkala branch), All-Russian State University of Justice (RPA of the Ministry of Justice of Russia), Makhachkala, Russia, [email protected]
indicators of the assessment of the system of ensuring the economic security of the region by the control bodies of the executive power of the subject of the russian federation
The article presents an analysis of existing methods for assessing the economic security of a region, including the activities of the control bodies of the executive power of the constituent entity of the Russian Federation, considers and classifies modern methods for assessing the system of economic security of a region, describes in sufficient detail the principles of assessing the system of economic security of a region by control bodies. The structure of indicators for assessing the economic security of a region is also considered. As a result of this analysis, the author's indicators for assessing the level of economic security of a region, carried out by the control bodies of the executive power of the constituent entity of the Russian Federation, depending on the risk category, are presented.
Keywords: economic security; security system; regional security; control bodies; executive power; subject.
Анализ существующих методов оценки экономической безопасности региона, включая на основе деятельности контрольных ор -ганов исполнительной власти субъекта РФ, показывает, что универсальной методики пока не разработано. В ряде случаев оценка состояния и потенциала обеспечения безопасности региона является субъективной. Это делает актуальной задачу разработки научно обоснованной методики оценки экономической безопасности региона на основе деятельности контрольных органов исполнительной власти субъекта РФ.
Современные методики оценки системы экономической безопасности региона можно классифицировать следующим образом:
Мониторинг ключевых макроэкономических показателей, включая анализ формирования и использования ресурсной базы региона, а также сопоставление данных с установленными экспертами пороговыми значениями [4].
Оценка темпов социально-экономического развития субъекта РФ, основанная на динамике ключевых макроэкономических и интегральных показателей, в том числе показателей ресурсной базы региона [6].
Экспертные оценки, применяемые для ранжирования субъектов РФ по текущему и потенциальному уровню экономической безопасности, а также по качеству формирования и использования ресурсной базы [5].
Использование методов прикладной математики для анализа и прогнозирования экономической безопасности региона.
Важно отметить, что с учетом проведенной цифровизации социально-экономических процессов в России, а также цифровизации деятельности контрольных органов исполнительной власти субъектов РФ, для оценки системы экономической безопасности целесообразно использовать метод мониторинга ключевых макроэкономических показателей и их сравнения с установленными пороговыми значениями. Этот метод, включая анализ формирования и использования ресурсной базы региона, является наиболее адаптивным и актуальным для современных субъектов РФ. Его основы подробно изложены в работах отечественных экономистов (И. Н. Петренко, В. К. Сенчагов), посвященных разработке стратегий экономической безопасности страны и регионов [9; 10].
При оценке системы экономической безопасности региона контрольными органами важно учитывать следующие стратегические аспекты:
- уровень экономической безопасности субъекта РФ определяется состоянием промышленного производства (качественные и количественные показатели, доступность для экономических субъектов региона).
- уровень безопасности региона зависит от эффективности использования ресурсной базы, включая способность объединять ее элементы для достижения максимальной производительности труда, что является основой устойчивого социально-экономического развития.
- уровень безопасности региона также определяется адаптационным потенциалом его ресурсной базы к воздействию внешних социально-экономических факторов [3].
Данный подход позволяет обеспечить комплексную оценку и устойчивое развитие регионов в условиях современных вызовов.
Опираясь на вышесказанное, считаем что уровень экономической безопасности субъекта РФ зависит от способности его контрольных органов эффективно управлять адаптацией ресурсной базы и действий экономических субъектов к изменениям, вызванным внутренними и внешними социально-экономическими факторами. Это включает учет трансформации социально-экономического пространства региона, где реализуются интересы местных хозяйствующих субъектов.
Оценка системы экономической безопасности региона контрольными органами основывается на следующих принципах:
- целостность и единство оценки уровня экономической безопасности;
- внутренняя сбалансированность оценки с учетом структуры ресурсной базы региона;
- результативность и эффективность работы контрольных органов в процессе оценки;
- самостоятельность в выборе путей повышения эффективности использования ресурсной базы;
- стратегическое планирование деятельности контрольных органов при оценке уровня безопасности;
- цифровая прозрачность и открытость процессов оценки;
- реалистичность и достоверность результатов оценки, согласованных со стратегией социально-экономического развития региона;
- ресурсная обеспеченность процедур оценки.
При этом важно учитывать, что текущие показатели оценки часто не раскрывают причины несоответствия ресурсной базы региона необходимым параметрам экономического развития. Данный подход требует более глубокого анализа и уточнения методологии оценки [8].
Также показатели уровня экономической безопасности региона позволяют оценивать эффективность функционирования системы контрольных органов исполнительной власти субъекта РФ. В частности, кризисные значения данных показателей свидетельствуют о необходимости оперативного вмешательства контрольных структур в процессы управления и распределения ресурсной базы с целью предотвращения необратимых последствий современных угроз для региона. В условиях санкционных ограничений и ресурсных барьеров, инициируемых недружественными странами, показатели экономической безопасности субъекта РФ формируются в соответствии с динамикой изменений угроз, оказывающих влияние на экономическую стабильность страны и ее отдельных регионов. Согласно статье 30 Федерального закона № 248-ФЗ, оценка эффективности деятельности контрольных органов исполнительной власти осуществляется посредством системы показателей результативности мер государственного и муниципального контроля, направленных на сохранение ресурсной базы региона. В рамках данной системы можно выделить:
- ключевые показатели видов контроля, отражающие уровень и потенциал минимизации ущерба охраняемым ресурсам региона, а также затраты на снижение рисков в соответствующей сфере социально-экономической деятельности субъекта РФ;
- индикативные показатели, применяемые для мониторинга контрольной деятельности, анализа ее эффективности, выявления потенциальных проблем и установления их причин.
Контрольные органы исполнительной власти ежегодно подготавливают доклады, в ко-
торых анализируется достигнутый уровень ключевых и индикативных показателей по реализуемым видам контроля. Эти сведения служат основой для обеспечения высокого уровня экономической безопасности и сохранения ресурсного потенциала региона.
В данных условиях оценка уровня экономической безопасности может осуществляться как качественными, так и количественными показателями, в зависимости от аспектов формирования и использования ресурсной базы региона. Наибольший эффект достигается при комплексном применении обоих методов. Корректная оценка системы обеспечения экономической безопасности региона контрольными органами исполнительной власти способствует повышению эффективности соответствующих контрольных мероприятий, что, в свою очередь, способствует развитию экономической системы и укреплению ресурсного потенциала региона [12].
С учетом изложенного, ключевыми характеристиками показателей системы обеспечения экономической безопасности региона, контролируемыми исполнительными органами власти субъекта РФ, являются:
- количественное выражение всех выявленных угроз экономической безопасности и ресурсной базы субъекта РФ;
- полное соответствие социально-экономической специфике региона;
- динамическое преобразование показателей в среднесрочной и долгосрочной перспективе с учетом изменения состава угроз (исчезновение одних, изменение интенсивности других, появление новых);
- сопоставимость оценочных показателей, обеспечивающая их связь с ранее опре -деленными составляющими ресурсной базы региона.
- современная научная литература выделяет следующие критерии оценки системы экономической безопасности контрольными органами исполнительной власти субъекта РФ:
- способность экономики и ресурсной базы региона функционировать в режиме расширенного воспроизводства;
- уровень зависимости экономики субъекта РФ от внешних финансово-инвестиционных источников, импорта продукции и продовольствия, производство которых может быть обеспечено внутри региона;
- достаточность стратегических ресурсов и эффективность мониторинга их использования контрольными органами исполнительной власти [1];
- социально-экономическая стабильность субъекта РФ, включая уровни дифференциации доходов населения и безработицы;
- доступность образования, культуры, медицинских и социальных услуг, пассажирского транспорта, связи, а также качество жилья и коммунальных услуг;
- поддержка научного потенциала в регионе;
- эффективность действий органов регионального управления в обеспечении единого социально-экономического пространства с учетом интересов участников экономики региона [7];
- качество государственного регулирования социально-экономических процессов в регионе, обеспечивающего устойчивость хозяйственной деятельности при заданном уровне ресурсной базы.
В данном аспекте учет представленных характеристик и критериев позволяет зафиксировать в научной литературе показатели оценки системы обеспечения экономической безопасности региона контрольными органами исполнительной власти субъекта РФ, а также интегральный показатель экономической безопасности региона с точки зрения эффективности формирования и использования его ресурсной базы.
Также необходимо отметить, учет данных характеристик и критериев предусматривает комплексный анализ влияния различных факторов на социально-экономическое развитие субъекта РФ и его ресурсную базу. Эти факторы включают рыночные, нерыночные и ключевые социальные параметры. В научной литературе выбор конкретных показателей оценки определяется спецификой формирования и использования ресурсной базы региона, влияющей на уровень его экономической безопасности. Факторы, влияющие на экономическую безопасность, можно разделить на три основные группы. Первая включает рыночные факторы, связанные с процессами производства и потребления продукции и услуг. Вторая группа охватывает показатели, не оказывающие прямого влияния на рыночные процессы. Третья категория объединяет социальные аспекты, отражаю-
щие качество жизни населения и эффективность распределения ресурсной базы субъекта РФ [11]. Структура показателей оценки экономической безопасности региона, используемая контрольными органами исполнительной власти субъекта РФ, согласно научным исследованиям, включает:
1. Рыночные факторы:
- численность занятых в региональной экономике;
- затраты на технологические инновации на душу населения;
- объем инвестиций в основной капитал на одного жителя;
- стоимость основных производственных фондов на душу населения;
- профицит/дефицит консолидированного бюджета региона в расчете на одного жителя;
- доля сельскохозяйственных земель, задействованных в производстве продовольствия.
2. Нерыночные факторы:
- численность государственных служащих относительно населения;
- объем налоговых поступлений на душу населения;
- объем прямых иностранных инвестиций.
3. Социальные факторы:
- доля населения с доходом ниже прожиточного минимума;
- количество экономических преступлений на 10 тысяч населения;
- уровень безработицы;
- средний размер пенсий в регионе.
На основе указанных показателей формируются пороговые значения интегрального индикатора экономической безопасности субъекта РФ. Важно учитывать динамику изменений данных показателей и сопоставлять их с установленными пороговыми значениями. Несоблюдение таких предельных параметров может препятствовать нормальному функционированию воспроизводственных процессов региона, вызывая негативные тенденции в развитии его ресурсной базы.
В этой связи предлагаются авторские показатели для оценки уровня экономической безопасности региона контрольными органами исполнительной власти субъекта РФ. Эти показатели разработаны с учетом положений Постановления Правительства РФ от 17.08.2016 № 806 (в ред. от 28.09.2022) «О
применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ». В документе, содержатся «Правила отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объ-
Ниже представлены показатели оценки уровня экономической безопасности региона, осуществляемой контрольными органами исполнительной власти субъекта РФ в зависимости от категории риска. Использование рисков как ключевого параметра оценки обусловлено различием природы ресурсов и соответствующих им единиц измерения. Авторские показатели минимизации риска неэффективного использования ресурсов позволяют не только определить вклад контрольных органов, но и координировать их деятельность в целях обеспечения экономической безопасности региона. Применение рисков способствует унификации параметров и их приведению к единой системе измерения.
Экономическая безопасность по нму ресурсу равна
Эi = 1 - [^ +Bi + С +Di) :4] где Аi - оценка категории риска достаточности наличия ^го ресурса;
Bi - оценка категории риска степени доступности ^го ресурса;
& - оценка категории риска качества ^го ресурса;
ектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности».
В таблице 1 приведены категории риска и классы (категории) опасности, которые применяются для анализа процессов формирования и использования ресурсной базы субъекта РФ.
Di - оценка категории риска эффективности использования нго ресурса.
Оценка производится в отношении таких ресурсов как: минерально-сырьевые, кадровые, финансово-инвестиционные, инновационные, энергетические, транспортные, информационные, экологические ресурсы, влияющие на формирование ресурсной базы субъекта РФ в целом.
Риски выражаются через вероятности и измеряются по шкале [0,1]. Под риском достаточности наличия ^го ресурса понимается вероятность отсутствия достаточного количества ресурса для решения задач социально-экономического развития региона вообще, и, в частности задач, соответствующих отраслевой специфики ресурсов; под риском степени доступности нго ресурса понимается вероятность отсутствия доступности ресурса для решения задач социально-экономического развития региона вообще, и, в частности задач, соответствующих отраслевой специфики ресурсов; под риском качества нго ресурса понимается вероятность отсутствия качества ресурса для решения задач социально-экономического развития
Таблица 1 - Категории риска и классы (категории) опасности, необходимые для структуризации показателей оценки уровня экономической безопасности региона
Категории риска Классы (категории) опасности Особенности проведения плановых проверок
для федерального государственного контроля (надзора) для регионального государственного контроля (надзора) 1
Чрезвычайно высокий риск 1 класс плановая проверка проводится 1 раз в период, установленный положением о виде федерального государственного контроля (надзора)или положением о лицензировании конкретного вида деятельности плановая проверка проводится 1 раз в год
Высокий риск 2 класс плановая проверка проводится 1 раз в 2 года
Значительный риск 3 класс плановая проверка проводится 1 раз в 3 года
Средний риск 4 класс плановая проверка проводится не чаще 1 раза в период, установленный положением о виде федерального го -сударственного контроля (надзора) или положением о лицензировании конкретного вида деятельности плановая проверка проводится не чаще 1 раза в 4 года и не реже 1 раза в 5 лет
Умеренный риск 5 класс плановая проверка проводится не чаще 1 раза в 6 лет и не реже 1 раза в 8 лет
Низкий риск 6 класс плановые проверки не проводятся
региона вообще, и, в частности задач, соответствующих отраслевой специфики ресурсов; под риском эффективности использования нго ресурса понимается вероятность отсутствия эффективности использования ресурса для решения задач социально-экономического развития региона вообще и в частности задач, соответствующих отраслевой специфики ресурсов.
Оценки категории риска экспертами был приняты такие. Чрезвычайно высокий риск -1; Высокий риск - 0,8; Значительный риск -0,6; Средний риск - 0,4; Умеренный риск -0,2; Низкий риск - 0,1.
Формула показывает, что чем больше риск по четырем показателям, тем меньше экономическая безопасность, и наоборот. Если все показатели характеризуют чрезвычайно высокий риск равный 1, то экономическая безопасность равна 0.
Интервалы позитивных значений Эi такие [0,8;1,0].
Экономическая безопасность по всем рассматриваемым ресурсам равна
Э = 1 - +Bi + С +Di) :4]
Интервалы позитивных значений Э такие [0,8;1,0].
Значения показателей Аi , Bi , О и Di определяются методом экспертной оценки. В качестве экспертов выступают компетентные специалисты в области ресурсного обеспечения отдельных их ресурсов. При этом проводится согласование мнений экспертов по алгоритмам, описанным в работах [2].
В заключение необходимо отметить, что на основе проведенного анализа существующих методов оценки экономической безопасности региона, включая деятельность контрольных органов исполнительной власти субъекта РФ, а также сопутствующих методик оценки системы экономической безопасности региона, авторский метод оценки уровня экономической безопасности региона, осуществляемой контрольными органами исполнительной власти субъекта РФ в зависимости от категории риска имеет возможность стать достаточно эффективным и часто применяемым контрольными органами исполнительной власти, что в свою очередь даст положительную динамику в совершенствовании системы экономической безопасности.
Список источников
1. Ахмадишин Л. Р. Соотношение государственной экономической безопасности и экономической безопасности регионов России // Экономика и предприни -мательство. 2023. № 12(161). С. 116-119.
2. Бешелев С. Д., Гурвич Ф. Г Экспертные оценки. М.: Наука, 1973.
3. Буянова М. Э. Концептуальные основы формирования механизма регулирования рисков // Совершенствование информационно-аналитического обеспечения современных систем управления. Волгоград: Консалтинговое агентство, 2013. С. 131-144.
4. Долганова Я. А. Оценка и прогнозирование индикаторов обеспечения экономической безопасности регионов (на примере Приволжского Федерального Округа): автореф. дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05. М., 2020. 30 с.
5. Курепина Н. Л., Намруева Л. В. Методологические подходы к оценке экономической безопасности регионов // Вестник Южно-Российского государственного технического университета (НПИ). Серия: Социально-экономические науки. 2019. № 4. С. 84-90.
6. Муравьева А. Д., Матвеев В. В. Оценка уровня экономической безопасности региона методом интегральных оценок на примере республики Коми // Здоровье - основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. 2021. Т. 16, № 4. С. 1593-1601.
7. Ожогин С. Д. Финансово-экономическая безопасность региона как основа национальной безопасности государства // Вестник Ульяновского государственного технического университета. 2023. № 3(103). С. 58-61.
8. Орцханова М. А., Китиева М. И., Полонкоева Ф. Я. Оценка экономической безопасности - как доминантный фактор в обеспечении безопасности экономики региона // Заметки ученого. 2020. № 10. С. 408-411.
9. Петренко И. Н. Особенности обеспечения безопасности экономического пространства национальной экономики на макро- и микроуровнях: автореф. дис. ... док. экон. наук : 08.00.01. М., 2004. 47 с.
10. Сенчагов В. К., Митяков С. Н. Оценка кризисов в экономике с использованием краткосрочных индикаторов и средних индексов экономической безопасности России // Проблемы прогнозирования. 2016. № 2 (155). С. 44-58.
11. Харламова А. Ю. Стратегические аспекты экономической безопасности: учебное пособие. Челябинск: ЮУрГУ, 2021. 80 с.
12. Яроцкая Е. В. Экономическая безопасность региона в системе национальной безопасности // Социально-экономическое развитие региона: опыт, проблемы, инновации: сборник научных статей по материалам докладов и сообщений X Международной научно-практической конференции, Смоленск, 08 июня 2023 года. Смоленск: Российский экономический университет имени ГВ. Плеханова, 2023. С. 178-185.
References
1. Akhmadishin L. R. Correlation of state economic security and economic security of Russian regions. Economics and entrepreneurship. 2023. No. 12(161). Рр. 116-119.
2. Beshelev S. D., Gurvich F. G. Expert assessments. Moscow: Nauka, 1973.
3. Buyanova M. E. Conceptual foundations for the formation of a risk management mechanism. Improving information and analytical support for modern management systems. Volgograd: Consulting Agency, 2013. Pp. 131144.
4. Dolganova Ya. A. Assessment and forecasting of indicators for ensuring economic security of regions (on the example of the Volga Federal District): abstract of the dissertation ... Candidate of Economic Sciences: 08.00.05. Moscow, 2020. 30 p.
5. Kurepina N. L., Namrueva L. V. Methodological approaches to assessing the economic security of regions. Bulletin of the South Russian State Technical University (NPI). Series: Socio-economic sciences. 2019. No. 4. Pp. 84-90.
6. Muravyeva A.D., Matveev V. V. Assessment of the level of economic security of the region by the method of integral assessments on the example of the Komi Republic. Health is the basis of human potential: problems and solutions. 2021. Vol. 16, No. 4. Pp. 1593-1601.
7. Ozhogin S. D. Financial and economic security of the region as the basis of national security of the state. Bulletin of the Ulyanovsk State Technical University. 2023. No. 3(103). Pp. 58-61.
8. Ortskanova M. A., Kitieva M. I., Polonkoeva F. Ya. Assessment of economic security as a dominant factor in ensuring the security of the region's economy. 2020. No. 10. Pp. 408-411.
9. Petrenko I. N. Features of ensuring the security of the economic space of the national economy at the macro and micro levels: abstract of the dissertation. ...the dock. Economics : 08.00.01. Moscow, 2004. 47 p.
10. Senchagov V. K., Mityakov S. N. Assessment of economic crises using short-term indicators and average indices of economic security of Russia. Problems of forecasting. 2016. No. 2 (155). Pp. 44-58.
11. Kharlamova A. Y. Strategic aspects of economic security: a textbook. Chelyabinsk: SUSU, 2021. 80 p.
12. Yarotskaya E. V. Economic security of the region in the national security system. Socio-economic development of the region: experience, problems, innovations: collection of scientific articles based on reports and reports of the X International Scientific and Practical Conference, Smolensk, June 08, 2023. Smolensk: Plekhanov Russian University of Economics, 2023. Pp. 178-185.