Научная статья на тему 'Исследование особенностей личности сотрудников ОВД, выполнявших профессиональную деятельность в условиях реальной витальной угрозы'

Исследование особенностей личности сотрудников ОВД, выполнявших профессиональную деятельность в условиях реальной витальной угрозы Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
496
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Андреева И. А., Пажильцев И. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование особенностей личности сотрудников ОВД, выполнявших профессиональную деятельность в условиях реальной витальной угрозы»

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (31) 2006

Психология, педагогика

И.А. Андреева*, И.В. Пажильцев**

Исследование особенностей личности сотрудников ОВД, выполнявших профессиональную деятельность в условиях реальной витальной угрозы

В настоящее время в современном обществе сохраняется высокая вероятность столкновения человека с реальной витальной угрозой. Настоящей социальной катастрофой является деятельность террористических организаций и возникновение локальных военных конфликтов. Известно, что воздействие факторов реальной витальной угрозы не проходит для человека бесследно. Участники военных действий нуждаются не только в медицинской, но и в психологической помощи. Очевидно, необходимо учитывать те изменения, которые происходят в личности и поведении пострадавших, т.к. именно они обусловливают трудности социальной реадаптации комбатантов.

Особую актуальность данная проблема приобретает в отношении сотрудников правоохранительных органов, которые по долгу службы выполняют свои профессиональные обязанности в условиях реальной витальной угрозы. Нахождение в условиях зоны боевых действий оказывает мощное психотравмирующее воздействие. По имеющимся в настоящее время данным, около 45% комбатантов обладают признаками РТ8Б-синдрома, 60% всех тяжких преступлений приходится на долю лиц, являющихся ветеранами вооруженных конфликтов.

Цель данной работы заключалась в исследовании психологических особенностей личности и поведения сотрудников правоохранительных органов с опытом служебно-боевой деятельности.

Объект исследования - сотрудники правоохранительных органов в количестве 147 человек (экспериментальная группа) и 50 человек - контрольная. В экспериментальную группу вошли 32 сотрудника отряда специального назначения «Тайфун», 17 командиров ОМОН, 98 сотрудников ОВД с опытом служебно-боевой деятельности. Контрольную группу составили сотрудники ОВД, не имевшие такого опыта.

Предмет исследования - психологические особенности личности и поведения сотрудников правоохранительных органов.

Гипотеза исследования заключается в том, что существуют определенные особенности личности и поведения сотрудников ОВД, обусловливающие трудности их реадаптации к условиям мирной жизни после выполнения профессиональной деятельности на территории Чеченской республики.

* Кандидат психологических наук, доцент.

** Соискатель Санкт-Петербургского Университета МВД России.

Методы исследования. В работе были использованы теоретические и эмпирические методы исследования. В качестве теоретических методов выступал анализ литературы по проблеме посттравматических стрессовых расстройств. В качестве эмпирических методов были использованы:

1. Многоуровневый личностный опросник А.Т. Маклакова (МЛО).

2. Опросник «Модели и стратегии преодолевающего поведения» Хобфолла.

3. Опросник Шмишека.

4. Опросник «Уровень субъективного контроля» (шкала Роттера).

5. Опросник Кетелла.

6. Методика Т.А. Немчина «Уровень нервно-психического напряжения».

Полученные результаты эмпирического исследования позволили сделать следующие выводы.

1. Сотрудники ОВД с опытом служебно-боевой деятельности (экспериментальная группа)

< характеризуются более низким по сравнению с контрольной группой уровнем личностного

адаптационного потенциала (р < 0.01), меньшей способностью к произвольной регуляции поведения (р 0.05) и более низким коммуникативным потенциалом (р < 0.05) при высокой моральной нормативности поведения. В связи с этим представители экспериментальной группы имеют более низкий уровень нервно-психической устойчивости и в меньшей степени способны произвольно регулировать свое поведение, что может проявляться в импульсивных реакциях, а также в агрессивности, что равно можно расценивать как проявление дезадаптации. Кроме того, сотрудники правоохранительных органов с опытом служебно-боевой деятельности составили группу «удовлетворительной адаптации», причем на фоне их невысокой эмоциональной устойчивости процесс социальной адаптации усложнен и велика вероятность асоциальных срывов, агрессивности, конфликтно сти.

2. По моделям и стратегиям преодолевающего поведения в экспериментальной и контрольной группах значимые различия обнаружены в отношении таких моделей преодолевающего поведения, как вступление в социальный контакт (р 0,001), осторожные действия (р < 0,001), импульсивные действия (р 0,05), манипулятивные действия (р < 0,001), асоциальные действия (р < 0,001), агрессивные действия ( р 0,001), что свидетельствует о том, что сотрудникам ОВД с опытом с лужебно-боевой деятельности в большей степени, свойственны следующие модели поведения: импульсивные, агрессивные и асоциальные действия. В то же время они отличаются меньшей

< осторожностью, манипулятивными действиями и вступлением в социальный контакт. Такие

особенности поведения, на наш взгляд, серьезным образом затрудняют процесс реадаптации к условиям мирной жизни и создают множество конфликтных ситуаций, в которых сотрудники ОВД действуют в соответствии с имеющимися ведущими поведенческими стереотипами. Все это подтверждает необходимость проведения обязательных психокоррекционных мероприятий для данного контингента, при этом они должны быть по возможности краткосрочными и давать стойкий терапевтический эффект. Конструктивные модели и стратегии преодоления имеют большое количество значимых корреляционных связей с большинством исследованных показателей. Так, ассертивная модель поведения положительно связана с произвольной регуляцией поведения, личностным адаптационным потенциалом, всеми показателями интернальности. Таким образом, чем выше адаптационный потенциал человека, тем в большей степени ему присущ ассертивный тип преодоления. С личностными факторами О (подверженность чувствам - нормативность поведения), I ( жесткость - чувствительность), N (прямолинейность - дипломатичность), Q2 (конформизм -нонконформизм) обнаружены положительные связи, а с факторами Q4 (расслабленность -напряженность), Ь (доверчивость - подозрительность), О (уверенность в себе - тревожность) -отрицательные связи. Ассертивность поведения сотрудников ОВД с опытом служебно-боевой деятельности обусловливают такие их личностные качества, как нормативность поведения, чувствительность, дипломатичность, нонконформизм, уверенность в себе.

3. Группу сотрудников ОВД с опытом служебно-боевой деятельности отличает меньшая общая интернальность (р ? 0,001), интернальность в области достижений (р ? 0,05), в области семейных отношений (р ? 0,001), в области межличностных отношений (р ? 0,05) и в отношении здоровья и болезни (р ? 0,05). Это проявляется в том, что они в меньшей степени видят связь между значимыми событиями и их собственными действиями и чаще полагают, что большинство событий является результатом случая или действий других людей. Сотрудники с опытом служебно-боевой деятельности чаще приписывают свои успехи и достижения в работе внешним обстоятельствам - везению, счастливой судьбе или помощи других людей. Сотрудники ОВД со служебно-боевым опытом в меньшей степени считают себя в силах контролировать свои формальные и неформальные отношения с другими людьми, вызывать к себе уважение и симпатию, общая интернальность и ее составляющие имеют большое количество значимых корреляционных связей. Общая интернальность положительно

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (31) 2006

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (31) 2006

Психология, педагогика

коррелирует с личностным адаптационным потенциалом и его оставляющими, всеми конструктивными моделями поведения, отрицательно коррелирует с неконструктивными моделями - импульсивностью и агрессивностью, положительно - с личностными факторами А (замкнутость - общительность), С (эмоциональная уравновешенность - неуравновешенность), О (подверженность чувствам -нормативность поведения), I (жесткость - чувствительность), М (прямолинейность -дипломатичность) и отрицательно - с факторами Ь (доверчивость - подозрительность), О (уверенность в себе - тревожность), Q4 (расслабленность - напряженность).

4. Максимальное значение нервно-психического напряжения в экспериментальной группе составило 65.078 балла, а в контрольной группе - 57.558 балла. Таким образом, в экспериментальной группе прослеживается явная тенденция к увеличению нервно-психического напряжения. Нервнопсихическая неустойчивость отрицательно коррелирует с личностным адаптационным потенциалом и всеми его составляющими, с конструктивными моделями поведения и положительно связана с импульсивными действиями, асоциальными и агрессивными моделями поведения. Со всеми факторами интернальности нервно-психическая неустойчивость имеет отрицательные значимые корреляционные связи. Нервно-психическая неустойчивость положительно коррелирует с личностными факторами Е (подчиненность - доминантность), Б (сдержанность - экспрессивность), Ь (доверчивость - подозрительность) I (жесткость - чувствительность), Q4 (расслабленность -напряженность) и отрицательно коррелирует с факторами А (замкнутость - общительность), С (эмоциональная неустойчивость - устойчивость), О (подверженность чувствам - нормативность поведения), I (жесткость - чувствительность), М (практичность - развитое воображение), N (прямолинейность - дипломатичность), Q2 (конформизм - нонконформизм), Q3 (низкий самоконтроль - высокий самоконтроль).

5. Группа сотрудников ОВД с опытом служебно-боевой деятельности отличается от представителей контрольной группы следующими особенностями: меньшей общительностью, обособленностью, подозрительностью, безучастностью, некоторой ригидностью и излишней строгостью в оценке окружающих людей (фактор А), некоторой раздражительностью, склонностью к лабильности настроения, подверженностью чувствам, элементами депрессивности и тревожности (фактор С), импульсивностью с элементами беспечности, верой в удачу (фактор Б), склонностью к непостоянству, подверженностью влияния случая и обстоятельств (фактор О), мужественностью, самоуверенностью, практичностью, жесткостью и суровостью, некоторой черствостью по отношению к окружающим (фактор I), подозрительностью и эгоцентричностью, ощущением недооцененности, напряженностью и тревожностью (фактор Ь), прямолинейностью и непосредственностью поведения, недостатком гибкости поведения, нечувствительностью к нюансам общения и изменениям ситуации (фактор ЭД, тревожностью, внутренней напряженностью и депрессивностью (фактор О).

6. В экспериментальной группе первое ранговое место занимает застревающий тип акцентуаций, затем - возбудимый, дистимный и тревожный. Замыкает первую пятерку типов акцентуаций циклотимический тип. В контрольной группе первое ранговое место занимает отсутствие акцентуаций, далее следуют застревающий, дистимный, эмотивный и гипертимный типы. Группа сотрудников ОВД с опытом служебно-боевой деятельности отличается застреванием аффекта, устойчивостью и длительностью эмоционального отклика, обидчивостью, повышенной тревожностью, беспокойством по поводу возможных неудач, настороженностью при контактах, неустойчивостью настроения, импульсивностью поведения, низкой терпимостью в области социального взаимодействия.

Застревающий тип связан отрицательно с копинг-стратегией «ассертивные действия» и положительно с агрессивными действиями, отрицательно с интернальностью в области здоровья, фактором С (эмоциональная неустойчивость - устойчивость), I (жесткость - чувствительность), М (практичность - развитое воображение), N (прямолинейность - дипломатичность) и отрицательно -с факторами Б (сдержанность - экспресивность) и Н (робость - смелость).

Застревающий тип личности характеризуется неустойчивостью поведения, именно поэтому для него, судя о результатам корреляционного анализа, нехарактерна ассертивная копиг-стратегия и вполне допустима агрессивная копинг-стратегия.

В личностных особенностях для сотрудников ОВД с опытом служебно-боевой деятельности, у которых выявлен застревающий тип акцентуации, отмечаются эмоциональная неустойчивость, жесткость, практичность, прямолинейность, озабоченность, постоянное ощущение груза проблем и забот, беспокойство, осторожность, трудности в установлении контактов, сдержанность в проявлении чувств.

Возбудимый тип акцентуации отрицательно коррелирует с коммуникативным потенциалом личности, с копинг-стратегией «вступление в социальный контакт», всеми составляющими

интернальности, следующими личностными факторами: С (эмоциональная неустойчивость -устойчивость), О (подверженность чувствам - нормативность поведения), I (жесткость -чувствительность), N (прямолинейность - дипломатичность), Q2 (конформизм - нонконформизм), Q3 (низкий самоконтроль - высокий самоконтроль). Обнаружены положительные корреляционные связи возбудимого типа акцентуации характера с копинг-стратегиями «импульсивные, асоциальные и агрессивные действия», с нервно-психической неустойчивостью и факторами Е (подчиненность

- доминантность) и Ь (доверчивость - подозрительность). Возбудимый тип акцентуации характера отличает бессознательный перенос собственного состояния вовне, из-за чего трудно предугадать поведение акцентуанта. Подтверждение этому мы находим в результатах корреляционного анализа. Возбудимый тип акцентуации, обнаруженный у сотрудников ОВД с опытом служебно-боевой деятельности, характеризуется низкой коммуникативной компетентностью, низким уровнем интернальности, эмоциональной неустойчивостью, подверженностью чувствам, грубостью, бестактностью, недостатком гибкости в поведении, склонностью к конфликтам, нечувствительностью к нюансам общения и изменениям ситуации, зависимостью поведения от групповых ценностей и норм, низким самоконтролем, а также импульсивными, асоциальными и агрессивными копингами поведения.

Дистимный тип акцентуации характера в исследованной группе обнаруживает отрицательные корреляционные связи с большинством показателей. К их числу относятся: произвольная регуляция поведения, коммуникативный потенциал, личностный адаптационный потенциал, все конструктивные копинг-стратегии (ассертивные действия, вступление в социальный контакт, поиск социальной поддержки), интернальность по всем исследованным показателям, нервно-психическая неустойчивость и следующие личностные факторы: А (замкнутость - общительность), С (эмоциональная неустойчивость - устойчивость), О (подверженность чувствам - нормативность поведения), Н (робость - смелость), I (жесткость

- чувствительность), N (прямолинейность - дипломатичность), Q2 (конформизм -нонконформизм), Q3 (низкий самоконтроль - высокий самоконтроль).

В то же время дистимность положительно коррелирует с неконструктивными копинг-стратегиями «импульсивность», «асоциальные и агрессивные действия», а также с нервнопсихической неустойчивостью, личностными факторами Ь (доверчивость - подозрительность), О (уверенность в себе - тревожность), Q4 (расслабленность - напряженность).

Дистимному типу акцентуаций сотрудников ОВД с опытом служебно-боевой деятельности свойственны следующие особенности личности и поведения: пассивность, инертность, низкий личностный адаптационный потенциал, неспособность к использованию конструктивных копинг-стратегий, предпочтение в копингах отдается импульсивным, асоциальным и агрессивным действиям. В личностных особенностях дистимов отмечается низкая интернальность, высокая нервнопсихическая неустойчивость, замкнутость, эмоциональная неустойчивость, подверженность чувствам, робость, низкий самоконтроль, подозрительность и тревожность.

Тревожный тип акцентуации характера отрицательно коррелирует с произвольной регуляцией поведения, конструктивными копинг-стратегиями, всеми составляющими интернальность, с личностным фактором А (замкнутость - общительность). Обнаружены положительные корреляционные связи тревожного типа с моделями преодолевающего поведения «избегание» и «асоциальные действия», с нервно-психической неустойчивостью, с личностными факторами О (уверенность в себе - тревожность) и Q4 (расслабленность - напряженность). Таким образом, сотрудников ОВД с опытом служебно-боевой деятельности характеризуют: низкая способность брать ответственность на себя, низкая произвольная регуляция поведения, замкнутость, напряженность, тревожность, неконструктивные модели преодолевающего поведения -«избегание» и «асоциальные действия».

Циклотимический тип положительно связан с импульсивными действиями, асоциальной и агрессивной моделями преодолевающего поведения, нервно-психической неустойчивостью, факторами Ь (доверчивость - подозрительность) и О (уверенность в себе - тревожность). Сотрудников ОВД с опытом служебно-боевой деятельности, с циклотимической акцентуацией характера, отличают импульсивность, нервно-психическая неустойчивость, тревожность, подозрительность, низкая интернальность, эмоциональная неустойчивость, низкий самоконтроль, подверженность чувствам.

7. Перенесенные психотравмирующие обстоятельства длительное время отражаются не только на состоянии здоровья сотрудников правоохранительных органов, но и на дальнейшем развитии их личности. Последствия боевой психической травмы, как и любой другой витальной угрозы, могут внезапно проявляться на фоне общего благополучия даже спустя длительное время. С прекращением

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (31) 2006

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (31) 2006

Психология, педагогика

воздействия на человека стрессогенных факторов в большинстве случаев не происходит нормализации психофизиологического состояния сотрудников ОВД с опытом служебно-боевой деятельности. Симптомы боевого стресса более чем в 40-80% случаев трансформируются в ПТСР и могут продолжаться многие годы. Это предполагает совершенствование системы раннего явления лиц с ПТСР и оказания им квалифицированной психологической помощи.

8. Среди свойств личности, обуславливающих вероятность возникновения стресса, ведущее место занимают тревожность, низкая фрустрационная толерантность, низкая эмоциональная устойчивость, высокая сензитивность. Тревога, неадекватные ситуации приводят к перенапряжению регуляторных механизмов и нарушению поведенческой интеграции. Неадекватные формы психологической защиты приводят к соматизации тревоги или окончательному срыву адаптации.

В.И. Безрядин*

Значение региональных учебных центров и институтов повышения квалификации при обучении молодых специалистов органов прокуратуры

Как известно, учебные центры занимают особое место в системе повышения квалификации кадров различных ведомств, в т.ч. и в органах прокуратуры. В прокуратуре Российской Федерации создана сеть региональных учебных центров. В настоящее время они организованно и действуют в Белгороде, Екатеринбурге, Иркутске, Твери и Владивостоке. Региональные учебные центры действуют на основе типового положения, утвержденного Генеральной прокуратурой РФ в 1994 г.

Региональные учебные заведения по своему назначению занимают среднее звено в единой системе непрерывного повышения квалификации прокурорско-следственных кадров. Здесь принципиально важно определить их место и соотношение между уровнем повышения квалификации кадров на местах и институтов повышения квалификации. Образно говоря, данные учебные центры должны занять свое «место под солнцем» и доказать право на существование как самостоятельное звено в единой системе. Это, на наш взгляд, должно исходить из задач, поставленных перед каждой формой обучения, что поможет в определенной степени избежать дублирования и параллелизма в учебном процессе, повысить результативность занятий.

В этих центрах наряду с другими прокурорскими работниками проходят обучение молодые специалисты, имеющие определенные практические навыки и умения. Главная цель этой формы обучения малоопытных работников заключается в том, чтобы мобильно, экономично и в короткие сроки обеспечить углубленное обучение текущего законодательства, нормативных актов, научных и методических рекомендаций, положительного опыта, отдельных вопросов прокурорско-следственной практики, вызывающих затруднения в повседневной работе, определить пути эффективного решения новых задач органов прокуратуры.

В региональных учебных центрах со сроком обучения до трех недель начинающие прокурорско-следственные работники по специальным программам повышают свою квалификацию. Приоритетное место на занятиях отдается активным формам и методам обучения, в частности деловым играм, разбору конкретных ситуаций, «круглым столам» и т.п.

Большая методическая помощь учебным центрам оказывается институтами повышения квалификации Генеральной прокуратуры РФ.

При помощи институтов повышения квалификации в учебных центрах разрабатываются учебные программы и планы по соответствующим профилям прокурорских работников, издаются пособия, учебные уголовные дела и т.п.

Одной из важных задач в деятельности учебных центров является формирование преподавательского состава. К проведению занятий со слушателями, на наш взгляд, должны привлекаться:

* Профессор кафедры уголовного процесса Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат юридических наук, старший советник юстиции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.