иКЬ: docs/nwfa/method/05_qualt/keycomp.doc (дата обращения: 2.05.2012).
4 Аграрова Е. А. Акмеологические детерминанты развития исследовательской компетентности судьи : дис. ... канд. психол. наук. М., 2010. 187 с. ; Бабичев И. В. Акмеологические факторы развития профессионально важных качеств оперативных сотрудников правоохранительных органов : дис. . канд. психол. наук. М., 2011. 161 с.
5 Гальперин П. Я. Указ. соч. 400 с.
6 Леонтьев А.Н. Указ. соч. 352 с.
7 Семенов И. Н. Методологические проблемы системного изучения организации мыслительной деятельности // Системные исследования: Методологические проблемы. Ежегодник. М., 1982. С. 301-319.
8 Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб., 1999. С. 324-328 ; Давыдов В. В. Виды обобщения в обучении:
Логико-психологические проблемы построения учебных предметов. М., 2000. 480 с.
9 Балл Г. А. Теория учебных задач: Психолого-педагоги-ческий аспект. М., 1990. 184 с. ; Человек и вычислительная техника / под общ. ред. В. М. Глушкова. Киев, 1971. 294 с. ; Эсау-ловА. Ф. Проблемы задач в науке и технике. Л., 1979. 200 с.
10 Гальперин П. Я. Указ. соч. С. 195.
11 Сазанова Н.Г. Учебная физическая задача как средство формирования исследовательской и конструкторской деятельности учащихся: методическое пособие для преподавателей. Омск, 2007. С. 62-65.
12 Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. М., 1989. С. 84-85.
13 Ланкина М. П. Методологические основы подготовки специалистов на физическом факультете классического университета : монография. Омск, 2005. С. 288.
УДК 159.9.07
УСЛОВИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ СОТРУДНИКОВ ОВД
А. Ф. Караваев, Г. И. Левин
В статье рассматривается модель профессионального становления курсанта, включающая сочетания деятельностного, компетентностного и акмеологического подходов и аксиологического, содержательного, технологического, оценочно-результативного компонентов. Профессиональная готовность рассматривается как интегративное понятие.
Ключевые слова: становление, модель, условия, будущие специалисты, развитие, готовность, психолого-педагогическое обеспечение.
Особую значимость для теории и практики профессиональной подготовки имеет проблема разработки организационно-педагогических условий профессионального становления будущих специалистов ОВД. Все большее значение при этом приобретает наличие у будущих специалистов профессионально значимых качеств личности, которые обеспечат им успех в практической деятельности. Актуальными являются не только необходимость изучения организационно-педагогических условий, обеспечивающих формирование профессиональноважных качеств личности будущих специалистов, но и недостаточная разработанность пси-холого-педагогического обеспечения этого процесса.
Цель исследования: обосновать комплекс организационно-педагогических условий, обеспечивающих профессиональное становление и развитие готовности будущих специалистов ОВД.
Под организационно-педагогическими условиями понимается совокупность мер, направленных на улучшение процесса профессиональной подготовки. С учетом этих условий учитывались компоненты модели профессионального становления курсанта, будущего специалиста.
В результате анализа теоретических подходов к решению проблемы профессиональной подготовки специалистов нами разработана модель профессионального становления будущих специалистов ОВД, которая включает
сочетание деятельностного, компетентностного, акмеологического подходов и четыре компонента: аксиологический, содержательный, технологический и оценочнорезультативный.
Деятельностный подход рассматривает профессиональную деятельность как главный источник формирования личности и фактор ее развития. В деятельности курсант приобретает опыт, который, актуализируясь, вызывает развертывание внутренних структур личности и придает тем самым профессиональной деятельности личностный смысл. В целом деятельностный подход предполагает ориентацию на развитие творческого потенциала личности и позволяет учесть индивидуальные и возрастные особенности каждого курсанта, способствует самореализации и личностному росту.
Компетентностный подход является способом достижения нового качества профессиональной готовности, которая в аспекте становления представляет собой соответствие личностных и деятельностных характеристик молодого специалиста требованиям профессии.
Акмеологический подход направлен на результаты профессионального становления специалиста, причем в качестве результата рассматривается не сумма приобретенных будущим сотрудником качеств, а его способность и готовность действовать в различных проблемных ситуациях. Это дает возможность создать условия для проектирования траектории профессионального становления и осуществления своего призвания в процессе самосовершенствования.
Аксиологический компонент раскрывает цель, задачи, теоретико-методологическую основу и принципы профессионального становления курсантов. Его реализация детерминирована совокупностью побудительных сил, намерений, личностных предпочтений, целевых установок и направлена на развитие устойчивой профессиональной мотивации и готовности.
Содержательный компонент формируется в соответствии с нормативно-правовыми документами и включает усвоение целостной системы знаний и умений, построенной на интеграции теоретической и практической профессиональной деятельности.
Технологический компонент раскрывает этапы профессионального становления будущих специалистов — сотрудников органов внутренних дел. На каждом последующем этапе происходит обогащение опыта взаимодействия на базе уже освоенного опыта. Содержательное наполнение каждого этапа составляет систему взаимодействия курсанта с основными компонентами профессиональной подготовки.
Выделяются этапы профессионального становления и развития готовности:
1. Мотивационный. На этом этапе осуществляется формирование у курсантов профессиональной мотивации. Используются учебно-воспитательные ресурсы образовательных программ. Их содержание наполнено знаниями, стимулирующими профессиональное становление, а конструируемые служебные ситуации направлены на мотивирование профессиональной деятельности.
2. Субъектно-деятельностный. Он обеспечивает приобретение курсантами совокупности умений для осуществления профессиональной деятельности на основе собственного накопленного опыта. Важно, чтобы курсанты в организуемой деятельности участвовали активно и творчески, ощущая на себе ответственность, которая подталкивала бы их к дальнейшему самосовершенствованию, профессиональному становлению.
3. Профессионально-творческий. Функцией этого этапа является расширение границ профессионального взаимодействия и обеспечение широкого спектра возможностей для осуществления его на разных уровнях — от внутригруппового и межгруппового до взаимодействия с различными структурными подразделениями
Оценочно-результативный компонент (рефлексивный) включает оценку и самооценку результатов деятельности и содержит критерии и показатели уровня сформированности профессионально важных качеств, предусматривает осуществление курсантами рефлексии, в процессе чего происходит осознание пути своего профессионального становления. Такая информация поможет самостоятельно корректировать свою деятельность, развивать способности к саморегуляции.
Выделенные компоненты этой модели находятся в тесном единстве и взаимодействии, образуя целостную систему профессионального становления сотрудников ОВД. Главная цель построения модели состоит в том, чтобы каждый курсант в процессе целенаправленного педагогического воздействия мог не только получать широкий диапазон профессионально важных знаний, но и реализовывать себя в будущем как профессионал в различных видах деятельности.
Профессиональная направленность процесса подготовки, которая с учетом высокой значимости профессиональной сферы способствует повышению активности курсантов, проявлению ими самостоятельности, позволяет повысить уровень личной ответственности за результаты собственной деятельности и обучить курсантов анализировать и прогнозировать результаты своих действий.
Проведение занятий, направленных на самоопределение и саморазвитие личности, это процесс, который обеспечивается путем интеграции знаний по совершенствованию профессиональной подготовки специалистов, предполагающий изменение целей, содержания обучения и способов формирования профессионально значимых качеств за счет дисциплин психолого-педагогического цикла.
Создание ситуации успеха для всех субъектов профессиональной подготовки предполагает активное использование возможностей профессиональных подразделений кафедр, отделов академии, способствующих формированию установки на престижность, уверенность в собственных силах в части достижений и разрешения неудач, повышение уровня личной ответственности за результаты своей деятельности.
С целью анализа эффективности разработанной нами модели профессионального становления и формирования готовности будущих специалистов проведен эксперимент, который осуществлялся в естественных условиях процесса профессиональной подготовки курсантов 5 курса. Была сформирована экспериментальная группа в количестве 29 чел.
Для контроля за изменениями личностных качеств курсантов использовались следующие методики: многопрофильный личностный опросник МЛО «Адаптив-
Таблица 1
Показатели карьерных ориентаций будущих сотрудников ОВД
Карьерные ориентации До экперимента х + т После эксперимента х + т Р < 0,05
Профессиональная компетентность 6,29 + 0,33 7,65 + 0,31 <
Менеджмент (управление) 6,45 + 0,32 6,60 + 0,40 -
Независимость 6,75 + 0,21 6,51 + 0,35 -
Стабильность места работы 5,93 + 0,23 5,08 + 0,21 <
Стабильность места жительства 6,56 + 0,30 5,43 + 0,32 <
Служение 6,06 + 0,22 7,21 + 0,35 <
Вызов 6,19 + 0,31 6,52 + 0,41 -
Интеграция стилей жизни 5,05 + 0,32 4,34 + 0,32 <
Предпринимательство 5,25 + 0,34 5,06 + 0,30 -
Таблица 2
Показатели стратегий копинг-поведения
Показатели До эксперимента x + m После эксперимента x + m Р< 0,05
Ассертивные действия 20,55 + 0,44 23,82 + 0,50 <
Вступление в социальный контакт 24,10 + 0,35 26,56 + 0,36 <
Поиск социальной поддержки 22,50 + 0,68 23,50 + 0,49 -
Осторожные действия 22,10 + 0,64 24,30 + 0,53 <
Импульсивные действия 16,72 + 0,24 15,12 + 0,64 -
Избегание 16,20 + 0,80 15,40 + 0,65 -
Манипулятивные действия 21,24 + 0,87 19,22 + 0,79 <
Асоциальные действия 20,50 + 0,90 17,55 + 0,88 <
Агрессивные действия 18,42 + 0,99 16,50 + 0,30 <
ность», тесты «Коммуникативные и организаторские способности» (КОС), «Краткий интеллектуальный тест» (КИТ), 16-факторный личностный опросник, опросник терминальных ценностей М. Рокича, опросник уровня субъективного контроля, методика В. В. Бойко, ориентировочная анкета Б. Басса, тест-опросник коммуникативных умений; методика А. В. Карпова и В. В. Пономаревой по измерению уровня рефлексивности.
Оценка сформированности качеств личности, входящих в структуру профессиональной готовности, проводилась вначале и на заключительном этапе экспериментальной работы.
Эксперимент строился в основном на апробации предложенных форм, методов и средств профессионального развития готовности будущих специалистов в ходе профессиональной подготовки. В образовательный процесс были внедрены рекомендации по основам самопознания и самореализации личности. Взаимодействие строилось по принципу развивающей социальной среды.
Анализ результатов карьерных ориентаций будущих специалистов — сотрудников ОВД позволил выявить ведущие ориентации личности (табл. 1).
Выявлены такие карьерные ориентации, как профессиональная компетентность, управление и служение, при этом различия статистически достоверны (р < 0,05). Кроме того, различия были установлены и при исследовании по шкалам теста «Якоря карьеры»: «профессиональная компетентность», «стабильность места работы», «стабильность места жительства», «служение» и «интеграция стилей жизни». Здесь необходимо отметить, что после эксперимента у курсантов были выше показатели шкал «профессиональная компетентность», «служение» и ниже — показатели шкал «стабильность места работы», «стабильность места жительства», «интеграция стилей жизни».
Следовательно, курсанты ориентированы в будущей деятельности на профессиональное развитие и служение, для них нехарактерны ориентации на стабильность места работы и места жительства, они отдают предпочтение одной ценности в жизни.
Для изучения стратегий и моделей копинг-поведения (стресс-преодолевающего поведения) как типов реакций
личности по преодолению стрессовых ситуаций был использован личностный опросник «SACS» (табл. 2).
Различия данных показателей будущих сотрудников в сравниваемых срезах установлены по показателям («ас-сертивные действия», «вступление в социальный контакт», «осторожные действия», «манипулятивные действия», «асоциальные действия» и «агрессивные действия») стратегий копинг-поведения.
Анализ этих данных свидетельствует о том, что до эксперимента курсанты использовали пассивные (осторожные) действия и асоциальные (манипулятивные и асоциальные) действия. После экспериментальной работы будущими молодыми специалистами чаще использовались такие стратегии копинг-поведения, как «вступление в социальный контакт», «поиск социальной поддержки», «осторожные действия» и «ассертивные действия». После эксперимента курсанты отличались большим предпочтением «здоровых» моделей преодоления сложных (стрессогенных) ситуаций. Это выражается в более высоких показателях ассертивности (уверенности) поведения, вступления в социальные контакты, поиска социальной поддержки, осторожных действиях и в более низких показателях агрессивных, манипулятивных и асоциальных действий. Таким образом, по данным теста «SACS» курсанты характеризуются специфическими особенностями копинг-стратегий, что выражается в превалировании манипулятивных, асоциальных и агрессивных действий, при достаточно высокой выраженности ассертивных действий, а также стратегий «поиск социальной поддержки» и «вступление в социальный контакт».
Сравнительный анализ психологических особенностей будущих сотрудников по данным тестов МЛО, КОС, КОТ приведен в табл. 3.
До экспериментальной работы у курсантов наблюдался низкий уровень личностного адаптационного потенциала, что характеризует низкие адаптационные способности их личности, эмоциональную неустойчивость, высокую вероятность проявления агрессивности, конфликтности и асоциальных срывов.
Однако после экспериментальной работы в группе отмечен более высокий уровень как поведенческой регуляции, так и нервно-психической устойчивости, высокая адек-
Таблица 3
Показатели психологических особенностей будущих сотрудников по данным тестов МЛО, КОС, КИТ
Показатели До эксперимента х + т После эксперимента х + т Р < 0,05
Тест КОС
КОС — коммуникативные способности 14,87 + 1,83 17,83 + 0,90 -
ОС — организаторские способности 13,50 + 1,32 18,44 + 1,16 0,05
Тест КИТ: интегральный показатель 19,53 + 0,79 23,63 + 0,77 0,01
Опросник МЛО
ПР — поведенческая регуляция 23,32 + 1,25 13,12 + 1,09 -
КП — коммуникативный потенциал 12,54 + 0,87 10,79 + 0,92 0001
М — морально-нравственная нормативность 10,68 + 0,73 11,27 + 0,66 -
ЛАП - личностный адаптационный потенциал 14,87 + 1,83 32,10 + 1,81 -
ватная самооценка и адекватное восприятие действительности, а также высокий уровень личностного адаптационного потенциала. Это характеризует значительные адаптационные способности их личности, эмоциональную устойчивость, способность легко адаптироваться к новым условиям деятельности, адекватно ориентироваться в сложных ситуациях, быстро вырабатывая стратегию успешного социального поведения. Кроме того, после эксперимента выявлен более высокий уровень коммуникативного потенциала и морально-нравственной нормативности.
Для оценки индивидуальных психологических (характерологических) особенностей было проведено психологическое обследование будущих сотрудников с использованием 16-факторного личностного опросника Кеттелла (табл. 4).
Как видно из таблицы, достоверные различия (Р < 0,05) выявлены по следующим факторам 16 ФЛО: В — интеллект, С — эмоциональная устойчивость, в — моральные качества, Н — смелость, I — жесткость, О — тревожность, Оз — самоконтроль, 04 — напряженность. Это свидетельствует о взаимосвязи индивидуально-психологических качеств с успешностью деятельности курсантов и позволяет сформулировать по данным 16 ФЛО обобщенный психологический портрет участников экспериментальной группы.
Фактор С (эмоциональная устойчивость): до эксперимента курсантам были свойственны такие качества, как переменчивость интересов, раздражительность, утомляемость, невротические симптомы, ипохондрия, склонность к лабильности настроения, подверженность чувствам, низкая толерантность по отношению к фрустрациям. После экспериментальной работы у курсантов выявлены эмоциональная зрелость, выдержка, работоспособность, они реалистически настроены, лучше способны следовать требованиям группы, характеризуются постоянством интересов, у них отсутствует нервное утомление, в крайних случаях могут иметь место эмоциональная ригидность и нечувствительность.
Фактор Н (смелость): курсанты до эксперимента менее уверены в своих силах, предпочитают находиться в тени, отличаются повышенной чувствительностью к уг-
розе. После экспериментальной работы их характеризуют социальная смелость, активность, готовность иметь дело с незнакомыми обстоятельствами и людьми; они склонны к риску, держатся свободно, расторможенно.
Фактор I (жесткость): для экспериментальной группы вначале характерны сила духа, независимость, они полагаются на себя, не терпят бессмысленности. После эксперимента отмечены слабость, зависимость, недостаточная самостоятельность, беспомощность, повышенная чувствительность в этом показателе.
Фактор О (тревожность): до эксперимента курсантам более свойственны тревожность, депрессивность, ранимость, впечатлительность, после проведения эксперимента их отличают безмятежность, спокойствие, хладнокровие, уверенность в себе.
Фактор Q3 (самоконтроль): до эксперимента им свойственны импульсивность, низкий самоконтроль эмоций и поведения, после эксперимента отмечены высокий уровень самоконтроля своих эмоций и поведения.
Фактор Q4 (напряженность): до эксперимента выявлены напряженность, фрустрированность, возбуждение и беспокойство, активная неудовлетворенность осуществлением своих устремлений, состояние фрустрации представляет собой результат повышенной мотивации. После эксперимента характерны расслабленность, вялость, спокойствие, излишняя удовлетворенность и невозмутимость. Кроме того, после эксперимента группа характеризуется такими особенностями личности, как эмоциональная уравновешенность, выдержанность, спокойствие, уверенность в себе, склонность к лидерству, реалистическая настроенность, сохранение постоянства своих планов и привязанностей, положительное осознание требований действительности, устойчивость в стрессе (фактор С). Курсантам свойственны социальная смелость, активность, готовность иметь дело с незнакомыми обстоятельствами и людьми, склонность к риску, свободное, расторможенное поведение (фактор Н). Для них характерны импульсивность, беспечность, веселость, живость, энтузиазм, энергичность, подвижность; для участников эксперимента эмоционально значимы социальные контакты, они экспансивны, искренни в отношениях между людьми, верят в удачу.
Таблица 4
Показатели психологических особенностей по данным 16-факторного личностного опросника (16 ФЛО)
Показатели До эксперимента х + т После эксперимента х + т Р < 0,05
А — общительность 11,50 + 0,63 12,50 + 0,42 -
В — интеллект 7,80 + 0,24 9,91 + 0,28 <
С — эмоциональная устойчивость 17,10 + 0,21 19,30 + 0,97 <
Е — доминантность 11,00 + 0,67 12,10 + 0,68 -
Б — рассудительность 14,10 + 0,54 15,70 + 0,71 -
в — моральные качества 13,40 + 0,75 16,00 + 0,53 <
Н — смелость 15,20 + 0,80 18,10 + 0,63 <
I — жесткость 6,11 + 0,44 7,60 + 0,45 <
Ь — доверчивость 7,10 + 0,60 7,40 + 0,67 -
М — практичность 9,90 + 0,53 10,50 + 0,46 -
N — наивность 10,60 + 0,50 10,20 + 0,54 -
О — тревожность 12,10 + 0,79 9,10 + 0,60 <
Р1 — радикализм 9,40 + 0,75 8,20 + 0,59 -
Р2 — зависимость 7,60 + 0,53 7,00 + 0,66
Рз — самоконтроль 13,80 + 0,40 15,90 + 0,47 <
Р4 — напряженность 8,80 + 0,73 6,00 + 0,72 <
Эмоциональность и динамичность общения приводят к тому, что они часто становятся лидерами и энтузиастами групповой деятельности (фактор Б). Их отличает высокий моральный контроль поведения, сознательность, упорство, способность следовать общепринятым нормам, требовательность к себе и к людям, обязательность, ответственность, добросовестность, точность и аккуратность в делах (фактор в); высокий уровень самоконтроля, точность в выполнении социальных требований, забота о своей репутации, внимательность к людям, решительность, способность действовать планомерно и упорядоченно, начатое дело доводить до конца; их отличают волевые качества, склонность к лидерству (фактор Р3).
Доэкспериментальная проверка уровня рефлексивности показала, что почти половина курсантов имеют низкий ее уровень, что говорит о недостаточной ответственности и неадекватном (завышенном или заниженном) уровне взаимоотношений. Ранжирование терминальных ценностей показало, что у курсантов такие ценности, как общественное признание, активная, деятельностная жизнь, саморазвитие имеют невысокий ранг. У многих курсантов выявлены качества, негативно влияющие на профессиональное становление: недостаточный уровень сформиро-ванности умений устанавливать контакт с другими, отсутствие умений и потребности работать в группе.
О положительной динамике профессионального становления в ходе эксперимента свидетельствует уро-
вень рефлексивности, который повысился у 72% курсантов.
Анализ данных формирующего эксперимента доказал эффективность разработанной модели: 41% курсантов имеют направленность на взаимодействие с другими людьми, деловое сотрудничество; 34% их имеют высокий уровень ответственности; 25% — способность к разрешению неудач; 40% — улучшение межличностных отношений. Высоким уровнем коммуникативной толерантности обладают 36% курсантов, 68% их демонстрируют уверенный тип поведения. Имеют достаточно высокий уровень развития качеств готовности 77% курсантов.
Профессиональное становление будущих специалистов проявляется в изменении ценностных ориентаций, повышении уровня личной ответственности, рефлексии, коммуникативной толерантности, а также в положительной динамике развития коммуникативных умений. Между показателями до и после экспериментальной работы выявлены достоверные различия (р < 0,05).
Следовательно, можно заключить, что у курсантов — будущих специалистов ОВД произошедшие в ходе эксперимента изменения в уровне развития качеств личности, входящих в структуру профессиональной готовности, являются следствием комплексной реализации организационно-педагогических условий функционирования разработанной модели профессионального становления будущих специалистов.