X. Ю. Боташева
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ СТУДЕНТА УНИВЕРСИТЕТА В ЗЕРКАЛЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА
Работа представлена кафедрой педагогики и педагогических технологий Карачаево-Черкесского государственного университета им. У. Д. Алиева.
Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор Л. Ф. Савинова
Статья содержит материалы научного исследования по определению отношения преподавателей и студентов к проблемам духовно-нравственного воспитания молодежи. Представлен большой объем статистической и аналитической информации, полученный по результатам социологического опроса в Карачаево-Черкесском государственном университете.
Ключевые слова: ценностные отношения, духовно-нравственная культура, факторы, условия, научное исследование.
The article contains the materials of the scientific research on definition of the relation of teachers and students to problems of moral education of youth. The great volume of statistical and analytical information received by sociological interrogation in the Karachaevo-Circassian State University is presented.
Key words: value relations, moral culture, factors, conditions, scientific research.
В последние годы ситуация, сложившаяся в мире, с небывалой силой выдвигает вопрос о ценностных основаниях челове-
ческого существования, о мобилизации духовно-нравственных, культурно-смысловых ресурсов как необходимых условиях
259
развития и саморазвития самого человека. Проблема формирования ценностного отношения к духовно-нравственному воспитанию молодого поколения в настоящее время является особенно актуальной. Это объясняется рядом факторов. Во-первых, наше время - это эпоха переосмысления существа фундаментальных проблем, в том числе и кризисного духовно-нравственного развития не только цивилизации в целом, но и самого человека, стремящегося изменить действительный смысл бытия. И этот поиск выхода из кризиса следует вести через призму очевидного: одной из причин системного кризиса человечества является преобладание материальной стороны над духовной, что делает цивилизацию, по образному выражению выдающегося гуманиста А. Швейцера, похожей на корабль без рулевого, который теряет маневренность и неудержимо мчится навстречу катастрофе. Во-вторых, сложные неоднозначные процессы, происходящие в стране во всех общественных сферах, в том числе и духовной. Под воздействием рыночных преобразований изменилась шкала ценностей в понимании явлений и процессов действительного мира. В этой связи, с одной стороны, сегодня создаются предпосылки для проявления свободы личности в выборе социальных действий, профессионального рода занятия. С другой стороны, в условиях резкой смены социальных и духовно-нравственных ориентиров появляется все больше предпосылок для «растаскивания» этих ориентиров. Под воздействием последнего у человека может утрачиваться понимание действительного смысла его существования.
Все эти факторы свидетельствуют о необходимости осмысления в новых условиях и на новом уровне способов и механизмов трансляции универсальных духовно-нравственных ценностей в субъективный мир индивида. Одним из решающих направлений в деле модернизации страны становится выделение и создание условий реализации духовного фактора во всех сфе-
рах общественной жизни. В противном случае Россия не найдет в себе внутренних сил и ресурсов для поворота к действительным духовным ценностям, к своей реальной и неповторимой культуре, у нее может не остаться шансов на историческую перспективу.
В прямой зависимости от выделенных факторов и условий находится проблема формирования духовно-нравственной культуры личности будущего специалиста в условиях вуза. Это объясняется тем, что современное поколение студентов живет в условиях быстрой смены событий общественной жизни, динамичных перемен и противоречивых тенденций в развитии общества, нарастающего потока информации. На молодых людей, их духовный облик и ценностные ориентации влияют все глобальные проблемы современности, в том числе такие, как проблемы мира и окружающей среды, сохранения национальной самобытности и толерантности в поликультурном мире.
В связи с этим воспитание, ориентированное на формирование духовно-нравственной культуры студентов, выступает как одна из приоритетных целей современной системы воспитания в высшем учебном заведении. Исключительно важно пробудить в каждом студенте истинно человеческое, т. е. духовность, волю к самопознанию и самосовершенствованию, саморазвитию. Поскольку воспитательная система вуза -это комплекс форм, средств, методов и принципов, стимулирующих развитие духовно-нравственной культуры студента -будущего специалиста, то главной целью воспитания является формирование общей и профессиональной культуры студентов, понимание ими истории цивилизации, возвышение духовных потребностей, приобщение к этическим нормам общения, а также осознание своего места в диалоге культур, саморазвитие нравственного сознания.
Базируясь на теоретических исследованиях отечественных ученых (Е. В. Бондарев-ская, Е. П. Белозерцев, Н. М. Борытко,
Н. А. Коваль, Е. М. Сафронова и др.), сложилось собственное представление о смысле, вкладываемом в это понятие. Под духовно-нравственной культурой личности понимается сложное образование, качественные характеристики сознания и самосознания личности, отражающие целостность и гармонию ее внутреннего мира, способность выходить за пределы себя и гармонизировать свои отношения с окружающим миром. Он не столько определяется образованностью, широтой и глубиной культурных запросов и интересов личности, сколько предполагает труд души, осмысление мира и себя в этом мире, стремление к совершенствованию себя, преобразование пространства собственного внутреннего мира, расширение своего сознания.
Характерной особенностью современного высшего образования является преодоление его направленности лишь на приобретение профессии. Научно-технический и индустриальный прогресс привели к пониманию того, что невозможно за несколько лет получить знания и профессию на всю жизнь. Отсюда задача вуза - в процессе обучения всемерно содействовать саморазвитию и самообразованию личности, ее способности и готовности к освоению системы социальных ролей. Образовательный процесс в вузе должен быть нацелен на создание условий для формирования политических, нравственных, духовных, национальных и культурных ценностей личности.
Исходя из этого, составляющими воспитательной работы вуза должны выступать идейно-политическое, гражданское, патриотическое, духовно-нравственное воспитание личности. В основе формирования духовно-нравственной культуры будущего специалиста лежит процесс культурного самоопределения личности, на который оказывает воздействие массовая культура, распространяющаяся через средства массовой информации и коммуникаций. Современный студент является носителем и генератором форм и идей как массовой культу-
ры (литература, кино, театр, музеи, библиотеки, музыка, печать, телевидение), так и отдельно взятых субкультур. Взаимодействие со сверстниками играет важную роль в процессе формирования и развития духовно-нравственной культуры. Молодые люди приобщают друг друга к своему внутреннему миру - мыслям, интересам, увлечениям. Именно дружеские отношения создают благоприятную почву для осмысления и реализации собственного понимания главных компонентов духовно-нравственной культуры будущего специалиста.
Процесс формирования духовно-нравственной культуры является важным и сложным направлением в процессе подготовки специалистов высшей школы. Еще более сложной, на наш взгляд, является разработка методов измерения, отслеживание духовного потенциала личности молодого человека и его развития, поскольку, как мы определяли выше, на него влияет большое число условий и обстоятельств, начиная с внутренних психологических особенностей человека до факторов макроуровня. Мы полагаем, что чем более высокая духовно-нравственная культура будущего специалиста, тем выше его социальная востребованность, социальная значимость для общества.
Нами проведено исследование «Ваше отношение к проблемам духовно-нравственного воспитания молодежи» среди студентов и преподавателей Карачаево-Черкесского государственного университета. В социологическом опросе приняли участие 100 преподавателей и 500 студентов исторического, естественно-географического, филологического факультетов, а также факультетов педагогики и методики начального образования, психологии и художественно-графического образования. Цель опроса - выявление отношения студентов к проблемам духовно-нравственного воспитания, а также определения значимости для них воспитательной деятельности в сфере духовно-нравственной культуры личности. Для этого была разработана
анкета для преподавателей и студентов и определена система задач в образовательном процессе вуза. Вопросы были сгруппированы в три блока. Первый блок направлен на уточнение места и роли духовно-нравственных аспектов воспитания человека в современном обществе, выяснение отношения, кто несет ответственность за духовно-нравственное воспитание молодежи, и определение наиболее важных сфер воспитания.
Второй блок включал такие вопросы: «Нужна ли в настоящее время система духовно-нравственного воспитания в вузах?», «Какие из нижеперечисленных направлений Вы считаете необходимым в вузе и какие есть в вашем университете?», «Хотелось бы Вам заниматься какой-либо воспитательной деятельностью в вузе?», «Если Вы хотите заниматься общественной работой, то в каком направлении воспитательной деятельности?», «Какие учебные дисциплины влияют на духовно-нравственное воспитание студентов?». Целью данного блока является изучение отношения студенческой молодежи, преподавателей к таким параметрам, как «система духовно-нравственного воспитания в вузе», «результативность учебного процесса», «отношение молодежи к воспитательной деятельности», «участие студенчества в духовно-нравственной деятельности».
Третий блок вопросов имел ярко выраженную направленность на выяснение отношения не только современного студента, но и преподавателя вуза к проблемам духовно-нравственного воспитания молодого поколения, а также предоставлял возможность респондентам определить пути решения проблем на пяти уровнях: государства, республики, вуза, семьи, личности.
Анализ некоторых результатов, полученных в ходе исследования, приводится в данной статье. Одним из вопросов, включенных в анкету и предложенных респондентам, был следующий: «Нужна ли сегодня общественно-государственная система духовно-нравственного воспитания моло-
дежи?» Ответы среди студентов определились так: да, нужна - 96% (480 чел.), затрудняюсь ответить - 4% (20 чел.), нет - ни одного респондента, считающего ее ненужной. Среди преподавателей все 100% опрошенных ответили, что такая система нужна и необходимо создавать механизм ее реализации в условиях вуза. Следовательно, подавляющее большинство опрошенных респондентов признает необходимость создания общественно-государственной системы духовно-нравственного воспитания молодежи и будет положительно воспринимать ее деятельность.
Из направлений воспитания наиболее важными студенты считают патриотическое воспитание - 21,6%; духовно-нравственное- 20,8%; правовое - 20,4%. На последней позиции эстетическое воспитание - 2,8%. У преподавателей несколько иные взгляды. На первой позиции у них - гражданское воспитание - 40%, на второй - духовно-нравственное - 24%, на третьей - патриотическое - 22%, на последних - семейно-бытовое,эстетическое, религиозное. Отсюда можно сделать вывод, что наиболее приоритетным направлением обе группы респондентов считают патриотическое, духовно-нравственное, гражданское (преподаватели), правовое (студенты).
Представляют интерес ответы на вопрос: «Кто, на Ваш взгляд, несет ответственность за духовно-нравственное воспитание человека?» Мнения у преподавателей и студентов заметно различаются. У преподавателей ответственность в основном ложится на семью (70%), затем возлагается на самого человека (20%), а потом уже на государство и учебное заведение, причем в равных пропорциях - по 5%. По мнению студентов, ответственность в первую очередь несет сам человек (41,6%), затем государство (32,8%) и далее соответственно семья (14,4%), учебное заведение (11,2%). Как видно, каждый третий студент отмечает положительное воздействие семьи на становление и развитие духовно-нравственной куль-
туры. Причем данные нашего исследования совпадают с выводами П. И. Бабочкина о позитивной роли родителей в воспитании современной вузовской молодежи. При этом студенты более чем в два раза реже, по сравнению с людьми старшего поколения (в данном случае преподавателями), оценивают влияние на свою жизнь собственных родителей как отрицательное. Чем моложе респонденты, тем более позитивно они оценивают своих родителей, что может свидетельствовать о том, что их родители лучше справляются с задачей воспитания, чем родители более старших респондентов [1, с. 394].
Как показывает наше и другие исследования, студенты, с одной стороны, нуждаются в общественно-государственной системе духовно-нравственного воспитания молодежи. С другой стороны, как свидетельствуют цифры, не каждый человек желает активного вмешательства преподавателей, родителей в духовно-нравственное совершенствование, духовный рост.
Что касается второго блока опросников, затрагивающих различные аспекты духовно-нравственного воспитания студенчества в период профессиональной подготовки в вузе, то мнение здесь по одним позициям совпадают, по другим разнятся. Например, все 100% опрошенных преподавателей считают, что в вузе нужно проектировать и реализовывать в практической деятельности систему духовно-нравственного воспитания. Среди студентов положительный ответ прослеживается у 91,2% опрошенных респондентов. В то же время 8,8% затрудняются в ответе. Фактически каждый одиннадцатый из числа опрошенных студентов не имеет твердой собственной позиции по этому вопросу.
Сходная позиция наблюдается при анализе ответа на вопрос: «Хотели бы Вы заниматься каким-либо направлением воспитательной работы в вузе?» 82% преподавателей ответили «да», «нет» - 8% и испытывают затруднения в ответе - 10%. У студен-
тов ответы распределились так: «да» -77,2%, «нет» - 10,8%, «затрудняюсь ответить» - 10,8%. Как видим, разброс мнений незначительный.
У студентов представляют интерес такие вопросы (в анкете преподавателей их нет): «Если Вы хотите заниматься общественной работой,то в каком направлении воспитательной деятельности?», «В чем Вы видите свое предназначение после окончания вуза?», «Какие учебные дисциплины в вузе влияют, по Вашему мнению, на духовно-нравственное воспитание студента?».
Анализ данных на вышеперечисленные вопросы показывает, что социальная активность у студентов высокая. Более 40% опрошенных хотят участвовать в работе общественной организации «Исток», занимающейся поиском материалов, документов по наиболее известным для республики семьям, трудовым династиям, 30% склонны участвовать в мероприятиях духовно-нравственной направленности, в студенческом самоуправлении - 17,2%.
О ценностных ориентациях современных студентов позволяет судить анализ ответов на вопрос: «В чем Вы видите свое предназначение после окончания вуза?» Так, 24,8% респондентов видят свое предназначение в служении отечеству, т. е. фактически каждый четвертый выпускник вуза. Жить в соответствии с духовно-нравственными традициями страны, республики, семьи намерены 49,2%, т. е. почти половина опрошенных. В то же время лишь незначительное число опрошенных - 2,4% намерены служить людям, общему благу даже в ущерб своим интересам. 10% стремятся жить в соответствии с религиозными заповедями, т. е. каждый десятый выпускник вуза. Значительная цифра тех - 13,6% (68 респондентов), которые хотят жить полноценно, не упуская развлечений, удовольствий, не отказываясь от радостей жизни и веселого времяпровождения.
Из учебных дисциплин, оказывающих воздействие на процесс формирования ду-
ховно-нравственной культуры студентов, респонденты отмечают дисциплины психолого-педагогического цикла (педагогику, социальную психологию, этнопедагогику и этнопсихологию), общественного цикла (философию, политологию, социологию, культурологию), естественно научного цикла (естествознание). Наряду с этим отмечают значимость спецкурсов «История народов Карачаево-Черкесской Республики», «КЧР - мой край родной», а также особую значимость практики, подготовки курсовых и дипломных работ. Особый интерес в этом аспекте наблюдается у студентов художественно-графического и физической культуры факультетов (специальности «Дизайн», «Социально-культурный сервис и туризм»). Выделение регионального компонента в духовно-нравственном образовании позволяет обогатить содержание образовательных программ за счет краеведческих культуроведческих материалов, но освоение их происходит в контексте общеисторического и общекультурного развития народов Карачаево-Черкессии; народов России. Без учета народных традиций воспитания, учения о морали и нравственности, без учения педагогического опыта народа не может быть полной и объективной картины духовно-нравственного воспитания человека, народов. Духовные ценности каждого народа, их обычаи и традиции в течение многих веков играли важную роль в духовно-нравственном становлении подрастающего поколения, его трудовых качеств, социализации личности в целом.
Третья группа вопросов позволила студентам и преподавателям продемонстрировать свою активную жизненную позицию по каждому из обозначенных пяти уровней, предложить меры по улучшению работы в исследуемом направлении. Так, на уровне государства респонденты (студенты, преподаватели) предлагают поднять авторитет государства в решении проблем духовно-нравственного воспитания молодежи, более гибко осуществлять межнациональную по-
литику, жестче контролировать деятельность СМИ и телевидения. На уровне региона предлагается создать общественный фонд по возрождению, сохранению и преумножению культурных и духовно-нравственных традиций народов, населяющих республику, ее уникальных заповедников и памятников архитектуры и дизайна. Студенты озабочены тем, что в университетском городе нет кинотеатра. На уровне вуза респонденты предлагают уйти от эпизодических мероприятий по исследуемой проблеме к созданию системы работы в вузе; органам студенческого самоуправления, кураторам групп обратить внимание на проблемы формирования толерантного отношения к национальным культурам Российской Федерации, этику межличностных отношений, формировать отношение открытости, внимания друг к другу и солидарности. Также предлагается доработать программу воспитания студенческой молодежи университета, включив в нее подпрограмму по проблемам духовно-нравственного воспитания молодого поколения. Использовать в организации учебно-воспитательного процесса местный региональный материал,вовлекать студентов в поисковую исследовательскую краеведческую деятельность, воспитывать потребность в изучении родного языка на уровне личности, и это не случайно, так как на одно из первых мест респонденты ставят проблему самосовершенствования, укрепления духовно-нравственных начал в каждом человеке.
Проведенное исследование позволило получить ценную информацию. И хотя данное обследование не претендует на глубину и достаточную объективность, все же оно позволяет выявить характерные признаки, которые выявились у респондентов. Совершенно очевидно, что все участники анкетирования имеют свое личное отношение к современным проблемам духовно-нравственного воспитания молодежи, в том числе и студентов, накоплен собственный опыт жизнедеятельности, выработаны свои
взгляды и методологические установки на многие аспекты воспитательной деятельности. В целом просматривается позитивное отношение к процессу диагностики и проблеме исследования. Стоит отметить, что все участники, судя по ответам на вопросы анкеты, знакомы с ценностями духовно-нравственного воспитания молодого поколения. С помощью респондентов удалось составить компоненты духовно-нравственной культуры студентов, включающей следующие характеристики:
• формирование активного, творческого отношения к окружающей действительности;
• побуждение к самовоспитанию, самореализации, самостоятельности;
• приобщение к человеческой Любви, Красоте, Природе, Родине;
• формирование культуры национального самосознания личности, основанного на отношении духовной связи с народом, пробуждение и развитие чувства национального достоинства и гордости за свой народ.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бабочкин П. И. Воспитание в школе и вузе: учащаяся молодежь о проблемах воспитания (социологические данные) // Стратегия воспитания в образовательной системе России / Под ред. И. А. Зимней. М.: Агентство «Издательский сервис», 2005. С. 383-399.
2. Бондаревская Е. В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. Ростов-на-Дону: Изд. Ростовского пед. ун-та, 2000. 352 с.
3. Белозерцев Е. П. Образ и смысл русской школы: Очерки прикладной философии образования. Волгоград: Перемена, 2000. 461 с.
4. Борытко Н. М. Педагог в пространствах современного воспитания: Монография / Научн. ред. Н. К. Сергеев. Волгоград: Перемена, 2001. 214 с.
5. Коваль Н. А. Духовность личности: определение, формирование, изучение // Стратегия воспитания в образовательной системе России / Под ред. И. А. Зимней. М.: Агентство «Издательский сервис», 2005. С. 428-438.
6. Сафронова Е. М. Формирование нравственно-смыслового отношения к образованию как цель и результат школьного воспитания: Монография. Волгоград: Перемена, 2004. 334 с.