2. Психодиагностика и профориентация в об- 3. Словарь иностранных слов. - М.: Русский
разовательных учреждениях / Ред.-сост. Л.Д. Сто- язык, 1989. - С. 404.
ляренко. - Ростов-на-Дону, 2005. - С. 404-405. 4. Шапарь В. Словарь практического психо-
лога. - М., 2005. - 734 с.
УДК 378
Воробьёва Ольга Алексеевна
Советский педагогический колледж, Курская область
СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ В СИСТЕМЕ СРЕДСТВ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ: ОТ ЦЕЛЕЙ - ДО РЕЗУЛЬТАТОВ
Автор раскрывает возможности социального проектирования в освоении социально и профессионально необходимых личностных качеств теми, кто готовится к работе педагога. Приводятся примеры социальных проектов, реализованных в воспитательной деятельности Советского педагогического колледжа, показывается их влияние на степень включенности студентов в общественно полезную и профессионально ориентированную деятельность.
Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, социальное проектирование, социальные ценности.
Формируемые в современной противоречивой социокультурной ситуации ценностные ориентации молодого человека, с одной стороны, еще тяготеют к традиционной «русской духовности», характеризуемой доминированием альтруистических нравственных установок над материальными; ценностями гуманизма, человеколюбия, соборности - над социальным индивидуализмом и эгоизмом; вечного - над временным. Однако сегодня все сложнее и все менее успешно удается противостоять индивидуализму, приоритету материального, гедонистическим установкам молодежи, ее стремлению к «красивой жизни» любой ценой. Общественное сознание деформировано и дезориентировано в понимании важнейших, экзистенциальных вопросов человеческого бытия, духовных смыслов существования человека, понимании человеческого счастья, молодежь все более ощутимо утрачивает нравственные идеалы своих предшественников, рассеивая силу духовного, нравственного потенциала, который веками накапливал русский народ. Действительно, сбываются пророческие слова американского оракула, Аллена Даллеса, мечтавшего «подменить ценности» русского этноса, организовать «грандиозную трагедию гибели самого непокорного на Земле Народа».
Эта проблема особенно остро переживается педагогами, - теми, кто по сути своей социальной и профессиональной Миссии призван тво-
рить будущее, кто осуществляет важную социальную функцию - ретранслирует духовно-нравственные ценности вступающему в жизнь поколению молодежи. Известно, «времена не выбирают - в них живут и умирают». Время такое, каким мы его делаем. Мы работаем с той молодежью, которая сегодня есть, которой предстоит продолжить культурную эстафету своего народа, которой предстоит стать продолжателями традиций отцов и дедов, беречь и защищать свою Родину. Хотим мы этого или нет, нравится нам молодежь или не нравится, - мы должны заниматься социальным воспитанием, целенаправленно формировать духовный облик тех, кто придет нам на смену. Поэтому, тот духовный потенциал, который есть у молодого человека, необходимо раскрыть и обогатить, помочь ему определиться в социокультурном пространстве, выработать устойчивую систему жизненных смыслов и координат. Сделать это необходимо именно в период студенчества, ибо студенческий возраст -важный этап в жизни человека, когда происходит стабилизация характера и формирование всей системы отношений человека с миром. Это завершающий этап созревания и формирования личности, когда наиболее полно проявляет себя вся система ценностных ориентаций индивида.
Понимая это, педагогический коллектив Советского педагогического колледжа разработал и реализует Программу «Духовно-нравственного воспитания студентов на 2006-2010 гг.». Вос-
питательный процесс в нашем образовательном учреждении строится на сложившихся в отечественной практике воспитания традициях социального воспитания, на этических основах православной культуры, гуманистических принципах в строительстве отношений с молодыми людьми, предполагает совместное с ними нравственное осмысление жизненных явлений, выработку устойчивых привычек социально одобряемого поведения, включение каждого студента в отношения социальной заботы, добротворчества, милосердия, сострадания, сопереживания, соучастия.
Что для нас означает духовное и нравственное. Почему эти понятия стоят вместе? Нравственное - это характеристика поведения личности, проявляющее меру духовного в человеке, это интегративный социальный багаж, позволяющий человеку выбирать и совершать в любых жизненных обстоятельствах поступки, ориентированные на идеалы добра, ответственности, чести, достоинства, совести, справедливости. Это реальные ситуации нравственного выбора, в которых человек выбирает то, что соответствует общественным нравственным нормам и эталонам, что вписывается в логику социального бытия традиционного русского мира, что соотносится с нормами и ценностями христианской морали. В этом контексте «благо для меня лично» означает «благо для всех». И наоборот...
Под духовностью человека мы понимаем его способность различать и выбирать истинные нравственные ценности и подчинять им свои поступки, поведение, образ жизни. «Духовность -источник активности человека, условие роста и усложнения его психического мира, внутренняя детерминанта действий и поступков человека, способа его жизни - в целом. Она определяет направленность личности, способствует ее спасению от безнравственного, гибельного пути, сохранению физического и психического здоровья, выживанию человека в социальной среде, а в макромасштабе - поступательному развитию общества и всего человечества» (А.А. Андруш-кевич). Соответственно, нравственность оценивается нами как одно из измерений духовности человека.
Для педагогов нашего колледжа важно было определить критерии нравственности. После длительных дискуссий и педагогических консилиумов, после многочисленных встреч с учеными и религиоведами, мы пришли к согласованию
и конкретизации нашего понимания таких критериев. Критериями нравственной личности, на наш взгляд, являются: социальная направленность активности личности; ее моральная устойчивость и результативность ее социально-нравственной деятельности. Показателями духовнонравственной воспитанности личности служат: осознание социальной значимости общественнополезной деятельности, включенность в процесс сохранения культурного, духовного наследия своей малой родины, устойчивое стремление к общественно-полезной деятельности.
С этой точки зрения мы посмотрели на среду нашего образовательного учреждения, полученные нами диагностические срезы, и попытались выстроить целостную систему работы по духовно-нравственному воспитанию студентов, включению их в работу с жителями района, своими сверстниками, социальное проектирование. На наш взгляд, это возможно через возрождение народных традиций, славянской и православной культуры. Этим и объясняется разработка и реализация в нашем образовательном учреждении социально-значимого проекта «Родные истоки». В чем его суть?
Курский край всегда славился своими талантами. Среди них - наши земляки: художник Евгений Лансере; известный скульптор, основатель Международного фонда славянской письменности и культуры Вячеслав Клыков, поэты Валериан Бородаевский, Иван Зиборов, Оксана Полунина, Владимир Бакланов, актриса Любовь По-лехина, краевед Н.А. Немцев, народный мастер, гончар, учитель Нижнеграйворонской школы Виктор Сергеевич Ишков и др. На примере их биографий, жизненного пути, гражданской и профессиональной позиции мы выстраиваем целостную систему социального воспитания студентов и молодежи района.
Специфика проекта «Родные истоки» заключается в признании основополагающей роли духовной культуры в развитии и самореализации личности, гуманизации общества, сохранении национальной самобытности славянских народов и утверждении их достоинства. Реализуя проект, мы стремимся содействовать сохранению и развитию духовно-нравственной культуры славянского народа; сохранению социально-культурной среды и национальной специфики региона; созданию условий для развития духовно-нравственной культуры и эстетического воспитания моло-
дежи района; совершенствовать условия и формы организации культурного досуга молодежи, ее рекреационной деятельности
Цель проекта «Родные истоки» - создание в педагогическом колледже творческого пространства, способствующего обогащению и развитию духовно-нравственной культуры молодежи через обретение ею культурного опыта, основанного на традициях православной славянской культуры, возрождение и распространение культурного наследия славянских народов среди молодежи.
Социальный эффект проекта ориентирован на расширение социального пространства сотрудничества славянской студенческой молодежи, повышение гражданской и социальной активности молодых людей; преодоление негативных тенденции в молодежной среде.
Реализация открытого проекта «Родные истоки» предполагает проведение Фестиваля научного и художественного творчества, который включает в себя открытые мероприятия районного, областного и межрегионального масштаба. Среди них, например:
- мастер-классы народных умельцев «Слава нашей стороне! Слава русской старине!», где народные мастера делятся своими секретами декоративно-прикладного творчества с молодежью и всеми желающими познать народное мастерство (мастер-классы по изготовлению тряпичной куклы, куклы-стригушки, деревянной игрушки, Нижнеграйворонской глиняной игрушки и др.);
- совместные творческие концерты, посвященные Дню Славянской письменности и культуры с представителями других студенческих коллективов;
- выставка промыслов «Народная мозаика»;
- конкурс «Родные истоки» на лучшую творческую работу (поэзия, проза);
- районный конкурс творческих работ детей и молодежи «Аз, буки, веди.», посвященный дню Славянской письменности и культуры, в которой участвуют школьники и учителя, студенты и преподаватели учреждений НПО и СПО из Курска, Железногорска, Воронежа, Белгорода и других городов - участники научно-практической конференции, ежегодно проводимой в нашем колледже;
- районный праздник народных традиций «Русские забавы»;
- фольклорный праздник «Как у наших, у ворот!»;
- культурно-туристические мероприятия «Дорогами памяти» (экскурсии по памятным местам, с посещением памятных мест и музея
В.М. Клыкова);
- интеллектуальные игровые программы,
- вечера поэзии и вечера авторской песни, в которых участвуют местные поэты, композиторы, участники продюсерского центра;
- заседания круглых столов, где обсуждаются вопросы творчества наших земляков (В.М. Клыкова, Н.А. Немцева и др.), истоков славянской письменности и культуры, духовного закаливания и другие;
- открытые публичные лекции, например, «И виждь, и внемли.», «Кто кем побежден, тот тому и раб» и др.
Одним из основных мероприятий Фестиваля научного и художественного творчества стала традиционная межрегиональная научно-практическая конференция, посвященная Дню Славянской письменности и культуры. Так, например, в 2009 году в VI межрегиональной конференции приняли участие крупные российские ученые, признанные отечественные специалисты, духовенство, преподаватели и студенты духовных и светских образовательных учреждений, аспиранты, учителя-практики из Курска, Ельца, Ст. Оскола, Воронежа, Москвы, Вологды, Костромы, Ульяновска и других регионов России.
Фестиваль научного и художественного творчества проходит в рамках Недели славянской письменности и культуры, и проводится для привлечения широкого круга общественности, преподавателей, работающей и студенческой молодежи к решению актуальных задач духовно-нравственного воспитания, приобщения к традициям славянской и православной культуры, обмена опытом, стимулирования творческой активности студентов, сохранения и развития духовно-нравственных традиций славянской культуры. Проект получил одобрение и поддержку Администрации Советского района Курской области. Содержание и реализация этого проекта получили также одобрение и поддержку в 2007 году, в Сочи, во время работы Международного лагеря студенческого актива «Славянское содружество - 2007» на I Всероссийском конкурсе «Лидер XXI века». Наш проект вызвал интерес духовных и светских образовательных учреждений, что позволило расширить географию участников, шире пропагандировать опыт социального воспитания, сложив-
шийся в нашем регионе. Проект «Родные истоки» был отмечен диплом областного конкурса социальных проектов программы «Арт-Профи-Форум». В 2008 году Советский педагогический колледж был награжден дипломом первой степени за участие в областном конкурсе «За нравственный подвиг учителя».
На основе социального проекта «Родные истоки» появился ряд других проектов, направленных на духовно-нравственное воспитание молодежи.
В первую очередь речь идет о нашем земляке, скульпторе В.М. Клыкове и о социальном проекте «Сын земли Курской», отмеченный Благодарственными письмами Совета Федерации и Курской государственной картинной галереи им. А.А. Дейнеки.
Одним из первых шагов в восстановлении православных традиций представляется обращение к православным праздникам - празднованию Пасхи, когда особенно интенсивно происходит развитие осознанного отношения студентов и молодежи к ценностям православной культуры. Проект «Пасхальный звон» стал победителем V Всероссийского конкурса «Свой мир мы строим сами».
Проект «Дорогою добра» формирует у студентов устойчивые нравственные представления и нормы, гуманность и милосердие через практическое взаимодействие с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.
«Жить, чтобы жить!», «Учитель, краевед, селькор», «Моя гражданская позиция», «Школа лидера», «Школа молодежного актива» -проекты, отмеченные дипломами всероссийских и областных конкурсов, благодарственными письмами Совета Федерации.
Каковы оказались результаты работы нашего педагогического коллектива в реализации социальных проектов, в духовно-нравственном воспитании молодежи? Вот лишь некоторые из таких результатов. Во-первых, студенты нашего колледжа стали в большей степени ориентироваться на социальные ценности, осуществлять свой моральный выбор, руководствуясь идеалами добра, достоинства, чести, справедливости, ответственности, гуманности. Значение духовных ценностей для себя отмечают 26% опрошенных (в 2007 году их было лишь 18%), заинтересованность в судьбе своей Родины проявляют 22% респондентов (в 2007 году - только 16%), безразлич-
ное отношение к политике обнаруживают 46% опрошенных студентов, а в 2007 году - 64%. Основная категория студентов - 81% - считают, что молодежь должна беречь традиции православных славянских народов, и почти столько же - 86% -ощущают потребность приобщения к ценностям культуры своего народа через традиционные праздники, что проявляется в увеличении мероприятий, акций и дел социально-нравственной направленности в наших планах воспитательной работы.
Мы выяснили отношение студентов к содержанию телевизионных программ. Студенты активно выступают за нравственный контроль на телевидении: 82% опрошенных (среди юношей 76%, среди девушек 86%) считают такой контроль необходимым.. При этом 72% молодых людей считают, что современные российские СМИ не способствуют формированию устойчивых духовно-нравственных качеств детей и молодежи, а пропагандируют насилие и агрессию (61%), разврат (22%), власть денег (11%).
Наши диагностические срезы показывают, что студенты осознают, кто и что влияет на них в процессе социализации. Вне конкуренции остается влияние родителей, прежде всего, матери (58% опрошенных) и в меньшей степени отца (44%), затем с большим отрывом следуют друзья (24%), фильмы (19%), книги (15%), родственники (13%) и на последнем месте - преподаватели колледжа (12%). При этом в студенческих группах последнего года обучения родственники уже уступают влиянию преподавателей (соответственно 9 и 18%). Такая тенденция низкого рейтинга преподавателя отмечается нами в последнее время, что дает основание говорить о недостаточном внимании государства к статусу педагогов в обществе, социальному престижу профессии учителя. Мы зафиксировали динамику и в ответах студентов на вопрос «Какие черты характера вы больше всего цените в людях?». Ответы распределились следующим образом: для студентов младших курсов (мониторинг 2007/2008 уч.г) доброта, искренность, чувство юмора почти равнозначны (33, 34, 33% соответственно), то для представителей старших курсов (2009/2010 уч.г.) более значимы такие качества, как честность (71%), доброта (61%), надежность (60%).
Как сами студенты относятся к участию в социальном проектировании? Какие произошли изменения в их сознании? Для кого-то участие
в проекте - это «нравственное обогащение», «приближение к народным ценностям культуры», для других - это «возможность реализовать свои способности», «найти друзей по интересам», «расширить круг общения». Почти все студенты отметили, что узнали много интересного и нового о православных традициях славянских народов. За все время работы не было отмечено ни одного негативного высказывания к участию в проектах ни среди студентов, ни среди родителей. Ребята с удовольствием принимают участие в разработке и реализации социальных проектов. Результаты диагностических срезов свидетельствуют о повышении роли нравственных ценностей в духовном мире молодежи, их растущей способности к морально-волевой саморегуляции.
Социальное проектирование стало эффективным способом выражения идеи улучшения окружающей среды посредством конкретных акций и действий. Социальное проектирование оказалось продуктивной технологией социально-нравственного воспитания молодежи, педагогический смысл которой - создание условий для социальных проб личности. Именно социальное проектирование позволяет воспитаннику решать основные задачи социализации - формировать свою Я-концепцию и мировоззрение; устанавливать новые способы социального взаимодействия.
Завершая обзор результатов реализации социальных проектов в Советском педагогическом колледже, считаем необходимым подчеркнуть: мы далеки от иллюзии, что в нашей работе все получилось. - Колледж не может в полном объеме повлиять на изменение объективных факторов духовно-нравственного становления молодежи, сложившихся отношений в обществе, но повысить эффективность влияний факторов на уровне воспитательной системы колледжа, факторов субъективных - может - за счет усиления «адресности» воспитывающих воздействий, включения студентов в процесс разработки и реализации социальных проектов. Только тогда в жизнь выйдет гармоничная и духовно богатая личность, только тогда молодежь будет ориентироваться на максимальную реализацию своего созидательного потенциала, жить интересами общества, только тогда в отношениях между людьми исчезнут грубость, жестокость, агрессия, равнодушие к другому человеку, утвердятся подлинный гуманизм, милосердие, добротворчество, сострадание, сотрудничество.
Мы живем в великой стране, с великой историей, это понимание позволяет нам чувствовать себя великой нацией. Для России нет другого пути выхода из кризиса в духовно-нравственной сфере кроме возрождения российского общества на традиционных ценностях национальной культуры. Возможно это только путем восстановления духовного, нравственного и интеллектуального потенциала носителя великой русской культуры -русского народа.
Библиографический список
1. Моделирование воспитательных систем: теория - практике / Под ред. Л.И. Новиковой, Н.Л. Селивановой. - М.: Изд-во РОУ, 1995. - 144 с.
2. Бредихин А.П. Профессиональное воспитание будущих учителей изобразительного искусства в воспитательной системе факультета: Авто-реф. дис. ... канд. пед. наук. - Курск, 2008.
3. Булатников И.Е. Педагогическая поддержка духовно-нравственного развития личности студента в воспитательной системе колледжа // Современные проблемы социального воспитания молодежи в контексте взаимодействия семьи, школы и православной церкви: Материалы научно-практической конференции / Под ред. И.Я. Булгаковой, О.А. Воробьевой, А.В. Реприн-цева. - Курск: Курск. гос. ун-т, 2009. - С. 79-86.
4. Булатников И.Е. Развитие социальной и профессиональной ответственности будущих специалистов в воспитательной системе вуза // Традиции и новации профессионального воспитания в высшей школе: Мат-лы Всерос. науч.-практ. конф. (г. Кострома, 28-30 октября 2009 г) / Под ред. Н.М. Рассадина. - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2009. - С. 65-71.
5. КороткихМ.Н. «Здравствуй, племя младое, незнакомое...»: проблемы формирования ценностного отношения сельских старшеклассников к истории малой родины // Профессионал. -2006. - №3. - С. 47-59.
6. Репринцев А.В. Теоретические основы профессионального воспитания будущего учителя: Дис. ... д-ра пед. наук. - Курск, 2001. - 503 с.
7. Пашков А.Г. Воспитательная система педагогического вуза: цели, ценности, содержание деятельности // Воспитательная система педагогического вуза: проблемы становления / Под ред. А.В. Репринцева. - Курск: Изд-во КГУ, 2002 -
С. 41-55.