Б01: 10.12731/2218-7405-2015-12-3 УДК 796.01:159.9
ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВОВ АКТИВНОГО И ПАССИВНОГО ОТНОШЕНИЯ К ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ГИМНАЗИСТОВ 7-10 ЛЕТ
СЕВЕРНОГО ГОРОДА
Бушева Ж.И.
Актуальным вопросом в изучении проблемы формирования положительной мотивации для воспитания активного отношения к занятиям физической культурой и спортом у детей младшего школьного возраста, проживающих в северном городе, является исследование контингента учащихся, занимающихся и не занимающихся физической культурой и спортом, и выяснение основных причин пассивного отношения к двигательной активности. В исследовании приняли участие 350 учащихся 7-10 лет МБОУ гимназии им. Ф.К. Салманова г. Сургута ХМАО-Югры. Изучали мотивы активного и пассивного отношения к двигательной активности детей младшего школьного возраста северного города. Нами определены 13 мотивов активного отношения к двигательной активности и 20 мотивов пассивного отношения к двигательной активности. В ходе исследования выявили две группы мотивов, снижающих двигательной активность учащихся 7-10 лет. Первая группа мотивов - недостаточность организации и обеспечения занятий, вторая группа - отсутствие физкультурного образования (недопонимание значения физической культуры в жизни человека). Дети младшего школьного возраста северного города называют разнообразные причины, объясняющие их пассивность к двигательной активности, занятиям физической культурой и спортом. Устранение данных причин является первым шагом на пути формирования положительной мотивации к двигательной активности. Требуется объединение усилий по совместной работе образовательного учреждения, учителей физической культуры и тренеров-преподавателей по видам спорта с целью пропаганды здорового образа жизни, физкультурно-оздоровительной деятельности и повышения мотивации учащихся к двигательной активности, занятиям физической культурой и спортом в свободное от учебы время.
Ключевые слова: мотивы; активное отношение; пассивное отношение; двигательная активность; дети младшего школьного возраста; северный город.
ACTIVE AND PASSIVE ATTITUDE MOTIVES FORMATION TO PHYSICAL ACTIVITY OF PRIMARY SCHOOL AGE CHILDREN OF THE NORTHERN CITY
Busheva Zh.I.
Current issue under the study of problems of positive motivation formation for education of active attitude to physical culture and sports among primary school age children living in the northern city, is the study of students engaged and not engaged in physical culture and sports and main reasons research for passive attitude to the activity. In Surgut, KhMAR-Yugra, 350 pupils were involved in the research of the age 7-10 years from the gymnasium named after Salmanov F.K. Following the procedure of L.I. Lubysheva active and passive attitude motives to primary school age children's physical activity living in the northern city. We have identified 13 motives to the activity and 20 passive motives to the physical activity. During the research two groups of motives were identified reducing 7-10 year old pupils' motor activity. The first group of motives consists of the lack of organization and equipment; the second group consists of the lack of sports education (lack ofphysical culture value comprehension in human life). Children of primary school age living in the northern city point out various reasons explaining their passivity to the motor activity, physical culture and sports. Eliminating these causes is the first step to the positive motivation formation ofphysical activity. It requires to combine efforts of educational institutions work, physical education teachers and coaches to encourage healthy lifestyles, sports and recreational activities and students motivation increase to the motor activity, physical culture and sports in their spare time.
Keywords: motives; active attitude; passive attitude; physical activity; primary school age children; northern city.
Введение
Результаты научных исследований и анализ педагогической практики свидетельствуют о тревожной тенденции снижения с возрастом интереса учащихся к урокам физической культуры и занятиям различными видами двигательной активности, как в России [1, 3-6], так и в иностранных государствах [7-10].
Формирование положительной мотивации к занятиям физической культурой и спортом в детском и подростковом возрасте во многом связано с образом жизни семьи, в которой растет ребенок, социального статуса семьи, режимами дня и сна, особенностями питания, наследственностью, состоянием здоровья, физической подготовленностью, с наличием и выраженностью экзогенных факторов риска, экологической обстановкой в регионе проживания, климатическими условиями и др. [2, 3].
Факторами, отрицательно влияющими на формирование положительной мотивации детей к занятиям физической культурой и спортом, являются чрезмерные умственные и физические нагрузки, несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям, стрессорная тактика авторитарной педагогики, нерациональная организация учебного и тренировочного процессов, нарушения санитарно-гигиенических норм и условий обучения, двигательного режима и др. [1].
Актуальным вопросом в изучении проблемы формирования положительной мотивации для воспитания активного отношения к двигательной активности, занятиям физической культурой и спортом у детей младшего школьного возраста, проживающих в северном городе, является исследование контингента учащихся, не занимающихся физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельностью, и выяснение основных причин пассивного отношения к двигательной активности.
Материалы и методы исследования
В исследовании приняли участие 350 учащихся 7-10 лет МБОУ гимназия им. Ф.К. Салма-нова г. Сургут ХМАО-Югры. Методом анкетирования изучали мотивы активного и пассивного отношения к двигательной активности детей младшего школьного возраста северного города.
Результаты и обсуждение
В ходе анкетирования гимназистов 7-10 лет нами выявлены 13 мотивов активного отношения к двигательной активности данного контингента. Учащимся было предложено проранжи-ровать 13 мотивов активного отношения к двигательной активности, чтобы выявить наиболее значимые в мотивационно-ценностных ориентациях гимназистов 7-10 лет северного города.
Результаты исследования активного отношения к двигательной активности гимназистов 7-10 лет северного города представлены в таблице 1.
Таблица 1
Основные мотивы активного отношения к двигательной активности гимназистов 7-10 лет северного города (п=350)
Количество, %
Мотивы Мальчики Девочки
активного отношения 7 8 9 10 7 8 9 10
n=40 n=36 n=31 n=23 n=57 n=57 n=62 n=44
Укрепляет здоровье 100,0 100,0 87,2 91,4 96,3 100,0 96,6 100,0
Желание красиво выглядеть 50,0 83,4 83,4 17,4 87,5 78,8 100,0 90,8
Укрепляет характер 62,5 72,3 74,3 100,0 100,0 87,5 80,5 70,4
Дает общение 37,5 63,9 77,5 39,2 70,0 71,3 64,4 38,6
Уверенность в себе 25,0 69,5 58,1 65,3 61,3 35,0 48,3 20,4
Расширяет кругозор 20,0 41,7 42,0 34,8 40,3 24,5 17,7 11,4
Повышает достоинство 35,0 50,0 51,7 30,5 35,0 36,8 20,9 15,9
Делает жизнь разнообразнее 30,0 55,6 64,6 56,6 52,5 57,8 38,6 45,4
Укрепляет семью 57,5 77,8 48,5 21,8 75,3 63,0 58,0 61,3
Возможность проявить себя 40,0 94,5 67,8 87,0 73,5 64,8 69,2 25,0
Интеллектуальное развитие 22,5 36,1 32,3 47,9 22,8 17,5 12,9 13,6
Достижение спорт. результатов 42,5 86,2 93,7 78,3 78,8 45,5 33,8 34,1
Развивает физические качества 45,0 91,7 100,0 82,7 82,3 91,0 88,6 84,0
Таким образом, на первое место мальчики ставят следующие мотивы активного отношения к двигательной активности: «укрепляет здоровье» (по 100% 7- и 8-летних), «развивает физические качества» (100,0% 9-летних) и «укрепляет характер» (100,0% 10-летних). На второе место мальчики ставят «укрепляет характер» (62,5% 7-летних), «возможность проявить себя» (94,5% 8-летних), «достижение спортивных результатов» (93,7% 9-летних) и «укрепляет здоровье» (91,4% 10-летних). На третьем месте - «укрепляет семью» (57,5% 7-летних), «развивает физические качества» (91,7% 8-летних), «укрепляет здоровье» (87,2% 9-летних) и «возможность проявить себя» (87,0% 10-летних).
На первое место девочки ставят следующие мотивы активного отношения к двигательной активности: «укрепляет характер» (100,0% 7-летних), «укрепляет здоровье» (по 100,0% 8- и 10-летних) и «желание красиво выглядеть» (100,0% 9-летних). На втором месте мотивы «укрепляет здоровье» (96,3% 7-летних и 96,6% 9-летних), «развивает физические качества» (91,0% 8-летних), «желание красиво выглядеть» (90,8% 10-летних). На третьем месте мотивы «желание красиво выглядеть» (87,5% 7-летних), «укрепляет характер» (87,5% 8-летних), «развивает физические качества» (88,% 9-летних и 84,0% 10-летних).
Мы провели корреляционный анализ зависимости активного отношения к двигательной активности у мальчиков и девочек по мере взросления. Так, у мальчиков установлены умеренные связи у 7- и 10-летних (г=0,39205); средние связи у 7- и 9-летних (г=0,51665), 8- и 10-летних (г=0,50870), 9- и 10-ти летних (г=0,49545); сильные связи у 7- и 8-летних (г=0,69620), 8- и 9-летних (г=0,78950) с активным отношением к двигательной активности. У девочек установлены тесные связи у 7- и 8-летних (г=0,88094), 7- и 9-летних (г=0,88421), 8- и 9-летних (г=0,93265), 8- и 10-летних (г=0,90095), 9- и 10-ти летних (г=0,88254); сильные связи 7- и 10-летних (г=0,80829) с активным отношением к двигательной активности. Таким образом, у мальчиков и девочек активное отношение к двигательной активности с возрастом (от 7 к 10 годам) снижается, что доказано в ходе исследования.
Мы проводили исследование контингента гимназистов 7-10 лет, не занимающихся физической культурой и спортом, и выясняли основные причины их пассивного отношения к двигательной активности. В ходе анкетирования гимназистов 7-10 лет, не занимающихся физической культурой и спортом, нами выявлены 20 мотивов пассивного отношения к двигательной активности. Получены следующие результаты (табл. 2).
Таблица 2
Основные мотивы пассивного отношения к двигательной активности гимназистов 7-10 лет северного города (п= 184)
Количество, %
Мотивы пассивного отношения Мальчики Девочки
7 8 9 10 7 8 9 10
n=25 n=16 n=17 n=14 n=35 n=33 n=30 n=14
Высокие физические нагрузки 48,0 56,3 58,8 64,3 42,9 48,5 50,0 64,3
Слабое здоровье 8,0 18,8 23,5 14,3 17,2 15,2 26,6 21,4
Лень 8,0 31,3 41,2 57,1 85,8 45,5 73,3 100,0
Усталость после уроков 20,0 31,3 47,0 57,1 48,6 57,6 66,6 85,7
Неудобное время занятий 32,0 25,0 29,4 35,7 14,3 18,2 20,0 28,6
Неинтересные занятия 40,0 18,3 23,5 21,4 8,6 21,2 20,0 28,6
Однообразие занятий 24,0 12,5 17,6 28,6 8,6 6,1 10,0 21,4
Отпугивает боль в мышцах 36,0 43,8 47,0 57,1 42,9 30,3 43,3 71,4
Не люблю потеть 44,0 56,3 76,4 71,4 54,3 66,7 50,0 92,8
Строгий тренер 12,0 12,5 23,5 21,4 11,4 15,2 13,3 21,4
Отсутствие снаряжения 16,0 12,5 29,4 21,4 14,3 18,2 16,7 21,4
Отсутствие свободного времени 16,0 75,0 58,8 57,1 62,9 81,8 83,3 78,5
Платные занятия 16,0 31,3 35,3 21,4 14,3 12,1 10,0 21,4
Неудобное расположение места занятий 12,0 37,5 29,4 42,8 20,0 21,2 10,0 21,4
Отсутствие информации о местах занятий 100,0 62,5 64,7 85,7 71,5 87,9 70,0 64,3
Занимаюсь в других кружках, муз. школе 40,0 50,0 41,2 14,3 34,3 27,3 26,6 57,1
Некогда, помогаю родителям по дому 12,0 12,5 11,8 7,1 2,9 3,0 3,3 7,1
Предпочитаю игры на компьютере 68,0 100,0 100,0 100,0 100,0 93,9 46,6 71,4
Предпочитаю общение в социальных сетях 4,0 68,8 58,8 57,1 37,2 100,0 100,0 78,5
Отсутствие красочного спорт.инвентаря 60,0 62,5 52,9 50,0 34,3 48,5 46,6 71,4
Так, из 184 респондентов, не занимающихся физической культурой и спортом в свободное от учебы время, 8,0% мальчиков 7 лет, 18,8% мальчиков 8 лет, 23,5% мальчиков 9 лет и 14,3% мальчиков 10 лет, а также 17,2% девочек 7 лет, 15,2% девочек 8 лет, 26,6% девочек 9 лет и 21,4% девочек 10 лет не посещают уроки физической культуры (эти дети по медицинским показаниям либо освобождены от уроков физкультуры в гимназии, либо направлены в специальную медицинскую группу по нозологии заболевания).
Выяснено, что девочки более пассивны к двигательной активности, чем мальчики. С возрастом (от 7 к 10 годам) число детей, не занимающихся физической культурой и спортом, увеличивается как среди мальчиков, так и среди девочек.
Нами проведен корреляционный анализ зависимости пассивного отношения к двигательной активности мальчиков и девочек, не занимающихся физической культурой и спортом, по мере взросления. Так, у мальчиков установлены средние связи у 7- и 8-летних (г=0,53200), 7- и 9-летних (г=0,58277), 7- и 10-летних (г=0,59365); сильные связи у 8- и 10-летних (г=0,80446); тесные связи у 8- и 9-летних (г=0,92300), 9- и 10-ти летних (г=0,89948) с пассивным отношением к двигательной активности. У девочек установлены сильные связи у 7- и 8-летних (г=0,79948), 7- и 9-летних (г=0,72131), 7- и 10-летних (г=0,82532), 8- и 10-летних (г=0,77929); тесные связи у 8- и 9-летних (г=0,88030), 9- и 10-ти летних (г=0,86465) с пассивным отношением к двигательной активности.
С возрастом (от 7 к 10 годам) усиливается пассивное отношение к двигательной активности, как у мальчиков, так и у девочек, не занимающихся физической культурой и спортом.
Нами были исследованы мотивы пассивного отношения гимназистов к занятиям физической культурой и спортом. Именно они объясняют причины низкой мотивации гимназистов к двигательной активности.
Анализ мотивов проводился по следующей схеме: выяснялись основные, наиболее часто называемые мотивы, затем осуществлялась группировка мотивов по содержанию.
Мотивы пассивного отношения к двигательной активности были разделены на две группы: первая группа - недостаточность организации и обеспечения занятий; вторая группа - отсут-
ствие физкультурного образования (недопонимание значения физической культуры в жизни человека).
К мотивам первой группы относятся следующие: «неинтересное занятие», «неудобное время занятий», «однообразие занятий», «платные занятия», «строгий тренер», «отсутствие снаряжения», «высокие физические нагрузки», «неудобное расположение места занятий», «отсутствие красочного спортивного инвентаря» и другие.
Мотивы второй группы можно назвать ложными, так как они теснейшим образом связаны с недопониманием значения физической культуры в жизнедеятельности человека, а также с недостаточно высоким уровнем физкультурного образования («не позволяет здоровье», «лень», «очень устаю после уроков», «отсутствие свободного времени», «отпугивает боль в мышцах», «не люблю потеть», «предпочитаю игры на компьютере» и прочее).
Выяснение зависимости мотивов учащихся от пола респондентов показало, что мальчики 7-10 лет больше аппелируют к мотивам первой группы, тогда как девочки 7-10 лет чаще называют мотивы второй группы.
Ведущими мотивами пассивного отношения к двигательной активности у мальчиков-гимназистов являются «отсутствие информации о месте проведения занятий» (68,0% 7-летних, 64,7% 9-летних, 85,7% 10-летних), «предпочитаю игры на компьютере» (68,0% 7-летних, по 100% 8-9-10-летних), «отсутствие красочного спортивного инвентаря» (60,0% 7-летних), «отсутствие свободного времени» (75% 8-летних), «предпочитаю общение в социальных сетях» (68,8% 8-летних) и «не люблю потеть» (76,4% 9-летних и 71,4% 10-летних).
У девочек-гимназисток ведущими мотивами пассивного отношения являются «предпочитаю игры на компьютере» (100% 7-летних, 93,9% 8-летних), «предпочитаю общение в социальных сетях» (по 100% 8-9-летних), «отсутствие информации о местах занятий» (71,5% 7-летних и 87,9% 8-летних), «лень» (85,8% 7-летних, 73,3% 9-летних, 100,0% 10-летних), «усталость после уроков» (85,7% 10-летних), «не люблю потеть» (92,8% 10-летних) и «отсутствие свободного времени» (83,3% 9-летних).
Очень часто в качестве причины уклонения от занятий физической культурой и спортом учащимися 7-10 лет отмечалось «отсутствие информации о месте проведения занятий», т.е. отсутствие агитационно-пропагандистской работы со стороны спортивных школ и клубов, образовательного учреждения, физкультурных организаций по месту жительства и т.д.
Заключение
Проведенное исследование выявило разнообразные причины, объясняющие пассивность гимназистов 7-10 лет к двигательной активности, занятиям физической культурой и спортом.
Устранение мотивов пассивного отношения гимназистов 7-10 лет к двигательной активности является совместной работой образовательного учреждения и родителей, работы учителей физической культуры и тренеров-преподавателей по различным видам спорта с целью пропаганды здорового образа жизни, повышения мотивации учащихся к занятиям физической культурой и спортом в свободное от учебы время.
Список литературы
1. Аустер А.В., Бушева Ж.И., Шкотова Л.Т., Волкова Г.А. Педагогические условия формирования интереса младших школьников к физической культуре // Физкультура и здоровье: молодежная наука и инновации: сб. науч. трудов участников Междунар. науч.-практич. кон-фер. - Тула: Изд-во ТулГУ, 2014. С. 26-32.
2. Бушева Ж.И. Исследование мотивов пассивного отношения детей-северян младшего школьного возраста к двигательной активности // Физическое развитие детей и молодежи: морфологические и функциональные аспекты: сб. науч. статей. Брест: Альтернатива, 2015. С. 28-30.
3. Бушева Ж.И., Аустер А.В. Исследование мотивов пассивного отношения детей-северян 9-10 лет к занятиям физической культурой и спортом // Физическая культура, спорт и здоровье в современном обществе: сб. науч. статей Всерос. очно-заочн. науч.-практич. конфер. Воронеж: Издательско-полиграфический центр «Научная книга», 2015. С. 343-346.
4. Ермаков О.А., Бушева Ж.И. Отношение подростков к самостоятельным занятиям физической культурой и спортом // Актуальные проблемы развития физической культуры и спорта: сб. мат-лов Всерос. науч.-практич. конфер. - Ижевск: ФГБОУ ВПО «Удмуртский государственный университет», 2012. С. 122-125.
5. Макаренко В.К. Формирование мотивации к занятиям физической культурой и спортом // Известия ПГПУ 2008. №6 (10). С. 140-144.
6. Максачук Е.П. Влияние средств повышения мотивации к тренировочным занятиям на физическую подготовленность юных спортсменов // Научно-теоретический журнал «Ученые записки». 2014. №9 (115). С. 186-189.
7. Oddie S., Fredeen D., Williamson B., DeClerck D., Doe S., Moslenko K. Can Physical Activity Improve Depression, Coping & Motivation to Exercise in Children and Youth Experiencing Challenges to Mental Wellness? // Psychology. 2014. № 5. Р. 2147-2158.
8. Parfitt G., Pavey T., Rowlands A. Children's physical activity and psychological health: The relevance of intensity // Acta Paediatrica. 2009. № 98. P. 1037-1043.
9. Schuler J., Brunner S. Dynamic Activity-Related Incentives for Physical Activity // Advances in Physical Education. 2012. № 2. P. 1-9.
10. Virtanen P. Measurement of Children's Physical Activity. Development of Polar Active Activity Monitor // Proceedings from the International Congress on Enhancement of Physical Activity of Children and Youth. 2011. P. 7-9.
References
1. Auster A.V., Busheva Zh.I., Shkotova L.T., Volkova G.A. Pedagogicheskie uslovija formirovanija interesa mladshih shkol'nikov k fizicheskoj kul'ture // Fizkul'tura i zdorov'e: molodezhnaja nau-ka i innovacii: sb. nauch. trudov uchastnikov Mezhdunar. nauch.-praktich. konfer. - Tula: Izd-vo TulGU, 2014. P. 26-32.
2. Busheva Zh.I. Issledovanie motivov passivnogo otnoshenija detej-severjan mladshego shkol'no-go vozrasta k dvigatel'noj aktivnosti // Fizicheskoe razvitie detej i molodezhi: morfologicheskie i funkcional'nye aspekty: sb. nauch. statej. Brest: Al'ternativa, 2015. P. 28-30.
3. Busheva Zh.I., Auster A.V. Issledovanie motivov passivnogo otnoshenija detej-severjan 9-10 let k zanjatijam fizicheskoj kul'turoj i sportom // Fizicheskaja kul'tura, sport i zdorov'e v sovremen-nom obshhestve: sb. nauch. statej Vseros. ochno-zaochn. nauch.-praktich. konfer. - Voronezh: Izdatel'sko-poligraficheskij centr «Nauchnaja kniga», 2015. P. 343-346.
4. Ermakov O.A., Busheva Zh.I. Otnoshenie podrostkov k samostojatel'nym zanjatijam fizicheskoj kul'turoj i sportom // Aktual'nye problemy razvitija fizicheskoj kul'tury i sporta: sb. mat-lov Vseros. nauch.-praktich. konfer. Izhevsk: FGBOU VPO «Udmurtskij gosudarstvennyj universitet», 2012. P. 122-125.
5. Makarenko V.K. Formirovanie motivacii k zanjatijam fizicheskoj kul'turoj i sportom // Izvestija PGPU. 2008. № 6 (10). P. 140-144.
6. Maksachuk E.P. Vlijanie sredstv povyshenija motivacii k trenirovochnym zanjatijam na fiziche-skuju podgotovlennost' junyh sportsmenov // Nauchno-teoreticheskij zhurnal «Uchenye zapiski». 2014. № 9 (115). P. 186-189.
7. Oddie S., Fredeen D., Williamson B., DeClerck D., Doe S., Moslenko K. Can Physical Activity Improve Depression, Coping & Motivation to Exercise in Children and Youth Experiencing Challenges to Mental Wellness? // Psychology. 2014. № 5. P. 2147-2158.
8. Parfitt G., Pavey T., Rowlands A. Children's physical activity and psychological health: The relevance of intensity // Acta Paediatrica. 2009. № 98. P. 1037-1043.
9. Schuler J., Brunner S. Dynamic Activity-Related Incentives for Physical Activity // Advances in Physical Education. 2012. № 2. P. 1-9.
10. Virtanen P. Measurement of Children's Physical Activity. Development of Polar Active Activity Monitor // Proceedings from the International Congress on Enhancement of Physical Activity of Children and Youth. 2011. P. 7-9.
ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ
Бушева Жанна Ильдаровна, к.п.н., доцент кафедры физической культуры
БУ ВО ХМО-Югры «Сургутский государственный университет»
ул. Ленина 1, г. Сургут 628412, Россия
e-mail: zh.i.busheva@mail.ru
SPIN-код в SCIENCE INDEX: 3951-2481
DATA ABOUT THE AUTHOR
Busheva Zhanna Ildarovna, Ph.D., Assistant Professor, Department of Physical Culture
Surgut State University
Lenin st. 1, Surgut 628412, Russia
e-mail: zh.i.busheva@mail.ru