Научная статья на тему 'Сформированность компонентов личностной физической культуры учащихся начальных классов'

Сформированность компонентов личностной физической культуры учащихся начальных классов Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
126
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕТНИЙ КАНИКУЛЯРНЫЙ ПЕРИОД / SUMMER HOLIDAYS / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / PHYSICAL EDUCATION / УЧАЩИЕСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ / КОМПОНЕНТЫ / COMPONENTS / JUNIOR SCHOOL AGED PUPILS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Барсук О. К., Костюкова О. Н.

В статье приводятся сведения, характеризующие структуру и содержание данных о физической культуре у детей младшего школьного возраста; организацию двигательной активности детей в летний каникулярный период; мотивы и потребности детей в занятиях различными видами двигательной активности; влияние физических упражнений на развитие умственных способностей и компонентов личностной физической культуры учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Барсук О. К., Костюкова О. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORATION OF PERSONALPHYSICAL CULTURE COMPONENTS IN PRIMARY SCHOOL AGED PUPILS

Pieces of information characterizing structure and the content of the characteristic of junior school aged pupils are given in the paper. The organization of pupils moving activity during their summer holidays, pupils motives and needs in practicing diff erent sports, infl uence of physical exercises on the development of mental abilities and components of personal physical pupils education are considered in the paper.

Текст научной работы на тему «Сформированность компонентов личностной физической культуры учащихся начальных классов»

THE EFFECTIVENESS OF THE PHYSICAL EDUCATION PROCESS OF STUDENTS OF A MEDICAL HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION

E. Kozirenko, a Post-Graduate Student,

V. Yatsek, Candidate of Pedagogics, Associate Professor,

N. Ivanova, Candidate of Pedagogics, Senior Teacher

Kuban State University of Physical Education, Sport and Tourism

Contact information for correspondence: 350015, Krasnodar, Budennogo str., 161

The given paper is devoted to the research of the physical development and functional condition of future physicians in the period of their studying at a higher educational institution. Significant differences in the diagnostics in the diagnostics of the development of physical qualities have been reveabd. They indicate that

in the making of coming into being a professional some definite changes in the person's inner world take place. They involve forming unsatisfied needs for physical self-perfections.

Key words: students, physical development, functional condition, moving activity.

УДК: 373.103.71

СФОРМИРОВАННОГО КОМПОНЕНТОВ ЛИЧНОСТНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Барсук О. К.,

кандидат педагогических наук, доцент Костюкова О. Н.

Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма Контактная информация для переписки: 350015, г. Краснодар, ул. Будённого, 161

В статье приводятся сведения, характеризующие структуру и содержание данных о физической культуре у детей младшего школьного возраста; организацию двигательной активности детей в летний каникулярный период; мотивы и потребности детей в занятиях различными видами двигательной активности; влияние физических упражнений на развитие умственных способностей и компонентов личностной физической культуры учащихся.

Ключевые слова: летний каникулярный период, физическое воспитание, учащиеся начальных классов, компоненты.

Введение. Процесс физического воспитания в общеобразовательной школе должен осуществляться исходя из потребностей формирования личностной физической культуры, соответствующей возрасту ребенка. Выделение ее составных компонентов происходит с учетом понимания человека как субъекта познавательной и социальной активности в области физической культуры, целенаправленно осваивающего эти ценности.

В этой связи составными частями личностной физической культуры являются когнитивный, эмоционально-ценностный, мотивационно-смысловой и дея-

тельностный компоненты (С. Д. Неверкович, 2006; Л. И. Лубышева, 2008).

Готовность детей к физическому самовоспитанию в летний каникулярный период определяется структурой личностной физической культуры, а критериями ее оценки являются знания теории и методики физического воспитания (когнитивный компонент), степень принятия ценностей физической культуры (эмоционально-ценностный компонент), мотивы и потребности детей в занятиях различными видами физкультурно-спортивной деятельности (мотивационно-смысловой компонент). В качестве системного эффекта физического самовоспитания и реализации в движениях (де-ятельностный компонент) выделяются регулярность и частота занятий физическими упражнениями в летний период, уровень физической подготовленности и самостоятельная двигательная активность, направленная на физическое самосовершенствование (В. А. Баландин, 2001; Н. В. Иванова, 2006).

Цель работы - определить особенности структуры и содержание сведений о физической культуре у детей младшего школьного возраста, выявить место физкультурных знаний в их физическом воспитании, организации двигательной активности в летний период.

Методика. Опрос учащихся осуществлялся в СОШ №№ 35 и 64 г. Краснодара в сентябре - октябре 2009 года. В нем приняли участие 492 ребенка 7-10 лет (245 мальчиков и 247 девочек).

Вопросник состоял из 18 вопросов, разделенных на несколько блоков. В первый блок вошли вопросы, характеризующие представления детей о физической культуре и спорте, во второй - связанные с базовыми понятиями и операционными знаниями о средствах и методиках развития физических качеств и выполнения упражнений. Третий блок вопросов составил основу исследования уровня знаний младших школьников о здоровье, связи физической культуры и здоровья, умениях человека. Четвертый блок вопросов связан с содержанием двигательной активности детей в летний период.

Методы математической статистики применялись для обработки цифрового материала, полученного в результате исследований. При этом, по общепринятым методикам [Л. В. Денисова с соавт., 2008], с помощью персонального компьютера проводился расчет средней арифметической величины (М), среднего стандартного отклонения (±о), ошибки средней арифметической (±т), коэффициента вариации (У%).

Оценка достоверности различий статистических характеристик проводилась с помощью 1:-критерия Стью-дента [В. Е. Гмурман, 2007].

Результаты и их осуждение. При анализе ответов на вопросы первого блока были установлены причинность, уровень видовой осведомленности, предпочтительности и факторы привлекательности занятий физической культурой (таблица).

Определяя мотивы, побуждающие человека к занятиям физической культурой и спортом, на первое место

младшие школьники ставят необходимость физического развития и укрепления здоровья. Они не связывают занятия физической культурой с интеллектуальным развитием и не рассматривают физическую культуру как средство реабилитации и отдыха.

Вышеизложенное предопределяет необходимость разъяснения младшим школьникам и акцентирования их внимания на многообразии целей занятий физической культуры и спортом. Домашние задания на летний период могут быть действенным средством пополнения знаний в этой области.

Уровень осведомленности школьников о различных видах спорта от 1-го к 4-му классу повышается. Видимо, это является следствием расширения предлагаемых внешкольных видов физкультурно-спортивной деятельности. Уровень осведомленности о различных видах спорта у мальчиков выше, чем у девочек.

Во второй блок опросника вошли вопросы, связанные со знаниями младших школьников о средствах и методах развития основных физических качеств. Правильными ответами считались такие, в которых физические качества соотносились учащимися с определенными умениями и способностями человека. К группе частично правильных ответов относились такие, где выделялся отдельный аспект конкретного качества, либо его психологическая составляющая или связь с каким-либо персонажем.

Анализ ответов показал, что у младших школьников существуют трудности в определении понятий «физические качества». Значительная часть детей 7-10 лет (от 35% до 60%) затрудняется с ответом.

Учащиеся, имея представление о двигательной активности, не знают отправных точек этой активности и не обладают комплексом операционных знаний.

Анализ ответов младших школьников на вопросы, характеризующие связь физической культуры и здоровья, свидетельствует о том, что учащиеся в большинстве случаев (от 44% до 58,8%) данную взаимосвязь ассоциируют с хорошим физическим развитием человека, и лишь незначительная часть детей 7-10 лет (от 4,8% до 10,0%) связывает здоровье с соблюдением правил здорового образа жизни и закаливанием. Еще меньше учащихся (от 2,4% до 6,3%) считают залогом здоровья полноценное питание, регулярный прием лекарств и отсутствие вредных привычек. Влияние физических упражнений на развитие умственных способностей, формирование характера отмечается в 9,5% ответов в 7-летнем возрасте и увеличивается до 9,5% в 10-летнем.

Заключение. Готовность детей 7-10 лет к физическому самовоспитанию в летний каникулярный период определяется структурой личностной физической культуры. Критериями ее сформированности являются знания теории и методики физического воспитания, мотивы и потребности детей в различных видах физкультурно-спортивной деятельности, регулярность и частота занятий физическими упражнениями, уровень физической подготовленности и самостоятельная

Таблица

Компетентность детей 7-10 лет в области физической культуры и спорта (балл)

№№ п/п Вопросы П О Л 7 лет п: м=44; д=59 'в в, I а 8 лет п: м=55; д=63 'в в, I а 9 лет п: м=69; д=60 'в в, I а 10 лет п: м=77; д=65 'в в, I а

М ±т М ±т М ±т М ±т

1 Зачем человеку нужно заниматься м 2,8 0,17 0 2,8 0,16 0 2,9 0,15 0 3,1 0,14 0

физической культурой и спортом? д 2,9 0,15 0, Л 3,0 0,15 0, Л 3,1 0,14 0, Л 3,2 0,13 0, Л

2 Какая разница между занятиями физической культурой и занятиями спортом? м 2,3 0,20 0 2,5 0,18 0 2,6 0,17 0 2,9 0,15 0

д 2,5 0,18 0, Л 2,7 0,17 0, Л 2,7 0,17 0, Л 2,8 0,16 0, Л

3 Какие виды спорта тебе известны? м 3,0 0,15 1Г1 3,1 0,14 1Г1 3,2 0,13 1Г1 3,3 0,13 1Г1

д 2,4 0,19 о V 2,6 0,17 о V 2,7 0,17 о V 2,8 0,16 о V

4 Что такое сила, выносливость, м 2,2 0,21 0 2,4 0,19 0 2,6 0,17 0 2,8 0,17 0

гибкость, ловкость, быстрота? д 2,1 0,21 0, Л 2,2 0,20 0, Л 2,5 0,18 0, Л 2,7 0,17 0, Л

5 Какие упражнения помогают м 2,4 0,20 0 2,6 0,18 0 2,9 0,15 0 3,0 0,14 0

стать сильным? д 2,3 0,19 0, Л 2,5 0,18 0, Л 2,7 0,17 0, Л 3,0 0,15 0, Л

6 Какие упражнения помогают м 2,2 0,21 0 2,3 0,20 0 2,5 0,18 0 2,9 0,15 0

стать выносливым? д 2,1 0,21 0, Л 2,2 0,20 0, Л 2,4 0,19 0, Л 2,8 0,16 0, Л

7 Какие упражнения помогают м 2,4 0,20 0 2,5 0,18 0 2,6 0,17 0 2,9 0,15 0

стать гибким? д 2,5 0,18 0, Л 2,6 0,17 0, Л 2,7 0,17 0, Л 3,0 0,15 0, Л

8 Какие упражнения помогают м 2,3 0,20 ,0 2,4 0,19 ,0 2,5 0,18 ,0 2,9 0,15 ,0

стать ловким? д 2,4 0,19 0, Л 2,5 0,18 0, Л 2,6 0,17 0, Л 2,8 0,16 0, Л

9 Какие упражнения помогают м 2,3 0,20 ,0 2,5 0,18 ,0 2,7 0,17 ,0 3,0 0,14 ,0

стать быстрым? д 2,2 0,20 0, Л 2,4 0,19 0, Л 2,6 0,17 0, Л 2,9 0,15 0, Л

10 Какие упражнения ты м 2,5 0,19 ,0 2,7 0,17 ,0 2,9 0,15 ,0 3,1 0,14 ,0

выполняешь дома? д 2,4 0,19 0, Л 2,6 0,17 0, Л 2,7 0,17 0, Л 2,9 0,15 0, Л

11 Каким вырастет человек, не занимающийся физической культурой и спортом? м 2,6 0,18 ,0 2,8 0,16 ,0 3,0 0,15 ,0 3,3 0,12 ,0

д 2,5 0,18 0, Л 2,7 0,17 0, Л 2,9 0,15 0, Л 3,3 0,12 0, Л

12 Какие движения может м 2,1 0,22 ,0 2,4 0,19 ,0 2,7 0,17 ,0 2,9 0,15 ,0

выполнять человек? д 2,2 0,20 0, Л 2,5 0,18 0, Л 2,6 0,17 0, Л 2,8 0,16 0, Л

13 Что такое режим дня? м 2,4 0,20 1Г1 о 2,7 0,17 1Г1 о 3,2 0,13 1Г1 о 3,4 0,11 1Г1 о

д 2,9 0,15 о V 3,2 0,14 о V 3,6 0,10 о V 3,8 0,09 о V

14 Что нужно делать для м 2,5 0,19 ,0 2,7 0,17 ,0 3,0 0,15 ,0 3,3 0,12 ,0

укрепления своего здоровья? д 2,7 0,17 0, Л 2,9 0,15 0, Л 3,2 0,13 0, Л 3,5 0,11 0, Л

Примечание: подчеркнуты достоверные значения уровня Р.

двигательная активность, направленная на физическое совершенствование.

Повышению уровня сформированности компонентов личностной физической культуры учащихся начальных классов будет способствовать разработка и экспериментальная проверка эффективности модели деятельности общеобразовательной школы по актуализации процесса их физического самовоспитания в период летних каникул.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Баландин, В. А. Научно-технологические основы обновления процесса физического воспитания в начальной школе: автореф. дис. ... д-ра пед. наук / В. А. Баландин - Краснодар, 2001. - 50 с.

2. Денисова, Л. В. Измерения и методы математической статистики в физическом воспитании и спорте: учебное пособие для вузов / Л. В. Денисова, И.В. Хмельницкая, Л. А. Харчен-ко. - К.: Олимп. лит-ра, 2008. - 127 с.

3. Гмурман, В. Е. Теория вероятностей и математическая статистика: учебное пособие / В. Е. Гмурман - 12-е изд., переработ. - М.: Высшее образование, 2007. - 478 с.

4. Иванова, Н. В. Дифференциация двигательных режимов детей 10-12 лет с учетом особенностей физического и психофизиологического статуса: автореф. дис. ... канд. пед. наук. -Краснодар, 2006. - 24 с.

5. Лубышева Л. И. Муниципальная спортизация - основа школьного спорта // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка / Л. И. Лубышева - 2008. № 5. - С. 2-7.

6. Педагогика физической культуры и спорта: учебник / под ред. С. Д. Неверковича. - М.: Физическая культура, 2006. - 528 с.

FORATION OF PERSONALPHYSICAL CULTURE COMPONENTS IN PRIMARY SCHOOL AGED PUPILS

O. Barsuk,

O. Kostyukova, Candidate of Pedagogics, Associate Professor

Kuban State University of Physical Education, Sport and Tourism

Contact information for correspondence: 350015, Krasnodar, Budennogo str., 161

Pieces of information characterizing structure and the content of the characteristic of junior school aged pupils are given in the paper. The organization of pupils' moving activity during their summer holidays, pupils' motives and needs in practicing different sports, influence of physical

exercises on the development of mental abilities and components of personal physical pupils' education are considered in the paper.

Key words: summer holidays, physical education, junior school aged pupils, components.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.