Научная статья на тему 'Формирование системы качества фармацевтического образования'

Формирование системы качества фармацевтического образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
422
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / QUALITY OF EDUCATION / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / EDUCATIONAL PROCESS / КАЧЕСТВО ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / КОМПЕТЕНЦИИ ВЫПУСКНИКА / ФАРМАЦЕВТИЧЕСКАЯ ОТРАСЛЬ / PHARMACEUTICAL INDUSTRY / QUALITY OF PHARMACEUTICAL EDUCATION / COMPETENCIES OF A GRADUATE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Овод Алла Ивановна

В статье представлены результаты анализа понятия «качество образования», которое активно используется при обсуждении образовательного процесса, федеральных государственных образовательных стандартов, при оценке образовательных программ, для сравнения конкурентоспособности вузов, выпускников, а также при определении стоимости образования. Существует большое количество определений «качество образования», в нормативных актах содержание этого термина закреплено в федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации». На качество образования оказало влияние внедрение международных стандартов качества ISO серии 9000 в деятельность высших учебных заведений с целью построения системы менеджмента качества управления вуза. В связи с изменениями в фармацевтической отрасли и ввиду пристального внимания государства к развитию фармацевтической промышленности, изменились требования к кадровому составу для разработки и производства инновационных и стратегически важных для страны лекарственных препаратов, поэтому важным является введение термина «качество фармацевтического образования», который имеет свою специфику. Были предложены основные компоненты этого термина, определена взаимосвязь с фармацевтическим знанием о лекарственных средствах. Выделены основные факторы, влияющие на качество фармацевтического образования, связанные с требованием государства, образовательной среды, профессиональных компетенций, состоянием фармацевтической отрасли и сферы обращения лекарственных средств. Разработка содержания термина «высшее фармацевтическое образование» дает возможность подготовить выпускника фармацевтического вуза в соответствии с требованиями профессиональных стандартов в области фармации и работодателей, а также обучить специалиста для инновационной экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Овод Алла Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF THE QUALITY OF PHARMACEUTICAL EDUCATION

The article presents the results of the analysis of the concept of "quality of education", which is actively used in the discussions of the educational process, federal state educational standards, in the evaluation of educational programs, for the comparison of the competitiveness of universities and graduates, and in determining the costs of education. There is a large number of definitions of the "quality of education", but in normative acts, the content of this term is stated in the federal law "On Education in the Russian Federation". The quality of education was influenced by the introduction of ISO 9000 international quality standards in the activities of higher education institutions in order to build quality management systems of a university. Due to changes in the pharmaceutical industry and the state's close attention to the development of the pharmaceutical industry, the requirements for employees for the development and production of innovative and strategically important medicines for the country have changed, so it is important to introduce the term "quality of pharmaceutical education", which has its specifics. The main components of this term were proposed, the relationship with pharmaceutical knowledge about medicines was determined. The main factors influencing the quality of pharmaceutical education, related to the requirements of the state, the educational environment, professional competencies, the state of the pharmaceutical industry and the sphere of circulation of medicines, were highlighted. Development of the term "higher pharmaceutical education" makes it possible to prepare a graduate of a pharmaceutical university in accordance with the requirements of professional standards in the field of pharmacy and employers, as well as to train a specialist for the innovative economy.

Текст научной работы на тему «Формирование системы качества фармацевтического образования»

УДК 378.14

ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ КАЧЕСТВА ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

© 2017

Овод Алла Ивановна, доктор фармацевтических наук, профессор кафедры «Управление и экономика фармации» Курский государственный медицинский университет (305041, Россия, Курск, улица Карла Маркса, 3а, e-mail: [email protected])

Аннотация. В статье представлены результаты анализа понятия «качество образования», которое активно используется при обсуждении образовательного процесса, федеральных государственных образовательных стандартов, при оценке образовательных программ, для сравнения конкурентоспособности вузов, выпускников, а также при определении стоимости образования. Существует большое количество определений «качество образования», в нормативных актах содержание этого термина закреплено в федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации». На качество образования оказало влияние внедрение международных стандартов качества ISO серии 9000 в деятельность высших учебных заведений с целью построения системы менеджмента качества управления вуза. В связи с изменениями в фармацевтической отрасли и ввиду пристального внимания государства к развитию фармацевтической промышленности, изменились требования к кадровому составу для разработки и производства инновационных и стратегически важных для страны лекарственных препаратов, поэтому важным является введение термина «качество фармацевтического образования», который имеет свою специфику. Были предложены основные компоненты этого термина, определена взаимосвязь с фармацевтическим знанием о лекарственных средствах. Выделены основные факторы, влияющие на качество фармацевтического образования, связанные с требованием государства, образовательной среды, профессиональных компетенций, состоянием фармацевтической отрасли и сферы обращения лекарственных средств. Разработка содержания термина «высшее фармацевтическое образование» дает возможность подготовить выпускника фармацевтического вуза в соответствии с требованиями профессиональных стандартов в области фармации и работодателей, а также обучить специалиста для инновационной экономики.

Ключевые слова: качество образования, образовательный процесс, качество фармацевтического образования, компетенции выпускника, фармацевтическая отрасль.

FORMATION OF THE QUALITY OF PHARMACEUTICAL EDUCATION

© 2017

Ovod Alla Ivanovna, Doctor of Pharmaceutical Sciences, Professor of the Department «Management and Economics of Pharmacy» Kursk State Medical University (305041, Russia, Kursk, Karl Marx Street, 3a, e-mail: [email protected])

Abstract. The article presents the results of the analysis of the concept of "quality of education", which is actively used in the discussions of the educational process, federal state educational standards, in the evaluation of educational programs, for the comparison of the competitiveness of universities and graduates, and in determining the costs of education. There is a large number of definitions of the "quality of education", but in normative acts, the content of this term is stated in the federal law "On Education in the Russian Federation". The quality of education was influenced by the introduction of ISO 9000 international quality standards in the activities of higher education institutions in order to build quality management systems of a university. Due to changes in the pharmaceutical industry and the state's close attention to the development of the pharmaceutical industry, the requirements for employees for the development and production of innovative and strategically important medicines for the country have changed, so it is important to introduce the term "quality of pharmaceutical education", which has its specifics. The main components of this term were proposed, the relationship with pharmaceutical knowledge about medicines was determined. The main factors influencing the quality of pharmaceutical education, related to the requirements of the state, the educational environment, professional competencies, the state of the pharmaceutical industry and the sphere of circulation of medicines, were highlighted. Development of the term "higher pharmaceutical education" makes it possible to prepare a graduate of a pharmaceutical university in accordance with the requirements of professional standards in the field of pharmacy and employers, as well as to train a specialist for the innovative economy.

Keywords: quality of education, educational process, quality of pharmaceutical education, competencies of a graduate, pharmaceutical industry

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Реализация Государственной программы «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности» на 2013-2020 годы» предполагает развитие отечественной фармацевтической промышленности, которое позволит решить задачи в области обеспечения высоких стандартов жизни гражданам нашей страны и будет содействовать устойчивому росту экономики. По данным Министерства промышленности и торговли РФ, объем российского фармацевтического рынка вырос в 2016 г. на 7,84% до 1,21 трлн. руб. В 2017 г. прогнозируется рост производства лекарств в РФ на 20% в натуральном выражении, а также на 8% - в денежном, что свидетельствует о положительной динамке фармацевтической отрасли. Внедрение данной программы способствовало развитию фармацевтической отрасли и вместе с тем показало необходимость кадрового обеспечения при переходе фармацевтической промышленности на инновационную модель развития. Поэтому проблема обеспечения качества высшего образования, в частности фармацевтического,

является крайне актуальной на современном этапе._

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Повышенное внимание к современному образованию связано с его влиянием на повышение производительности труда и способствует экономическому росту страны [25]. В Федеральной целевой программе развития образования на 2016-2020 гг. отмечается, что необходимо «.. .обеспечить переход от системы массового образования, характерной для индустриальной экономики, к необходимому для создания инновационной, социально ориентированной экономики непрерывному индивидуализированному образованию для всех, развитию образования, связанному с мировой и отечественной фундаментальной наукой, ориентированному на формирование творческой социально ответственной личности» [1]. Высшее образование в последние десятилетие переживает рост спроса, что привело к резкому увеличению количества студентов, но вместе с тем наблюдается снижение его уровня и качества [12]. Анализ публикаций показал, что вопросы качества образования являются достаточно ак-Karelian Scientific Journal. 2017. Т. 6. № 3(20)

педагогические науки

Овод Алла Ивановна ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ...

туальными и обсуждаемыми, особенно при разработке и внедрении федеральных образовательных стандартов [14,15,16,30]. Но, несмотря на многочисленные публикации о качестве образования, в том числе и фармацевтического, отсутствуют концептуальные и научно-методические подходы к определению и содержанию терминологического аппарата в отношении качества образования, что требует дальнейших исследований.

Формирование целей статьи (постановка задания). Целью исследования является комплексное исследование понятия «качество образования» для формирования научно-методических подходов по разработке системы качества высшего фармацевтического образования с учетом развития инновационной экономики страны.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. В настоящее время термин «качество образования» очень часто трактуется в зависимости от взглядов исследователя и целей его работы [3,9,23,29]. Наши исследования показали, что качество образования неразрывно связано с термином «качество» [21]. На законодательном уровне определение представлено в ГОСТ Р ИСО 9000-2015 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь» - это степень соответствия совокупности присущих характеристик объекта требованиям [8]. Ряд авторов отмечают, что качество относится также к философской категории [17] и с этой позиции рассматривают качество образования. На сегодняшний день существует большое количество определений «качество образования», которые отличаются по своему содержанию [6,13,19,24,27]. На законодательном уровне в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (2012 г.) качество образования заключается в соответствии получаемого образования обучающимися определенным образовательным стандартам, регламентирующим образовательную деятельность, а также заинтересованными сторонами, в качестве которых могут выступать как сами выпускники, так и работодатели, регулирующие органы, инвесторы и общество в целом.

Международное сообщество уделяет большое внимание реформированию высшего образования. На Всемирной конференции по высшему образованию для XXI века была принята декларация, в которой сказано, что качество образования - это многомерная концепция, которая охватывает все его функции и виды деятельности: учебные программы, научные исследования, контингент обучающихся, материально-техническую базу, инфраструктуру и т.д. [7].

Внедрение международных стандартов качества ISO серии 9000 практически во все отрасли экономики, в том числе и в деятельность высших учебных заведений, также внесло определенные коррективы к определению и пониманию сути качества образования [5,18,23,26,28].

Качество фармацевтического образования должно соответствовать требованиям федерального образовательного стандарта (далее - ФГОС) по специальности 33.05.01 Фармация (2016 г.). В Порядках организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования (от 05.04.2017 г.) [2] (далее - Порядки) указано, что при разработке и реализации основной образовательной программы высшее учебные заведения должны руководствоваться ФГОС. Как и в ФГОС по специальности «Фармация», так и в Порядках идет речь о результатах обучения, которые предполагают освоение профессиональных компетенций. При их формировании ФГОС рекомендует основываться на профессиональные стандарты (ПС). На данный момент утверждены пять ПС в области фармации, которые необходимо учитывать при формировании компетенций выпускника по специальности 33.05.01 Фармация. Внедрение допуска специалиста фармацевтического профиля к профессиональной деятельности через процедуру аккредитации, было впервые

осуществлено в 2016 г. на основе ПС «Провизор». В июне-июле 2017 г. был опубликован еще ряд ПС, связанных как с промышленным производством лекарственных препаратов, так и с контролем их качества.

В скором будущем будет принят стандарт ФГОС ВО 3++ по специальности «Фармация», и уже сейчас возникают вопросы в университетских менеджеров: учитывать при разработке профессиональных компетенций все ПС в области фармации или только брать за основу один стандарт - ПС «Провизор»? Как определять и оценивать качество фармацевтического образования при таком значительном наборе нормативных документов?

На основании анализа содержания термина «качество образования», нормативно-правовой базы в области образования, международных требований, наличия ПС, а также ситуации с развитием фармацевтической отрасли, были определены основные факторы, влияющие на качество фармацевтического образования: требования ФГОС ВО по специальности «Фармация», государства и общества к уровню подготовки выпускника ПС в области фармации, экономического характера, связанные с переходом фармацевтической промышленности на инновационный путь развития, наличие у выпускников компетенций для профессиональной деятельности и др.

На следующем этапе исследования был проведен анализ 45 фармацевтических факультетов и фармацевтических вузов страны по стоимости обучения, количеству выделенных бюджетных и внебюджетных мест, проходной минимальный балл ЕГЭ с целью определения дополнительных факторов, влияющих на качество фармацевтического образования. Стоимость обучения, т.е. стоимость образовательной программы, варьируется от 68,7 тыс. руб. в Дагестанском государственном медицинском университете до 280,2 тыс. руб. в Первом Московском государственном медицинском университете им. И.М. Сеченова. Стоимость образовательной программы отражает ее содержание и качество предоставляемых услуг при ее реализации: уровень используемого оборудования, информационных баз данных и прочие параметры наполнения программы, которые влияют на ее стоимость и в определенной степени могут свидетельствовать о ее конкурентоспособности на рынке аналогичных образовательных программ. При анализе стоимости программ по специальности «Фармация» мы условно выделили три группы: низкая - со средней стоимостью 78,14 тыс. руб., средняя - 105,66 тыс. руб., высокая - 157,55 руб. Значительная доля вузов вошла в группу со средней стоимостью - 56,25%. Специальность «Фармация» относится к приоритетной специальности и при утверждении стоимости образовательной программы необходимо учитывать рекомендации Министерства образования и науки РФ, которое установило ее в размере 103 390 руб. В стоимость образовательной программы вузы включают как материальные, так и не материальные ресурсы, используемые при подготовке выпускника. Однако, стоимость образовательной программы не позволяет дать объективную оценку для родителей, работодателей и абитуриентов о качестве образования. Потому предлагают включать и ряд других показателей, отражающих качество подготовки: востребованность выпускников, доля их трудоустройства, научные достижения преподавательского состава, качеством приема -средний балл ЕГЭ, количество обучающихся из других регионов и т.д.

В ходе дальнейшего анализа выявлено, что в современном распределении мест среди фармацевтических факультетов российских вузов не существует закономерности между стоимостью обучения и числом выделяемых бюджетных или внебюджетных мест, а также необходимым минимумом баллов по ЕГЭ. Такой вывод основывается на низком уровне стохастической связи между показателями, о чем свидетельствуют значения коэффициентов корреляции, представленных в таблице 3.

Таблица 3 - Взаимосвязь показателей обучения провизоров в различных вузах России в 2016 г.

Показатели Стоимость обучения бюджетных мест бюджетных мест Пр ох одной минимальный балл ЕГЭ

Стоимость обучения 1,00

Количе ство бюджетных мест -0.10 1.00

Количество внебюджетных мест -0,17 0.62 1.00

Проходнойминимальиый балл 0,29 -0,17 -0,29 1,00

Помимо бессистемной и высокой вариации стоимости подготовки специалистов в разных вузах страны в закономерностях присутствует смещение распределения бюджетных мест в пользу ряда вузов, что имеет как положительные, так и отрицательные моменты. Кластеризацию вузов по количеству бюджетных мест на фармацевтических факультетах мы проводили на основе статистических методов: при применении подхода Стерджесса [11] количество групп должно составить не менее 6, в то время как согласно результатов расчетов по подходу Террела и Скотта число групп не должно превысить 5. В соответствии с преимуществами применения последнего подхода для средних по размеру совокупностей, представленных в исследовании Зюкина Д.А. и Пожидаевой Н.А. [20], мы распределяем вузы именно по 5 группам. К первой относятся четыре вуза (Пятигорский медико-фармацевтический институт; Пермская государственная фармацевтическая академия; Сибирский государственный медицинский университет; Санкт-Петербургская государственная химико-фармацевтическая академия), значительно выделяющихся своими показателями - на их долю приходится 42,1% бюджетных мест и 25,7% внебюджетных мест.

Таблица 4 - Кластеризация вузов по количеству бюджетных мест на фармацевтических факультетах в 2016 г.

Группы ву- бюджетных мест Количество вузов в группе бюджетных мест Доля группы Б распределении оюджет- внебюджетных мест Доля группы в р а епр еделении внебюджетных мест, % Средний проходной ЕГЭ

Более 100 4 755 42,1 600 25,7 200

От 45 до 50 б 295 16,4 245 10,5 207

От 30 до 35 10 315 17,5 392 16.S 215

От 20 до 25 11 245 13,6 320 13,7 200

Менее 20 14 1S5 10,3 777 33,3 207

Итого 45 1795 100,0 2334 100.0 206

Для сохранения конкурентоспособности фармацевтическим вузам необходимо учитывать тенденции фармацевтической отрасли, поэтому утверждение программы магистратуры 33.04.01 «Промышленная фармация» (15.08. 2017 г. № 47798), стандарты ординатуры по 330801 «Фармацевтическая технология» (2014 г.) и 330803 «Фармацевтическая химия и фармакогнозия» (2014 г.) дают возможность осуществлять подготовку выпускников для фармацевтической промышленности. Однако, и в рамках ФГОС ВО на основе специализации студентов старших курсов есть возможность готовить специалистов с учетом потребностей отрасли в области фармацевтической деятельности.

Качество фармацевтического образования, а также его проблемы и перспективы активно обсуждаются фармацевтическим сообществом [4,22]. Исходя из анализа термина «качество образования», факторов, влияющих на образование, нормативных актов в области фармацевтического образования, развития новых направлений фармацевтической деятельности, было предложено понятие «качество высшего фармацевтического образования» - это система, которая включает в себя образовательную программу, профессорско-преподавательский состав, обучающихся, материально-техническую базу для химических и фармацевтических дисциплин, инфраструктуру для организации образовательного процесса, новые информационные технологии и результаты образования с целью формирования профессиональных компетенций, способных удовлетворить требования и потребности законодательного характера, потребителей на современном этапе развития фармацевтической промышленности и фармацевтического рынка для существования эффективной системы фармацевтического обеспечения населения страны. При использовании 52

термина «Фармацевтическое обеспечение» мы предполагаем, что это комплексная система, включающая основные элементы (фармацевтические услуги, в том числе фармацевтическое консультирование, лекарственное обеспечение, лекарственная помощь, фармацевтическая помощь), которые влияют на доступность жителей нашей страны к эффективным и инновационным лекарственным препаратам независимо от их стоимости. Содержание термина «фармацевтические услуги» и «фармацевтическое консультирование» представлено в приказе Минздрава России от 31.08.2016 г. №647н «Об утверждении правил надлежащей аптечной практики лекарственных препаратов для медицинского применения», который вступил в действие с 01.03. 2017 г. При использовании терминов «лекарственное обеспечение» и «лекарственная помощь» основывались на терминологию, представленную в монографии «Основы фармацевтической помощи в здравоохранении» [10], т.к. данных понятий нет в нормативных актах. При использовании термина «фармацевтическая помощь» (ФП) исходили из анализа предметной области, которую проводили в своих исследованиях ранее, но в связи с новыми тенденциями в здравоохранении и рекомендациями ВОЗ предлагаем следующее определение ФП - это пациент-ориентированный подход по обеспечению оптимальной лекарственной терапии с целью улучшения качества жизни пациента. Анализ фармацевтических терминов дает возможность концептуально представить содержание образовательных программ, что позволяет сформировать общепрофессиональные и профессиональные компетенции и достичь требуемых результатов подготовки выпускников фармацевтического профиля.

Таким образом, проведенный терминологический анализ позволяет разработать основные взаимосвязанные элементы системы качества фармацевтического образования, взаимодействие которых базируется на построении соответствующего механизма и нормативно-правовых актах, использования общих, а также специфических образовательных инструментов и технологий, которые постепенно развиваются и совершенствуются. Совокупность этих процессов направлена на обеспечение результатов качества образования и удовлетворения запросов и потребностей как обучающихся, так и сферы обращения лекарственных средств.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Проведенные исследования по определению системы качества фармацевтического образования показали, что это комплексная система, влияние на которую оказывает большое количество факторов, связанных с образовательной средой и требованиями к ней, а также с фармацевтическим знанием о лекарственных средствах, являющемся ключевым понятием фармации, которые требуют пристального внимания при подготовке выпускника с высшим фармацевтическим образованием.

Дальнейшего развития требует разработка требований единых научно-методических подходов к формированию системы определений и основных терминов в отношении качества образования как на государственном уровне, так и уровне отраслевых программ подготовки кадров для высшего фармацевтического образования. Представленный анализ позволит усовершенствовать терминологический аппарат по проблемам качества образования вследствие введения в научный оборот такого понятия как «качество фармацевтического образования» с учетом специфики фармацевтической отрасли.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1.Постановление Правительства Российской Федерации от 23.05. 2015 г. N° 497 «О Федеральной целевой программе развития образования на 2016-2020 годы» // Режим доступа http://docs.cntd.ru/document/420276588.

2. Приказ Минобрнауки России от 05.04.2017 № 301 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образователь-

Karelian Scientific Journal. 2017. Т. 6. № 3(20)

педагогические науки

Овод Алла Ивановна

ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ...

ным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.07.2017 N 47415) // Режим доступа http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_220229/.

З.Акмамбетова М.Е. Качество образования как основное условие создания мирового пространства высшего образования / М.Е. Акмамбетова, Д.В. Стрелкова // Гуманитарные исследования. 2012. №4 (44). С. 157162. 4.Актуальные вопросы современного фармацевтического образования в Российской Федерации / Ж.И. Алдышева, В.В. Береговых, Н.В. Пятигорская, И.А. Самылина // Фармация. 2013. №1. С.3-7.

5.Барченко И.Д. Особенности проведения оценки качества образования в рамках внутренней системы оценки качества образования в дополнительном образовании / И.Д. Барченко // Научное обеспечение системы повышения квалификации. 2016. №4 (29). С.85-91.

6.Воронин А.С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике. - Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2006. - 135 с.

7.Всемирная декларация о высшем образовании для XXI века: подходы и практические меры/ Принята в г. Париже 05.10.1998 - 09.10.1998 на Всемирной конференции ЮНЕСКО «Высшее образование в XXI веке: подходы и практические меры» // Режим доступа http:// obrzakon.ru/documents/opendoc/id/1073/cat_id/80.

8.ГОСТ Р ИСО 9000-2015 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь». М: Стандартинформ, 2015. 48 с.

9.Дегтярев В.А. Качество образовательного процесса как объект управления / В.А. Дегтярев // Сибирский педагогический журнал. 2009. №13. С.407-410.

10.Дремова Н.Б. Основы фармацевтической помощи в здравоохранении / Н.Б. Дремова, А.И. Овод, Э.А. Коржавых. - Курск: ГОУ ВПО КГМУ Росздрава, 2009.

- 412 с.

11.Зюкин Д.А. Совершенствование подходов применения метода кластерного анализа в экономических исследованиях / Д.А. Зюкин, Н.А. Пожидаева // Научный альманах Центрального Черноземья. 2014. №3. С. 50-52.

12.Как платят профессорам? Глобальное сравнение систем вознаграждения и контрактов / под ред. Ф. Альтбаха, Л. Райсберг, М. Юдкевич, Г. Андрущака, И. Пачеко; пер. с англ. Е.В. Сивак под науч. ред. М.М. Юдкевич; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики», - М: Изд. Дом Высшей школы экономки, 2012. -439 с. (122А)

13.Коджаспирова Г. М. Педагогический словарь // Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров: Из-во: Academia, 2000. - 176 с.

14.Кузьминых Ж.О. Высокое качество и превосходство в высшем образовании / Ж.О. Кузьминых // Аккредитация в образовании. 2012. №5 (57). С.18-19.

15.Ладнушкина Н.М. Федеральный государственный контроль качества образования как один из факторов повышения качества образования / Н.М. Ладнушкина // Евразийский Союз Ученых (ЕСУ). 2015. №3-1 (12). С.71-73.

16.Лебедев О.Е. Конец системы обязательного образования / О.Е. Лебедев // Вопросы образования. 2017. №1. С.230-259.

17.Логинова Л.Г. Качество в образовании: опыт определения понятия / Л.Г. Логинова // Образование личности. 2011. №3. С. 36-44.

18.Олейникова Т.А. Система менеджмента качества как современный подход к управлению образованием / Т.А. Олейникова, А.И. Овод, В.А. Солянина // Высшее образование в России. 2015. №1. С.119-126. (111)

19.Покасов В.Ф. Управление качеством образования современной школы (методические материалы) // Покасов В.Ф. - Ставрополь: СКИРО ПК и ПРО, 2012.

- 145 с.

20.Применение методов статистики: теория и прак-

тика: учебное пособие / Д.А. Зюкин, О.В. Святова, С.А. Беляев и др. - Курск: КГМУ, 2017. - 164 с.

21.Сандова Ф.Б. Развитие научных понятий «качество» и качество образования», «управление качеством образования» / Ф.Б. Сандова // Сб. статей международной научно-практической конференции «World Science: Problems and innovations», 30.09.2016: Изд-во «Просвещение», Пенза. С.309-313.

22.Сидуллина С.А. Применение компетентностного подхода в оценке результатов образования на фармацевтическом факультете / С.А. Сидуллина // Теория и практика актуальных исследований. 2016. №11. С.29-36.

23.Сироткин Г.В. Элементы новой системы управления качеством образования, оценки качества образования и эффективности любого типа вуза / Г.В. Сироткин // Технические науки - от теории к практике. 2013. №23. С.43-50.

24.Справочник методиста. Ч. 1. Сост. Е.А. Домбров-ская: Мн.: МГОУМК, 2012. - 48 с.

25.Суворов Н.А. Тенденции развития высшего образования в современном мире / Н.А. Суворов // Научный вестник МГТУ ГА. 2012. №182. С. 103-108.

26.Тернер Е.Ю. Управление качеством образования: ключевые аспекты / Е.Ю. Тернер, Д.М. Шайхутдинова // Казанский педагогический журнал. 2016. №4. С.216-221.

27.Управление качеством образования: учеб.-прак-тич. пособие. Ч. 1. / Е.В. Яковлев, Н.О. Яковлева -Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2000. - 147 с.

28.Ушаков Б.Г. Качество образования и/или образование качества (проблемы методологии, практики и оценки) / Б.Г. Ушаков // Управленческое консультирование. 2008. №3 (31). С.149-161.

29.Шаронова С.А. Качество образования и функции института образования / С.А. Шаронова // Экономика образования. 2007. №2. С.84а-92.

30.Швецов М.Н. Управление качеством образования в условиях модернизации российского образования / М.Н. Швецов // Актуальные проблемы экономики современной России. 2016. №3. С.4-7.

Статья поступила в редакцию 01.08.2017.

Статья принята к публикации 22.09.2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.