УДК 159.9.072
Панченко Людмила Леонидовна
Panchenko Lyudmila Leonidovna
кандидат биологических наук, доцент кафедры психофизиологии и психологии труда в особых условиях Морского государственного университета им. Г.И. Невельского, г. Владивосток тел.: (423) 230-12-53
Дмитриева Светлана Семеновна
PhD in Biological Science, Senior Lecturer of Psychophysiology and Labour Psychology Department, Maritime State University named after G.I. Nevelskoy, Vladivostok tel.: (423) 230-12-53
Dmitrieva Svetlana Semenovna
аспирант Морского государственного университета им. Г.И. Невельского, г. Владивосток тел.: (914) 703-95-73
ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ, ПОТЕРЯВШИХ БЛИЗНЕЦА В ПЕРВОМ ТРИМЕСТРЕ БЕРЕМЕННОСТИ
PhD student of Maritime State University named after G.I. Nevelskoy, Vladivostok tel.: (914) 703-95-73
RESEARCH OF PERSONALITY FEATURES OF 5-6 YEAR OLD CHILDREN, WHO LOST THEIR TWIN DURING THE FIRST TRIMESTER OF PREGNANCY
Аннотация:
В данной статье рассматривается проблема «феномена исчезнувшего близнеца» и возможных психологических последствий внутриутробной потери близнеца. Актуальность статьи связана с появившимися 25-30 лет назад медицинскими данными о значительной распространенности данного феномена. Также в работе представлены резуль-таты исследования личностных особенностей детей старшего дошкольного возраста, потерявших близнеца в первом триместре беременности.
Ключевые слова:
«феномен исчезнувшего близнеца», «синдром исчезнувшего близнеца», пренатальная травма, личностные особенности, близнецы, аборты, психологические последствия потери, выживший близнец.
The summary:
The article inquiries into a problem of «vanishing twin phenomenon» and its psychological consequences. The timeliness of this issue is caused by a considerable amount of occurrence of such a phenomenon 25-30 years ago, which was recorded in the medical data of that time. The authors represent the results of a research of personal features of over-five children who lost the twin during the first trimester of pregnancy.
Keywords:
vanishing twin phenomenon, vanishing twin syndrome, prenatal trauma, personality features, twins, abortions, psychological consequences of death, survivor twin.
Последние 30 лет ученые все чаще поднимают проблему отражения дородового и около-родового опыта в памяти. Так, С. Грофф, Д. Чемберлен, Т. Верни и другие исследователи утверждают, что опыт, полученный во время родов и в утробе матери, оставляет определенные, как правило, неосознаваемые, впечатления в психике, которые остаются на протяжении всей жизни. Эти впечатления могут влиять на поведение и судьбу человека [1, 2, 3].
Полученный перинатальный опыт травматического характера, связанный со стрессом во время беременности, намерением матери сделать аборт, осложнениями при родах и другими неблагоприятными факторами, может проявляться в особенностях самовосприятия, межличностных взаимоотношений, в переживании чувств и настроений, не связанных с реальной жизненной ситуацией, в дезадаптивном поведении [4, 5, 6, 7].
Одним из значительных травматических переживаний в утробе является «синдром, или феномен, исчезнувшего близнеца». Широкое обсуждение данного феномена стало возможным с развитием ультразвуковой диагностики, когда стали накапливаться медицинские данные о непроизвольной смерти одного из близнецов в первом, реже - втором и третьем, триместрах беременности. В таких случаях погибший плод абсорбируется телом близнеца, матери либо спонтанно абортируется. При гибели плода на ранних сроках беременности мать может не знать о случившемся. В связи с проблемой ранней диагностики многоплодности и ранней постановки беременных на медицинский учет разброс описываемых в литературе данных по частоте встречаемости данного феномена достаточно велик и составляет от 10 до 80 % беременностей, при этом большинство авторов склоняются к диапазону от 12 до 30 % [8].
С развитием вспомогательных репродуктивных технологий в медицине появилась проблема редукции плода, применяемого при экстракорпоральном оплодотворении в ситуациях,
когда приживается сразу несколько эмбрионов. Редукция проводится на 7-11 неделе беременности. Отметим, что в некоторых случаях естественного наступления многоплодной беременности данная процедура может осуществляться по медицинским показаниям либо по желанию женщины. При этом встает вопрос не только о медицинской, этической, но и о психологической стороне применения редукции эмбриона, особенно, когда решение о проведении операции принимает сама мать.
Ряд авторов отмечают, что выживший близнец имеет не только уникальный опыт единения с соблизнецом, но и трагический опыт внутриутробной потери, который, несомненно, отражается на его личности. При внутриутробной гибели близнеца выживший человек чувствует себя интимно вовлеченным в происходящее и часто ощущает свою прямую ответственность за потерю соблизнеца. Чем раньше в онтогенезе происходит утрата, тем глубже оставленный ею отпечаток [9].
К возможным физиологическим последствиям «феномена выжившего близнеца» относят: преждевременные роды, низкий вес ребенка при рождении, детский церебральный паралич, аплазия кутиса, тератома, нарушения слуха, сколиоз и другие нарушения [10, 11].
В литературе также описаны некоторые психологические последствия потери близнеца: склонность к депрессии, тревоге, страхам, ревности, агрессии по отношению к окружающим, склонность к переживанию вины, чувства незащищенности, одиночества, нарушению структур привязанности, сложности идентификации и выстраивания отношений; тяга к тактильным контактам, диссоциациативные и психосоматические расстройства. Психотерапевты отмечают, что у выживших близнецов могут наблюдаться тенденции к жизненным неудачам и неудачам в бизнесе, а также неосознаваемое стремление к смерти [12, 13, 14, 15].
Рассматривая психологические последствия гибели одного из плодов во время беременности, важно обратить внимание на то, что большинство современных авторов (Б. Бэбкок, С. Блозис, Н. Сигал, А. Хэйтон и другие авторы) считают, что травматический опыт, полученный в случае «феномена исчезнувшего близнеца» в первом триместре беременности, оказывает значительное влияние на психику выжившего близнеца [16, 17, 18]. При этом ряд исследователей (В. Брендт, О. Сэндбэнк и другие) придерживаются мнения, что о психологических последствиях внутриутробной потери можно говорить только после 10-15 недели беременности, когда взаимодействие близнецов становится более активным [19, 20].
Опираясь на современные публикации по данной проблеме, мы выдвинули гипотезу о наличие специфических личностных особенностей у детей 5-6 лет, потерявших близнеца в первом триместре беременности. Выбор возраста детей обусловлен приоритетом временной близости к травматической ситуации и возрастными ограничениями применения методов психологической диагностики до 5 лет. Выбор срока внутриутробной потери обусловлен большей распространенностью по сравнению со вторым и третьим триместрами беременности.
В организованном нами исследовании приняло участие 100 детей, 4 группы по 25 человек в каждой. Сравнивались личностные особенности детей, потерявших близнеца до 12 недели беременности, и детей из трех контрольных групп: первая - близнецы, вторая - дети, перед зачатием которых мать делала аборт, и третья - единично рожденные дети, не имевшие близнеца и до рождения которых не было абортов. Группы были рандомизированы по возрасту, по половому признаку, по составу семьи, уровню доходов, желанности беременности, ее запланированное™, сроку постановки на медицинский учет. Также отметим, что, со слов родителей, они не сообщали своим детям ни о погибшем близнеце, ни об абортах.
В рамках подбора детей для участия в исследовании проводилось анкетирование родителей на предмет медико-социальных предпосылок развития детей. Диагностика личностных особенностей осуществлялось путем проведения проективных и полупроективных тестов с детьми, а также путем заполнения воспитателями этих детей бланков «Личностного семантического дифференциала» (ЛСД) А.Г. Шмелева. В целях повышения объективности результатов ЛСД воспитатели не знали, к какой группе относится оцениваемый ребенок. Для выявления личностных особенностей использовались следующие психодиагностические методики: «Кинетический рисунок семьи» Р. Бернса и С. Кауфмана, «Дом. Дерево. Человек» Дж. Бука, «Несуществующее животное» М. 3. Друкаревич, «Домики» О.А. Ореховой, «Тест тревожности» Р. Тэммла, М. Дорки, В. Амена, «День рождения» М.А. Панфиловой.
Для математической статистической обработки полученных результатов использовался критерий угловое преобразование Фишера ф.
Согласно данному критерию существуют статистически значимые различия по частоте встречаемости следующих личностных особенностей у детей, потерявших близнеца до рождения, по сравнению с детьми из контрольных групп:
- незрелость эмоциональной сферы: инвертированность (р>0,01, р>0,05, тест «Домики» О.А. Ореховой), амбивалентность (р>0,05, тест «Домики» О.А. Ореховой);
- эгоцентризм (р>0,01, р>0,05, тест «Несуществующее животное» М.3. Друкаревич);
- нарушения полоролевой идентичности (р>0,01, тест «День рождения» М.А. Панфиловой);
- патологические личностные особенности (р>0,01, тесты «Дом. Дерево. Человек» Дж. Бука, «Кинетический рисунок семьи» Р. Бернса и С. Кауфмана, «Несуществующее животное» М.3. Друкаревич);
- чувство неполноценности в семейной ситуации, не воспринимают себя членом семьи (р>0,01 (в 2 группах), в группе близнецов - на уровне явной тенденции, тест «Кинетический рисунок семьи» Р. Бернса и С. Кауфмана).
Полученные результаты могут свидетельствовать об определенных эмоциональноличностных нарушениях и нарушениях структур привязанности у детей, переживших потерю близнеца в утробе матери.
О взаимосвязи выявленных личностных особенностей с фактом внутриутробной гибели плода говорят следующие специфические особенности, согласно угловому преобразованию ф Фишера проявившиеся значительно чаще в исследуемой группе и в группе с предшествующими абортами по сравнению с другими:
- повышенный уровень личностной тревожности (р>0,01, тест «Несуществующее животное» М.3. Друкаревич, р>0,05, «Тест тревожности» Р. Тэммла, М. Дорки, В. Амена;
- стремление общаться в ограниченном кругу друзей (р>0,01, тест «День рождения» М.А. Панфиловой).
- неуверенность, нерешительность (р>0,01, р>0,05, «Личностный семантический дифференциал» А.Г. Шмелева).
В свою очередь, среди близнецов и детей, потерявших своего близнеца до рождения, согласно используемому коэффициенту, значительно чаще встречается склонность к симбиотическим отношениям, проявившаяся наличием второго персонажа в рисуночных тестах близнецов и детей (р>0,01, тесты «Дом. Дерево. Человек» Дж. Бука, «Несуществующее животное» М.3. Друкаревич).
При качественном анализе профилей групп по «Личностному семантическому дифференциалу» А.Г. Шмелева выявлены следующие характеристики детей, переживших потерю близнеца в первом триместре беременности: уступчивый, вялый. Также воспитатели отмечают некоторые общие для выживших близнецов и детей с предшествующим беременности абортом особенности: неуверенный, нерешительный, нелюдимый, замкнутый.
По результатам проведенного исследования мы приходим к выводу, что потеря близнеца в первом триместре беременности взаимосвязана с определенными личностными особенностями детей в возрасте 5-6 лет. К ним относятся: эмоциональная незрелость, эгоцентризм, вероятные отставание либо нарушения в развитии полоролевой идентичности, нарушение структур привязанности, отсутствие чувства общности с членами семьи, а также в ряде случаев развитие патологических личностных особенностей.
Таким образом, уже в дошкольном возрасте ребенок испытывает негативные последствия пережитого «феномена исчезнувшего близнеца». В связи с этим остро встают вопросы ранней медицинской диагностики многоплодной беременности, предупреждения нежелательных последствий гибели одного из эмбрионов и своевременной психологической помощи детям, потерявшим близнеца в утробе матери. Как отмечают К. Денис, А. Хейтон, Р. Брэндт и другие авторы, если выживший близнец не знает, что он потерял брата или сестру в утробе матери, ему тяжело справиться с этими непонятными эмоциями. Если же он знает о том, что потерял близнеца, то возможности терапии такой травмы очень велики [21, 22, 23]. В целях организации системы ранней диагностики и психологического сопровождения детей необходимо просвещать врачей, психотерапевтов, психологов и родителей по данной проблеме.
Ссылки:
1. Гроф С. За пределами мозга: рождение, смерть и трансценденция в психотерапии. М., 2005.
2. Чемберлен Д. Разум Вашего нерожденного ребенка. М., 2004.
3. Верни Т., Келли Дж. Тайная жизнь ребенка до рождения. М., 1994.
4. Забозлаева И.В., Козлова М.А., Чершышева Л.В. Влияние психотравмирующих ситуаций во время беременности на дальнейшее развитие ребенка // Сборник материалов межрегиональной конференции. СПб., 1998.
References (transliterated):
1. Grof S. Za predelami mozga: rozhdenie, smert' i transtsendentsiya v psikhoterapii. M., 2005.
2. Chemberlen D. Razum Vashego nerozhdennogo rebenka. M., 2004.
3. Verni T., Kelli J. Taynaya zhizn' rebenka do rozhdeni-ya. M., 1994.
4. Zabozlaeva I.V., Kozlova M.A., Chershysheva L.V. Vliyanie psikhotravmiruyushchikh situatsiy vo vremya beremennosti na dal'neyshee razvitie rebenka // Sbornik materialov mezhregional'noy konferentsii. SPb., 1998.
5. Захаров А.И. Влияние перинатального опыта на развитие страхов у детей // Перинатальная психология и нервно-психическое развитие детей: сборник материалов Межрегиональной конференции. СПб., 1998.
6. Кренц, И. Кренц Х. Пренатальные отношения: размышления об этиологии расстройств личности // Психотерапия: ежемесячный рецензируемый научно-практический журнал. 2003. № 8. С. 25-34.
7. Huizink A. Prenatal stress and its effect on infant
development // Unpublished doctoral thesis. 2000. URL: http://www.library.uu.nl/digiarchief/dip/diss/
1933819/inhoud.htm (дата обращения: 21.04.2010).
8. Greenfield N. An exploration into the vanishing twin syndrome and its possible psychological influence on the surviving twin: a phenomenological analysis of the behaviors of a three-year-old during therapy. Santa Barbara Graduate Institute, 2007.
9. Одно пространство на двоих: близнецы в утробе
матери // Информационный канал Subscribe.ru. 2004. URL: http://subscribe.ru/archive/home.child.twinz/
200403/03143807.html (дата обращения: 10.01.2011).
10. Greenfield N. Op. cit.
11. Anderson-Berry A.L. Vanishing Twin Syndrome // Emedicine - Medscape. 2010. URL: http://emedicine. medscape.com/article/271818-overview#showall (дата обращения: 8.01.12).
12. Greenfield N. Op. cit.
13. Dennis C., Whitman P. The millennium children. Tales of the Shift, 1997.
14. Babcock B.H. My twin vanished: did yours? Tate Publishing & Enterprises, LLC, 2009.
15. Hayton A. Womb twin survivors: the lost twin in the Dream of the Womb. Wren publications, 2011.
16. Babcock B. H. Op. cit.
17. Hayton A. Op. cit.
18. Segal N., Blozis S. Psychobiological and evolutionary perspective on coping and health characteristics following loss: а twin study // Twin Research. 2002. Vol. 5 (3). P. 175-187.
19. Brandt W. Twin loss: a book for survivor twins. USA: Twinsworld Publishing Company, Leo IN, 2001.
20. Sandbank А. Twin and triplet psychology: multiprofessional guide to working with multiples.
Routledge, 1999.
21. Dennis C., Whitman P. Op. cit.
22. Hayton A. Op. cit.
23. Brandt W. Op. cit.
5. Zakharov A.I. Vliyanie perinatal'nogo opyta na razvitie
strakhov u detey // Perinatal'naya psikhologiya i nervno-psikhicheskoe razvitie detey: sbornik
materialov Mezhregional'noy konferentsii. SPb., 1998.
6. Krents, I. Krents H. Prenatal'nye otnosheniya:
razmyshleniya ob etiologii rasstroystv lichnosti // Psikhoterapiya: ezhemesyachniy retsenziruemiy
nauchno-prakticheskiy zhurnal. 2003. No. 8. P. 25-34.
7. Huizink A. Prenatal stress and its effect on infant
development // Unpublished doctoral thesis. 2000. URL: http://www.library.uu.nl/digiarchief/dip/diss/
1933819/inhoud.htm (date of access: 21.04.2010).
8. Greenfield N. An exploration into the vanishing twin syndrome and its possible psychological influence on the surviving twin: a phenomenological analysis of the behaviors of a three-year-old during therapy. Santa Barbara Graduate Institute, 2007.
9. Odno prostranstvo na dvoikh: bliznetsy v utrobe ma-teri // Informatsionniy kanal Subscribe.ru. 2004. URL: http://subscribe.ru/archive/home.child.twinz/200403/0 3143807.html (date of access: 10.01.2011).
10. Greenfield N. Op. cit.
11. Anderson-Berry A.L. Vanishing Twin Syndrome // Emedicine - Medscape. 2010. URL: http://emedicine. medscape.com/article/271818-overview#showall (date of access: 8.01.12).
12. Greenfield N. Op. cit.
13. Dennis C., Whitman P. The millennium children. Tales of the Shift, 1997.
14. Babcock B.H. My twin vanished: did yours? Tate Publishing & Enterprises, LLC, 2009.
1 5. Hayton A. Womb twin survivors: the lost twin in the Dream of the Womb. Wren publications, 2011.
16. Babcock B. H. Op. cit.
17. Hayton A. Op. cit.
18. Segal N., Blozis S. Psychobiological and evolutionary perspective on coping and health characteristics following loss: a twin study // Twin Research. 2002. Vol. 5 (3). P. 175-187.
19. Brandt W. Twin loss: a book for survivor twins. USA: Twinsworld Publishing Company, Leo IN, 2001.
20. Sandbank A. Twin and triplet psychology: multiprofessional guide to working with multiples.
Routledge, 1999.
21. Dennis C., Whitman P. Op. cit.
22. Hayton A. Op. cit.
23. Brandt W. Op. cit.