DOI: 10.23888^^20182279-291 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФЕНОМЕНА ИСЧЕЗНУВШЕГО БЛИЗНЕЦА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Каращук Л.Н., Дискаева Е.А.
Рязанский государственный медицинский университет им. акад. И.П. Павлова
Аннотация. В последнее время учеными наблюдается взаимосвязь между событиями, происходившими во время беременности, или, самочувствие матери во время этого периода и какими-либо отклонениями в развитие ребенка. Тот опыт, который дети получают, находясь в матке матери, во время родов очень важен, так как эти впечатления остаются на всю жизнь в психике и оставляют неизгладимый отпечаток в ней. На сегодняшний день имеется много исследований, которые представляют доказательства того, что плод обладает эмоциональным восприятием и активно функционирующей памятью, а воспринятые до рождения впечатления — после рождения оказывают влияние на образ мышления и стиль поведения человека в течение всей его последующей жизни. Например, Beversdorf с коллегами из кафедры неврологии Медицинского Центра университета штата Огайо (США) интенсивно изучалигенетическиеаспекты аутизма. Но в последующем группа ученых решила обратить внимание на социально-психологические факторы и обнаружила, что сильный эмоциональный стрессор, перенесенные женщинами на 21-32 недели, с пиком в 25-28 недель, играет огромную роль в происхождении аутизма [1]. Лонгитюдные исследования показывают, что последствия перенесенного эмоционального стресса в пренатальной фазе могут быть самые разные [2]. Одним из сильных, значимых травматических переживаний в пренатальном развитии является «феномен, или синдром, исчезнувшего близнеца» (Vanishingtwin). Это загадочная аномалия, которая заключается в том, что в
течение многоплоднои беременности на определенном сроке, чаще всего, в первом триместре, остается только один близнец, а другой по ряду причинпогибает.
Таким образом, в этой статье рассматриваются проблемы «феноменаисчез-нувшего близнеца» и возможные психологические последствия внутриутробной потери близнеца. Широкое использование УЗИ в ранние сроки беременности показало значительную распространенность данного феномена, что делает актуальной проблему психологической помощи и поддержки близнецам, потерявших сибса до рождения.
Ключевые слова: «феномен исчезнувшего близнеца», «синдром исчезнувшего близнеца», выживший близнец,близнецы, пренатальная травма, психологические последствия потери, личностные особенности.
PSYCHOLOGICAL FEATURES OF THE PHENOMENON OF THE VANISHED TWIN: THEORETICAL ANALYSIS
Karaschuk L.N., Diskaeva E.A.
Ryazan State Medical University
Abstract.Recently scientists observe interrelation between the events which were taking place during pregnancy or, health of mother during this period and any deviations in development of the child. That experience which children get, being in mother's uterus, it is at the time of delivery very important as these impressions remain for the rest of life in mentality and leave an indelible print in her. Today there are many researches which produce the evidence that the fruit possesses emotional perception and actively functioning memory, and the impressions apprehended till the birth — after the birth exert impact on a mentality and style of behavior of the person during all his subsequent life. For example, Beversdorf with colleagues from department of neurology of the
Medical Center of Ohio State University (USA) intensively studied genetic aspects of autism. But in the subsequent the group of scientists has decided to pay attention to social and psychological factors and has found out that the strong emotional stressor, transferred women for 21-32 weeks, with peak in 25-28 weeks, plays a huge role in origin of autism [1]. Longityudny researches show that consequences of the postponed emotional stress in a prenatal phase can be the most different. It and persuasive states, phobias, fears, a syndrome of deficiency of attention and hyperactivity, the increased aggression, tendency to asocial and suicide behavior, etc. [2].
One of strong, significant traumatic experiences in prenatal development is «the phenomenon, or a syndrome, the disappeared twin» (Vanishing twin). It is mysterious anomaly which is that during polycarpous pregnancy on a certain term, most often, in the first trimester, there is only one twin, and another for a number of reasons perishes.
Thus, the problem of «vanishing twin phenomenon» and possible psychological consequences of intrauterine death of a twin. The widespread use of ultrasound in early pregnancy showed a significant prevalence of this phenomenon, which makes the problem of psychological help and support for twins who lost their siblings before birth a relevant issue.
Keywords: vanishing twin phenomenon, vanishing twin syndrome, survivor twin, twins, prenatal trauma, psychological consequences of death, personality features.
Цель исследования: исследование психологических особенностей феномена близнеца в современных отечественных и зарубежных работах.
Методы исследования: теоретические - анализ и синтез, сравнение, классификация, обобщение исследований феномена исчезнувшего близнеца в работах отечественных и зарубежных авторов.
Результаты исследования. Впервые о феномене исчезнувшего близнеца заговорили в 1945 году, но своё название он получил в 1980 году на Третьем Международном Конгрессе по Исследованиям Близнецов, который проходил в Иеру-
салиме. В 1995 году Lawrence Wright опубликовал в журнале TheNewYorker статью под названием DoubleMystery (Двойная тайна), после чего ФИБ стал обсуждаться общественностью [3].
Благодаря совершенствованию УЗИ и более раннему выявлению беременности теперь можно увидеть и задокументировать это явление, которое происходило всё это время. С помощью ультразвукового исследования были накоплены медицинские данные о непроизвольной смерти одного из близнецов, чаще в первом, реже втором и третьем триместрах беременности. Погибший плод поглощается организмом матери (близнеца), или мумифицируется, или, прикрепившись к плаценте, превращается в какое-либо новообразование (кисту, к примеру). Если патология обнаружена на поздних сроках беременности, то речь идет уже о замирании плода, и считать это феноменом исчезнувшего близнеца нельзя.
Феномен исчезающего близнеца встречается в соотношении 1 к 8 многоплодных беременностей и могут быть даже не известны в большинстве случаев. Обзор ультразвукового исследования или сонографии 1000 беременностей показал, что из них 21,2 % продемонстрировали феномен исчезнувшего близнеца, часто сопровождающейся кровотечением, но хорошим прогнозом для выжившего близнеца [4]. Продолжающиеся усовершенствования и широкое использование сонографии в ранние сроки беременности помогли подтвердить, то, что когда-то считалось экстраординарным, а на данный момент является относительно частым событием. Dr. Charles Boklage изучал отчеты о 326 беременностях близнецами и выяснил, что 61 из них закончилась рождением близнецов, 125 рождением одиночных детей, а оставшиеся 186 были полной потерей. Такова степень риска при беременности близнецами [5].
Для того чтобы приступить к психологическим последствиям потери близнеца, необходимо ознакомиться со спецификой близнецовой среды. Из-за особенного отношения к близнецам они с раннего детства растут в несколько необычной атмосфере. Многие окружающие воспринимают близнецовую пару как единое
ff
неразделимое целое, игнорируют различия детей, зовут их по фамилии или одним именем, не придают значения отношению детей к тому, что их путают и т.п. Близнецы в раннем возрасте, а иногда и позже, почти никогда не разлучаются, часто носят одинаковую одежду, играют в одинаковые игры, читают одни и те же книги и т.д. Это способствует возникновению так называемой «реакции», или «эффекта близнецовости» - полного отождествления себя с близнецовым партнером, стремления ничем не отличаться от него. Они имеют уникальную сильную привязанность, которая пересекает эмоциональные, психологические, духовные и порой физические границы [4]. Близнецовая ситуация накладывает неизгладимый отпечаток на всё развитие близнецов и на отношение как с родителями, так и с другими людьми. Близнецовая пара часто образует свой микромир, характеризующийся рядом особенностей как внутри себя, так и во взаимоотношениях с другими людьми и внешним миром. И эта особая среда между близнецами формирует сильную привязанность друг другу, в результате чего, даже на временную разлуку с со - близнецом, они будут реагировать так же остро, как на разлуку с матерью.
Характерным явлением для близнецов бывает употребление местоимения «мы» вместо «я», они позже узнают себя на фотографии и в зеркале, они позже одиночнорожденных начинают употреблять собственное имя, откликаются не только на свое, но и на имя близнеца.
Тесная привязанность близнецов друг к другу, стремление всегда быть вместе иногда приводят к тому, что дети взаимодействуют только между собой, ис-ключаяиз круга общения сверстников, а то и всех других людей. В такой ситуации возможно появление у детей так называемой «автономной» речи - непонятной для посторонних.
Таким образом, ценность близнецового партнера для со-близнеца с самого рождения так высока, что отношения в близнецовой паре можно охарактеризовать как симбиотические.
Потеря близнеца может негативно сказаться на выжившем близнеце. Это приводит к нарушениям идентичности, стратегий выживания, также может стать основой эмоциональных и психологических проблем у выжившего близнеца.
Некоторые психологи (Boklage C., Sandbank A.) говорят о том, что последствия ФИБ могут быть настолько глубоки, что из выживших близнецов в последующем требуется поддержка на протяжении всей жизни [5,6].
Джоан Вудвард, психотерапевт из Великобритании, провела обширные исследования потери близнецов. Она пришла к выводу о том, что такая потеря может повлиять в целом на личность выжившего близнеца, на его способность доверять окружающим, эмоциональное состояние и даже на желание жить [5].
В России исследований очень мало. В частности Панченко Л.Л. и Дмитриева С.С. исследовали личностные особенности детей 5-6 лет, потерявших близнеца в первом триместре беременности. По результат проведенного ими исследования уже в дошкольном возрасте ребенок испытывает негативные последствия, которые проявляются в эмоциональной незрелости, нарушение структур привязанностей, вероятное оставание или нарушения в развитии полоролевой идентичности
[7].
На основе анализа работ разных авторов можно выделить следующие психологические последствия потери близнеца в утробе матери [4,5,6,7,8,9]:
- чувство потери,
- горя и одиночества,
- неполноценности,
- отсутствия чего-либо,
- депрессия,
- вина выжившего.
При внутриутробной гибели одного из близнецов, выживший чувствует себя слишком вовлеченным в происходящее и часто ощущает свою прямую ответственность за потерю соблизнеца.
- неосознаваемое стремление к смерти:
Наблюдается аффективная нестабильность из-за заметной изменчивости настроения, такой как интенсивная эпизодическая дисфория, раздражительность или беспокойство, обычно длится несколько часов и редко бывает более нескольких дней.
Проблемы эмоционального характера.
Оставшиеся в живых близнецы, похоже, являются жертвами сильных эмоций, которые, как представляется, не имеют рационального объяснения. Они страдают частыми изменениями настроения, в результате того, что пытаются найти объяснения болезненных страданий. Эта аффективная нестабильность отражается в следующих утверждениях (опросник Алтей Хейтон):
- Всю свою жизнь я испытывал глубокую эмоциональную боль, которая не уходит, несмотря на все мои усилия по исцелению себя - 54,8%
-Я испытываю очень сильное чувство печали, когда близкий человек (или любимое домашнее животное) умер - 49,6%
- Меня расстраивает, если я не могу уменьшить страдания других - 42%
- Я настолько интуитивный и чуткий, что для меня это является проблемой -48,1%
- Мне часто бывает трудно заснуть, даже когда я очень устал - 45,3%
- Я страдаю от депрессии - 48,7%
- Иногда я чувствую, что не могу справиться со своей жизнью - 36,8%
- Я часто расстраиваюсь из-за мелочей - 29,8%
- проблемы с управлением.
Таким образом, у выжившего близнеца часто возникают проблемы с управлением происходящего с ним, и это может быть связано с тем, что он не мог контролировать то, что произошло с ним и его близнецом в утробе матери. Соответственно, выжившие близнецы компенсируют это во взрослой жизни.
Электронный научный журнал г |
«ЛИЧНОСТЬ В МЕНЯЮЩЕМСЯ МИРЕ: ЗДОРОВЬЕ, АДАПТАЦИЯ, РАЗВИТИЕ» j
www.humjournal.rzgmu.ru / E-mail: [email protected]
Проблема общения с воображаемым другом.
Выжившие близнецы в раннем детстве часто имеют несуществующего друга, с которым они разговаривает и играет. Ребенок может настаивать на месте для друга за обеденным столом или на месте в автомобиле.
Проблемы процессуального характера.
- шизофрения, раздвоение личности (диссоциативное личностное расстройство);
-гиперчувствительность;
- ощущения не хватки чего-то, пустоты в течение жизни.
Таким образом, оставшиеся в живых близнецы, как правило, сообщают о смутном чувстве «нехватке чего-либо». Для тогочтобы справиться с этим чувством у выживших близнецов есть тенденция удерживать близких, находится в долговременных отношениях, проводить бессмысленные ритуалы, привычки. Существует очень сильное сопротивление изменениям жизни или отпущению какой-либо сентиментальной ценности, что ясно из некоторых заявлений опросника:
- Всю свою жизнь я искал что-то, не знаю что это может быть - 68,4%
- Всю свою жизнь я чувствовал пустоту внутри себя - 48,4%
- Мне трудно отпустить незавершенные проекты, дела - 48,9%
Проблемы гомосексуальных отношений.
Алтея Хейтон, говорит о том, что глубокое, сильное, зависимое отношение к другому человеку не всегда связано с сексуальной деятельностью, оно может основываться исключительно на необходимости близости, общения и взаимопонимания.
«Внутриматочный перенос гормона между дизиготными близнецами»
Алтея Хейтон в своей статье, упомянула то, что значительное число из выживших близнецов в некотором роде несут юнергию противоположного пола, не будучи гермафродитами. Они могут одеваться или иметь прическу, характерную для противопложного пола. Так как в дизиготической паре, где слились две пла-
центы, может произойти обмен гормонов через плацентарный барьер. В случае, когда один близнец умирает в утробе матери, выживший близнец матки несет гендерную энергию своего близнеца.
Женщины с мужской энергией найдут своего суррогатного близнеца в мужчине с женской энергией и наоборот. Обычно гетеросексуальные выжившие близнецы матки выбирают партнеров противоположного пола, которые напоминают энергетический состав их потерянного близнеца.
Но что если близнецы однополые? В этом случае близкая дружба и интимные связи, будут отражать природу их потерянного близнеца. У такого близнеца будет существовать потребность в лучшем друге, так как он нуждается в глубоком эмоциональном союзе с другим человеком этого же пола [4].
Выводы
Таким образом, выживший близнец имеет ряд психологических особенностей, что делает актуальной проблему психологической помощи и поддержки близнецам, потерявших своего со-близнеца до рождения.
Так же стоит сказать о значимости того, чтобы родители были уведомлены об исчезновении не рожденного близнеца и рассказывали об этом родившемуся близнецу.
Конфликт интересов отсутствует.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. BeversdorfD Qetal. Timing of prenatal stressors and autismJAutismDevDisord. 2005. Aug. 35(4):471-8.
2. Малых С.Б., Сибурина А.Ю. Я или МЫ: Как растить близнецов. - М.: Генезис, 2008.511 с.
3. Double mystery - Lawrence Wright // The New-Yorker URL: https://www.newyorker.com/magazine/1995/08/07/double-mystery (датаобращения: 10.10.2017).
4. Vanishing Twin Syndrome // Wombtwin URL: http://www.wombtwin.com/wtshomosexuality/4582948839 (дата обращения: 10.10.2017).
5. Sandbank A. Twin and triplet psychology: multi-professional guide to working with mulitples // - London: Routledge, 1999. 244 p.
6. Charles E. Boklage How new humans are made. - London: World Scientific, 2010.499 p.
7. Дмитриева С.С, Панченко Л.Л Личностные особенности детей от 5 до 7 лет, потерявших близнеца в первом триместре беременности // Вестник Череповецкого государственного университета. - 2012. - № 2.C. 201-203.
8. CarylDenisURL: https://caryl.ipower.com/wordpress/vanishing-twins/ (датаоб-ращения: 10.10.2017).
9. Vanishing Twin Syndrome // Natural Health Techniques URL: http://naturalhealthtechniques.com/specificdiseasesvanishing_twin/ (датаобращения: 10.10.2017).
10. Петрова Е. И., Медведева О. В. Анализ деятельности перинатального центра в многоуровневой системе оказания медицинской помощи женщинам во время беременности, родов и в послеродовом периоде (на примере Рязанской области) // Рос. мед.-биол. вестн. им. акад. И.П. Павлова. 2013. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-deyatelnosti-perinatalnogo-tsentra-v-mnogourovnevoy-sisteme-okazaniya-meditsinskoy-pomoschi-zhenschinam-vo-vremya-beremennosti (дата обращения: 12.06.2018).
REFERENCES:
1. Beversdorf DQ et al. Timing of prenatal stressors and autism. JAutismDevDi-sord. 2005. Aug. 35(4):471-8.
2. MalykhS.B., Siburin A. Ya ili my: Kak rastit' bliznetsov[Yu. I or we: How to raise twins]. - M.: Genesis, 2008. P. 201-203 (in Russian).
Ш
3. Double mystery - Lawrence Wright // The New-Yorker URL: https://www.newyorker.com/magazine/1995/08/07/double-mystery (accessed 10.10.2017).
4. Vanishing Twin Syndrome// Wombtwin URL: http://www.wombtwin.com/wtshomosexuality/4582948839 (accessed 10.10.2017).
5. Sandbank A. Twin and triplet psychology: multi-professional guide to working with mulitples // - London: Routledge, 1999. 244 p.
6. Charles E. Boklage How new humans are made. - London: World Scientific, 2010. 499 p.
7. Dmitriyeva C.C., Panchenko L.L Lichnostnyye osobennosti detey ot 5 do 7 let, poteryavshikh bliznetsa v pervom trimestre beremennosti [Personal features of children from 5 to 7 years which have lost the twin in the first trimester of pregnancy] // Vestnik Cherepovetskogo gosudarstvennogo universiteta [The Bulletin of the Cherepovets state university]. - 2012. - No. 2 (in Russian).
8. Caryl Denis URL: https://caryl.ipower.com/wordpress/vanishing-twins/ (accessed 10.10.2017).
9. Vanishing Twin Syndrome // Natural Health Techniques URL: http://naturalhealthtechniques.com/specificdiseasesvanishing_twin/ (accessed 10.10.2017).
10. Petrova Ye.I., Medvedeva O.V. Analiz deyatel'nosti perinatal'nogo tsentra v mnogourovnevoy sisteme okazaniya meditsinskoy pomoshchi zhenshchinam vo vremya beremennosti, rodov i v poslerodovom periode (na primere Ryazanskoy oblasti) [Analysis of the activity of the perinatal center in the multilevel system of rendering medical care to women during pregnancy, childbirth and in the postpartum period (on the example of the Ryazan region)] // Ros. med.-biol. vestn. im. akad. I.P. Pavlova [Ros. medi-cal-biol. known. them. acad. I.P. Pavlova] 2013. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-deyatelnosti-perinatalnogo-tsentra-v-
mnogourovnevoy-sisteme-okazaniya-meditsinskoy-pomoschi-zhenschinam-vo-vremya-beremennosti (data obrashcheniya: 12.06.2018).
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:
Каращук Любовь Николаевна - старший преподаватель кафедры общей и специальной психологии с курсом педагогики Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Рязанский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Рязань, ул. Высоковольтная, д. 9, e-mail: [email protected]
Дискаева Елизавета Алексеевна - студентка 3 курса факультета клинической психологии Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Рязанский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Рязань, ул. Высоковольтная, д. 9, e-mail: [email protected]
INFORMATION ABOUT AUTHORS:
Karashchuk Lyubov Nikolaevna - Senior Lecturer of the Department of General and Special Psychology with a course in Pedagogy of the Federal State Budget Educational Educational Institution of Higher Education «Ryazan Acad. I.P.Pavlov Medical University» of the Ministry of Health of the Russian Federation, Ryazan, Vysokovolt-naya street, 9, e-mail: [email protected]
Diskaeva Elizaveta Alekseevna - 3-year student of the Faculty of Clinical Psychology of the Federal State Budget Educational Educational Institution of Higher Education «Ryazan Acad. I.P.Pavlov Medical University» of the Ministry of Health of the Russian Federation, Ryazan, Vysokovoltnaya street, 9, e-mail: [email protected]
Дата поступления: 21.06.2018г.
Дата принятия в печать: 21.06.2018г.
ССЫЛКА ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:
Каращук Л.Н., Дискаева Е.А. Психологические особенности феномена исчезнувшего близнеца: теоретический анализ [Электронный ресурс] /Л.Н. Кара-щук, Е.А. Дискаева // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие: сетевой журн. 2018 т.6 №2 (21). Режим доступа: http://humjournal.rzgmu.ru/art&id=322 (дата обращения: чч.мм.гггг).
REFERENCE FOR CITING:
Karashchuk L.N., Diskayeva Ye.A. Psikhologicheskiye osobennosti fenomena ischeznuvshego bliznetsa: teoreticheskiy analiz [Psychological features of the phenomenon of the vanished twin: theoretical analysis] [Electronic resource]/ L.N.Karashchuk, Ye.A. Diskayeva // Lichnost' v menyayushchemsya mire: zdorov'ye, adaptatsiya, razvitiye: setevoy zhurnal [Personality in a changing world: health, adaptation, development: network journal] 2018 v.6 №2 (21). Access mode: http://humjournal.rzgmu.ru/art&id=322 (date of reference: hh.mm.yyyy).