Научная статья на тему 'Изменение прогностического мышления в ходе обучения в вузе'

Изменение прогностического мышления в ходе обучения в вузе Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
640
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЫШЛЕНИЕ / ПРОГНОСТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / ИНТУИЦИЯ / ПРОГНОЗИРОВАНИЕ / ПРОГНОЗ / "ИНСАЙТ" / КАЧЕСТВА И ОПЕРАЦИИ МЫШЛЕНИЯ / КОНДЕНСАЦИЯ / СМЕЩЕНИЕ / СИМВОЛИЧЕСКАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ / "INSIGHT" / THINKING / PROGNOSTIC THINKING / INTUITION / FORECASTING / FORECAST / QUALITIES OF THINKING / THINKING OPERATION / CONDENSATION / DISPLACEMENT / SYMBOLICAL TRANSFORMATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Забегалина Светлана Викторовна

В статье рассматриваются некоторые особенности прогностического мышления: его основные качества, показатели, используемые операции обработки информации и т.д. А также анализируется роль волевых усилий и эмоций при прогнозировании, определяются методы исследования и факторы прогностического мышления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Изменение прогностического мышления в ходе обучения в вузе»

Группы были рандомизированы по возрасту, по половому признаку, по составу семьи, уровню доходов, желанности беременности, ее запланированно-сти, сроку постановки на медицинский учет и др.

Для выявления личностных особенностей детей с ними были проведены следующие основные тесты: проективные методики «Кинетический рисунок семьи» Р. Бернса и С. Кауфмана, «Дом. Дерево. Человек» Дж. Бука, «Несуществующее животное» М.3. Друкаревич, «Кактус» М.А. Панфиловой, полупро-ективные тесты «Домики» О.А. Ореховой, «Тест тревожности» Р. Тэммла, М. Дорки, В. Амена, «День рождения» М. А. Панфиловой, а также личностный дифференциал (вариант, адаптированный в НИИ им. В.М. Бехтерева). Для математической статистической обработки полученных результатов использовался критерий угловое преобразование Фишера ф.

Согласно используемому математическому критерию, существуют статистически значимые различия по частоте встречаемости определенных личностных особенностей у детей. Для тех, кто потерял близнеца в утробе матери, характерно:

- незрелость эмоциональной сферы: инвертиро-ванность (р > 0,01, р > 0,05, тест «Домики» О.А. Ореховой), амбивалентность (р > 0,05, тест «Домики» О.А. Ореховой);

- эгоцентризм (р > 0,01, р > 0,05, тест «Несуществующее животное» М.3. Друкаревич);

- тенденция к замедленному формированию полоролевой идентичности (р > 0,01, тест «День рождения» М.А. Панфиловой);

- патологические личностные особенности (р > 0,01, тесты «Дом. Дерево. Человек» Дж. Бука, «Кинетический рисунок семьи» Р. Бернса и С. Кауфмана, «Несуществующее животное» М.3. Друкаре-вич);

- чувство неполноценности в семейной ситуации, не воспринимают себя членом семьи (р > 0,01 (в 2 группах), в группе близнецов - на уровне явной тенденции, тест «Кинетический рисунок семьи» Р. Бернса и С. Кауфмана).

Помимо явных различий проявились и некоторые сходства в группах. Так, у близнецов и у детей, переживших внутриутробную потерю, выявлена склонность к симбиотическим отношениям (рисуночные тесты). В свою очередь, у детей, потерявших близнеца до рождения, и у детей, перед рождением которых мать сделала аборт, наблюдаются повышенный уровень тревожности (тест тревожности Р. Тэммла, М. Дорки, В. Амена, личностный диффе-

ренциал) и нарушения коммуникативной сферы («День рождения» М.А. Панфиловой, личностный дифференциал). Это позволяют нам говорить о взаимосвязи этих личностных свойств с явлением близ-нецовости и фактом потери. Объяснение полученным данным дает системная семейная психология, в рамках которой все изменения в семейной системе оказывают воздействие на всех ее членов [2].

Таким образом, выдвинутое предположение о наличии специфических личностных особенностей у детей старшего дошкольного возраста, потерявших близнеца до рождения, нашло подтверждение. Однако отметим необходимость дальнейшего исследования данной проблемы.

Литература

1. Чемберлен, Д. Разум Вашего новорожденного младенца / Д. Чемберлен. - СПб., 2011.

2. Черников, А.С. Системная семейная терапия: интегративная модель диагностики / А.С. Черников - М., 2001.

3. Babcock, B.H. My twin vanished: did yours? The vanishing twin crisis. Tate Publishing&Enterprises, LLC / B.H. Babcock. - 2009.

4. Castellino, R. The stress matrix: Implications for prenatal and birth therapy / R. Castellino // Journal of Prenatal & Perinatal Psychology & Health. - 2000. - № 15 (1). - P. 31 -62.

5. Emerson, W. The vulnerable prenate / W. Emerson // Pre- and Perinatal Psychology Journal. - 1996. - № 10 (3). -P. 125 - 142.

6. Farrant, G. Cellular consciousness: Keynote address: 14th IPA convention, August 30, 1986. Retrieved November 5, 2006 / G. Farrant. - URL: http://www.primals.org/articles/ farrant3.html.

7. Hayton, A. Womb twin survivors. The lost twin in the Dreem of the Womb. Wren Publications / A. Hayton. - 2011.

8. Noble, E. Primal connections: How our experiences from conception to birth influence our emotions, behavior, and health / E. Noble. - Simon & Schuster, 1993.

9. Pinborg, A. Consequences of vanishing twins in IVF/ICSI pregnancies / A. Pinborg, O. Lidequaard, N. La Cour Freiesleben, A.N. Andersen. - Hum Reprod. - 2005. - № 20 (10). - P. 2821 - 2829.

10. Segal, N. Psychobiological and evolutionary perspective on coping and health characteristics following loss: A twin study / N. Segal, S. Blozis // Twin Research. - 2002. - № 5 (3) - P. 175 - 187.

11. Verny, T. The Secret Life of the Unborn Child / T. Verny. - Simon & Schuster, 1981.

12. Woodward, J. The lone twin. Understanding twin bereavement and loss. Free assotiation books limited / J. Woodward. - 2010.

УДК 159.95

С.В. Забегалина

ИЗМЕНЕНИЕ ПРОГНОСТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В ХОДЕ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ

В статье рассматриваются некоторые особенности прогностического мышления: его основные качества, показатели, используемые операции обработки информации и т.д. А также анализируется роль волевых усилий и эмоций при прогнозировании, определяются методы исследования и факторы прогностического мышления.

Мышление, прогностическое мышление, интуиция, прогнозирование, прогноз, «инсайт», качества и операции мышления, конденсация, смещение, символическая трансформация.

The article considers some features of prognostic thinking: its basic qualities, indicators and used operations for processing the information etc. The role of volitional efforts and emotions at forecasting is analyzed; the methods of research and the factors of prognostic thinking are defined in the paper.

Thinking, prognostic thinking, intuition, forecasting, forecast, «insight», qualities of thinking, thinking operation, condensation, displacement, symbolical transformation.

Прогностическое мышление задействуется в различных ситуациях - от ситуаций классифицируемых как нормальные до параэкстремальных и экстремальных - и используется повсеместно: от научной мысли и до эстетического образа. Так, в сложных ситуациях хорошо развитое мышление, освобожденное от давления внутренних запретов, излишнего контроля и критичности вследствие того, что «некогда», подстегиваемое дефицитом времени, работает «автоматически» и может восполнить пробелы сенсорной информации, но только в том случае, если задача действительно является решаемой для данного индивида.

Очевидно, что многие проблемы решаются путем сравнения и переноса решений от уже изученных явлений, известных ситуаций на новые. Но чтобы совершить эти две операции в свете новой задачи, нужно интуитивное «озарение», переосмысление ситуации. Первоначально намечается сфера, проблемная область, где будут задействованы предполагаемые мыслительные операции, очерчивается тот потенциальный круг знания, с которым соотносится данная проблема. Затем часто идет перенос ранее полученного решения на новую ситуацию. В этой связи особенно ценным является утверждение С.Л. Рубинштейна о том, что такой перенос «возможен лишь при выходе анализа из рамок непосредственно данных условий задачи, за пределы наглядной ситуации» [6, с. 322]. Прогностическое мышление

предполагает свободное оперирование не только «левополушарными» операциями переработки информации, связанными с дискурсивным мышлением, но и «правополушарными», находящимися вне контроля сознания. Впервые такие способы переработки информации были отмечены психоаналитической школой.

«Надсознательные» процессы являются проявлением творческой интуиции, благодаря чему происходит рекомбинация прежних впечатлений, и их соответствие действительности устанавливается вторично [4, с. 217]. Надсознательное участвует в регуляции индивидуального научного творчества с помощью категориального аппарата познания - ученый, поглощенный исследованием, разворачивает гипотезы, выдвигает новые идеи и при этом не осознает то, как он это делает, хотя и следует объективной логике. Надсознательное является проявлением интуитивного, свернутого мышления. Полученная интуитивным путем новая информация осознается субъектом как нечто внезапное и неожиданное, так как отсутствует видимая связь результата с предшествующей ему неосознанной интеллектуальной деятельностью.

Решение приходит в сознание тогда, когда оно

обычно отвлечено от этой проблемы, поэтому оценивается как неожиданное и сопровождается эмоциональной активацией и уверенностью в его верности. Интуиция помогает в деятельности только при наличии опыта решения аналогичных задач по структуре, содержанию, используемым методам и т.д., и при наличии развитого, творческого и одновременно критического мышления.

Подтверждают присутствие интуиции в прогнозировании, в прогностическом мышлении следующие моменты:

а) многочисленность возможных сочетаний элементов проблемы и практическая невозможность их полного перебора;

б) способность мышления очень быстро отказаться от составления многих возможных, но «неразумных» сочетаний, что особенно важно в ситуациях с лимитом времени;

в) задачи мы решаем, как правило, начиная с общих условий, а затем в ходе анализа сужаем область внимания, мышления, что было отмечено еще И. П. Павловым, а относительно мышления конкретизировано С. Л. Рубинштейном. Мы интуитивно отбрасываем несущественное, концентрируясь на главном;

г) в процессе решения задач некоторые простые операции проводятся как бы машинально, без участия дискурсивного мышления, через сознание проводится лишь то, что составляет проблему.

Согласно А.В. Брушлинскому «всякое мышление есть прогнозирование, но не наоборот, т. е. не всякое прогнозирование есть мышление», что обосновывается наличием физиологических, психологических, а иногда и технических механизмов управления прогнозированием. Мысленное прогнозирование связано с решением определенной задачи, когда некоторые свойства объекта предвосхищаются. Происходит глубокое по своей сути обобщение соотношений этих свойств, способов их познания, и, в результате, прогнозирование - это «живой мыслительный процесс», а не «дизъюнктивный выбор из альтернатив» [2, с. 204].

Ощущение проблемы как диссонанса между имеющимся и желаемым вызывает у человека определенное познавательное напряжение, которое может разрешиться либо отысканием логического решения (левополушарный процесс), либо внезапным усмотрением решения как новой структуры исходных данных (правополушарный процесс).

Сам уровень сформированности прогностического мышления на основе анализа работ Ж. Адамара, А.В. Брушлинского, Р.М. Грановской, Я. А. Пономарева и других ученых мы предполагаем возможным определять на основе следующих критериев обработки информации и выработки решения:

1. Использование или неиспользование подсказок, объективно содержащих принцип или звено решения основной задачи. Чем успешнее используются подсказки, тем выше уровень прогнозирования.

2. Частота решения задачи путем инсайта. Инсайт характерен для людей с высоким уровнем предвосхищения (по крайней мере, в области задач, решаемых с помощью инсайта).

3. Уверенность или неуверенность на этапе анализа условий задачи. Сомнение на этапе принятия условий задачи показывает установку на сомнение в возможности адекватного решения, человек заранее «оправдывается» в своей возможной неудаче.

4. Умение верно квалифицировать промежуточные и конечные решения задачи, определять завершенность или незавершенность выполнения задачи, получение всех возможных результатов или только их части.

5. Уверенность или неуверенность в правильности найденного решения и способе его получения. Прогностическое мышление предполагает уверенность в своих возможностях.

6. Умение отходить от навязанного хода рассуждений, искать альтернативные ему. Здесь проявляется уровень конформности личности, творческие способности.

7. Умение приводить себя с помощью саморегуляции в такое состояние, которое будет максимально способствовать успешному решению поставленной задачи. Оптимальный уровень психического напряжения индивидуален и зависит от личностных особенностей.

8. Умение интегрировать полученный ранее опыт и применять его в новых условиях, на задачах иного типа. Особенно это важно при обстоятельствах, когда полная, точная, своевременно поступающая информация недоступна или действуют другие ограничения, например, во времени. Данное свойство есть основа развитой интуиции.

Вероятностный, условно-конкретный характер прогноза, порождаемый неопределенностью будущего и трудностями его познания, открывает простор для инициативы, развития личности, дает возможность избежать многих ошибок и стимулирует творческую энергию. Не следует забывать и о «самореализующемся» прогнозе (пророчестве). Самореализующееся пророчество (self-fulfilling prophecy) заключается в том, что даже исходно ошибочное социальное представление приводит к заложенному в нем результату [7, с. 379]. Негативный прогноз ориентирует на неуспех, неудачу, делает человека уязвимым и направляет его действия в такое русло, чтобы подтвердить очевидность тщетности любых усилий на пути к цели. Позитивный прогноз при адекватной самооценке и реалистичной оценке объективной действительности, напротив, ставит вопрос перед человеком уже не о возможности/невозможности успеха, а о способах его достижения. Таким образом, позитивное мышление также является необходимым условием успешного прогнозирования в плане нахождения эффективного решения возникшей проблемы. В исследование была включена методика «Са-

мооценка» (модифицированный автором вариант методики Дембо-Рубинштейн).

Прогнозирование, как собственно и процесс мышления, в том числе интуитивного, может быть по характеру новизны стандартизированным и эвристическим (творческим). Творческая интуиция определяется как «специфический познавательный процесс, заключающийся во взаимодействии чувственных образов и абстрактных понятий и ведущий к созданию принципиально новых образов и понятий, содержание которых не выводится путем простого синтеза предшествующих восприятий или путем только логического оперирования имеющимися понятиями» [1, с. 324].

Нужно сказать, что будущее может различным образом становиться доступным для осознания. Можно предположить, что связано это с ведущими сенсорными системами (зрительная, слуховая, кинестетическая). В одних случаях человек «слышит» голоса, звуки, которые либо объективно не звучат (с точки зрения других), либо находятся ниже порога чувствительности, в некоторых случаях как бы «видит» движение, в замедленном темпе и т. д. Кроме того, огромное влияние имеет тип мышления: в одних случаях видится некий образ, относящийся к будущему, в других - последовательность действий и т. д. Процесс прогнозирования у человека, как и процесс собственно мышления, можно условно поделить на интуитивный и дискурсивный. Первый из них - процесс прогнозирования - является скрытым от сознания, и мы имеем дело только с результатом. Проявлением такого предположительно является интуитивное озарение ученого или решение принятое буквально за секунды в условиях чрезвычайной опасности. Дискурсивное прогнозирование осуществляется с помощью учета всех возможных факторов, сознательно. В современных условиях примером такого дискурсивного служит создание моделей, проведение статистических расчетов, например, роста населения в конкретной стране к концу следующего века.

В зависимости от индивидуальных особенностей субъекта и ситуации прогнозирования первичным результатом становится образ (зрительный, слуховой, двигательный) или мысль, выраженная в понятиях. Образ более характерен для ситуаций с лимитом времени, требующих принятия решения в максимально короткие сроки, в искусстве, в точных науках. В том случае, если прогнозирование идет с помощью логического мышления дискурсивным путем, то результатом станет умозаключение, базирующееся на имеющихся у субъекта данных, например, это прогноз статистический. Образ более характерен для личностей целеустремленных и уверенных в своих знаниях и способностях, по крайней мере, в данной области. Развертывание логических цепочек, критическое осмысление всех возможных причинноследственных связей, влияющих факторов характерно больше для ума, склонного не доверять первому впечатлению, критичного, скептичного и педантичного человека. Методика «Профиль мышления» позволяет оценить выраженность различных типов мышления и креативность.

В ходе прогнозирования человек также задействует опыт и не всегда может сказать, каким будет его результат деятельности. Цель, поставленная в сознании (например, получить высшее образование), может не иметь подкрепления в виде мотивов, побуждений, и тогда будет реализовываться цель «поставленная в подсознании», как это ни странно звучит. Например, провозглашая вслух, что намерен получить высшее образование, человек может сомневаться в достижимости такой цели и подсознание продиктует целью создать такие обстоятельства, когда эта цель «недостижима». Практика показывает, что если цель действительно является целью, то личность стремится и достигает ее, несмотря на даже изначально присутствовавшие серьезные препятствия на пути (болезнь, нужда, недовольство со стороны семьи и т. д.). В качестве примера могут служить биографии многих известных личностей. Прогностические способности подразумевают использование для получения знания интуиции, «внутреннего зрения», бессознательных процессов, на которые обычно так мало обращается внимания в обыденной жизни, и которые так много могут на нее повлиять. Бессознательное содержит все то, что ускользнуло от сознания, а значит его содержанием (в основном) является бесчисленное множество перцептивных образов.

Следовательно, на умение прогнозировать среду (социальную, природную, профессиональную и т. д.), находить решение на интуитивном уровне влияют субъективные факторы, в частности, особенности перцептивной сферы. Таким образом, мы обосновываем необходимость исследования особенностей восприятия и предлагаем методику на определение ведущего органа чувств, а также опросник Маркса, который направлен на оценку яркости -четкости представлений (по методу саморанжирова-ния) как качества прогностической личности. Основу этого метода составляет принцип, заключающийся в приписывании исследуемому свойству наблюдаемого объекта или явления чисел.

Более яркие, четкие представления имеют люди с большими прогностическими способностями, так как это помогает им качественно анализировать ситуацию мысленно, находясь вне ее, оценивать и прогнозировать ее развитие. Кроме того, они точнее определяют особенности предмета (явления), имея минимум информации о нем от органов чувств, так как интуитивно дополняют образ недостающими элементами, имеют больший объем восприятия по сравнению со среднестатистическим, менее подвержены иллюзиям установки. А также требуется меньше времени для ясного представления картины происходящего. Кроме того, часто встречается преобладание визуальных, аудиальных или кинестетических образов у индивида, в связи с чем в исследование включена методика «Ведущий орган чувств», предложена для использования в работе Р.М. Грановской [3].

С помощью теста включенных фигур Готшальдта измеряется такой параметр, как полезависимость-поленезависимость (ПЗ - ПНЗ). В понятии полезави-

симости-поленезависимости отражаются индивидуальные различия в способности когнитивной дифференциации, которая в сфере мышления проявляется как преобладание анализа или синтеза, а в сфере восприятия - как зависимость-независимость от перцептивного поля. Полезависимость означает доминирование целого, недостаточное дифференцирование частей в образе восприятия, неспособность преодолевать контекст, неразделение отдельных раздражителей от их фона. Поленезависимости соответствует способность воспринимать целое как структурированное, вычленять стимулы из контекста. Лица, склонные к поленезависимости, выделяют в ситуации ее существенные черты, а не более заметные; у них легче происходит генерализация и перенос знаний и навыков. Предполагается, что поленезави-симость способствует развитию прогностических способностей, сопутствуют им.

Эмпирическое исследование прогностического мышления, поиск его составляющих осуществляется с 2007 г. и по настоящее время. Общее количество испытуемых - более 300 человек. Подбор студенческих групп осуществлялся по типу профессий: человек - человек, человек - техника, человек - знаковая система, человек - художественный образ, человек -природа. Итак, по результатам исследования нескольких студенческих групп, обучающихся по специальностям «юриспруденция», «защита в чрезвычайных ситуациях», «пожарная безопасность», «психология», «экология», «природопользование», «химия», «биология», «искусство интерьера», «реклама», «автомобиле- и тракторостроение» и некоторых других специальностей относительно прогностического мышления были выделены факторы, оказывающие влияние на процесс прогнозирования. Назовем самые значимые составляющие данных 11 факторов по методу главных компонент с последующим вращением, в скобках указана факторная нагрузка.

На первом курсе это:

1) показатели самооценки, в первую очередь: способностей к преодолению трудностей (0,873918), коммуникативных способностей (0,77752), адаптивных способностей (0,867286);

2) показатели интернальности личности: общей интернальности (0,92618), интернальности в области достижений (0,812833), интернальности в области неудач (0,884308);

3) креативность (0,7541);

4) склонность к риску (-0,71523);

5) пластичность или ригидность мышления (0,812421);

6) комбинированный фактор, где наиболее высокие показатели у яркости-четкости образов по Марксу (0,559842) и самооценка умственных способностей (-0,59851);

7) показатели ведущего органа чувств или выраженность визуального (0,742975), аудиального (0,764123), кинестетического (0,70978) типа восприятия.

На третьем курсе один фактор повторяется, показывая тем самым устойчивую тенденцию, это показатели интернальности личности: общей интерналь-

ности (0,921869), интернальности в области достижений (0,757447), интернальности в области неудач (0,865197). Остальные проходят некоторую рекомбинацию. Пластичность или ригидность мышления (0,738765) связывается с образным мышлением (0,771582) и знаковым мышлением (способность к умозаключениям) (0,713701). Показатели самооценки дифференцируются - показатели способностей к преодолению трудностей (0,820713) адаптивных способностей (0,580632) отделяются от коммуникативных, получивших самостоятельное значение -отдельный фактор (0,77471). Самостоятельным и значимым фактором становится яркость - четкость представлений (0,71564), а также визуальный канал получения информации (0,760053). Кинестетический и аудиальный каналы выделяются отдельно (0,778929 и 0,567469 соответственно). Наконец, самостоятельным фактором становится и уровень прогностических способностей (0,7751).

Таким образом, в качестве факторов прогностического мышления выступают, в первую очередь: интернальность личности, пластичность или ригидность мышления, образность мышления и способность к умозаключениям, показатели самооценки, особенно способностей к преодолению трудностей и адаптивных, а также коммуникативных способностей, яркость - четкость представлений, преобладание визуального или кинестетического канала получения информации, уровень прогностических способностей личности (в данном случае связанный с дискурсивным мышлением).

Прогнозирование в реальных ситуациях часто связано с наличием жестких объективных условий, с лимитом времени, высокой ответственностью за принятое и реализованное решение. Дискурсивное мышление в таком случае оказывается «медленным», что приводит к неудачам. Развитое интуитивное мышление имеет существенные преимущества для деятельности в особых условиях, хотя и очень зависит от индивидуального опыта, апперцепции. В связи с этим, мы можем предположить наличие как минимум двух различных механизмов прогностическо-

го мышления - дискурсивное и интуитивное мышление.

После прекращения процесса сознательного анализа проблемы, когда сознание занято другой деятельностью, часто сохраняется эмоциональный фон (значительно ослабленный), сопровождавший процесс сознательного анализа. Если мы временно «забываем» о «мучившей» нас проблеме, то в течение определенного периода времени, после прекращения сознательного анализа, в сферу сознания проникают при отсутствии сильных отвлекающих стимулов «обрывки» мыслей и фактов, относящихся к проблеме. То есть время от времени в нашем мышлении «всплывают» образы и мысли, связанные с нерешенной, отложенной проблемой. Сознательное стремление подавлять интуитивно возникающую идею может приводить к результатам двоякого рода: к навязчивому появление и осознание идеи, которая уже образовалась в подсознании или вытеснению ее с заменой на дискурсивную мысль. Эмоциональный фон часто появляется связанным с определенным (зрительным или слуховым) образом, и именно на этот образ должно быть обращено внимание субъекта.

Литература

1. Алексеев, П.В. Философия / П.В. Алексеев, А.В. Панин. - М., 2001.

2. Брушлинский, А.В. Мышление и прогнозирование (Логико-психологический анализ) / А.В. Брушлинский. -М., 1979.

3. Грановская, Р.М. Элементы практической психологии / Р.М. Грановская. - Л., 1988.

4. Краткий психологический словарь / ред.-сост. Л.Я. Карпенко / под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошев-ского. - Ростов н/Д, 1998.

5. Регуш, Л.А. Психология прогнозирования: успехи в познании будущего / Л.А. Регуш. - СПб., 2003.

6. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб., 1998.

7. Хьюстон, М. Введение в социальную психологию. Европейский подход / М. Хьюстон, В. Штребе. - М., 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.