УДК 378.14.014.13
Л.В. ЮРКИНА
ПРОБЛЕМЫ, РОЛЬ И ФУНКЦИИ ГУМАНИТАРНОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Рассматриваются вопросы становления, развития и современного кризиса гуманитарной составляющей технологического образования. Выделены осуществляемые гуманитарным сектором образования социальные функции. Проанализированы проблемы, которые сдерживают развитие гуманитарного знания в технологическом вузе. На основе анализа федеральных государственных стандартов высшего образования по двум сходным направлениям технологической подготовки предложены возможные пути решения поставленных задач.
Ключевые слова: федеральные государственные стандарты, высшее образование, гуманитарная составляющая, Болонская декларация, национальная идея, интеграция в образовании.
The article considers the formation questions of modern component technology education development and humanitarian crisis. Obtained feasibility humanitarian education sector social functions. The problems that hinder the development of human knowledge in the technological university. On the basis of the higher education federal state standards in two similar areas of technological preparation of the possible ways of solving the problems.
Keywords: Federal government standards, higher education, humanitarian component, the Bologna Declaration, the national idea, integration in education.
Вопрос о способах, формах и методах воспитания будущей технической интеллигенции нельзя считать решенным. Ни для кого не секрет, что студенты, избравшие гуманитарные специальности, подвергаются большему воспитательному и формирующему воздействию, так как сфера их основной занятости предполагает становление базовых личностных конструктов, задающих духовные и нравственные основы понимания мира. Постижение технических наук естественно формирует определенные личностные особенности, но они практически не затрагивают мировоззренческие и этические проблемы [8, с. 68]. Решение этих
© Юркина Л.В., 2016
задач в высшем технологическом образовании возложено в основном на его гуманитарную составляющую, которая сегодня переживает не самые простые времена.
Как известно, гуманитарные предметы идеологизированного содержания были внедрены в технологическое образование в середине ХХ в., тогда с ними ассоциировали воспитание Человека с большой буквы. Так ставил вопрос крупнейший советский педагог В.А. Сухомлинский, рассматривая воспитание студентов в техническом вузе. Еще в 50-х гг. ХХ в. он отмечал, что негуманитарные учебные заведения попадают в зону риска, так как их студенты не получают своеобразной мировоззренческой прививки, а связано это с
характером преподаваемых профессиональных дисциплин [5]. В.А. Сухом-линский наставлял своего сына, студента технического вуза, следующими словами: «Ты стремишься стать хорошим инженером, это очень важно. Но надо стремиться прежде всего стать человеком - это еще важнее. Больше, чем когда бы то ни было, мы обязаны сейчас думать о том, что мы вкладываем в душу человека. Меня очень тревожит, что с окончанием средней школы для большинства студентов прекращается гуманитарное образование... Я имею в виду широкое гуманитарное воспитание молодежи - воспитание эмоционально-эстетическое, воспитание тонкости и красоты чувств, воспитание впечатлительной натуры, отзывчивого, тонкого сердца. Инженером можно стать за 5 лет, учиться же на человека надо всю жизнь» [6, с. 41]. Так появились в технологическом образовании гуманитарные предметы, которые были направлены прежде всего на воспитание гражданина нового социалистического общества. В связи с такой их устремленностью не удивительно, что основное их содержание было проникнуто главенствующей в обществе идеологией. Отрицать их воспитательный эффект не приходится, так как формирование мировоззрения -основа решения нравственных и социальных проблем. Однако под влиянием общественных процессов произошло очевидное поражение правящей идеологии, которое долго замалчивалось, в результате чего возникла двойная мораль, и означенные дисциплины стали учить скорее притворству и лицемерию. Конечно, очень многое зависело непосредственно от преподавателей, многие из которых и в этих сложных условиях смогли прививать и культуру
мышления, и сложность характера философских вопросов, не предполагающих определенного решения, и эстетическое восприятие мира.
В 1990-х гг. под влиянием демократизации общества в технологическом образовании возникла классическая гуманитарная составляющая, предполагавшая обязательным компонентом обучения такие дисциплины, как история России, правоведение, философия, психология и педагогика. Этот набор гуманитарных дисциплин, освобожденных от главенства идеологии, стал триумфом, золотой эпохой гуманитарной культуры в технологическом образовании. Конечно, опять очень много зависело от преподавателей. К сожалению, не все было так безоблачно в это время. Неоднозначные экономические преобразования привели к массовому обнищанию населения, к катастрофическому снижению зарплат профессорско-преподавательского состава и, как следствие, к потере значительного количества талантливых педагогов. Но гуманитарная культура как никогда была востребована технарями, и она выстояла.
Наступившая эпоха первой волны стандартизации образования достаточно жестко закрепила не только перечень предметов, в том числе и обязательных гуманитарных, но и их содержательную часть. Все было вполне неплохо, пока не подоспел компе-тентностный подход. В нем самом нет ничего плохого, даже более того, сама идея прекрасна - вооружить специалиста возможностью творчески решать нестандартные задачи с опорой на личностные качества. Но исполнение вызвало множество вопросов. Так, многие проблемы современного образования возникли из чрезмерного усердия
в реализации компетентностного подхода. Многие организаторы процесса обучения очень буквально поняли истину о том, что учащиеся должны сами добывать знания, а не получать их в готовом виде. Такое понимание проблемы привело к увлечению самостоятельной работой, которая чуть ли не призвана вытеснить фундаментальную составляющую обучения. А.В. Петров отмечает, что в 2015 г. в базу е-НЬгагу внесено 613 работ, рассматривающих различные аспекты организации самостоятельной работы, а РГБ за последние пять лет приросла 21 диссертацией той же тематики [3, с. 26]. Развивая эту тему, ученый предполагает, что предоставляемая самостоятельной работой студенту свобода принесет ему «в лучшем случае - малую толику тех знаний, которые можно было бы получить, чаще всего - ничего, а в худшем - потраченное в пустую время» [4, с. 23]. К сказанному хочется добавить, что стремление к излишней опоре образования на самостоятельность в познавательном процессе часто приводит студентов, особенно технологического профиля, к убеждению, что информационный запас гуманитарного знания можно почерпнуть непосредственно на итоговом контрольном мероприятии, например из интернета. Эта кажущаяся простота подразумевает банальную репродукцию, не предполагая осмысления информации, а именно последняя составляющая и наполняет гуманитарное знание смыслом, позволяя воспитывать и формировать. Да, самостоятельная работа нужна и очень нужна, но она не должна быть ни первой, ни основной ступенькой образовательного процесса.
Компетентностный подход является нужной и своевременной тенденцией
в образовании, которая позволит уйти от «талмудизма и начетничества». Однако построение его (образования) на самостоятельной деятельности учащегося, направляемой пробами и ошибками, думается, путь сложный и малопродуктивный. Однако еще оставался перечень обязательных для технологического образования гуманитарных дисциплин.
Сегодня на наших глазах разворачивается очередной этап испытаний на прочность гуманитарной составляющей технологического образования, имя ему - либерализация стандартизации образования. В Федеральных государственных стандартах высшего образования (ФГОС ВО) нет перечня обязательных гуманитарных дисциплин, есть только беглое, почти незаметное указание: «Дисциплины (модули) по философии, истории, иностранному языку, безопасности жизнедеятельности реализуются в рамках базовой части Блока 1 "Дисциплины (модули)" программы бакалавриата. Объем, содержание и порядок реализации указанных дисциплин (модулей) определяются организацией самостоятельно» [9]. Выбор дисциплин, их предметного содержания и их трудоемкости остается на усмотрение вуза. Сама идея была глубоко разумной, она предполагала, что сами вузы, непосредственно выпускающие кафедры и работодатели определят перечень тех дисциплин, которые потребны именно для их образовательного профиля. Однако на деле все получилось несколько иначе - переход на уровневую систему, подразумевавший сокращение сроков базового образования, и подоспевший экономический кризис привели к серьезному сокращению как содержания образования, так и преподавательского состава.
Понятно, что выпускающие кафедры в таких условиях стремятся лоббировать интересы своих профессиональных дисциплин и пытаются всеми силами сохранить своих преподавателей. Такой подход совершенно естественен даже при положительном отношении к гуманитарным дисциплинам, а достаточно часто это отношение отнюдь не положительное. Те люди, которые сегодня находятся у руля выпускающих кафедр, обучались на этапе двойных стандартов в идеологии и искренне считают, что все осталось по-прежнему, и мы, гуманитарии, будем несчастным и без того загруженным студентам дурить головы исткапом (история КПСС) и марле-фом (марксистско-ленинская философия) или чем-то очень похожим, пусть и красиво названным. Что касается работодателей, то они, естественно, стремятся минимизировать период адаптации работника, для чего исповедуют достаточно плоско понимаемый утилитарный подход - учить только тем уменьям, которые непосредственно будут задействованы в заявленной трудовой функции. Здесь опять хочется вспомнить В.А. Сухомлинского: «В мире есть не только нужное, полезное, но и красивое. С того времени, как человек стал человеком, с того мгновения, когда он засмотрелся на лепестки цветка и вечернюю зарю, он стал всматриваться в самого себя. Человек постиг красоту... Красота и живая мысль так же органически соединены, как солнце и цветы . Идеал человеческой красоты - это вместе с тем и идеал нравственности» [5], а можно вспомнить и басню И.А. Крылова, повествующую о произрастании желудей. Но до красоты ли нам сегодня? Однако не стоит так буквально понимать красоту, в данном контексте
это скорее фундаментальность образования и эго мировоззренческий характер, нежели просто стремление к эстетическому восприятию мира. Да и, наверное, не зря Платон настаивал на едином государственном образовании, видно, понимал, что только государство может воспитать гражданина.
Либеральный подход к стандартизации образования, основанный на постулировании компетенций, а не предметов, на деле привел к сокращению гуманитарной составляющей, но она все же умудрялась сохранять свой фундаментальный характер, пока инноваторы от образования не заявили новый ведущий принцип - интеграция всего. Интеграция - одно из самых часто употребляемых и одновременно самых загадочных слов в языке современного человека. В самом термине опять же нет ничего плохого или подозрительного - это взаимопроникновение и взаимодополнение, позволяющее решить проблемы, накопившиеся в каждой из интегрируемых областей, и обеспечивающее их совместное продвижение вперед. В нашу информационную эпоху, когда все окружающее динамично меняется и постоянно обновляется, без взаимопроникновения, взаимодополнения всех социальных подсистем стабильное существование общества просто невозможно [7, с. 147]. Но что только не скрывается под этим термином в практике образования! В случае построения образовательной модели можно рассматривать несколько составляющих интеграционного процесса:
• интеграция образовательных систем разных стран;
• интеграция образовательных уровней;
• интеграция образования и науки -наиболее важная сущностная характе-
ристика современной образовательной модели;
• интеграция содержания образования - наиболее проблемная часть интеграционных процессов.
Последняя тенденция вполне объяснима: в условиях тотального сокращения надо вооружить бакалавра т.е. человека с высшим образованием, необходимым минимумом общей культуры, ведь для многих этот образовательный этап станет последним, а приобретаемое в социуме положение все же обязывает воздерживаться от дикости и невежества. В отведенные сроки не всегда удается сформировать профессионала, что уж говорить о воспитании человека и гражданина. Как следствие этих процессов, проявилась тенденция к микшированию содержания дисциплин. Это привело к созданию «инструктивных» предметов «обучения в высшей школе», «технологий учебного процесса», «индивидуальных траекторий обучения» и других подобных, которые имеют собственное лицо в каждом вузе, и, по сути, с успехом могли бы быть заменены классическим «часом куратора», который при всей его необходимости и полезности не предотвратит ни формирования уплощенного техноцентристского мышления, ни снижения культурного уровня сферы познавательного интереса представителей будущей технической интеллигенции.
Отмеченные тенденции замечают многие ученые и педагоги и, реагируя на них, достаточно часто обвиняют Бо-лонский процесс. Однако Болонская декларация сформулирована в максимально общих выражениях и ничего подобного не предлагает, все дело опять в понимании ее на местах. Напротив, зафиксированные там положе-
ния об образовательной мобильности студентов и педагогического состава, о перезачете кредитов, о сопоставимых методологиях, развитии сотрудничества в области учебных планов, требуют скорее сходства, нежели различия в области содержания образования [12]. Центральная идея Болонского процесса - это единение образования, создание евроазиатского образовательного пространства для объединения умов в сфере решения глобальных проблем современности. Нельзя не отметить, что в современной российской образовательной системе наличествует некоторая противоречивость в сфере декларируемых принципов и реализуемых решений. Если введение трехуровневого образования [11] можно считать национальной самобытностью, то либерализация стандартов скорее отдаляет нас от унификации учебных планов и образовательной мобильности, чем приближает к идеалам Болонско-го процесса.
Кроме того, нельзя забывать, что классические гуманитарные дисциплины, наполненные фундаментальным научным содержанием, позволяют решать такие насущные проблемы студентов технологического профиля, как формирование научного мировоззрения, решение этических проблем познания, освоение культуры мышления и культуры умственного труда, осуществление самопознания и саморегуляции, формирование коммуникативной компетенции и навыков самопрезентации, так необходимых в современном мире. Все это невозможно обеспечить при помощи «инструктивных» дисциплин, так как они не имеют ничего общего с критическим мышлением и исследованием окружающего мира. Однако самой важной функцией гу-
манитарной составляющей технологического образования, безусловно, является функция воспитательная.
Студенчество традиционно считается самой активной социальной группой, и центральной задачей воспитательного процесса в вузе является направление этой активности в просо-циальную область. Именно решением этой задачи занимается наше общество в течение трех последних десятилетий -поиском национальной идеи, которая позволит сплотить общество и направить его активность в социально одобряемое русло. 3 февраля 2016 г. президент Российской Федерации В.В. Путин на встрече с активом «Клуба лидеров» по продвижению инициатив бизнеса сказал, что «у нас нет никакой и не может быть другой объединяющей идеи, кроме патриотизма. Никакой другой идеи мы не придумаем и придумывать не надо. Это и есть национальная идея. Она не идеологизирована, не связана с деятельностью какой-то партии. Это связано с общим объединяющим началом» [10]. Об этом же говорил В.А. Сухомлинский, рассуждая о роли красоты в воспитании - о любви к отечеству: «Это и есть высшая чело-
веческая красота - вершина гуманизма, подлинной человечности» [6, с. 119].
Объединяющая идея найдена, следующий этап - поиск механизмов ее внедрения в общественное сознание. Понятно, что основное решение проблемы находится в сфере образования, ведь еще Аристотель указал, что «Все, кто размышлял об искусстве управления людьми, убеждены, что судьбы империй зависят от воспитания молодежи» [1]. Понятно, что такие задачи не могут быть решены только за рамками учебного процесса во внеаудиторной воспитательной работе. В свете рассмотренных основных векторов образования, положений Болонской декларации, национальной воспитательной идеи, интегративного и ком-петентностного подходов представляется разумным разработать на основании анализа компетенций ФГОС ВО и зафиксировать единый перечень базовых дисциплин и перечень вариативного набора гуманитарной составляющей технологического образования. Анализ ФГОС ВО по направлению подготовки «Химическая технология» (уровни бакалавриата и магистратуры) представлен в табл. 1 [9].
Таблица 1
Анализ предметного наполнения компетенций стандарта
Обозначение компетенции Содержательное наполнение компетенции Рекомендуемый предмет
1 2 3
Химическая технология 18.03.01 - бакалавриат
ОК-2; ОК-9 • Умение логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь, способность в устной и письменной речи правильно (логически) оформить результаты мышления (ОК-2); • способность использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных История
Продолжение табл. 1
1 2 3
задач, способность понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, способность и готовность к решению мировоззренческих социально значимых проблем (ОК-9)
ОК-4; ОК-5 • Готовность к соблюдению прав и обязанностей гражданина (ОК-4); • готовность и способность использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-5) Правоведение
ОК-1; ОК-9; ОК-10 • Обладать культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1); • способность использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач, способность понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, способность и готовность к решению мировоззренческих социально значимых проблем (ОК-9); • способность анализировать социально значимые проблемы и процессы, готовность к ответственному участию в политической жизни (ОК-10) Философия
ОК-3; ПК-20 • Способность и готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3); • разрабатывать проекты в составе авторского коллектива (ПК-20) Психология
ОК-6; ОК-7 • Готовность к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства, способность приобретать новые знания в области техники и технологии, математики, естественных, гуманитарных, социальных и экономических наук (ОК-6); • способность критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-7) Педагогика
Химическая технология 18.04.01 - магистратура
ОПК-5; ПК-15 • Готовность к защите объектов интеллектуальной собственности и коммерциализации прав на объекты интеллектуальной собственности (ОПК-5); • готовность к проведению патентных исследований, к обеспечению патентной чистоты новых проектных решений и патентоспособности показателей технического уровня проекта (ПК-15) Право интеллектуальной собственности
ОК-1; ОК-2; ПК-8 • Способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу (ОК-1); • готовность действовать в нестандартных ситуаци- Философские вопросы науки и техники
Окончание табл. 1
1 2 3
ях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения (ОК-2); • способность и готовность рассчитывать и оценивать условия и последствия (в том числе экономические) принимаемых организационно-управленческих решений (ПК-8)
ОК-3; ОК-4; ОК-5; ОК-9; ПК-9; ПК-11 • Готовность к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала (ОК-3); • способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень, получать знания в области современных проблем науки, техники и технологии, гуманитарных, социальных и экономических наук (ОК-4); • способность к профессиональному росту, к самостоятельному обучению новым методам исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности (ОК-5); • способность с помощью информационных технологий к самостоятельному приобретению и использованию в практической деятельности новых знаний и умений, в том числе в областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности (ОК-9); • готовность к организации работы коллектива исполнителей, принятию исполнительских решений в условиях спектра мнений, определению порядка выполнения работ (ПК-9); • готовность к организации повышения квалификации и тренингу сотрудников подразделений (ПК-11) Педагогика и психология высшей школы
ПК-18; ПК-19 • Способность и готовность к созданию новых экспериментальных установок для проведения лабораторных практикумов (ПК-18); • готовность к разработке учебно-методической документации для реализации образовательных программ (ПК-19) Методы психолого-педагогических исследований
ОК-2; ОК-7; ОК-8; ОПК-2 • Способность на практике использовать умения и навыки в организации исследовательских и проектных работ, в управлении коллективом (ОК-7); • способность находить творческие решения социальных и профессиональных задач, готовность к принятию нестандартных решений (ОК-8); • готовность руководить коллективом в сфере своей профессиональной деятельности, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОПК-2) Социальная психология
Как видно из приведенных данных, в бакалавриате базовыми предметами могут стать: история, правоведение, философия, психология и педагогика, а в магистратуре: философские вопросы науки и техники, психология и педагогика высшей школы, право интеллектуальной собственности, социальная психология и методы психолого-педагогических исследований. Естественно, что методы и формы преподавания могут варьироваться, отвечая запросам времени и смещаясь в сторону преобладания практик, учебных проектов и тренингов [2, с. 195].
По другим направлениям технологической подготовки результаты анализа примерно такие же. Они не приводятся, чтобы не перегружать статью. Важно подчеркнуть, что предложенный ана-
лиз не претендует на исчерпывающий характер, так, он касается только дисциплин социально-гуманитарного блока, но не включает экономических дисциплин, которые по логике проанализированных компетенций также должны присутствовать в этом образовательном сегменте, однако они не входят в сферу интересов автора. Предложенные идеи следует рассматривать именно как основу для закрепления определенного места гуманитарной составляющей технологического образования и создания перечня тождественных для сходных направлений технологической подготовки дисциплин с целью унификации учебных планов, развития образовательной мобильности и реализации идеи государственного воспитания студенческой молодежи.
ЛИТЕРАТУРА И ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ
1. Аристотель. Сочинения: в 4 т. М.: Мысль, 1983.830 с.
2. Махотин Д.А., Юркина Л.В. Формирование культуры исследователя в проектной деятельности будущих технологов // Вестник Московского университета МВД России. 2012. № 4. С. 194-196.
3. Петров А.В. «Idolym» современного образования. Самостоятельная работа в контексте теории идолов Ф. Бэкона // Вестник МГОУ. Сер. Педагогика. 2015. С. 25-30.
4. Петров А.В. Патернализм в педагогике: препятствие или основание педагогического процесса//Вестник МИТХТ. Сер. Социально-гуманитарные науки и экология. 2015. № 2. С. 20-25.
5. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. Ижевск: Удмуртия, 1980. 291 с.
6. Сухомлинский В.А. Письма к сыну. М.: Просвещение, 1987. 120 с.
7. Юркина Л.В. Интеграция науки и образования: тенденции и возможности // Теория
и практика общественного развития. 2014. № 2. С. 147-149.
8. Юркина Л.В. Роль гуманитарного знания в формировании культуры общения студентов технологического вуза // Вестник Московского государственного областного университета. Сер. Педагогика. 2007. № 3. С. 68-73.
9. Портал федеральных государственных образовательных стандартов. URL: http:// fgosvo.ru/ (дата обращения: 13.03.2016).
10. РИАновости. URL: http://ria.ru/society/ 20160203/1369184806.html#ixzz3ys WtFNBm (дата обращения: 13.03.2016).
11. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». URL: минобрнау-ки.рф/документы/2974 (дата обращения: 13.03.2016).
12. The Bologna Declaration of 19 June 1999. URL: http://www.ehea.info/Uploads/ Declarations/BOLOGNA_DECLARA TION1. pdf (дата обращения: 13.03.2016).