ИССЛЕДОВАНИЕ КЛАССИФИКАЦИОННЫХ ГРАДИЕНТОВ УСЛУГ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
А. М. АШХОТОВ, старший преподаватель кафедры экономики и управления E-mail: [email protected] Институт экономики и управления, г. Пятигорск
Проанализированы имеющиеся отечественные и зарубежные подходы к классификации услуг физической культуры и спорта. Показана актуальность научного и практического решения проблемы классификации данной группы сервисной деятельности. Приведен свод классификационных критериев и их градиентов, актуальных для рынка данного вида услуг. Обоснован перманентный характер рассматриваемой проблемы.
Ключевые слова: сервисная деятельность, классификация, услуги физической культуры и спорта.
Огромное видовое разнообразие услуг является бесспорной характеристикой современного состояния данной сферы. Общемировой вектор последовательной трансформации экономики индустриальной в экономику сервисную в полной мере характерен и для Российской Федерации. Данный тренд сопровождается значительной диверсификацией видов сервисной деятельности. Отмеченная общеэкономическая тенденция имеет место и в подавляющем большинстве ее сегментов, в частности актуальна для услуг физической культуры и спорта, которые и избраны для рассмотрения в данной статье.
Указанная диверсификация распространяется как по горизонтали, так и по вертикали, т. е. наряду с процессом расширения разнообразия данного вида услуг по территории Российской Федерации (расширение в пространстве) идет последовательный рост числа видов во временной динамике и в каждой конкретной пространственной точке приложения данного рынка (расширение во времени).
Причем процессы в отмеченных двух направлениях (географического расширения и традиционно
диверсифицированного) происходят, как правило, одновременно, с возможным незначительным и не непременным приоритетом пространственного тренда.
Отмеченный научный артефакт совершенно не является уникальным, он характерен для большинства общеэкономических тенденций (за исключением только сугубо специализированных, уникальных, узколокальных процессов), однако в данном случае напоминание о характере данного тренда обусловлено необходимостью подчеркивания генеалогического родства сервисной деятельности как одной из разновидностей общеэкономических изменений. И именно в этом ключе необходимо рассматривать такие качества изучаемых дефиниций, как универсальность и уникальность, задействованные в процессе научного изучения и осмысления рынка услуг физической культуры и спорта. В качестве примера укажем отдельные национальные виды спорта, в частности этнически специфичные спортивные игры: русскую лапту, национальную татарскую борьбу, соревновательные игры наездников (состязание «за шапку» и многие другие).
Классификационные подходы и критерии, применяемые в сервисологии как в отечественной, так и в иностранной, весьма разнообразны. Необходимо на основе критического анализа имеющихся систем упорядочения множества видов услуг в сфере физической культуры и спорта отразить свое видение этой важной проблемы, которая, имея безусловное теоретическое (научно-познавательное) значение, играет немаловажную роль и в практической плоскости. В частности, наличие унифицированного подхода к классификации
услуг на данном рынке позволило бы упорядочить и упростить методологию статистического учета (которую сегодня сложно назвать удовлетворительной). Это увеличило бы достоверность научного анализа социально-экономических процессов, происходящих в сфере физической культуры и спорта, и позволило федеральным и региональным органам власти эффективнее регулировать данный рыночный сегмент.
Помимо этого, совершенствование классификационной системы сервиса призвано решить и другие задачи из практической области:
• развитие системы стандартизации услуг различного вида и (или) ее дальнейшее совершенствование;
• обеспечение безопасных условий жизни, заключающихся в предотвращении причинения вреда жизни, здоровью потребителей услуг, вреда животным, растениям и в целом окружающей среде, обеспечении безопасности государства, недопущении возникновения чрезвычайных ситуаций природного и антропогенного характера, в минимизации последствий причинения данного вреда;
• недопущение причинения вреда потребителям услуг и их собственности;
• прогнозирование объемов спроса и реализации услуг населению и иным потребителям;
• стимулирование отдельных видов (групп) услуг под влиянием нестабильной социально-экономической ситуации на макро-, мезо- и микроуровнях;
• унификация подходов национальных и международных классификаций, особенно актуальных в условиях современного этапа глобализации рынкауслуг [3].
Различают как международные, так и национальные классификации услуг, причем базируясь на сходных критериях, подходы в различных странах строятся с учетом национальных особенностей.
При этом многообразие видов услуг предопределяет трудность (а фактически — невозможность) выработки единой научной платформы для проведения работ по систематизации услуг.
По усовершенствованной классификации Дж. Зингельманна (1978), в основу которой положен функциональный подход, услуги физической культуры и спорта можно отнести как к потребительским (личным), так и социальным [3].
По классификации К. Лавстока (1983), рассматриваемые виды услуг следует отнести к осязаемым процессам, оказывающим физичес-
кое воздействие на человека [3]. Отечественная версия этого подхода, разработанная В. Д. Марковой (1996), совершенно справедливо уточняет, что группа услуг физической культуры и спорта, в которую входят еще и услуги здравоохранения, пассажирского транспорта, салонов красоты и парикмахерских, общественного питания и некоторые другие, направлена на тело человека [6].
Услуги физической культуры и спорта, на взгляд автора, являются конечными, т.е. предназначенными для окончательного потребления. По критерию законности данный вид услуг по большей части представляется легитимным.
Общепризнан и не может вызывать сомнений социально-культурный характер услуг физической культуры и спорта. По специфике содержания они относятся к обслуживающим видам.
Согласно маркетинговой классификации Г. Асселя [2], основанной на маркетинговом подходе, следует отнести рассматриваемые виды услуг, к оказываемым представителями «квалифицированного труда», основанном натруде человека.
По критериям участия в сделках купли-продажи услуги физической культуры и спорта следует отнести как к коммерческим, так и некоммерческим.
По формам собственности производителей услуг — услуги данного вида могут быть как частными, так и государственными.
По характеру потребления (массовые, коллективные и индивидуальные) услуги физической культуры и спорта следует отнести как к коллективным, так и к индивидуальным.
По роли данных услуг в сервисной деятельности различают основные и вспомогательные (или дополнительные). И если первые определяют профиль и специализацию хозяйствующего субъекта — производителя услуги, то последние предназначены для повышения качества и конкурентоспособности ее основного вида. Дополнительные услуги К. Лавлок, в свою очередь, разделил на услуги, облегчающие использование основных компонентов продукта и усиливающие привлекательность продукта. Так, например, возможность посещения солярия, массажного кабинета, фитобара облегчает использование основной услуги — посещения спортивного клуба, бассейна, а предоставление абонементов, бонусных программ, подарочных индивидуальных консультаций повышает конкурентоспособность данного производителя услуги.
По признаку потенциальной возможности участия в международном обмене (услуги, кото-
рые могут быть задействованы на международном рынке услуг, и универсальные, ориентированные как на внутренний, так и межгосударственный рынок) большую часть услуг физической культуры и спорта следует отнести к услугам, имеющим универсальный характер.
По способу доставки услуги потребителю (инвестиционно обусловленные, связанные с торговлей, и комплексные) услуги физической культуры и спорта могут быть классифицированы как связанные одновременно с инвестициями и торговлей.
В зависимости от формы работы с клиентами выделяют: абонементное обслуживание, разовое, по месту работы, отдыха, проживания и др.
По уровню квалификации задействованного обслуживающего персонала: услуги тренеров, консультантов следует отнести к профессиональным, а по парному критерию «интеллектуальные — институциональные» — к последней его части.
С точки зрения экономического анализа услуги физической культуры и спорта можно отнести к капиталоемким и трудоемким, и лишь отчасти — к наукоемким, хотя последнее обстоятельство не перечеркивает использование научных достижений и разработок на рынке данного вида услуг.
По международным статистическим классификациям — международной стандартной отраслевой классификации всех видов экономической деятельности (МСОК/181С) и статистической классификации видов экономической деятельности Европейского Союза (КДЕС/КАСЕ) — то, что в России определяется как услуги физической культуры и спорта, отнесено к блоку услуг по охране здоровья.
Взяв за основу классификационные признаки, положенные в основу Общероссийского классификаторауслуг населению (ОКУН), услуги физической культуры и спорта имеют следующие характеристики, сведенные в таблицу.
Рассматривая диалектику соотнесения классификаций Общероссийского классификатора услуг населению (ОКУН) и Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД), базирующихся на статической классификации продукции по видам деятельности в Европейском Союзе (КПЕС/СРА) и Перечне продукции ЕС — ПРОДКОМ, ряд исследователей отмечают, что с повсеместным внедрением в отечественную экономическую и производственную практику классификации ОКВЭД постепенно будет отменен и ОКУН, ставший привычным для отечественных научных и практических сервисных работников.
При этом следует отметить, что виды услуг физической культуры и спорта лучше отражает ОКУН. Так, в Общероссийском классификаторе услуг населению отражено порядка 100 видов данных услуг. Среди них имеются следующие группы, компактно размещенные в классификаторе и охватывающие различные спектры деятельности на данном рынке услуг:
• проведение занятий по физической культуре и спорту (071100);
• проведение медико-восстановительных и методических консультаций, тестирование (071160);
• проведение спортивно-зрелищных мероприятий (071200);
Классификация услуг физической культуры и спорта по признакам и группам, принятым ОКУН [5]
Признак Группировка Соответствие услуг физкультуры и спорта
По субъекту конечного назначения Личные *
Общественные *
По категориям потребителей Население *
Организации **
По форме реализации Рыночные (платные) *
Нерыночные (бесплатные) **
По общественной форме организации труда Выполненные организацией *
Выполненные индивидуальным предпринимателем *
По функции, выполняемой в общественном разделении труда и удовлетворяющей потребности населения и общества Собственно классификация ОКУН *
По источнику получения статистических сведений От производителей услуг *
От потребителей услуг ***
Примечание. Степень выраженности соответствия: * — в сильной степени; ** — в средней степени; *** — в слабой степени.
• предоставление объектов физической культуры и спорта (072100);
• прочие услуги физической культуры и спорта (072200) [7].
К сожалению, конкретности и тематической группировке не отвечает размещение данных услуг в ОКВЭД. Так, «Деятельность в области спорта» представлена лишь двумя градиентами: деятельность спортивных объектов и прочая деятельность в области спорта, что явно недостаточно.
Физкультурно-оздоровительная деятельность (93.04) составляет раздел «Предоставление персональных услуг» (93.0). При этом непонятно: корректно ли считать персональными услугами занятия физической культурой в группах и т.д. Организация спортивно-зрелищных мероприятий и вовсе находится в совершенно ином разделе.
В отечественной литературе имеются и иные виды научных классификаций. Так, Г. А. Аванесова приводит расширенную обобщенную отечественную классификацию видов услуг [1]. Необходимо рассмотреть еще не упоминавшиеся градиенты применительно к обобщенному блоку услуг физической культуры и спорта:
• по используемым предметам труда (производственные и информационные) — преимущественно производственные, но консультационные, букмекерские и подобные им виды услуг будут носить скорее информационный характер;
• по степени капитальных вложений (высоко-и низкокапиталоемкие) — используются те и другие;
• по уровню материальных затрат (материалоемкие и низкоматериалоемкие)—для услуг физической культуры характерны оба эти градиента;
• по сложности технологии выполнения услуг (сложнотехнологичные и простой технологии) — преимущественно второй группы;
• по квалификации персонала (высокопрофессиональные и достаточной квалификации) — преимущественно первые;
• по месту в инфраструктуре экономики (производственные, институциональные, социальные) — социальные;
• по степени осязаемости — в отличие от осязаемой услуги физической культуры и спорта — неосязаемые;
• по обязательности присутствия клиента — присутствие клиента обязательно;
• по уровню правового регулирования (двухсторонние и многосторонние) — используются оба этихуровня;
• по социальному статусу клиента (физических и юридических лиц) — элитные, эксклюзивные, высокого статуса, массовые — на рынке физкультуры и спорта представлены все перечисленные градиенты;
• по месту в обществе (производственные, распределительные, профессиональные, потребительские и общественные) — относятся к последним трем группам;
• по деловому назначению (деловые, организационные и личные) — имеющие персональный характер и направленность;
• по месту в сфере общественного производства (в сфере производства и в сфере обращения) — на рынке услуг физической культуры и спорта преимущественно представлен первый градиент;
• по организационным формам выполнения (самостоятельные специализированные фирмы, структуры в составе головных фирм, специализированная сеть фирм, индивидуальные исполнители) — на рассматриваемом рынке задействован весь спектр градиентов;
• по комплексности предоставляемых услуг (полного цикла и отдельные виды услуг) — присутствуют оба градиента.
В свою очередь приведенные классификации могут быть дополнены следующими блоками (при составлении данной классификации использовались материалы) [4]:
1) по мотивам производства — коммерческие (получение прибыли) и некоммерческие (выполнение социально важных функций — общественных миссий);
2) по мотивам потребления — личные (индивидуальное или самостоятельное занятие на базе того или иного оздоровительного или спортивного объекта) и деловые (например, аренда бассейна для проведения соревнования, неформальной части переговоров ит. д.);
3) по характеру потребности:
• физкулътурно-спортивный — традиционные занятия физической культурой и спортом в любых видах;
• зрелищный — участие в спортивных соревнованиях различного уровня в качестве зрителя на стадионе, спортивной арене, перед телевизором, монитором компьютера ит. д.;
• консультационный — персональные и групповые консультации по программе выполнения физических нагрузок, правильности и последовательности тех или иных действий;
• образовательный — обучение в высших и средних профессиональных заведениях соответствующего профиля;
• дополнительного образования — занятия в спортивных кружках, школах, участие в отраслевых семинарах ит.д.;
• посреднический — обслуживание учреждений физической культуры и спорта (бухгалтерское, правовое, информационно-консультационное, аудиторское и др.), документальное и юридическое сопровождение договоров, контрактов, сделок на рассматриваемом рынке;
• коммерческий — спонсорская деятельность, организация спортивных лотерей, букмекерская деятельность.
Таким образом, автором предпринята попытка свести существующие подходы к классификациям видов услуг применительно к сегменту физической культуры и спорта.
Вместе с тем проблема совершенствования работы над классификацией того или иного вида деятельности — научная и прикладная задача, имеющая перманентный характер, поскольку всегда актуальным будет учет специфических особенностей региона, имеющих свойство динамично изменяться, будут появляться новые виды услуг,
вытесняя устаревшие и другие факторы, что не снижает востребованность попыток ее разрешения.
Список литературы
1. Аванесова Г. А. Сервисная деятельность: историческая и современная практика, предпринимательство, менеджмент. М.: Аспект Пресс, 2004. 318 с.
2. Асселъ Г. Маркетинг: принципы и стратегия. М.: Инфра-М, 2001. 804 с.
3. Бурменко Т.Д., Даниленко H.H., Туренко Т.А. Сфера услуг: экономика / М.: Кнорус. 2008. 328 с.
4. Кошаев МЛ.Социально-культурные услуги отрасли «Физическая культура и спорт» — формы, мотивы и потребности: ученые записки. 2006. Вып. 21. С. 30-32.
5. Курс социально-экономической статистики / под ред. М.Г. Назарова. М.: Финстатинформ. 2006. 987 с.
6. Маркова В. Д. Маркетинг услуг. М.: Финансы и статистика. 1996. 126 с.
7. Общероссийский классификатор услуг населению. OK 002-93: постановление Госстандарта РФ от28.06.1993 № 163.