УДК 005.6:338.46
ПРИМЕНЕНИЕ КЛАССИФИКАТОРОВ
В СФЕРЕ УСЛУГ: СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА, ВОЗМОЖНОСТИ И ОГРАНИЧЕНИЯ
Н. Ш. ВАТОЛКИНА,
кандидат, экономических наук, доцент кафедры управления качеством E-mail: [email protected] Национальный исследовательский Мордовский государственный университет имениН.П. Огарева
Необходимым этапом макроэкономического анализа сферы услуг, их стандартизации и нормативного регулирования является выбор оптимального набора их классификационных признаков. В статье приводятся сравнительная характеристика, достоинства и ограничения ключевых международных и российских классификаторов с точки зрения их соответствия сущности и характеру услуг.
Ключевые слова: сфера, услуга, классификация, классификатор, деятельность, характеристика.
Многообразие и быстрый рост услуг требуют их определенной систематизации в экономике и управлении. Основным методом систематизации объектов в науке является классификация — разделение множества объектов на подмножества по сходству или различию в соответствии с принятыми методами. Объект — элемент классифицируемого множества. Признак классификации — свойство или характеристика объекта, по которому производится классификация.
Объединение услуг на основе какого-либо признака позволяет не только выделить их специфику и экономическую сущность, закономерности развития и изменения, но и однозначно подойти к проблеме формирования единых подходов к управлению однородными группами услуг.
Вся совокупность характеристик услуг включает классификационные, ограничительные и оценочные показатели. Первая группа показателей
является основой идентификации однородных услуг, обладающих сходными характеристиками. Ограничительные показатели услуг отражают степень выполнения обязательных требований к ним. Оценочные показатели позволяют определить качество услуг с точки зрения требований потребителей, могут служить основой оценки конкурентоспособности услуг, их сравнительной характеристики в рамках определенной классификационной группировки. Сравнение разнородных услуг может дать неверные результаты и привести к ложным выводам. Таким образом, важным этапом макроэкономического анализа сферы услуг, их стандартизации и нормативного регулирования является выбор оптимального набора их классификационных признаков.
Основным признаком классификации услуг является их принадлежность к определенному виду экономической деятельности. Первый шаг в этом направлении сделал А. Г. Б. Фишер, который представил концепцию первичных, вторичных и третичных отраслей экономики [6]. К первичным он относил сельское хозяйство, животноводство, рыболовство, лесничество, охоту и горную промышленность. К вторичным — перерабатывающие отрасли и строительство. Некоторые авторы в эту категорию включают и горную промышленность. Третичные отрасли охватывают транспорт, средства связи, торговлю, правительство и личные услуги.
Социолог Д. Белл развил эту теорию и предложил выделять также четверичный и пятеричный
секторы. Согласно его теории к третичному сектору следует относить транспорт и коммунальные услуги, к четверичному — торговые, финансовые, страховые и риэлторские услуги, к пятеричному — услуги здравоохранения, образования, услуги отдыха, научно-исследовательскую деятельность и правительственныеуслуги [4].
Современные классификаторы также основаны на отраслевом подходе и связаны со сложившейся практикой хозяйствования и вопросами государственного регулирования сферы услуг. Их можно условно разделить натри группы: классификаторы видов деятельности, классификаторы продуктов и классификаторы международных операций.
В классификаторах на основе ряда критериев осуществляется группировка близких по назначению услуг. Каждая услуга оказывается представленной в одной типологической группировке. При этом перечень услуг остается незавершенным, открытым для дальнейшего пополнения. Подобная схема классификации услуг действует и в российской практике хозяйствования.
Сравнение отечественных и зарубежных классификаторов приведено в табл. 1, что позволяет выявить их сходство и различия с точки зрения числа и наименования групп однородных услуг.
Основным классификатором видов экономической деятельности в международном масштабе является Международная стандартная промышленная классификация видов экономической деятельности (International Standard Industrial Classification
of All Economic Activities — ISIC), принятая ООН. Она включает 21 раздел и не предполагает самостоятельного выделения сферы услуг. Эта система охватывает многие новые виды услуг, которые появились в последние десятилетия, а также относит к организациям сферы услуг так называемые вспомогательные структуры, которые оказывают услуги, формально входя в состав производственных компаний. Например, раздел J «Информация и коммуникации» включает виды экономической деятельности, связанные с производством и распределением информации и продуктов культуры; производством средств их передачи и обработки, а также средств коммуникации; обработку данных. Цель этой системы — более эффективное использование данных экономической статистики и достижений науки, позволяющих широко применять высокие технологии, выявлять новые виды бизнеса и отслеживать изменения форм предпринимательской деятельности. Многие межрегиональные и национальные классификаторы построены на основе ISIC [8]. Например, система отраслевой классификации Северной Америки (North American Industrial Classification System — NAICS), которая была разработана совместно статистическими агентствами Канады, Мексики и США в 2002 г. (с изменениями 2007 г). Новая версия NAICS вступает в силу с 01.01.2012. Классификация NAICS охватывает 358 новых областей; 390 видов услуг было пересмотрено, а 422 остались без изменений. Все виды услуг сгруппированы в 20 секторов. Главный
Таблица 1
Отраслевые классификаторы услуг [2, 5, 7—9]
Международная стандартная промышленная классификация (ISIC, Rev. 4) Главная классификация продукции ООН (СРС, Ver. 2) Отраслевая классификация Северной Америки (NAICS) Общероссийский классификатор видов экономической деятельности ОК 029-2007 Общероссийский классификатор услуг населению (ОКУН) Industrial Classification Benchmark (ICB)
Сельское, лесное и рыбное хозяйство (раздел А) Продукция сельского, лесного и рыбного хозяйства (раздел 1) Сельское, лесное и рыбное хозяйство (раздел 111) Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство (разделА). Рыболовство и рыбоводство (раздел В) Нефть и газ (0001)
Горнодобывающая промышленность (раздел В) Горнорудная продукция; газ, электричество и вода (раздел 2) Добыча полезных ископаемых (раздел С) Основные материалы (1000)
Производство продукции (раздел С) Продукция (разделы 2-4) Производство продукции (разделы 31-33) Обрабатывающие производства (раздел Б) Промышленность (включая строительство и промышленные услуги, транспорт, администрирование, управление отходами идр.) (2000)
Продолжение табл. 1
Международная стандартная промышленная классификация (ISIC, Rev. 4) Главная классификация продукции ООН (СРС, Ver. 2) Отраслевая классификация Северной Америки ^АГСБ) Общероссийский классификатор видов экономической деятельности ОК 029-2007 Общероссийский классификатор услуг населению (ОКУН) Industrial Classification Benchmark (ICB)
Поставка электроэнергии, газа, пара и кондиционирование воздуха (раздел D) Горнорудная продукция; газ, электричество и вода (раздел 2). Услуги электро-, газо- и водоснабжения (раздел 6) Производство и оказание коммунальных услуг (раздел 22) Производство и распределение электроэнергии, газа и воды (раздел Е) Жилищно- коммунальные услуги Потребительские товары (3000)
Водоснабжение и управление отходами (раздел Е) Услуги электро-, газо- и водоснабжения (раздел 6) Здравоохранение (4000)
Строительство (раздел F) Услуги в области строительства (раздел 5) Строительство (раздел 23) Строительство (раз-делГ) Потребительские услуги (5000)
Оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспорта (раздел G) Услуги в области распределения продукции, услуги размещения и общественного питания, услуги транспорта (раздел 6) Оптовая торговля (раздел 42) Розничная торговля (разделы 44—45) Оптовая и розничная торговля, ремонт техники (раздел в) Услуги торговли и общественного питания, услуги рынков Телекоммуникации (6000)
Транспортировка и хранение (раздел Н) Транспортировка и хранение (разделы 48-49) Транспорт и связь (раздел I) Транспортные услуги. Услуги связи Электро-, газо- и водоснабжение (7000)
Услуги размещения и общественного питания (раздел I) Услуги размещения и общественного питания (раздел 72) Гостиницы и рестораны (раздел Н) Туристские услуги и услуги средств размещения Финансовые услуги (8000)
Информация и коммуникации раздел J) Деловые и другие производственные услуги (раздел 8) Информация (раздел 51) Технологии (9000)
Финансы и страхование (раздел К) Услуги в области финансов, операций с недвижимостью и аренды (раздел 7) Финансы и страхование (раздел 52) Финансовая деятельность (раздел I) Услуги банков
Операции с недвижимостью (раздел L) Операции с недвижимостью, аренда, лизинг (раздел 53) Операции с недвижимостью, аренда и предоставление услуг (раздел К)
Профессиональная, научная и техническая деятельность (раздел М) Деловые и другие производственные услуги (раздел 8) Профессиональные, научные и технические услуги (раздел 54) Услуги правового характера
Административные и вспомогательные услуги (раздел N) Услуги по управлению предприятиями и организациями (раздел 55). Услуги по администрированию и поддержке, а также управление отходами (включая туризм, охрану, уборку помеще-нийидр.) (раздел 56)
Государственное управление и оборона, обязательное социальное страхование (раздел 0) Государственное управление (раздел 92) Государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное страхование (раздел Г)
Окончание табл. 1
Международная стандартная промышленная классификация (ISIC, Rev. 4) Главная классификация продукции ООН (СРС, Ver. 2) Отраслевая классификация Северной Америки ОЧАГСБ) Общероссийский классификатор видов экономической деятельности ОК 029-2007 Общероссийский классификатор услуг населению (ОКУН) Industrial Classification Benchmark (ICB)
Образование (раздел Р) Общественные, социальные и бытовые услуги (раздел 9) Образование (раздел 61) Образование (раздел М)
Здравоохранение и социальная защита (раздел Q) Здравоохранение и социальные услуги (раздел 62) Здравоохранение и предоставление социальных услуг (раздел ^ Медицинские услуги, санаторно-оздоровительные услуги, ветеринарные услуги
Искусство, развлечения и отдых (раздел R) Искусство, развлечения и отдых (раздел 71) Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг (раздел О) Услуги учреждений культуры. Услуги физической культуры и спорта
Другие услуги (раздел S) Другие услуги (бытовые услуги; религиозные, политические, общественные организации) (раздел 81) Бытовые услуги
Прочие услуги населению
Услуги по ведению домашнего хозяйства (раздел Т) Деятельность домашних хозяйств (раздел Р)
Услуги международных организаций (раздел U) Деятельность экстерриториальных организаций (раздел Р)
принцип классификации — в одну группу попадают компании, имеющие схожие технологии.
В то же время интересные результаты дает сравнение ISIC и другого базового для международной деятельности классификатора — Главной классификации продукции (Central Product Classification — СРС), также принятой ООН. Она позволяет четко разграничить следующие сферы: сельское, лесное и рыбное хозяйство, горнодобывающую промышленность, промышленное производство и сферу услуг, к которой отнесено и строительство. Производство (добыча) и распределение электроэнергии, газа, пара и воды занимает промежуточное положение, так как результатом данного вида экономической деятельности являются и продукция и услуги.
В Российской Федерации действуют два общероссийских классификатора, в которых содержится информация об услугах. Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД) — часть Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации РФ (ЕСКК). Создан на основе
официальной русской версии Статистической классификации видов экономической деятельности в Европейском экономическом сообществе (КДЕС) (Statistical Classification of Economic Activities in the European Community), производной от ISIC. Классификатор OK 029-2001 (КДЕС Ред. 1) введен в действие 01.01.2003. С 01.01.2008 дополнен классификатором OK 029-2007 (КДЕС Ред. 1.1) [2]. Он состоит из 17 разделов, которые в значительной степени гармонизированы с международными подходами к классификации видов экономической деятельности, однако отражают и национальные особенности. В частности, можно отметить недооценку значения в национальной экономике научных исследований и разработок, которые включили в один раздел с операциями с недвижимостью. Кроме того, в ОКВЭД не нашел отражения целый ряд новых видов экономической деятельности по предоставлению услуг.
Общероссийский классификатор услуг населению (ОКУН) также является составной частью ЕСКК. Для классификатора услуг населению
принята иерархическая классификация. В целом ОКУН не согласован в полной мере ни с ОКВЭД, ни с международными классификаторами; не учитывает целый ряд услуг; не позволяет выявить общность и различия классификационных группировок по каким-либо признакам.
Существует целая группа альтернативных классификаций видов экономической деятельности, которыми пользуются в сфере финансовых операций. Самой значимой среди этих классификаций является Industry Classification Benchmark (ICB). Она разработана компаниями Dow Jones и FTSE и служит основой для макроэкономического анализа секторов глобальных рынков в целях принятия решений в области инвестиций, торговли. База данных ICB содержит информацию о 60 ООО компаний по всему миру и подразделяет их на 10 отраслей, 20 суперсекторов, 41 сектор и 114 субсекторов. Отнесение компании к конкретной группе зависит от ее основного источника дохода.
Похожие задачи решают такие классификаторы, как Thomson Reuters Business Classification (TRBC) и Global Industry Classification Standard (GICS), разработанные компаниями Morgan Stanley Capital International и Standard & Poor's для использования международным финансовым сообществом. Классификатор TRBC охватывает более 70 000 компаний по всему миру и имеет десятилетнюю историю. В целом система аналогична ICB, однако она предполагает разделение потребительских товаров и услуг на цикличные и нецикличные. В Экономико-математическом словаре [1] дано такое определение цикличных отраслей: это отрасли, сбыт продукции которых имеет тенденцию увеличивать циклические изменения в валовом национальном продукте и национальном доходе. Классификатор TRBC относит к цикличным услуги розничной торговли, гостиниц, организации досуга и отдыха, общественного питания, игорный бизнес, издательские услуги и средства массовой информации. К нецикличным относятся бытовые услуги [10].
В целом назначение подобных классификаторов — служить основой для расчета различных глобальных индексов, однако они дают представление об отраслевой финансовой структуре мировой экономики, в которой не представлены образование и государственные услуги.
Сравнивая различные международные и отечественные классификаторы, можно отметить их несомненное сходство, которое проявляется прежде всего в том, что они позволяют достаточно
четко разделить три сектора экономики — добывающий, производственный и сектор услуг. Сектор услуг в свою очередь на основе таблицы сравнения можно разделить на три субсектора:
- услуги в области распределения продукции, услуги размещения и общественного питания, услуги транспорта;
- деловые услуги (финансовые услуги, операции с недвижимостью, консультирование, управление, научные исследования и др.);
- общественные, социальные и бытовые услуги. Наиболее спорным остается положение строительства и услуг электро-, газо- и водоснабжения, которые в полной мере имеют признаки и промышленного производства и оказания услуг, однако используют специфические технологии производства и распределения благ. По мнению автора, в рамках существующей структуры экономики их следует относить к сектору промышленного производства. Таким образом, можно утверждать, что отраслевая классификация, предложенная Д. Беллом, в настоящее время еще не претерпела существенных изменений.
Вместе с тем современные классификаторы не позволяют получить однозначного ответа на вопрос об отнесении того или иного вида деятельности к сфере услуг, сельскому хозяйству и промышленности; содержат спорные позиции, такие как строительство, распределение газа, воды и электроэнергии, а также, например, книгоиздание, которое отнесено к сервисному разделу «Информация». Это затрудняет расчет, понимание и сопоставление макроэкономических показателей и индексов, которые основаны на разделении экономики натри сектора—промышленность, сельское хозяйство и услуги.
Также следует заметить, что, с одной стороны, услуги в классификаторах результатов деятельности (ОКУН и СРС) представлены группировками более крупными и обобщенными по сравнению с классификаторами видов экономической деятельности. С другой стороны, они не включают услуги, которые не являются объектом обмена.
Поэтому, учитывая, что услуга представляет собой единство деятельности и ее результата, это можно признать недостатком принятого подхода к построению классификаторов.
Определяя положение услуг в различных официальных классификаторах, принятых на международном и национальном уровнях, нельзя не обратить внимания на то, что услуги, особенно в последние десятилетия, являются предметом международной торговли, находят свое отражение
на счете текущих операций платежного баланса. В соответствии с руководством по платежному балансу МВФ, которым пользуются практически все страны мира, в состав торгуемых услуг входят следующие их виды (табл. 2).
В аналитических целях все разнообразие торгуемых услуг обычно группируют на факторные услуги (factor services) — платежи, возникающие в связи с международным движением факторов производства, прежде всего капитала и рабочей силы (доходы на инвестиции, роялти и лицензионные платежи, зарплата, выплаченная нерезидентам), и нефакторные услуги (non-factor services) — остальные виды услуг (транспорт, путешествия и прочие нефинансовые услуги).
Это деление особенно важно для регулирования международной торговли услугами в рамках ГАТТ/ВТО, которые концентрируются преимущественно на нефакторных услугах.
Очевидно также, что предоставление услуг в большинстве случаев происходит одновременно с продажей товара или осуществлением инвестиций в ту или иную страну. Поэтому в соответствии со способами доставки услуг потребителю услуги делятся на:
- услуги, связанные с инвестициями (investment-related services), — банковские, гостиничные и профессиональные услуги;
- услуги, связанные с торговлей (trade-related services), — транспорт, страхование;
- услуги, связанные одновременно с инвестициями и торговлей (trade-and-investment related services), — связь, строительство, компьютерные и информационные услуги, личные, культурные и рекреационные услуги. Также существует полезное с аналитической
точки зрения деление международных сделок с услугами в зависимости от характера поведения продавца и покупателя услуг (см. рисунок).
Таблица 2
Классификация торгуемых услуг в соответствии с руководством МВФ [3]
Вид Подвид Осуществляются платежи между резидентами и нерезидентами
Транспорт Пассажирский Международная перевозка пассажиров всеми видами транспорта и сопутствующие услуги
Грузовой Международная перевозка грузов всеми видами транспорта и оказание сопутствующих услуг
Поездки Деловые Товары и услуги, приобретенные нерезидентами, путешествующими по делу (командировки)
Личные Товары и услуги, приобретенные нерезидентами, путешествующими по личным вопросам (туризм)
Связь — Услуги почтовой, курьерской, телефонной и иной связи между резидентами и нерезидентами
Строительство — Строительство объектов за рубежом, осуществляемое на временной основе резидентами
Страхование - Страхование нерезидентов страховыми компаниями-резидентами
Финансовые услуги — Финансовое посредничество между резидентами и нерезидентами (открытие аккредитивов, обмен валюты, брокерские услуги и т.д.)
Компьютерные и информационные услуги Консультации в области компьютерныхпрограмм, информационные услуги (обработка данных, пользование базами данных, подписка на инфолинии), обслуживание компьютеров
Роялти и лицензионные платежи Пользование правами собственности (торговая марка, патент, копирайт и т.д.) и использование оригиналов или прототипов (фильмов, рукописей) на основе лицензии
Другие бизнес-услуги Посреднические услуги Комиссия за посредничество
Лизинг Лизинг и фрахт судов, самолетов без экипажей и другого транспортного оборудования
Прочие деловые, профессиональные и технические услуги Правовые, бухгалтерские, управленческие, рекламные и иные услуги, а также услуги по проектированию, картографии, надзору за строительством, защите урожая, разведыванию полезных ископае-мыхи пр.
Личные, культурные и рекреационные услуги Аудиовизуальные услуги Производство фильмов, радио- и телевизионных программ, компакт-дисков, гонорары артистов
Прочие Показ выставок, проведение спортивных и иных мероприятий
Правительственные услуги — Поставка товаров в посольства, консульства, представительства международных организаций, операции ООН по поддержанию мира
Л V
А У
Условие
Производитель не перемещается
Производитель перемещается
Потребитель не перемещается Потребитель перемещается
А. Транспорт, компьютерные и информационные услуги В. Поездки (туризм), образование и медицинские услуги
С. Прямые иностранные инвестиции, временная трудовая миграция И. Поездки в третьи страны, организованные фирмами-нерезидентами
Классификация международных сделок с услугами [3]
Данная классификация включает не только услуги в традиционном смысле, но и движение факторов производства, которые являются носителями этих услуг. Некоторые услуги в зависимости от конкретных обстоятельств могут быть отнесены к различным типам в соответствии с данной классификацией. Например, транспорт может быть отнесен к разряду В, когда иностранный турист летит на самолете местной авиакомпании внутри зарубежной страны, или к разряду С, если резидент использует иностранную авиакомпанию для перелета между городами своей страны. Разряд Б представляет собой специфический случай, когда, например, российский турист отдыхает на находящемся в Испании курорте, принадлежащем французской фирме.
Таким образом, можно отметить, что в основу всех рассмотренных классификаторов положен признак назначения, т. е. характер выгод, который получает клиент в результате и в процессе предоставления услуги. Данный признак, безусловно, является основным с точки зрения формирования однородных групп услуг и определяет структуру рынка, области конкурентной борьбы.
Однако информация о сфере услуг, полученная на основе разных классификаторов, не является в полной мере сопоставимой, так как они базируются на разном понимании категории «услуга» и ее роли
Список литературы
в общественном разделении труда и товарообороте на национальном и международном уровнях. Классификаторы видов экономической деятельности построены на понимании услуги как деятельности, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе ее осуществления. Классификаторы продуктов основаны на понимании услуги как продукта труда, который представляет собой результат непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя, а также собственной деятельности исполнителя по удовлетворению потребности потребителя. Классификатор международных операций построен на понимании услуги как товара или поступающей на рынок потребительной стоимости, которая преимущественно не приобретает овеществленные формы.
Учитывая, что часто приобретение товаров сопровождается сопутствующими услугами и почти каждое приобретение услуг сопровождается сопутствующими товарами, можно констатировать, что стираются границы не только между видами экономической деятельности, но и между их результатами. Поэтому современные подходы к построению макроэкономических классификаторов требуют доработки и дальнейшей гармонизации для более адекватного описания существующей структуры национальных и международной экономик.
1. ЛопатниковЛ. И. Экономико-математический словарь: словарь современной экономической науки. М.: Дело, 2003.
2. Общероссийский классификатор видов экономической деятельности OK 029-2007 (КДЕС Ред. 1.1): приказ Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 22.11.2007 № 329-ст.
3. Руководство по платежному балансу / пер. с англ. М.: МВФ, 1993.
4. BellD. The Coming ofPost-Industrial Society: AVenture in Social Forecasting. NewYork, Basic Books, 1973.
5. CPC Ver. 2 United Nations Statistics Division. URL: http://unstats.un.org/unsd/cr/registry/regcst. asp?Cl=25&rg=l.
6. FisherA. G.B. Economic Implications ofMaterial Progress // International Tabor Review. July, 1935.
7. ICB: Industry Classification Benchmark. URL: http://www. icbenchmark. com.
8. ISIC Rev. 4 United Nations Statistics Division. URL: http://unstats.un.org/unsd/cr/registry/regcst. asp?Cl=27.
9. North American Industrial Classification System //NAICS Association. URL: http://www.naics.com/index.html.
10. Thomson Reuters. URL: http://thomsonreuters.com/about.